УДК 658.152.003.12:656.2
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Подсорин В.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГОБУВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)
Завьялова Н.Ф., аспирант, ассистент кафедры «Финансы и кредит», Институт экономики и финансов, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)
В статье раскрыты основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов, проанализированы основные преимущества и недостатки каждого из них. Также проанализировано социально-экономическое значение внедрения одного из крупнейших проектов ВСМ «Москва-Казань» на основе расчета таких экономических показателей, как ресурсоемкость, амортизациоемкость, трудоемкость и материалоемкость.
Ключевые слова: технические средства, крупномасштабный проект развития, экономическая эффективность, ВСМ «Москва-Казань»
ECONOMIC EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF TECHNOLOGY IN THE IMPLEMENTATION OF LARGE-SCALE INFRASTRUCTURE PROJECTS OF PRO-DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT
Podsorin V., Ph.D., assistant professor, Economics and management of transport chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Zavyalova N., the post-graduate student, assistant of the Finance and credit chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering
under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)
The article shows the main indicators for assessing the effectiveness of investment projects, we analyze the main advantages and disadvantages of each. Also analyzed the socio-economic importance of the implementation of one of the largest high-speed rail project «Moscow-Kazan» on the basis of the calculation of the economic indicators such as resource consumption, labor and material consumption.
Keywords: hardware, large-scale development project, economic efficiency, high-speed rail «Moscow-Kazan»».
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе. От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов[1]
При реализации крупномасштабных проектов требуется значительное вовлечение производственных, финансовых, материально-технических, трудовых, а также информационных ресурсов. При этом под крупномасштабным проектом развития инфраструктуры железнодорожного транспорта понимается такой проект, результатом которого является изменение топологии транспортной сети, расширение пропускной и провозной способности, увлечение транспортной обеспеченности регионов и транспортной доступности населения. Кардинально обновляются технические средства и системы производственного назначения на железнодорожном транспорте. В связи с этим возникает необходимость формирования эффективных методов управления процессом обновления технических средств и систем транспортной компании, оценки эффективности их использования, определения динамики изменения, оценки влияния на целевые показатели развития инфраструктурного комплекса.
Рыночные условия требуют от железнодорожного транспорта широкого внедрения инновационных разработок с целью снижения издержек, обеспечения прибыльности и дальнейшего повышения эффективности его деятельности. В связи с этим эффективность реализации крупномасштабных проектов должна быть экономически обоснована.
Для подтверждения эффективности проектов развития в ОАО «РЖД» -крупнейшем инвесторе в сфере железнодорожного транспорта - используются следующие критерии [2]:
- проект признается эффективным, если его чистый дискон-
тированный доход положителен, и неэффективным, если чистый дисконтированный доход отрицателен или равен нулю; чем больше чистый дисконтированный доход, тем эффективней проект;
- проект признается эффективным, если чистый дисконтированный доход становится положительным в течение нормативного срока окупаемости, и неэффективным, если чистый дисконтированный доход становится положительным в течение расчетного периода, но после окончания нормативного срока окупаемости;
- из нескольких альтернативных проектов (вариантов проекта) лучшим считается вариант с наибольшим чистым дисконтированным доходом и наименьшим в пределах норматива сроком окупаемости;
- проект признается эффективным, если внутренняя норма доходности превышает ставку дисконтирования; при выборе вариантов научно-технических проектов предпочтение отдается проекту с большим значением внутренней нормы доходности;
- проект признается эффективным, если индекс доходности превышает единицу. При выборе вариантов научно-технических проектов предпочтение отдается проекту с большим индексом доходности;
- проект признается эффективным при положительном значении рентабельности инвестированного капитала;
- проект признается эффективным в сравнении с другими при минимальной стоимости жизненного цикла. При этом должно быть гарантировано выполнение основных параметров жизненного цикла.
Перечисленные показатели в целом отражают методические подходы к оценке проектов развития, применяемые в мировой практике.
В экономической литературе, например,[3,4]приводятся показатели эффективности, которые можно разделить на две группы (статические и динамические) в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр при их определении.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в проекты развития. Эффективность инвестиционного
Таблица 1 - Сравнительная характеристика показателей эффективности проекта
Показатель Положительные характер« стоки Отрицательные характеристики
Чистый дисконтированный доход (интегральный эффект) - детализация расчета, т.е. позволяет учесть особенности реализации проекта; - универсальность, т.е. позволяет оценить практически любые проекты - не позволяет ранжировать проекты по степени доходности; - трудность обоснования ставки дисконтирования; - сложность прогнозированн я-дснежных потоков
Внутренняя норма доходности - объективность, т.к. отсутствует необходимость обоснования ставки дисконтирования; - позволяет сравнить разномасштабные проекты, а также проекты различной продолжительности - при расчете может быть получено более одного показателя IRR; - не учитывает масштабности проектов
Индекс доходности затрат с учетом дисконтирования - позволяет учесть различные источники риска инвестиций - доступность и простота сравнения проектов с различными уровнями доходности - проблемы обоснования ставки дисконтирования для различных видов инвестиций; - проблемы прогнозирования будущих денежных, потоков - сложность при опенке факторов нематериального характера, воздействующих на денежные потоки
Период окупаемости - наглядность представления и традиционное ть использования; - базируется на модели движения денежных потоков; -позволяет минимизировать риски проектов. - не учитывает рентабельность проекта, - не учитывает денежные потоки после срока окупаемости
проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов в зависимости от интересов его участников.
Преимуществами статических показателей являются: простота и очевидность расчетов; непосредственная связь с показателями принятой системы учета, анализа и отчетности; удобство пользования в системе материального поощрения. Однако, имеющиеся недостатки (не учитывается альтернативная стоимость ресурсов, динамическое изменение внешней и внутренней среды и др.) сводят на «нет» эти преимущества.
Управление стоимостью должно осуществляться на протяжении всего жизненного цикла проекта, т.к. процессы управления реализу-
ются по-разному на различных этапах реализации проекта. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта - управления стоимостью на протяжении проекта [6].
В настоящее время при оценке эффективности инвестиционных и инновационных проектов используются преимущественно динамические показатели эффективности. К классическим методам оценки эффективности инвестиционных проектов можно отнести метод чистого дисконтированного дохода, метод индекса доходности инвестиций, метод периода возврата инвестиций и метод внутренней нормы рентабельности [5,6].
Общий алгоритм всех динамических методов оценки эффективности основывается на прогнозировании положительных и
ИСХОД ТIÖE СОСТОЯНИЕ
Капитал
11р0нЯСДН ft. I ы 1(Ш 'I рул*
Фондоотдачи
Ми ас нашла класть
Качественные показатели
Расхода
ФОТ и 1-е:II
Vlili qlHfciLMiJC iailMi и
Аморпшцнл
11рочие мтрвгы
Объем продаж (ойъем мротводства)
Рента-QälimUttL
Аыортиза-1ШКЧИЮТ
ЦепепсьЙ покпзятс.и. развития ™
ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ
ИН ВЕСТИ! [1111
Пом-ышешсц; ирои ¡ий.п.ите.пыц-нсти грула
I кили шея ис 1)д1н. uhi l дан и
Си нжем 1Ч1 hdl £рИШЮем№Л и
Улучшение кпсстаснных ШШШГСЛП
{'илжеине ссЛссгочиосгп!
С hl и жен не трудоем кости
Гнияюии; ыаи'ри а цкм нас ш
Чистая
припиль
Основной капитал
ПОСЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Повышение анортиминпринзстн
Эффект
Ü
Амортизация
ЭФФРЮЧВНОСТЬ
I.1111: \л
I lf>HH JK1.X |Е| rÜLbHÜCTi l['V[4J
Фондоотдача
MLII U|l|1 U_:|1_IL-7,I>D.к; I h-
Качествен н ые показа™ н
Püchi,TU
ФОТ н FjCH
Maitfpu^'bHMC-wipan.i
А мир штанин
Прочие яг rpirii
Ойьем продаж (сйъеи прплшодетва)
Рен-та-
Lki:ib!iucri:.
Аморти ш-
инкмжп _[
I lllicilllli раэпнтия
Рисунок 1 - Влияние реализации проектов развития на целевые показатели использования производственных ресурсов [8]
Таблица 2 - Сопоставление показателей ресурсоемкости и амортизациемкости пассажирских перевозок в дальнем следовании и при организации ВСМ
Показатель Пассажирские перевозки в дальнем следовании ОАО «РЖД» с учетом ОАО «ФМК»)* ВСМ Москва-К;пань** Отклонения показателя ОАО «РЖД» и ВСМ Москва-Казань
Ресурс оемкость, руб./10 пасс-км 20.05 17,02 3,03
Трудоемкость руб./10 пасс-км 3,95 2,43 1,52
Материалоемкость руб./ 10 пасс-км 3,45 3,06 0,39
Амортизациосмкость, руб. / 10 пасс-км 1,48 9,53 -8,05
Доля амортизации в расходах, % 7,5 56 -48,5
Фондоотдач а, пасс-км /руб. 0,44 3,74 -3,3
*определены на основе официальной отчетности [11,12]
**определены на основе расчетных показателей, представленных в официальных источниках [13]
отрицательных денежных потоков и сопоставлении полученного сальдо денежных потоков, дисконтированного по соответствующей ставке, с инвестиционными затратами.
Особенности важнейших динамических показателей инвестиционных проектов рассмотрены в таблице 1.
При обосновании крупномасштабных проектов как правило используется в качестве критерия показатель интегральный эффект. Этот показатель отражает эффективность вовлечения в реализацию конкретного проекта производственных ресурсов. В связи с этим, важно не только оценить сам показатель эффективности реализации проектов, но и показатели использования других производственных ресурсов (материалоемкость, производительность труда и др.) , а также их влияние на обоснование управленческого решения.
Реализация проектов развития должна быть направлена на улучшение показателей эффективности использования производственных ресурсов. На рисунке 1 приведена схема влияния реализации проекта развития на целевые показатели компании.
Существующие критерии эффективности проектов развития, на наш взгляд, следует дополнить показателями, характеризующими сравнение отдачи вкладываемых ресурсов и отдачи уже вложенных. Использование этого соотношения в системе условий оценки целесообразности обновления технических средств транспортной компании дополняется максимизацией амортизациоемкости продукции и рентабельностью деятельности, максимизацией доли амортизации в расходах при общем снижении себестоимости продукции.
Использование такого подхода для обоснования целесообразности реализации проектов развития позволяет максимизировать эффективность использования технических средств железнодорожного транспорта, а, следовательно, в условиях ограниченного объёма инвестиций повысить эффективность их использования.
Одним из важнейших крупномасштабных проектов развития пассажирского железнодорожного транспорта является развитие сети скоростного и высокоскоростного движения. Строительство современных выделенных магистралей, приспособленных для движения пассажирских поездов со скоростью до 400 км/ч позволяет удовлетворить спрос на пассажирские перевозки, повышая качественные характеристики и сокращая время пассажиров в пути.
В настоящее время в России планируется строительство ВСМ «Москва-Казань». Проектом предусматривается реализация одной из самых крупных программ капитальных затрат в транспортной отрасли России. Строительство включает 770 км новых железнодорожных путей, в том числе 131 мост, 49 эстакад, 33 железнодорожных путепровода, 128 автодорожных путепроводов - общая длина ВСМ на искусственных сооружениях около 120 км. Общая стоимость проекта по созданию ВСМ составляет 1 068,3 млрд. руб. (без НДС) в ценах 2015 года.
Финансирование проекта по созданию ВСМ предполагается осуществлять с помощью бюджетных субсидий в сумме 316,5 млрд. руб. (30 % от объема инвестиций), государственных средств, предоставляемых на возвратной основе на общую сумму 334 млрд. руб. (31 % от объема инвестиций), а также с привлечением частного
финансирования под гарантии государства в сумме 150,1 млрд. руб. (14% от объема инвестиций) и без прямых государственных гарантий в сумме 267,7 млрд. руб. (25% от объема инвестиций).
Проект ВСМ «Москва -Казань» - это принципиально новый высокотехнологичный проект, при реализации которого будут использованы современные материалы и технологии, что создаст предпосылки для развития наукоемких отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Необходима качественная экономическая оценка создания системы высокоскоростного железнодорожного сообщения на социально- экономическое развитие страны (макроэкономические эффекты, такие как стимулирование развития хозяйственного комплекса субъектов РФ, улучшение экономического рейтинга для привлечения инвестиций и др.). По масштабности, охвату территорий, влиянию на их социально-экономическое развитие проект строительства ВСМ «Москва -Казань» относится к категории проектов общегосударственного значения. Реализация проекта является этапом осуществления Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. [9]
Строительство ВСМ «Москва — Казань» позволит решить важные социально-экономические задачи[9]:
• повышение мобильности и деловой активности населения за счет сокращения времени поездок между городами в зоне тяготения магистрали;
• улучшение транспортных связей регионов, росту экономического развития территорий;
• создание новых рабочих мест: на стадии строительства будет создано 80 тыс. рабочих мест, из них 45 тыс. в сопутствующих отраслях, а на стадии эксплуатации — 30 тыс. мест (из них 15 тыс. мест в сопутствующих отраслях), в том числе 5,6 тыс. мест непосредственно занятых в перевозках;
• создание потока заказов для российского бизнеса: при реализации проекта объем заказов только на поставку строительной продукции составит более 270 млрд. руб.
Эксперты выделяют экономические эффекты от реализации проекта ВСМ «Москва - Казань» на этапе строительства, такие как [7]:
• совокупный прирост ВВП за счет мультипликативного эффекта на 554 млрд руб. в период 2014-2019 гг.;
• мультипликативный прирост ВРП регионов в размере 150 млрд. руб. в сумме за период 2014-2019 г.;
• бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2014-2019 гг. в размере 175,6 млрд руб.;
• мультипликативный эффект от выпуска продукции и услуг в размере 1,2 трлн. рубл. в сумме за 2014-2019 гг.;
• эффекты от развития промышленности строительных материалов -117 млрд руб., металлургической промышленности-111 млрд руб., машиностроения - более 41 млрд руб.;
Несмотря на показатели эффективности, приведенные в документах [7,9] на наш взгляд, требуется детализация расчетов для выявления резервов повышения эффективности использования тех-
нических средств. Если в рамках реализации проекта ВСМ «Москва-Казань» сопоставить показатели, характеризующие пассажирские перевозки в дальнем следовании и высокоскоростные перевозки по таким показателям, как амортизациоемкость, ресурсоемкость, производительность труда, материалоемкость (таблица 2), результаты оценки позволят более точно обосновать выводы и рекомендации о повышении использования технических средств, созданных в результате реализации крупномасштабного проекта.
Общая величина расходов по пассажирским перевозкам в дальнем следовании составила более180 млрд.руб. В связи с этим общая ресурсоемкость составила 20,05руб./10 пасс-км, в т.ч. трудоемкость - 3,95руб./10 пасс-км, материалоемкость - 3,45 руб./ 10 пасс-км, амортизациоемкость- 1,48 руб./10 пасс-км. По проекту создания ВСМ общая величина инвестиционных расходов соста-вит1 068,3 млрд.руб. при прогнозируемом объёме 69,1 млн чел. в год, ресурсоемкость составит 17,02руб./10 пасс-км, в т.ч. аморти-зациоемкость- 9,53 руб./10 пасс-км, трудоемкость - 2,43 руб./10 пасс-км, материалоемкость - 3,06 руб./10 пасс-км. Эти данные свидетельствуют об экономической целесообразности проекта по строительству ВСМ в России.
Более высокая ресурсоемкость пассажирских перевозок в дальнем следовании по сравнению с ресурсоемкостью ВСМ объясняется созданием и обслуживанием универсальной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. инфраструктуры для перевозок грузов и пассажиров. При этом амотризациемкость ВСМ выше, чем амортизациоемкость пассажирских перевозок в дальнем следовании, в связи со значительными инвестиционными вложениями в создание инфраструктуры и приобретение современного подвижного состава для высокоскоростных пассажирских перевозок, которые являются более производительными.
В качестве выводов и рекомендаций можно отметить следующее:
1.Развитие железнодорожного транспорта в России на основе внедрения инновационных проектов способствует улучшению экономических показателей как транспортных компании, так и компаний потребителей их услуг. В современных условиях для эффективного функционирования компаниям необходимо внедрение инновационных проектов, для преодоления экономического кризиса и расширенного развития.
2. Оценка экономической эффективности инновационных проектов является центральным звеном в процессе отбора возможных вариантов развития компании. В настоящее время при обосновании вложений в инновационные проекты используются динамические показатели эффективности, которые основываются на прогнозировании положительных и отрицательных денежных потоков. Важнейшими среди которых являются чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости и индекс доходности инвестиций. По этим показателям проект ВСМ «Москва-Казань» является эффективным.
3. На наш взгляд, при оценке эффективности капиталоемких проектов, таких как проект по созданию ВСМ «Москва-Казань», следует дополнительно рассчитывать и сопоставить показатели эффективности использования производственных ресурсов и прежде всего, амортизациоемкость, ресурсоемкость, производительность труда, фондоемкость и материалоемкость. Расчеты показывают, что амортизациоемкость ВСМ будет выше, чем амортизациоем-кость пассажирских перевозок в дальнем следовании. При этом большая ресурсоемкость характерна для пассажирских перевозок в дальнем следовании при использовании универсальной инфраструктуры железнодорожного транспорта, а для проекта ВСМ в связи с узкой специализацией линии характерна более высокая
амортизациоемкость.
4. Реализация одного из крупнейших проектов ВСМ «Москва-Казань» позволит решить важные социально-экономические вопросы развития страны, среди которых создание новых рабочих мест, рост экономического развития территорий, создание базы для развития бизнеса. В связи с введением в эксплуатацию новых технических средств, показатель фондоотдачи проекта ВСМ «Москва-Казань» значительно выше. Несмотря на высокую стоимость проекта (более 1 трлн. руб.), он способствует повышению эффективности использования технических средств на железнодорожном транспорте, а, следовательно, его реализация целесообразна.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
2. СТО РЖД 1.08.005-2008. Инновационная деятельность. Порядок оценки эффективности. [распоряжение ОАО «РЖД» № 2710р от 28.11.2013].
3. Виленский П.Л., Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика/ Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А.Учеб.пособие - 2-е изд.- перераб. и доп - М.:Дело, 2002. - 888с.
4. Методика ЮНИДО по инвестиционному проектированию[Электронный ресурс], режим доступа: http:// www.bscsif.ru (дата обращения 01.02.2016 г.)
5. Терешина, Н.П. Управление инновациями на железнодорожном транспорте: монография [Текст]/ Н.П. Терешина, И.Н. Дедова, Ю.И. Соколов, В.А. Подсорин; под общ. ред. Н. П. Терешиной. -М.: МИИТ, 2014. - 304 с.
6. Терешина, Н. П. Комплексная оценка стоимости жизненного цикла новых технических систем с использованием алгоритмов верификации надежности / Н. П. Терешина, В. А. Подсорин, М. Э. Брусиловский // Экономика железных дорог. - 2011. - N 1. - С. 27-39
7. Инженерные изыскания и проектирование участка «Москва — Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань - Екатеринбург» Информационный меморандум Октябрь 2013 г., Москва[Электронный ресурс], режим доступа: http://rzd.ru(дата обращения 18.01.2016 г.)
8. Подсорин В.А. «Экономические методы управления процессом обновления технических средств и систем транспортной компании» [Электронный ресурс], режим доступа http://miit.ru/content/ Диссертация.pdf?id_wm=740534(дата обращения 10.02.2016 г.)
9. Инженерные изыскания и проектирование участка «Москва — Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань - Екатеринбург» Информационный меморандум Март 2014 г., Москва [Электронный ресурс], режим доступа^А^:// rzd.ru (дата обращения 18.04.2016 г.)
10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (третья редакция). Издание официальное. М.: Экономика.
11. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 год [Электронный ресурс], режим доступа: http://rzd.ru (дата обращения 03.03.2016 г.)
12. Федеральная пассажирская компания. Годовой отчет за 2014 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://rzd.ru/ ar2014fpc.3ebra.com/ru/financial_results (дата обращения 03.05.2016 г.)
13. Проекты ВСМ. [Электронный ресурс], режим доступа^А^:// rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5098 (дата обращения 11.05.2016 г.)