дукции, которые могут использоваться для разработки аналогичных показателей на единицу мощности потребительской продукции, например, на 1 км линейно-протяженного объекта, на 1 м3 или 1 м2 определенного типа площадочного объекта-представителя. Натуральные показатели затем должны применяться для разработки укрупненных сметных показателей в текущем уровне цен.
Литература
1. Ардзинов В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
2. Бузырев В.В. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 256 с.
3. Гумба Х.М., Ермолаев Е.Е., Уварова С.С. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учеб.-практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. 419 с.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 512 с.
5. Резниченко В.С., Ленинцев Н.Н. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве: справ. пособие с методиками и примерами расчетов. 2-е изд. М.: Слово, 2005. 516 с.
6. Фадеева Г.В. Механизмы повышения качества инвестиционного проектирования в строительстве на базе инновационного сметного нормирования (на примере регионов Сибири и Крайнего Севера): автореф. дис. ... докт. экон. наук. Омск, 2009.
КУЗНЕЦОВ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ. См. с. 285.
ПОТАШНИК ЯРОСЛАВ СЕМЕНОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет, Россия, Нижний Новгород ([email protected]).
POTASHNIK YAROSLAV SEMENOVICH - candidate of economics sciences, associate professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod.
УДК 33.81 ББК 65.291.551-21
Ю.П. КУЛИКОВА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономика, управление инновационным развитием.
Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.
Yu.P. KULIKOVA
ECONOMIC ASSESSMENT OF THE NEED FOR INNOVATIVE METHODS OF QUALITY MANAGEMENT SCHOOL
Key words: innovation, innovation policy, innovation development, economic modernization, and innovation development.
One of the innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation is the existence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, the trajectory of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The development of inter-university cooperation in the region may be on the initiative and with the support of government.
Эффективность работы системы менеджмента качества научно-образовательных услуг в высшем образовательном учреждении напрямую зависит от наличия постоянного мониторинга его инновационной деятельности. Автором разработана концепция системы менеджмента качества в высшем обра-
зовательном учреждении с учетом всех структурных этапов и показателей проводимой инновационной деятельности в целях совершенствования управления его инновационным развитием. Представленная методика подразумевает комплексный анализ состояния инновационных процессов в научнообразовательной системе высшей школы. Вторым этапом в предложенной концепции являются разработка и внедрение в жизнь конкретных действий, направленных на повышение эффективности показателей инновационной деятельности в проводимой политике системы менеджмента качества предоставляемых услуг высшим образовательным учреждением.
Грамотный подход к инновационным процессам в управленческой сфере высшего образовательного учреждения способен поднять конкурентоспособность научно-образовательных услуг высшего образовательного учреждения, обеспечить гарантию их качества, стимулировать эффективную работу профессорско-преподавательского состава, составляющего основу кадровых ресурсов высшего образовательного учреждения.
Методика сбора информации должна быть четко структурирована. Базироваться, по мнению автора, она может на достаточно необычной системе анкетирования, которая предусматривает перекрестный опрос, что позволяет выявить все недостатки имеющейся системы. Составляются анкеты с учетом всех возможных классификаторов: наличия опыта и профессиональных качеств, знания специфики собственной работы, выявления личностных стремлений и мотиваций. Данная структура опроса позволяет не только изучить знание собственной должностной инструкции работниками данной сферы, но и выявить дубляж полномочий, а также узнать, что о собственной работе думает сам коллектив. Система предельно проста и этим гениальна - работники лишь тогда будут работать максимально эффективно, если они четко понимают задачи своей работы и видят в ней путь к самореализации.
Действующая на сегодняшний момент реформа в области высшего образования Российской Федерации ужесточает требования к руководству высших учебных заведений страны в плане обеспечения ими качества образования и соответствия международным стандартам существующих систем управления. Обусловлены данные требования присоединением России к Болонскому и Копенгагенскому процессам. В связи с данной концепцией высшее образовательное учреждение в сжатые сроки обязано выйти на федеральный уровень качества образования. Вторым обязательным этапом является выход учреждений высшей школы на международный рынок образовательных услуг. Конкурентоспособность высшего образовательного учреждения в современных условиях напрямую зависит от эффективности внедрения инновационных программ в существующую структуру менеджмента высшей школы.
В связи с этим автором была разработана концепция мониторинга действующей инновационной политики высшего образовательного учреждения. Данная методика управления инновациями базируется на четком анализе действующей научно-образовательной системы, выявлении ее недостатков и разработке конкретных методов управления системой качества менеджмента высшего образовательного учреждения. Автором предложена улучшенная модель мониторинга управления инновациями, которая подразумевает повышение стандартов образовательных программ, разработку новой политики управления инновационными процессами в рамках высшего образовательного учреждения и реализацию стратегии улучшения качества услуг в сфере образования.
Обуславливает важность внедрения инновационных процессов в стандартные системы управления решение, принятое в рамках 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которое провозгласило главные принципы развития систем образования в мире: качество, мобильность и доступность. Данные аспекты
отражены и в перспективной политике правительства России в области образования. В своей «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» правительство РФ подчеркивает важность повышения уровня образования в точном соответствии с потребностями общества и его стремлением к развитию. Вместе с тем следует сохранять фундаментальные основы инновационных процессов, четко планируя вектор развития политики менеджмента в высшем учебном заведении. Повышение качества услуг в сфере образования конкретного учебного учреждения нужно рассматривать как часть общей политики страны в плане инновационных процессов в рамках общей системы образования. Цель данной политики - это повышение жизнеспособности отечественной системы и вывод ее на международный уровень. Инновационная политика государства в сфере образования и, соответственно, каждого конкретного образовательного учреждения базируется на принципах, схожих с принципами деятельности рыночной экономики. Образование, если следовать данной концепции, это такой же товар, повышая качество которого, можно добиться большего процента реализации услуг. В связи с этим и было принято решение о внедрении новых процессов в систему инновационной политики в области менеджмента учреждений высшей школы.
Исходя из вышесказанного, по мнению автора, процесс управления инновациями должен включать несколько основных этапов:
- разработка схем оценки имеющейся системы инновационной политики, на основании которой будет сделан вывод о необходимом направлении процесса инноваций; формирование предстоящих целей и задач;
- планирование процессов, связанных с внедрением новой инновационной политики, ориентированных на повышение качества образования и эффективности работы персонала высшего образовательного учреждения;
- разработка новых методик управления ресурсами учреждения высшей школы. Под действие данного пункта попадают все имеющиеся ресурсы: информационные, материальные и интеллектуальные.
Процесс внедрения новой инновационной политики должен базироваться на оценке степени удовлетворенности имеющейся системой.
Предлагаемая автором концепция управления инновационными процессами разработана с учетом требований международных стандартов ИСО 9000 и ФГОС ВПО. Алгоритм построен на таких этапах:
1. Анализ системы менеджмента, выявление ее положительных и отрицательных черт. На данном этапе предполагается разработка будущей стратегии инновационной политики, которая включает полную реорганизацию документооборота, внутренних регламентов, уставных документов и прочих нормативноправовых баз. Предполагается также смена учебных схем, процессов, базового научно-технического обеспечения и должностных инструкций работников.
2. Оценка соответствия системы менеджмента качества параметрам управления, предлагаемым международными стандартами ИСО 9000 и формой ФГОС ВПО. Выявление несоответствий. Данный анализ предполагает концентрацию внимания на следующих подпунктах:
- степень ориентации руководства на улучшение качества образовательных услуг;
- степень конкурентоспособности образовательных услуг образовательного учреждения на данном сегменте рынка;
- уровень мотивации сотрудников в вопросах внедрения инновационных процессов в политику повышения качества услуг;
- степень слаженности и взаимодействия руководителей высшего и среднего звена;
- прозрачность и правдивость действующих систем управления;
- наличие взаимовыгодных отношений с партнерами.
3. Разработка новых параметров системы управления с учетом корректировки всех несоответствий. Данная разработка должна быть подтверждена необходимым информационно-нормативным обеспечением: принципиально новым документооборотом, включающим новые положения, регламенты и формы отчетности. Важным моментом на данном этапе является тесное взаимодействие всех составляющих системы менеджмента, своевременный и точный обмен информацией. Также подразумевается изменение должностных инструкций, учебных планов, схем, курсов и методических курсов. Должна быть также ориентация на новые образовательные технологии и программы.
4. Подготовка полученной модели системы менеджмента к сертификации. Данный этап является основным в плане организационных мероприятий. Он предусматривает следующее:
- инновационные процессы в структуре менеджмента. Требуется создать дееспособную организационную модель. Внутри данной модели производится распределение обязанностей и определяется степень ответственности того либо иного звена. Определяется структура мониторинга и контроля, обеспечивающая внедрение данных процессов;
- внедрение сертифицированной модели в действующую систему инновационной политики высшего образовательного учреждения. Данный процесс занимает, как правило, определенный промежуток времени. За этот период предполагается проведение следующих мероприятий:
- мониторинг инновационной модели, корректировка требующих изменения процессов и схем;
- маркетинговые исследования в области поставленных задач, анализ
внедренной модели.
5. Финансовое обеспечение поставленных задач и решений в области повышения качества образовательных услуг.
Если конкретизировать каждый вектор действия, то на первом этапе происходит анализ качества образовательного процесса, выявление слабых мест в структуре менеджмента и соизмерение общих целей политики высшей школы с направлением деятельности конкретной группы работников. Чтобы проанализировать настрой коллектива, методы менеджмента предполагают применение анкетирования. Автор данной концепции предлагает оригинальный формат проведения опроса, который позволяет получить более точную информацию о действующей системе инновационной политики в сфере менеджмента. Данная форма анкеты включает несколько категорий качественных показателей, характеризующих контингент опрашиваемых лиц: наличие необходимых профессиональных и личностных качеств, специфика работы и наличие опыта работы в данной сфере. Принципиальное отличие предлагаемой формы опроса от стандартных форм анкетирования - это возможность учета мнений персонала по поводу эффективности работы системы менеджмента. Данная работа направлена также на выявление слабых мест в конкретных сферах управления персоналом. Работники при помощи формы опроса смогут уведомить руководство о своих непосредственных задачах и возможностях улучшения условий их труда.
Обобщает всю проделанную работу отчет определенной формы, в котором должны быть отражены следующие данные:
- подробное описание всех аспектов деятельности высшего образовательного учреждения до проведения реформ и после;
- подробный анализ штатных полномочий сотрудников. Оценка и самооценка качества их труда (данные анкетирования);
- отдельным пунктом должны быть выделены спорные и проблемные вопросы, требующие для своего решения определенных действий руководства высшего образовательного учреждения;
- на основании данных сведений должны быть разработаны действенные методы стимуляции работы трудового коллектива. Следует в числе прочих предусматривать как моральные, так и материальные методы повышения стимула к труду. Моральные аспекты здесь напрямую взаимосвязаны с популяризацией творческого подхода к рабочему процессу, тесного взаимодействия в социальных вопросах администрации, научных сотрудников и специалистов. Важно также повышение уровня корпоративной этики и корпоративного духа работников сферы образования.
Следующим шагом в данном процессе является разработка четкой модели управления с учетом потребностей научного и социально-экономического развития образовательного учреждения. Данный этап обобщает разработанную концепцию, находит пути ее реализации и конкретизирует долгосрочные планы в вопросах инновационной политики учреждения высшей школы. Заключительный этап рассмотрения отчета заключается в обсуждении его с высшим руководством образовательного учреждения, утверждения им его основных параметров. Кроме того, важен последующий мониторинг обновленной модели управления. Контролирующим органом целесообразно будет назначить службу проректора. Мониторинг должен предусматривать следующие обязанности:
- регулярные проверки со стороны проректорской службы всех ответственных лиц, в обязанности которых входит внедрение на местах принятой концепции инновационной политики в структуре менеджмента учреждения высшей школы;
- в случае отклонения от утвержденных норм и параметров внедрения инноваций применение корректирующих воздействий на исполнителей.
Применение данной модели разработки и внедрения новых инновационных процессов в систему менеджмента высшего образовательного учреждения гарантирует формирование надежной основы для новой инновационной политики учреждения, а значит, выход на более высокий качественный уровень в сфере образовательных услуг.
Важность данного вопроса во многом обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных услуг в сфере образования на мировом рынке. В принятой «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» четко прописаны стандарты, к которым следует стремиться отечественным вузам. Как показала мировая практика, единственным путем, с помощью которого можно достичь необходимого уровня предоставляемых услуг, является внедрение инноваций в систему менеджмента высших учебных заведений. Российские учреждения высшей школы, согласно принятой концепции, должны в кратчайшие сроки достичь уровня соответствия международным стандартам стандартов 180 900:2000. Данная система стандартов во многом перекликается с отечественным положением ГОСТ РИСО 9001-2001. Схожи данные документы по многим основополагающим аспектам, в числе которых обязательное наличие в организационной системе вуза структуры, отвечающей за качество подготовки специалистов. Чтобы выйти на международный уровень, учреждению высшей школы следует получить специальный сертификат международного образца. Данный сертификат выдается лишь в случае соответствия уровня менеджмента качества отечественного вуза международной системе менеджмента. Говоря о преимуществах использования данного сертификата, следует отметить тот факт, что он подтверждает высокую стоимость учреждения высшей школы на рынке образовательных услуг. Благодаря наличию международного статуса высшее образовательное учреждение пользуется большим спросом со стороны потенциальных потребителей услуг. Международный сертификат качества формирует положительный имидж учреждения высшей школы, что является основополагающим при распределении инвестиционных
потоков. Для международных инвесторов наличие такого сертификата является непременным условием для работы с учреждениями высшей школы.
Сертификация систем менеджмента качества высших учебных заведений сопряжена с некоторыми сложностями. Согласно стандартам ИСО, модель системы качества равноценна для всех отраслей народного хозяйства. Но сертификация требует выделения характерных черт именно в отрасли образования. Ведь данная система должны быть введена во все образовательные учреждения высшей школы России. А значит, ее следует оптимизировать под отраслевые задачи. В международной практике существуют модели сертификации систем качества, которые с успехом работают в отрасли образования. В России же такая модель находится лишь на стадии разработки. Она должна соотноситься с международными стандартами ИСО и учитывать то, что учреждения образовательной сферы имеют свои особенности. Главными отличиями от обычной сферы потребления услуг является то, что вуз не производит продукции и не оказывает конкретных услуг, плоды деятельности работников высшего образовательного учреждения видны лишь спустя некоторый промежуток времени. Важным аспектом является также факт, что работники учреждений высшей школы напрямую контактируют с теми, от кого зависит показатель качества предоставляемых услуг, а значит, уровень подготовки работников вуза прямо пропорционален имиджу учреждения. Оцениваются при этом академический уровень, профессионализм и социальные навыки специалистов. Отличием от стандартной схемы сертификации качества можно также считать то, что учреждение высшей школы предоставляет широкий спектр услуг. Руководство высших учебных заведений вправе как предлагать потребителям стандартный набор услуг, так и заключать соглашения на договорной основе о предоставлении дополнительных программ образовательного характера. Специалистами в области менеджмента проведена параллель между сферой образовательных услуг и областью проектных разработок. В обоих случаях для достижения необходимого результата требуется четкая градация начальной, конечной и промежуточных точек инновационного проекта. Соответственно, при таком существенном отрыве от основных стандартов общепроизводственной сферы система сертификации менеджмента в образовательной области предполагает несколько иной взгляд на стандарты ИСО. Современные тенденции таковы, что пока правительство РФ не ставит четких рамок обязательного соответствия международным стандартам ИСО для высших учебных заведений, но темпы развития интеграционных процессов в образовательной сфере говорят о том, что введение таких требований -лишь дело времени. Поэтому тот, кто заблаговременно не только разработает принципы такой сертификации, но и отработает их на практике, будет иметь существенное преимущество перед другими высшими учреждениями страны.
Новаторы данной сферы разработок изучают похожие инновационные процессы, через которые прошли вузы других стран. На основании наблюдений и анализа зарубежных технологий ведущие учреждения высшей школы страны работают над собственными новейшими системами качества менеджмента. Следует понимать, что такая система разрабатывается индивидуально под каждое отдельно взятое высшее учебное заведение. Система менеджмента качества (СМК) - это строго структурированная система руководства учреждением высшей школы с позиций качества предоставления услуг. Также сМк подразумевает наличие действующих форм и методов управления данной системой. В высшем учебном заведении должна быть разработана нормативно-правовая база, отвечающая за выполнение стандартов и принципов СМК. Кроме того, важным аспектом правильности действия системы является грамотно организованная технология мониторинга схемы контроля качества и контроль за адаптацией данной системы к реалиям современности. Уделяя внимание отличительным особенностям
предложенной методики от используемых ранее, следует выделить ту особенность, что действующая СМК ориентирована преимущественно на соответствие требованиям государственных органов в области стандартов качества. Требования рынка при ее разработке никто не учитывал. Главный упор при разработке материалов работы с персоналом делался на критерии, выдвигаемые Министерством образования и науки РФ. Сегодня же, наряду с государственными требованиями, система контроля качества должна учитывать условия маркетинга. В настоящее время работа высших учебных заведений во многом зависит от таких не учитываемых ранее внешних факторов, как наличие достаточного количества студентов и абитуриентов, потенциальных партнеров и инвесторов.
На основании анализа причин, по которым отечественная система образования не может быстро перейти на новые стандарты качества, автор данной работы установил, что первоисточником всех бед здесь является отсутствие координирующего начала. За рубежом за правильностью формирования верных стандартов качества образования следят представители средних и профессиональных учебных заведений. Соответственно, культура Total Quality Management, что в переводе означает «всеобщее управление качеством», принята и проработана на всех вертикалях образовательных систем. В России такая практика в учреждениях, не относящихся к высшей школе, не применяется вовсе. Соответственно, преподаватели в большинстве своем слабо знакомы либо совсем не знакомы вовсе с международными стандартами качества образования, руководствуясь в лучшем случае государственными стандартами, а в худшем собственными выводами и соображениями. Как итог -неконкурентоспособная система менеджмента качества, отсутствие которой влечет за собой низкий уровень предоставляемых знаний и субъективный подход работников к собственным должностным инструкциям.
Для того чтобы внедрить повсеместно международные стандарты в систему менеджмента качества, данным вопросом должно вплотную заняться Министерство образования и науки Российской Федерации. Именно правительство должно взять на себя инициативу в вопросе внедрения принципов новейшей инновационной политики в сферу менеджмента качества, только при этом условии возможно успешное проведение данной реформы по всем параллелям системы образования. Следует понимать, что система контроля качества - это не абстрактное понятие.
Сложно переоценить в данном процессе роль руководства высшего образовательного учреждения. Именно от руководителя в большинстве случаев зависит степень применения данных принципов на практике.
Важно также правильно понимать суть принципа - ориентирование на потребителя. Если исходить из того, что основным потребителем услуг являются вчерашние школьники, то вряд ли их понятие о качественном образовании совпадает с действительными параметрами такового. Поэтому ориентация здесь должна быть взвешенной и продуманной. Руководству вуза и сотрудникам следует приложить все усилия, чтобы их уровень оценили не только потребители услуг, но и контролирующие органы. То есть нужно понимать, что потребителем в данном случае выступает не только реальный студент, но и общество, государство и сама структура высшего образовательного учреждения. Обусловлен данный факт тем, что общество и государство желают видеть в своих рядах грамотного образованного человека, выступая, таким образом, прямым потребителем услуг высшего образовательного учреждения.
Еще одним немаловажным аспектом при внедрении основных принципов системы качества является взаимодействие с внутренним потребителем услуг. Внутренним потребителем можно назвать любого сотрудника по отношению к вышестоящему руководству. Их взаимодействие базируется как на моральных,
так и на материальных параметрах. При этом чем гармоничнее отношения между коллегами, тем быстрее «приживется» предложенная нами система менеджмента качества. Действие системы СМК лишь тогда будет эффективным, когда в ее функционирование вовлечены все подразделения учреждения и все сотрудники. Ректор же должен выступать главным контролирующим органом в политике СМК. Иллюстрируя практическое применение данной методики, следует обозначить следующие особенности: ежегодно ректором высшего образовательного учреждения должен утверждаться план необходимых улучшений в системе управления. Данный документ рассматривается и анализируется на ежегодном заседаниях Совета по качеству и Ученого совета учреждения. Выводы, замечания и корректировки вносятся в протокол заседаний. В протоколе указываются также лица, ответственные за внедрение тех или иных инновационных процессов в СМК, а также сроки исполнения пунктов утвержденных инновационных процессов. Важно учитывать, что достоверность и прозрачность фактов о происходящих внутри коллектива процессах будут на должном уровне лишь тогда, когда среди сотрудников будет царить атмосфера доброжелательности и взаимовыручки. При наличии такой атмосферы сотрудники не только с должным старанием выполняют порученную им работу, но и не скрывают возможных промахов и ошибок от руководства. Прозрачность и открытость информации - прямой путь к совершенствованию и улучшению СМК.
Актуальность внесения изменений в существующий режим системы МСК ни для кого не вызывает сомнений. Необходимость повышения качества предоставляемых услуг в сфере образования назревала давно, но сегодняшняя внешняя политика нашего государства требует решительных мер в реализации программ внесения инноваций в МСК учреждений высшей школы. Повышение конкурентоспособности высших учебных заведений России на мировом рынке образовательных услуг - это первостепенная задача каждого звена руководства учреждений высшей школы. Актуальность вопроса требует незамедлительных действий как со стороны Министерства образования и науки РФ, так и со стороны руководства высших учебных заведений. Их первостепенной задачей должно стать повышение качественных показателей в сфере предоставляемых услуг. Ориентироваться система инноваций должна на международные стандарты ИСО и базироваться на принципах программ TQM. Лишь при выполнении данных условий можно будет считать российские учреждения высшей школы, удовлетворяющими запросы кадрового рынка и конкурентоспособными на мировом рынке образовательных структур.
Литература
1. Инновационная политика высшего образовательного учреждения / М.А. Девяткина, Т.А. Мирошникова, Ю.И. Петрова и др.; под ред. Р.Н. Федосовой. М.: Экономика, 2006. 178 с.
2. Интеллектуальная собственность как ресурс качественного развития: общий обзор для малых и средних предприятий (МСП) / авт.-сост. А. Корчагин, И. Воровски, Ю. Смирнов. М.: ФИПС, 2002.
3. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал / сост. и общ. ред. В.Г. Зинов. М.: АНХ, 2001.
4. Кабанков В.И. О плате за обучение в послевузовском образовании: цены и воспроизводство. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2007. 87 с.
5. Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 512 с.
6. Кантер Р.М. Рубежи менеджмента: книга о современной культуре управления. М.: ОЛИМП-Бизнес, 1999.
7. Кольчугина М. Синергия образования и науки как инновационный ресурс // Экономика, статистика, информатика. 2008. № 2. С. 17-19.
КУЛИКОВА ЮЛИЯ ПАВЛОВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Финансово-технологическая академия, Россия, Москва ( [email protected]).
KULIKOVA YULIYA PAVLOVNA - a competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, Finance and Technology Academy, Russia, Moscow.