Экономическая эффективность реализации продукции в ООО «Звероводческое племенное хозяйство «Вятка»
Слободского района Кировской области Смоленцева Е. В.
Смоленцева Елена Викторовна / Smolenceva Elena Viktorovna - старший преподаватель, кафедра экономики и организации производства,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: представлен анализ платежеспособности, ликвидности и деловой активности
сельскохозяйственных предприятий МО г. Киров. Определены темпы экономического роста в динамике. Abstract: presents an analysis of solvency, liquidity and business activity of agricultural enterprises MO Kirov. Determined economic growth in the dynamics.
Ключевые слова: платежеспособность, ликвидность, деловая активность, сельскохозяйственные
предприятия, показатели.
Keywords: solvency, liquidity, business activity, agricultural enterprises, indicators.
ООО Звероводческое племенное хозяйство «Вятка» Слободского района Кировской области уже многие годы занимается производством и реализацией шкурок, племмолодняка пушных зверей и, в конечном итоге, готовых меховых изделий.
Реализация племмолодняка является одним из важнейших направлений деятельности всего хозяйства, поскольку реализацией высококачественного молодняка в нашей стране занимается не так много звероводческих предприятий.
Таблица 1. Реализация племенного молодняка, гол.
Вид зверя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2009 г. в %
Норка 695 5 3202 3561 3805 547,5
Песец 10 33 11 15 18 180,0
Серебрист о-черная лисица 302 171 10 9 16 5,3
Красная лисица «Огневка вятская» 6 7 5 5 6 100,0
Енотовидн ая собака 1 1 16 14 16 1600,0
Всего 1014 217 3244 3604 3861 380,8
В целом, в 2013 г. по отношению к 2009 г. продажи племмолодняка пушных зверей возросли на 280,8 %. На 94,7 % сократились продажи племмолодняка серебристо-черной лисицы. Во все годы, за исключением 2010 г., наибольший удельный вес в структуре зверей занимала норка, рост продаж составил 447,5 %.
Следует особое внимание уделить 2010 г. В этот год наблюдается самое низкое число реализованного племмолодняка - 217 гол. Причина этому такова: 2010 г. - год кризиса в экономике, это был тяжелый год для хозяйства, поскольку ее продукция не является жизненно необходимой. В этот год доходы людей снизились, соответственно, снизился и спрос на продукцию. Также и другие хозяйства снизили покупку племмолодняка.
Другим важнейшим видом продукции зверохозяйства являются шкурки пушных зверей. ООО «Звероводческое племенное хозяйство «Вятка» занимается производством и реализацией шкурок норки различного окраса, шкурок песца вуалевого и песца серебристого, шкурок красной и серебристо-черной лисы, а также шкурок енотовидной собаки.
Таблица 2. Ассортимент шкурок пушных зверей, шт.
Наименования продукции 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2009 г. в
%
шкурки норки 85078 54092 60703 79655 81809 96,2
шкурки песца вуалевого 3704 2862 1982 3252 3776 101,9
шкурки песца серебристого 1789 1515 1555 1696 1297 72,5
шкурки серебристочерной лисы 4678 4004 5716 5989 6079 129,9
шкурки красной лисы 4505 1967 3260 3838 3662 81,3
шкурки енотовидной собаки 778 367 520 513 793 101,9
Итого 100532 64807 73736 94943 97416 96,9
В структуре ассортимента продукции (шкурок пушных зверей) наибольший удельный вес на протяжении пяти лет занимают шкурки норки, их доля свыше 82 %. Наименьшая доля приходился на шкурки енотовидной собаки, чуть выше 0,5 %. Это объясняется спросом на продукцию на рынке пушнины. За рассматриваемый период объем производства незначительно сократился. Наибольшее сокращение наблюдается по шкуркам песца серебристого, объем производства которого уменьшился на 27,5 %. В наибольшей степени увеличился объем производства шкурок серебристо-черной лисы - на 29,9 %.
Таблица 3. Динамика выпуска и реализации шкурок пушных зверей
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2009г. в %
Объем производства, шт. 100532 64807 73736 94943 97416 96,9
Объем реализации продукции, шт. 85856 49451 69321 76512 83719 97,5
Объемы производства и объемы реализации шкурок колеблются по годам, и за последние три года наблюдается значительный рост.
Таблица 4. Финансовые результаты от реализации продукции
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2009 г. в %
Выручка от реализации шкурок пушных зверей, тыс. руб. 63144 69753 119382 121036 170440 269,9
Выручка от реализации племмолодняка, тыс. руб. 2686 1035 5856 5951 11726 436,6
Прочее поступление, тыс. руб. 52330 41528 60359 55578 70195 134,1
Выручка от реализации (всего), тыс. руб. 118160 112316 185597 182565 252361 213,6
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 80503 85928 131694 110965 138261 171,7
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 26421 16079 39172 53079 102379 387,5
Рентабельность затрат, % 32,8 18,7 29,7 47,8 73,9 + 41,1 п.п.
Рентабельность продаж, % 22,4 14,3 21,1 29,1 39,8 + 17,4 п.п.
За рассматриваемый период времени выручка от реализации увеличилась на 113,6 %. Наибольшими темпами возросла выручка от продажи племмолодняка - более чем в 4 раза. Второе место по темпам роста составила выручка от реализации шкурок пушных зверей - на 169,9 %, прочие поступления (продажа готовых меховых изделий, товары, услуги, сдача имущества в аренду, услуги швейного цеха) возросли на 34,1 %. Себестоимость реализованной продукции росла меньшими темпами, что обусловило значительный рост прибыли от продаж - на 287,5 %. Как следствие роста прибыли увеличиваются и показатели рентабельности. Рентабельность затрат увеличилась на 41,1 п. п., а рентабельность продаж увеличилась на 17,4 п. п.
Увеличение продаж шкурок пушных зверей стало возможным за счет роста спроса на эту продукцию со стороны крупных меховых фабрик как Кировской области, так и других регионов. Покупателями на территории Кировской области являются такие предприятия, как меховая фабрика «БЕЛКА», компания «Калинка - холдинг», ООО «Меховая радуга», «Слободские меха», «Элегантные меха», «Шевро», «Метака», то есть те предприятия, которые нуждаются в шкурках данных видов зверей. Одновременно эти предприятия являются конкурентами в сфере готовой меховой продукции.
За пределами области основными покупателями являются Центральные районы России, а также Урал, г. Екатеринбург, г. Москва, на севере - г. Ханты-Мансийск. Все покупатели сами приезжают за товаром и покупают по тем же ценам, что и покупатели области.
Увеличение реализации племмолодняка объясняется снижением числа хозяйств, занимающихся выращиванием и реализацией племмолодняка в стране. Поскольку молодняк зверей хозяйства очень высокого качества, его приобретают другие зверохозяйства различных регионов России, а также из стран ближнего Зарубежья.
Литература
1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. [Текст]: 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. - 536 с.
2. Ушнаева С. В. Общество с ограниченной ответственностью «Звероводческое племенное хозяйство «Вятка». // Кролиководство и звероводство. - 2012. - № 5.