водстве овощей (87%), картофеля (98%), мяса скота и птицы (70%), молока (52%) лидерами стали хозяйства населения, занимая всего 2,4% площади сельскохозяйственных угодий края. Однако данный сектор аграрной экономики при современном уровне технического оснащения достиг пределов своего развития, исчерпав все внутренние резервы. Для дальнейшего его развития нужны определенные материально-технические, социальные, правовые условия, развитие ипотечного кредитования и др.
Активизация товарного производства в хозяйствах населения связана со спадом аграрного производства, безработицей, низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве и снижением уровня заработной платы в источниках доходов работников. Сегодня большая часть жителей села остается за чертой бедности, считается самыми социально незащищенными слоями населения страны. Статус занятости людей, работающих на своем подворье и не имеющих других источников дохода, требует сегодня законодательного признания, поскольку, по закону о занятости, они не считаются занятыми, им не начисляется трудовой стаж, они не получают трудовой пенсии, не охвачены социальным страхованием, не имеют полиса обязательного медицинского страхования. Сохранение же деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Таким образом, аграрная экономика России подошла к рубежу, когда качественные сдвиги и переме-
ны стали объективной необходимостью. В условиях недостаточности средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на развитие аграрного сектора, ввиду неэффективности многих применявшихся ранее мер по его поддержке со стороны государства, основными источниками финансирования аграрного сектора остаются внутренние. Государство же должно создавать экономические и правовые условия для развития рыночных отношений, осуществлять мониторинг, разрабатывать стандарты правил хозяйственной деятельности, обеспечивать социальные гарантии своим гражданам.
Среди мер по дальнейшему реформированию аграрного сектора, направленных на повышение его конкурентоспособности, можно выделить следующие: осуществление земельной реформы; структурная реформа; реорганизация предприятий и совершенствование экономического механизма хозяйствования; совершенствование кредитной, налоговой, ценовой политики и системы государственной поддержки; реализация научного, информационного и кадрового потенциала; проведение социальных реформ на селе; развитие сельской индустрии, решение проблем сельской занятости и др. При этом только комплексный системный подход к реформированию всей системы аграрных отношений будет способствовать выходу сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из сложившегося кризиса.
Библиографический список
Сведения о банкротствах // Российская газета. 2006. 11 февраля.
+ + +
УДК Т46 336.1/.5 (094.4) 351/354 (075.8) 65:631.1:353:37:338.93
А.А. Кашин М.П. Гриценко
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В публикации нового федерального Закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентируются довольно серьезные изменения в
структуре управления на территории России, все эти нововведения затрагивают сельскую местность, а значит, и весь АПК.
В новом законе вводится новое понятие сельского поселения — это один или не-
сколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельский муниципальный район — это несколько сельских поселений или сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2].
С появлением нового уровня местного самоуправления — сельского поселения — меняется управление и регулирование экономикой, хозяйственной деятельности на административно-территориальном уровне в области АПК. Этот № 131-ФЗ закрепляет новые понятия и экономические основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) находящееся имущество в муниципальной собственности;
2) имущественные права муниципальных образований;
3) средства местных бюджетов [1].
Возможное имущество, закрепленное в
№ 131-ФЗ за муниципальными сельскими поселениями: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение население топливом, освещение улиц населенных пунктов; б) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения за исключением федерального и регионального значения; в) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; г) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения; д) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; е) объекты, предназначенные для тушения пожаров; е) библиотеки; ж) имущество культуры и проведения досуга жителей; з) объ-
екты культурного наследия (местного значения); и) имущество для развития спорта и физической культуры; к) имущество для благоустройства и озеленения, обустройства массового отдыха; л) имущество для вывоза мусора и бытовых отходов; м) земельные участки и имущество для ритуальных услуг; н) имущество для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и другой информации; о) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения вследствие федеральных законов; п) обособленные водные объекты на территории поселения; р) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения; с) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения [2].
Органы сельского поселения вправе владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми правовыми актами органов местного самоуправления Российской Федерации. Вправе органы муниципалитета передавать, продавать имущество муниципалитета физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, проводить приватизацию муниципального имущества. Доходы от этой деятельности поступают в муниципальный бюджет. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных, а также межмуниципальных обществ на своей территории. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусматриваемым уставом. Также органы местного самоуправления субсидируют, дотируют, отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном законодательством. Возможен выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг.
Основой экономики муниципалитета является также местный бюджет, каждое образование должно иметь свой бюджет. Сам бюджет является сметой расходов (затрат) и доходов (поступлений). Составной частью функций органов местного самоуправления в области бюджетной деятельности является: а) сбалансированность бюджета на
уровне муниципального района, помимо своего, добавляется консолидированный бюджет — это бюджет муниципального
района и свод бюджетов сельских поселений, входящих в состав района; б) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его соблюдением; в) предоставление отчетов в органы субъекта РФ и федеральные органы в соответствии с законодательством России; г) составление проекта местного бюджета отдельно по расходам и доходам, где предусматриваются субсидии, дотации, субвенции, трансферты из федерального и субъекта федерации бюджетов; д) процесс утверждения проекта бюджета, производится годовой, ежеквартальный отчет о его исполнении [1].
Как было сказано выше, муниципальный бюджет состоит из расходов: 1) определяются в соответствии с российским законодательством и Бюджетным кодексом РФ, где исполнительные органы ведут реестр расходных обязательств; 2) самостоятельно определяются затраты на содержание местной исполнительной и представительной власти, а также руководителей муниципальных предприятий; 3) особенность для сельского муниципального района, где на этом уровне идет выравнивание бюджетной обеспеченности финансовыми средствами сельских поселений этого района; 4) расходы бюджетов сельских муниципальных районов осуществляются с помощью субвенций сельских поселений, направленных на формирование представительной (выборы депутатов) власти на уровне района и межмуни-ципальные расходы; 5) расходы на осуществление делегированных государственных полномочий местному самоуправлению в соответствии с законодательством России и субъекта РФ; 6) муниципальный заказ органами местного самоуправления и уполномоченными ими учреждениями на поставку товара, услуг, выполнение работ осуществляется на конкурсной основе.
К собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан — разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения; 2) доходы от местных налогов, сборов сельского поселения и муниципального района, по их установлению, изменению, отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах, также такие полномочия имеет муниципальный городской округ (столица сельского муниципального района); 3) доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджет муниципалитета по налоговым ставкам, устанавливаемым законодательством субъекта РФ о налогах и сборах, о бюджете субъекта РФ, а также по нормативным отчислениям от региональных налогов — это выравнивание уровней бюд-
жетной обеспеченности; 4) доходы от федеральных налогов и сборов по нормативным отчислениям в соответствии с выравниванием уровня бюджетной обеспеченности муниципалитета закрепляются законодательством РФ о налогах и сборах, Бюджетным кодексом РФ устанавливают единые для всех муниципальных поселений, районов налоговые ставки (отчисления), для сельского поселения уровень отчисления зависит от представительной власти района; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации и выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли от муниципальных организаций после уплаты налогов от обязательных платежей, устанавливаемая представительной властью муниципального образования, от оказания органами, учреждениями местного самоуправления платных услуг, после уплаты налогов; 8) штрафы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными Законами, законами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления [2].
Экономические основы местного самоуправления, закрепленные в № 131-ФЗ, дают возможность осуществлять свою местную социально-экономическую политику в области АПК на уровне муниципального, территориально-административного сельского поселения и района. Три экономические основы являются неотъемлемой частью управления и регулирования всей сферы сельского хозяйства и ее социальными аспектами на селе. Можно сказать, увеличение благосостояния сельского населения будет зависеть от того, каков бюджет (дефицитный или профицитный), каким имуществом обладает муниципалитет, приносит ли оно доход. Основной же экономический показатель: сколько предприятий, организаций работают на территории данного муниципалитета и каково имущественное право органов местного самоуправления участия в их деятельности, то есть элементы регулирования, или управления. Если у органов муниципалитета контрольный пакет акций организации, то там будет осуществляться муниципальное управление, а если нет, то возможно только регулирование через воздействие на благоприятные условия окружающей среды местного рынка, рыночно-правовыми методами и рычагами. Все экономические основы, предусмотренные № 131-ФЗ, должны привести к улучшению состояния экономики, социальной сферы муниципальных образований и его населения.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-л, 2004. 208 с.
2. Федеральный закон: Вып. 45 (312) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: ИНФРА-М, 2005. 111 с.
+ + +
УДК 338.436 Г.Н. Малкова,
Е.Ф. Ерженина
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В АПК
Интеграционные процессы в современных условиях региональной экономики являются одними из стратегических путей преодоления кризисных явлений, причем наиболее актуальна интеграция предприятий, смежных по технологической цепочке либо выпускающих сходную (в т.ч. взаимодополняющую) продукцию, то есть вертикальная интеграция. Основные признаки вертикальной интеграции в АПК — это единый технологический процесс, охватывающий несколько стадий производства конечного продукта АПК и подчиненный определенным организационно-управленческим взаимосвязям самого разного характера.
Вертикально-интегрированные агропромышленные формирования могут быть различными. По форме интеграции они могут быть основаны как на участии в капитале смежных по технологической цепочке предприятий (комбинирование разных стадий производственно-технологического процесса в рамках единой собственности), так и на договорной основе.
Вариант интеграции с объединением капиталов возможен путем образования холдинговых компаний и финансово-промышленных групп.
Холдинговая компания представляет собой предприятие, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других предприятий [1]. Данный путь наиболее оптимален для интеграции предприятий, которые до процессов приватизации действовали как одно крупное предприятие, и часто — в пределах одной заводской или иной производственной территории, зависимость которых друг от друга по технологической линии в процессе кооперации производства является столь высокой, что эффективное управление становится фактически невоз-
можным без решающего участия в собственности. Экономический смысл холдинга именно в наличии контрольного пакета акций других предприятий, фактически входящих в холдинг. Однако вхождение в холдинг не всегда интересно для собственников вновь созданных предприятий, поскольку они в значительной мере утратят контроль над управлением.
Другой случай, связанный с объединением части капиталов в рамках интегрированного образования, — создание финансовопромышленной группы (ФПГ) [2]. Согласно действующим нормативным актам создание финансово-промышленных групп имеет своей целью концентрацию финансовых и иных ресурсов на определенных направлениях для эффективного функционирования рыночного хозяйства в Российской Федерации. Среди задач создания ФПГ можно выделить объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создание рациональных технологических и кооперационных связей, ускорение НТП и привлечение инвестиций.
В данном случае объединение активов не обязательно предполагает передачу контрольного пакета акций. Согласно тексту Закона о ФПГ, возможно лишь частичное объединение материальных и нематериальных активов (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.