С.Л.Волкова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ С РЕГИОНАМИ РОССИИ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ, ПОВОЛЖЬЕ, УРАЛ)
Волкова Светлана Леонидовна -младший научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Турция в настоящее время развивает экономические отношения с рядом регионов Северного Кавказа, Поволжья и Урала, что является новым направлением сотрудничества. Турция стремится к географической диверсификации экспорта в рамках преимущественно экспорториентированной стратегии роста. Для России такая стратегия приобрела форму внутристрановой диверсификации турецкого экспорта с непосредственным вовлечением в двустороннюю торговлю все большего числа субъектов РФ. Экономическое сотрудничество с Турцией отражает их стремление к самостоятельной внешнеэкономической деятельности в рамках законодательства РФ и к повышению хозяйственной самостоятельности регионов.
Возможности сотрудничества определяются наличием у сторон соответствующего ресурсно-экономического внешнеторгового потенциала. Турецкая Республика располагает многими основными видами рудного, горно-химичес-кого сырья, однако не имеет крупных месторождений энергетического сырья. За счет собственной добычи она может обеспечить лишь около 14% потребностей национальной экономики в нефти, 4 - в природном газе и 16% - в каменном угле1. В 2004 г. общий объем ВНП страны составил 299,5 млрд. долл. При этом на душу населения приходилось по официальному курсу 4172 долл.; по паритету покупательной способности - 7687 долл.2.
По классификации Всемирного банка (2005), использующего при распределении стран показатель валового национального дохода (ВИД), Турция относится к числу стран со «средне-высоким доходом»3. Турецкую экономику мож-но оценить как находящуюся на пути активного превращения из аграрно-промышленной в индустриальную.
В 60-70-е годы прошлого столетия развитие Турции происходило в рамках модели импортзамещения, нацеленной на создание основ национальной про-
мышленности. В 80-х годах в стране начала осуществляться принципиально новая внешнеторговая стратегия. Дальнейшее экономическое развитие оказалось связано с ростом экспорта, прежде всего промышленного. Членство в ВТО (с 1995 г.) и Таможенном союзе ЕС (с 1996 г.) сделало возможным поощрение экспорта лишь методами, которые не рассматривались бы партнерами Турции как его субсидирование. Одним из важных направлений развития экспортного потенциала Турции во второй половине 90-х годов стала его географическая диверсификация.
Продолжением политики экспорториентации явилась либерализация импорта, что составляет одну их характеристик «открытой экономики». В 80-90-е годы произошли значительные изменения в системе его регулирования: были сняты нетарифные ограничения, постепенно снижались таможенные пошлины на импорт. Одновременно с ростом экспорта наблюдался и рост импорта. И хотя экспорт рос более высокими темпами, данное обстоятельство оказалось недостаточным для преодоления дефицита внешней торговли.
Сокращение импорта, который является одной из важных предпосылок экономического роста страны, по всей видимости не может было положено в основу стратегии развития. Основная задача импорта - удовлетворение потребностей экономики Турции в сырье, в первую очередь энергетическом, и инвестиционных товарах.
Эти особенности внешнеторговой стратегии Турции проявляются в экономических связях с Россией в целом и регионами Северного Кавказа, Поволжья и Урала в частности. Субъекты РФ богаты многими полезными ископаемыми. Там имеются месторождения нефти (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Ка-бардино-Балкария, Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Чеченская Республика), газа (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края), каменного угля (Ростовская область, Дагестан, Татарстан, Ставропольский край), торфа (Татарстан, Дагестан), железных, вольфрамовых, стронциевых, медных руд (Кабардино-Балкария, Дагестан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Башкортостан) и т.д. На территории этих субъектов РФ расположены рекреационные ресурсы (минеральные источники, лечебные грязи, термальные воды), и интерес Турции к этим регионам обусловлен возможностью удовлетворения ее потребностей в сырье, в котором она остро нуждается.
Названные субъекты РФ имеют многоотраслевую промышленность - топливную, пищевую, химическую, электроэнергетическую, черную и цветную металлургию, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, легкую промышленность, сельское хозяйство4.
Однако в отдельных регионах промышленность нуждается в модернизации, применении новых технологий, использовании новейших достижений совре-
менной техники, что требует дополнительных капиталовложений. Поэтому регионы заинтересованы в иностранных инвестициях. Турция, имеющая развитую пищевкусовую и текстильную промышленности, имеет определенные преимущества с точки зрения инвестиционной активности в этих регионах. Как уже отмечалось, отдельные субъекты РФ (Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ростовская область, Ставропольский край, Дагестан, Адыгея) имеют развитую промышленность - машиностроение и металлообработку, производящие разнообразную продукцию: машины, станки, электротехническое оборудование, приборы, запчасти и др. Наличие подобных отраслей дает им возможность экспортировать свою продукцию в Турцию, которая испытывает в ней потребность и сохраняет зависимость от импорта зарубежной техники.
В товарной структуре внешней торговли этих субъектов основное место в экспорте занимает продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, машиностроительная продукция, продовольственные товары и сырье, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее. В товарной структуре их импорта выделяются машиностроительная продукция, продовольственные товары и сырье, продукция нефтехимического комплекса, черные и цветные металлы5. Как видим, структура внешней торговли этих субъектов РФ достаточно разнообразна, что позволяет говорить о взаимодополняемости внешней торговли Турции и регионов России.
В то же время сотрудничество Турции с субъектами РФ требует дальнейшего улучшения организационно-правовых предпосылок. Дело в том, что нынешняя правовая база для развития внешнеэкономической деятельности субъектов РФ отличается разночтениями и несоответствиями. Право этих регионов на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность не отражено в Конституции РФ. Формально они не могут устанавливать экономические отношения с иностранными государствами6. Но региональные власти в своих конституциях записывают отдельные пункты, провозглашающие из право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность (Дагестан, Карачаево-Черкесия) и тем самым входят в противоречие с законодательством РФ7. Для снятия возникающей напряженности между центром и субъектами РФ федеральная власть сейчас идет по пути заключения с ними договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Республики в свою очередь приводят местные и законодательные нормы и акты в соответствие с положениями федеральных законов.
В 2004 г. в структуре промышленного экспорта Турции в Россию лидирующую позицию занимала продукция машиностроения и автотранспортные средства (29,3% общего промышленного экспорта). Далее следовали текстильные товары (20,8%), продукция химической промышленности (13,9%), товары промежуточного назначения (13,1%) и швейные изделия (12,3%). В структуре промышленного импорта Турции из России в том же году ведущее место принад-
лежало продукции добывающей промышленности, в том числе минеральному топливу и маслам (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, электроэнергия) - 79,6% общего объема импорта добывающей промышленности; железу и сырью для черной металлургии (8%). Среди готовых промышленных товаров основную позицию занимала продукция черной металлургии (66,8% общего объема импорта готовых промышленных товаров) и химической промышленности (21,1%)8.
Развитие сотрудничества с субъектами РФ обеспечивает Турции возможность импорта или совместного производства высокотехнологичных товаров, которые в настоящее время недостаточно представлены в ее промышленности и экспорте. Как уже отмечалось, некоторые российские регионы (Дагестан, Ка-бардино-Балкария, Татарстан, Башкортостан) обладают значительным ресурсным потенциалом. Поэтому в Турции есть возможности для импорта энергоресурсов и некоторых других видов промежуточных и сырьевых товаров, например алюминия, кожевенного сырья и другой продукции. Республики также заинтересованы в сотрудничестве с Турцией. Они получают возможность для экспорта своего сырья и увеличения валютных поступлений, привлечения турецких инвесторов и импорта необходимой продукции.
Основными направлениями сотрудничества Турции с рассматриваемыми субъектами РФ являются торговля, инвестиционное сотрудничество (создание совместных предприятий) и подрядно-строительная деятельность (выполнение строительных подрядов и субподрядов, где российская сторона выступает заказчиком; в некоторых случаях строительство осуществляется под кредиты, предоставленные турецкой стороной). При этом в различных регионах доминируют те виды сотрудничества, которые определяются возможностями местной промышленности и сельского хозяйства. Так, в Кабардино-Балкарии, где имеются крупные производственные мощности, турецкая сторона планирует создать совместные предприятия, ориентированные на выпуск товаров народного потребления. Обладая значительным ресурсно-экономическим потенциалом, КБР испытывает недостаток в средствах для его дальнейшего развития. Поэтому на первом этапе сотрудничества инвестиционное направление является важнейшим. Турецкие инвесторы, кредитуя проекты КБР, вкладывают деньги в наиболее развитые отрасли республики - электроэнергетику, пищевкусовую, нефте-и горнодобывающую отрасли. Турецкие фирмы участвуют в освоении нефтяных месторождений, переработке сырой нефти, сельскохозяйственного сырья, строительстве и модернизации объектов (курорта «Нальчик», аэропортового комплекса, малых ГЭС, торгового центра)9.
В сотрудничестве Турции с Дагестаном заметно выделяется строительный бизнес, где турецкие фирмы успели завоевать прочные позиции. Развивается и взаимная торговля. Основную позицию в экспорте Дагестана занимает торговая
группа «необработанные шкуры и кожа» - 63,5% от общей стоимости экспорта и «алюминий и изделия из него» - 25,0%10. Из Турции Дагестан импортирует хлебобулочное оборудование, сельхозтехнику, телевизоры, холодильники, мебель, строительные материалы, продукты неорганической химии, кондитерские изделия. По всей видимости, будут расширяться и перспективы экспорта дагестанской нефти. Дело в том, что Дагестан, как и другие прикаспийские государства, планирует дальнейшую разработку морских месторождений11.
В 1997 г. среди стран дальнего зарубежья Турция занимала второе место в структуре экспорта Карачаево-Черкесской Республики. Экспорт КЧР в Турцию был представлен в основном продовольственными товарами и сельхозсы-рьем (9,6%), а также продукцией нефтехимического комплекса (2,8%)12. Среди перспективных проектов в экспортных поставках следует отметить экспорт цемента, современной стеклотары. Сейчас в КЧР планируется строительство нового завода по выделке мехового сырья, овчин, кож. Это должно привлечь Турцию - крупнейшего импортера шкур крупного рогатого скота. В импорте из Турции преобладает продукция машиностроения, нефтехимического комплекса, продовольственные товары. Представители крупных предприятий Карачаево-Черкесии выразили готовность к сотрудничеству по поставкам из Турции офисного и других видов оборудования, запчастей к автомобилям.
Республика Адыгея экспортирует в Турцию станки, редукторы, мебель, картон, а также семена различных культур, продовольствие. Основную долю импорта республики из Турции составляет продукция машиностроения, товары народного потребления, черные металлы и изделия из них, нефтепродукты. В 2000 г. на территории республики было зарегистрировано семь российско-турецких предприятий13. Деятельность турецких инвесторов в Адыгее довольно активна и направлена прежде всего на строительство жилья и инфраструктурных объектов, развитие международного туризма, перевозок, производство косметических средств, лесо- и пиломатериалов, выделку шкур.
Основные виды продукции, экспортируемой в Турцию Республикой Северная Осетия-Алания - мрамор, невыделанные шкуры и кожи. Турция поставляет в республику продовольственные товары, оборудование. Турецких инвесторов прежде всего привлекает социальное инфраструктурное строительство (например, крупный спортивный комплекс «Алания»), Одним из перспективных проектов является строительство в Северной Осетии гидроэлектростанции, в котором турецкая сторона готова выступить инвестиционным партнером (по окончании строительства планируется экспортировать энергию в Турцию).
На территории Ингушетии активно действуют совместные турецко-ингушские предприятия. Турецкие строительные фирмы возводят жилье и другие инфраструктурные объекты (они, в частности, принимали активное участие в строительстве Maraca, названного «городом солнца»).
Сотрудничество Турции с республиками Северного Кавказа характеризуется дефицитным характером их внешней торговли, который связан с относительно невысоким уровнем развития республиканских экономик, а также его снижением в результате ряда кризисов. Отсюда архаичная структура экспорта, в основе которой поставки необработанного сырья для кожевенной промышленности и некоторых видов минерального сырья. Хотя импорт более диверсифицирован, возможности его развития ограничены низким платежеспособным спросом. В результате высок удельный вес специфических поставок в рамках «челночной» торговли.
Объективные факторы, ограничивающие торговое сотрудничество сторон, предопределяют преимущественное значение либо субсидии федерального центра для реализации промышленных и инвестиционных проектов, либо финансовые вложения самих турецких фирм. Сравнительно редко, но все-таки осуществляются инвестиционные проекты (совместные предприятия), использующие технологический потенциал наиболее развитых республик и самой Турции. Чаще всего совместные предприятия связаны с освоением природных ресурсов республик или обеспечением местного населения массовыми услугами и потребительскими товарами.
Турецкая сторона активно сотрудничает не только с республиками, но и краями, областями Северного Кавказа.
Внешнеторговый оборот Ростовской области с Турцией в 2004 г. составил 504,8 млн. долл., в том числе экспорт - 452,3 млн. долл., импорт - 52,4 млн. долл.14. Основные товарные группы экспорта по итогам 2004 г. - лом и отходы черных металлов; жмыхи и отруби; каменный уголь; пшеница; семена подсолнечника; необработанные лесоматериалы; подсолнечное масло. Товарная структура импорта из Турции в 2004 г. была представлена следующими основными товарами: электрические провода и кабели; столовая и кухонная посуда; изделия из пластмасс; стиральные машины; галька, гравий, щебень; лаки и краски; изделия из черных металлов. На территории Ростовской области в 2004 г. зарегистрированы 44 совместных предприятия с участием турецкого капитала; основная сфера их деятельности - производство продуктов питания, телевизоров, радиоэлектроники, строительство15.
Общий товарооборот между Краснодарским краем и Турцией в 2000 г. составил 125 млн. долл.16 В товарной структуре экспорта в Турцию основное место занимали товары топливной и химической промышленности, продукция машиностроения. Эти отрасли составляли свыше 2/3 всего экспорта. Импорт был представлен в основном продовольствием и сырьем для его производства, машиностроительной продукцией, товарами широкого потребления (88%). По состоянию на конец 2000 г. было зарегистрировано 135 предприятий с участием турецкого капитала, основной сферой деятельности которых явились производство продуктов питания, товаров народного потребления.
Для Ставропольского края Турция является одним из основных внешнеэкономических партнеров. В 2000 г. внешнеторговый оборот края с турецкой стороной составил 25,5 млн. долл.17 Основные статьи экспорта включают минеральные удобрения, отходы и лом черных металлов, полимеры, подсолнечное масло. Импорт представлен цитрусовыми, овощами, упаковочными материалами, машинами и оборудованием, изделиями текстильной промышленности и другими товарами. В 2002 г. на территории Ставропольского края было зарегистрировано 63 предприятия с участием турецкого капитала. Основным видом деятельности СП являлись: производство хлебобулочных изделий, товаров народного потребления, торговля, туризм, строительство.
Общие особенности развития экономических отношений Турции с Краснодарским, Ставропольским краями и Ростовской областью обусловлены их более высоким ресурсно-экономическим потенциалом. Поэтому они имеют более диверсифицированный экспорт, а торговый баланс сводится уже в пользу российских регионов. Кроме того, благодаря обоюдной заинтересованности сторон, осуществляется активная реализация двусторонних проектов.
Важным направлением экономического сотрудничества Турции с Республикой Татарстан является торговля. В структуре экспорта РТ наибольший удельный вес занимает продукция химической и нефтехимической промышленности. Наиболее перспективным направлением сотрудничества Татарстана и Турции выступает поставка татарстанской нефти на турецкие нефтеперерабатывающие заводы в рамках межправительственного соглашения. В 90-х — начале 2000-х годов Татарстан импортировал из Турции в основном легковые автомобили, оборудование, изделия из черных металлов, продукцию химической промышленности, продовольствие. Одним из важнейших направлений в структуре взаимоотношения сторон является инвестиционное сотрудничество. В 1999 г. объем инвестиций составил 226 тыс. долл.18. Сейчас в Татарстане работают более 70 совместных предприятий. Кроме того, на территории республики зарегистрировано около 20 представительств и филиалов турецких компаний. Основными сферами совместной деятельности являются: нефтехимическая промышленность (например, поставки продукции завода «Нижнекамскнефтехим»), энергетика, кондитерская промышленность, производство лакокрасочных изделий, судов, искусственных гранитных отделочных материалов, строительство и реконструкция. Турецкие компании открыли в Татарстане большое количество магазинов розничной торговли, торговый центр «Рамстор».
Основное направление сотрудничества Турции с Республикой Башкортостан - торговля. В 2003 г. объем товарооборота составил 59,05 млн. долл., из них экспорт - 58,21 млн. долл., импорт - 0,846 млн. долл.19. Среди основных товарных статей экспорта РБ - нефтепродукты, химические продукты и каучук, пластмассы и изделия из нее, древесина, продукты неорганической химии, чер-
ные металлы. Импортировались главным образом оборудование, изделия из черных металлов, алюминия, древесины, пластмасс, строительные материалы, электрические машины.
На территории Башкортостана турецкие фирмы активно участвуют в инвестиционных проектах. По данным на 1 января 2002 г. там работало 63 предприятия с участием турецкого капитала, из них 35 - со 100%-ным иностранным капиталом (например, фирма «Клима»), 20 совместных предприятий, 8 филиалов и представительств20. Перспективы сотрудничества с Турцией определились в области строительства, нефтехимии, деревообработки, кожевенной, чайной и табачной промышленности. Основная тенденция - создание мелких и средних производств, что для России также составляет одну из ключевых задач промышленного развития.
Таким образом, в конце 90-х - начале 2000-х годов сотрудничество Турции и субъектов РФ поднялось на определенный уровень. Этому благоприятствовали следующие факторы:
Турция в результате заметного развития экономики сформировала значительный экспортный потенциал, представленный, главным образом, потребительскими товарами и некоторыми видами оборудования для их производства. Она продолжает политику географической диверсификации экспорта, вовлекая во внешнеэкономическую деятельность новых партнеров.
В результате дальнейшего сотрудничества будут созданы предпосылки для развития производственной кооперации. При этом более высокий уровень научно-производственного потенциала отдельных субъектов РФ обеспечивает Турции возможности импорта или совместного производства высокотехнологичных товаров. Относительная географическая близость Турции и регионов России, этническое родство турок и отдельных народов РФ (карачаевцы, балкарцы, ногайцы, кумыки, татары, башкиры), схожесть ряда элементов культуры (язык, религия) также способствуют развитию отношений.
К факторам, ограничивающим возможности сотрудничества, относится неопределенность в вопросе о правовом статусе субъектов РФ в их внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Недостаточный уровень экономического развития республик Северного Кавказа обусловливает незначительную емкость их внутреннего рынка и препятствует реализации инвестиционных проектов. В свою очередь потенциал Турции недостаточен для поддержки экономической деятельности турецких фирм на территории субъектов РФ.
С точки зрения экономических и политических интересов России, развитие экономических связей Турции с субъектами РФ имеет свои позитивные и негативные стороны. Разумеется, внешнеэкономические связи регионов способствуют развитию их внутреннего потенциала на собственной основе. С позиций современной экономической географии - это основная цель региональной эко-
номической политики, нацеленной на устранение территориальных диспропорций. Одновременно полнее удовлетворяются импортные потребности регионов. К числу потенциально опасных тенденций следует отнести чрезмерное использование тюркско-мусульманского фактора в ходе экономического сотрудничества Турции с регионами. На нестабильном Северном Кавказе это способно стать катализатором дезинтеграционных процессов.
С учетом сказанного, весь комплекс экономических связей на региональном уровне нуждается в постоянном мониторинге местных и центральных властей с тем, чтобы стимулировать его положительную составляющую и не допускать развития нежелательных для России тенденций.
Примечания
1. Ульченко Н.Ю. Экономика Турции в условиях либерализации. - М., 2002. -С. 130.
2. Economic Report 2004. - С. 127.
3. www.world bank/world development indicators.org.ru
4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание. - М., 2004.
5. Там же.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был опубликован 18 декабря 2003 г. (вступил в силу с 18 мая 2004 г.).
7. Конституция Республик в составе РФ. Выпуск 1. - М., 1995. - С. 114; Конституция Карачаево-Черкесской Республики. - Черкесск, 1996. - С. 21.
8. Рассчитано по данным официального сайта Управления внешней торговли Турции www.dtm.gov.tr
9. По материалам постоянного представительства Кабардино-Балкарской Республики в Москве.
10. По материалам постоянного представительства Республики Дагестан в Москве.
11. Коптевский В.Н. Россия - Турция: Этапы торгово-экономического сотрудничества. - М„ 2003. - С. 337.
12. Карачаево-Черкесская Республика в 1990-1997 гг. Статистический сборник. -Черкесск, 1998. - С. 298.
13. Коптевский В.Н. Указ. соч. - С. 338.
14. www.donland.ru
15. Там же.
16. Коптевский В.Н. Указ. соч. - С. 338.
17. Там же.
18. По материалам Департамента внешних связей Президента РФ.
19. www.bashkortostan.ru
20. По материалам отдела международного сотрудничества Министерства промышленности, внешних связей и торговли РБ.