Ирина Семеновна Кац
Ведущий экономист Института экономики УрО РАН
Евгений Васильевич Попов
Доктор экономических наук, доктор физикоматематических наук, заместитель директора по научным вопросам Института экономики УрО РАН, заведующий отделом политэкономии
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ПРЕДПРИЯТИЯ
Высокая динамика развития современных технологий и экономических процессов предопределила возрастающую роль информации. Будучи тем явлением, без которого невозможно осознание окружающей действительности, информация приобрела роль ведущего ресурса для любого экономического агента. Принятие решений любого субъекта экономических отношений основывается на информации. Информация выступает как средство снижения неопределенности, а значит, издержек принятия неправильных решений.
Однако с ростом неопределенности, многообразия экономической действительности адекватное отражение реальности стало практически невозможным, а полнота информации -недостижимой. Поэтому любой экономический агент сталкивается с ситуацией необходимости максимального удовлетворения своих информационных потребностей, действуя в жестко заданных пределах имеющихся финансовых ресурсов. В связи с этим интерес экономической науки к проблеме информации значительно возрастает. Анализу информации, ее влияния на экономическое поведение, поиску оптимальных затрат на ее приобретение посвящены работы многих зарубежных экономистов (А. Харта, К. Эрроу, Дж. Стиглера и др.), а также труды российских ученых. Однако следует отметить, что проблема оценки информации как важнейшего ресурса не находит должного отражения. Целью данной работы является анализ возможностей экономической оценки информации как на уровне рынка, так и на уровне отдельного предприятия (потребителя информации).
Начнем анализ с выделения особенностей информации, которые определяют специфику ее исследования.
Экономические характеристики информации
Главная особенность информации - то, что она является неотъемлемым компонентом мыслительного процесса, сопровождающего любую интеллектуальную деятельность, компонентом, встроенным в эту деятельность и активизирующим ее. Отсюда проистекают многие
уникальные характеристики информации, выделяющие ее в ходе экономического анализа и требующие особого внимания.
Первым фундаментальным свойством информации является ее неисчерпаемость. У информационного ресурса отсутствует свойство «расходование», которое присуще всем материальным продуктам. В процессе передачи информации из одной системы в другую количество в передающей системе не уменьшается. Но в принимающей системе количество информации увеличивается, что не свойственно прочим материальным ресурсам [9]. Классическим примером, иллюстрирующим это свойство информации, является высказывание Б. Шоу, смысл которого заключается в следующем. Если у каждого из нас (двоих) будет по яблоку, и мы ими обменяемся, то у каждого так и останется по одному яблоку. Если же у каждого из нас будет по идее, и мы ими обменяемся, то их станет у каждого по две. Поэтому одни и те же данные можно использовать сколько угодно раз для решения любого числа задач. Единственное ограничение - время, в течение которого они сохраняют свою актуальность [8]. Некоторые исследователи рассматривают информацию как привязанную к своему носителю, делая из этого вывод о конечности информации ввиду конечности ее материального носителя (так, мы можем размножить документ лишь в том количестве, в котором нам позволит имеющаяся бумага и картридж в принтере). Такой подход лишь ставит неверный акцент. Сама информация может быть размножена сколь угодно много раз, и от этого ее не станет меньше - вот в чем сущность данного тезиса.
Второе фундаментальное качество информации - ее неоднородность. Каждая новая производимая единица информации непохожа на предыдущую, поскольку производство информации не носит массового характера. Информационное производство - это процесс индивидуального интеллектуального творчества мыслящего субъекта, и творческий характер ее производства накладывает отпечаток индивидуальности на каждую новую производимую единицу.
Эти два фундаментальных свойства, по нашему мнению, являются ключевыми и определяющими для рынка информации, и специфика их влияния будет показана ниже. Далее следует отметить еще ряд свойств, имеющих второстепенную важность для рыночной оценки информации, однако существенных для осознания всех особенностей того объекта исследования, которому посвящена данная статья.
Информация обладает способностью к самовоспроизводству. Один раз родившись, она может перетекать в знание, а затем опять в конкретную информацию, и так до бесконечности. Этот процесс происходит следующим образом. Информация, будучи произведенной, может иметь два способа использования: текущее потребление в ходе хозяйственной деятельности
(прагматическая информация) и накопление в виде знаний, которые служат основой для производства новой информации (научная информация) (рис. 1). Научная информация вновь перерабатывается и вновь превращается в прагматическую и/или научную.
Рис. 1. Виды информации по направлениям применения
Спецификой является изменение стоимости информации во времени. Как видно из рис. 1, информация используется в двух направлениях, и увеличение использования ее в одном из направлений не уменьшает возможностей применения ее в другом. Однако стоимостная оценка информации для каждого из направлений различна. Будучи используемой как ресурс в процессе хозяйственной деятельности, информация имеет свойство старения, т.е. потери своей стоимости во времени.
Научная информация не теряет свою ценность во времени столь быстро. В некоторых случаях она обладает свойством накопления ценности с течением времени. Например, многие исторические документы имеют тем большую ценность, чем более отдален исторический период, в который они были созданы. Большая часть информации, вошедшей в научное знание, обладает свойством сохранения ценности во времени. Ценность научной информации изменяется в зависимости от вклада данной информации в развитие знания. Чем больше вклад информации в развитие научного знания и воспроизводство новой информации, тем большей устойчивостью к изменениям во времени обладает данная научная информация. Как справедливо заметил Д.И.
Блюменау, старит информацию не время, а появление новой информации, отрицающей или уточняющей данную [1].
Особенностью информации является ее объективно-субъективный характер. Информация, с одной стороны, выступает как адекватное отражение объективной реальности, а с другой -отражает субъективные (пусть и преобладающие) мнения и оценки, которые вполне могут оказаться ошибочными [2]. С этими явлениями связано понятие качества информации, под которым понимается способность информации удовлетворять информационные потребности. Качество информации тем выше, чем объективнее и полнее она отражает действительность.
Таким образом, информация обладает совершенно уникальными характеристиками и существенно отличается от тех объектов анализа, которые привыкла исследовать экономическая наука. И эти особенности существенным образом проявляют себя на рынке информации как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
Производственная оценка информации
Как уже отмечалось, производство информации - процесс, носящий творческий характер. В ходе производства информации автор преобразует имеющиеся у него знания и сведения в новую, ранее не существовавшую информацию.
Стоимость информации складывается из расходов на авторскую деятельность (Са) и расходов, связанных с записью информации на материальный носитель, размножение ее с учетом стоимости израсходованных материалов (Сз). При этом расходы на авторскую деятельность носят единовременный характер, с увеличением количества копий данной информации эти расходы на единицу снижаются. Расходы же на запись и размножение увеличиваются с увеличением числа копий и имеют характер постоянных расходов на единицу.
Затраты на авторскую деятельность включают в себя расходы на получение исходной информации (поиск информации, преобразование в форму, удобную для использования, хранение и т.д.), переработку информации в новый документ (генерация новых идей, творческий процесс) и обеспечение нормального протекания творческого процесса (создание необходимых условий труда). Как видно, эти расходы достаточно трудно оценить ввиду невозможности объективной оценки творческой составляющей.
Основная часть производственных затрат приходится на производство первой единицы информации. Производство же каждой последующей копии данной информации обходится производителю лишь в объеме затрат на размножение, которые составляют относительно небольшую долю общих издержек. Проиллюстрируем это примером производства базы данных. Допустим, производитель намеревается создать базу данных по адресам и сферам деятельности предприятий конкретной области. Затраты на авторскую деятельность, по оценке производителя, включая расходы на поиск информации, проверку ее достоверности, переработку и представление в удобной для потребителя форме составят 50 000 р. Затраты на копирование данной базы и доставку до потребителя (при помощи электронной почты) составят 1 р. на копию.
Поскольку издержки на копирование и доставку, как правило, мизерны по сравнению с затратами на производство информации, кривая МС принимает следующий вид (рис. 2).
В данных условиях микроэкономический закон Р = МС неприменим, потому что первый покупатель будет вынужден платить несоизмеримо больше, чем все последующие. Подобная ситуация характерна для общественных благ, а теория общественных благ рекомендует в подобном случае устанавливать «цены Линдаля». Цена Линдаля - это такая цена, которая устанавливается для каждого конкретного покупателя в соответствии с выгодами, которые он получает от потребления этого блага, и призвана распределить расходы на производство блага между потребителями в соответствии с полезностью потребления.
МС
МС
Q
Однако каждый потребитель в таком случае склонен занижать оценку получаемой им полезности, чтобы снизить долю расходов, приходящуюся на него. Поэтому на практике установление цен Линдаля для информации является достаточно сложным. Чаще производители определяют цену, поровну распределяя расходы между предполагаемым количеством покупателей.
Потребительская оценка информации
Процесс потребления информации еще более сложен для оценки, нежели ее производство, так как субъективность характера потребления более высока. Ценность информации в потреблении различна для различных потребителей, ее практическая значимость зависит от целей и задач, стоящих перед потребителем. Поскольку информация необходима для принятия решений, ее ценность «пропорциональна той роли, которую она играет в принятии решения, и тому, что поставлено на карту этим решением» [4].
Кажется, что чем большей информацией обладает потребитель, тем более объективно он способен оценивать действительность и тем более правильно может принимать решения. Потребности в информации безграничны. Однако если предположить, что потребитель знает достоверность и «нужность» для него информации на рынке, количество необходимой ему информации приобретает обозримые очертания.
Потребность в информации возрастает, но снижающимися темпами. И эту тенденцию подтверждает математическая теория информации. Предположим, что единица информации снижает неопределенность в 2 раза. Тогда
I единиц информации снижают область выбора в 21 раз. Количество информации равно степени, в которую нужно возвести двойку, чтобы получить число равноправных вариантов выбора [11]. Каждая новая единица информации обладает снижающейся предельной полезностью, поскольку область неопределенности с каждой новой единицей информации сокращается вдвое.
Покупка информации при обозначенных допущениях целесообразна до тех пор, пока предельная полезность каждой новой единицы информации не уравняется с предельными издержками на ее приобретение. Если перефразировать Дж. Стиглера, начиная с какого-то момента дальнейшая покупка информации, с точки зрения потребителя, принесет больше издержек, чем выбор, основанный на некоторой степени неопределенности, часть которой эта информация могла бы устранить [10]. Таким образом, полное устранение неопределенности нецелесообразно для экономического агента, и он будет выбирать оптимальный уровень неопределенности в соответствии с предельной полезностью дополнительной единицы информации и предельными издержками на ее получение.
Однако если достоверность информации возможно оценить некоторыми объективными и субъективными методами (доверие официальным источникам, репутация продавца информации, рекомендации и т.д.), то полезность, или «нужность», информации для экономического агента оценить достаточно трудно. Во-первых, покупатель информации зачастую сам не знает, какая именно информация ему нужна и на решение каких проблем она должна быть направлена, поскольку чтобы определить это, нужно уже обладать определенной информацией о ситуации, в которой находится потребитель (прежде всего, мы говорим о фирме), проблемах, стоящих перед ним, и возможных путях их решения. Эта информация не является априорной, ее приобретение в той же мере сопряжено с определенными издержками и также опирается на определенные знания и сведения, которые необходимы для ее отбора и осознания. Поэтому на некотором начальном этапе приобретение информации обладает характером спонтанного хаотического накопления знаний и сведений, где каждая новая единица, расширяя кругозор и помогая осознать предыдущую, обладает возрастающей предельной полезностью.
Во-вторых, ввиду неоднородности информации достаточно сложно определить ту ценность, которую она может принести потребителю. Ценность информации также различна для различных потребителей. Поэтому ценность информации в лучшем случае может стать известной только после ее использования [12].
Поиск равновесия производителя и потребителя
Поскольку информация - товар неоднородный, каждая единица которого характеризуется своими особенностями производства и потребления, целесообразно рассматривать рыночное взаимодействие продавца и покупателя и поиск равновесия для данной конкретной единицы информации (под единицей информации будем понимать единожды произведенную информацию, которая может быть распространена неограниченным числом копий).
Особенности производства и ценообразования единицы информации были рассмотрены выше. Следует отметить, что рыночное производство данной единицы информации имеет смысл только для одного производителя, поскольку издержки производства являются разовыми и повторять их вновь экономически бессмысленно, более того, невозможно ввиду индивидуальности процесса производства. Поэтому каждый новый продавец предлагает новую единицу информации, по тем или иным параметрам отличную от предыдущих. В случае высокостандартизированной информации такое повторение возможно лишь для рынков, жестко разграниченных между собой, когда перелив информации с одного рынка на другой невозможен. Однако подобная ситуация является редким исключением.
Потребление данной единицы информации имеет смысл только однажды, поскольку именно первая единица снимает часть неопределенности, каждая же последующая, по сравнению с первой, новой информации для потребителя не несет. Полезность одной единицы данной информации будет равна полезности нескольких ее единиц. Поэтому рыночный спрос на информацию будет складываться из индивидуальных, каждый из которых будет равен единице (каждый покупатель будет готов приобрести только одну копию).
^^рын = Dl +
Dl =
Dn
+ Dn = 1.
(1)
Таким образом, спрос определяется количеством потребителей, для которых информация по данной цене представляет интерес.
Поскольку издержки на производство информации в большей степени носят разовый характер, а издержки на ее копирование и доставку до потребителя относительно малы, продавец имеет возможность продавать неограниченное количество информации, и чем больше покупателей у него будет, тем ниже он сможет установить цену на информацию, покрывающую издержки.
Р >
ТС
п
(2)
где Pn - цена, устанавливаемая на рынке при п покупателях;
TCn - издержки производства, копирования и доставки информации п покупателям.
Поскольку с ростом числа покупателей цена на единицу падает, возрастает возможность реализовать данную информацию и получить доход, превышающий издержки. Кривая предложения будет выглядеть следующим образом (рис. 3).
Если опираться на рассмотренный выше пример с производством базы данных, то одну копию ее производитель сможет продать лишь по цене не менее 50 001 р., две копии - уже по цене 25 001 р., три - по цене 16 667 р., сто копий - по цене 501 р. и т.д.
Поскольку покупатель заинтересован в снижении цены, при отсутствии границ рынка и ограничений со стороны покупателей оптимальное соотношение спроса и предложения достигается при п и Рп ^ МСз.
Однако зачастую ценность информации для покупателя определяется тем, какому количеству потребителей будет доступна данная информация. Рассматривая фирму, можно утверждать, что информация о состоянии рынка ей будет тем полезнее, чем меньше конкурентов обладает этой же информацией. Обладание эксклюзивной информацией дает рыночные преимущества. Поэтому достаточно часто покупатель заинтересован в ограничении распространения информации. Так, если ценность единоличного обладания информацией больше либо равна стоимости одной копии, покупателю будет выгоднее приобрести информацию по наиболее высокой цене при условии ограничения дальнейшего распространения ее продавцом. Поэтому массовость продажи информации определяет не только цену, но и ценность ее для каждого конкретного покупателя. Как правило, ценность информации находится в обратной зависимости от количества людей, ею обладающих, так как информация позволяет действовать на рынке более осознанно и использовать незнание прочих (рис. 4).
Рис. 4. Зависимость полезности информации для потребителя от количества потребителей
Чем более специализирована область применения информации, тем круче кривая Ми.
В этой ситуации количество потребителей будет расти до тех пор, пока сумма их предельных полезностей от потребления данной информации, зависящих от количества потребителей, не сравняется с общими издержками производства данного количества.
Уми. = ТС ;
£ . (3)
ми. = f (п).
Такая ситуация характерна для случая, когда возможно установление дифференцированных цен для каждого из потребителей. Тогда каждый покупатель внесет именно тот вклад в покрытие издержек производства, который соответствует его полезности. Подобная ситуация демонстрирует возможность установления цен Линдаля: покупатели проявляют свой интерес к информации для ограничения ее распространения.
Если же установление дифференцированных цен затруднено, равновесие объемов производства и потребления установится на таком уровне цены, который будет соответствовать полезности потребителя из множества п, являющейся минимальной.
Ми . = Р. (4)
тт п 4 '
Действительно, если цена будет одинаковой для всех потребителей, то потребитель с наименьшей предельной полезностью, входящий в число п,
т.е. в число наиболее заинтересованных в данной информации потребителей, согласится приобретать информацию по данной цене лишь в случае, когда она не превышает полезности от ее потребления. Таким образом, равновесие на рынке конкретной информации при равных ценах для всех потребителей достигается при цене, равной предельной полезности наименее заинтересованного в ней покупателя из числа наиболее заинтересованных.
Возможна ли подобная оценка для рынка информации в целом? Для получения подобной оценки необходимо иметь методику универсального измерения информации.
Методы измерения информации
Существует достаточно методов измерения информации. Самый простейший подход основан на посимвольном измерении информации, единицей которого является 1 символ (1 байт) информации. Подобный подход широко применяется в электронных информационных системах для оценки объемов баз данных, скорости вычислений и других действий с информационными массивами. Основные достоинства посимвольного измерения - простота и однозначность оценки количества информации. Однако при таком подходе невозможно оценить качество информации, так как количество символов не определяет ценности информации для ее пользователя.
Классическим подходом является вероятностный, разработанный
К.Э. Шенноном [13] и применяемый в математической теории информации. Информация понимается как мера снижения неопределенности, мера новизны сообщения и определяется как величина, обратная энтропии [3]. Подход был разработан для измерения сообщений, сведений, передаваемых по техническим каналам связи. Его несомненным достоинством является четкий математический аппарат. Однако вероятностная теория информации формализовала лишь часть содержания понятия информации, именно ту часть, которая характеризуется вероятностной мерой. В теории также не учитываются качественные параметры информации.
Наиболее близким к оценке содержания информации является тезаурусный метод, основанный на суммировании дескрипторов как информационных единиц. Под дескрипторами понимаются лексические единицы, включающие синонимы и слова, близкие по значению [5]. В данном случае тезаурус - это «глоссарий» понятий какого-либо информационного документа. Поскольку большинство массивов информации может быть выражено в словесной форме, например в виде текста статьи, то тезаурусный метод дает возможность оценки содержания документа. Существенным недостатком данного метода является сложность измерения тезауруса.
Экономическая теория выделила как наиболее важный критерий оптимальный объем затрат на информацию, на чем основан экономический подход к измерению информации. Основоположником экономического подхода явился Дж.Дж. Стиглер, разработавший в 1961 г. теорию поиска [10]. Данная теория предлагает методику нахождения оптимальных затрат на информацию исходя из выгод от ее получения. Допущением теории является однородность товаров, поиск информации о которых осуществляет экономический агент. Недостаток в отношении измерения информации этой теории и родственной ей теории принятия решений, разработанной Ф. Найтом [14] и демонстрирующей оптимальный объем информации на уровне равенства предельных затрат на ее получение и предельных выгод от ее использования, видится нам в отходе от самого понятия информации, в отсутствии методики его количественной и качественной оценки. По-видимому, эти методы оценки информации применимы лишь для выбора альтернатив принятия управленческих решений.
Таким образом, ни один из названных методов не учитывает одновременно количественные характеристики информации и ее полезность для
потребителя, что необходимо для поиска совокупного объема спроса. Это связано с тем, что информация различна по своим видам и ценностному содержанию, а характеристики ее полезности для потребителя высокоиндивидуальны. Несколько иной подход к изучению информации в целом представляется в ее типологизации. Этот подход позволяет если не с точки зрения рынка, то с точки зрения потребителя выявить полезность информации и оптимизировать ее потоки на предприятии.
Типологии информации
Поскольку информация нас интересует прежде всего с точки зрения предприятия, два наиболее важных ее вида, которые получает фирма, это информация о внутреннем состоянии
предприятия и о состоянии рынка. Источники получения информации о внутреннем состоянии предприятия: работники данной фирмы и внешние консалтинговые, аудиторские и другие фирмы. При этом информация как продукт, покупаемый предприятием, предстает в виде аудиторского отчета, отчета оценщика, отчета консультанта и т.д.
Информация о рынке, представляющая интерес для предприятия, складывается из информации о макросреде (экономические, технологические, политические, социальнокультурные, демографические факторы) и о микросреде (потребители, конкуренты, поставщики, профсоюзы). Информацию о макросреде предприятие получает из СМИ, от налоговых консультантов, юридических служб, государственных информационных служб (например, Госкомстата). Информацию о микросреде предприятие получает также из СМИ (только в меньшей степени), от консалтинговых фирм, из информационных баз.
Каждый из видов информации имеет различную ценность для потребителя в зависимости от задач, стоящих перед ним. Однако определенные закономерности поведения фирм на рынке, регулярная самоориентация в макро-, микро- и минисреде позволяют нам предположить унифицированную систему источников информации и ее видов. Анализ этой системы в соответствии с нижеуказанными критериями позволит комплексно оценить различные виды информации с точки зрения конкретного потребителя.
Для анализа качественной стороны информации можно выделить три основных классификационных признака: вид носителя (электронная информация, бумажная, устная), содержание (информация, общая для всех фирм, информация, характеризующая отдельную отрасль, или информация о конкретном предприятии) и доступность информации (информация, находящаяся в свободном доступе, информация с ограниченным кругом пользователей и индивидуальная информация). Причем все указанные признаки могут характеризовать любой информационный объект одновременно, следовательно, они являются независимыми переменными. С учетом детализации видов информации по отдельным признакам вся экономическая информация может быть представлена в виде куба в трехмерном векторном пространстве классификационных признаков (рис. 5).
Рис. 5. Трехмерное представление массива экономической информации:
Х - содержание информации: Х1 - общая информация;
Х2 - специализированная информация; Х3 - индивидуальная информация;
Y - носитель информации: Y1 - устная информация; Y2 - бумажный носитель;
Y3 - электронный носитель; Z - доступность информации: Z1 - свободный доступ;
Z2 - коллективный доступ; Z3 - индивидуальный доступ Оценка информации по координатам с учетом коэффициента важности каждого из видов позволит выявить роль информации и отдельных ее видов в деятельности предприятия, а использование этих данных в производственной функции позволит оценить эффективность использования и ценность ее для потребителя.
Производственная функция с учетом информации
Классической и наиболее часто используемой производственной функцией является функция Кобба-Дугласа, которая демонстрирует взаимосвязь между конечным объемом готовой продукции и факторами, используемыми для производства. В качестве ключевых выделяются трудовой фактор и капитал. Производственная функция Кобба-Дугласа выглядит следующим образом:
Q = А ^^Кр, (5)
где А - коэффициент пропорциональности;
а, 3 - коэффициенты эластичности использования трудовых и финансовых ресурсов соответственно.
Являясь эмпирическим для каждого конкретного предприятия, уравнение (5) дает возможность определить, как изменится объем производства при изменении количества используемого труда или капитала. Однако при столь высокой важности информации в производстве необходима модификация данной функции с учетом информационного ресурса. На направление данной модификации указывает нам А. Маршалл: «применение информации приводит к возрастанию отдачи прочих факторов производства» [7]. Информация позволяет при прежнем количестве прочих ресурсов производить большее количество продукции за счет более эффективной организации их использования. Будучи неспособным самостоятельно производить какую-либо продукцию, информационный ресурс воздействует на труд и капитал, раскрывая ранее не задействованные их внутренние резервы. Ускоряя и совершенствуя процесс производства, информация приводит к увеличению общего продукта каждого фактора и росту эффективности производственных резервов [6].
Такой эффект может быть представлен математически в виде следующего уравнения:
Q* = А ^ + L')а (К + К)р, (6)
где L', К' - дополнительные труд и капитал, созданные на основе L и К под воздействием информационного ресурса, который обозначим как I.
L' =а1, К =Ь1 - труд и капитал, созданные из информации, определяются коэффициентами а и Ь, демонстрирующими влияние информации на труд и капитал соответственно.
Информация, оказывающая влияние на труд и капитал, одна и та же, но воздействие на ресурсы имеет разное, и степень этого воздействия определяется видом информации и теми классификационными признаками, которые были выделены выше.
Исходя из этого модифицированное по информационному ресурсу (Г) уравнение Кобба-Дугласа принимает вид
Q* = А ^ + а 1)а (К + Ь Г)р. (7)
Функция имеет смысл при L, К > 0, так как информация не способна к самостоятельному производству.
Экономическая ценность информации определяется прибылью, которая была упущена при отсутствии этой информации [10]. Выгоду от использования информации можно вычислить, определив разницу между объемом производства с учетом полученной информации ^*) и объемом производства без ее учета ^). Как правило, экономическая ценность информации значительно превышает ее рыночную стоимость, что демонстрирует высокую специфичность данного вида ресурса.
Следует отметить, что полученная зависимость (7) для выпуска продукции представляет собой выпуклую кривую.
Действительно, в простейшем случае при а = /3 = 0,5 и А = 1 первая производная от функции Q* по Г будет больше нуля, что свидетельствует о возрастающем характере функции:
= 1 а(Ь + а Г) 2 х(К + Ь Г)г +(ь + а Г)г х1 Ь(К + Ь Г) 2 =
дQ
= — a[L + а Г ) 2 х
дГ
1
= — а х 2
(8)
К + ЬГ
у L + а Г J
1
+ — Ь х 2
L + а Г К + ЬГ
> 0.
Вторая производная изменяет свой знак, что характеризует неоднозначность воздействия информации на конечный продукт. Однако в большинстве случаев информация обладает снижающейся предельной полезностью (что доказывает нам математическая теория информации),
Ь а , а Ь ,
которая имеет место на интервале от — до —, если а > Ь, и на интервале от — до —, если Ь > а.
а Ь Ь а
При этом первая и вторая производные функции Q* по труду и капиталу сохраняют свои прежние
тенденции.
В общем случае весовые коэффициенты а и Ь использования информационного ресурса в соотношении (7) должны определяться как векторные суммы координат данного информационного ресурса:
а = (Хк 2 + Yк2 + 2к 2) ^; (9)
Ь = Х2 + YL 2 + Z1L2) I (10)
Следовательно, исходя из оценки максимального влияния информации на производственный выпуск, возможно установление предельных значений для весовых коэффициентов использования информационного ресурса.
Так, при допущении двойного увеличения выпуска продукции в случае дополнения использования какого-либо ресурса (трудового или финансового) применением информационного ресурса получим ограничение коэффициентов а и Ь значениями меньше единицы.
Отсюда в случае равного вклада каждого из параметров оценки возможно ограничение значений слагаемых коэффициентов:
Хк,L, Yк,L, Zк,L ^(0,33)2 = 0,57. (11)
Таким образом, при тезаурусном методе возможна достаточно точная оценка использования информационного ресурса в производственной деятельности.
Однако обсуждаемая модификация уравнения Кобба-Дугласа порождает больше вопросов, чем однозначных ответов. К таким вопросам следует отнести необходимость четкой дифференциации информации, определение возможностей оценки коэффициентов эластичности производственной функции, выявление максимальных приращений производства при полном использовании информационного ресурса и многие другие. Постановка таких вопросов означает интенсивное развитие информационной теории предприятия, связанной с возможностями идентификации и оценки экономической информации.
В каких же направлениях возможно развитие теории информации предприятия в свете вышеприведенных рассуждений об оценке информационного ресурса?
Во-первых, необходимо уточнение дифференциации информации по различным направлениям экономической деятельности. Формирование научно обоснованной классификации информационных ресурсов с выделением минимально возможной единицы измерения информации позволит говорить о «квантованности» информации в векторном пространстве ее измерения (см. рис. 5).
Во-вторых, представляются актуальными исследования диапазонов значений коэффициентов эластичности а и /3 в соотношении (7) при совместном использовании трудовых, финансовых и информационных ресурсов для выпуска продукции. По-видимому, возможно введение неких матриц коэффициентов эластичности по признакам размеров предприятия и отраслевой принадлежности.
В-третьих, требует теоретической и экспериментальной проверки гипотеза о зависимости кривой выпуска продукции от применения информационного ресурса. Выявление теоретических и экспериментальных зависимостей Q* = f (Г) позволит качественно оценить влияние информации на производственный процесс, а также получить пороговые значения весовых коэффициентов а и Ь влияния информационного ресурса на использование финансовых и трудовых ресурсов предприятия.
В-четвертых, необходимо обоснование (возможно, экспертными оценками) оценки долей различных способов применения и кодирования информации в многомерном информационном пространстве для определения значений весовых коэффициентов векторного разложения информационного ресурса. Следует подчеркнуть, что «квантование» векторов разложения информационного ресурса возможно после решения проблемы насыщенности кривой выпуска продукции в зависимости от использованной информации.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что формирование экономических методов оценки влияния информации на производственную деятельность предприятий, например с использованием формализма модификации уравнения Кобба-Дугласа по информационному параметру, резко увеличивает прогнозную силу всей экономической науки в целом. Решение проблем по отмеченным выше направлениям обеспечит значительное развитие научно обоснованной теории информации предприятия.
Литература
1. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989.
2. Долгов С. Экономическая психология и экономическая информация // Российский экономический журнал. 1999. № 1.
3. Заличев Н.Н. Энтропия информации и сущность жизни. М.: Радиоэлектроника, 1995.
4. Зурковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри // МЭ и МО. 1990. № 8.
5. Информация и управление. М.: Наука, 1985.
6. Кац И.С. Информационная модификация производственной функции // Тезисы докладов и сообщений Третьего всероссийского симпозиума / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
7. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Экономика, 1983.
8. Математика и кибернетика в экономике: Слов.-справ. М.: Экономика, 1975.
9. Прокушева А.П. Экономика информатики: Учеб. пособие. М.: Даш-ков и Ко, 2001.
10. Стиглер Дж.Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
11. Тростников В.Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970.
12. Шаститко А. Неполные контракты: проблемы определения и моделирования // Вопросы экономики. 2001. № 6.
13. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
14. Экономика информации, неопределенности и риска // Вопросы экономики. 1996. № 4.