УДК 338.45.01 1БЬ Б51+Ь25+Ь6
Вестник СПбГУ Экономика. 2023. Т. 39. Вып. 3
Экономические аспекты государственной поддержки российских предприятий сталелитейной промышленности в условиях внешних шоков*
Ю. К. Зайцев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82
Для цитирования: Зайцев Ю. К. 'Экономические основы государственной поддержки российских предприятий сталелитейной промышленности в условиях внешних шоков', Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 39 (3), с. 352-377. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.304
Металлургический сектор России долгие годы является реципиентом государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Сектор получает субсидии в рамках более чем 90 программ, а также косвенную выгоду от политики ценообразования на электроэнергию, природный газ и услуги железнодорожного транспорта. Тем не менее анализ мер поддержки сектора в условиях западных санкций и пандемии коронавируса представляет собой особую актуальность. Целью написания работы является определение роли государственной поддержки производителей стали в условиях внешних шо-ков . Рабочей гипотезой исследования является утверждение о том, что косвенные меры, связанные с поддержкой сектора в условиях санкций и негативных последствий корона-вируса, были не менее эффективны в снижении адаптационных издержек производителей, а также в повышении их конкурентоспособности, чем прямые. Поставленная цель и обозначенная гипотеза обусловливают структуру работы. Так, автором рассматриваются теоретические и практические аспеты влияния санкций на национальную экономику, российский рынок стали; государственная политика в отношении сталелитейной промышленности, а также прямые и косвенные меры госпомощи, оказывающей влияние на производство стали. Методология работы основана на проведении всестороннего обзора косвенных и прямых механизмов государственной поддержки отрасли. Результатом исследования стало выявление каналов государственного влияния на рынок стали в условиях пандемии коронавируса и западных санкций. Результаты могут быть использованы при формировании российской промышленной политики. Ключевые слова: экономические санкции, коронавирус, сталелитейная промышленность, российский бизнес, Российская Федерация.
Введение
В статье рассматриваются текущие меры господдержки производителей стали, оказавшихся в условиях внешних шоков. Под внешними шоками будут пониматься пандемия коронавируса и западные санкции, введенные в 2022 г. В настоящее время сектор получает субсидии в рамках более чем 90 программ, а также
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию РАНХиГС.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023
косвенную выгоду от политики ценообразования на электроэнергию, природный газ и железнодорожный транспорт, от поддержки автомобилестроения, строительства недвижимости. Новые налогово-бюджетные и монетарные меры по борьбе с пандемией COVID-19 также оказали значительное влияние на производителей стали. Преимущественно меры включали расширение регулятивных послаблений по реструктурированным кредитам на все отрасли, субсидии системообразующим предприятиям и налоговые каникулы. Более того, государственная поддержка российского газового и электроэнергетического секторов оказала благотворное косвенное влияние на российскую сталелитейную промышленность. Несмотря на то, что большинство производителей стали расположены в регионах с рыночными ценами на электроэнергию, они, как правило, выигрывают от низких регулируемых цен на газ для внутреннего рынка.
Возможность экспорта российской стали в ЕС в последние годы вызывала немало вопросов. Причиной тому была европейская инициатива — механизм регулировки углеродной границы (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), — в рамках которого сталь попала в список импортных товаров, которые подлежат обложению налогом с 2026 г.1 Дальнейшее введение антироссийских санкций вовсе сняло данный вопрос с повестки как в ЕС, так и в России.
Целью написания работы является опредление роли государственной поддержки производителей стали в условиях внешних шоков. Рабочая гипотеза исследования — утверждение о том, что косвенные меры, связанные с поддержкой сектора в условиях санкций и негативных последствий коронавриуса, были не менее эффективны в снижении адаптационных издержек производителей, а также в повышении их конкурентоспособности, чем прямые меры. Поставленная цель и обозначенная гипотеза обусловливают структуру работы. Так, в статье рассматриваются теоретические и практические аспеты вляниия санкций на национальную экономику, структуру российского рынка стали; государственная политика в отношении сталелитейной промышленности, а также прямые и косвенные меры госпомощи, оказывающей влияние на сектор производства стали. Учтены будут косвенные меры, касающиеся помощи российскому газовому и электроэнергетическому, строительному секторам, а также автомобильной промышленности. Методология исследования основана на проведении всестороннего обзора косвенных и прямых механизмов государственной поддержки отрасли. Результаты могут быть использованы при формировании российской промышленной политики.
1. Теоретические аспекты применения санкций
Существующие экономические исследования по санкционной тематике можно классифицировать, выделив несколько ключевых направлений, включая влияние санкций на экономику стран-инициаторов и экономику стран-реципиентов. Данное влияние наиболее явно отражено в эмпирических работах. Санкции имеют разные эффекты для реципиентов в зависимости от макроэкономических и инсти-
1 Милькин В., Потаева К. (2021) ЕС определил товары для взимания трансграничного углеродного налога. Ведомости. 15.07.2021. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2021/07/15/878247-es-opredelil-tovari-dlya-transgranichnogo-naloga (дата обращения: 13.05.2023).
туциональных особенностей их экономики, а также секторов экономики, против которых вводятся санкции.
К примеру, в экономической литературе приводятся противоречивые данные о влиянии санкций на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и промышленное производство, которые могут сократиться из-за ожидания более высоких рисков и более низкой прибыли для инвесторов, вызванных торговыми или инвестиционными регулятивными ограничениями (Лощенкова и Зайцев, 2019). Это подтверждают исследования санкций против Китая (Yang et al., 2004) и России (Gurvich and Prilepskiy, 2015; Зайцев, 2016). Г. Шин, С. Чои и С. Луо (Shin, Choi and Luo, 2015) утверждают, что экономические санкции не оказывают прямого влияния на ПИИ или портфельные инвестиции, независимо от типа санкций, хотя, как считают Д. Лекци-ан и Г. Биглайзер, при этом имеют прямое влияние на промышленное производство (Lektzian and Biglaiser, 2013). Санкции, введенные США против Китая, не оказали значительного негативного воздействия на экономику (Yang et al., 2004), в то время как санкции 2011-2014 гг. против Ирана снизили ВВП страны на 17 % (Gharehgozli, 2017).
Применяемые до 2014 г. санкции против Северной Кореи не привели к желаемым результатам. Они упрочили экономические отношения между корейскими и китайскими компаниями и сделали их взаимодействие более эффективным, включая сотрудничество в промышленном производстве (Park, 2014). Такие результаты могут быть актуальными в свете формирования текущей совместной интеграционной повестки с Китаем. Различные эффекты и направления воздействия санкций, выявленные в ходе академических исследований, определяют необходимость проведения дальнейшего анализа санкционной политики, в том числе в случае Российской Федерации.
Что касается мер по нейтрализации санкций, то, согласно большинству исследований, странами-реципиентами ставился акцент на импортозамещении, развитии внутренних производственных секторов (Amuzegar, 1997; Watanabe, 1987). Совершенствовались нормативно-правовые базы в части, касающейся механизмов таможенно-тарифного регулирования, системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, государственных закупок; использовались государственные субсидии, в том числе на компенсацию затрат по выплате процентов по кредитам, и т. д. Выявленные эффекты от санкций в мировой практике определяют необходимость исследования их воздействия на российскую экономику. В частности, в предложенной статье акцент будет сделан на секторе сталелитейной промышленности.
На настоящий момент оценка влияния как мер западных санкций, так и действий российского правительства по их преодолению является затруднительной в силу отсутствия актуальных статистических данных. Тем не менее представляется возможным провести оценку рыночной ситуации, возникшей после введения санкций в 2022 г.
2. Обзор российского рынка
Доля металлургического сектора в ВВП России до коронакризиса в 2019 г. составляла порядка 5 %, а оборот сектора — 3,3 % от общего оборота страны по всем отраслям (Кудрин и др., 2022). Сектор имеет стратегическое значение для экономи-
ки России. Три базовых сектора российской экономики, промышленность, строительство, топливно-энергетический комплекс, которые в совокупности дают 58 % ВВП, сильно зависят от металлургического сектора2. Согласно отчету Росстата за 2021 г., в металлургическом производстве было занято 447 тыс. чел.3
Исторически Россия являлась важнейшим поставщиком стали на мировой рынок. В 2021 г. страна заняла пятое место в рейтинге государств — производителей стали, поставив 75,6 млн т нерафинированной стали4. Китай, США, Индия и Япония опережают Россию, причем Китай обеспечивает около 57 % мирового производства стали (1877,5 млн т)5.
На рынке стали в Российской Федерации в настоящее время доминируют частные предприятия. Наиболее значимыми из них являются: «Северсталь»6, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК, вошел в топ-21 металлургических компаний мира в 2021 г.)7, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК)8, «Евраз» , УК «Металлоинвест» и ТМК (табл. 1)10. На долю шести крупнейших производителей приходится более 90 % российского производства нерафинированной стали11, в то время как на государственный сектор — 0,2 % продукции металлургической промышленности. Доля государства в смежных отраслях, таких как угольная промышленность (представлена более чем 180 предприятиями), также невелика и не превышает 1 %12.
Металлургический сектор характеризуется вертикальной интеграцией по цепочке создания стоимости сталеплавильного производства, охватывающей собственную железорудную и топливно-энергетическую базу, а также современные мощности по производству чугуна, стали и металла13. Согласно Стратегии развития черной металлургии на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г., более
2 Хасанов К. Связаны одной целью. Коммерантъ. 25.04.2019. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3947600 (дата обращения: 23.02.2023).
3 Pandia. (2023) Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2030 г. URL: https://pandia.ru/text/81/089/58758.php (дата обращения: 23.02.2023).
4 World Steel Association. (2022) World Steel in Figures. URL: https://worldsteel.org/steel-topics/ statistics/world-steel-in-figures-2022/ (дата обращения: 23.02.2023).
5 World Steel Association. (2022) World Steel in Figures. URL: https://worldsteel.org/steel-topics/ statistics/world-steel-in-figures-2022/ (дата обращения: 23.02.2023).
6 Северсталь. (2022) Официальный сайт компании. URL: https://severstal.com/eng/ (дата обращения: 23.12.2022).
7 НЛМК. (2023) Официальный сайт компании. URL: https://nlmk.com/ru/ (дата обращения: 13.03.2023).
8 ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат». (2022) Официальный сайт компании. URL: https://mmk.ru/ru/ (дата обращения: 13.03.2023).
9 ЕВРАЗ. (2022) Официальный сайт компании. URL: https://www.evraz.com/ru/company/ (дата обращения: 13.03.2023).
10 ТМК. (2022) Официальный сайт компании. URL: https://www.tmk-group.com/ (дата обращения: 13.03.2023).
11 World Steel Association. (2021) 2021 Top steel-producing companies. URL: https://worldsteel.org/ steel-topics/statistics/top-producers/ (дата обращения: 13.03.2023).
12 Минэнерго России. (2022) Об угольной отрасли. URL: https://minenergo.gov.ru/node/433 (дата обращения: 13.03.2023).
13 European Comission. (2020) EUs 2020 Report on significant distortions in the economy of the Russian Federation for the purposes of trade defence investigations. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2020/october/tradoc_158997.pdf (дата обращения: 13.03.2023).
Таблица 1. Крупнейшие производители стали в России в 2021 г.
Компания Производство стали, тоннаж в млн метрических тонн Место в мире Основная продукция Доля в производстве в России, % Доля в мировом производстве, %
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) 17,29 21 Горячекатаный, холоднокатаный, оцинкованный, окрашенный и электротехнический прокат; разнообразный сортовой прокат и метизы 24 1,01
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) 13,59 32 Высокопрочные и износостойкие марки стали, изделия с покрытием, длинномерные, фасонные; стальные трубы и криволинейные профили 18 0,76
«Евраз» 13,57 34 Металлопродукция для машиностроения, строительства, энергетики 20 0,83
«Северсталь» 11,65 40 Металлопродукция для машиностроения, строительства, энергетики 16 0,69
УК «Металлоин-вест» 4,9 77 Железорудное сырье, металлизированные изделия, качественная стальная продукция 7 0,28
ТМК 4,14 91 Линейные трубы, трубы большого диаметра, нержавеющие трубы, сварные промышленные трубы, бесшовные трубы 6 0,21
«Мечел» 3,54 103 Плоские изделия; сортовой прокат; рельсовые профили; проволока и изделия из проволоки, кованые прутки и штамповки, ферросилиций 6 0,25
Источник: данные World Steel Association и информация сталелитейных компаний.
80 % производства приходится на крупные, вертикально интегрированные ком-
14
пании .
По данным ОЭСР, в течение 2022 г. производство стали в большинстве стран мира в целом снижалось под влиянием падения спроса на жилье, роста ключевых ставок центральных банков и увеличения поставок коксующегося угля в Европу (OECD, 2022). Со вступлением в силу санкций ЕС с марта 2022 г. производство в сталелитейном секторе России также упало. Однако после несколько увеличилось в августе за счет роста спроса со стороны строительного сектора и повышения рентабельности благодаря более дешевому углю15. По данным Росстата, в 2022 г. производство стали сократилось более чем на 5 % по сравнению с 2021 г. Неверные прогнозы могли быть следствием рыночной коньюнктуры и переоценки кумулятивного эффекта западных санкций против российской экономики (EIU, 2023).
Российские металлурги исторически производили больше, чем потреблял внутренний рынок. Именно поэтому до 2022 г. около 40-50 % продукции экспортировалось16. Однако из-за санкционного запрета это перепроизводство потенциально может быть переориентировано на внутренний рынок России за счет стимулирования внутринационального потребления (включая строительный сектор). В дальнейшем производство стали может поддерживаться ростом спроса как со стороны строительной отрасли, так и со стороны РЖД (планирующееся расширение «Транссиба») и нефтегазовых компаний, которым потребуются новые газо-и нефтепроводы. Кроме того, экспорт может быть стимулирован рядом крупных проектов. К примеру, в настоящее время обсуждается строительство газового хаба в Турции, скоро начнется строительство «Силы Сибири — 2», по которому газ дойдет до Китая17.
3. Государственная политика в отношении сталелитейного сектора 3.1. Текущее государственное регулирование
Исторически металлургический сектор всегда находился в особом фокусе промышленной политики правительства России. До кризиса COVID-19 и кризиса в Украине было введено в действие несколько федеральных законов и программ для поддержки российских производителей стали, многие из законов продолжают действовать и сейчас. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» является центральным документом, определяющим ос-
14 Правительство Российской Федерации. (2013) Стратегия развития черной металлургии на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70595824/ (дата обращения: 13.03.2023).
15 РЖД-Партнер. (2022) Падение производства стали замедлилось. 23.09.2022. URL: https:// www.rzd-partner.ru/other/news/padenie-proizvodstva-stali-zamedlilos/ (дата обращения: 13.03.2023).
16 Премьер. (2022) Стало известно, сколько российской стали экспортируется. 30.11.2022. URL: https://1prime.ru/industry_and_energy/20221130/839004443.html (дата обращения: 13.03.2023).
17 Литова Е. (2022) Пройден ли пик кризиса для металлургов? Ведомости. 19.10.2022. URL: https:// www.vedomosti.ru/investments/ articles/2022/10/19/946232-proiden-li-pik-krizisa-u-staleliteischikov (дата обращения: 13.03.2023).
новные приоритеты18. Положения федерального закона реализуются комплексом национальных программ и подпрограмм. Государственная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности была принята 15 мая 2014 г. и закрепила основные отраслевые приоритеты19. Программа основана на девяти подпрограммах20. Приоритеты четвертой подпрограммы «Развитие производства традиционных и новых материалов» охватывают также металлургическую промышленность, которая считается одним из основных поставщиков ресурсов для обрабатывающих производств России. Металлургическая промышленность призвана поставлять продукцию гражданским отраслям и на внешние рынки, стимулировать производство и потребление высокотехнологичной продукции.
Финансирование основной программы предполагалось за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов регионов с накоплением более 2 трлн руб. на период 2020-2023 гг. Бюджет четвертой подпрограммы на 20202023 гг. был согласован в размере около 4 млрд руб.21 Однако информация о выделении этих средств не детализирована для определения того, какая именно сумма была направлена на поддержку металлургов.
Отдельные меры государственной политики, имеющие отношение к программе и металлургическому сектору, нашли отражение в целом ряде нормативно-правовых актов Минпромторга России, в том числе об ограничении ввоза металлопродукции, стимулировании экспорта продукции, защите российских экспортеров на внешних рынках, снижении зависимости российских металлургических предприятий от импорта сырья.
Доступная финансовая поддержка программы может принимать несколько форм, в том числе может быть в виде субсидии на НИОКР22, субсидии на выпла-
18 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70833138/ (дата обращения: 13.03.2023).
19 Правительство Российской Федерации. (2022) Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ред. от 06.10.2022). URL: http://government. ru/rugovdassifier/862/events/ (дата обращения: 13.03.2023).
20 Правительство Российской Федерации. (2021) Решение № 66 от 28 января 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"». URL: https://rulaws.ru/goverment/Postanovleme-Pravitelstva-RF-ot-28.01.2021-N-66/ (дата обращения: 13.03.2023). «Развитие транспортного и специального машиностроения», «Развитие производства средств производства», «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, производства детских товаров», «Развитие производства традиционных и новых материалов», «Содействие в реализация инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в отраслях гражданского назначения», «Содействие научным исследованиям и опытным разработкам в отраслях гражданского назначения», «Развитие производственной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения деятельности в отрасли», «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений», «Ликвидация последствий деятельности пунктов хранения и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации».
21 Правительство Российской Федерации. (2022) ГП-16 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/007/00722c93cbd60321d51a c5f23dc156a0.pdf (дата обращения: 13.03.2023).
22 Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1312 ГП-16 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реали-
ту процентов по инвестиционным кредитам23, субсидии на выплату процентов по кредитам, направленным на увеличение оборотного капитала24, финансовой поддержки для освобождения от налогов и сборов25.
В рамках программы также выделяются финансовые ресурсы для поддержки девяти федеральных проектов, входящих в состав четырех национальных проектов26. В частности, программа предусматривает реализацию отдельных мероприятий на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе на территории Чукотского автономного округа.
Стратегия развития черной металлургии на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г. также стала ключевым правовым ориентиром27. В соответствии с данным документом приоритетом государства является стимулирование развития металлоемких производств, а также содействие инвестиционным процессам в отрасли, в том числе улучшение факторов инвестиционного климата. В документе упоминается комплекс инвестиционных проектов, которые должны быть реализованы в течение обозначенного периода. Актуальные для текущего периода исследования проекты указаны в табл. 2. Однако в связи с экономическим спадом в России сложно дать правильный прогноз реализации этих проектов.
зации комплексных инвестиционных проектов такими организациями». URL: http://ivo.garant.ru/ / document/70555982/paragraph/1509:0 (дата обращения: 13.03.2023).
23 Постановление Правительства РФ от 1 марта 2023 г. № 325 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3». URL: http://ivo.garant. ru/#/document/406487431/paragraph/9:2 (дата обращения: 04.07.2023).
24 Постановление Правительства РФ от 12.03.2015 № 214 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям промышленности в 2015-2019 годах на возмещение части расходов, произведенных в 2015-2019 годах по уплате процентов по займам, полученным от российских кредитных организаций и Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации, для пополнения оборотных средств». URL: http://ivo.garant.ru/ /document/70889986/ paragraph/16235/doclist/0/selflink/0/context/214:2 (дата обращения: 13.03.2023).
25 Постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 623 «О Порядке формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в отрасли на получение финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам» до 2025 года в соответствии с законодательством о налогах и сборах». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_217453 (дата обращения: 13.03.2023).
26 «Развитие транспортного и специального машиностроения», «Развитие производства средств производства», «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, производства детских товаров», «Развитие производства традиционных и новых материалов», «Содействие в реализация инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в отраслях гражданского назначения», «Содействие научным исследованиям и опытным разработкам в отраслях гражданского назначения», «Развитие производственной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения деятельности в отрасли», «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений», «Ликвидация последствий деятельности пунктов хранения и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации».
27 Стратегия развития черной металлургии на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 5 мая 2014 года № 839 «Обутверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г. и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г.». URL: http:// www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/70595824/ (дата обращения: 13.03.2023).
Таблица 2. Основные инвестиционные проекты предприятий металлургической отрасли (актуальные на период исследования)
Компания Проект Цель проекта Ориент. срок реализации проекта (начало — окончание), год Ориент. объем инвестиций, млрд руб.
ОАО «Магнезит» Увеличение выпуска изделий для дегазаторов типа ЯЫ из расплавленных порошков (импорт в 2012 г. 90 %) за счет реконструкции соответствующего производства Увеличить выпуск изделий для дегазаторов до 7-8 тыс. т в год 2030 1,0
ОАО «Динур», ОАО «БКО» и ООО «Группа Магнезит» Расширение производства функциональных огнеупоров для всех агрегатов, в первую очередь для МНЛЗ Увеличить объемы и усовершенствовать номенклатуру огнеупоров 2027 28
ОАО «Магнезит», АО «БКО», ОАО «СОЗ», ОАО «БОЗ», ООО «Огнеупор» (г. Магнитогорск), ООО «СевероЗападный огнеупор», ООО «Алитер-Акси» Расширение производства современных неформованных огнеупорных материалов и изделий Расширить производство современных неформованных огнеупорных материалов и изделий из них до 250 тыс. т 2025 1
ООО «ЕвразХол-динг», ОАО НТМК Строительство доменной печи и кислородно-конвертерного цеха Увеличить производство металлопродукции и ванадиевого шлака 2017-2025 40
ОАО «Мечел», Челябинский металлургический комбинат Реконструкция прокатного цеха № 5 Увеличить производство холоднокатаного проката из нержавеющей стали, повысить качество 2022-2024 2,2
ОАО «Белорецкий металлургический завод» Комплекс мероприятий по замене морально устаревшего оборудования, разработка перспективной продукции Расширить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью 2015-2030 6,7
ОАО «Тагмет», ОАО «ТМК» Модернизация вспомогательных помещений и отделка готовой продукции Снизить себестоимость и улучшить сервисные характеристики продукции 2015-2030 6,8
ОАО «Тагмет», ОАО «ТМК» Строительство мощностей по производству 2,2 млн т электросварных труб среднего и малого диаметра Обеспечить потребности в трубах для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства 2026-2030 1,8
Компания Проект Цель проекта Ориент. срок реализации проекта (начало — окончание), год Ориент. объем инвестиций, млрд руб.
ОАО «Лысьвенский металлургический завод» Ввод мощностей по производству 3,5 млн т проката с защитными покрытиями — девяти цехов Обеспечить потребителей металлом с покрытием 2021-2030 45
Источник: Основные инвестиционные проекты предприятий металлургической промышленности (справочн.). Приложение № 4 к Стратегии развития черной металлургии России на период 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г. (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70595824/ 14000).
В стратегии предусмотрены три возможных сценария развития производства стали в России: консервативный, умеренно оптимистичный, форсированный. В условиях текущего экономического спада для российской металлургической отрасли более вероятен консервативный сценарий. Это связано с невозможностью реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ, со снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетического комплекса. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию при таком сценарии обусловлен развитием строительной отрасли, что, в свою очередь, определит сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката. Увеличение мощностей в металлургической отрасли будет стимулироваться в основном за счет реконструкции и модернизации действующих мощностей.
3.2. Эффект санкций
Санкции существенно повлияли на рынок стали в Российской Федерации. К наиболее сильному эффекту можно отнести запрет экспорта стальной продукции компании «Северсталь» в Евросоюз в феврале 2022 г. после того, как ЕС ввел санкции против ее владельца Алексея Мордашова28. Позже к санкциям ЕС присоединились США29и Великобритания, последняя запретила импорт стали и железа из России30. Затем ЕС поддержало правительство Швейцарии, принявшее решение о запрете ввоза российского железа и стали, в том числе через посредников.
28 РЕН ТВ. (2022) «Северсталь» прекратила поставки продукции в Европу из-за санкций. URL: https://ren.tv/news/ekonomika/945824-severstal-prekratila-postavki-produktsii-v-evropu-iz-za-sanktsii (дата обращения: 13.03.2023).
29 Лента. (2022) США ввели санкции против «Северстали» и ее владельца Мордашова. 02.06.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/02/severstal/ (дата обращения:13.03.2023).
30 Радио Свобода*. (2022) Великобритания продлевает санкции против России. 23.06.2022. URL: https://www.golosameriki.com/a/britain-russia-sanctions/6629587.html (дата обращения: 13.03.2023); Медуза*. (2022) Великобритания включила в санкционный список Мишустина, Медведева, Шойгу, Захарову, Соловьева и Симоньян. 15.03.2022. URL: https://meduza.io/news/2022/03/15/velikobritaniya-vklyuchila-v-sanktsionnyy-spisok-mishustina-medvedeva-shoygu-zaharovu-solovieva-i-simonyan (дата обращения: 13.03.2023).
* «Радио Свобода» признано в России СМИ-иноагентом. «Медуза» признана нежелательной организацией, а также иноагентом.
15 марта 2022 г. Европейская комиссия объявила о дополнительных санкциях. Импорт российской продукции из стали был запрещен. В результате российские экспортеры потеряли доходы в объеме порядка 3,3 млрд евро31. Годом ранее, по данным Eurofer, страны ЕС импортировали около 3,74 млн т металлопродукции32.
Отраслевые санкции в отношении стали были углублены персональными и отраслевыми, введенными в других секторах (энергетический). Тем не менее меры правительства по преодолению негативных последствий санкций (в виде субсидий и других форм государственной поддержки) часто способствовали снижению издержек производителей и поддержке их конкурентоспособности (Кнобель и др., 2019).
Санкции в значительной степени способствовали неопределенности на российском рынке в целом и на рынке стали в частности. Согласно апрельским прогнозам 2022 г., данным Всемирной ассоциацией производителей стали (World Steel Association, WSA), потребление стали в 2022 г. в России упадет на 20-35,1 % (WSA, 2022). Однако, по оценкам Росстата, по итогам года падение немногим превысило 5 %. Расхождение оценок можно объяснить как влиянием оперативных государственных мер поддержки, так и совокупностью рыночных факторов — роста спроса со стороны строительного сектора и повышения рентабельности благодаря более дешевому углю в России. Рост спроса строительного сектора, в свою очередь, частично можно объяснить стимулирующей господдержкой.
Падение сталелитейного производства негативно сказалось на некоторых регионах России, поскольку более 70 % предприятий российской металлургии являются градообразующими (в частности, в городах Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Череповец). Сталелитейный бизнес является основным работодателем для жителей регионов и приносит ключевой доход в местные бюджеты и социальные фонды. Это объясняет, почему современное состояние металлургии как структурообразующей отрасли существенно влияет на экономическое и социальное развитие данных регионов.33
4. Прямая государственная поддержка сталелитейного сектора 4.1. Государственная поддержка до 2020 г.
По данным Минпромторга России, до 2020 г. было принято более 90 федеральных и региональных регуляторных и финансовых мер поддержки, которые распространяли свое действие на предприятия черной металлургии, трубной промышленности и предприятия металлоконструкций34. Все они включены в различные
31 European Commission. (2022) Ukraine: EU agrees fourth package of restrictive measures against Russia. 15.03.2022. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1761 (дата обращения: 23.12.2022).
32 РБК. (2022) Профильное объединение оценило объем проката, перенаправленного на восточный рынок, в 4 млн тонн. 04.04.2022. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/04/6242c26f9a79474 e49d2f17e (дата обращения: 13.03.2023).
33 РБК. (2022) Что ждет металлургические регионы после санкций. 08.02.2022. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/innovation/62e7ac0f9a7947c2bb3ec4d6 (дата обращения: 13.03.2023).
34 Минпромторг РФ. (2019) Меры поддержки навигатора. URL: https://gisp.gov.ru/support-measures/ s28 (дата обращения: 13.03.2023).
нормативно-правовые акты, основные представлены в табл. 3. Несмотря на широкий спектр поддержки, государственное финансирование составляет менее 1 % от общего объема инвестиций в отрасль (Европейская комиссия, 2020).
Таблица 3. Основные меры поддержки развития черной металлургии в России
№ п/п Мера поддержки Источник
1 Государственная поддержка отраслей, потребляющих металлургическую продукцию и реализующих инфраструктурные проекты Министерство промышленности и торговли
2 Меры по ограничению ввоза металлопродукции Министерство промышленности и торговли
3 Меры по стимулированию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью Министерство промышленности и торговли
4 Меры, направленные на защиту российских экспортеров на внешних рынках, в том числе недопущение введения ограничительных мер в отношении отечественной металлопродукции Министерство промышленности и торговли
5 Меры по снижению зависимости российских металлургических предприятий от импорта сырья Министерство промышленности и торговли
6 Стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений Всемирной торговой организации Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
7 Снятие регуляторных барьеров и создание паритетных условий для вывода на рынок инновационных продуктов Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
8 Опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
9 Развитие российских лабораторий, тестирующих продукцию в соответствии с требованиями стран-экспортеров, что позволит снизить финансовые, транспортные и временные затраты экспортеров, а также обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
10 Стимулирование внутреннего спроса на металлопродукцию, в том числе с увеличением глубины обработки Стратегия развития черной металлургии на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г.
11 Согласование планов развития предприятий черной металлургии России с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, а также стратегий развития других отраслей и регионов России Стратегия развития черной металлургии на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2030 г.
4.2. Эффект мер поддержки экономики в период COVID-19
Период после 2020 г., характеризующийся новой волной санкций и СОУГО-19, можно рассматривать как время достаточно интенсивных мер поддержки металлургической отрасли. Меры поддержки в связи с коронавирусом, относящиеся к производству стали, можно разделить на фискальные и монетарные. Поскольку большинство производителей стали являются системообразующими предприятиями, они имели право претендовать на получение субсидий на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг; отсроченные и авансовые налоговые платежи; государственные гарантии по привлеченным кредитам или облигационные займы. Это оказало существенное влияние на рынок, поэтому меры, связанные с кризисом коронавируса, рассматриваются наряду с мерами по преодолению негативных последствий санкций 2022 г.
Меры денежно-кредитной поддержки имели прежде всего общий макроэкономический эффект. Они были необходимы кредитным организациям, которые могли обеспечить дополнительную ликвидность в виде кредитов, выданных системообразующим организациям (см.: Приложение)35. Более того, такие факторы, как снижение ключевой процентной ставки и поддержка спроса на внутренние инвестиции, напрямую способствовали созданию благоприятных макроэкономических условий для производителей стали.
Данные о мерах поддержки собраны из открытых источников и классифицированы по принципу прямого и косвенного влияния на производителей стали. Прямой эффект связан с теми мерами, которые были направлены на непосредственную поддержку производителей стали. Например, металлурги могли напрямую получить все выгоды от продления регуляторных послаблений по реструктурированным кредитам на все отрасли, субсидий системообразующим предприятиям, налоговых каникул. Снижение ключевой процентной ставки, льготная ипотека, поддержка промышленного производства, судостроения и транспорта повлекли за собой общие макроэкономические эффекты, которые в целом благоприятствовали промышленному производству. Однако короткий временной период и отсутствие данных затрудняют проведение анализа воздействия таких мер на текущем этапе исследования.
Пандемийный 2021 г. оказался неожиданно прибыльным для металлургов благодаря благоприятным внешнеэкономическим условиям, таким как рост мировых цен на металлы. За период с января по июнь 2021 г. топ-7 российских металлургических компаний продемонстрировал рост выручки в 1,5 раза, с 22,4 до 33,8 млрд долл. США36. Кроме того, компании имели право на получение прямых и косвенных фискальных льгот, перечисленных в приложении. Большинство сталелитейных предприятий как системообразующих предприятий могли напрямую пользоваться налоговыми каникулами, субсидиями и кредитами, предоставляемыми в рамках антикризисных программ правительства. Однако российские произ-
35 Правительство России. (2022) Поддержка системообразующих компаний. URL: http:// government.ru/support_measures/measure/87/ (дата обращения: 13.03.2023).
36 Деловой профиль. (2022) Металлургическая промышленность России: крупнейшие производители стали. 22.10.2022. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/metallurgicheskaya-otrasl-v-rossii-krupneyshie-proizvoditeli-stali-/ (дата обращения: 13.03.2023).
водители стали не имели права подавать заявки на программы помощи, предназначенные для МСП, поскольку они попадают в категорию крупных предприятий.
Как можно отметить, еще до 2022 г. российские металлурги получили существенную прямую финансовую поддержку, а также косвенную выгоду в связи с госфинансированием секторов, потребляющих сталелитейную продукцию.
4.3. Последние события 2022 г. и ответ на санкции
Пандемия и экономические санкции, связанные с кризисом в Украине, повлияли на архитектуру мер государственной поддержки и финансовые приоритеты. По оценке Минпромторга России, отрасли потребуется около восьми лет на восстановление и адаптацию к новому санкционному режиму. Стратегия адаптации предполагает увеличение внутреннего потребления и рост экспорта на новые рынки, включая страны Азии, Африки и Латинской Америки37. Тем не менее даже 8-летний срок может быть недооценен с учетом дальнейших возможных раундов антироссийских санкций и борьбы стран Запада с обходом санкционных мер.
В ответ на санкции ЕС некоторые направления перспективной государственной поддержки металлургического сектора были четко обозначены правительством России в ходе нескольких встреч на высоком уровне в мае38 и августе 2022 г.39 Они включают снижение фискальной нагрузки на компании, переориентацию экспорта и создание государственного резерва. Универсального правового акта, устанавливающего и уточняющего эти меры, на сегодняшний момент не принято. Тем не менее представляется возможным провести анализ этих мер более подробно.
С 1 января 2022 г. была повышена ставка НДПИ на добычу железной руды и введен специальный акциз на жидкую сталь, составивший соответственно 5,5 % и 3 % от мировой цены. Эти надбавки были введены в 2021 г. в результате сверхприбылей металлургов. Однако в связи с новыми санкциями налоговое бремя стало чрезмерным. Новое фискальное регулирование связано с корректировкой акциза на жидкую сталь, а также с пересмотром НДПИ на железную руду и коксующийся уголь. Планировалось, что новая ставка НДПИ должна рассчитываться без учета мировых цен, исходя из индивидуального подхода к условиям добычи и обогащения руды, а также производства коксующегося угля. Предлагалось снизить или даже полностью отменить специальный акциз на жидкую сталь. В настоящее время Минфин России изучает финансовые результаты деятельности предприятий. На основании анализа будет принято окончательное решение по этим вопросам40. Однако в настоящий момент вопрос отмены акциза на жидкую сталь не обсуждается.
37 РБК. (2022) Минпромторг дал восемь лет на восстановление экспорта металлургов. Доля Азии в зарубежных поставках уже превышает 50 %. 03.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/business /08.03.2022/62e912a79a794744d2ec40fc (дата обращения: 13.03.2023).
38 Перечень поручений по итогам совещания по развитию металлургического комплекса. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/68449 (дата обращения: 13.03.2023).
39 Выбор народа. (2022) Поддержка металлургии: пора ослабить хватку на стали. 08.02.2022. URL: http://vybor-naroda.org/lentanovostey/223610-podderzhka-metallurgii-vremja-oslabit-stalnuju-hvatku.html (дата обращения: 13.03.2023).
40 Недра ДВ. (2022) Минпромторг предложил снизить НДПИ на железную руду. URL: https:// nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj=2daff8ecf59464b8d45e50117308a02e (дата обращения: 13.03.2023).
Минпромторг России предложил создать государственный резерв черной металлургии для стимулирования производства и поддержки спроса в отрасли и с возможностью дальнейшего использования запасов для проведения интервенций на внутреннем рынке. Запасы предполагается использовать в дальнейшем для восстановления пострадавших от войны территорий41. Безусловно, данная мера может поддержать положение в отрасли.
В части экспортной переориентации планируется минимизировать риски от снижения экспорта и принять стимулирующие меры на уровне государств — членов ЕАЭС для реализации производственной кооперации между странами42.
5. Государственная поддержка в отношении
промежуточных ресурсов для производства стали
На сталелитейную промышленность всегда существенное влияние оказывали косвенные меры, предпринимаемые в пользу других секторов. Например, субсидирование политики ценообразования на электроэнергию, природный газ и железнодорожный транспорт, а также отмена экспортных ограничений могут способствовать сравнительному снижению себестоимости производства стали, а также облегчению внутренних и международных поставок российской металлопродукции.
5.1. Уголь, электроэнергия, природный газ
Природный газ и электроэнергия являются ключевыми факторами производства стали в России, как и в других странах. Во время пандемии СОУГО-19 газовый и электроэнергетический секторы получили существенную помощь от российского правительства. В 2021 г. рост топливных субсидий составил 400 % в отношении электроэнергии и почти 600 % в отношении газа по сравнению с 2020 г.43 Общий объем топливных субсидий в 2021 г. составил 3,6 % ВВП России44.
По данным Всемирной ассоциации производителей стали, на энергоносители приходится от 20 до 40 % затрат при производстве стали, при этом уголь, электричество и природный газ — около 89, 7 и 3 % потребляемой энергии соответственно. В настоящее время российское правительство проводит политику влияния на энергетические рынки с целью косвенно воздействовать на рынок стали. Что касается электроэнергии, то правительство регулирует цены на электро-
41 Выбор народа. (2022) Поддержка металлургии: пора ослабить хватку на стали. 08.02.2022. URL: http://vybor-naroda.org/lentanovostey/223610-podderzhka-metallurgii-vremja-oslabit-stalnuju-hvatku.html (дата обращения: 13.03.2023).
42 Русмет. (2022) Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» проанализировала текст новой Стратегии развития металлургической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. 11.10.2022. URL: https://ruslom.com/assotsiatsiya-nsro-ruslom-kom-proanalizirovala-tekst-novoy-strategii-razvitiya-metallurgicheskoy-promyshlennosti-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2030-goda-2/ (дата обращения: 13.03.2023).
43 IEA. (2022) Fossil Fuel Subsidies Database. October. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/ data-product/fossil-fuel-subsidies-database (дата обращения: 23.12.2022).
44 International Energy Agency. (2022) Fossil Fuel Subsidies Database. October. URL: https://www.iea. org/data-and-statistics/data-product/fossil-fuel-subsidies-database (дата обращения: 29.12.2022).
энергию и природный газ в соответствии с Законом «Об электроэнергетике»45 и постановлением о государственном регулировании цен на газ46. Розничные промышленные цены на электроэнергию в России примерно на 25 % ниже для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, чем для сельского хозяйства или других видов экономической деятельности. Более низкие цены на электроэнергию являются основной причиной конкурентного преимущества большинства российских производителей стали. Кроме того, производители стали выигрывают от внутренних цен на газ, которые регулируются государством и значительно ниже экспортных. Разница в уровне цен была особенно заметна в 2022 г. из-за роста экспортных цен. Средняя экспортная цена газа «Газпрома» в страны дальнего зарубежья за шесть месяцев 2022 г. увеличилась более чем в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.47
Традиционно российское правительство также поддерживает новые месторождения источников газа. К примеру, были инициированы ряд фискальных льгот и субсидирование кредитов для добычи нефти и газа в Арктической зоне России48.
5.2. Сырье (железнаяруда, кокс)
Такое сырье, как кокс и железная руда, играет огромную роль в производстве стали в российской экономике. В настоящее время в коксохимическом производстве работают более 170 конкурентоспособных предприятий. При этом почти вся добыча и производство железных руд в стране обеспечиваются шестью крупными компаниями. Крупнейшая холдинговая компания «Металлоинвест» (ОАО «Холдинговая компания "Металлоинвест"») владеет примерно 40 % запасов железной руды России. Это один из ведущих мировых производителей железной руды, занимающий четвертое место после Vale (Бразилия), BHP Billiton и Rio Tinto (Австралия). На долю «Металлоинвеста» приходится почти 40 % всего производства необработанных железных руд в стране49.
Российское правительство осуществляет поддержку в данных секторах. Большинство российских производителей является вертикально интегрированными компаниями, они во многих случаях имеют собственные дочерние предприятия, производящие и кокс, и железную руду. Поэтому налоговые льготы и социальная
45 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» с изменениями. URL: http://ivo.garant.ru/ /document/185656/paragraph/17:0 (дата обращения: 13.03.2023).
46 Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=3560736 456A6366311938AF7E7736F9A&req=doc&base=LAW&n=110862&dst=100010&fld=134&REFFIELD=1 34&REFDST=100005&REFD0C=179107&REFBASE=LAW&stat=refcode%3D10881%3Bdstident%3D10 0010%3Bindex%3D14 1ljuzkg136q (дата обращения: 13.03.2023).
47 Катков М., Николаев Н. (2022) Экспортные цены Газпрома выросли в 3,5 раза. Ведомости. 27.09.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/09/27/942808-eksportnie-tseni-gazproma-virosli (дата обращения: 13.03.2023).
48 Кутузова М. (2021) Добыча и монетизация арктического газа. GoArctic. 24.03.2021. URL: https://goarctic.ru/work/dobyt-i-monetizirovat-arkticheskiy-gaz/ (дата обращения: 13.03.2023).
49 Метеллоинвест. (2021) О компании. URL: https://www.metalloinvest.com/en/about/?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 13.03.2023).
политика в регионах концентрации металлургов (таких как Дальний Восток и Байкальский регион) оказывают непосредственное влияние на отрасль. Соответствующие меры отражены в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.50
Применительно к железной руде эти меры включают содействие в создании необходимой инфраструктуры (прежде всего транспортной и энергетической), в том числе помощь в разработке труднодоступных месторождений сырья, содействие в решении социальных вопросов в регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими, регулирование транспортных и энергетических тарифов, стимулирование внутреннего спроса со стороны потребительских отраслей, а также создание транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи сырья; развитие научной инфраструктуры в области материаловедения, новых технологий производства металлов, технологий использования металлов в различных отраслях экономики и транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта металлов.
Приоритетными задачами коксохимической промышленности являются строительство современных перерабатывающих производств, позволяющих производить продукцию более высокой стоимости, а также обновление основных производственных фондов горнодобывающих предприятий, износ которых превышает 80 %, что удешевит производство и повысит коэффициент извлечения полезных ископаемых из разрабатываемых месторождений51.
Актуальность мер поддержки возрастает в связи с увеличением спроса на российские природные ресурсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
5.3. Транспорт
Как уже упоминалось, производство стали связано со сложной цепочкой формирования стоимости, а большинство компаний является вертикально интегрированными. Таким образом, транспортировка — часть цепочки создания стоимости, влияющая на стоимость стальной продукции. Затраты на транспортировку железной руды составляют в среднем около 3,5 % от общей стоимости стали52. В случае российской компании «Евраз» эти затраты превышают 7 %53.
Государственная поддержка транспортного сектора оказала косвенное влияние на сталелитейную промышленность России. Правительство инициировало комплекс мер в отношении транспортного сектора в течение последних трех лет в связи с пандемией COVID-19 и новыми санкциями против России. К таким мерам
50 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Р-2094. 28.12.2009. URL: https://base.garant.ru/6732462/ (дата обращения: 13.03.2023).
51 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96571/08caf9c60 af6c9b3ff17d7897bcd8787da02c410/ (дата обращения: 13.03.2023).
52 Steel on the net. (2022) Базовые затраты на производство стали в кислородной печи в 2019 г.: затраты на конверсию для производства стали в кислородном конвертере. URL: https://www. steelonthenet.com/cost-bof.html (дата обращения: 13.03.2023).
53 Евраз. (2022) Годовой отчет за 2021 г. URL: https://www.evraz.com/ru/investors/events/ finansovye-rezultaty-i-godovoy-otchet-za-2021-god/ (дата обращения: 13.03.2023).
поддержки относятся субсидии на выплату процентов, субсидии государственным транспортным компаниям, финансовые субсидии и т. д.
Однако сектор получал помощь еще до пандемии. В декабре 2019 г. Минкомс-вязи России предоставило субсидию компании «Государственная транспортная лизинговая компания»54 в размере 3 млрд руб., которая была направлена на поддержку проектов по развитию сквозных цифровых технологий и платформенных решений на внутреннем рынке лизинговых операций.
5.4. Автопром
Помощь автопрому была связана с изменением сроков исполнения соответствующих договоров55, а также отсрочками по уплате налогов, государственными гарантиями по кредитам, в том числе госгарантиями как мерами в рамках поддержки системообразующих компаний. Более того, российские автопроизводители получили косвенную поддержку. Около 25 млрд руб. было предоставлено реальному сектору экономики для поддержки спроса на продукцию автопроизводителей во время пандемии (приложение)56. Все упомянутые меры поддержали производство и, как следствие, спрос на сталь. Производство в автомобильной промышленности увеличилось в 2021 г. на 10 % по сравнению с 2020 г.57
5.5. Финансовые услуги
Широкий спектр мер был предпринят государством для поддержки российского финансового сектора, в том числе банковских услуг. Некоторые меры финансовой поддержки являются отраслевыми и связаны с сельским хозяйством, недвижимостью, инфраструктурой (в том числе в Арктическом регионе).
Основным финансовым инструментом, повлиявшим на рынок стали, стали льготные ипотечные кредиты. До 2020 г. сектор косвенно поддерживался за счет финансовых вливаний в ипотечный банковский сектор и сельское хозяйство. 30 марта 2015 г. Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» для возмещения недополученных доходов по выданным жилищным кредитам58. Это может увеличить спрос на ипотеку и, как следствие, стимулировать строительный рынок.
54 Государственные расходы. (2020) Субсидия 07119P4Z000. 26.12.2019. URL: https://spending.gov. ru/subsidies/subsidies_list/07119P4Z000/ (дата обращения: 13.03.2023); GTA. (2022) Russian Federation: RUB 3 billion subsidy to State Transport Leasing Company. 14.10.2022. URL: https://www.globaltradealert. org/state-act/62362/russian-federation-rub-3-billion-subsidy-to-state-transport-leasing-company (дата обращения: 12.12.2022).
55 Правительство России. (2022) Отмена санкций по некоторым госконтрактам автомобильной промышленности. URL: http://government.ru/support_measures/measure/62/ (дата обращения: 13.03.2023).
56 Правительство России. (2022) Поддержка российских автопроизводителей. URL: http:// government.ru/support_measures/measure/109/ (дата обращения: 13.03.2023).
57 Чупров А. (2022) В 2021 году российский автопром вырос на 10 %. АВТОСТАТ. 13.01.2022. URL: https://www.autostat.ru/news/50392/ (дата обращения: 13.03.2023).
58 Правительство России. (2022) Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и открытому акционерному обществу
Ипотечные кредиты на покупку недвижимости на первичном рынке по ставке 6,5 % на весь срок кредита массово выдавались гражданам в 2020 г.59 Внутренний спрос на продукцию металлургии и металлопродукции поддерживался жилищным строительством и государственной программой льготной ипотеки и субсидирования автомобильной промышленности (см. Приложение).
Регулярно оказывалась масштабная косвенная помощь через поддержку российских банковских учреждений. Один из системообразующих российских финансовых институтов, государственная организация — Внешэкономбанк — в 2016 г. получил финансовую помощь в размере 150 млрд руб.60 Банк как ключевой институт развития страны отвечает за предоставление ликвидности для поддержки крупномасштабных инфраструктурных проектов и наращивания потенциала деятельности.
Косвенная поддержка предоставлялась и через международные инициативы, выдвинутые российским правительством в сотрудничестве с другими иностранными государствами. 10 октября 2016 г. Российская Федерация и Турция создали совместный инвестиционный фонд в размере 1 млрд долл. США, предназначенный для поддержки сельскохозяйственных и инфраструктурных проектов в обеих странах61. В 2015 г. Россия выделила средства в размере 500 млн долл. США на создание Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР) для поддержки инфраструктурных проектов. За 2015-2021 гг. фонд поддержал более 2270 проектов в металлоемких отраслях62.
Что касается других финансовых услуг, следует учитывать финансовые гранты, субсидии на выплату процентов, государственные займы, гарантии по кредитам и вливания капитала. Большинство мер уже обсуждалось. Некоторые из них имеют системное значение для российской экономики, в первую очередь те, что касаются поддержки системообразующих компаний.
24 июня 2016 г. Внешэкономбанк предоставил гарантию на сумму, эквивалентную 3 млрд долл. США, по обязательствам ОАО «НОВАТЭК». Финансовая поддержка была связана со стратегически важным для экономики России проектом строительства интегрированного комплекса СПГ (добыча, переработка и поставка сжиженного природного газа) на полуострове Ямал63, что объясняет существенное макроэкономическое значение предоставленной гарантии.
«Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам). URL: http://static. government.ru/media/files/VxWTgU13x70.pdf (дата обращения: 13.03.2023).
59 ЦБ РФ (2022). Льготные ипотечные программы от застройщика. Отчет для общественных консультаций. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/140482/Consultation_Paper_12102022. pdf (дата обращения: 13.03.2023).
60 Смирнов С. (2020) ВЭБ больше 150 млрд рублей в 2016 году не попросит. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/04/05/636499-veb-150 (дата обращения: 13.03.2023); Korsunskaya D. (2021) UPDATE 1-Russia agrees $ 2.2 billion VEB recapitalisation. Reuters. URL: https:// www.reuters.com/article/russia-veb-idUSL5N1713OK (дата обращения: 30.12.2022).
61 Евстигнеева А. (2016) Россия создает с Турцией инвестиционный фонд на 1 миллиард долларов. 13.09.2016. URL: https://iz.ru/news/632043 (дата обращения: 13.03.2023).
62 Российско-Кыргызский фонд развития. (2022) Годовые отчеты. URL: https://www.rkdf.org/ godovye-otchety/ (дата обращения: 13.03.2023).
63 Reuters. (2016) VEB gave guarantees to Novatek for $3 billion to secure the obligations of the Yamal LNG project. 24.06.2016. URL: https://www.reuters.com/article/russia-yamal-idRUL8N19G6DL (дата обращения: 29.12.2022).
Государственные субсидии направлялись российским предприятиям на освоение Арктической зоны России64. В августе 2019 г. Правительство России объявило о плане предоставления субсидированных кредитов производителям нефти и газа, работающим в Арктике65. В феврале 2021 г. Правительство России поддержало шесть проектов в Арктической зоне на сумму более 200 млрд руб., при этом 20%-ная субсидия составила 525 млн долл. США66. Большая часть проектов связана с развитием инфраструктуры. Более того, развитие инфраструктуры в Арктической зоне России косвенно влияет на производителей стали, увеличивая спрос на металлопродукцию.
Можно отметить, что большая часть финансовых мер поддержки имела межсекторную направленность и таким образом способствовала формированию мультипликативного эффекта. Перечисленные меры дополнили предпринятые ранее действия в сфере бюджетно-налоговой политики в период кризиса.
Заключение
Сектор производства стали всегда был объектом государственной поддержки в России как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сектор привлекал прямые субсидии в рамках более чем 90 федеральных и региональных программ, а косвенно получал выгоду от государственной поддержки других секторов, в частности за счет политики ценообразования на электроэнергию, природный газ и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, автомобилестроение и строительство недвижимости. Так как в секторе были зафиксированы исключительно высокие доходы из-за высоких мировых цен на сталь в 2021 г., в отношении производителей стали предполагалось введение дополнительных налогов, которые не были применены вследствие санкций 2022 г.
В результате проведенного анализа можно заключить, что косвенные меры, свзанные с поддержкой производителей стали, были весьма эффективными. Эту ситуацию можно объяснить более «мягким» падением производства сталелитейной продукции (в отличае от прогноза) в связи с господдержкой спроса в строительном секторе. Необходимо отметить существенную эффективность мер поддержки связанных с производством стали секторов. Прямая поддержка автопроизводителей субсидиями создала дополнительные рыночные условия, сформировав спрос на российскую сталь. Поддержка газового и электроэнергетического секторов также косвенно повлияла на сталелитейную промышленность. Данные меры предотвратили прогнозируемый более чем на 30 % спад в отрасли в 2022 г. Таким образом,
64 GTA. (2021) Russian Federation: State Subsidies to 6 Arctic Investment Projects. URL: https://www. globaltradealert.org/intervention/83983/financial-grant/russian-federation-state-subsidies-to-6-arctic-investment-projects (дата обращения: 23.12.2022).
65 Правительство Российской Федерации. (2019) О решениях по итогам совещания у Дмитрия Козака и Юрия Трутнева о предоставлении права пользования недрами, содержащими запасы углеводородного сырья, расположенными на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации. 3 сентября. URL: http://government.ru/orders/selection/401/37785/ (дата обращения: 29.12.2022).
66 GTA. (2021) Russian Federation: State Subsidies to 6 Arctic Investment Projects. URL: https://www. globaltradealert.org/intervention/83983/financial-grant/russian-federation-state-subsidies-to-6-arctic-investment-projects (дата обращения: 23.12.2022).
сделанный анализ подтверждает рабочую гипотезу об эффективности косвенных мер наряду с прямыми.
Меры по борьбе с пандемией COVID-19 оказали значительное влияние на производителей стали. Налогово-бюджетные меры стали прямым ответом на кризис, а монетарные повлекли косвенные эффекты. Как и до периода пандемии, российские сталелитейщики продолжали получать косвенные выгоды от повышения спроса в таких отраслях, как сельское хозяйство, жилищное строительство, автомобилестроение и др. после 2020 г. (см.: приложение).
Литература/References
Amuzegar, J. (1997) Adjusting to Sanctions', Foreign Affairs, 76 (3), pp. 31-41.
Biglaiser, G. and Lektzian, D. (2011) 'The Effect of Sanctions on US Foreign Direct Investment', International
Organization, 65 (3), pp. 531-51. EIU. (2023) Commodities outlook. Available at: https://www.eiu.com/n7campaigns/commodities-outlook 2023/?utm_source=google&utm_medium=paidsearch&utm_campaign=commodities-outlook2023 &gclid=Cj0KCQiApKagBhC1ARIsAFc7Mc6Sba8lN0vW8c86fTnZz7rQ95dhCKgtxtace_5lSCjQD0A DwMNh0R8aApUBEALw_wcB (accessed: 13.06.2023). European Comission. (2020) EU's 2020 Report on significant distortions in the economy of the Russian Federation for the purposes of trade defence investigations. Available at: https://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2020/october/tradoc_158997.pdf (accessed: 13.06.2023). Gharehgozli, O. (2017) An Estimation of the Economic Cost of Recent Sanctions on Iran Using the Synthetic Control Method', Economics Letters, 157, pp. 141-44. Gurvich, E. and Prilepskiy, I. (2015) 'The Impact of financial sanctions on the Russian economy', Russian
Journal of Economics, 1, pp. 359-385. Knobel, A. Y., Bagdasaryan, K. M., Loshchenkova, A. N. and Proka, K. A. (2019) Sanctions: seriously and for
a long time. Moscow: Delo Publ. (In Russian) Kudrin, A. L., Mau, V. A., Radygin, A. D. and Sinelnikov-Murylev, S. G. (2021) Russian economy in 2021.
Trends and prospects. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar. (In Russian) Lektzian, D. and Biglaiser, G. (2013) 'Investment, Opportunity, and Risk: Do US Sanctions Deter or Encourage Global Investment?' International Studies Quarterly, 57 (1), pp. 65-78. Loshchenkova, A. N. and Zaitsev, Y. K. (2019) 'The impact of the ruble exchange rate dynamics on the inflow of foreign investment into the Russian economy, Journal of the New Economic Association, 4 (44), pp. 127-142. (In Russian)
OECD. (2022) Steel Market Developments. Q4 2022. Available at: https://www.oecd.org/industry/ind/steel-
market-developments-Q4-2022.pdf (accessed: 13.06.2023). Park, J. S. (2014) 'The Key to the North Korean Targeted Sanctions Puzzle', The Washington Quarterly, 37 (3), pp. 199-214.
Shin, G., Choi, S. and Luo, S. (2015) 'Do Economic Sanctions Impair Target Economies?', International Political Science Review, 37 (4), pp. 485-99. Watanabe, S. (1987) 'Technological Capability and Industrialization: Effects of Aid and Sanctions in the
United Republic of Tanzania and Zimbabve, International Labour Review, 126 (5), pp. 525-541. WSA. (2022) Worldsteel Short Range Outlook April 2022. Available at: https://worldsteel.org/media-centre/
press-releases/2022/worldsteel-short-range-outlook-april-2022/ (accessed: 23.04.2023). Yang, J., Hossein, A., John, F. and Hildy, T. (2004) 'US Economic Sanctions against China: Who Gets Hurt?,
World Economy, 27 (7), pp. 1047-1081. Zaytsev, Y. (2016) 'Diagnostics of foreign direct investments inflow in Russian Federation: theoretical and practical issues, International Journal of Trade and Global Markets, 9 (2), pp. 170-181.
Статья поступила в редакцию: 14.03.2023 Статья рекомендована к печати: 18.05.2023
Контактная информация:
Зайцев Юрий Константинович — ст. науч. сотр.; [email protected]
Economic aspects of state support of Russian steel industry enterprises in the conditions of external shocks*
Yu. K. Zaytsev
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82, pr. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation
For citation: Zaytsev Yu. K. Economic aspects of state support of Russian steel industry enterprises in the conditions of external shocks, St Petersburg University Journal of Economic Studies, 39 (3), pp. 352377. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.304 (In Russian)
The metallurgical sector of Russia has been a recipient of state support at the federal and regional levels for many years. The sector receives subsidies from more than 90 programs and indirectly benefits from pricing policies for electricity, natural gas and rail transport. However, the analysis of measures to support the sector under the conditions of Western sanctions and the coronavirus pandemic is of particular relevance. The aim of the work is to determine the role of state support for steel producers in the face of external shocks — the coronavirus pandemic and Western sanctions. The working hypothesis of the study is the assertion that direct and indirect measures related to supporting the sector in the face of sanctions and the negative consequences of coronavirus contribute to reducing the adaptation costs of producers, as well as increasing their competitiveness. The stated goal and the indicated hypothesis determine the structure of the paper. Thus, the author examines the theoretical and practical aspects of the impact of sanctions on the national economy, the Russian steel market, state policy towards the steel industry, as well as direct and indirect measures of state assistance that affect the steel production sector. The research methodology is based on a comprehensive review of indirect and direct mechanisms of state support for the industry. The study resulted in the identification of channels of state influence on the steel market in the context of the COVID-19 pandemic and sanctions. The results of the study can be used in the formation of the Russian industrial policy.
Keywords: economic sanctions, COVID-19, steel industry, Russian business, Russian Federation.
Received: 14.03.2023 Accepted: 18.05.2023
Author's information:
Yuri K. Zaytsev — Senior Reserach Fellow; [email protected]
* The article is based on the results of budgetary-supported research according to the state task carried out by the RANEPA.
Мера Описание Прямое/косвенное воздействие на производителей стали Комментарий
Монетарные меры
Распространение регулятивного смягчения по реструктурированным кредитам на все отрасли (введено 17.04.2020) Предоставление банкам возможности не ухудшать оценку финансового положения заемщика и не формировать дополнительные резервы, если до начала действия ограничений из-за коронавируса заемщик имел высокое кредитное качество по реструктурированным кредитам у компаний всех секторов экономики (ранее это требование действовало только для 16 наиболее пострадавших отраслей) Прямой эффект Компании металлургической отрасли получили возможность напрямую пользоваться реструктурированными кредитами
Рекомендации ЦБ о приостановлении принудительного выселения должников (введены 17.04.2020) Рекомендации кредиторам приостановить до 30 сентября 2020 г. процедуру принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые ранее было обращено взыскание кредиторами Прямой/косвенный эффект Мера может иметь прямое действие в случае, если металлургические компании были должниками, и косвенное действие в случае, если подрядчики или клиенты компаний имели задолженность
Снижение ключевой процентной ставки (введено 24.04.2020) Снижение ключевой процентной ставки на 50 б. п. — от 6 до 5,5 % годовых Косвенный эффект Мера оказала общее макроэкономическое влияние на российскую экономику, стимулировав потребительский и инвестиционный спрос
Фискальные меры
Расширение программы выдачи беспроцентных кредитов на выплату заработной платы (введено 24.04.2020)1 Программа поддержки занятости охватила средние и крупные предприятия, а также малый и микробизнес. В рамках расширенной программы банки получат дополнительно 3,5 млрд руб. субсидий Прямой эффект Эта мера помогла всем видам бизнеса получить кредит для покрытия расходов на заработную плату
Выделение 24 млрд руб. субсидий на выдачу льготных кредитов системообразующим предприятиям (введено 25.04.2020)2 Кредиты направлены на пополнение оборотных средств системообразующих предприятий Прямой эффект Сталелитейные компании как системообразующие предприятия получили доступ к льготным кредитам банковских учреждений
Поддержка опорных компаний3 Субсидии на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Отсрочки по уплате налогов, а также авансовые платежи по налогам осуществляются по правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 409 от 2 апреля 2020 г. «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Государственные гарантии по кредитам или облигационные займы, привлекаемые системообразующими организациями Прямой эффект Металлургические предприятия как системообразующие предприятия получили поддержку в виде субсидий, гарантий и облигационных займов, а также отсрочек по уплате налогов
i
!< CD
to £
=
Налоговые каникулы (затронутые отрасли)4 Предприятия, работающие в пострадавших отраслях, могут получить отсрочку или рассрочку по налогам (авансовым платежам), в том числе по страховым взносам, если они осуществляют отдельные виды экономической деятельности, со сроками уплаты в 2020 г. Прямой эффект Пострадавшие от СОУГО-19 металлургические компании получили право на налоговые каникулы
Льготная ипотека (финансовый сектор)(действует с 17.04.2020 по 01.11.2020) Ипотечные кредиты предоставлены гражданам на приобретение недвижимости на первичном рынке по ставке 6,5 % на весь срок кредита Косвенный эффект Льготная ипотека поддержала сектор торговой недвижимости, что повысило спрос на металлопродукцию
Отмена санкций по некоторым госконтрактам автопрома5 При исполнении отдельных договоров предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих договоров без предъявления поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате причитающихся неустоек Косвенный эффект Поддержка автопроизводителей помогла им соблюдать нормы договоров, заключенных с металлургами
Поддержка российских автопроизводителей6 7 млрд руб. выделено на программу «Льготное автокредитование», которая будет распространена на семьи, имеющие одного и более несовершеннолетних детей; для граждан, являющихся работниками медицинских организаций государственной системы здравоохранения; для граждан, продавших автотранспортное средство старше шести лет автосалону в счет внесения части первоначального взноса (трейд-ин); для электромобилей с увеличенной максимальной ценой автомобиля до 1,5 млн руб.; на программу льготного автолизинга направлено 6 млрд руб.; на запуск программы «Доступная аренда» во втором полугодии 2020 г. направлено 2,5 млрд руб.; на обеспечение опережающего закупа автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и государственными компаниями направлено 4,5 млрд руб.; на госзакупки машин скорой помощи выделено 5 млрд руб. Косвенный эффект Поддержка автопроизводителей помогла им соблюдать нормы договоров, заключенных с металлургами
1 Правительство Российской Федерации. (2020) Официальный сайт. 25.04.2020. URL: http://government.ru/docs/39574/ (дата обращения: 23.12.2022).
2 Правительство Российской Федерации. (2020) Официальный сайт. 25.04.2020. URL: http://government.ru/docs/39574/ (дата обращения: 23.12.2022).
3 Правительство Российской Федерации. (2020) Поддержка магистральных компаний. URL: http://government.ru/support_measures/measure/87/ (дата обращения: 23.12.2022).
4 Правительство Российской Федерации. (2020) Налоговые каникулы (затрагиваемые отрасли). URL: http://government.rU/support_measures/measure/7/ (дата обращения: 23.12.2022).
5 Правительство Российской Федерации. (2020) Отмена санкций по некоторым госконтрактам автомобильного промышленности. URL: http://government.ru/ support_measures/measure/62/ (дата обращения: 23.12.2022).
6 Правительство Российской Федерации. (2020) Поддержка российских автопроизводителей. URL: http://government.ru/support_measures/measure/109/ (дата обращения: 23.12.2022).
Мера Описание Прямое/косвенное воздействие на производителей стали Комментарий
Фискальные меры
Субсидии кредитным организациям (25.05.2022)7 153 млрд руб. (около 2,5 млрд долл. США) были объявлены субсидиями российским кредитным организациям для возмещения им упущенной выгоды по кредитам, предоставленным российскому агропромышленному комплексу Косвенный эффект Субсидии кредитным учреждениям можно было бы в дальнейшем использовать для финансовых продуктов для производителей стали
Меры поддержки компаний, признанных организациями, системообразующими для экономики России (10.05.2020)в Кредитные гарантии таким компаниям с максимальной суммой гарантии 70 % кредита; гарантия выдается по кредитам со сроком погашения 3-7 лет Прямой эффект Металлургические компании как компании системного значения получили поддержку в виде гарантий
Государственные субсидии на развитие Арктической зоны России9 Сформирован перечень инвестиционных проектов, получающих государственные субсидии для развития Арктической зоны России; субсидия состоит из 20 % от суммы инвестиций, которые будут использованы для покрытия инфраструктурных расходов; шесть проектов на сумму более 200 млрд руб. (2,6 млрд долл. США), при этом 20%-ная субсидия составила 525 млн долл. США Косвенный эффект Развитие инфраструктуры в Арктической зоне России косвенно влияет на производителей стали, увеличивая спрос на металлопродукцию
Субсидии на выплату процентов по компаниям, имеющим системное значение для экономики России10 Субсидии направлены на то, чтобы процентная ставка по кредиту составляла около 2,6 % годовых. Для сравнения базовая ставка, установленная Банком России в марте 2021 г., составляет 4,5 %. Субсидия должна быть запрошена и лоббирована компаниями Прямой эффект Металлургические компании как компании системного значения получили поддержку в виде субсидий
Сопровождение перевозки сельскохозяйственной продукции 683 млн руб. выделено на субсидирование железнодорожных перевозок сельхозпродукции11 Косвенный эффект -
Судостроение, ткани, строительные блоки, поддержка деревообработки (15.06.2021) Более 1,88 млрд руб. от Фонда разития просышленности (ФРП) на судостроение, ткани, строительные блоки, деревообработку и повышение производительности труда12 Косвенный эффект Судостроение и производство строительных материалов являются одними из основных потребителей металлопродукции. Это потенциально поддерживает спрос на металлопродукцию
ta pi Cl Государственные 2%-ные кре- Кредиты со ставкой не более 2 % будут выдаваться Косвенный эффект Мера имела общий макроэкономический
3 I диты, связанные с трудоустрой- в 2020 г. организациям и индивидуальным предприни- эффект, что могло способствовать поло-
г г; ством (COVID-19)7 мателям с наемными работниками для возобновления жительному эффекту в металлургической
s деятельности. При выполнении определенных условий отрасли
§ задолженность и проценты по ней могут быть списаны
CD § банком, выдавшим кредит (Постановление Правитель-
ства РФ от 16 мая 2020 г. № 696)
1 7 Правительство Российской Федерации. (2022) Правительство выделало еще более 153 млрд рублей на предоставление льготных кредитов аграриям. 25.05.2022.
Р URL: http://government.ru/docs/45507/ (дата обращения: 23.12.2022).
g s Global Trade Alert. (2020) Russian Federation: Financial Grants and Loan Guarantees to the Russian "Companies of Systemic Importance". 10.05.2020. URL: https://www.
globaltradealert.org/intervention/79575/loan-guarantee/russian-federation-financial-grants-and-loan-guarantees-to-the-mssian-companies-of-systemic-importance (дата обраще-^ ния: 23.12.2022).
^ 9 Леснич A. (2021) Из бюджета будут выделены субсидии на арктические проекты. Ведомости. 03.02.2021. URL: https://www.vedomosti.ru/business/
| articles/2021/02/02/856429-byudzhet-videlit (дата обращения: 23.12.2022).
ui 10 Global Trade Alert. (2021) Russian Federation: Further interest payment subsidies to companies of systemic importance. 04.05.2021. URL: https://www.globaltradealert.org/
intervention/85591/interest-payment-subsidy/russian-federation-further-interest-payment-subsidies-to-companies-of-systemic-importance (дата обращения: 23.12.2022).
11 Правительство Российской Федерации. (2022) Правительство направит дополнительное финансирование на субсидирование перевозок сельхозпродукции по железной дороге. 14.07.2022. URL: http://government.ru/news/46013/ (дата обращения: 23.12.2022).
12 РП. (2021) Более 1,88 млрд руб. от ФРП на производство микросхем, спецодежды, отводов трубопроводов, базальтового волокна и повышение производите/ш-ности труда. 29.07.2021. URL: https://frprf.ru/press-tsentr/novosti/bolee-2-4-mlrd-rubley-ot-frp-na-korablestroenie-tkani-stroitelnye-bloki-derevopererabotku-i-povyshen/ (дата обращения: 13.03.2023).
13 БУХ. 1С. (2020) Льготный кредит для малого бизнеса в связи с коронавирусом: как задуматься и учесть. 06.08.2020. URL: https://buh.ru/articles/documents/! 15817/ (дата обращения: 23.12.2022).
OJ M M