Научная статья на тему 'Экономическая сущность финансовых ресурсов государства'

Экономическая сущность финансовых ресурсов государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4336
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / КРЕДИТ / ФОРМА / СОДЕРЖАНИЕ / РЕСУРСЫ / ДЕФИЦИТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ТЕОРИЯ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татынов С. И.

В статье изложен теоретический материал, доказывающий, по мнению автора, неправомерность включения кредита в состав финансовых ресурсов государства. Есть основания считать это не результатом невнимания владельцев ссудного капитала к положениям финансовой и кредитной науки, а интересами их бизнеса, которые иногда не совпадают с интересами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность финансовых ресурсов государства»

природно-климатические, организационно-экономические, инфраструктурные, инновационные, внешнеэкономические и институциональные факторы. Ресурсный потенциал - это необходимое условие производственного процесса, база создания конечного продукта во всех отраслях национальной экономики.

Развитие и функционирование АПК базируется на использовании множества ресурсов, различные виды которых, непосредственно участвуя в сельскохозяйственном производстве или способствуя эффективной организации производственного процесса и реализации продукции, формируют ресурсный потенциал агро-продовольственного комплекса. Максимальное вовлечение имеющихся ресурсов в производство сельскохозяйственной продукции в объемах, обеспечивающих продовольственную безопасность, является целью рационального использования совокупного ресурсного потенциала АПК.

Примечания

1 См.: Анчишкин А. И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М., 1973. С. 14.

2 См.: Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М., 1991. С. 9.

3 См.: Клоцвог Ф. Н., Кушникова И. А., Чернова Л. С. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2. С. 49.

4 См.: Фонотов А. Г. Ресурсный потенциал : планирование, управление. М., 1985. С. 14.

5 См.: Шабанов Т. Оценка ресурсного потенциала сельхозпредприятий // АПК : экономика, управление. 2003. № 11. С. 75.

6 См.: Улезько А. В. Стратегия формирования и тактика использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2004. С. 14.

7 См.: Жигунова О. А. Методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2010. С. 14.

8 См.: Юзефович А. Э. Аграрный ресурсный потенциал : формирование и использование. Киев, 1987. С. 10, 13.

9 Там же. С. 12-13.

10 См.: Трубицын Ю. И. Агропродовольственная хозяйственная система РФ : проблемы функционирования и развития. Саратов, 2008. С. 18-19.

УДК 336(075.8)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

С. И. Татынов

Саратовский государственный технический университет E-mail: [email protected]

В статье изложен теоретический материал, доказывающий, по мнению автора, неправомерность включения кредита в состав финансовых ресурсов государства. Есть основания считать это не результатом невнимания владельцев ссудного капитала к положениям финансовой и кредитной науки, а интересами их бизнеса, которые иногда не совпадают с интересами государства. Ключевые слова: финансы, кредит, форма, содержание, ресурсы, дефицит, неопределенность, теория, прибыль.

Economic Essence of the State Financial Resources

S. I. Tatynov

This article describes the theoretical material, the author says, proves illegitimacy of the inclusion of credit in the financial resources of the state. There is reason to believe this is not the result of neglect of owners of loan capital to the provisions of financial and credit of science, and their business interests, which sometimes do not coincide with the interests of the state.

Key words: finance, credit, form, content, resources, scarcity, uncertainty, theory, profit.

Одним из важнейших факторов, обусловливающих существование и функционирование национальной экономики (народного хозяйства), является единый и непрерывный процесс движения стоимости, в ходе которого она распределяется между элементами экономической системы, меняет форму (с натурально-вещественной на денежную и наоборот). Это движение стоимости имеет характер кругооборота, в процессе которого происходит обеспечение субъектов хозяйствования, органов государственного и муниципального управления, семейных хозяйств материальными, интеллектуальными (новые технологии, например), человеческими, денежными ресурсами.

Все перечисленные виды ресурсов имеют стоимостное выражение. Стоимость материальных ресурсов выражает стоимость основных фондов и оборотных средств; интеллектуальных

- стоимость нематериальных активов; человеческих - стоимость рабочей силы.

© Татынов С. И., 2012

Совокупная стоимость всех видов ресурсов, обеспечивающих воспроизводство участников хозяйственной деятельности на данном экономическом пространстве, формирует понятие «финансовые ресурсы народного хозяйства» (или «финансовые ресурсы национальной экономики»).

Процесс движения финансовых ресурсов, по нашему убеждению, следует рассматривать в его единстве и непрерывности. Исключение может составлять ситуация, продиктованная необходимостью определить сущность и содержание финансовых ресурсов конкретного субъекта экономической системы, особенности их формирования и использования.

Основные фонды и оборотные средства предприятий формируются за счет уставного капитала

- средств учредителей. В процессе производства происходит перенесение стоимости на вновь созданный продукт и формируются новые финансовые ресурсы - прибыль и амортизационный фонд, но и уставный капитал никуда не исчезает, более того, предприятия стремятся увеличить его. Изменилась форма финансового ресурса - с денежной на материально-вещественную, но содержание его не меняется, движение стоимости не прекращается, она по-прежнему является объектом управления по отношению к менеджменту предприятия.

Вновь созданный продукт имеет цену, частью которой являются НДС, акцизы и (при определенных условиях) таможенные пошлины - финансовые ресурсы федеральных органов власти.

Прибыль предприятий (организаций) в процессе распределения формирует финансовые ресурсы самих предприятий, субъектов Федерации и местных органов власти - поступления в субфедеральные и муниципальные бюджеты по налогу на прибыль.

Заработная плата, являясь финансовым ресурсом семейных хозяйств и отдельных граждан, выступает источником формирования финансового ресурса субфедеральных бюджетов через уплату налога на доходы физических лиц.

Амортизация, начисленная на износ основных фондов и части нематериальных активов, является источником финансирования реальных инвестиций предприятий, а следовательно, и увеличения стоимости их имущества. Поэтому амортизационные отчисления выступают одновременно собственным финансовым ресурсом предприятий (организаций) и опосредованно, через налог на имущество предприятий, могут, на наш взгляд, рассматриваться в качестве источника финансовых ресурсов региональных и местных бюджетов.

Бюджеты, в свою очередь, являются источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий при их учреждении; вышестоящие бюджеты формируют финан-

совые ресурсы нижестоящих звеньев бюджетной системы через процедуру выделения трансфертов (иногда это происходит через систему внебюджетных фондов); бюджеты - источник финансовых ресурсов значительной части населения страны.

Доходы населения являются источником уплаты прямых (НДФЛ, налог на имущество физических лиц) и косвенных (НДС, акцизы, пошлины) обязательных платежей, формирующих, в свою очередь, финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.

Этот постоянно осуществляющийся кругооборот финансовых ресурсов предназначен для финансового обеспечения экономики и социальной сферы. По нашему мнению, в целях проводимого исследования правомерно не разделять собственно экономику и социальную сферу. Это представляется целесообразным по следующим причинам: во-первых, финансовое обеспечение воспроизводства рабочей силы не менее важно, чем воспроизводство государства или предприятий; во-вторых, разделение экономики и социальной сферы означало бы разделение процесса распределения стоимости, что не соответствует реальности. Исходя из сказанного, мы сочли возможным в данной статье употреблять термин «экономика» в широком смысле, то есть включая в это понятие и социальную сферу.

Единство процесса распределения стоимости, однако, не означает отсутствия индивидуальных особенностей финансового обеспечения каждого из субъектов этого процесса.

Финансовые ресурсы государства (на федеральном и субфедеральном уровнях) и местных органов власти формируются за счет следующих источников: налоги и другие обязательные платежи; доходы от государственного и муниципального имущества в виде арендной платы, дивидендов, процентов по бюджетным кредитам; поступления в виде штрафов и пени.

Мы не разделяем точку зрения на содержание финансовых ресурсов как на «совокупность фондов денежных средств»1, поскольку такая трактовка предполагает необоснованное, на наш взгляд, отождествление финансовых ресурсов с ресурсами денежными. Для того чтобы прояснить сущность и содержание финансовых ресурсов, целесообразно рассматривать их не в целом, а по отдельным участникам процесса распределения валового национального продукта и части национального богатства.

Состав финансовых ресурсов предприятий и организаций определяется разными авторами достаточно индивидуально. Так, профессор В. В. Бочаров пишет: «Финансовые ресурсы выражают реальный денежный оборот предприятий (поток денежных средств). Источником их образования служат все денежные доходы и поступления

средств - как внутренние, так и внешние»2. Автор классифицирует финансовые источники предприятий (корпораций), выделяя следующие группы: «Доходы в форме прибыли», «Внутренние поступления», «Мобилизуемые на финансовом рынке», «Поступления в порядке перераспределения». Однако, по нашему мнению, в этой классификации допущена методическая ошибка - первый фонд предприятия, учитываемый в первом разделе пассива баланса - «Уставный капитал» - автор поместил на последнее место второй группы финансовых ресурсов, названной им «Внутренние поступления». Ошибка, как представляется, состоит именно в том, что первый по времени образования для любого без исключения предприятия финансовый ресурс в классификации В. В. Бочарова помещен далеко не на первое место. В данном случае ранжирование по времени образования финансовых ресурсов имеет принципиальное значение - не может быть прибыли, амортизационных отчислений, других ресурсов до начала деятельности предприятий; необходимым условием начала функционирования является наличие у предприятия основных фондов и оборотных средств, источником формирования которых выступает уставный капитал.

Кроме того, отнесение уставного капитала к внутренним поступлениям не представляется бесспорным. Так, создание общества с ограниченной ответственностью осуществляется путем формирования уставного капитала за счет взносов учредителей. По отношению к кому из физических или юридических лиц, создающих предприятие, формируемый уставный капитал является «внутренним поступлением»?

Профессор С. В. Барулин, рассматривая финансовые ресурсы предприятий, начинает их перечень именно с уставного капитала: «Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают: уставный (складочный) капитал, добавочный и резервный капитал.»3

Методически в данном случае все верно, но по сути определение финансовых ресурсов профессора С. В. Барулина сводится к денежным ресурсам.

Концентрируя внимание на главном - соотношении понятий «финансовые ресурсы» и «денежные ресурсы», попутно отметим, что вряд ли можно согласиться с утверждением о предназначении финансовых ресурсов исключительно «для осуществления финансовой деятельности

и выполнения финансовых (любых денежных)

“ 4

операций»4.

Финансовые ресурсы обеспечивают все виды деятельности хозяйствующих субъектов (операционную, инвестиционную, финансовую). Что касается органов государственного и местного

управления, то здесь финансовые ресурсы выступают средством покрытия затрат государства и муниципалитетов, обусловленных выполнением ими функций по управлению, обороне, обеспечению внутренней и внешней безопасности, правосудию, вмешательству в экономику, социальнокультурному обеспечению.

По нашему мнению, нет достаточных оснований отождествлять финансовые ресурсы с ресурсами денежными как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятия, организации. Финансовые ресурсы не всегда принимают денежную форму. Так, предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам при прочих равных условиях будет означать уменьшение объема финансовых ресурсов государства и увеличение финансовых ресурсов в распоряжении предприятий и организаций, получивших налоговую льготу. Общая сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении всех субъектов распределения стоимости на данном экономическом пространстве, останется постоянной. Количество денег в обращении и в безналичном обороте не изменилось. Деньги не «заметили», что произошло в области финансов.

Уставный капитал (первый финансовый ресурс, отражаемый в балансе любого предприятия) не всегда представляет собой только денежный фонд, что определяет действующее российское законодательство. Так, ст. 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части «Оплата долей в уставном капитале общества» гласит:

«1. Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

2. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно»5.

Добавочный капитал предприятий (организаций), являющийся потенциальным источником пополнения уставного капитала, может существовать как в денежной, так и в не денежной форме. Добавочный капитал формируется в результате дооценки внеоборотных активов; в акционерных обществах в добавочный капитал зачисляют сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций. Если средства, получаемые акционерными обществами при первичном размещении, суть денежные суммы, то результаты переоценки внеоборотных активов денежной формы не принимают никогда.

Приведенные аргументы представляются нам достаточными для того, чтобы не рассматривать финансовые ресурсы как денежные средства.

Обращает на себя внимание еще один аспект изучаемой проблемы: упоминаемые авторы допускают, на наш взгляд, одну и ту же ошибку при определении финансовых ресурсов предприятий (организаций).

Так, профессор С. В. Барулин констатирует: «Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают:

- выручка от реализации товаров, работ и услуг;

- выручка от прочей реализации (имущества и имущественных прав).»6

То есть автор предлагает считать финансовым ресурсом предприятий (организаций), осуществляющих коммерческую деятельность, их брутто-выручку. Но ведь она - источник уплаты косвенных налогов и таможенных пошлин, которые С. В. Барулин справедливо, по нашему мнению, квалифицирует как финансовые ресурсы государства и муниципалитетов.

Добавим, что частью выручки является и валовая прибыль предприятий (организаций), выступающая источником прямых налогов и сборов

- финансовых ресурсов государства и местных органов власти.

В. В. Бочаров считает, что в состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов необходимо включить прибыль от текущей (операционной) деятельности, инвестиционной деятельности, финансовой деятельности, от других видов деятельности (НИОКР). Практически - та же самая ошибка; налоги суть финансовые ресурсы государственных и местных органов управления, а прибыль (валовая) - источник уплаты прямых налогов.

Представляется уместным отметить, что этой ошибке много лет. Профессор А. М. Бирман, анализируя статью «Финансовые ресурсы» в «Финансово-кредитном словаре», писал: «В рассматриваемой статье финансовые ресурсы социалистической страны рассматриваются как сумма ресурсов государства, предприятий, организаций и учреждений, что неверно. Это видно хотя бы из того, что в составе ресурсов предприятий указана прибыль, а в составе централизованных ресурсов

- отчисления от прибыли в доход государственного бюджета, т. е. допущен повторный счет»7.

Отметим, что цитируемая монография «Очерки теории советских финансов. Сущность и функции финансов» была опубликована в 1968 г.

По нашему мнению, классификация финансовых ресурсов предприятий (организаций) может быть представлена следующим образом:

- собственные финансовые ресурсы предприятия (организации), в том числе: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; инвестиционный капитал; валютный фонд;

- привлеченные финансовые ресурсы, в том числе: средства, предназначенные для выплат в

виде дивидендов по акциям; средства фонда потребления предприятия (организации);

- оперативные денежные фонды предприятия, в том числе: средства, предназначенные для выплаты заработной платы; средства, предназначенные для расчетов с бюджетом.

Об уставном и добавочном капитале сказано выше, поэтому мы дадим краткую характеристику остальных финансовых ресурсов предприятий (организаций).

Резервный капитал (фонд) предприятия формируется за счет чистой прибыли в размере, определенном учредительными документами (уставом), но на его ежегодное пополнение должно отводиться не менее 5% чистой прибыли.

Резервный капитал может использоваться на следующие цели: покрытие убытков субъекта хозяйствования; выплата долгов в случае ликвидации предприятия; выплата дивидендов (если величина резервов превышает минимально допустимый уровень); другие цели, предусмотренные законодательством или учредительными документами.

Инвестиционный капитал (фонд) предприятия создается за счет амортизационных отчислений; чистой прибыли в части, предназначенной на накопление; выручки от ликвидации выбывших и ненужных внеоборотных активов.

Фонд формируется для финансового обеспечения реальных инвестиций предприятия, основными формами которых являются: приобретение целостных имущественных комплексов; новое строительство; расширение действующих предприятий; реконструкция; замена отдельных элементов основных фондов; инновационное инвестирование нематериальных активов; финансирование прироста оборотных средств. Реализованные инвестиции увеличивают стоимость имущества предприятия, в силу чего представляется вполне правомерным рассматривать инвестиционный капитал (равно как и добавочный) в качестве источника увеличения уставного капитала.

Валютный фонд создается, главным образом, на предприятиях-экспортерах, получающих валютную выручку. Однако он может создаваться и на предприятиях, чья производственно-хозяйственная деятельность связана с импортом. В этом случае валютный фонд формируется через процедуру покупки иностранной валюты на денежном рынке. Предназначение фонда - обеспечение условий для осуществления операционной деятельности предприятия. В основном его средства используются для покрытия представительских и командировочных расходов. На наш взгляд, валютный фонд предприятия правомерно квалифицировать как вспомогательный финансовый ресурс, то есть не имеющий самостоятельного значения.

Привлеченные финансовые ресурсы - средства, предназначенные для выплат в виде дивидендов по акциям; средства фонда потребления предприятия (организации) - это ресурсы, имеющие двойственную природу. С одной стороны, они формируются в процессе деятельности предприятия; источником их формирования выступает чистая прибыль. «По происхождению» - это собственные ресурсы предприятия. С другой стороны, средства этих фондов предназначены для отчуждения; из собственности предприятия они должны перейти в собственность акционеров (выплаты по дивидендам) или работников предприятия (средства фонда потребления). В течение периода с начала формирования этих фондов до момента выплат из них предприятие (организация) имеет возможность использовать привлеченные ресурсы для покрытия своих затрат.

Оперативные денежные фонды характеризуются коротким периодом использования в качестве финансовых ресурсов - выплата заработной платы, уплата налогов - должны осуществляться своевременно; до момента платежа предприятия имеет возможность использовать средства, предназначенные для указанных выплат, в своей деятельности.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают заемные средства предприятий (организаций). Большинство современных авторов относят эти средства к финансовым ресурсам предприятий без каких-либо оговорок, что, по нашему мнению, означает отрицание статуса самостоятельной стоимостной категории «кредит».

Заемные финансовые ресурсы по своей экономической сущности представляют собой кредит, представленный в различных формах (денежной и натурально-вещественной) и видах (банковский кредит, коммерческий кредит, лизинг, факторинг, форфейтинг, кредиторская задолженность), то есть являются экономической категорией, которая «имеет дело со стоимостью, вышедшей из производства и распределенной между участниками воспроизводственного процесса. Кредит не может в этой связи опередить производство, подменить формирование заработной платы, финансов и других стоимостных образований, предшествующих стадии обмена»8. Профессор О. И. Лаврушин тем самым отделяет кредит от других стоимостных категорий, в частности, таких как заработная плата и финансы.

Кредит не является категорией распределения; он в различных видах и формах привлекается в качестве источника покрытия наряду с собственными, привлеченными финансовыми ресурсами, оперативными денежными фондами предприятий, но при этом сохраняет свою экономическую природу и свойства - срочность и возвратность.

Аналогичный подход, по нашему мнению, может быть использован при рассмотрении го-

сударственного кредита. Причем как в случае, когда государство выступает в роли заемщика, так и в случае, когда оно является кредитором, кредит остается кредитом и не приобретает новых качеств, равно как и не утрачивает своих имманентных, природных признаков. Однако нередко российские ученые-экономисты пытаются обособить государственный кредит, рассматривая его как часть государственных финансов, что, на наш взгляд, теоретически необоснованно. Так, в учебнике «Финансы» в главе 18 «Государственный кредит» (автор раздела Ю. Я. Вавилов) отмечается, что «особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств»9. При этом автор делает оговорку, что в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов. Но разве только государственному кредиту присущи указанные свойства? Возвратность и срочность признаются практически всеми авторами, изучающими данную тему, в качестве признаков кредита как экономической категории.

Платность кредита признается далеко не всеми экономистами, но это в данном случае не представляется принципиальным.

Еще одним аргументом, приводимым Ю. Я. Вавиловым в пользу отличий государственного кредита от кредита, получаемого хозяйствующими субъектами, является непроизводительный характер первого и, напротив, исключительно производительный характер второго.

Еще одно очень похожее определение: «Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, не имеют производительного использования, то есть не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к образованию государственного долга»10.

В качестве контраргументов можно было бы привести факты нецелевого использования банковских ссуд, выданных хозяйствующим субъектам; погашения задолженности по ранее полученным кредитам за счет новых ссуд, а

отнюдь не за счет создания новой стоимости. Но нам не это представляется важным, а то, что «сущность кредита нельзя подменять его внешним выражением. Неверно считать, что сущность кредита различная для разных его видов. Исходным в характеристике сущности, как уже отмечалось, является внутреннее содержание кредита, аккумулирующее все многообразие форм его существования»11. Рассмотрение государственного кредита как части финансов государства, на наш взгляд, является следствием гиперболизации государства как одного из субъектов процесса кредитования. Важность вида кредита - государственный - обусловила доминирование формы над экономической сущностью и содержанием в сознании некоторых ученых-экономистов.

По нашему мнению, смешение финансов и кредита в единое «финансы» явилось следствием популяризации теории предельной полезности, которая как доминирующая концепция экономической теории якобы выступает фундаментальным экономическим базисом финансовой науки. Суть теории предельной полезности состоит (в общем виде) в необходимости рационального распределения ограниченных ресурсов. Из этого следует, что наука о финансах должна изучать способы и методы аккумуляции и использования ограниченных денежных ресурсов в лимитированном временном периоде и в условиях неопределенности. То есть финансовые ресурсы изначально рассматриваются как дефицитные, что, следовательно, не только не исключает, но и, безусловно, предполагает заимствования (кредит) для обеспечения потребностей субъектов процесса распределения стоимости. Прямую зависимость американской финансовой школы от теории предельной полезности демонстрирует определение финансов в учебнике «Финансы» З. Боди и Р. Мертона: «Финансы (finance) - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо

другим»12. Чем объясняется такое отношение авторов к кредиту? Непониманием его индивидуальности и самостоятельности по отношению к финансам? Нам представляется, что причина состоит в самой исповедуемой З. Боди и Р. Мертоном теории предельной полезности, которую современные экономисты используют для изучения закономерностей потребительского спроса, анализа предложения, исследования рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне, а в конечном счете для увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг. Кредит в данном контексте - это товар, который необходимо продвигать, а не объяснять потенциальному потребителю его экономическую природу.

Изучение же финансов и кредита как экономических категорий - прерогатива фундаментальной науки.

Примечания

1 Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. М., 2009. С. 782 ; Барулин С. В. Финансы : учебник. М., 2010. С. 47.

2 Бочаров В. В. Корпоративные финансы. СПб., 2008. С. 14.

3 Барулин С. В. Указ. соч. С. 52.

4 Там же. С. 47.

5 Федеральный закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность». иЯЬ: http://www.rg.ru/1998/02/17/ ooo-dok.html (дата обращения: 12.07.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Барулин С. В. Указ. соч. С. 53.

7 Бирман А. М. Очерки теории советских финансов. Сущность и функции финансов. М., 1968. С. 21.

8 Лаврушин О. И. Кредит как стоимостная категория социалистического воспроизводства. М., 1989. С. 17.

9 Финансы : учебник / под ред. В. М. Родионовой. М., 1993. С. 309.

10 Финансы : учебник для вузов / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Са-банти. М., 2004. С. 118.

11 Лаврушин О. И. Указ. соч. С. 29.

12 Боди З., Мертон Р. Финансы. иЯЬ: http://www. -college.ru (дата обращения: 10.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.