УДК 339.924(5) ГОМБО ЦОГТСАЙХАН
ББК 65.54(5) Монгольский государственный университет
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ
В последнее время изолированная от внешних контактов Корейская Народно-Демократическая Республика старается укрепить связи с Монголией, об этом свидетельствует государственный визит в страну в октябре 2013 г. Президента Монголии Цахиагийн Элбэгдорж. Визит вызвал большой интерес во многих странах не только Северо-Восточной Азии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье дана характеристика экономической, политической и социальной ситуации в странах Северо-Восточной Азии, а также показано место Монголии в регионе. Отмечается, что проблемы сотрудничества стран Северо-Восточной Азии приобретают особое значение для устойчивого развития региона. Обоснована необходимость совместных усилий, которые должны быть направлены на использование преимуществ региональной экономической интеграции, а для этого необходимо разработать региональное торговое соглашение. Показано, что для осуществления программ сотрудничества в социальной и экологической областях необходимо разработать стратегический план, ориентированный на интересы людей. Предполагается, что Монголия может выступить «посредником» в некоторых политических вопросах сотрудничества стран Северо-Восточной Азии.
Ключевые слова: экономика; политика; региональная экономическая интеграция; СевероВосточная Азия; Монголия.
GOMBO TSOGTSAIHAN
Mongolian State University
ECONOMIC INTEGRATION IN NORTHEAST ASIA IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MONGOLIA
The isolated from external contacts Democratic People's Republic of Korea has recently been trying to strengthen friendly ties with Mongolia. A state visit of the Mongolian President Tsakhiagiin Elbegdorj to Korea in October 2013 exemplifies the fact. The visit resonated in many countries, not only in Northeast Asia, but also in the entire Asia-Pacific region. In this regard, the article characterizes economic, political and social situation in the countries of Northeast Asia and designates the position of Mongolia in the region. The author also stresses that the problems of cooperation between the countries of Northeast Asia are crucial for sustainable development of the region. Therefore, the countries are required to make joint efforts aimed at taking advantages of regional economic integration, and, prior to that, a regional trade agreement has to be devised. The work shows that implementation of cooperation programs in social and environmental spheres necessitates development of a strategic plan focused on the interests of people. It is assumed that Mongolia can act as an «intermediary» in some political issues of cooperation in Northeast Asia.
Keywords: economics, politics, regional economic integration; Northeast Asia; Mongolia.
После определенного забвения СевероВосточная Азия (СВА) вновь возвращается на мировую арену и превращается в активный субъект мировой политики и экономики. В ней находятся страны, занимающие 2-е, 3-е, 12-е и 15-е места в экономике среди стран мира (Китай, Япония, Российская Федерация и Южная Корея).
В настоящее время население стран СВА около 1 683 млн чел., территория — 28 861 тыс. км2, суммарный валовый национальный доход — 13 436,6 млрд дол., соответственно 24,4; 21,5 и 21,5 % от среднемирового уровня (табл. 1, 2). Следовательно,
на территории СВА находится 1/4 населения мира, проживающая на 1/5 территории земного шара и производящее 1/5 мирового валового национального дохода (ВНД).
Уровень ВНД на душу населения в России приходится чуть выше среднемирового уровня, а в Китае составляет чуть меньше половины среднемирового уровня. Этот же показатель в Монголии в 4,8 раза ниже среднемирового уровня, в то время как в Японии и Южной Корее значительно его превосходит (в 4,6 и 2,2 раза соответственно).
Мировой финансовый кризис 20082009 гг. в 2010 г. оказался недолгим, пос-
© Гомбо Цогтсайхан, 2013
кольку в 2011 г. произошло резкое ухудшение общемировой обстановки в результате обострения долгового кризиса в еврозоне и сохраняющейся неопределенности в отношении перспектив для экономики США. Из-за ослабления в развитых странах спроса на продукцию, экспортируемую из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), темпы роста в развивающихся странах региона значительно снизились.
В связи с чем возникла проблема неравенства между странами АТР и внутри этих стран. Несмотря на кризис, темпы роста в регионе будут оставаться самыми высокими в мире, и он по-прежнему будет являться оплотом стабильности в мировой экономике. Во многих странах региона проблема инфляции вызывает обеспокоенность. При сохранении относительно высокой инфляции в некоторых странах в силу внутренних факторов и в связи с озабоченностью, которую вызывают цены на сырьевые товары на мировом рынке, проблема обеспечения стабильности цен в условиях замедления роста в результате ухудшения положения в мире в целом до конца еще не отпала. В последние годы
некоторые страны региона также серьезно пострадали от стихийных бедствий.
В свете того обстоятельства, что центр мирового развития активно смещается в АТР, не следует забывать и о СВА, которая тоже играет немалую роль в мировой экономике, хотя бы потому, что страны этого субрегиона обладают природными ресурсами, масштаб и уникальность которых имеют мировое значение, особенно если речь идет о биологических ресурсах морей и лесов, рудах цветных и благородных металлов, алмазах, углеводородном сырье и запасах экологически чистой питьевой воды. Но мировой экономический спад угрожает темпам экономического прогресса в регионе. В частности, большая зависимость некоторых стран региона от экспорта в развитые страны сделала их уязвимыми перед внешними потрясениями. Сохраняющийся кризис задолженности в еврозоне и слабое восстановление экономики в США создают серьезные проблемы для стран СВА. В связи с этим перед странами СВА встает необходимость анализировать и укреплять устойчивость экономики в регионе перед внешними экономическими потрясениями.
Таблица 1
Основные экономические показатели стран Северо-Восточной Азии в 2010 г.
Страна Численность населения, млн чел. Территория, тыс. км2 Плотность населения, чел./км2 ВН Д ВНД на душу населения Годовой рост ВВП, % 2009-2010
млрд дол. рейтинг дол. рейтинг
КНР 1 338 9 600 143 5 720,8 2 4 270 121 10,4
КНДР 24 121 202
Монголия 3 1 564 2 5,2 153 1 870 155 6,4
Россия 142 17 098 9 1 403,9 12 9 900 79 4,0
Южная Корея 49 100 503 972,3 15 19 890 55 6,2
Япония 127 378 350 5 334,4 3 41 850 28 4,0
США* 309 9 832 34 14 645,6 1 47 340 17 3,0
В мире 6 895 134 222 53 62 525,2 - 9 069 - 4,2
* Данные по США включены для сравнения.
Составлено по: Всемирный банк. Показатели мирового развития 2012; Нацстатком : стат. сб. Монголии 2012. Улан-Батор, 2013. С. 448-451.
Таблица 2
Среднестатистические экономические показатели стран с разным уровнем доходов в 2010 г.
Страны Численность населения, млн чел. Территория, тыс. км2 Плотность населения, чел./км2 ВНД ВНД на душу населения Годовой рост ВВП, % 2009-2010
С низким и средним уровнем доходов 5 767 98 447 60 18 948,9 3 286 7,6
С высоким уровнем доходов 1 127 35 774 33 42 682,7 38 745 3,1
Восточной Азии и Тихоокеанского региона 1 962 16 302 124 7 249,4 3 696 9,7
Южной Азии 1 633 5 131 342 1 920,1 1 176 8,1
Составлено по: Всемирный банк. Показатели мирового развития 2012; Нацстатком : стат. сб. Монголии 2012. Улан-Батор, 2013. С. 448-451.
Северо-Восточная Азия представляет собой своеобразный «узел противоречий»: экономических, политических, идеологических, культурных, конфессиональных, демографических и др. Потенциал интеграционных процессов в регионе крайне высок, что приводит к необходимости наиболее полно учитывать пересечение интересов трех великих держав: РФ — прошлого, США — настоящего, КНР — будущего. Некоторые эксперты считают, что в последнее время устойчивый экономический рост большинства стран СВА, укрепление экономической мощи Китая сопровождаются относительным ослаблением позиций Японии в регионе.
Каждая страна СВА проводит свою гео-экономическую политику в зависимости от социально-культурных и исторических особенностей народов этих стран. На наш взгляд, страны СВА совместными усилиями должны стремиться к наиболее полному использованию преимуществ региональной интеграции в целях развития, потому что именно региональная экономическая интеграция является основой для поддержания динамизма, рассмотрения общих рисков и факторов уязвимости и поощрения инклюзивного (всеобъемлющего) и устойчивого развития в регионе. При этом необходимо иметь ввиду, что региональная интеграция не только позволяет странам региона более быстро развиваться, она также обеспечивает сокращение разрывов между ними.
Торговля и инвестиции играют важную роль в обеспечении более высоких уровней региональной экономической интеграции и являются важными факторами экономического роста и уменьшения бедности населения. Расширение регионального сотрудничества по вопросам торговли и инвестиций должно способствовать уменьшению зависимости некоторых стран от экспорта сырьевых ресурсов. Региональные торговые соглашения могли бы служить формирующими блоками многосторонней торговой системы, так как либерализация торговли лучше всего обеспечивается в рамках многосторонней торговой системы между странами региона, поэтому одной из долгосрочных целей является подготовка регионального торгового соглашения для стран СВА, которое будет носить инклюзивный (всеобъемлющий) и устойчивый характер. Необходимо отметить,
что региональная экономическая интеграция должна опираться на рациональные экономические принципы и согласованные политические обязательства. На наш взгляд, АСЕАН+3 (КНР, Япония и Южная Корея) наглядно демонстрирует преимущества региональной экономической интеграции.
В настоящее время Субрегиональное отделение и Субрегиональная программа природоохранного сотрудничества стран Северо-Восточной Азии играют важную роль в субрегиональной координации усилий государств-членов, направленных на охрану находящихся под угрозой исчезновения видов, решение экологических проблем, связанных с трансграничным атмосферным загрязнением и смягчение последствий пыльных и песчаных бурь. Необходимо отметить, что Субрегиональное отделение успешно реализовало программы в поддержку удовлетворения особых потребностей государств-членов, прежде всего Монголии, путем организации мероприятий, нацеленных на совершенствование процесса упрощения процедур торговли (в сотрудничестве с отделом торговли и инвестиций экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)).
Для разработки и осуществления программ субрегионального сотрудничества в экономической, социальной и экологических областях в соответствии с первоочередными задачами ЭСКАТО и специфическими особенностями стран в этом субрегионе необходимо отметить четыре направления стратегического плана:
- создание интегрированного рынка;
- обеспечение международных комплексных интермодальных перевозок;
- углубление финансового сотрудничества и создание регионального механизма кредитования;
- координация региональных мер по уменьшению общих уязвимостей, включая решение проблем развития, таких как социальное неравенство, социальная изоляция и социальные конфликты.
Перед странами СВА стоит выбор нового направления развития. Возникает необходимость найти свежие решения хронических проблем на основе научных исследований, инноваций и развития технологий, а также
ГОМБО ЦОГТСАЙХАН
Таблица 3
Индекс человеческого развития и его компоненты в странах Северо-Восточной Азии в 2011 г.
Уровень человеческого развития Рейтинг по ИЧР Индекс челове- ческого разви- тия Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Средняя продолжи- тельность обучения, лет Ожи- даемая продолжи- тельность обучения, лет ВНД на душу населения, дол. Рейтинг ВНД минус рейтинг по ИЧР ИЧР, не связанный с доходом
Очень высокий - 0,889 80,0 ІІ,З І5,9 ЗЗ З52 - 0,9І8
Япония І2 0,90І 83,4 іі,6 І5,І З2 295 ІІ 0,940
Корея, Республика І5 0,897 80,6 іі,6 І6,9 28 2З0 І2 0,945
Высокий - 0,74І 73,1 8,5 ІЗ,б ІІ 579 - 0,769
Российская Федерация бб 0,755 68,8 9,8 І4,І І4 56і -ІЗ 0,777
Средний - 0,бЗ0 69,7 б,З ІІ,2 5 276 - 0,658
КНР І0І 0,б87 73,5 7,5 іі,6 7 476 -7 0,725
Монголия ІІ0 0,б5З 68,5 8,З І4,І З З9І І7 0,74З
Низкий - 0,45б 58,7 4,2 8,З І 585 - 0,478
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 0,67і 72,4 7,2 ІІ,7 б 466 0,709
Мир в целом - 0,б82 69,8 7,4 ІІ,З І0 082 - 0,б8З
Источник: Доклад о человеческом развитии 20ІІ. С. І27-ІЗ0. URL : http://hdr.undp.org/en/media/ HDR_20H_RU_Complete.pdf.
путем раскрытия потенциала для творчества, предпринимательства и представительства граждан и особенно молодежи. Именно поэтому развитие должно ориентироваться на интересы людей, в частности на основе рационального управления и государственной политики, направленной на развитие здравоохранения, образования, профессиональных навыков, создание достойных рабочих мест, гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин, а также с помощью мер по усилению социальной защиты и социальной справедливости при одновременном решении проблем растущего социального расслоения и неравенства доходов.
Рассмотрим индекс человеческого развития (ИЧР) в странах СВА, предложенный Программой развития ООН как комбинация индексов долголетия, образованности и скорректированного дохода, который позволяет учитывать развитие более адекватно и комлексно (табл. 3).
На наш взгляд, ИЧР наиболее полно раскрывает рост благосостояния и здоровья населения, а также уровень развития человека.
Страны АТР, в частности СВА, в дальнейшем могут играть существенную роль в обеспечении роста и стабильности, необходимых для строительства более инклюзивного (всеобъемлющего), устойчивого и жизнеспособного будущего человечества. Страны региона должны больше внимания уделять инновациям, играть активизирующую роль и быть первыми в защите интересов, наращивать новый потенциал и давать людям и народам возможность для объединения усилий и совместного продвижения вперед. В ближайшем будущем перед странами СВА стоит задача разрабатывать совместные региональные действия, создавать учреждения и инструменты для того, чтобы появилась реальная возможность для более эффективного совместного сотрудничества в области экономической интеграции.
Информация об авторе
Гомбо Цогтсайхан — председатель руководящего совета, Монгольский государственный университет, Монголия, г. Улан-Батор, e-mail: tsogo.g@gmail.com.
Author
Gombo Tsogtsaihan — Chair of the Executive Board, Mongolian State University, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: tsogo.g@gmail.com.