Вестник Военного университета. 2007. Май. С. 58 - 62.
Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»
Федотов А.И., Хачатурян А.А.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Материальное положение военнослужащих и членов их семей находится на низком уровне. Денежное довольствие военнослужащих и пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, не обеспечивает им и членам их семей достойного существования. По оценкам некоторых независимых экспертов, этому особенно подвержены молодые семьи военнослужащих. То же можно сказать и про военных пенсионеров, т.к. получаемая некоторыми из них пенсия ниже прожиточного минимума. Поэтому военные пенсионеры вынуждены продолжать трудовую деятельность после увольнения с военной службы.
Пенсионная реформа, проводимая в стране, позволяет гражданам прогнозировать свою будущую пенсию. Благодаря персонифицированному учету, застрахованные лица могут отследить движение заработанных денежных средств, перечисляемых работодателем в Пенсионный фонд России (далее - ПФР) на специальные счета. Последние изменения в пенсионном законодательстве позволяют работающим пенсионерам осуществлять ежегодный перерасчет своей пенсии.
Что касается работающих военных пенсионеров, то для них оказались лишь частично доступными новые возможности, связанные с пенсионной реформой. Это выражается в том, что:
- работающие военные пенсионеры зарегистрированы в Пенсионном фонде РФ и имеют индивидуальный лицевой счет;
- работодатель ежемесячно перечисляет в ПФР денежные средства на специальный счет работающих военных пенсионеров1.
В то же время, при достижении работающим военным пенсионером предельного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), накопленные им денежные средства не используются застрахованным лицом, т.к. это не предусмотрено существующим пенсионным законодательством2. Таким образом, работающие военные пенсионеры фактически участвуют в пенсионной реформе только как доноры на этапе формирования страховой и накопительной частей индиви-
дуального лицевого счета в ПФР.
Все это негативно отражается на вопросах качества комплектования Вооруженных Сил и на престиже военной службы.
Военная служба - это особый вид государственной службы. Ее особенность состоит в том, что:
- во-первых, деятельность военнослужащих, выполняющих конституционную обязанность по защите Отечества, нередко связана с риском для жизни;
- во-вторых, весь военный уклад, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы, на них возлагается повышенная юридическая ответственность;
- в-третьих, военнослужащие, в силу особенностей их службы, ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
Именно по этим причинам государство должно устанавливать для военнослужащих, наряду с различными моральными стимулами, комплекс стимулов материального характера, проводить целостную государственную политику по обеспечению их социальной защищенности3.
Неотъемлемой частью социально-экономической политики государства является совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Реально действующая система социально-экономических гарантий военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим, а также значимость Вооруженных Сил как важнейшего института государства. Кроме того, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность армии и флота, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа военной службы, формирование у граждан страны уважения к военной профессии. Указанные мероприятия должны быть подкреплены социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей не только в период службы, но и после увольнения в запас (отставку). Все это позволит увеличить приток в армию высокообразованных, хорошо подготовленных специалистов, способных внести существенный вклад в укрепление обороноспособности государства.
В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления, материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень доход, не ниже установленного законом прожиточного минимума.
К сожалению, следует констатировать, что государство не в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по социальной защите как действующих военнослужащих, так и военных пенсионеров.
По данным Министерства обороны Российской Федерации4 (далее - МО РФ) довольствие российских офицеров в 2005 г. превысило официально установленный прожиточный минимум - в пересчете на семью из трех человек он составляет 7594 рубля. За чертой бедности остаются на сегодняшний день 47,3% старших офицеров и 17,4% младших, в среднем же за этой чертой пребывает каждый третий военнослужащий. И это после того, как в 2002-2005 годы были приняты законы, увеличивающие денежное довольствие военнослужащих5. По мнению социологов при Г лавном управлении воспитательной работы Министерства обороны РФ: «Анализ социально-экономического и правового положения показывает, что с принятием Федерального закона от 01.05.2002 г. № 49-ФЗ улучшения в этой области (в области улучшения материального положения военнослужащего в том числе) не произошло»6. Более того, по сравнению с 1999 годом, офицер стал беднее почти на 12% (главным образом из-за потери льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и необходимости платить подоходный налог). Преодолеть «планку бедности» офицерам не помогло постановление правительства, предусматривающее ежемесячное поощрение в размере должностного оклада. Другое дело, что увеличение офицерской получки произошло за счет специальной надбавки к денежному довольствию, а не должностных окладов и окладов за воинское звание. Общая зарплата включает в себя десяток различных надбавок: за секретность, сложность и напряженность, ежемесячное поощрение и так далее. Оклад же по воинской должности, влияющий и на размер денежного содержания, и на будущую пенсию, составляет лишь пятую часть от суммы, выдаваемой на руки. Надо иметь в виду, что за чертой прожиточного минимума все еще остаются прапорщики, денежное довольствие которых не превышает 6,5 тысячи рублей в месяц. Лишь 40 процентов жен военнослужащих имеют возможность устроиться на работу. Это вдвое меньше, чем в среднем по России, где
почти в каждой семье работают оба супруга. Поэтому около 60 процентов офицеров могут уволиться из армии, если не произойдет улучшение социальноэкономического положения. По данным Министерства обороны, только девять процентов младших офицеров имеют служебные квартиры. Больше половины -64 процента - живут в общежитиях, а 13 процентов лейтенантов и капитанов ютятся в подсобных помещениях. Эта проблема касается не только выпускников военных училищ. Даже офицеры в главных штабах Министерства обороны не могут дождаться увольнения, потому что у Министерства обороны нет возможности предоставить им жилье.
Не лучшим образом обстоят дела у военных пенсионеров. Средняя пенсия военных пенсионеров составляет 4 тыс. 183 рубля. За истекшие 2000 2 006 гг. общая численность пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, возросла значительно - на 3-4%. Несущественно изменился средний возраст выхода на эту пенсию: с 45,2 лет в 2000 г. до 46,7 лет в 2006 году. Проводимые индексации обеспечили рост размеров пенсий (капитан - полковник при средней выслуге лет) примерно в 2,5 раза.
В то же время складывается устойчивая тенденция к относительному ухудшению пенсионного обеспечения «военных» пенсионеров. По тем же категориям пенсионеров (капитан - полковник при средней выслуге лет) соотношение размера пенсии и общефедеральной величины прожиточного минимума для пенсионера снизилась в 1,5 и более раз. Если в начале 2000 года, например, в г. Москве их пенсии от 2,4 до 3,0 раз превышали городской пенсионный прожиточный минимум, то за прошедшие 5 лет это соотношение снизилось до 1,5-1,8 .
Во многом такое положение объясняется недостаточным уровнем денежного довольствия, выплачиваемого в период службы, из которого затем рассчитывается пенсия за выслугу лет (по некоторым опубликованным опросным данным - в 34% семей военнослужащих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе прохождения службы).
Проведенный анализ является основанием для того, чтобы констатировать об экономической и социальной необходимости проведения преобразований системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.
Прямое увеличение денежного довольствия военнослужащим и, соответственно, пенсий в современных условиях, очевидно, невозможно из-за ограниченных возможностей федерального бюджета.
Предложения по проведению преобразований системы пенсионного обес-
печения лиц, проходивших военную службу, исходит из необходимости увязки предлагаемых решений с принципиальными положениями проводимой в стране пенсионной реформы и обеспечения единства этих предложений с общими подходами к реформированию государственной службы в Российской Федерации.
Для решения данной задачи целесообразно рассмотреть несколько предложений, а именно:
1. Произвести увеличение должностных окладов и окладов по воинским званиям, что автоматически повлечет за собой увеличение размеров пенсий, т.е. «традиционное» увеличение пенсий.
2. Осуществлять регистрацию военнослужащих в пенсионных фондах (государственном или негосударственных) РФ с момента призыва в ряды Вооруженных Сил, заключения контракта и производить ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд:
- добровольные отчисления на накопительную часть;
- отчисления на обязательную страховую часть.
3. Повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, должно произойти в результате устранения имеющихся ограничений в пенсионных правах военных пенсионеров. После увольнения в запас осуществлять трудовую деятельность на государственных или коммерческих предприятиях и получить дополнительную пенсию за счет обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России, уплачиваемых после назначения военной пенсии.
Наиболее предпочтительным является предоставление возможности военнослужащим проводить отчисления на накопительную часть с момента заключения контракта с Министерством обороны и отчислений на обязательную страховую часть, при условии продолжения трудовой деятельности после получения военной пенсии. В этих условиях предусматривается для лиц, проходивших военную службу, возможность влияния на размер полагающейся им пенсии в сторону увеличения, при высоком уровне государственных гарантий.
Представляется целесообразным, в качестве одного из способов дополнительного увеличения пенсии, ввести для лиц, проходящих военную службу специальную надбавку к пенсии за выслугу лет, сформированную по накопительной основе в период прохождения ими службы.
В связи с этим предлагается разрешить лицам, проходящим военную службу, добровольно уплачивать страховые взносы, за счет которых будут
формироваться средства для указанной надбавки (обязательному пенсионному страхованию эти лица, как известно, не подлежат). Добровольные страховые взносы должны уплачиваться с тех же сумм денежного довольствия, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет. Эти взносы вместе с доходом, полученным от их инвестирования, образуют пенсионные накопления каждого конкретного лица, которому будет назначаться пенсия за выслугу лет.
Учет получаемых на добровольной основе страховых взносов и их инвестирование следует вести применительно к порядку, установленному действующим законодательством для обязательного пенсионного страхования «гражданских лиц», включая участие в этом процессе негосударственных организаций (управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов), специально уполномоченных (либо выбранных на тендере) для этих целей в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
По предварительным оценкам, предлагаемая система эффективна при ставке добровольных страховых взносов на уровне 5-7% денежного довольствия лиц, проходивших военную службу.
В целях стимулирования указанных лиц к уплате добровольных страховых взносов следует установить такую систему, при которой 4% от суммы денежного довольствия вносит сам военнослужащий, и к ним добавляется половина уплаченного лицом взноса (2%) за счет средств федерального бюджет. В итоге добровольный страховой взнос составит 6% денежного довольствия. Более высокий размер взноса или его уплата в одностороннем порядке могут оказаться для лиц, проходящих военную службу или службу в правоохранительных органах, обременительными, что негативно скажется на их побудительных мотивах. Наряду с порядком софинансирования, в качестве дополнительного стимула можно было бы установить также, что сумма добровольного страхового взноса исключается из базы подоходного налога, который уплачивают лица, проходившие военную службу. Предварительные расчеты показывают, что ожидаемая доля лиц, проходящих военную службу, которые будут участвовать в предлагаемой системе, в динамике к 2010 г. достигнет не менее 25-30%, а к 2015г. -50% их численности. Предлагаемая система обеспечит возможность увеличения пенсии за выслугу лет в среднем на 10-12 % денежного довольствия без эквивалентного роста текущей нагрузки для федерального бюджета.
При подготовке законопроектных решений можно было бы рассмот-
реть различные варианты выплаты сумм, накопленных за счет добровольных страховых взносов. Представляется предпочтительным предоставить лицам, проходившим военную службу, при их увольнении и оформлении пенсии за выслугу лет право выбора: единовременно получить всю накопленную сумму с использованием ее, например, в целях ипотеки; получать ежемесячную надбавку к пенсии за выслугу лет за счет накопленных средств; при продолжении трудовой деятельности после увольнения со службы, перевести накопленную сумму в «гражданскую» пенсионную систему для формирования пенсионного капитала в соответствии с законодательством о трудовых пенсиях с последующим получением, дополнительно к пенсии за выслугу лет, страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Решение проблемы получения одновременно с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии, заработанной после увольнения со службы, позволит не только улучшить пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, но и снять социальную напряженность, вызванную лишением права военных пенсионеров участвовать в пенсионной реформе. Многие из числа указанных лиц, в силу относительно раннего возраста выхода на пенсию, после увольнения со службы продолжают работать, при этом производится уплата обязательных страховых взносов наравне с другими работниками, которые имеют право пересчитать (увеличить) пенсию за счет указанных взносов. «Военные» пенсионеры в этом ограничены, что помимо прочего вызывает вопрос об использовании уплаченных ими взносов, имеющих в этом случае, обязательный характер.
Для устранения этого несоответствия предлагается установить, что лица, проходившие военную службу, продолжающие работать после назначения пенсии за выслугу лет не менее определенного срока, например, не менее 5 лет, имеют право на получение одновременно с «военной» пенсией трудовой пенсии (за вычетом ее базовой части).
В данном случае дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется, поскольку страховая и накопительная части трудовой пенсии будут выплачиваться этим лицам за счет пенсионных накоплений, сформированных в период работы после увольнения со службы (как отмечалось выше, к ним по желанию «военного» пенсионера могут быть добавлены накопления, образовавшиеся в период службы на основе добровольной уплаты страховых взносов). При этом на работающих пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, в равной степени с другими застрахованными по обязательному
пенсионному страхованию, распространяется право перевода пенсионных накоплений из государственной системы в негосударственные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.
Для обеспечения трудовой пенсией с учетом периодов военной службы необходимо предусмотреть для военнослужащих, не приобретших право на «военную» пенсию, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, единовременного перечисления из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за период военной службы, исходя из полученного в период службы, денежного содержания.
Таким образом, существующая система пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, нуждается в серьезных преобразованиях. Для государственных служащих, занимающихся решением данной проблемы, без сомнения будут интересны предложенные авторами варианты системных преобразований пенсионного обеспечения без использования средств федерального бюджета.
1 См.: Вдовин В.И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия. 2003. № 4. С. 12.
2 См.: Коновалов М.Я. Проблемные вопросы реформирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, на современном этапе // Пенсия. 2004. № 5. С. 15.
3 См.: Климаков Л.Л., Ищенко А.В. Социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей: Сборник законодательства. Образцы документов // Юрайт-Издат. 2003. С. 584.
4 См.: Бусловский В.Н. О проекте новой формы контракта. 2005. ЦКЬ: http://www.rg.ru/
5 См.: Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров. Указ Президента РФ № 176 от 18.02.2005г.//Интренет-ресурс. 2005. http://kremlin.ru; О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания. Указ Президента РФ № 177 от 18.02.2005г. //Интренет-ресурс. 2005. http://kremlin.ru; О повышении денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.// Постановление Правительства РФ № 759 от 13 декабря 2005 г. ЦКЬ: http://garant.ru
6 См.: Панков Н.А. О работе по укреплению единства общества и армии, совершенствованию патриотического воспитания молодежи в интересах подготовки ее к военной службе, поддержанию устойчивого морально-психологического состояния. 2004. ЦКЬ: http://grani.ru/
7 См.: Материалы ГлФЭУ МО РФ //Доклады МО РФ и его заместителям, справки по поступившим из директивных органов документам, заключения по проектам документов /4 управление ГФЭУ МО РФ. 2005. № 487. Т. 55. С. 451, 523.