Научная статья на тему 'Экономическая эффективность формирования образовательных холдингов в региональной экономике'

Экономическая эффективность формирования образовательных холдингов в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова О. Н., Еремина Е. И.

В статье рассматриваются современные организационно-правовые формы создания региональных университетских комплексов и их экономическая эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова О. Н., Еремина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL EFFECTIVENESS OF FORMATION OF EDUCATIONAL HOLDINGS IN REGIONAL ECONOMICS

The modern organizational and legal forms of making regional univerisitys complexes and their economical effectiveness are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность формирования образовательных холдингов в региональной экономике»

УДК 33

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© 2006 О Н. Наумова, Е.И. Еремина

Тольяттинский государственный университет сервиса

В статье рассматриваются современные организационно-правовые формы создания региональных университетских комплексов и их экономическая эффективность.

В целях обеспечения интеграции образования и науки правительство Российской Федерации приняло постановление от 17.09.2001 № 676 "Об университетских комплексах", в котором указывается, что на базе университета может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке создан университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. В соответствии с указанным постановлением в настоящее время происходит интеграция образовательных учреждений различного уровня, включение в состав высшего учебного заведения школ, училищ, колледжей, техникумов. Экономическая эффективность происходящих при этом процессов выражается в рациональном использовании финансовых средств за счет объединения ряда юридических лиц в одно юридическое лицо, позволяющее рассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в вопросах формирования кадрового потенциала, определения перечня специальностей и направлений подготовки специалистов, создания единой материально-технической базы и другое. Однако, процесс интеграции различных учебных заведений в университетский комплекс, несмотря на свои положительные характеристики, представляет собой механизм, которому присущи определенные сложности, связанные с объединением имущества различных собственников, финансированием из различных источ-

ников, потерей статуса юридического лица для участников и многое другое.

Поэтому процесс формирования университетских комплексов на территории России в настоящее время не приобрел широких размахов.

Тем не менее, идея формирования оптимальной структуры непрерывного образования в рамках университетского комплекса не утрачивает своей актуальности, следовательно, целесообразно определить более приемлемые организационно-правовые формы ее реализации, определяющие объединение предприятий, организаций, учреждений. К современной форме предпринимательского объединения относят формирование холдинговой компании.

Среди наиболее распространенных определений холдинга можно выделить следующие:

- под холдинговой компанией следует понимать совокупность двух или более коммерческих организаций, одно из которых является основное общество, а остальные -дочерние или зависимые общества ( проект Федерального Закона "О холдингах"). При этом собственность холдинговой компании представляется в двух аспектах: собственность головной компании как юридического лица и определенный экономический контроль за другими собственниками - зависимыми юридическими лицами;

- холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий (определение Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при образовании государственных предприятий, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392);

- холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом, дающим право акций другой компании, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль (определение американский ученых-экономистов Г. Гутману и Г. Дугаллу);

- холдинг представляет право одной компании управлять другими (обобщение различных определений);

- холдинг - это диверсифицированная компания, портфель бизнесов которой состоит более, чем из одного бизнеса (автор А.Ованесов).

Таким образом, холдинговая компания- это объединение юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости. Такие объединения в литературе называют "связанные предприятия", "системы компаний", "организации организаций", "товарищества товариществ", "группы компаний". При этом экономическая сущность холдинговой компании состоит в том, что это экономическое единство предприятий, организаций, учреждений, являющиеся самостоятельными субъектами права, то есть обладающие статусом юридического лица. Экономическая целесообразность формирования такой холдинговой компании состоит в организации управления бизнесом без объединения собственности в условиях снижения хозяйственных рисков. Холдинговая компания по сравнению с другими способами концентрации капитала, связанными со слиянием юридических лиц, имеет ряд преимуществ, среди которых самым главным является то, что зависимое общество рассматривается как самостоятельный субъект права.

Классификация холдингов зависит от следующих признаков:

-характеристики собственников; -отраслевой принадлежности дочерних обществ;

-функций дочерних обществ. При обозначении собственника встречаются такие определения как "семейный холдинг", "государственный холдинг", "профсоюзный холдинг", "промысловый холдинг". Приоритет отраслевой принадлежности формирует следующие названия холдинга - "промышленный холдинг", "страховой холдинг",

"банковский холдинг", "энергетический холдинг" и другие. Применительно к системе образования целесообразно было бы говорить о создании "образовательного холдинга".

Так как по своему экономическому содержанию холдинг представляет собой структуру, в рамках которой одна организация имеет возможность определять или воздействовать на решения, принимаемые другими организациями, входящими в структуру холдинга. Следовательно, важно определить направления экономического влияния основной организации над зависимыми. На наш взгляд, это влияние может быть определено следующими обстоятельствами:

- владением преобладающей долей в уставных капиталах организаций;

- контролем над преобладающей долей активов этих организаций;

- договором между основной организацией и остальными организациями, входящими в структуру холдинга .

Тогда по своей организационно-правовой форме холдинг может быть:

- юридическим лицом;

- простым товариществом без образования юридического лица, действующим на основании договора о совместной деятельности;

- осуществлять свою деятельность на основе договоров доверительного управления.

Таким образом, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы холдинга формируются правоотношения основной организации с участниками холдинга.

Экономическое содержание холдинга близко к понятию "финансово-промышленная группа" в соответствии с Федеральным законом от 30.11.95 № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Основное их сходство заключается в том, что финансово-промышленная группа не является юридическим лицом, холдинг также может быть организован без образования юридического лица. Различие заключается в обязательной государственной регистрации договоров о создании финансово-промышленной группы и отсутствием требований к государственной регистрации договоров о совместной деятельности при создании холдинга в форме простого товарищества.

Изучив правовые основы формирования холдинговых компаний, их преимущества перед другими организационно-правовыми формами, предполагающими интеграцию различных предприятий, организаций и учреждений, нами был сделан вывод о целесообразности формирования холдинговых компаний без образования юридического лица в системе образования. При этом возможно создание университетского комплекса без объединения юридических лиц с потерей их правовой самостоятельности. Тем самым преодолевается основное препятствие в создании университетских комплексов, в то же время реализуются основные задачи, заложенные в политику реформирования системы отечественного образования через создание университетских комплексов.

В качестве экспериментальной площадки для апробации принципов создания холдинговой компании был избран Тольяттинс-кий государственный университет сервиса.

Выбор объекта эксперимента был не случаен, так как современные тенденции интенсивного развития сферы сервиса предполагают формирование единого подхода в стратегии подготовки специалистов и развитии предприятий в данной сфере.

К сфере сервиса согласно утвержденного в России классификатора относится широкий спектр услуг, включая финансовые, страховые, бухгалтерские, бытовые, правовые, медицинские, образовательные услуги, услуги в области культуры и туристско-экс-курсионной деятельности, услуги как вид экономической деятельности во всех отраслях экономики. Это обуславливает необходимость формирования интегрированного подхода к подготовке специалистов с начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным образованием различных учебных заведений на основе требований работодателей сферы сервиса. При этом еще более актуальными становятся вопросы развития системы дополнительного образования, что позволит, с одной стороны, реализовать принцип Болонской декларации - "обучение в течение всей жизни", с другой стороны, рационально построить систему образования, максимально интег-

рировав ее с системой европейского высшего образования.

Отвечая перед обществом за качество подготовки специалистов, Тольяттинский государственный университет сервиса ориентируется на требования рынка труда и мнение работодателей будущих выпускников с различным уровнем подготовки, привлекая общественные организации, союзы работодателей к оценке качества, начиная с формирования образовательной программы и заканчивая оценкой профессиональной подготовки специалиста. Формирование регионального университетского комплекса на базе Толь-яттинского государственного университета сервиса определяет ответственность каждого учебного заведения, являющегося участником холдинговой компании, за качество подготовки специалистов определенного уровня.

Принимая во внимание, что объективную оценку качества подготовки специалиста может дать только общество, университет сервиса является инициатором создания университетского комплекса в форме холдинговой компании, в который войдут на добровольных условиях учебные заведения, реализующие образовательные программы по соответствующим специальностям, а также ведущие финансово-кредитные, страховые учреждения, предприятия сферы сервиса, туризма, гостиничного хозяйства и экскурсионного обслуживания, учреждения культуры, торгово-промышленная палата и другие предприятия города и области. Создание холдинговой компании происходит при поддержке мэрии городского округа Тольятти. Целью создания холдинга является интеграция образовательной, научной и практической деятельности в развитии индустрии сервиса, формирование компетентностного подхода к качеству подготовки специалиста для сферы сервиса с учетом мнения работодателей по вопросам содержания подготовки специалистов и их трудоустройства.

Основными целями создания регионального университетского комплекса являются:

- удовлетворение потребностей предприятий, организаций, учреждений сферы услуг региона в специалистах с начальным профес-

сиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным образованием различного уровня на основе договоров на подготовку специалистов;

- повышение эффективности и качества образовательного процесса в сфере сервиса,

- формирование единого образовательного и научного пространства в сфере сервиса во взаимосвязи с социально-экономической сферой региона;

- обеспечение непрерывности образовательного процесса подготовки специалистов разного уровня квалификации с начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным образованием для сферы сервиса с усилением роли мотивации к профессиональной деятельности;

- обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и потребностям рынка труда;

- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов участников университетского комплекса при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, культуры, техники и социальной сферы;

- реализация программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

- взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти в решении проблем социально-экономического и культурного развития г. Тольятти, Самарской области и Приволжского Федерального округа.

В соответствии с обозначенными целями основными задачами создания университетского комплекса в форме холдинга являются:

- реализация непрерывной системы образования в системе "школа - профессиональное училище (лицей) - колледж (техникум) - ВУЗ-послевузовское образование", ориентированной на подготовку кадров для сферы сервиса экономики городского округа Тольятти, Самарской области и Приволжского Федерального округа;

- рациональное использование материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования образовательных учреждений, сокращение сроков и затрат на получение образования различного уровня;

- обеспечение интеграции образования и науки за счет установления тесных связей между образовательными, научными учреждениями и предприятиями производственной сферы;

- подготовка специалистов с различным уровнем профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона;

- предоставление молодежи возможности выбора индивидуальной образовательной программы в системе непрерывного образования, обеспечивающей в рациональные сроки эффективную реализацию потребностей и способностей в профессиональной деятельности;

- реализация концепции профильной подготовки на старшей ступени общего образования в соответствии с направлениями подготовки специалистов в учреждениях университетского комплекса для экономики региона;

- совместное планирование и осуществление участниками университетского комплекса профориентационной работы с учащимися школ , лицеев, училищ, техникумов, колледжей по включению в систему непрерывного образования;

- организация работы по совместному созданию и обмену учебно-методических, нормативно-регламентирующих положений и документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ в системе непрерывного обучения;

- координация работы по проведению учебных и производственных практик студентов и учащихся, и трудоустройству выпускников;

- координация действий по развитию учебно-лабораторной базы для подготовки специалистов по специальностям (направлениям) подготовки специалистов;

- координация воспитательной работы среди студентов и учащихся;

- повышение квалификации и перепод-

готовка кадров учреждений, предприятий, организаций- участников холдинга;

- разработка и реализация договоров, обеспечивающих сотрудничество учебных заведений, предприятий, организаций, учреждений, входящих в холдинг на добровольной основе.

Таким образом, реализация концепции развития образования в области сервиса на базе Тольяттинского государственного университета сервиса как основной организации в холдинговой компании позволит обеспечить возможность получения качественного образования в оптимальные сроки за счет сочетания профессиональных образовательных программ разных уровней по индивидуальной образовательной программе за счет:

- во-первых, эффективной реализации программы непрерывной подготовки специалистов с начальным профессиональным, средним профессиональным и высшим профессиональным образованием с учетом региональных особенностей требований рынка труда;

- во-вторых, формирования единых подходов к качеству образования в области сервиса;

- в-третьих, создания единого координационного учебно-научно-методического центра;

- в-четвертых, устранения дублирования в специальностях одного уровня различных учебных заведений и повышения экономической эффективности подготовки кадров для развития индустрии сервиса как одной из

приоритетных сфер в социально-экономической политике государства и региона;

- в-пятых, усиления практической подготовки молодых специалистов за счет вхождения в качестве участников холдинга профильных предприятий, организаций, учреждений;

- в-шестых, активизации научно-исследовательской деятельности по актуальным для городского округа Тольятти и региона направлениям в сферах сервиса, образования, экономического и социального развития, передовых направлений науки путем использования потенциалов сторон во внедрении инновационных технологий.

Региональная экономика является определяющим направлением социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечивающим формирование уровня жизни населения, эффективную работу предприятий, организаций, учреждений, условия для жизнедеятельности людей, а также создание механизмов управления территориальными социально-экономическими системами. В связи с этим экономическая эффективность создания образовательного холдинга в регионе будет определяться формированием научно-инновационного университетского комплекса с устойчивой системой взаимодействия сферы образования и предприятий, организаций, учреждений, определяющих социально-экономическую политику региона.

ECONOMICAL EFFECTIVENESS OF FORMATION OF EDUCATIONAL HOLDINGS IN REGIONAL ECONOMICS

© 2006 O.N. Naumova, E.I. Yeremina

Togliatti State University of Service

The modern organizational and legal forms of making regional univerisity's complexes and their economical effectiveness are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.