Научная статья на тему 'Экономическая оценка технических предложений формирования транспортных грузопотоков'

Экономическая оценка технических предложений формирования транспортных грузопотоков Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Синьчковский В. Н., Ерёменко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка технических предложений формирования транспортных грузопотоков»

© В.Н. Синьчковский, Е.В. Ерёменко, 2006

УДК 622.257.1:622.273

В.Н. Синьчковский, Е.В. Ерёменко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ

Семинар № 12

~И~Г ри разработке месторождений

1-1 полезных ископаемых открытым способом важное значение занимает один из основных производственных процессов

- транспортирование горной массы. В себестоимости продукции горнодобывающего предприятия транс-портная составляющая занимает от 50 до 60 %. В связи с ухудшающими геологическими условиями из-за понижения горных работ эта часть себестоимости может достигать 70-75 %.

По предварительным данным на Кан-ско-Ачинском бассейне (КАБа) за 2004 г. добыто 35,2 млн т угля. Специфической особенностью открытой разработки угольных месторождений КАБа является низкий коэффициент вскрыши -менее 1 м3/т и объем перевозимых пустых пород составил порядка 16,5 млн м3. Это связано с наличием в продуктивной толще угольного пласта большой мощности слабонаклонного залегания. При разработке месторождения от выходов пласта под наносы длительный период времени эксплуатации карьера, мощность вскрыши в 2-3,5 раза меньше мощности добычи. Данная особенность приводит к формированию избыточного выработанного пространства (ИВП), которое невозможно заполнить, используя традиционный подход.

Угольные месторождения занимают обширные площади до 300 км2, и как правило, разрабатываются смежными блоками. Эксплуатационные блоки закладывают последовательно, хотя при строительстве второго (отстающего) блока, пустые породы располагают на нерабочем борту.

Наличие и использование ИВП в опережающем блоке позволяет транспортировать вскрышу из отстающего блока по короткому плечу откатки. Существует реальная возможность - заданный объем пустых пород перевозить меньшим количеством транспортных средств.

Сложность заключается в том, что высотные отметки транспортных площадок в смежных блоках, из-за использования различных технологических схем существенно отличаются. Данный фактор и наличие ИВП в опережающем блоке можно использовать для транспортировки вскрыши из отстающего блока по горизонтали. В отдельные периоды, при заполнении нижних ярусов отвала существует возможность организовать движение груженых транспортных средств под уклон.

Данные Комитета по землеустройству и земельным ресурсам Красноярского края свидетельствуют о неудовлетворительном проведении восстановительных работ на изымаемых площадях под горные работы. В настоящее время в крае по сводному отчету этого Комитета зарегистрировано 238 предприятий, отчуждаемых для своего производства земельные ресурсы. Предприятия угольной промышленности составляют 8 % от числа землепользователей.

Предварительные сведения за 2004 г. свидетельствуют о рекультивации земель по видам и доли предприятий угольной промышленности: под пашню 24 %, под кормовые угодья 11 %, под лес и водоемы восстановления не проводилось.

Вместе с тем для продвижения фронта горных работ в этот период было снято и помещено на склад 48 тыс. м3 с 54 га.

Существует отставание рекультиваци-онных работ на угольных разрезах. Этому способствует и ряд объективных причин:

• Высотные отметки площадок отвалов ниже господствующего уровня дневной поверхности, поэтому отсутствует возможность проводить восстановительные работы;

• Сформированное ИВП не используется, при заполнении которого появляется возможность располагать снятый почвенно-растительный слой не в буртах, на уже подготовленных к рекультивации площадках.

В государственном университете цветных металлов и золота на кафедрах «Открытые горные работы» и «Мировая экономика и маркетинг» проводятся исследования по экономической оценке формирования транспортных грузопотоков вскрыши с использованием избыточного выработанного пространства в смежных блоках при разработке обширных, мощных месторождений слабонаклонного залегания.

Стоимость земель в регионе относительно невелика. Единовременная плата за 1 га составляет 154 тыс. руб., ежегодная плата - 9,8 тыс. руб. за 1 га. Поэтому, на чистый дисконтированный доход (ЧДД), величина восстановленных и списанных с баланса предприятия земель большого влияния не оказывают. Транспортирование вскрыши по короткому плечу откатки, наоборот существенно повышает данный экономический показатель.

В зависимости от местоположения горнодобывающего предприятия це-

лесообразно определить критические факторы, влияющие на основные экономические показатели, по ниже приведенной схеме (рис. 1).

В районах с высокой стоимостью отчуждаемых земель под горное производ-

ство необходимо учитывать площадь восстановленных земель и объем сохраненного почвенно-растительного слоя. В районах с низкой стоимостью изымаемых земель под горные работы, при расчете общепринятых критериев оценки инвестиционных проектов, целесообразно учитывать минимальное расстояние транспортирования и коэффициент использования транспортных средств.

Обоснование и экономическую оценку технических мероприятий в горной промышленности целесообразно рассматривать с учетом следующего подхода: расчет общепринятых критериев эффективности для отрасли и для общества в целом. В 2003 г. на разрезе «Березовский-1» было сокращено 1053 рабочих места. Представители администрации разреза объяснили это падением производства и невозможностью проведения горных работ. Начатое в 2002 г. техническое перевооружение и переход от транспортно- отвальной технологии к транспортной с использованием автосамосвалов, позволило добывать запланированные 6053 тыс. т угля в год и уменьшить производство вскрышных работ с 3000 тыс. м3 до 648 тыс. м3. Это привело к увеличению ЧДД на 21 млн. руб. При сокращении рабочих мест, наоборот проигрывает всё общество в целом, так как создание одного рабочего места в этом регионе составляет более 62 тыс. руб.

Для сравнения варианта (В1) с сокращением рабочих мест и варианта (В2) с развитием горных работ на основании формирования ИВП, использовался индекс доходности [2] в связи с большой разностью в рассматриваемых вариантах капитальных вложений и большим различием по срокам оценки.

Индекс доходности реализации конкретного проекта определялся по следующей формуле:

Рис. 1. Схема определения критических факторов для проведения экономической оценки

£ (НДС + Р + А - С - И ± СЭП) + Е *-1> ИД = —____________________________I1 + Еы>щ >

г общ т 1

£ К' 1 + Е

/-1 ^ + Еобщ >

где НДС - налог на добавленную стоимость в 1-м году периода Т, руб.; Р - стоимость реализованной продукции в 1-м году периода Т, руб.; А - величина амортизационных отчислений в 1-м году , руб.; С -издержки предприятия на добычу в 1-м году за вычетом отчислений на социальные нужды, платы за кредит, руб.; И - прочие издержки горнодобывающего предприятия, не учтенные в себестоимости и производимые за счет прибыли, руб.; К - капитальные вложения в 1-м году периода Т, руб.; СЭП - денежная оценка социально -экономических последствий реализации рассматриваемого инвестиционного проекта для народного хозяйства страны в 1-м году, руб.; Еобщ - установленная прави-

тельством РФ социальная норма дисконта; (1-1) - принятый для расчета момент приведения разновременных затрат и эффектов.

Денежная оценка социально-экономических последствий реализации ранее рассмотренных вариантов (В1 и В2) инвестиционного проекта составила СЭПВ1= -21 млн. руб., СЭПВ2 = +65,3 млн. руб.

Дополнительно рассмотрены варианты первоначального положения смежного блока от выходов пласта под наносы в зависимости от применяемой технологии:

к

н

о

о

К

«

о

к

о

«

о

и

и

«

К

к

2,0' 1,81,61,4 1,2* 1,00,8 0,6 0,4- -0,2 0,0

Этапы заложения смежного блока

Рис. 2. Величина индекса доходности от места заложения смежного блока с использованием различных технологий

- транспортно-отвальная технология;

- транспортная технология с использованием железнодорожного средств;

- транспортная технология с использованием автосамосвалов.

Этап составляет 200 м. На четвертом этапе величина индекса доходности составляет 0,97 по варианту с транс-портно-отвальной технологией. Для схем предусматривающих использование транспортной технологии, индекс доходности 1,42 и 1,84 при железнодорожном транспорте и автотранс-порте соответственно (рис. 2).

Результаты расчетов показывают, что вариант с первоначальным расположени-

ем смежного блока на расстоянии 8001000 м от выходов пласта под наносы и с применением автосамосвалов наиболее предпочтителен.

Таким образом, в настоящее время при экономической оценке технических предложений по формированию транспортных грузопотоков по традиционной схеме и с учетом избыточного выработанного пространства необходимо определять общепринятые экономические критерии как для горнодобывающей отрасли, так и для общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моссаковский Я.В. Экономическая оценка инвестиций в горной промышленности: Учебник для вузов.-М.: Издательство Московского государственного горного университета. 2004. - 323 с.

2. Хохряков В.С. Оценка эффективности

инвестиционных проектов открытых горных разработок: Учебное пособие. - Екатеринбург. Издательство УГГГА. 1996. - 180 с.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------

Синьчковский В.Н., Ерёменко Е.В. - Государственный университет цветных металлов и золота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.