ЭКОН ОМИКА, ЭКС S И Г О Л
■ РИГИ Г| 1 ШАЛЬНЫЕ а ЭНЕРГЕТИК [па иштпмшшт И
УДК 330.36.003.1:620.9:574
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
О.Н. ВИШНЯКОВА
Формирование новой тарифной политики, ориентированной, с одной стороны, на широкое использование рыночных (экономических) форм управления спросом на электрическую энергию и мощность, а с другой - на экологическую безопасность, является одной из актуальных задач переходного периода. При перестройке методологии ценообразования в электроэнергетике основную опасность представляет затратная философия ценообразования. Возмещая практически любые затраты, цены не стимулируют предприятия к рациональному сберегающему природопользованию, к достижению высоких конечных эколого-экономических результатов.
Ценообразование - это формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электро- и теплоэнергию. В настоящее время механизм регулирования тарифа в сфере энергетики в России реализуется по такой же методологии, как и в развитых странах мира. Схема определения величины тарифа включает три этапа:
- выявление совокупных текущих издержек производства;
- оценку текущих инвестиций;
- определение величины допустимой прибыли.
Однако такая методология не является стимулирующей к обеспечению эколого-экономического равновесия. Альтернативой затратного подхода в ценообразовании может быть подход, основанный на принципе многофакторности (учета множества факторов, действующих на стадии производства, обмена, распределения, конечного использования электроэнергетической продукции). При этом учитываются состояние окружающей среды, особенности отрасли, характеристики электроэнергии, издержки производства, требования устойчивого развития, психология потребителей и множество других факторов внутреннего и международного рынка. Именно в многофакторности ценообразования - ключ к формированию социально ориентированного рыночного энергетического хозяйства, наиболее полного использования ценового регулирования в достижении эколого-экономической стабилизации.
В настоящее время при сегментации рынков электроэнергии и мощности и формировании стратегии ценообразования планируется учитывать следующие факторы:
- типы генерирующих мощностей и виды топлива (энергопроизводящая компания, характеризующаяся большой величиной капитальных, овеществленных в основных фондах затрат и низким уровнем текущих, имеет © О.Н. Вишнякова
Проблемы энергетики, 2003, № 1-2
большую стабильность доходов, так как может использовать систему тарифов с акцентом платы за мощность);
- возраст электроэнергетической системы (более новая система обходится дороже, более дорогостоящее оборудование может создавать большой разрыв между средними и предельными издержками. Для этого потребуется введение специальных тарифов);
- размеры технических систем (установленная мощность,
производительность, класс напряжения, пропускная способность)
непосредственно воздействуют на величину затрат. Крупные компании используют свои преимущества: варьируют цены, формы хозяйственных связей, имеют более широкий круг потребителей;
- темпы роста (требуются более сложные системы тарифов в связи с повышенной потребностью в капитальных затратах);
- затраты, связанные с обеспечением пиковой мощности генерирующего оборудования (периоды дефицитности являются периодами, на которые приходится наибольшая часть издержек, связанных с капитальными вложениями);
- затраты на распределительные сети (необходимо нейтрализовать возможность появления пиковых нагрузок в ночное время или другие внепиковые периоды);
- потребители электроэнергии (следует учитывать способность потребителей перестраивать свой режим электропотребления);
- конкурирующие источники энергии (наличие разнообразных конкурирующих видов энергии обуславливает создание системы заинтересованности).
В этом перечне явно отсутствует экологическая составляющая. При расчете энергетического тарифа в себестоимости учитывается плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в соответствии с действующими нормативами предельно-допустимых выбросов (ПДВ), а из прибыли вносятся платежи за превышения ПДВ. Такая слабая разработанность экологического аспекта ценообразования в энергетике связана с объективными трудностями, а также недоучетом ряда вопросов теоретического характера. В соответствии с экономической теорией кроме прямых издержек, связанных с производством товара, существуют и внешние экономические и экологические издержки или экстерналии. Данный подход концептуально был изложен еще в начале 30-х годов в работах А.Пигу и А. Маршалла, которые показали, что вне экономического учета остаются, в частности, издержки, связанные с загрязнением окружающей среды. Ими была обоснована необходимость расчета "социальных издержек” с включением экстернальных эффектов, которые наносят значительный ущерб другим предприятиям, населению и обществу в целом, являются социально значимыми и требуют развития механизма государственного экологоэкономического регулирования.
Отрицательные экстерналии, вытзванные экологическими проблемами, деформируют экономические отношения путем перераспределения реальных издержек и имеющихся ограниченных ресурсов. Это приводит к нарушению рыночного равновесия и изменяет условия конкурентной борьбы. Но есть и другой аспект. Как показывает практика, рынок не отражает реальный уровень экологических потерь [1]. Поэтому возникла потребность перехода рассмотрения отрицательных экстерналий как случайных явлений к их учету и регулированию.
Все экономические рычаги, воздействующие на природоохранную деятельность, можно разделить на две группы: оказывающие прямое или косвенное стимулирующее воздействие со стороны государства (субсидии, налоговые льготы, займы) и носящие принудительный характер (налоги, платежи за загрязнение, штрафы). В России преимущественно применяются рычаги, относящиеся ко второй группе, что объективно соответствует современному состоянию экономики страны, но не стимулирует процесс экологизации энергетического производства. Поэтому важно организовать эффективную деятельность в данном направлении так, чтобы каждый субъект топливноэнергетического комплекса, выполняющий определенную функцию в формировании и исполнении государственной эколого-экономической политики, чувствовал экономическую, административную и уголовную ответственность за свой участок работ.
Рассмотрим ситуацию в сфере ценообразования в энергетике. РАО "ЕЭС России" ведет активную деятельность, направленную на соблюдение Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”. Динамика соотношения цен на промышленную продукцию представлена на рис. 1, 2.
4
3.5 3
2.5 2
1.5
1
0,5
0
1997 1998 1999 2000
Рис.1. Динамика соотношений цен на промышленную продукцию в сравнении с 1997 годом:
1 - индекс цен на продукцию топливной промышленности; 2 - индекс цен производителей
промышленной продукции; 3- индекс цен на продукцию электроэнергетики
160 150 140 130 120 110 100 90
кп.........................................................
XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII 1999
Рис.2. Динамика цен на промышленную продукцию по России и тарифов на электроэнергию для населения, промышленных и приравненых к ним потребителей по холдингу ЕЭС России в 2000 году (в % к декабрю 1999 года)
1 - тарифы на электроэнергию, отпускаемые населению предприятиями Холдинга;
2 - тарифы на электроэнергию, отпускаемые предприятиями Холдинга промышленным и приравненным к ним потребителям; 3 - индекс роста цен на промышленную продукцию РФ
С августа 1998 г. по декабрь 2000 г. рост цен в промышленности составил 276,2%, а повышение тарифов на электроэнергию для крупных промышленных потребителей - 181,2%. За тот же период рост потребительских цен составил 279,9%, а тарифов на электроэнергию для населения - 233,4%. Начиная с мая 2000 года, темпы роста тарифов на электрическую и тепловую энергию превысили темпы роста цен на промышленную продукцию. С декабря 1999 г. по декабрь 2000 г. рост цен в промышленности составил 131,6%, а повышение тарифов на электроэнергию - 141,2%. Однако в целом за 1991-2000 гг. цены продукции электроэнергетики росли в 1,9 раза медленнее цен производителей промышленной продукции. Все еще актуальной продолжает оставаться проблема субсидирования населения промышленностью (табл.1).
Таблица 1
Тарифы на электроэнергию
Вид тарифа Ед.изм. Величина
Средний тариф на электроэнергию для потребителей коп/кВтч 51,18
Тариф на электроэнергию для населения % к среднему тарифу октябрь 2001/декабрь 2000 октябрь 2001/1990 коп/кВтч % % раз 37,30 72,9 140,1 11785
Тариф на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью > 750 кВа % к среднему тарифу октябрь 2001/декабрь 2000 октябрь 2001/1990 коп/кВтч % % раз 54,21 105,9 122,2 32798
В "Энергетической стратегии России до 2020 года" предполагается изменение ценовой политики в ТЭК: тарифы на электроэнергию и цены на энергоносители должны полностью включать в себя все затраты их производителей, в том числе, и на инвестиционные нужды. Однако порядок включения в тариф экологической составляющей не оговаривается. Предполагается, что уже в 2003 г. увеличится в 2,5 раза цена на газ. Рост цен на газ будет сопровождаться удорожанием угля, хотя и в меньшей степени. Таким образом, согласно "Энергетической стратегии", к 2003 г. электроэнергия подорожает в 1,6 - 1,7 раза, а к 2010 г. тарифы на нее без учета экологических издержек могут увеличиться по сравнению с действующими в 3,3 - 3,5 раза [2].
Теоретически энергетическая программа учитывает взаимодействие энергопроизводства и природной среды, так как стремление иметь достаточное количество энергии для устойчивого развития сочетается с желанием общества преодолеть эколого-экономический кризис. Фактически же, статистика иллюстрирует постоянный рост тарифов и ухудшение состояния окружающей среды (табл.2). Свыше 1/3 всех энергоресурсов у нас безвозвратно теряются или неэффективно расходуются и лишь 28% доходит до населения в виде прямых либо косвенных энергетических услуг [7].
Доля ТЭК в экономико-экологической структуре
Показатели Доля ТЭК, %
Объем промышленного производства 40
Налоговые поступления в бюджет 42
Экспорт 46
Техногенные аварии 41
Выбросы в атмосферу 48
Это свидетельствует об обострении эколого-экономических противоречий и отсутствии четкого механизма защиты эколого-экономических интересов. Поэтому в энергетической стратегии определяющая роль в обеспечении экологической безопасности отводится государству. В настоящее время к основным направлениям участия государства в развитии рыночных отношений в отрасли, по-видимому, следует отнести:
1) прямое государственное регулирование тарифов на электроэнергию, осуществляемое на федеральном и региональном уровнях, и косвенное регулирование свободных цен на ФОРЭМ путем введения правил рынка, обеспечивающих поддержание конкуренции на уровне, способствующем максимальному снижению этих цен;
2) создание нормативно-правовых основ, открывающих возможности и стимулирующих привлечение в энергетику внешних инвесторов;
3) формирование условий для развития конкуренции и предпринимательства, включая допустимость структурных изменений в отрасли;
4) экономические методы воздействия, включая льготное налогообложение и кредитование, регулирование амортизационных отчислений, введение регулируемой ренты, стимулирование стандартизации и экологизации производства.
То есть экологизированная тарифная политика является одним из инструментов государственного эколого-экономического регулирования. На данном (переходном) этапе развития рыночных отношений в электроэнергетике России наиболее приемлемой является смешанная система ценообразования, в которой цены (тарифы) на электроэнергетическую продукцию регулируются как государством, так и рынком. Необходимость государственного регулирования объясняется также огромной экономической и социальной опасностью роста цен, неизбежно сопровождаемого обесценением активов, потерей устойчивых ориентиров развития, общим расстройством механизма функционирования экономики, обострением экологической ситуации, снижением жизненного уровня населения и усилением социальных конфликтов.
Таким образом, при решении задач по построению рациональной системы тарифов необходимо учитывать следующие критерии, устанавливая каждый раз приоритеты: надежность, наиболее эффективное использование ресурсов;
экологическую безопасность; стабильность (к примеру, в течение нескольких лет); прибыльность; доступность покупателю - учет социального аспекта. Система дифференциации тарифов на электроэнергию должна носить стимулирующий характер и быть направлена на реализацию комплекса экологоэкономических и социальных условий и задач, четко сформулированных для
каждого поставщика с учетом экономической ситуации и экологических особенностей региона (табл. 3).
Таблица 3
Схема дифференциации тарифных ставок
Дифференциация тарифа на электроэнергию
По зонам загрязнения По зонам времени По уровню надежности электроснабжения По качеству электроэнергии
дотации скидки надбавки сезонная по типу дня внутрису- точная имякдї/кн в Л 3 я І « бу скидка надбавки =Я Л 3 я І « бу
Действующая система формирования тарифов на электрическую энергию не предусматривает дифференциацию тарифных ставок в зависимости от факторов, определяющих уровень экологичности и надежности электроснабжения покупателя электроэнергетической продукции. Для энергопроизводящей и энергоснабжающей компаний (ЭК) не предусмотрен механизм формирования средств для возмещения наносимого ими экологического ущерба и ущерба потребителям вследствие нарушения их электроснабжения [3].
Поэтому разработка новых тарифных схем, адаптированных к условиям рыночной экономики и учитывающих факторы безопасности и надежности электроснабжения, потребует:
- пересмотра категорирования потребителей на основе более тщательного рассмотрения характеристик их нагрузок и состояния окружающей среды;
- добровольного участия конечного потребителя в выборе уровня надежности его электроснабжения;
- полной компенсации экологического ущерба и потерь от недоотпуска электроэнергии, возникшего по вине энергоснабжающей компании;
- организации дифференцированного учета затрат на энергообслуживание и соответствующей учетной политики в зависимости от экологической ситуации, напряжения и уровня надежности питания;
- создания системы анализа воздействия новых тарифных структур на благосостояние различных категорий потребителей с точки зрения оценки эффективности их построения.
С переходом к ФОРЭМ роль эколого-экономических показателей надежности в электроэнергетике существенно возрастает: для подавляющего большинства потребителей электрической энергии критерием принятия решений начинают выступать эколого-экономические факторы, технические же показатели надежности (вероятность потери нагрузки, интенсивность отказов, среднее время восстановления и т.д.) становятся вспомогательными параметрами, используемыми для оценки искомых эколого-экономических показателей [4].
Эколого-экономические показатели должны образовывать целостную систему не только раскрывающую содержание понятия устойчивого развития и надежности системы электроснабжения как экономической категории, но и количественно характеризующую надежность и безопасность системы через оценку эколого-экономических факторов, непосредственно связанных с ее надежностью. Прямое или опосредованное негативное воздействие отказов
электроэнергетических систем на окружающую природную среду, вызывающее необходимость проведения комплекса защитных мероприятий, влечет за собой целесообразность учета соответствующих затрат при формировании экономических показателей надежности системы электроснабжения.
В процессе формирования тарифной политики ЭК в рыночных условиях следует учитывать специфику электроэнергетики (территориальную разобщенность мест производства и потребления электроэнергетического продукта). Потребители, наиболее удаленные от генерирующих мощностей, могут получать "экологически чистую” энергию, в то время как потребители, расположенные в непосредственной близости от энергоисточников, находятся в крайне неблагоприятных условиях (подвергаются дополнительному вредному воздействию со стороны энергоисточников вследствие увеличенных, по сравнению с потребностями региона, объемов генерации). Поэтому вопросы экологического районирования территории являются первым этапом работ, связанных с внедрением экологически дифференцированного подхода к формированию тарифа. На этом этапе особую сложность представляют:
- оценка фоновых загрязнений;
- определение зоны влияния энергопредприятия с учетом рассеивания.
На втором этапе предстоит оценить общий объем средств, необходимых на восстановление окружающей среды, возмещение различного рода ущербов: на строительство (реконструкцию) природоохранных сооружений, на разработку и внедрение "экологически чистых" технологий и т.д. Как минимум, это потребует проведения экологического аудита и внедрения экологического менеджмента. Здесь вопросами, требующими особого внимания экспертов экономистов и экологов, являются следующие:
- экономическая оценка полного экологического ущерба;
- определение доли средств данного предприятия в общем объеме;
- система ранжирования задач для определения очередности освоения денежных средств.
Далее следует осуществить разработку экономического механизма и формирование эффективных тарифных структур, обеспечивающих полное и справедливое возмещение потребителями объективных экологических затрат энергопредприятий. Под субъективными мы понимаем те, которые возникают исключительно по вине нерационально хозяйствующих предприятий.
Наконец, на заключительном этапе разрабатываются основные принципы классификации потребителей по степени и характеру возмещения экологических затрат и корректируется нормативно-правовая база. Например, постановлением Кабинета Министров РТ от 6 апреля 2002 г. № 188 во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" и Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год"
установлен коэффициент экологической ситуации в Татарстане 1,18. Однако механизм его формирования и база исчисления не объясняются.
Концепция экологизации тарифной политики и экологического дифференцирования тарифов исходит из комплекса затрат, связанных с охраной окружающей среды: компенсационных экологических платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушный и водный бассейны и затрат на выполнение программы текущих и превентивных природоохранных мероприятий на энергопредприятиях. Размер экологических платежей должен зависеть не только от видов и количественных показателей выбрасываемых ими загрязняющих
веществ, удельных показателей платы за выброс (сброс), но и от экологической ситуации на данной территории. В свою очередь объемы загрязняющих веществ зависят от технологии, оборудования и степени оснащенности различными защитными или очистными устройствами и сооружениями. Внедрение последних позволяет снижать объем выброса вредных веществ и сокращать экологические платежи.
Тогда экологическая составляющая тарифа может быть представлена в виде поправочного коэффициента либо рассчитана в виде удельной величины на 1 Квт-ч. Ее величина, устанавливаемая для конечного потребителя, определяется с учетом удаленности его от источника загрязнения и способа распространения загрязнения (водный, воздушный), наличия и степени серьезности фактора риска загрязнения среды, возникновения чрезвычайной ситуации.
Для ряда потребителей, расположенных в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой, допускается производить расчет за электроэнергию с ее поставщиком по льготному тарифу. В целях частичной компенсации вредного воздействия загрязняющих веществ на организм человека населению, проживающему в ареале распространения загрязнений от промышленных объектов, в том числе энергетики, могут выплачиваться экологические дотации.
По степени возмещения экологических затрат поставщику электроэнергетической продукции конечных ее потребителей можно разделить на следующие группы:
1) потребители, которым предоставляются экологические скидки с тарифа на электроэнергию;
2) потребители, которым устанавливаются экологические надбавки к тарифу;
3) потребители, экологические составляющие тарифа которых не корректируются;
4) население оплачивает электроэнергию с учетом экологической составляющей за пользование природными ресурсами и за реализацию природоохранных мероприятий в регионе, то есть соучаствует с производителем в природопользовании;
5) для покупателей ФОРЭМ тарифы формируются с учетом экологической составляющей на проведение природоохранных мероприятий и пользование природными ресурсами поставщика электроэнергетической продукции, а также за загрязнение окружающей территории (в границах зоны обслуживания поставщика и за ее пределами при транспортировке).
Максимальная скидка с тарифа на электроэнергию устанавливается для потребителей, расположенных в непосредственной близости от источника загрязнения, в зоне с тяжелой экологической ситуацией. Она может представлять собой сумму скидок с тарифа, установленных за загрязнение воздушного и водного бассейнов и вводимых для ближних зон распространения соответствующих загрязнений от данного предприятия. Для более удаленных от источника загрязнения зон скидка с тарифа уменьшается.
Степень оптимального понижения коэффициентов с ростом удаленности от источника загрязнения в общем случае зависит от множества факторов и условий, определяемых:
- общей экологической напряженностью и экологической политикой в регионе;
- демографической политикой и социальными аспектами формирования тарифной политики в области электроэнергетики;
- структурой генерирующих мощностей в регионе, их загрузкой, видами используемого топлива, степенью оснащенности энергоблоков различного рода защитными устройствами, степени их участия в покрытии нагрузки региона и т.п.;
- структурой потребителей в регионе и их размещением, экономической политикой в области реструктуризации экономики региона;
- эластичностью спроса и платежеспособностью потребителей и т.п.
При расположении потребителя в ареале распространения выбросов и сбросов от нескольких энергоисточников суммарная экологическая скидка с тарифа на электроэнергию должна рассчитываться по принципу суперпозиции (наложения) создаваемых ими загрязнений с учетом их взаимовлияния [6]. Максимальный размер экологической скидки с тарифа на электроэнергию потребителей, находящихся в ареале распространения выбросов (сбросов) от нескольких источников загрязнения, следует ограничивать экологической составляющей за загрязнение окружающей среды. Для населения, постоянно проживающего в ареале распространения загрязнений воздушного и водного бассейнов от энергоисточников, представляется целесообразным вводить подушевые компенсации (дотации).
Дотации могут формироваться за счет отчислений от экологических платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах нормативов качества - ПДВ, вносимых предприятиями в местный бюджет; штрафов за залповые выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, периодическое загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, вносимых в местный бюджет из прибылей предприятий (в том числе объектов энергетики), расположенных в зоне загрязнения (или загрязняющих ее).
Особое место среди всех производителей-поставщиков занимают ЭК. Главная их особенность состоит в том, что они могут одновременно быть производителями, покупателями и продавцами. Это накладывает особый отпечаток на процесс учета и возмещения экологических затрат (собственного производства, транзитным компаниям, внешним производителям - через тариф на покупаемую на ФОРЭМ электроэнергию), предоставление тарифных льгот собственным потребителям, дотаций (компенсационных выплат). Дополнительные расчетные сложности также вызывает процесс дифференцированной оценки степени загрязненности воздушного и водного бассейнов, расчета тарифных ставок в различных зонах загрязнения в условиях большого числа генерирующих мощностей, относительно компактного их размещения на обслуживаемой территории (вследствие множественности пересечения создаваемых ими зон загрязнений) [5].
В любом случае, рассмотренные схемы базируются на системе поэтапного формирования тарифа на отпускаемую электроэнергию. Последовательность таких этапов отражает полный технологический процесс поставки электроэнергии потребителю, включая ее производство, передачу и распределение на различных уровнях рынка.
Таким образом, введение экологической составляющей тарифа на электроэнергию позволяет:
1) экономически стимулировать производителя и потребителя энергетической продукции к природосбережению;
2) инициировать внедрение энергосберегающих технологий, нацеливать на рациональное потребление топливно-энергетических ресурсов;
3) аккумулировать на энергетических предприятиях и в отрасли в целом финансовые средства, необходимые для сокращения вредного воздействия объектов энергетики на окружающую среду и ее частичное восстановление;
4) учитывать различия в характере и степени загрязнения окружающей среды, предотвратить или частично компенсировать их негативное влияние на жизнедеятельность человека, предусматривая дифференциацию тарифных ставок потребителей и т.п.;
5) диверсифицировать эколого-экономическое регулирование.
Summary
For a country to understand the role of energy use at the national level, it is necessary to understand the relationship of energy use to economic activity, ecology safety and social wellbeing. There are strong relationship between the availability of energy management, economic activity and improvements in standards of living. Energy is inherently problematic from an environmental point of view. That is why it is so important to enter ecological part of tariff and have the ecologically oriented cost politics in energy.
Литература
1. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества.-М.: Академия, 1998.
2. Гальперова Е. В., Кононов Ю. Д., Влияние на экономику региона изменения тарифов на электроэнергию// Энергетик.- №6.- 2001.
3. Кузовкин А. Цены на энергоресурсы и инфляция // Экономист.- №5.- 1994.
4. Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе. Тр.науч.- иссл. ин-та экон. энергетики.- М.: НЦ ЭНАС, 1999.
5. Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть/ Под ред. Эдельмана В.И.- М.: Энергоатомиздат, 2000.
6. Comprehensive National Energy Strategy // National Energy Policy Pursuant to Section 801 of the Department of Energy Organization Act, DOE/S-0124. Washington, D.C., April, 1998.
7. Бушуев В.В. Энергетика России: ожидания и возможности// Приложение к журналу «Энергетическая политика», 1999.- С.719