ванием средств огневой и физической подготовки /А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 7 (113). - С. 77-81.
Ключевые слова: Атлеты старших возрастных групп, горный бег, периферическое кровообращение.
Keywords: Trail runners of the senior age groups, mountain running, peripheral circulation.
УДК 371.613
Т.В. Березанцева-Низяева
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГБОУ Профессиональное образовательное учреждение «Московское училище олимпийского резерва № 3 » Москомспорта, Москва, [email protected]
Введение. Физическая культура и спорт являются весьма многогранным феноменом и имеют множество разных аспектов - правовых, медико-биологических, экономических, социальных. Разумеется, профессиональная спортивная деятельность, спорт высших достижений предъявляет чрезвычайно высокие требования к психофизическому состоянию и ресурсу человека, что нередко отнюдь не идет на пользу здоровью, особенно в некоторых видах спорта. В то же время, есть виды спорта, требующие не только физической силы и выносливости, но и использования интеллектуальных ресурсов. Но наша задача не обсуждение проблем спорта высших достижений, а массовый спорт, который ещё называют «физической культурой», которая так же, как и культура во всех других ипостасях должна быть обязательной составляющей жизни всесторонне развитого человека, и которая является важнейшим фактором, влияющим на общественное здоровье (как физическое, так и душевное). Физическая культура, так же, как и другие составляющие общественной жизни может развиваться и процветать, а может и деградировать, как правило, параллельно с деградацией других сторон жизни общества. К сожалению, на протяжении более чем полутора десятилетий мы все наблюдали негативные процессы в нашем
обществе, не исключением являлась и массовая физическая культура и спорт. В настоящее время, в период стабилизации необходимо рассмотреть роль физической культуры в формировании здоровья общества в контексте правового поля, а также экономических аспектов и издержек.
Материал и методы. Благосостояние общества служит хотя и важной, но лишь одной из предпосылок к формированию здорового образа жизни, а его основу составляют физическая активность, полноценное питание, благоприятная экология, отказ от вредных привычек. Здоровье населения определяется не столько эффективностью работы органов здравоохранения, но в значительной мере - образом жизни каждого конкретного человека, поэтому эффективная деятельность по охране и укреплению здоровья требует активного участия в ней самих граждан. Россияне в современных условиях недостаточно ориентированы на укрепление своего здоровья, хотя в последнее время в ряду жизненных ценностей здоровье занимает одно из первых мест, что связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни. Низкая вовлечённость населения в оздоровительные программы объясняется несколькими причинами: недостаточной пропагандой здорового образа жизни, устаревшей организацией занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях, дефицитом услуг, предоставляемых государственными и иными структурами по организации здорового досуга и отдыха, высокой стоимостью этих услуг. Вместе с тем, ориентация широких масс населения на здоровый образ жизни предполагает повышение ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей. В связи с этим необходим анализ развития массовой физической культуры и спорта за последнее десятилетие в контексте государственной политики, развития материальной и нормативно-правовой базы.
Результаты и обсуждение. За последние 10 лет произошли существенные положительные сдвиги в развитии массовой физической культуры и спорта. Динамика показателей была отражена на заседании совета по развитию физической культуры и спорта 09 октября 2014г. в Чебоксарах под председательством президента В.В. Путина [13]. Достаточно сказать, что если 15 лет назад, по различным данным, лишь 9-12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, то на сегодняшний день этот показатель составляет 27,5 процента, что также является недостаточным. Например, в скандинавских странах, и странах Западной Европы этот показатель
достигает 40-60% [4]. Особо следует отметить низкую вовлечённость в занятия физической культурой и спортом женщин - среди россиянок этот показатель составлял ещё 10 лет назад лишь 5% [7]. Последняя цифра тем более удручающая, поскольку, как показывают исследования, активные занятия физической культурой и спортом родителей в период репродуктивного возраста позволяют снизить смертность новорожденных на 3,5% [7]. На упомянутом заседании совета были поставлены задачи, в соответствии с которыми количество людей, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, к 2020 году у нас должно значительно вырасти и составить не менее 40 процентов населения Российской Федерации. Необходимо отметить, что подобные совещания под председательством Президента носят регулярный характер, в частности в связи с приближающимися крупными международными спортивными мероприятиями, проводимыми в России [15]. В то же время некоторые из предложений, высказанных на этих совещаниях носят неожиданный и спорный характер - например идея о снятии запрета на продажу пива на стадионах, что обосновывалось тем, что футбольный матч - это не только спортивное зрелище, это ещё и некое развлечение, как поход в кинотеатр или на концерт [14].
Профилактика заболеваний - наименее затратный и самый эффективный путь укрепления здоровья общества. Вместе с тем, профилактический характер могут носить не только собственно медицинские мероприятия (массовые обследования, диспансеризации и проч.), но и другие направления, такие как развитие массовой физической культуры и спорта. Положительное воздействие физической культуры на общественное здоровье опосредуется не только его воздействием на физическое состояние, но и его социально-профилактическим влиянием. Поэтому, использование средств физической культуры и спорта в решении оздоровительных, воспитательных задач и задач профилактики заболеваемости и преступности, становится социально необходимым. Положительный эффект практической деятельности спортивных школ имеет достоверное подтверждение и дает ощутимые результаты по возвращению подростков из криминальной среды и групп медицинских рисков к нормальному и здоровому образу жизни.
Вместе с тем, существует несколько значимых социально-психологических и экономических аспектов, которые влияют на приобщение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Большая роль в этом принадлежит семье, особенно личные примеры роди-
телей. Причем в подобных семьях, в сравнении с семьями, не практикующими регулярные занятия физической культурой, помимо собственно укрепления соматического здоровья, достоверно чаще складываются дружные взаимоотношения между членами семьи. Необходимо отметить, что материальное благосостояние семьи также влияет на приобщение детей к физической культуре, так в семьях с высоким достатком процент детей регулярно занимающихся физической культурой и спортом выше, чем в семьях со средними и низкими доходами. Однако в целом число детей, посещающих спортивные секции и занимающихся регулярно физическими упражнениями, в 1996 - 2006гг. уменьшилась в 1,5 раза, чему в значительной мере способствовала пассивная позиция родителей в данном вопросе. Проведенные в тот период исследования показали, что почти половина опрошенных родителей указывали на то, что у их детей нет привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в связи с тем, что они не подают личный пример своему ребенку, в других случаях ссылаются на отсутствие рядом с домом спортивных сооружений, недостаток материальных средств, плохое состояние здоровья ребенка [5]. Роль семьи в приобщении детей к физической культуре и спорту подчеркнута в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [10] где указан приоритет формирования ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию. В настоящее время, согласно Закону формат и объем представленности физической культуры и спорта в системе образования отнесено к компетенции образовательных учреждений, которые с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. В настоящее время внесены изменения в образовательные стандарты, по которым работают школы и вузы. В них физическая культура как обязательный предмет представлен не только на всех уровнях школьного образования, но и в высшем, а с недавнего времени даже в дошкольном образовании. Новые образовательные стандарты предусматривают, чтобы все дети, независимо от состояния здоровья, занимались спортом. В связи с этим необходимо обеспечить персонификацию занятий физкультурой, возможность, в том числе и тем детям, которые имеют объективные
ограничения, найти такой вид спортивных занятий, который был бы им по силам и работал на их физическое развитие. В связи с этим, комплекс ГТО, который будет вводиться поэтапно, должен использоваться именно как измеритель успешности школы, учителей физкультуры в деле повышения и укрепления здоровья каждого ребёнка.
Следует отметить, что систематически занимается спортом наиболее активная часть населения - граждане до 30 лет. Из следующей возрастной группы - от 30 до 60 - систематически занимаются спортом лишь 11 процентов, а дальше и того меньше - до 3 процентов. Конечно, за последние годы эти показатели немного улучшились, выросли, но в целом очень скромны, отстают от уровня других стран. И если поставлены планы к 2020 году вовлечь в регулярные занятия спортом и физической культурой 40 процентов населения, то именно здесь заложен серьёзный потенциал. С 2006 по сегодняшний год в стране введено 33 тысячи спортивных сооружений. Обеспеченность плавательными бассейнами на сегодня составляет 9,9 процента, плоскостными спортивными сооружениями - 30 процентов, спортивными залами - 62 процента, а в целом мы сегодня находимся где-то на уровне 38 процентов пропускной способности от норматива. Практически в год наблюдается прирост в районе 3 тысяч спортивных сооружений [13].
Давно замечено, что соматический и социально-психологический портрет, как детей, так и взрослых, регулярно занимающихся физическими упражнениями и спортом, отличается от такового у лиц, ведущих пассивный образ жизни. Исследования показывают, что среди взрослых - это, как правило, люди с более высоким уровнем образования, они больше внимания уделяют своему здоровью: почти каждый третий из них имеет дома спортивные тренажеры, они чаще принимают витамины, лучше питаются. Люди, уделяющие внимание физической культуре, отличаются и лучшими психосоматическими показателями: например, у них чаще отмечается нормальная масса тела, реже встречаются нарушения сна, они выше оценивают уровень своего здоровья. Имеются положительные отличия и в социально-психологических характеристиках - таких как удовлетворенность работой, отношениями в семье, с друзьями и в целом более активным и оптимистичным отношением к жизни. Таким образом, лица, занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения.
Несовершеннолетние, занимающиеся регулярно физическими упражнениями по состоянию своего здоровья также отличаются в лучшую сторону от детей, не занимающихся физической культурой. Среди них больше доля лиц с нормальной массой тела, меньше страдающих хроническими и простудными заболеваниями, они более активны в социальном плане. В настоящее время большую тревогу вызывает физическое состояниедетей и учащейся молодежи. Ещё недавно, по данным ВНИИФК до 30% детей, поступающих в школу, имели низкий уровень школьной зрелости, т.е. имели недостатки физического и психического развития; до 10% детей дошкольного возраста были физически не подготовлены к началу занятий в школе; 17-19% учащейся молодежи имели избыточный вес; от 6 до 12% школьников страдали гипертонией; до 50% имели нарушения различной степени в опорно-двигательном аппарате. Лишь двое из десяти детей, поступающих в первый класс, были практически здоровы [5]. В Москве при переводе детей во взрослую поликлинику патология наблюдается у 30%. Это свидетельствует о том, что основам здорового образа жизни, достаточному уровню физической активности в настоящее время всё ещё уделяется мало внимания не только в семьях и общеобразовательных школах, но и в дошкольных детских учреждениях. И в последнее время делаются последовательные шаги в данном направлении. Поскольку многие психологи и педагоги говорят, что именно в дошкольном детстве очень важно заложить основы здорового образа жизни и отношения к своему здоровью, то в новом федеральном стандарте дошкольного образования это нашло своё отражение. Он предусматривает обязательное развитие у ребёнка крупной и мелкой моторики, контроля управления своими движениями и так далее. В школьной программе предмет «физическая культура» является обязательным - три урока в неделю с 1 по 11 класс. Новые стандарты образования также предусматривают обязательную внеурочную деятельность, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также делается всё, чтобы обеспечить разнообразные формы для её реализации - это кружки, клубы, секции и так далее. Очень важно, чтобы эти три урока физкультуры в неделю были интересными, чтобы они были обеспечены всем необходимым: и спортивными сооружениями, и инвентарём - и чтобы преподаватели, учителя физкультуры были необходимым образом подготовлены, умели использовать современные педагогические методики. На сегодняшний день у нас 96 процентов городских школ имеют спортивные залы, но в сельских школах этот показатель хуже - только 78 процентов.
Разумеется, физическая культура и спорт не является единственным средством, способным оздоровить широкие массы населения, однако несомненное преимущество физического воспитания - в его практической общедоступности. Интересен опыт стран с развитой рыночной экономикой, где массовая физическая культура предельно индивидуализирована в зависимости от доходов и запросов населения. Стадионы в странах Западной Европы практически целиком отданы под зрелищные мероприятия, а для массовых занятий созданы десятки тысяч небольших спортивных клубов - от элитных, рассчитанных на людей с высоким достатком, до общедоступных. Для последней категории имеются специальные программы, находящиеся, как правило, под патронажем государства и рассчитанные на самые юные категории населения. Так, например, в Австрии это программа «Ози спорт», ориентированная на партнерство молодых семей, учителей, тренеров, и объединяющая их клубы, где детям прививают навыки физической культуры. В Финляндии существует Ассоциация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и молодыми матерями. Ассоциация предлагает несколько курсов "Гимнастики для малышей" [6]. Поэтому одной из важнейших задач в настоящее время является создание условий для самореализации детей и подростков и молодежных физкультурных клубах, секциях и кружках по интересам, в том числе через программы «Школ укрепления здоровья», что должно послужить действенным средством ограничения эпидемии алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди подростков. Многие данные показывают, что среди детей, подростков и молодежи, занимающихся регулярно физической культурой и спортом в свободное время (не менее 2-х раз в неделю) в несколько раз меньше по сравнению с не занимающимися, курящих и употребляющих алкоголь и наркотики. Как известно, 24 марта 2014 года Указом № 172 Президента страны В.В. Путина в России введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ГТО), как программная и нормативная основа физического воспитания населения [8]. Последующими распорядительными документами регламентированы меры внедрения этого комплекса в широкую практику [2]. В этой связи у специалистов в области гигиены физической культуры возникает ряд вопросов, касающихся, прежде всего, охраны здоровья детей и подростков в ходе реализации комплекса ГТО и утверждается необходимость научно-методического обеспечения и надзора за соблюдением санитарного законодательства как преследующего главную цель ГТО - «развитие человеческого
потенциала и укрепление здоровья населения», поскольку некоторые нормативы ГТ0-2014 для мальчиков 11 лет предъявляют большие, чем в 1972 году, требования к организму [3]. Исследования морфофункционального состояния детей и подростков по сравнению со сверстниками 60-х и 80-х гг. прошлого столетия убедительно показывают снижение функциональных показателей на фоне тотального увеличения размеров тела и ускорения биологического развития. Подобная картина наблюдается в разных регионах страны, в разных возрастных группах. По мнению ведущих ученых страны, полученные результаты диктуют необходимость дальнейшего поиска причин этого явления, разработки современных нормативов для оценки физического развития, пересмотра нормативов биологического развития школьников [1]. При реализации ГТ0-2014 следует обратить серьезное внимание на печальные факты не просто снижения функциональных возможностей и физической подготовки детей и подростков, но и случаев смертей на занятиях физической культурой. Вот только названия статей с одной страницы Российской газеты под рубрикой «Несчастные случаи на уроках физкультуры»: «В Югре школьник умер на тренировке по теннису», «Подросток умер на уроке физкультуры в Пермском крае», «На тренировке в Кировском лицее умер ребенок», «Студент погиб на уроке физкультуре в Томске», «В Архангельске семиклассник умер во время физкультуры», «Стометровка насмерть (студент в Екатеринбурге)» и т.д. [12]. Специалисты в области профилактической медицины в качестве причин этих смертей предполагают не столько «несчастные случаи», сколько некачественный медицинской контроль в ходе физического воспитания детей и подростков, несоблюдение федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков [9, 11].
В 2015 году действие Федеральной целевой программы физической культуры и спорта закончилось. Концепция новой федеральной целевой программы уже утверждена Правительством в начале 2014г. года, определены и её финансовые параметры. Предварительно на ФЦП до 2020 года запланированы бюджетные ассигнования в размере 73,9 миллиарда рублей в ценах соответствующих лет, соответствующего периода. ФЦП началась в 2006 году с резолюции Президента разработать такую программу. Необходимо сказать, что до 2006 года происходил непрерывный процесс разрушения и утраты материальной базы, после начался процесс восстановления. За эти годы только из федерального бюджета по различным программам, не только по федеральной целевой про-
грамме, было вложено в инфраструктуру спорта, (без учёта инвестиций в Олимпиаду в Сочи), 156 миллиардов рублей плюс 137 миллиардов вложили субъекты Российской Федерации. Новая программа продумана до 2020 года. Её реализация позволит (при оптимистическом развитии событий) решить поставленные задачи - это 40 процентов граждан, вовлечённых в спорт, 80 процентов - студентов, 20 процентов - лиц с ограниченными возможностями здоровья, 48 процентов - обеспеченность спортивными сооружениями. Сегодня единовременная пропускная способность спортивных сооружений - 7 миллионов человек, её необходимо увеличить практически в два раза. В результате проводимой работы доля граждан, которые вовлечены в спорт, как уже говорилось, в значительной степени увеличилась, с 2008 года - если было 15 процентов, то сегодня это 27 процентов, обеспеченность спортивными сооружениями увеличилась с 20 процентов до 28. Несмотря на то, что задача массового привлечения граждан к занятиям физической культурой поставлена Президентом России в первую очередь перед Министерством Спорта, общественными и спортивными объединениями и организациями, эти задачи должны решаться на межведомственном уровне с участием Министерств - здравоохранения, а также образования и науки России.
Заключение. Таким образом, физическая культура и спорт развиваются в обширном и совершенствующемся правовом поле, и все больше используются в обществе в качестве универсального механизма не только оздоровления людей, но и как способы самореализации человека, его самовыражения и развития, а также как средство борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни физическая культура и спорт во многом определяют поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении и способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Таким образом, и для общества в целом и для каждого конкретного человека необходимо совершенствование одновременно как физического тела, так и духовно-интеллектуальных качеств, что конвертируется как в первичную выгоду (психосоматическое здоровье), так и во вторичную - собственно экономическую, экономя ресурсы общества и даря здоровье и радость жизни каждому вовлеченному в данный процесс.
Литература
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. [2012] Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях // Вестник Российской академии медицинских наук. № 12. С. 35-40.
2. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» Распоряжение от 30 июня 2014 г. № 1165 -р. URL: http://governmentru/media/ffles/41 d4ec4b9118c4004d8e.pdf (Дата обращения 23.04.2016).
3. ГТ0-2014: задачи гигиены физического воспитания / Гудинова Ж.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Семенова Н.В., Гегечкори И.В. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 // URL:http: www.science-education.ru/120-15610(дата обращения: 23.04.2016).
4. Гуськов С.И. Государство и спорт. М. 1996. 176 с.
5. Итоги проведения мониторинга физического состояния детей подростков и молодежи в 2003 г. -М. : Министерство образования РФ, 2004. 580 с.
6. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. М. : Академия, 2001. 432 с.
7. Научный отчет о деятельности ВНИИФК за 2003г. М. : ВНИИФК, 2004. 278 с.
8. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Указ от 24 марта 2014 г. № 172. URL:http://www.rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (дата обращения: 23.04.2016).
9. О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/5450-prikaz-minzd(дата обращения: 23.04.2016).
10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ. URL :http://www.rg.щ/2007/12/08/sport-doc.htm^(Дата обращения: 23.04.2016).
11. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н. URL: http://www.rg.ru/2014/02/12/pomosh2-dok. Ыт1(дата обращения:
23.04.2016).
12. Российская газета [2015]. Несчастные случаи на уроках физкультуры // URL :http://www.rg.ru/sujet/2292/ (Дата обращения: 23.04.2016).
13. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 9 октября 2014г. URL: http: //www.kremlin.ru/ events/president/news/46759 (Датаобращения : 23.04.2016).
14. Стенографический отчет о совместном заседании Совета по развитию физической культуры и спорта и организационного комитета «Россия 2018» 8 декабря 2015 г. URL :http://www.kremlin.ru/ events/president/ news/50893(дата обращения 23.04.2016).
15. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 22 апреля 2016г. URL : http://www.kremlin.ru/events/ president/ news/ 51776 (датаобращения 23.04.2016).
УДК 796.011
А.Э.Болотин
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДИСТАНЦИЙ БЕГУНАМИ НА СВЕРХДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В СРЕДНЕГОРЬЕ ПО ПРОГРАММЕ МИРОВОГО ТУРА МОН БЛАН
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]
Программа мирового тура МОН БЛАН предусматривает прохождение атлетами различных сверхдлинных дистанций. Основными из них являются: ССС-101 km, TDS-119 km, OCC-55 km. Преодоление такого уровня горных дистанций требует от бегунов специальной подготовки. [1 -6].
Дистанция ССС-101 km- представляет собой бег по пересеченной местности, с перепадом высот от 1000 м до 2500 м, в международном названии "GranderandonneeduTourduMont-Blanc (GR ТМБ)" и является очень популярной среди бегунов. Более 1900 человек принимают участие в данных соревнованиях.
Горная дистанция с многочисленными переходами на большой высоте (> 2500 м), проходит в сложных погодных условиях (ночью, ветер, холод, дождь