ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК
КОВРЫЖКО ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА,
аспирант кафедры экономической теории экономического факультета,
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье исследуется экономическое содержание понятий « трансформация» и « модернизация», проводится теоретико-методологический и структурно-функциональный анализ модернизации.
Ключевые слова: экономическая модернизация; трансформация; инновационное развитие.
In article the economic substance of concepts is investigated «transformation» and «modernization», it is spent theoretic-methodological and the structurally functional analysis of modernization.
Keywords: economic modernization; transformation; innovation development.
Коды классификатора: B49, P20, O11, O43.
Исчерпанность прежней модели развития, преимущественно экспортносырьевой, инертность, а также противоречие сложившейся институциональной структуры новым приоритетам, адекватно востребованным и отвечающим условиям инновационного развития, свидетельствует о необходимости формирования новой модернизационной основы.
Модернизация как объективный этап развития социально-экономических систем с разной степенью интенсивности обусловлена предыдущим этапом экономической трансформации, однако эти этапы разнокачественны. Если рыночная трансформация 1990-х гг. сопровождалась системными, радикальными изменениями экономических основ — собственности, механизма координации поведения экономических агентов, форм и способов распределения доходов и др., то модернизация, по мнению исследователей-транзитологов, связана с «обновлением в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества» (Белокрылова, 2009). Модернизация экономики делает возможным переход к инновационной модели развития, рассматриваемой в официальных документах в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. Если основным целевым ориентиром экономической трансформации является переход от одной системы к другой (в российском варианте — от плановой экономики к рыночной), предполагающий решение задач достижения макроэкономической стабилизации, приватизации, либерализации, формирования основ рыночной экономики — налоговой и банковской систем, то основной задачей экономической модернизации выступает © В.В. Коврыжко, 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
повышение конкурентоспособности трансформирующейся экономики, рациональное встраивание в мировое сообщество путем переориентации с сырьевого вектора развития на инновационный.
Теоретико-методологические и практические вопросы модернизации особенно актуальны именно сейчас, когда экономический кризис доказывает исчерпанность модели инерционного развития, предполагавшей простое восстановление экономического потенциала развития, созданного в советскую эпоху, в результате которого многие диспропорции, существовавшие в сфере промышленного производства, не только не были ликвидированы, но еще больше усугубились за счет интенсификации сырьевых механизмов роста, запущенных в период трансформации. Современная модернизация является таким же императивом для России, каким она была в 1950-е гг. для Японии, в 1960-е — для Южной Кореи и Тайваня, в 1970-е — для Бразилии, во второй половине 1980-х и в 1990-е — для Китая (Иноземцев, 2009б). По нашему мнению, для сохранения и накопления потенциала страны целесообразной является комплексная радикальная модернизация, основанная, прежде всего, на восстановлении промышленности, повышении ее конкурентоспособности, инноватизации, а также определении приоритетных инновационных отраслей, в которых Россия имеет потенциал роста.
Категория «модернизация» имеет множество трактовок, которые выявляют ее сущность с помощью различных критериев. Так, В. Гельман под модернизацией понимает, прежде всего, меры социально-экономического курса, которые направлены на экономический рост, на повышение благосостояния, на стимулирование развития человеческого капитала. Это более узкое определение экономической модернизации. В отличие от нее, политическая модернизация предполагает процесс становления политических институтов, соответствующих современным демократиям (Гельман, 2008).
По мнению Е. Ясина, модернизация — «это не замена оборудования или обновление продукции... Речь идет о достижении мировой конкурентоспособности страны в целом и достаточно широкого круга отраслей, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие и достойные позиции в ряду наиболее процветающих наций» (Ясин, 2007).
Администрация президента понимает под модернизацией «догоняющие технологии», в то время как инновации — «это то, чего до этого не существовало в природе» (Костенко и Никольский, 2009).
Наиболее общее определение модернизации экономики приводит В. Красильщиков: «В целом модернизацию можно определить как совокупность общественных и технологических перемен, направленных на продвижение общества к тому состоянию и уровню развития, которое было достигнуто ведущими странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Новой Зеландией в начале второй половины XX века» (Красильщиков, 2009). Другими словами, модернизация — это качественный прогрессивный скачок.
В рамках западных теорий экономического развития (developments economics) модернизация характеризуется как обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как необходимое условие встраивания страны в международ-
ное сообщество индустриальных демократий. В настоящее время политическая модернизация дефинируется как формирование, развитие и распространение политических институтов, которые в наибольшей степени способны улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Политическая и экономическая модернизация находятся в определенном соответствии друг с другом, но их соотношение весьма индивидуально и отражает конкретные особенности осуществляющих ее стран. Как правило, между политической и экономической модернизацией существует временной лаг, иногда весьма значительный. В целом процессы модернизации охватывают все сферы общественной жизни, поскольку диктуются конкуренцией, в которую вовлечены все агенты общества, выполняющие социально значимые функции.
Содержательно категория «модернизация» достаточно близка к категории «экономическое развитие», отражающей совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда. Однако если экономическое развитие характеризует эволюционные тенденции, то модернизация связана с радикальным обновлением экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер общества, компенсацией негативных эффектов догоняющего развития и повышением конкурентоспособности отечественной экономики. Как отмечает Б.Н. Кузык, «понимание причин возникновения и путей расширения основных проблем, связанных с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, — необходимое условие выработки любым государством, цивилизацией, человечеством в целом обоснованной стратегии своего развития, при этом инновационная стратегия выступает основой трансформации российской цивилизации в XXI веке» (Кузык, 2008).
Первые исследования по проблемам модернизации основывались на материалах стран Южной и Восточной Европы (середина XX в.), которые в то время рассматривались как государства, обладающие модернизационным потенциалом, который, по нашему мнению, отражает степень готовности национальных экономик к масштабным преобразованиям, в широком смысле. В узком смысле, это наличие диспропорций в экономическом развитии, появление особых форм взаимодействия между экономическими агентами, входящими в противоречие с уже существующими. Первоначально исследования модернизации содержали рецепты быстрого послевоенного восстановления: «план Маршалла» в 1947-1951 гг. (Rosenstein-Rodan, 1943). В 1950-60-е гг. исследования велись в двух направлениях: с одной стороны, разрабатывалась теория развития с точки зрения смены фаз и этапов развития того или иного общества, с другой — изучались механизмы и методы распространения западного опыта на страны и регионы, еще не вошедшие в фазу индустриального хозяйства.
Таким образом, с середины XX века происходило формирование «ядра» модернизационной парадигмы. Так, модернизационная парадигма представляет собой формирование особого типа поведения экономических субъектов, направленного на качественные прогрессивные изменения существующих институциональных форм, обновление и улучшение технологических основ жизни общества.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
Определенный вклад в осмысление процесса модернизации внесли такие исследователи, как У. Ростоу, Г. Кан, Д. Белл (Rostow, 1952; Rostow, 1960; Kahn, 1982; Bell, 1976; Bell, 1978). Вывод их исследований состоял в том, что экономическое развитие отличается высокой степенью градуализма и «перепрыгивание» через его отдельные стадии невозможно. Тем не менее, как отмечает В. Л. Иноземцев (Иноземцев, 2009б), наибольший вклад в теорию модернизации внесли исследователи, обращавшие внимание прежде всего на особенности развития «незападных» обществ. С этим связано употребление термина «модернизация» в контексте исследования перехода традиционных (постколониальных) обществ к той экономической и политической модели, которая была принята на Западе. То есть в то время, под модернизацией понималась вестернизация — экспансия западных социально-экономических отношений на страны, находящиеся за пределами западного мира. Эволюционный анализ модернизации как процесса позволяет выделить следующие этапы (периоды) со свойственными им целевыми установками и средствами реализации:
♦ модернизации, осуществляемые до первой половины XX века, — преимущественно имеющие целью промышленный прорыв и соперничество с ведущими державами (Германия, США, Великобритания);
♦ модернизации второй половины XX века — встраивание в мировое сообщество путем заимствования технологий, преимущественно западных развитых стран (Япония, Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Китай);
♦ современные модернизации — ускоренный и инициируемый преимущественно государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке (постсоциалистические страны).
В период своего становления модернизации как сложный масштабный процесс имели ряд общих объективных характеристик, свойственных как прежним, так и новым модернизациям:
♦♦♦ революционность: модернизация предполагает преодоление элементов традиционных социальных связей и принятие принципов, свойственных буржуазной либеральной экономике;
♦♦♦ комплексность, поскольку охватывает все сферы жизни общества (модернизация требует перестройки экономики, индустриализации, роста социальной активности, секуляризации);
♦♦♦ системность: отдельные стороны и аспекты модернизационного процесса тесно связаны со всеми остальными, стимулируют и поддерживают их; изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других — культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;
♦♦♦ глобальный характер: модернизация — процесс, характерный для большинства стран, и успехи одних подталкивают других к переменам;
♦♦♦ продолжительность и протяженный характер — модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление их результатов); масштаб проблем требует медленных и адаптивных изменений, поэтому модернизации продолжаются десятилетиями;
♦♦♦ гомогенность: модернизации сближают и унифицируют страны;
♦♦♦ дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер — модернизация в разных странах протекает по-разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например, «японское экономическое чудо»), не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей;
♦♦♦ необратимость изменений: означает изменения, которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении (Кондратьев, 1989).
Таким образом, понятие модернизации отражало и продолжает отражать процесс преодоления той или иной страной своего экономического и социального отставания от лидеров хозяйственного процесса, являясь инструментом вне зависимости от причин, что позволяет определить модернизацию как скоординированные усилия по преодолению социальноэкономического отставания, достижения конкурентоспособности страны (в широком смысле). Под экономической модернизацией следует также понимать структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее конкурентоспособности. Поэтому целесообразно выявить следующие составляющие процесса экономической модернизации:
• структурная дифференциация (разделение) институтов экономической системы — т.е. появление новых экономических институтов, выполняющих строго определенную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (например, институт частно-государственного партнерства);
• повышение адаптации экономической системы к кризисным ситуациям за счет использования инновационных технологий;
• деблокирование институциональных барьеров и структурная институциональная трансформация.
Модернизационный этап развития российской экономики, характеризующийся двойственностью результатов рыночно-трансформационных преобразований (с одной стороны, наблюдалась высокая 9-летняя посткризисная динамика, только в 2007 г. ВВП вырос на 8,1% при среднегодовом приросте глобального ВВП на уровне 4%, а с другой — глубокая и углубляющаяся дифференциация населения по доходам), в качестве важнейшей задачи выдвигает необходимость завершения институциональных преобразований, несколько запаздывающих в сравнении с другими сферами рыночного реформирования.
Экономическая модернизация рыночных субъектов как коренное обновление на современной основе их материально-вещественных и организационноэкономических структур предполагает восстановление технического базиса путем внедрения высоких технологий, детерминирующих структурные сдвиги в экономике. Эффективное функционирование рынка возможно лишь при условии создания адекватной рыночной инфраструктуры, конкурентной среды, соответствующих институциональных форм, законодательного обеспечения экономической модернизации. Прежде всего, речь идет о формировании адаптированных к условиям экономической модернизации налоговой, финан-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
совой, банковской систем, административно-правовых структур на всех уровнях государственной и экономической власти.
Экономическая модернизация требует также соответствующего качества человеческого капитала как относительно профессионально-квалификационного уровня населения, так и совершенствования его экономического сознания, которые свидетельствуют о способности homo informaticus овладеть модерниза-ционными процессами. При разработке новой стратегии экономического развития необходимо учитывать, что модернизация осуществляется в конкретной стране и предполагает в полной мере учет национальных, исторических традиций, менталитета населения, его культуры, самобытности и уникальности, которые должны органично вписываться в модернизационные процессы, повышая их внутренний потенциал.
Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от экспортно-сырьевой экономики, характеризующейся ресурсным проклятием (Гуриев, Егоров и Сонин, 2007), к экономике развития на основе инновационной стратегии роста. Ограничение возможности развития модернизации заключается в том, что Россия не обладает цивилизованными организационными и финансовыми технологиями роста (отсутствует механизм внедрения). В силу этого роль государства в системе модернизации экономики и обеспечении экономического роста состоит в эффективной организации среды функционирования частного бизнеса. Роль «проводника» модернизации в успешно модернизированных странах всегда выполняло государство: оно выступало инициатором отказа от тех норм и практик, которые считались вечными и традиционными. От революции Мэйдзи в Японии в 1860-х гг. до перемен в Китае и Вьетнаме в последние десятилетия именно власть становилась инициатором перемен.
Модернизационный потенциал определяется наличием в стране мощного индустриального потенциала, многочисленного класса профессионалов, в независимости от колебаний цен на мировых сырьевых рынках, в прогрессивном овладении высокими технологиями и, наконец, в верховенстве закона и эффективности государственного управления. На наш взгляд, у российской экономики есть определенный задел для начала модернизации. Но для этого только лишь задействование усилиями государства инвестиционнофинансовых механизмов в ТЭК и перераспределение полученных в результате их реализации ресурсов в так называемые «точки роста» не является оптимальным направлением развития российской экономики, поскольку такой вариант может привести к несбалансированному ее развитию, что в условиях кризиса еще больше усугубит положение депрессивных регионов. Кроме того, для начала массированной модернизации, как известно, необходимы производственные инновационные технологии и квалифицированные кадры, способные их эффективно внедрять в производственный процесс. Безусловно, продолжающийся мировой кризис снизил, а в некоторых отраслях практически «свел на нет» инвестиционный потенциал экономического развития, что заставляет многие из них решать проблему модернизации через масштабные заимствования, в том числе технологий при одновременном ограничении импорта готовой продукции.
Таким образом, проведенный структурно-функциональный и категориальный анализ модернизации, ее составляющих, выявление исторических и современных типов модернизации позволили выявить ее сущностные черты и определить детерминанты:
♦ экономическая модернизация, по нашему мнению, представляет собой масштабный процесс технологического, институционального и инновационного обновления экономики;
♦ модернизации никогда не начинаются в условиях благополучия и процветания, поэтому модернизация — это вынужденная мера;
♦ модернизации всегда начинаются как «догоняющие», так как в их основе лежит осознание отставания от конкурентов, а главной задачей отстающей страны является достижение уровня развитых на основе уже имеющихся технологий, а не выработка новых, которая в таких условиях менее эффективна и более затратна;
♦ процесс модернизации требует полной мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов — материальных, организационных и интеллектуальных; он не может быть основан на росте финансовых показателей;
♦ любая модернизация — это масштабный процесс осознанного и тонкого встраивания страны в мировое хозяйство, в основе которого лежит преодоление сырьевой или сельскохозяйственной моделей и становление государства как равноправного и конкурентоспособного участника глобальной индустриальной экономики;
♦ модернизация может быть только индустриальной, так как мобилизационные механизмы недейственны в рамках постиндустриального общества; мобилизация способна лишь вывести общество на «стартовые позиции» для формирования информационной экономики, но не создать ее.
По нашему мнению, исследование подходов к определению сущностных черт модернизации позволяет заключить, что как экономическая категория она представляет собой качественные прогрессивные сдвиги, технологическое, институциональное и инновационное обновление экономики, а как процесс — модернизационную политику, направленную на достижение высокой конкурентоспособности национальной экономики в целом и отраслей в частности.
ЛИТЕРАТУРА
Гельман В. Авторитарная модернизация: каковы ее перспективы в России [Электронный ресурс] / В. Гельман. — 2008. — Электрон. текстовые дан.— Режим доступа: http //: www.eu.spb.ru, свободный.
Гуриев С. Свобода прессы, мотивация чиновников и ресурсное проклятие / С. Гуриев, Г. Егоров, К. Сонин // Вопросы экономики. — 2007. — № 4.
Иноземцев В.Л. Что такое модернизация и готова ли к ней Россия? / В.Л. Иноземцев // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей материалов. Выпуск 1 / под ред. Иноземцева В. Л. — М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2009а.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010
Иноземцев В. Modernizatsya.ru: Естественный выбор [Электронный ресурс] / В.Л. Иноземцев // Ведомости. — 2009б. — 11 января. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru, свободный.
Клепач А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике / А. Клепач, А. Яковлев// Вопросы экономики. — 2004. — № 8.
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. — М.: Экономика, 1989.
Костенко М. Модернизатор в Газпроме [Электронный ресурс] /М. Костенко,
A. Никольский // Ведомости. — 2009. — 25 декабря. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru, свободный.
Красильщиков В.А. Модернизация: зарубежный опыт и уроки для России /
B.А. Красильщиков // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 1 / под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 2009.
КузыкБ.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития / Б.Н. Кузык. — М.: Институт экономических стратегий, 2008.
Трансформация институциональной среды в глобализирующемся мире. Коллективная мо-нография / под общ. ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-н/Д, 2009.
Ясин Е.Г. Модернизация и общество / Е.Г. Ясин // Модернизация экономики и общественное развитие: в 3 кн. / под ред. Ясина. — Кн. 1. — М., 2007.
Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. — N.Y.: Basic Books. 1976.
ВellD. The Cultural Contradictions of Capitalism. — N.Y.: Basic Books. 1978.
KahnH. The Coming Boom: Economic, Political, and Social. — N.Y.: Simon&Schuster. 1982.
Rosenstein-Rodan P. Problem of Industrialization of Eastern and Southeastern Europe // Economic Journal. June-September. 1943.
Rostow W.W. The Process of Economic Growth. — N.Y.: W.W. Norton. 1952.
Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. — Cambridge (UK): Cambridge Univ. Press. 1960.