Д А. МАЗЕПИН, Э.А. ШАХВЕРДИЕВ
Дмитрии Аркадьевич М43ЕППН — кандидат экономических наук, председатель совета директоров Объединенной химической компании «Уралхим».
В 2011 г. окончил Санкт-Петербургский институт экономики и управления.
Автор 17 публикаций.
Сфера научных интересов — управление фондовым потенциалом предприятий нефтегазовой отрасли, теория принятия управленческих решений в области повышения эффективности инвестиционных ресурсов.
Элъдар Азизагаевпч Шахеердиее — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. ЮА. Лаврикова СПбГЭУ.
В 2008 г. закончил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
Автор 10 публикаций.
Область научной специализации — нормативные вопросы и экономические конфликты в недропользовании, теория принятия решений.
^ ^ ^
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УТИЛИЗАЦИИ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА
Традиционная ситуация в нефтегазодобывающей отрасли не может быть признана успешной, пока более половины (60-70 %) запасов нефти навсегда остаются в недрах недобытыми, а из добытых попутно с нефтью нефтяных газов, по разным оценкам, в факелах сжигаются миллиарды кубометров, нанося стране колоссальный экономический и экологический ущерб.
В эпоху нарастающего дефицита энергоносителей рациональное использование попутного нефтяного газа (далее — ПНГ) является неотъемлемой частью эффективного энергопользования и одним из важнейших показателей успешности экономических реформ инновационного развития [5].
В мировой практике нефтегазодобычи ряд стран смогли привести утилизацию попутного нефтяного газа к требуемым экологическим нормам, и объем сжигаемого в факелах газа не превышает 5 % от общей добычи ПНГ. Тем самым удалось не только предотвратить экономический ущерб от сжигания ПНГ, но и обеспечить экономический эффект от рационального использования ПНГ
На многих месторождениях России соответствующие объемы полезного использования ПНГ все еще остаются недостижимыми. Основная причина этого состоит в том, что разрабатываемые месторождения находятся в труднодоступных районах, удаленных от магистральных газопроводов, а высокие капитальные затраты, требуемые для обустройства компрессорных станций и газопроводов, как
ГРНТИ 06.39.31
© Д.А. Мазепин, Э.А. Шахвердиев, 2013
38
Д.А. Мазепин, ЭЛ. Шахеерднее
правило, не включаются в число первоочередных. В результате значительное количество ПНГ сжигается в факелах, что существенно увеличивает экономический ущерб и приводит к загрязнению атмосферы [2; 4; 7].
По данным Мирового Банка и на основании спутниковых исследований, объемы сжигания ПНГ в России достаточно сильно занижены. В 2010 г. они составили 35,2 млрд м1 (более 26 % мирового объема сжигания ПНГ) [Ошибка! Источник ссылки не найден.; 8]. Существенное расхождение оценок объемов сжигания связано, с одной стороны, с низкой точностью проводимых спутниковых исследований, а с другой стороны, с недостатками системы измерения и учета непосредственно в нефтяных компаниях России. В частности:
— во многих случаях отсутствуют измерительные приборы на факельных установках, при том что затраты на организацию системы учета крайне невелики по сравнению со стоимостью проектов по утилизации ПНГ;
— имеет место низкая оснащенность измерительными приборами по ступеням сепарации;
— отсутствуют автоматизированные системы учета;
— не выработаны единые требования к измерительным приборам и системе учета.
Несмотря на указанные проблемы в учете ПНГ, официальная статистика, подтверждаемая данными нефтяных компаний и информацией государственного баланса запасов, дает основания полагать, что реальный объем сжигания ПНГ превышает официальные показатели не более чем на 20-25 %. В 2011 г. уровень сжигания ПНГ в России составил 16,7 млрд м1 при добыче 68,4 млрд м1 (см. рис. 1).
80 70 60 50
о
40
О) (в
§ 30 20 10
0 2008
• сжигание ПНГ, млрд м^ ■ утилизация, млрд мд
степень утилизации ПНГ, %
Л--—♦
4---«—-----
90 80 70 60 50 40 30 20 10
2009 2010 2011
Годы
2012
0 2013
О н гв
а
п
а
Вт"
V! Н
а
Ьа
а
ё а
а —х
Составлено по данным Минэнерго РФ, ЦЦУ ТЭК.
Рис. Динамика утилизации ПНГ в России
Основными направлениями использования ПНГ являются переработка и выработка электроэнергии. Возможности по закачке в пласт для повышения нефтеотдачи в России практически не используются из-за несовершенства соответствующих технологий и нежелания недропользователей.
Утилизация ПНГ является безальтернативной перспективой эксплуатации нефтяных месторождений, и энергетическое использование нефтяного газа, может оказаться экономически эффективным в достаточно широком диапазоне объемов и состава нефтяного газа. В связи с этим необходимо рассмотрение регуляторов экономической эффективности при действующих и перспективных тенденциях развития экономики в стране и регионе.
В условиях ужесточения ответственности за сжигание ПНГ в виде повышения платы за выбросы и внесения требований по утилизации 95 % ПНГ в лицензионные соглашения и проектные докумен-
ты, нефтяные компании вынуждены искать и находить новые возможности и внедрять новые технологии утилизации газа.
С 1 января 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предлагаются новые принципы расчета выбросов вредных веществ, образующихся при сжигании ПНГ.
Предусмотренные в этом постановлении принципы существенно уточнены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148, в котором признаны утратившими силу п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 7 [6]. При этом плата за выбросы, превышающие предельно допустимые значения, увеличены посредством повышающего (дополнительного) коэффициента К с 4,5 до 12 на 2012 г. и до 25 на 2013 г. соответственно.
В п. 5 постановления предусматривается, что «в случае отсутствия системы учета объемов ПНГ, соответствующей требованиям Министерства энергетики РФ, независимо от значения показателя сжигания, исчисление размера платы за выбросы осуществляется с применением к нормативам платы за выбросы дополнительного коэффициента К, равного 120», т. е. вместо значения коэффициента, равного 6, принято 120.
К постановлению Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148 прилагается «Положение об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
Надо полагать, реализация этого Постановления может радикально изменить традиционно сложившуюся ситуацию.
В большинстве случаев выводы таковы, что затраты на сбор и переработку попутного газа выше, чем возможные доходы на энергетическом рынке. Если это так, то задачей Правительства является поиск соответствующих политических решений. Если цель Правительства — исключение сжигания ПНГ, то ключевой вопрос в том, как должны быть структурированы правила? Какой предел субсидий или штрафов должен быть эффективным регулятором таких изменений? Или, если политические и экономические возможности государства ограничены по тем или иным причинам, каким должен быть уровень международной поддержки? При относительно низких ценах на ПНГ удельные инвестиции на утилизацию ПНГ являются стабильно высокими.
На сегодняшний день в России большинство проектов сокращения сжигания ПНГ могут быть экономически рентабельными. Исследования, проведенные по инициативе Всемирного Банка, показали, что наиболее эффективным способом утилизации ПНГ является использование его для производства электроэнергии и развитие газоперерабатывающих заводов [7; 8]. Кроме того, авторы пришли к выводу, что при чистой цене реализации около $ 50 за тыс. м3 примерно 80 % попутного газа в России может быть экономически переработано. Если предположить, что цена на газ, предлагаемая в рамках стратегической программы, будет принята, внутренние цены на газ для промышленных потребителей в России планируется увеличить примерно от $ 70 за тыс. м3 в 2009 г. до более чем $ 115 за тыс. м3 в 2012 г. Тем не менее дополнительные расходы по сбору и переработке для транспортирования газа по магистральным газопроводам будут колебаться довольно существенно в зависимости от размера месторождений и расстояний до перерабатывающего завода. При включении дополнительных расходов по доставке газа от газоперерабатывающих предприятий в систему ОАО «Газпром» чистая цена реализации ПНГ при продаже переработанного газа, вероятно, будет меньше $ 50 за тыс. м3 к 2012 г.
В связи с этим возможное развитие экономической ситуации может потребовать выработки новой стратегии по разрешению рассматриваемой отраслевой проблемы. К наиболее эффективным методам технологической утилизации ПНГ относится реализация, в первую очередь, газовых, водогазовых, термогазовых, реогазохимических и тепловых методов повышения нефтеотдачи залежей жидких углеводородов, включающих реализацию повсеместной закачки в пласт ПНГ или продуктов его использования в качестве топлива — двуокиси углерода, дымовых газов.
В процессе разработки нормативных документов, регламентирующих повышение эффективности использования ПНГ, должна быть решена сложнейшая, но обладающая огромным потенциалом эффективности задача обеспечения непротиворечивости нормативно-правовой базы, оптимально сочетающей механизмы принуждения и мотивации недропользователей к рациональному использованию ПНГ.
40
ДА. Мазепин, Э.А. Шахвердиев
Необходимы гармонизация интересов всех субъектов, участвующих в процессах получения и переработки ПНГ (включая государство), а также учет отрицательного опыта принятия государством недостаточно продуманных и взвешенных решений, способных нарушить баланс интересов субъектов, участвующих в процессах добычи и переработки ПНГ.
Следует отметить, что авторы реформы ЖКХ для нефтегазодобывающих регионов странным образом оставили без внимания использование такого источника энергии, как ПНГ, который мог бы существенно снизить себестоимость электроэнергии, сжиженного газа, моторного топлива для населения этих регионов [3].
Для того чтобы окупить инвестиции в переработку и утилизацию ПНГ, государственное норма-тивно-правовое регулирование должно способствовать:
— повышению доходов нефтяных компаний от продажи ПНГ,
— снижению затрат на сбор и транспортировку продукта на дальнейшую переработку;
— повышению привлекательности инвестиций в один сегмент путем снижения рентабельности других сегментов (транспорт, газопереработка).
При разработке нормативных документов, регламентирующих повышение эффективности использования ПНГ, должны соблюдаться следующие условия:
— четкое формулирование обязанности государственных органов в части обеспечения полноценного контроля добычи и использования ПНГ;
— выработка четких и понятных требований к производителям попутного газа;
— создание условий для эффективного использования вводимых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное использование ПНГ.
Идеология дальнейшего совершенствования нормативной базы использования ПНГ должна ориентировать на решение двух системных задач:
— оптимизации стимулов и санкций эффективного использования ПНГ;
— обеспечения технологической комплексности деятельности газоперерабатывающего комплекса страны.
В ежегодном Президентском послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. В.В. Путин заявил, что «сегодня на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд кубометров попутного газа в год. Тем более, что во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность. Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям».
Таким образом, процесс разработки нормативных документов, регламентирующих повышение эффективности использования ПНГ, должен опираться на решение задачи обеспечения непротиворечивости нормативно-правовой базы, оптимально сочетающей механизмы принуждения и мотивации недропользователей к использованию ПНГ, гармонизации интересов всех субъектов, участвующих в процессах получения и переработки ПНГ, включая государство.
Возможным решением могла бы стать государственная концепция развития регионов, в которой отразились бы все грани этой сложной экономической, технологической и экологической проблемы и обеспечивалось рациональное использование ПНГ на местах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Книжников А.Ю., Кутепоеа Е.А. Проблемы и перспективы использования нефтяного попутного газа в России // WWF России. M., 2010. 40 с.
2. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2010 год. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. М., 2011. 188 с.
3. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации / Росгидромет. Т. 1. 2008. С. 100.
4. Парниковые газы — глобальный экологический ресурс: справочное пособие // WWF России. М., 2004. 137 с.
5. Плоткина У. И. Эффективность создания ко генерационных установок с использованием механизмов госу-дарственно-частного партнерства // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. №6(161). С. 131-136.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа». М., 2012. 13 с.
7. Шахвердиев А.Х., Денисов A.B. Проблемы рационального использования попутного нефтяного газа // Вестник РАЕН. 2011. № 5. С. 55-61.
8. Flared Gas Utilization Strategy Opportunities for Small-Scale Uses of Gas//The World Bank. May. 2007. 60 p.