Научная статья на тему 'Экономическая социализация будущих педагогов'

Экономическая социализация будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / CONDITION OF ECONOMIC SOCIALIZATION СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / ECONOMIC SOCIALIZATION / PROCESS DEVELOPMENT OF ECONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинова Елена Владимировна, Шумейко Александр Александрович

В статье анализируются представления об экономической социализации студентов. Проблема экономической социализации рассматривается как процесс становления экономической культуры. Также в статье выделены условия экономической социализации студентов гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анкудинова Елена Владимировна, Шумейко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic socialization of the future teachers

The article analyses the notion of economic socialization студентов. Problem of economic socialization pupils considers how process development of economic culture. Also in article analyses the condition of economic socialization the students of humanitarian Institute of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Экономическая социализация будущих педагогов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.035 ББК 74.6я.73

Анкудинова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики профессионального образования Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет г. Комсомольск-на-Амуре Шумейко Александр Александрович доктор педагогических наук, профессор

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет г. Комсомольск-на-Амуре Ankudinova Elena Vladimirovna Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Department of Vocational Education Pedagogy Amur State Pedagogical University Komsomolsk-on-Amur Shumeyko Alexander Alexandrovich Doctor of Pedagogics,

Professsor Amur State Pedagogical University Komsomolsk-on-Amur Экономическая социализация будущих педагогов Economic socialization of the future teachers В статье анализируются представления об экономической социализации студентов. Проблема экономической социализации рассматривается как процесс становления экономической культуры. Также в статье выделены условия экономической социализации студентов гуманитарного вуза.

The article analyses the notion of economic socialization студентов. Problem of economic socialization pupils considers how process development of economic culture. Also in article analyses the condition of economic socialization the students of humanitarian Institute of Higher Education.

Ключевые слова: Экономическая социализация, развитие экономической культуры, условия экономической социализации студентов гуманитарного вуза.

Key words: Economic socialization, process development of economic culture, condition of economic socialization студентов гуманитарного вуза.

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда

значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа по развитию мотивации творческой профессиональ-

ной деятельности, умению представлять себя на рынке труда является крайне необходимой. Выявление, отбор, и наиболее полное раскрытие потенциала будущих специалистов, реализация их способностей считается сегодня одним из приоритетов государственной политики в области образования, а также государственной молодежной политики, ориентированной на создание условий для эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, на обеспечение ее конкурентоспособности.

Экономическая социализация студенческой молодежи тесно взаимосвязана с процессами самоопределения и самореализации. В процессе обучения в вузе молодые люди сталкиваются с необходимостью решения нескольких важных проблем: накопление социального капитала, создание условий для собственной успешности (личностной, социальной, профессиональной), созданием собственного круга общения и т.д. Профессиональное образование может рассматриваться как механизм развития адаптируемости выпускников к различным жизненным ситуациям, к формированию их конкурентоспособности. В нашем понимании экономическая социализация личности является составной частью общей социализации, а процесс ее формирования связан с формированием экономической культуры личности, которая является структурообразующим качеством личности, развивающимся в процессе обучения и воспитания. Экономическая социализация - процесс освоения ценностей, норм, навыков, социальных ролей и способов рационального экономического поведения с учетом современных условий, характеризующихся высокой степенью неопределенности и риска в социально-экономических условиях.

Помощь в экономической социализации будущих педагогов может рассматриваться как реализация системы различных форм, методов, процедур в специально организованном педагогическом процессе, механизм развития социальных связей и отношений, в которые включается и которые формирует сама студенческая молодежь. Экономическая социализация должна рассматриваться как процесс «вхождения» молодых людей в систему профессиональных

связей, развитие их умений реализовывать собственную рабочую силу, понимания возможностей реализации себя в профессии и т.д. [2].

Психолого-педагогическое сопровождение экономической социализации будущих педагогов позволит реализовать следующие задачи:

- создание условий для интеллектуального и культурного саморазвития студентов, будущих педагогов;

- создание возможностей для включения выпускников университета в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность вуза, города, Дальневосточного федерального округа;

- освоение студентами методологией познания, профессиональных компетенций на высоком уровне;

- своевременное выявление разнообразных способностей, обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных студентов;

- обеспечение целостности, преемственности в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования: в системе «вуз - послевузовское образование - трудоустройство»;

- создание системы поддержки инновационной деятельности выпускников вуза - молодых специалистов [1; 3].

Достижение вышеперечисленных задач позволит обеспечить совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами с целью экономической социализации будущих учителей, формировать кадровый потенциал для исследовательской, производственной, социально-политической, административной и предпринимательской деятельности. Исходя из основных видов деятельности в вузе, возможно выделить следующие направления работы со студенческой молодежью с целью из экономической социализации:

- учебная деятельность;

- научно-исследовательская деятельность;

- общественная деятельность;

- профессиональная деятельность.

Экономическая социализация будущих педагогов может начинаться еще в рамках довузовской подготовки, когда могут быть организованы:

- объединения, студии для учащихся, обладающими ярко выраженными способностями к педагогической деятельности;

- школы волонтеров, социальных инициатив для учащихся, обладающих лидерскими качествами, социальной одаренностью;

- образовательный портал, позволяющий дистанционно вести обучение и профессиональную ориентацию для учащихся удаленных территорий;

- выпуск специальной газеты на сайте вуза, знакомящей школьников, абитуриентов, их родителей с новостями в области образования, университетской науки, помогающего в выборе направления подготовки;

- летние практики для учащихся, в которых они, совместно со студентами и преподавателями, осуществляют научные исследования различной направленности.

Подготовка в вузе включает в себя единство традиционных и инновационных форм: студенческие научные общества, научные кружки и проблемные группы, участие в реализации грантов, конкурсах научных студенческих работ, участие студентов в научных конференциях, семинарах, публикация результатов исследования в научных сборниках. Эффективными средствами формирования мотивации к экономической социализации, стимулирования у студенческой молодежи стремления к творческой деятельности могут стать конкурсы: Внутривузовский и региональный конкурсы педагогического мастерства, «Лучший выпускник», «Лучшая академическая группа», «Студенческая весна» и др.

- В целях оптимизации содержания, форм и методов работы со студенческой молодежью в процессе развития их профессиональной компетентности, придания данному процессу системного характера должно постоянно осуществляться совершенствование технологий работы всех структурных подразделений вуза по формированию и развитию творческой

одаренности и индивидуальных способностей студенческой молодежи. Работа по выявлению, отбору талантливых студентов, созданию условий для развития их творческого потенциала, выбору средств оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки должна начинаться с первого курса и вестись в учебной, научной, общественной, культурно-досуговой, спортивной сферах. Активная жизненная позиция студентов в процессе обучения также способствует повышению уровня экономической социализированности будущих педагогов.

Экономическая социализация студентов осуществляется в рамках процесса интеллектуального воспитания как формы организации учебновоспитательного процесса, которая обеспечивает оказание студенту индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей: повышение продуктивности интеллектуальной деятельности (развитие способностей анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т.д.); рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.).

Общими показателями экономической социализированности студентов в том числе являются:

а) наличие достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность): победы, отличия в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях;

б) высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;

в) развитие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.

Развитие профессионализма студентов осуществляется рамках следующих видов деятельности: академической, научно-исследовательской, социокультурной. Организация процесса обучения должна осуществляться через реа-

лизацию всего комплекса моделей обучения, ориентированных на развитие познавательных способностей:

- свободную модель: максимально учитывающей инициативу и

самостоятельность студента: свободное расписание, самостоятельное

определение интенсивности и продолжительности занятий, средств обучения, источников нахождения информации;

- личностную модель: общее развитие студента: познавательных,

эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей;

- обогащающую модель: воспитание посредством актуализации и

усложнения ментального (умственного) опыта студента: самостоятельная работа, имеющая повышенный уровень сложности и т.д.;

- развивающую модель: овладение новыми способами представления информации;

- активизирующую модель: повышение уровня познавательной

активности посредством включения проблемных ситуаций (кейс-технологии, кейс-стадии); опора на познавательные потребности, на средства повышения учебной мотивации.

Овладение высшим образованием в современных условиях - подготовка специалиста качественно нового типа - специалиста-исследователя-новатора, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Начиная уже с первого курса, необхоимо показать студентам возможности для их личного роста, развития творческих возможностей, предлагая участвовать в специально разработанных тренингах, семинарах, ролевых играх, студенческих ассоциациях (например, Ассоциация будущих педагогов).

Экономической социализации способствует реализация концепции элитного университета в рамках интеграции образования и научных исследований: ориентация на инновационную деятельность; наличие особой университетской интеллектуальной среды; высокий уровень корпоративной культуры, базирующейся на демократических ценностях и академических свободах.

Характеризуя основные направления, организации процесса экономической социализации, следует сказать и о развитии молодежной науки, как формы объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию. Одним из перспективных направлений совершенствования системы, научноисследовательской работы как средства интеллектуального воспитания, развития профессионализма будущих педагогов является расширение форм научного творчества, обогащение их новым содержанием. В современной вузовской практике активно используются такие формы научно-исследовательских занятий, как студенческие научные кружки (на младших курсах), проблемные творческие группы (на старших курсах), СНО, участие в научных конференциях, участие в научно-методических и социологических исследованиях, участие в международных программах, конкурсах, олимпиадах. Ведущей формой организации НИР, воспитания молодых ученых, по-прежнему, является индивидуальная работа научного руководителя с талантливыми студентами. Одним из самых массовых научных молодежных мероприятий высшей школы является участие во Всероссийских открытых конкурсах на лучшую научную работу студентов, активно способствующих выявлению и поддержке талантливой молодежи.

Развитие студенческой науки в контексте ее направленности на экономическую социализацию связано с:

- интеграцией научных исследований, образовательного процесса и практической педагогической деятельности;

- созданием единого информационного пространства в области науки и образования;

- эффективное использование результатов научной и научнотехнической деятельности, выполнение научных работ по заказу различных учреждений;

- развитие и совместное использованию исследовательской экспериментально-технической базы вуза и других образовательных учреждений.

Еще одним направлением, наличие которого в вузе способствует экономической социализации, является развитию социальной одаренности, которая выражается в незаурядных организаторских способностях, в лидерских качествах. Студент, обладающий социальной одаренностью, имеет возможность проявить себя как лидер в студенческом самоуправлении, в общественных движениях, в деятельности молодежных организаций, в политической жизни города, края. Система студенческого самоуправления в вузе выступает как особая форма инициативности, самостоятельности, ответственности студентов, направленных на решение ключевых проблем жизнедеятельности студенческой молодежи вуза, развитие ее общественной активности, поддержке социальных инициатив. Совершенствование самоуправления как средства экономической социализации будущих педагогов видится нам в усилении роли студенческих коллективов в профессиональном воспитании, выработку чувства социальной справедливости; обеспечение здорового морально-психологического климата, а также объединение усилий администрации, профессорско-преподавательского состава, профсоюзных структур для создания единой системы управления и решения студенческих проблем при активном участии самих студентов.

Цель экономической социализации состоит в создании среды, условий, стимулирующих формирование у студентов социально значимых ценностей, профессиональной компетентности. Подготовка специалиста качественно нового типа требует создания условий, в которых студенты могут реализовать свои интеллектуальные способности, овладеть профессиональными компетенциями, в связи с этим необходимо:

- совершенствовать технологию выявления, отбора студентов, имеющих предрасположенность именно к педагогической деятельности, порядок прикрепления к ним тьюторов-магистрантов (аспирантов), ведущих преподавателей;

- привлекать талантливых студентов к разработке УМК, к внедрению инновационных технологий (проективных, рефлексивных, позитивноисследовательских);

- расширять перечень дополнительных квалификаций, специализаций, соответствующих интересам, запросам студентов;

- совершенствовать механизмы и формы академической мобильности студентов и преподавателей; привлечение к оценке качества образовательной деятельности университета студентов и работодателей;

- создавать благоприятные условий, повышающие мотивацию студентов

к научно-профессиональной деятельности: способствовать участию во

Всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, конкурсах грантов и др.; ориентировать студентов на исследование проблем, имеющих непосредственную связь с образовательной, научной, воспитательной, социокультурной деятельностью.

Содействие в трудоустройстве выпускников вуза, оказание поддержки в карьерном и личном росте также способствует экономической социализации. Это может осуществляться посредством следующих мероприятий:

- составление банка данных имеющихся вакансий, консультация выпускников, организация предварительного и итогового распределения, взаимодействие с работодателями: «Ярмарки вакансий», «Дни карьеры»;

- установление связей с работодателями через организацию учебных и производственных практик, привлечение работодателей к предварительному и итоговому распределению, выполнение выпускных квалификационных работ по заказам работодателей, приглашение их к участию в государственной аттестации;

- проведение опросов выпускников для выявления их потребностей, склонностей, проблем с трудоустройством;

- поиск возможностей для формирования у выпускников опыта работы по специальности;

- расширение форм содействия временной занятости студентов, занятости во время каникул, участие студентов в грантах и хоздоговорной деятельности;

- организация обучающего семинара для студентов старших курсов по технологии построения карьеры с целью обучения навыкам эффективного поиска работы, самопрезентации и построения профессиональной карьеры;

- повышение эффективности взаимодействия с работодателями посредством создания постоянно действующих совместных советов, лабораторий на предприятиях на долговременной основе, с учетом специфики и отраслевой направленности предприятий.

Таким образом, эффективной экономической социализации будущих педагогов будет способствовать реализация ряда условий:

- восприятием студентами экономической социализации как процесса, обеспечивающего жизненный и профессиональный успех;

- развитием у студентов в рамках учебно-воспитательного процесса вуза конкурентоспособности, умения представлять себя на рынке труда;

- сотрудничество с действующими специалистами;

- реализации себя в различных видах деятельности: добровольческой, научно-исследовательской и т.д.

Организация процесса экономической социализации студентов включает несколько приоритетных направлений: осуществление педагогического сопровождения экономической социализации студентов; использование активных методов обучения и профессионального воспитания; сотрудничество преподавателей и студентов в организации совместной деятельности.

Экономическая социализация студентов гуманитарного вуза, направленная на формирование экономической культуры, позволяет рационально осуществлять экономический выбор; повышает их конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, должна учитывать требованиям, предъявляемыми рабо-

тодателями к содержанию профессиональной подготовки компетентности специалистов.

Библиографический список

1. Козлова, Е.В. Психологические основы экономической социализации [Текст] / Е.В. Козлова. - Великий Новгород: НовГУ, 2004 .- 80 с.

2. Орлов, В.В. Старшеклассники 90-х: особенности экономической социализации [Текст] / В.В. Орлов, И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ГУ, 2005. - 168 с.

3. Семья, Г. Экономическая социализация детей и подростов: периодизация и результаты [Текст] / Г. Семья // Школьный экономический журнал. - 1998. - №. 5. - С. 25-31.

Bibliography

1. Kozlova, E.V. Psychological bases of economic socialization [Text] / E.V. Kozlova. - Great Novgorod: NovGU, 2004. - 80 p.

2. Orlov, V.V. Senior pupils of the 90th: the special feature of economic socialization [Text] / V.V. Orlov, Osinskiy I.I. - Ulan-Ude: Publishing house buryat GU, 2005. - 168 p.

3. Semya, G. Economic socialization of children and young forests: periodization and results [Text] / G. Semy // School economic periodical. - 1998. - №. 5. - P. 25-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.