бо влияет на производство, в то время как рынок отводит ей одну из ведущих ролей в регулировании производства. К числу негативных характеристик указанной взаимосвязи следует отнести незавершенность формирования системы распределения сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям рыночной экономики на фоне снятия всех видов государственного контроля за ценами. Это привело к возникновению множества посреднических организаций и частных лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли любым путем, что служит основой "черного" продовольственного рынка, оказывающего влияние на рост потребительских цен.
Новая эффективная система взаимоотношений производителей с потребителями еще не создана. Решение вопросов сбыта остается уделом каждого предприятия, которое стремится сформировать для себя в пределах рынка продукции растениеводства наилучшие условия сбыта своихтоваров, осуществить реализацию необходимого объема товаров с минимальными затратами и наивысшей эффективностью. В прогрессивных странах это достигается путем проведения маркетинговых мероприятий, которые включают в себя изучение спроса, обслуживание покупателей, рекламу, сроки поставок, организацию сбыта и др.
Рыночная ориентация всех звеньев на потребителя требует четкой организации и совершенствования системы хозяйственных связей. Во-первых, необходимо по возможности сокращать звенья товародвижения. Именно связи без посредников наиболее надежно и оперативно могут обеспечить рациональное движение конечного продукта к потребителю и гарантировать своевременную его реализацию. Во-вторых, необходимо наладить систему обратных связей, способную воздействовать на производственную программу АПК, активно регулировать ее в соответствии с общественными и личными потребностями и требованиями рынка. В-третьих, хозяйственные связи должны тесно переплетаться с технологическими связями. Стремясь подчинить производство потребностям, требованиям и структуре спроса, сфера сбыта должна в большей степени регулировать параметры производственной программы: объем производства, структуру продукции, сроки возделывания отдельных культур, ассортимент и качество продукции. Совместно с другими звеньями торговля организует доработку, подсортировку, расфасовку готовой продукции, участвует в разработке новых видов технологии
производства, перевозки, хранения продукции, создает производственные предприятия, хранилища, лаборатории. Поэтому, на наш взгляд, наиболее устойчивое экономическое положение будут иметь те сельхозпроизводители, которые с учетом конъюнктуры рынка смогут создать относительно замкнутый цикл "производство -переработка - реализация". Это позволит им продавать без посредников значительное количество продукции, получать дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельность производства.
Таким образом, устойчивое функционирование рынка продукции растениеводства базируется на развитии его инфраструктуры, поддержки интеграционных процессов, повышения информационной прозрачности, осуществления мер по повышению эффективности системы го-сударственныхзакупок, расширения биржевой торговли, восстановлению сети заготовительных организаций, организации центров по доставке продукции, логистической и технологической переработке. Мелким и средним производителям рекомендовано создавать снабженческо-сбытовые кооперативы для организации продажи небольших партий продукции и обеспечения своих членов материально-техническими ресурсами. Государственное регулирование рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления.
Литература:
1. Мельниченко Л.Н. Российский производитель продуктов питания: проблема построения современных каналов сбыта / Л.Н Мельниченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 3. - С. 47-53.
2. Воробьев Н.Н. Инфраструктура агропродо-вольственного рынка и механизм его хозяйствования / Н.Н.Воробьев // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2006. -№ 9. - С. 29-32.
3. Камилова П.Д. Инфраструктура продовольственного рынка / П.Д. Камилова // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 3. - С. 53-67.
4. Агаркова Л.В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса Ставропольского края / Л.В. Агаркова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. -№ 7. - С. 16-24.
5. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г., Безлепко А.С. Обеспечение устойчивого развития аграрной сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Экономика". - Майкоп : изд-во АГУ. - 2010. - Вып. 3 (66). - С. 100-105
6. "Итоги работы агропромышленного комплекса за 2009 год и задачи на 2010 год". - Режим доступа : http://www.mshsk.ru.
ECONOMIC TOOLS OF THE ORGANIZATION OF PROCESS OF FORMING AND USE OF SOURCES OF INVESTMENT FINANCING IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX Germanova Victoria Samvelovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Accounting Financial Accounting,
Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: v. [email protected]
In the clause economic tools of process of forming of sources of investment financing in agriculture, in particular orientation of investment projects on complex development of all technological chain from production of raw before end production realization reveal.
Keywords: investment financing sources, economic tools, agriculture, agricultural production, state regulation, investment projects.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АПК
В статье раскрываются экономические инструменты процесса формирования источников финансирования инвестиций в агропромышленный комплекс, в частности ориентирование инвестиционных проектов на комплексное развитие всей технологической цепочки от производства сырья до реализации конечной продукции. Ключевые слова: источники финансирования инвестиций, экономические инструменты, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное производство, государственное регулирование, инвестиционные проекты.
УДК 338.439
В настоящее время агропромышленный комплекс страны испытывает ряд существенных проблем: финансовую нестабильность, отсутствие законодательных гарантий, низкий уровень менеджмента. Имеется также целый ряд проблем, обусловленных отраслевым характером сельского хозяйства: низкий уровень рентабельности, декапитализация, техническая деградация. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к высокому уровню физического износа большей части основных средств, многократному сокращению закупок новой техники и оборудования. Состояние сельского хозяйства осложняется недостаточной выручкой от реализации продукции, несовершенством финансово-кредитного механизма. Бюджетные средства, которые выделяет государство на развитие аграрного сектора, ограничены. Поэтому привлечение в отрасль инвестиций имеет в настоящее время крайне важное значение. Возможность их осуществления возникает в случае, если организация либо сама обладает необходимыми ресурсами (внутренние резервы), либо может привлечь эти ресурсы извне (внешние источники).
Особенности транзитивной экономики требуют не столько прямые государственные инвестиции, сколько радикальное изменение кредитно-денежной, налоговой политики, создание адекватных рыночных механизмов организационно-правовых предпосылок инвестирования реального сектора экономики. Во многих регионах в настоящее время снижается производство в крупных коллективных сельскохозяйственных предприятиях, уменьшается товарность сельскохозяйственного производства. К этому следует добавить, что сами естественные условия сельского хозяйства ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого противостоять отраслям-монополистам, необходимость более высокого органического строения капитала). АПК оказался в более тяжелом положении, чем другие отрасли материального производства. Усилился диспаритет цен; в результате - доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве намного выше, чем в других отраслях производства.
Решение проблемы оздоровления экономики убыточных и низко рентабельных организаций агропромышленного комплекса остается одной из острых проблем и требует безотлагательных государственных мер. Ранее действующая в крае практика оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств с применением законодательно предусмотренной процедуры банкротства позволяет сделать вывод, что этот путь не способствовал восстановлению платежеспособности, так как задолженность, накопленная в силу объективных и
© Германова В.С., 2011
# %
■
147
ГЕРМАНОВА
Виктория
Самвеловна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского финансового учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
субъективных причин, не позволяла в ближайшее время восстановить платежеспособность товаропроизводителей. Реструктуризация данной задолженности государством не гарантировала решения проблемы. Стратегия развития агропромышленного комплекса, обозначенная "Ос-новными направлениями социально-экономической политики на 2001-2010 годы" не предусматривала существенного увеличения государственного финансирования АПК.
Но в современном обществе появились динамично развивающиеся промышленные и перерабатывающие предприятия, финансовопромышленные группы, которые располагают значительными собственными финансовыми ресурсами, возможностями привлечения заемных средств и готовые вкладывать их в сельское хозяйство через создание интегрированных структур, в основу которых закладываются возможности концентрации собственности путем скупки, обмена, аренды паев и акций, земельных долей. Деятельность многих агрохолдингов не ограничивается интеграцией и экспансией, а подкрепляется готовым техпаке-том, что предполагает хороший посевной материал, комплекс удобрений и средств защиты. В свою очередь, успех агрохолдингов во многом зависит от политики местных властей, которые могут создать благоприятный климат для инвестиций, погашая долги сельскохозяйственных предприятий, основная часть которых приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, возникающие из-за существующей системы налогообложения, не учитывающей сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство, тем самым, позволяя инвестиционным компаниям развивать выгодный бизнес. Ведь представители агрохолдингов насыщают внутренний рынок не только сырьевыми продуктами, но и продуктами более глубокой переработки . Такие специфические продукты и ингредиенты, требующие переработки больших объемов зерна, картофеля и прочих сельхозкультур, которые сейчас импортируются, в крае могли производить предприятия агропромышленного комплекса. Данное направление остается не изученным не только для интегрированных объединений, но и для частных инвесторов.
Анализ эффективности работы сельхозпредприятий показал, что более устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые с учетом конъюнктуры рынка создали в рамках предприятия относительно замкнутый цикл "производство-переработка-реализация". Это позволяет им продавать без посредников значительное количество продукции и получать дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельность производства. Однако создание в каждом сельхозпредприятии собственной переработки при наличии неиспользуемых мощностей крупных перерабатывающих и пищевых
предприятий является вынужденной мерой и объясняется ошибками, допущенными при проведении реформ. Поэтому приоритеты следует отдавать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, которые являются важным условием снижения издержек производства и обращения, способствуют повышению доходности всех участников процесса производства, переработки и реализации продукции, привлечению инвестиций в аграрную сферу и восстановлению ее производственного потенциала.
В настоящее время в мире наметилась четкая тенденция укрупнения агробизнеса, ктому же российский рынок сейчас привлекателен тем, что все остальные прибыльные рынки уже поделены, причем барьер вхождения на рынок сельхозпродукции низок, конкуренция на нем пока относительно слаба, а отдача может быть высокой. Для получения высоких и стабильных прибылей агробизнесом надо заниматься вплотную и очень долго, учитывая сельскую специфику; особенности сельского бизнеса (ориентированность на решение социальных проблем села и развитие сельской инфраструктуры); психологию сельских жителей. Зачастую потенциальные инвесторы недостаточно четко просчитывают будущие агрориски, связанные с экологической ответственностью, высокой зависимостью от погодных условий, непредска-зуемымостью местных властей, которые, часто заинтересованы в покупке инвесторами убыточныххозяйств и претендуют на долю доходов. Еще одна группа проблем связана с кадровыми рисками: с нехваткой агрономов, зоотехников и других специалистов, а также с особенностями менталитета российского крестьянства.
В целом есть все основания для перевода села в российский бизнес. Среди экономических инструментов организации предпринимательской деятельности регионе следует выделить - лизинг. Предпринимателю проще получить имущество по лизингу, чем брать кредит на его приобретение. Инвестиции в форме имущества снижают риск невозврата средств, так как за лизингодателем на весь период действия договора сохраняется право собственности на переданное имущество. Основное достоинство лизинга - возможность использования налогового щита за счет ускоренной амортизации предмета лизинга. Грамотное планирование предприятием своей амортизационной политики при разработке и реализации инвестиционных (в том числе лизинговых) проектов позволяет минимизировать выплаты налога на прибыль и увеличить чистые денежные потоки.
При посредничестве лизинговой компании могут стать доступными самые дорогие машины и их комплексы. В идеале лизинг позволяет эффективнее распределять бюджетные ассигнования, доводить их до тех, кто работает рентабельно и в состоянии вернуть деньги по ли-
зинговым счетам, а также помогает внедрять в сельское хозяйство новые технологии. К тому же если прибыль от освоения инноваций возвращать исследователям в составе лизинговой платы, то вознаграждение будет попадать конкретным разработчикам. По сравнению с обычным кредитованием здесь в значительной степени снижается риск лизингодателя как инвестора, а применение особых условий договора (например, ускоренной амортизации) уменьшает сумму налоговых платежей. В рамках исследований рассмотрено приобретение техники на основе финансового лизинга. Планирование ежегодных платежей, калькуляция себестоимости работ и услуг, а также выручки позволяют сделать определенные рекомендации.
В условиях финансовой нестабильности потенциальные негосударственные инвесторы не решаются на долгосрочное вложение средств. Потенциальными инвесторами сельскохозяйственного производства могут быть и посредническо-торговые организации, и перерабатывающие предприятия, которые могут вкладывать средства в развитие своей сырьевой базы. Вложения могут осуществляться через интеграцию и развитие горизонтальной и вертикальной кооперации. Через интегрирование поставщиков и переработчиков сельскохозяйственных продуктов можно достичь скоординированности интересов всех участников производственно-коммерческого процесса и выравнивания их положения при распределении доходов. В сельском хозяйстве существуют большие возможности для приложения капитала, и, хотя в отрасли есть успешно работающие компании, в целом сельское хозяйство недооценено инвесторами.
Централизованное инвестирование - реальный источник расширенного воспроизводства и структурной перестройки в АПК. Однако значительная часть инвестиций направляется не на целевые программы развития АПК, ликвидацию узких мест и его структурную перестройку, а распыляется по множеству направлений и объектов, не носит комплексного характера, что предопределяет низкую капиталоотдачу. Дефицит средств на инвестиции предполагает также поиск их нетрадиционных источников, обеспеченных путем привлечения кредитных ресурсов в АПК с обеспеченностью государства гарантии вложений.
Главным направлением современной инвестиционной политики должно стать создание бла-
гоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечение частных (отечественных, иностранных) инвестиций в сельское хозяйство на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. Системный, затянувшийся бюджетный дефицит экономики края и страны приводит к необходимости поиска внебюджетных инвестиций и инвесторов, доступных инвестиций, где "цена капитала" минимальна [3]. На региональном уровне необходима разработка антикризисных инвестиционных программ саморазвития АПК. Финансирование их должно быть многокомпонентным, многоканальным, а основной задачей инвестирования - долгосрочные вложения, необходимые для капитального строительства создаваемых или обновляемых производственных мощностей с использованием инновационных технологий автоматизации агробизнеса, оборудования, сельскохозяйственной техники.
Литература:
1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СПС КонсультантПлюс.
2. Валдайцев С.В. и др. Инвестиции / под ред. В.В. Ковалева и др. - М. : Велби ; Проспект, 2007. - С. 440.
3. Германова В.С. Особенности формирования инвестиционной политики государства в сфере АПК / В.С. Германова // Материалы третьей научной конференции Северо-Кавказского государственного технического университета: Вестник СевКавГТУ. Серия Экономика №1. - Ставрополь, 2003. - 1 86с.
4. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / пер. с англ. - М. : Дело, 201 0. - 450 с.
5. Ендовицкий Д.А. и др. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. Методология и практика. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 238 с.
6. Кокорев Н.А., Мардян Я.Ю. Некоторые вопросы учета инвестиций в форме капитальных вложений в организациях АПК : материалы Региональной научно-практической конференции "Научное обеспечение использования современных технологий в сельскохозяйственном производстве региона", г. Калуга / под ред. М.Е. Мазурова. - РАСХН, Калужский НИПТИ АПК, 2009. - С. 143-147.
7. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений / пер. с англ. - М. : Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997. - 164 с.
■
149
ACCEPTING OF MANAGEMENT DECISIONS AND FORECASTING OF THE ECONOMIC CONJUNCTURE IN THE COMPETITIVE MARKETS OF AGRICULTURAL GOODS
Gurnovich Tatyana Genrihovna, DSc of Economics, Professor,
Stavropol State Agrarian University, Stavropol
Tchernyshov Pavel Gennadevich, post-graduate student,
North Caucasian Gumanitarno-Technical Institute, Stavropol