Пашина Наталья Васильевна, Федорченко Валерий Иванович
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1947 Г.: ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА К СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА
МАТЕРИАЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
В статье на основе архивных документов и материалов периодической печати Красноярского края раскрываются проблемы, вызванные переходом от карточной системы к свободной торговле после окончания Великой Отечественной войны, анализируется подготовительная работа партийных и советских органов по осуществлению декабрьского 1947 г. постановления партии и правительства. Исследуемый материал позволяет авторам прийти к заключению о том, что и после перехода к "развёрнутой советской торговле" на протяжении длительного периода в силу действия ряда социально-экономических причин продолжали сохраняться различные формы ограничения потребительского спроса, а многие товары первой необходимости оставались дефицитом для большинства населения.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/6-1/36.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 151-154. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
20. The Cooperation Council of Turkic Speaking States [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/turk-konseyi-en.en.mfa (дата обращения: 09.05.2016).
21. The Istanbul Agreement on the Parliamentary Assembly of Turkish-Speaking Countries. 21 November 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.turk-pa.org/news.php?id=116&lang=en (дата обращения: 09.05.2016).
22. The Third Turkic Council Summit Meeting Was Held in Gabala [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/ the-third-turkic-council-summit-meeting-was-held-in-gabala.en.mfa (дата обращения: 09.05.2016).
23. Türk Dili Konu$an Ülkeler Devlet Baskanlari 10. Zirve Toplantisinin Bildirisi [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa. gov.tr/bildiri.tr.mfa (дата обращения: 09.05.2016).
24. Türk Dili Konusan Ülkeler l$birligi Konseyi IV. Zirvesi Bodrum'da ger^ekle^tirildi [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/turk-dili-konusan-ulkeler-isbirligi-konseyi-iv_-zirvesi-bodrum_da-gerceklestirildi.tr.mfa (дата обращения: 09.05.2016).
25. Türk Dili Konusan Ülkeler l$birligi Konseyi. Genel Bilgi [Электронный ресурс]. URL: http://www.turkkon.org/tr-TR/ genel_bilgi/1/10 (дата обращения: 09.05.2016).
26. Türk Konseyi II. ZIRVESI Biskek'te düzenlendi [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/turk-konseyi-II-zirvesi-biskekte-duzenlendi.tr.mfa (дата обращения: 09.05.2016).
27. Turkic Weekly [Электронный ресурс]. 2015. № 1 (1-8 November). URL: http://www.turkkon.org/Assets/dokuman/Turkic-Weekly-1-English.pdf (дата обращения: 09.05.2016).
28. Turkic-Speaking Countries' Summit to Be Held in Baku [Электронный ресурс]. URL: http://www.hurriyetdailynews. com/turkic-speaking-countries-summit-to-be-held-in-baku.aspx?pageID=438&n=turkic-speaking-countries-summit-to-be-held-in-baku-2000-04-05 (дата обращения: 11.05.2016).
INTEGRATION OF THE TURKIC WORLD AT THE PRESENT STAGE
Parubochaya Elena Fedorovna, Ph. D. in History Volgograd State University elenap82@mail. ru
The article is devoted to the study of a topical theme touching upon an issue of the integration of the post-Soviet "Turkic republics" and the Republic of Turkey, and also the appearance of the "Turkic factor" in contemporary international relations. After the disintegration of the USSR Ankara makes significant efforts to join the Turkic states assigning itself a central role in the integration process. Various formats of interaction are being gradually formed: summits of the heads of the Turkic republics, kurultays, interparliamentary assemblies, the Council of Cooperation, summits of the Council of Cooperation of Turkic-speaking countries. One may speak about the institutionalization of the cooperation of the Turkic republics. The indifferent position of Turkmenia and Uzbekistan, and also the multi-vector foreign policy of Kazakhstan and Azerbaijan impede Turkic integration plans. At the current historical stage it is early to talk about the united Turkic world, however the step-by-step plans of Ankara on the integration of the Turkic republics may lead to the formation of a more influential "Turkic factor" in international relations in the near future.
Key words and phrases: integration of the Turkic world; summits of the heads of Turkic states; Turkic republics; Turkey; Interparliamentary Assembly of Turkish-Speaking Countries.
УДК 338.24.021.08(470+571)«1947» Исторические науки и археология
В статье на основе архивных документов и материалов периодической печати Красноярского края раскрываются проблемы, вызванные переходом от карточной системы к свободной торговле после окончания Великой Отечественной войны, анализируется подготовительная работа партийных и советских органов по осуществлению декабрьского 1947 г. постановления партии и правительства. Исследуемый материал позволяет авторам прийти к заключению о том, что и после перехода к «развёрнутой советской торговле» на протяжении длительного периода в силу действия ряда социально-экономических причин продолжали сохраняться различные формы ограничения потребительского спроса, а многие товары первой необходимости оставались дефицитом для большинства населения.
Ключевые слова и фразы: карточная система; Красноярский край; продовольственные фонды; снабжение населения; свободная торговля.
Пашина Наталья Васильевна
Федорченко Валерий Иванович, д.и.н., профессор
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск nvpashina@yandex. ги
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1947 Г.: ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА К СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Отмена нормированного распределения продовольственных и промышленных товаров посредством карточной системы в декабре 1947 г. явилась продолжением комплекса мероприятий правительства, направленных на стабилизацию послевоенной экономики. Изучение преобразования подобного масштаба позволяет
выявить важные аспекты механизмов принятия решений и их практической реализации, способы взаимодействия различных звеньев административно-командной системы хозяйствования.
Проведению реформы предшествовала значительная подготовительная работа, особое место в которой на всех уровнях власти отводилось организации бесперебойного обеспечения населения хлебом. Именно возможность покупать хлеб без талонов и очередей в достаточном, пусть и ограниченном, количестве являлась для населения критерием успешности проведения реформы, а для чиновников - залогом социального спокойствия. Для перехода к бескарточной торговле хлебом в крае предстояло увеличить дневной объём его производства в несколько раз. По результатам масштабной ревизии 20 мая 1946 г. исполком Крайсовета принял план капитально-восстановительных работ по ремонту хлебопекарных и мукомольных предприятий, многие из которых за годы войны пришли в аварийное состояние или вовсе прекратили работу [1, д. 628, л. 60]. Хлеб, выпекаемый на предприятиях, в большинстве своём ветхих с устаревшим оборудованием, имел низкое качество, нередко содержал инородные предметы: куски штукатурки, тряпки и даже шерсть животных [2, д. 626, л. 89]. Помимо ремонта зданий, пекарни предстояло обеспечить формами для выпечки, спецодеждой, топливом и рабочими кадрами.
В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 22 августа и 4 сентября 1947 г., руководство края предприняло ряд мер по расширению торговой сети, ремонту магазинов, столовых и чайных; подготовке и переподготовке торговых кадров. Специализированные учебные заведения подготовили и направили в торговую сеть и предприятия общественного питания 299 человек, из них в сельскую местность -158 человек. Торговая сеть в регионе увеличилась за счёт вновь открытых 195 магазинов, ларьков и столовых, из них 84 в городах, 111 - в районах [3, д. 44, л. 24]. Однако слабая материально-техническая база не позволила всем торговым предприятиям региона завершить ремонтно-восстановительные работы к началу реформы. Нередко под магазины приспосабливались помещения, не отвечавшие требованиям гигиены и безопасности. Так, в одном из районов г. Красноярска в преддверии реформы магазин был организован в подвальном помещении, где прежде хранился картофель. После того как над входом появилась новая вывеска с названием торгового предприятия, здесь, минуя даже косметический ремонт, стали торговать хлебом [8, с. 3].
В период подготовки к проведению реформы краевые власти столкнулись с необходимостью разработки мер, направленных на сдерживание ожидаемого после отмены карточек ажиотажного спроса населения на промышленные и продовольственные товары. С одной стороны, катастрофический товарный дефицит и частые перебои в снабжении выработали у людей устойчивую привычку запасаться продовольствием впрок на несколько месяцев. С другой - приказ Министерства торговли № 550 от 26 ноября 1947 г. «О подготовке торговых организаций к отмене карточек и порядке торговли без карточек» требовал от чиновников на местах строжайшей экономии в расходовании продовольственных фондов [6, д. 30, л. 7]. На закрытом совещании 4 ноября 1947 г. при краевом комитете ВКП(б) с участием руководителей торговых организаций, начальников отделов рабочего снабжения, заведующих райторготделами было принято решение после отмены карточек закрепить население за определенными магазинами и преградить в них доступ постороннему контингенту посредством контрольно-пропускной системы. Рабочие и служащие пропуска в магазины на себя и членов своих семей получали в отделе кадров по месту работы в первый день свободной торговли. Населению, не занятому в народном хозяйстве, их выдавали непосредственно в торговых точках после предъявления прописки в паспорте. Вместе с этим для каждого торгового предприятия краевым отделом торговли устанавливался однодневный лимит объёма реализации товаров и строгие требования по его соблюдению. Предпринятые меры, проводимые под видом борьбы со спекуляцией, основной своей целью имели пресечение утечки продовольствия в село и перераспределение товаров в пользу промышленных рабочих.
Просчёты в мероприятиях краевых властей по подготовке к проведению реформы стали причинами паники и недовольства со стороны населения. По свидетельству очевидцев, с раннего утра и до позднего вечера «свободная» торговля в краевом центре сопровождалась толчеёй и неразберихой, усугублённых тем, что в магазинах одновременно производились выдача пропусков и продажа хлеба, от чего повсеместно возникали давка и конфликты между покупателями [3, д. 573, л. 31]. Списки, прикреплявшие население к торговым предприятиям, содержали много неточностей и ошибок. Некоторых жителей городов чиновники в спешке занесли в один список дважды, другие приписали себе вымышленных иждивенцев, справедливо полагая, что в суете и неразберихе их афера не будет замечена, но больше оказалось тех, кто ходил от магазина к магазину, но так и не смог обнаружить себя ни в одном из списков.
Несмотря на дополнительные централизованные продовольственные фонды, поступления от подсобных хозяйств и усиленные децентрализованные заготовки, созданных в регионе товарных запасов накануне обнародования декабрьского 1947 г. постановления оказалось всё же недостаточно для организации «бесперебойной торговли по всем торговым системам». К началу торговли без карточек действительно широким ассортиментом товаров хорошего качества удалось обеспечить лишь немногие торговые предприятия городов и рабочих посёлков, к числу которых относился «Гастроном», расположенный в центральной части г. Красноярска, куда накануне был завезён товар на сумму в 100 тыс. рублей. В первый день свободной торговли в магазине на выбор покупателям были предложены различные кондитерские и хлебобулочные изделия, масло, фрукты, свежая и солёная рыба, мясные деликатесы [9, с. 2], но даже здесь половина дневного лимита товаров была реализована уже в течение двух часов с начала работы магазина. Большая же часть торговых предприятий края и после отмены карточек имела в продаже в основном ржаной хлеб и крайне скудный набор иных товаров.
Накопление товарных фондов и продвижение их в торговую сеть на селе проходили гораздо медленнее, чем в городах и рабочих посёлках. По состоянию на 19 декабря 1947 г. краевой потребительский союз, снабжающий сельское население края, недополучил промышленных товаров от различных сбытовых баз по фондам четвёртого квартала и дополнительным фондам на декабрь на сумму в 15 млн рублей. Из-за перебоев в поставках работники центральной базы Краевого потребительского союза проводили инвентаризацию и переоценку товароматериальных ценностей до 21 декабря, задержав тем самым их отгрузку в районы на 6 дней [3, д. 44, л. 24]. В результате к началу бескарточной торговли магазины потребкооперации Емелья-новского, Ужурского, Минусинского, Ачинского районов могли реализовывать только хлеб, керосин и папиросы. Подводя итоги начала реформирования отрасли на совещании руководителей торговых организаций края, первый секретарь Красноярского крайкома ВКП(б) А. Б. Аристов признал, что свободная «торговля на селе провалена, в деревне <...> ничего нет» [Там же, д. 573, л. 7]. Из-за незначительного увеличения рыночных фондов хлеба для сельских потребителей в декабре 1947 г., всего на 44 т в сравнении с ноябрём того же года, уже на пятый день «свободной торговли» хлеб на селе вновь продавали по спискам с установлением произвольной нормы выдачи в одни руки ограниченному кругу лиц [Там же, д. 44, л. 25, 135].
За весь период действия карточной системы численность пайкового контингента, состоящего на централизованном снабжении хлебом в крае, достигла своего максимума к концу третьего квартала 1946 г. - 1,312 тыс. человек, что составило почти 2/3 общей численности населения [1, д. 628, л. 57]. Для снабжения указанного контингента хлебопекарным предприятиям в сентябре 1946 г. было выделено 10770 т муки. В связи с отменой нормированного распределения возможность приобретать хлеб в государственных магазинах получила также и та часть населения, которая ранее в пайковой контингент не входила. Если количество потребителей хлеба в январе 1948 г. возросло приблизительно на 1/3 в сравнении с сентябрём 1946 г., то увеличение фондов муки в первый месяц торговли без карточек составило лишь 5,8%. Таким образом, обеспечение продовольствием возросшего контингента после перехода к свободной торговле стало возможно лишь за счёт сокращения потребления тех социальных групп, которые в период действия карточной системы получали его по повышенным нормам.
Отмена карточной системы не была подкреплена увеличением объёмов централизованных продовольственных фондов, которые по-прежнему оставались основным источником поступления товаров в торговую сеть. В 1948 г. в сравнении с 1947 г. фонды рыбы, сахара и кондитерских изделий, выделяемых для снабжения населения края, увеличились на 1062 т (23,0%), 2152 т (68,3%) и 1314 т (66,3%) соответственно, фонд мяса и колбасных изделий - на 0,127 т (4,2%), а фонды растительных и животных жиров сократились на 227 т (22,0%) и 54 т (3,5%) (подсчитано по: [5, д. 132, л. 56]).
Помесячное сравнение фондов хлебопекарной муки, выделяемой для продажи населению, в течение первого года торговли без карточек даёт основание утверждать, что относительно достаточное количество хлеба в размере 11400 т краем было получено лишь в январе 1948 г. В течение всего оставшегося года объём ежемесячно выделяемых краю хлебных фондов не превышал 9680 т, при этом фактическое их наполнение никогда не было стопроцентным (подсчитано по: [2, д. 632, л. 54; 4, д. 548, л. 19, 46, 68, 128; 7, д. 25, л. 33, 64, 78, 255]). Дефицит хлеба был обусловлен тем, что, как и в период действия карточной системы, его потребление населением края было поставлено в зависимость от степени выполнения государственных заданий по хлебозаготовкам, вывозке зерна из глубинных заготовительных пунктов и сбору гарнца. Срыв выполнения установленных правительством показателей наказывался сокращением объёма рыночного фонда хлеба в процентном соотношении к отставанию в плане.
В начале 1948 г., не решив проблемы дефицита продовольственных фондов, но приняв во внимание снижение рыночных цен, наблюдавшееся в течение нескольких недель после отмены карточек, и относительную стабилизацию потребительского спроса, краевое правительство упразднило действие пропускной системы в торговых предприятиях [3, д. 573, л. 3 Снятие прежних ограничений незамедлительно ухудшило положение рабочих и служащих промышленных предприятий, снабжаемых через отделы рабочего снабжения (ОРСы), в магазины которых устремился поток постороннего контингента из соседних сёл и деревень, в связи с чем ежедневного установленного лимита продажи продовольственных товаров в этих магазинах хватало на 1-2 часа работы [4, д. 557, л. 8]. Повсеместно стали появляться огромные очереди, выстраивающиеся с 8-9 часов вечера на следующий день. В большей степени от очередей страдало население, занятое в народном хозяйстве и от этого лишённое возможности в течение рабочей недели покупать продукты.
Под давлением рабочих и служащих с негласной санкции краевых властей повсеместно на предприятиях, в организациях и учреждениях стали возникать нелегальные ларьки и буфеты, осуществлявшие неконтролируемую торговлю с нарушением нормы продажи товара в одни руки и собственной ценовой политикой. Руководители предприятий, при которых действовали такого рода торговые точки, получали возможность, как и прежде, использовать продовольственное снабжение в качестве дополнительного стимула рабочих к труду. В рамках подконтрольного предприятия директора самостоятельно назначали и снимали со снабжения сотрудников, руководствуясь лишь производственной необходимостью и личными интересами. Работники торговли также предпочитали реализовывать товар не в розничной продаже рядовым покупателям, а оптом снабженцам различных предприятий и учреждений. Оптовая торговля с предприятиями значительно облегчала труд работников прилавка, освобождала от хлопот по обеспечению сохранности товаров, гарантировала выполнение плана товарооборота и при этом, что немаловажно, давала возможность получения дополнительного дохода от спекуляции.
В марте 1948 г. ревизия главного государственного инспектора по торговле вскрыла различные формы закрытой торговли. Так, отдел рабочего снабжения треста Красноярскшахтстрой организовал продажу хлеба
трудящимся непосредственно в цехах предприятия и учреждениях из расчёта 800 г на человека в день. В момент отпуска хлеба присутствовал представитель от рабочего контроля, который в табеле учёта выхода на работу делал пометку о выдаче хлеба конкретному лицу. В Иланском отделении Дорожного управления рабочего снабжения Красноярской железной дороги все магазины были закреплены за определёнными службами. Для ограничения входа в магазины «посторонних» лиц устанавливалось дежурство из представителей рабочего контроля и месткома. Продажа хлеба производилась по спискам месткома от 0,5 кг до 2 кг хлеба на рабочего в день, в зависимости от нормы выработки [Там же, д. 546, л. 15, 16].
Недостаток рыночных фондов продовольственных товаров, обусловленный резким увеличением покупателей после отмены карточной системы, заставил местное руководство прибегнуть к мерам, показавшим свою эффективность ещё в период хлебозаготовительного кризиса осени 1946 г. Прежде всего, была пересмотрена в сторону уменьшения дневная норма отпуска хлеба населению. Вместо предписанных приказом Министерства торговли СССР 2,0 кг в одни руки с февраля 1948 г. хлеб в городах стали отпускать по 0,4 кг. В сельской местности возможность купить 0,25 кг хлеба в день сохранялась лишь у рабочих основных производств совхозов и лесозаготовительных организаций [4, д. 557, л. 27; 5, д. 132, л. 24]. Одновременно с уменьшением количества хлеба ухудшилось и его качество. Размер примеси овса, ячменя и кукурузы в составе выпекаемого в 1948 г. хлеба намного превышал официально установленную с 1 ноября 1946 г. норму в 40%. Из докладной записки управляющего хакасского отдела продовольственного снабжения золотодобывающей промышленности следует, что в декабре 1948 г. объём примеси овсяной муки в хлебе рабочих достиг 84,5%. [4, д. 548, л. 135]. Только в первом квартале 1950 г. указанием правительства максимальный объём подсортировки муки был сокращён до 20%. [5, д. 132, л. 63]. Важным аспектом в мероприятиях властей по сохранению ограниченных хлебных фондов было пресечение его незаконного присвоения.
После отмены карточной системы в регионе продолжали действовать прежние принципы распределения централизованных фондов продовольственных и промышленных товаров среди населения, хотя многие из них были смягчены. Восстановление распределительных отношений после вступления в силу декабрьского 1947 г. постановления затрудняло процесс реформирования отрасли и подрывало авторитет местных руководителей прежде всего в глазах той части населения, которая по каким-либо причинам не могла получить доступ к закрытому распределению товаров. Краевые власти, публично осуждая существование незаконных форм торговли, не предпринимали действенных мер для борьбы с ними, поскольку только посредством возврата к ограничениям в торговле могли реализовать закрытую часть декабрьского 1947 г. постановления, предписывающую и после отмены карточек сохранить преимущественную продажу товаров рабочим и служащим ведущих промышленных предприятий [6, д. 30, л. 7]. Несмотря на то, что действия местных чиновников в процессе перехода к свободной торговле отличались непоследовательностью и по существу были направлены на борьбу с последствиями кризисных явлений в снабжении населения, а не на преодоление их причин, они всё же позволили избежать массового голода и способствовали сохранению социального спокойствия в регионе. В течение нескольких лет со дня отмены карточной системы торговля хлебом в крае проходила со значительными ограничениями, в то время как мука, крупа, макаронные изделия, растительные жиры, а также многие другие товары долгое время оставались недоступными для рядовых покупателей, особенно сельских.
Список литературы
1. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-26. Оп. 15.
2. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 16.
3. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 19.
4. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 20.
5. ГАКК. Ф. П-26. Оп. 21.
6. ГАКК. Ф. Р-1422. Оп. 1.
7. ГАКК. Ф. Р-1428. Оп. 3.
8. Кровное дело работников торговли // Красноярский рабочий. 1948. 15 февраля.
9. Образцовый магазин // Красноярский рабочий. 1947. 19 декабря.
ECONOMIC REFORM OF 1947: HARDSHIP OF TRANSITION TO FREE TRADE (BY THE MATERIAL OF KRASNOYARSK REGION)
Pashina Natal'ya Vasil'evna Fedorchenko Valerii Ivanovich, Doctor in History, Professor Siberian Federal University in Krasnoyarsk nvpashina@yandex. ru
Basing on archival documents and the materials of the periodical press of Krasnoyarsk region the article reveals the problems caused by transition from the card system to free trade after the end of World War II, and analyzes the preparatory work of the party and government bodies for the implementation of the decree of December 1947 of the ruling party and the government. The material under study allows the authors to conclude that after transition to "large-scale Soviet trade", various forms of the restriction of the consumer's demand persisted, and a lot of essential commodities remained deficient for most people for a long period due to a number of social-economic reasons.
Key words and phrases: card system; Krasnoyarsk region; food resources; supply of population; free trade.