УДК 339.92 (470)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИИ РОССИИ С АРАБСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ: ОТ ЭКСПОРТА ВООРУЖЕНИЙ К НОВЫМ АСПЕКТАМ СОТРУДНИЧЕСТВА
© И. В. Рыжов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Россия, 603005 г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2.
Тел./факс: +7 (831) 439 01 88.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются факторы формирования и особенности развития экономических контактов России и стран арабского мира. Большое внимание уделяется емкому и быстро растущему рынку вооружений арабских стран, представляющему интерес для российских экспортеров. Рассматривая динамику военно-технического сотрудничества, автор учитывает и негативные факторы, касающиеся задолженности ряда ближневосточных государств, большая часть которой приходится именно на данный сектор. Акцент сделан на необходимости усиления межгосударственных взаимоотношений также за счет частных и коммерческих структур, что расширит масштаб совместной хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: Россия, арабский мир, Северная Африка, экспорт вооружений.
Система международных отношений на Ближнем Востоке в XXI веке подвержена достаточно стремительным изменениям. Появляются новые действующие лица и процессы, изменяется роль и статус некоторых «старых» участников. Кроме того, сохраняется высокий конфликтогенный потенциал региона, вследствие не только неурегулированности ближневосточного конфликта и ситуации в Ираке, но и событий в ряде арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока в начале 2011 года. Естественно, Россия не может быть безучастной к сложившейся ситуации в регионе, так как они затронули и государства, которые являются ее партнерами.
В свете данной проблемы могут быть подвергнуты корректировке и принципы взаимоотношений между Российской Федерацией и данными странами.
Во второй половине 80-х годов ХХ столетия в советской дипломатической практике бытовало мнение о том, что Ближний Восток для нас не просто близок, а «пограничен», и процессы, происходившие там, воспринимались как напрямую затрагивающие национальные интересы Советского Союза, хотя, в отличие от СССР, Россия по своему геополитическому положению находится несколько дальше от Ближнего Востока. Это утверждение не вполне корректно даже с географической точки зрения. Дело в том, что изменяется само понятие «Ближний Восток» («Большой Восток», «Большой Ближний Восток») [1, с. 5-6], и ныне его границы много шире, чем прежде, и к России он так же близок, как в свое время был близок к Советскому государству.
Следует отметить, что в последние годы интерес внешнего мира к этому региону, к участию в его делах возрос. Однако, оценивая роль РФ и ближневосточных государств в международных отношениях на современном этапе, необходимо учитывать, прежде всего, глобальные изменения на мировой арене и перспективы эволюции внутриполитических процессов в этих странах.
экономическое сотрудничество, Ближний Восток,
Важно, что сегодняшние геополитические реалии, основанные на существовании только одной сверхдержавы - США и могут быть актуальными для России и других стран региона еще достаточно продолжительный период времени. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока США не уступит свое политическое (и глобальное, и региональное) лидерство, что вряд ли возможно в ближайшей перспективе, даже несмотря на растущие амбиции в этой части планеты КНР, Индии и некоторых европейских государств.
Дело в том, что одной из главных особенностей Ближнего Востока, определяющих отношение к нему извне, является емкий и динамично растущий рынок, который для нас привычно ассоциируется с рынком вооружений. По оценкам специалистов, емкость ближневосточного рынка вооружений в недалеком прошлом составляла свыше 35.5 млрд. долларов, а учитывая проводимую основными государствами региона модернизацию вооружений, и в обозримом будущем останется на высоком уровне [2, с. 153]. Несмотря на массовые протест-ные явления, охватившие в последнее время ряд арабских стран в ближайшей перспективе североафриканские и ближневосточные государства останутся активными покупателями оружия, а сам региональный рынок остается крайне привлекательным для основных производителей вооружений и военной техники (ВВТ). Об этом говорят результаты 10-й Международной оборонной выставки АЙДЕКС-2011, прошедшей с 19 по 24 февраля 2011 года в Абу-Даби (свыше одной тысячи компаний из 49 государств, причем 200 представляли арабские страны) [3]. Согласно экспертным оценкам, только шесть стран ССАГПЗ и Иордания намерены израсходовать в 2011 году на нужды обороны 68 млрд. долларов [3].
Многие представители отечественного военно-промышленного комплекса приводят в защиту
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1
383
тезиса о развитии Россией отношений с этим регионом именно в отношении рынка оружия на Ближнем Востоке [4]. И в его поддержку приведем цифры и слова заместителя главы «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина: «Пока события в некоторых арабских странах не повлияли на военнотехническое сотрудничество России с ними. Наши представительства внимательно отслеживают ситуацию в них на предмет возможного изменения нормативно-правовой базы. В арабском регионе - в Северной Африке и на Ближнем Востоке - у нас контракты на 12 млрд. долларов» [3].
Но при всем при том, Россия пока не дотягивает до места главного экспортера, каковым был СССР во второй половине 80-х годов ХХ века. В качестве иллюстрации данного тезиса приведем следующие цифры - за период 1983-1990 гг. СССР поставил арабским государствам оружия на сумму более 55 млрд. долларов [5]. Как отмечает известный отечественный ученый-востоковед В. А. Исаев в своей работе, посвященной итогам и проблемам российско-арабского сотрудничества, «...если в советский период торговля и технико-экономические связи с арабскими странами оценивались ежегодно не менее чем в 6.5-7 млрд. долл., не считая сотрудничества по военной линии, то в 1990-е годы они резко сократились и не превышали 2.5 млрд. долл. в год и только в 2000 году, вышли на уровень в 5 млрд. долларов» [6, с. 73]. Таким образом, хотя в 1990-е гг. была очевидна тенденция к сокращению российского военного экспорта, в настоящее время данная ситуация заметно меняется в более благоприятную для отечественных экспортеров вооружений сторону. Кроме того, для импортеров вооружений большое значение имеет характер политических связей с государствами-экспортерами, стабильность, надежность и предсказуемость этих связей. Чего, к сожалению, нельзя сказать о текущей ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Более неоднозначную оценку вызывает данная тенденция в России. Экспорт оружия, будучи приоритетом конкретных корпораций, в тоже время обусловлен общеэкономическими причинами, ибо экспорт российского оружия всегда был и остается одной из важнейших статей валютных поступлений. Сохранение объемов экспорта в прежнем масштабе связывается с необходимостью защиты российских коммерческих интересов, но одновременно этот приоритет входит в противоречие с заинтересованностью России в контроле над вооружениями в регионе. Одним из возможных вариантов разрешения данного противоречия представляется развитие военно-технического сотрудничества с умеренными режимами, которыми являются, в частности, арабские монархии Персидского залива, которые проводят предсказуемую политику и предполагают применять российское оружие в оборонительных целях. В первую очередь, это такие перспективные партнеры как ОАЭ и Саудовская
Аравия. Но не надо забывать и о традиционных потребителях продукции отечественного ВПК, таких как Сирия, Алжир, Ливия.
Казалось бы, противоречие разрешено. Однако найденные российскими дипломатами формулы, удачно сочетающие, на их взгляд, экономические интересы России и ее международные обязательства, далеко не всегда встречают понимание в других правительственных структурах. Объясняется это тем, что различные ведомства преследуют свои корпоративные интересы и эти интересы не всегда тождественны линии МИД.
В тоже время установление мира в регионе открывает для России перспективу значительного увеличения потенциала ее делового сотрудничества. России есть что предложить своим арабским партнерам. Прежде всего, интересными представляются технические достижения России. Например, в нефтегазовой сфере или машиностроении.
Прежде рыночное пространство Ближнего Востока было разделено арабо-израильским конфликтом, в частности, из-за не признания арабами Государства Израиль. Мирный договор Израиля с Египтом, заключенный в 1979 году, пробил брешь в этих барьерах. Реализация палестино-израильских соглашений, иордано-израильский мирный договор 1994 года эту брешь расширяют. Мирное урегулирование конфликта между Государством Израиль и его арабскими соседями привело бы к тому, что ближневосточное рыночное пространство стало бы сквозным. Мировой бизнес ориентируется именно на эту перспективу.
В качестве аргумента против развития активного партнерства со странами ближневосточного региона может служить задолженность ряда ближневосточных государств Российской Федерации. В общей сложности задолженность арабских государств к 1991 году составила около 35 млрд. долл., в том числе Ирака - около 8 млрд. долл., Сирии -11 млрд. долл., Алжира - более 4 миллиардов, Египта - 3 миллиарда, Ливии и Йемена - по 2.5 млрд. долларов [5; 7, с. 31]. Значительная часть долга, естественно, приходилась на военные поставки. Возвращение долгов арабскими странами, действительно, довольно сложная тема на переговорах, однако само по себе наличие таких сложностей не может служить поводом для отказа России от взаимовыгодных отношений со странами Арабского мира. Тем более, что была разработана достаточно гибкая схема возврата долгов (если сравнивать с нашей достаточно твердолобой позицией в 1990-е годы), которая реально позволила сторонам продолжать сотрудничество.
Совершенно очевидно, что национальным интересам России и интересам «арабской улицы» отвечает активное участие нашей страны в ближневосточном мирном процессе, а интересам безопасности региона - урегулирование в рамках этого процесса ближневосточного конфликта, стабилизация
в контексте нормализации обстановки в этом регионе и становление в нем системы безопасности.
Так или иначе, ясно, что не в интересах России быть отстраненной от ближневосточных дел, от регулярного политического и дипломатического участия в них и общения, как с государствами этого региона, так и с теми, кто в эти дела вовлечен.
Отметим, что двусторонние отношения должны развиваться не только через военностратегическое и техническое сотрудничество, но и во всем спектре экономических связей. На современном этапе, видимо, необходимо усиливать межгосударственные взаимоотношения также за счет частных и коммерческих структур (большой бизнес, малый, и средний), причем как фундаментальное сотрудничество (остается впечатление, что российско-арабское взаимодействие отчетливо группируются вокруг почти исключительно крупных сделок), так и в рамках некрупного частного предпринимательства, которое дает гибкость, разнооб-
разие форм, массовость и масштаб совместной хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
2. иЯЬ: http://www.npc-m.ru/news/31/print_page. См. также Бакланов А. Г. Ближний Восток на рубеже ХХ1 века: к созданию системы коллективной безопасности. М.: МГИМО, 2001.
3. Бабкин С. Арабские страны на оборонной выставке АЙДЕКС-2011. ШЬ: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/27-02-11a.htm
4. иЯЬ: http://www.npc-m.ru/news/31/print_page
5. Исаев В. А. Россия и арабские страны: новые реалии экономического сотрудничества.
6. Исаев В. А. Россия и арабские страны: итоги и проблемы сотрудничества// Россия и на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности. Сборник статей. М.: ИИИБВ, 2001.
7. Титоренко В. Возвращение в арабский мир // Новое время. №50. 1994.
Поступила в редакцию 21.12.2011 г.