_Аннотация
В статье уточнены и систематизированы основные экономические показатели, отражающие уровень развития туризма в регионе. Проанализированы существующие системы экономических показателей туризма в регионах и в Российской Федерации. Произведена систематизация экономических показателей туризма, разработанных в результате проведенного анализа.
Ключевые слова: туристская отрасль, экономические показатели, валовой региональный продукт, туристская добавленная стоимость, туристский выпуск
Калитвинцева Мария Викторовна
аспирантка кафедры экономики, финансов и кредита,
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
экономические показатели вклада туристической отрасли
в экономику региона
Динамика и масштабы происходящих преобразований в сфере становления и развития туризма предопределили необходимость упорядочения и систематизации научных знаний в этой области. На сегодняшний момент много научных разработок посвящены проблемам туризма. Научный подход к туризму излагается в работах проф. В.Г. Гуляева, проф. М.Н. Дмитриева, проф. Ефремовой, проф. Зорина и других ученых. Переведены труды известных западных специалистов в этой области: О. Браймера, Х. Годрифи, И. Голднера, Ф. Котлера, Дж Р. Уокера.
Достоинствами многих работ являются попытки авторов обосновать
фактическое наличие воздействия туризма на валовой региональный продукт (ВРП) и выбрать инструменты измерения этого воздействия. Экономические обоснования и модели, представленные в работах, заслуживают внимания, но являются условными, требуют уточнения. Для определения системы экономических показателей, отражающих развитие туризма в регионе, необходимо проанализировать существующие системы экономических показателей туризма.
Информация о туризме в России публикуется Росстатом в сборнике «Туризм и туристские ресурсы в России». Из обзора разделов и структуры сборника следует, что в основ-
туристически
ном представлены показатели инфраструктуры,
С 2002 года Росстат ежегодно выпускает сборник «Туризм в цифрах», где приводится информация о развитии мирового туристического рынка, состоянии туризма в России, региональных аспектах развития туризма,
Две подгруппы компаний, обеспечивающих туризм
Показатели экономического развития туризма, предоставляемые субъектами федерации в Минэкономразвития России ежегодно в рамках разработки прогнозов социально-экономического развития России и регионов, характеризуют: приток туристов в регион, объем потребления туристов в регионе, рост цен по предприятиям и организациям туристской отрасли. Территориальные органы Росстата осуществляют сбор, агрегирование и предоставление информации о деятельности туристских фирм, средствах размещения, объектов культуры и спорта, а так же о туристских потоках
С 2002 года Росстат ежегодно выпускает сборник
«Туризм в цифрах», где приводится информация о развитии мирового туристического рынка, состоянии туризма в России, региональных аспектах развития туризма
.. .для детального изучения
ситуации в туристской отрасли целесообразно
делить компании, обеспечивающие туризм, на две подгруппы: основные и сопутствующие.
на территории региона, Данные по Нижегородской области, представлены в следующих сборниках и отчетах,
1, Статистический ежегодник «Нижегородская область, 2010 год»,
2, Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах 2010»,
3, Краткие итоги социально-экономического развития Приволжского федерального округа,
4, Краткосрочные экономические показатели Нижегородской области,
5, Доклад «Социально-экономическое положение Нижегородской области», Исследование информации в сборниках, показало, что для более точного расчета вклада туризма в экономику региона рекомендуется уточнить существующую систему экономических показателей и добавить показатели ряда видов деятельности, В том числе: страхование туристов, их питание, обеспечение досуга туристов, обеспечение визового обслуживания туристов, обеспечение связью, обеспечение медицинским обслуживанием, услуги организаций розничной торговли, Вместе с тем для детального изучения ситуации в туристской отрасли целесообразно делить компании, обеспечивающие туризм, на
две подгруппы: основные и сопутствующие, что обусловлено степенью влияния различных организаций на экономику региона, Организации, входящие в основную группу, обладают большей степенью влияния на развитие экономики региона, Организации, относящиеся к группе сопутствующих отраслей, оказывают незначительное влияние на экономику, но для более точного расчета вклада туризма в экономику региона, автором предлагается оценить вклад от туристской деятельности этих организаций,
Построение системы показателей туристической деятельности
Состав туризма уточняется автором посредством объединения подходов, предложенных проф, М,Н, Дмитриевым и доц, М,Н, Забаевой и Росстатом РФ, Автор считает туристскими следующие отрасли: туроперейтинг, общественное питание, организация размещения, физическая культура и спорт, культура, страхование, паспортно-визовая деятельность, связь, розничная торговля, образование, строительство, пассажирский транспорт, Построение системы показателей результатов экономической деятельности на основе предложенной группировки позволит сравнивать результаты деятельности отдельных элементов экономики и определять роль отдельного производителя, отрасли, сектора в формировании показателей, характеризующих экономику в целом, На основе анализа существующей системы показателей, автором предложен уточненный перечень групп показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятий входящих в инфраструктуру туризма (см. табл. на с. 154-155),
Система состоит из двух групп, каждая из которых содержит перечень организаций по виду деятельности, каждый вид деятельности в свою очередь содержит два основных и ряд уточняющих показателей, К основным показателям, рекомендуемым для оценки уровня развития туристской отрасли, следует относить: туристскую добавленную стоимость (ТДС), туристский выпуск (ТВ), Остальные показателей являются уточняющими,
Вклад туризма в экономику отдельного региона определяется долей туризма в ВРП этого региона, поэтому в качестве обобщающего показателя, нами предлагается принять удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП, Удельный вес туристской добавленной стоимости характеризует уровень развития туризма как экономической системы региона,
Выводы
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что туризм представляет собой сложную и объемную комплексную систему, анализ состояния и развития которой определяется представленной системой экономических показателей,
к основным показателям, рекомендуемым для оценки уровня развития туристской отрасли, следует относить: туристскую добавленную стоимость, туристский выпуск
Таблица
Экономические показатели, оценивающие вклад туризма в экономику региона
Классификация организаций Наименование показателя
ОСНОВНАЯ ГРУППА
Добавленная стоимость туроперейтинга
Выпуск туроперейтинга
Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг
Туроперейтинг Выручка от оказания туристских услуг
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений
Расходы на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта
Добавленная стоимость средств размещения по региону в целом
Выпуск средств размещения
Добавленная стоимость коллективных средств размещения(КСР)
Средства размещения Добавленная стоимость индивидуальных средств размещения(ИСР)
Доходы от предоставляемых услуг КСР
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции КСР
Доходы от предоставляемых услуг ИСР
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) ИСР
Туристская добавленная стоимость организаций культуры и искусства(ОКИ)
Удельный вес добавленной стоимости в выпуске в целом по всем ОКИ(%)
Туристский выпуск ОКИ
Удельный вес расходов туристов в обороте ОКИ
Добавленная стоимость по ОКИ
Выпуск (всего) от ОКИ
Расходы туристов на услуги ОКИ
Организации досуга Оборот ОКИ
Туристская добавленная стоимость организаций физ. культуры и спорта(ОФС)
Удельный вес добавленной стоимости в выпуске в целом по всем ОФС(%)
Туристский выпуск ОФС
Удельный вес расходов туристов в обороте ОФС
Добавленная стоимость по ОФС
Выпуск (всего) от ОФС
Расходы туристов на услуги ОФС
Оборот ОФС
Организации общественного питания туристов Организации визового обслуживания туристов Туристская добавленная стоимость организаций общественного питания
Туристский выпуск организаций общественного питания
Удельный вес добавленной стоимости в выпуске в целом по всем организациям общественного питания
Удельный вес расходов туристов в обороте организаций общественного питания
Добавленная стоимость по организациям общественного питания
Выпуск (всего) от организаций общественного питания
Расходы туристов на услуги организаций общественного питания
Оборот организаций общественного питания
Добавленная стоимость по организациям визового обслуживания
Выпуск организаций визового обслуживания
Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг
Страховые компании Туристская добавленная стоимость страховых компаний
Туристский выпуск страховых компаний
Удельный вес добавленной стоимости в выпуске в целом по всем страховым компаниям
Удельный вес расходов туристов в обороте страховых компаний
Добавленная стоимость страховых компаний
Выпуск (всего) от страховых компаний
Расходы туристов на услуги страховых компаний
Оборот страховых компаний
Транспортные организации Добавленная стоимость пассажирского транспорта в дальнем сообщении
Выпуск пассажирского транспорта всего
Выпуск железнодорожного транспорта
Выпуск автомобильного транспорта
Выпуск морского транспорта
Выпуск воздушного транспорта
СОПУТСТВУЮЩАЯ ГРУППА:
Предприятия розничной торговли, предприятия связи, научно-исследовательские организации и учреждения профессионального образования в сфере туризма Объем платных услуг населению
Расходы туристов на оплату услуг и товаров
Доля туристского выпуска в общем выпуске
Выпуск, всего
Добавленная стоимость, всего
Туристский выпуск
Туристская добавленная стоимость
Доля туристской добавленной стоимости в общей добавленной стоимости
удельный вес туристской добавленной стоимости характеризует уровень развития туризма как экономической системы региона
Литература
1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие: монография. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304с.
2. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 311 с.
3. Дмитриев М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культур-
ном сервисе и туризме: учебник / М.Н. Дмитириев, М.Н. Забаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 398 с.
4. Ефремова М.В. Формирование и развитие рынка туристских услуг в России (теория и практика): монография. -Н.Новгород: НКИ, 2006. - 203 с.
5. Забаева М.Н. Методология оценки и эффективного использования туристского потенциала регионов России: монография. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. - 245 с.
6. Зорин И.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. -174с.
7. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. -М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.
8. Нижегородская область в цифрах: крат. стат. сб. - Н. Новгород: Нижего-родстат, 2010. - 419 с.
Maria V. Kalitvintseva
Postgraduate Student, Department of Economics, Finance and Credit, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Indicators for Assessing the Contribution of Tourism to the Regional Economy: an Analytical Review and Systematization
_Abstract
The article rectifies and systematizes the main economic indicators reflecting the level of the tourism development in the region. It analyzes the existing systems of economic indicators of tourism in the regions and in the Russian Federation. The author systematizes economic indicators of tourism developed as a result of the analysis.
Keywords: tourism industry, economic indicators gross regional product, tourism value added, tourism edition