ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСКА КАК ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
К.Б. Есенников,
адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Научный руководитель: доктор экономических наук,
профессор Суглобов А.Е. Рецензент: доктор экономических наук, профессор Хомерики Г.В. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие риска и его характерные особенности. Также представлены основополагающие теоретические составляющие предпринимательского риска, основанные на истории возникновения и развития данного понятия в мировой экономике. Отдельным аспектом выделена актуальность решения проблемы управления рисками в России и за рубежом.
Ключевые слова: риск, предпринимательство, предпринимательский риск, управление рисками.
ECONOMIC ASPECTS OF RISK AS ONE OF ELEMENTS OF MODERN BUSINESS
K.B. Esennikov,
an applicant for the department of the financе and economic analysis of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article the concept of risk and its characteristics is considered. The author presented the fundamental theoretical lines of enterprise risk based on stories of emergence and development of this concept of world economy. The separate aspect allocated an urgency of a solution of the problem of risk management in Russia and abroad. Keywords: risk, business, enterprise risk, risk management
В условиях рыночной экономики риск является ключевым элементом предпринимательства. Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.
В ситуации политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.
Таким образом, риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.1 Неблагоприятной ситуацией или неудачным исходом при этом могут быть:
• упущенная выгода;
• убыток (потеря собственных средств);
• отсутствие результата (ни прибыли, ни убытка);
• недополучение дохода или прибыли;
• событие, которое может привести к убыткам или недополучению доходов в будущем.
Различают две функции риска — стимулирующую и защитную.
Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль катализатора, особенно при решении инновационных инвестиционных решений. Второй аспект проявляется при принятии авантюрных, необоснованных решений и действий, противоречащих принципу оправданного риска. Происходит
это тогда, когда субъект риска, совершающий выбор или осуществляющий то или иное действие в условиях неопределенности, отказывается учитывать объективные экономические закономерности развития определенного явления или процесса.
Вторая функция риска — защитная, имеет также два аспекта: историко-генетический аспект и социально-правовой. Содержание первого состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска. На практике это проявляется в создании страховых резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска.
Риску присущ ряд черт, среди которых можно выделить противоречивость, альтернативность, неопределенность.
Противоречивость проявляется в том, что, с одной стороны, риск имеет важные экономические, политические и духовно-нравственные последствия, поскольку ускоряет общественный технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение и духовную атмосферу общества. С другой стороны, риск ведет к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, тормозит социальный прогресс, порождает те или иные социально-экономические и моральные издержки, если в условиях неполной исходной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение.
Альтернативность в риске предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и риска.
Существование риска непосредственно связанно с неопределенностью. Она неоднородна по форме проявления и по содержанию. Риск является одним из способов снятия неопределенности, которая представляет собой незнание достоверного, отсутствие однозначности. Акцентировать внимание на этом свойстве риска важно в связи с тем, что оптимизировать на практике управление и регулирование, игнорируя объективные и субъективные источники неопределенности, бесперспективно. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность осуществляется под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), множества переменных, контрагентов, лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.
В российской экономической науке в настоящее время по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском риске, методах оценки риска применительно к тем
или иным производственным ситуациям и видам предпринимательской деятельности, хотя в последние годы появились научные работы, в которых при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и предложения затрагиваются вопросы риска. Российская экономика только начинает осваивать рыночное пространство, поэтому для нее характерна высокая степень появления самых различных рисков в любой отрасли. Факторами, повышающими степень риска, являются: нестабильность уровня спроса и предложения, ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, изменения валютных курсов, инфляция, несовершенство законодательной базы. Учитывая субъективные причины недостаточно развитого риск-менеджмента в стране, нужно помнить о том, что вопрос управления рисками в трансформирующейся экономике (каковую сегодня представляет экономика России) недостаточно исследован во всем мире. Причина заключается в том, что экономические реформы в ныне развитых странах прошли более органично, последовательно, на более низком уровне технического развития и в то время, когда научные знания о рисках в экономике были немногочисленны. Поэтому исследователи и практики бизнеса интересовались не спецификой переходных периодов, а конкретными инструментами управления рисками в нормально функционирующей рыночной экономике. Сегодня аналитики соглашаются с тем, что в условиях трансформирующихся экономик уровни практически всех рисков существенно выше, чем в экономиках стабильных стран, что и наблюдается в экономике России.
Мировая экономическая наука представляет классическую и неоклассическую теории предпринимательского риска. При исследовании предпринимательской прибыли такие представители классической теории, как Дж. Милль и И.У. Сениор, различали в структуре предпринимательского дохода процент (как долю на вложенный капитал), заработную плату предпринимателя и плату за риск (как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью).
В 30-е годы XX в. экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска, состоящие в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности, прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями: размерами ожидаемой прибыли, величиной ее возможных колебаний2.
Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Иначе говоря, риск — это угроза того,
что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.
Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск — это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.
В условиях становления новой мировой финансовой системы, ориентированной на социальную рыночную экономику, механизм регулирования финансовых отношений микроуровня требует не меньшего внимания, чем макрорегуляторы экономических отношений.
Зарубежная практика накопила множество методов защиты от риска. Главное внимание направлено на соблюдение параметров риска как до разработки и принятия решения, так и в ходе его выполнения, быстрое реагирование в случаях отклонения параметров риска и принятие мер по снижению отрицательных последствий деятельности.
В настоящее время широкое развитие получили процессы диверсификации: развитие производств, находящихся на разных уровнях или разных регионах страны, направление инвестиций в разные сферы деятельности, формирование параллельных структур по изготовлению модификаций изделий или решению сложной проблемы.
Распределение риска между партнерами и снижение его уровня для каждого партнера создается при взаимном владении акциями в условиях объединений, корпораций, финансово-промышленных групп (ФПГ). Так, промышленные организации в составе ФПГ приобретают акции банка, защищая тем самым свои активы и получая льготы по кредитам. Банковская структура в составе ФПГ приобретает акции промышленных организаций, способствуя их развитию и осуществляя контроль за их деятельностью. Используется новый взгляд на отношения с конкурентами. Крупные автомобильные корпорации США «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс» идут на взаимовыгодное сотрудничество и интеграцию в автомобильном бизнесе.
В зарубежной практике информация о потенциальном партере, конкуренте или клиенте содержится в бизнес — справках, предоставляемых рынком информационных услуг. Для оценки риска взаимоотношений представляют интерес неформальные контакты, встречи «без галстука», которые позволяют получить информацию о потенциальном партнере и своевременно разработать стратегию поведения с минимизацией риска.
При выборе конкретного средства разрешения риска следует исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. Применение на практике этих принципов означает, что необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, а затем сравнить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. Таким образом, в управлении финансовыми рисками и рисками вообще участвуют все функции цикла финансового менеджмента — от планирования до контроля.
Риск — понятие достаточно противоречивое. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Присутствие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, деловой человек, предприниматель старается быть осторожным при принятии управленческих решений. Чем больше времени и внимания уделено предварительной аналитической работе перед проведением ответственных коммерческих операций, осуществлением крупных промышленных проектов, тем меньше вероятность ошибки, а соответственно и возникновения рисковых ситуаций3.
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности. На каждом предприятии должен существовать орган управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.
На любого предпринимателя, руководителя в условиях рыночной экономики возложены риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и он отвечает за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммер-
ческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. Поэтому опытный, предусмотрительный предприниматель стремится в своей работе предвидеть заранее возможность риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры.
Вместе с тем невозможно учесть все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, нельзя полностью исключить все возможные виды рисков. К тому же опыт предпринимательской деятельности показывает, что сделки с самым высоким уровнем риска часто являются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в ту зону хозяйствования, которая характеризуется наличием наименьших рисков, а значит, и минимальной прибыльностью.
Экономическое поведение большинства предпринимателей при принятии управленческих решений предполагает два характерных типа: активную деятельность с принятием всей ответственности за риск на себя и пассивную деятельность с элементами риска. В первом случае идут на риск для того, чтобы получить несколько большую по величине прибыль, во втором — в надежде избежать потерь. Есть разные взгляды на соотношение сторонников поведения по каждому из указанных типов, однако боязнь потерь, связанных с риском, весьма велика у предпринимателей, работающих в условиях рыночных отношений. Поэтому из возможных решений слишком часто выбираются такие, при которых учитываются только полностью надежные варианты, хотя при этом предприниматель отказывается от динамичного развития своего бизнеса, выбирая более медленный, но надежный, даже спокойный путь.
Большинство менеджеров учитывают риск только вынужденно, в затруднительных положениях, под нажимом изменений рыночной конъюнктуры, конкуренции на рынке, утраты экспортных возможностей, т. е. тогда, когда продолжение конкретного вида деятельности находится под вопросом и «на карту» поставлено само существование предприятия, компании.
Субъективное восприятие проявляется в том, что одни и те же альтернативы кажутся одному человеку более рискованными, а другому — менее либо совсем без риска. Это вызвано несколькими причинами.
Во-первых, считается, что люди переоценивают опасность тех явлений, о которых они узнают из других источников, особенно из средств массовых коммуникаций и от людей, которым они традиционно доверяют, т. е. искаженная информация приводит к неточной оценке риска.
Во-вторых, восприятие размера риска в значительной степени зависит от способов представления информации. Сведения, изложенные сложным языком, например, множественными статистическими выкладками, могут привести к недооценке риска.
Третья причина напрямую связана с практиче-
ским опытом в области выполнения конкретной работы, с учетом повторяемости событий.
И наконец, на субъективное восприятие риска оказывают влияние внешняя личная оценка вероятности неудачи, а также абсолютная величина убытка.
Итак, в условиях рыночной экономики риск — это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности формирует искусство и повышает культуру управленческой деятельности.
Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его реализацию.
Разработка и принятие оптимального решения — важное условие предупреждения риска.
Вычислительные методы можно считать необходимым, но совершенно недостаточным инструментом, используемым при оценке эффективности финансового управления. Чем лучше мы понимаем методы количественного анализа (в том числе несовершенство таких методов), тем эффективнее мы можем их использовать4.
В рыночных отношениях процессы производства ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные оборачиваются банкротством. Все понимают, что каждый, кто хочет проводить результативную, успешную хозяйственную деятельность, должен учитывать риск. Игнорировать его нельзя. В практику хозяйствования, в психологию предпринимателя входит принцип «не рискуешь — прогоришь».
1 Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: Учебное пособие.-М.: МГИМО, 2006.
2 Тижанин В.Г. Предпринимательский риск, его мотивы и функции // Современный бухучет. — 2006.- №7.
3 Токаренко Г.С. Методы оценки рисков // Финансовый менеджмент.- 2006.-№6.
4 Яшина Н.М. Финансирование предпринимательских рисков // Финансы и кредит.- 2006.-№31.
Литература:
1. Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: Учебное пособие.- М.: МГИМО, 2006.
2. Токаренко Г.С. Методы оценки рисков // Финансовый менеджмент. -2006. — № 6.
3. Тижанин В.Г. Предпринимательский риск, его мотивы и функции // Современный бухучет. — 2006. — № 7.
4. Яшина Н.М. Финансирование предпринимательских рисков // Финансы и кредит. — 2006. — № 31.
5. Ершов М. Новые риски посткризисного мира // Вопросы экономики. -2008. — № 12.