Политические науки
УДК 327.82
ББК Ф 4(0) + Ф(49)0
экономическая дипломатия в мировой политике: история и современность
Л. М. Батурин
Статья посвящена рассмотрению причин усиления роли экономического фактора в мировой политике в исторической перспективе, а также повышению роли одного из видов традиционной дипломатии - экономической, показаны задачи и методы экономической дипломатии, ее основные виды.
Ключевые слова: глобализация, международные отношения, мировая политика, экономическая дипломатия, энергетическая дипломатия, международная экономика, международная политическая экономия.
Человеческая деятельность во всех ее проявлениях в большей или меньшей степени связана с экономической проблематикой: цены, налоги, заработная плата, пенсии. Не меньшую роль экономика играет и в межгосударственных отношениях, одной из главных форм которых является торгово-экономическое сотрудничество, обусловленное международным разделением труда. Для субъектов мировой политики большое значение имеют такие категории как : международные обязательства, требования к другим странам, доходы от экспорта, расходы на импорт и др. Исходя из этого, мировая политика все больше подвергается влиянию экономического фактора. Экономическое влияние оказывает в ряде случаев более эффективное воздействие, чем военная сила, особенно в условиях глобализации. В ряде стран стали меняться потребности, возможности, геополитическое и геоэкономи-ческое положение. Кроме этого с возникновением мировой экономики, ускорением научно-технического прогресса, углублением международного разделения труда, развитием внешнеторговых отношений резко выросли взаимосвязь и взаимозависимость стран. К числу главных тенденций мирового развития относят формирование новой мировой экономической инфраструктуры, которая характеризуется либерализацией национальных рынков. Степень открытия рынков регулируется путем многосторонних торговых переговоров в рамках специализированных международных организаций, роль которых достаточно велика. Решение глобальных проблем также зависит от состояния мировой экономики. Растущая экономическая взаимозависимость может выступать главной гарантией безопасности и оказывать влияние на политическое развитие стран. События на Украине могут служить подтверждением этого тезиса.
В условиях глобализации государство, как основной субъект мировой политики постепенно утрачивает свое влияние на экономику, уступая часть функций новым акторам международных отношений: транснациональным корпорациям. Ранее ТНК обладали большим влиянием только внутри стран регистрации, но ко второй половине ХХ века они вышли на мировой уровень, их геополитическая роль резко выросла. С окончанием « холодной войны» и появлением международной системы,
в которой отношения между странами во многом определяются показателями торговли и инвестиций, важность экономических отношений в мировой политике снова выросла.
В этих условиях, вместо традиционной силы все чаще стали использовать политико-экономические методы. Захват рынков, устранение любыми способами конкурентов сегодня гораздо важнее, чем просто захват территорий, если только речь не идет о захвате сырьевых районов. Экономические санкции могут заменять военную силу и применяться самостоятельно или в сочетании с ней. Однако, нельзя не заметить, что от применения санкций больше страдает население, а не правительство. Это подтверждают санкции Запада против Ирака, Ирана, Кубы.
Всплеск интереса к экономическим факторам в мировой политике приходится на начало 70-х годов ХХ века, когда резко повысились цены на нефть. В этот период появились первые признаки экономической зависимости стран. Нефтяной кризис показал власть и влияние экономических инструментов в международных отношениях. После этих событий ни одно государство не осмеливалось принимать политические решения без учета экономических реальностей. Он продемонстрировал связь между внутренней и внешней политикой, между внешней экономикой и внутренней. Кризис дал толчок к появлению глобальной финансовой системы и глобализации в целом. С этого момента экономические и политические процессы стали не международными, а глобальными и не подконтрольными отдельным государствам.
1970-е годы можно считать временем возрождения политэкономической традиции изучения международных отношений, сформировалась часть общей политической науки, которая позволяла определять взаимодействие экономики и политики на мировой арене — международная политическая экономия [5, с. 28]. На ее появление повлияли следующие факторы: методологическая экспансия экономической науки в политологию, эволюция экономической методологии исследований процессов взаимодействия на международной арене, возрождение политэкономии как отдельной общественно — научной дисциплины [5, с. 31].
Л. М. Батурин
Экономическая дипломатия в мировой политике: история и современность
Современная дипломатия возникла в эпоху Возрождения, одной из важных ее задач являлась защита экономических интересов стран и правителей. Основной формой сотрудничества была торговля, и в задачу дипломатии входило продвижение товаров, обеспечение безопасности торговых путей, контроль над колониями. Торговая дипломатия считалась важным средством предотвращения конфликтов.
В этих условиях происходит неизбежная трансформация традиционной дипломатии, повышение в ней роли экономической функции, наряду с термином «экономическая дипломатия», появляется и другие ее разновидности, например — «энергетическая». Китай, являющийся вторым в мире потребителем нефти после США, в своей внешней политике считает энергетический фактор одним из важнейших [6, с. 87]. В России при МГИМО(у) МИД РФ работает Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП), который ведет подготовку специалистов по таким направлениям как: энергетическая дипломатия, мировая экономика, экономика в области энергетики и энергетических ресурсов [4, с. 115].
В ряде стран, таких как, например Германия и франция, карьерные дипломаты проходят обязательные стажировки в крупных финансовых, торговых и производственных компаниях по всем областям и направлениям международных экономических отношений, принимают активное участие в международных переговорах [1, с. 92]. Такой подход к экономической подготовке дипломатических работников объясняется, помимо прочего еще и тем обстоятельством, что, по мнению ряда политологов, основными причинами обострения межгосударственных отношений являются экономические проблемы. События на украине инициированные и поддерживаемые США имеют, кроме прочего, цель ослабления позиций Евросоюза, а также вытеснения Газпрома с европейского рынка. Похожие попытки предпринимались и по отношению к организации ОПЕК, с тем, чтобы ограничить ее влияние на определение мировых цен на нефть. Об этом также свидетельствуют войны США и их союзников против богатых нефтью стран на Ближнем Востоке. Нефть стала геостратегическим сырьем, активно начала развиваться «нефтяная дипломатия»
Кроме указанных стран, новым регионом мировой политики стала Арктика, во многом благодаря огромным запасам разведанных энергоресурсов, что предопределяет острое соперничество между странами [2, с. 28]. В Центральной Азии водные ресурсы стали причиной обострения между странами. Исходя из этого, можно отметить, что на дипломатию ложится в современных условиях задача не только реализации внешнеполитического курса страны, но и защита экономических интересов на мировой арене.
Экономическая дипломатия сегодня выполняет несколько важных функций, среди которых наиболее существенными являются обеспечение условий для взаимовыгодного международного экономического сотрудничества, содействие расширению его форм, защита экономических интересов государства, предприятий и предпринимателей. Она осуществляется
как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Первый вариант предпочтительнее, поскольку он обладает определенными преимуществами перед вторым. Двусторонняя экономическая дипломатия более результативна, поскольку она не нуждается в многочисленных согласованиях процедурных вопросов, наряду с конкретными сферами она решает задачу развития стратегического торговоэкономического сотрудничества, позволяет более оперативно решать вопросы, которые не были урегулированы на других уровнях, выходить за рамки двустороннего сотрудничества [7, с. 63].
Нисколько не идеализируя двустороннюю экономическую дипломатию, следует отметить, что многосторонний уровень является столь же распространенным и дополняет усилия по реализации экономических интересов государства на двустороннем уровне. Для него в современных условиях характерен ряд особенностей, определяющих его эффективность: широкий круг обсуждаемых вопросов, расширение числа участников, регулярность проведения встреч, прозрачность принимаемых решений и широкое освящение их в средствах массовой информации и на официальных сайтах международных организации, активное сотрудничество с различными экономическими организациями и специальными структурами ООН.
Однако многосторонняя экономическая дипломатия сталкивается с рядом сложностей, которые оказывают влияние на оперативность решения актуальных проблем. Среди них можно выделить административно-технические проблемы, многие страны не могут в силу финансовых и кадровых трудностей полноценно участвовать в переговорном процессе, имплементационные проблемы, сущность которых сводится к трудностям институциональной и правовой адаптации к международным требованиям, различные подходы к международным переговорам [3, с. 135].
В условиях глобализации появились такие формы экономической дипломатии как «тройки». «четверки», «Большая семерка», которые объединяют страны с совпадающими экономическими интересами. На своих заседаниях они не только решают совместные проблемы, но и во многом определяют параметры развития мировой экономики. Эти решения не носят обязательного характера, но в условиях взаимозависимости стран они оказывают определенное воздействие на многие государства. Тем самым, образуется достаточно эффективный механизм для решения актуальных экономических проблем не только в интересах отдельных стран, но и всей мировой экономики в целом, хотя и не следует забывать о проблеме отношений « Север — Юг».
Российская экономическая дипломатия, опираясь на национальную внешнеэкономическую стратегию, наличие институтов и инструментов отстаивания национальных интересов, а также на достаточные финансовые ресурсы активизировала усилия по продвижению и защите внешнеэкономических интересов России. Помимо Министерства иностранных дел, в котором функционируют департаменты экономического сотрудничества, международных организаций, важными субъектами экономической
2014, т. 14, № 3
55
Политические науки
дипломатии являются межведомственные комиссии по вопросам внешнеэкономической деятельности при Президенте и Правительстве Российской федерации, а также деловые круги и неправительственные организации. В основе их деятельности лежат мероприятия, направленные на поддержку российского экспорта, привлечение иностранных инвестиций и продвижение экономической политики России на международной арене. Постоянным партнером экономической дипломатии также являются институты экономического и международного направления Российской Академии наук. Важную роль в системе экономической дипломатии традиционно играют торговые представительства России за рубежом.
Таким образом, оценивая роль экономической дипломатии в современной мировой политике, можно отметить, что ее повышение и оптимизация были определены следующими факторами:
— во второй половине ХХ века сформировалась глобальная мировая экономика, ведущие позиции в которой заняли США и подконтрольные им международные организации;
— после нефтяного кризиса 70-х годов энергетическая безопасность стала играть в мировой политике роль не меньшую, чем военный фактор;
— доступ к сырьевым ресурсам и защита торговли являются основными причинами современных конфликтов между государствами;
— благодаря международной деятельности ТНК и их филиалов сформировалась геоэкономика, которая оказывает влияние на многие политические процессы, делает страны уязвимыми, ограничивает их независимость;
— экономическая мощь может являться ресурсом «мягкой силы»;
— политическое влияние США во многом базируется на экономических возможностях;
— экономическая дипломатия стала одним из важных инструментов в мировой политике.
литература
1. Дегтярев, Д. Дипломат, а также «экономист, коммивояжер и рекламный агент» /Д. Дегтярев, Д. Му-саев //Международная жизнь. — 2009. — № 2.
2. Конышев, В. Арктика на перекрестье геополитических интересов /В. Конышев, А. Сергунин //МЭиМО. —
2010. — № 9.
3. Лихачев, А. Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации / А. Е. Лихачев. — М. : Экономика, 2006.
4. Мировая энергетика — новые уравнения геополитики //Международная жизнь. — 2012. — № 10.
5. Олейнов, А. Г. Экономика международных отношений /А. Г. Олейнов //МЭиМО. — 2011. — № 5.
6. Фан, Тин Тин Энергетический фактор во внешней политике КНР / Тин Тин Фан //МЭиМО. — 2011. — № 8.
7. Щетинин, В. Д. Экономическая дипломатия : учеб. пособие / В. Д. Щетинин. — М. : Международные отношения, 2001.
БАтУрин леонид михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Политология», ЮжноУральский государственныйо университет. Окончил факультет «Международные отношения» МГИМО МИД СССР Область научных интересов — российско-германские отношения, мировая политика и международные отношения. E-mail: leo-pol@inbox.ru
Поступила в редакцию 04 августа 2014 г
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2014, vol. 14, no. 3, pp. 54-56
economic diplomacy in world policy: past and present
L. M. Baturin, South Ural State University, Cheliabinck, Russian Federation, leo-pol@inbox.ru
The article deals with the economic factor in the world policy and the courses of its strengthening in historical perspective. The increasing role of economic diplomacy, a part of the traditional one, is noted. Objectives and methods of economic diplomacy and its basic types are described.
Keywords: globalization, foreign relations, world policy, economic diplomacy, international economy, international political economy.
References
1. Degtyarev D, Musayev D. Diplomat a takzhe “ economist, komivoyazher i reklamniy agent” [Diplomat as well as “economist, sales representative and advertising agent” International Life, 2009, N 2.
2. Konishev V. Sergunin A. Arktika na perekrestke strategicheskich interesov [The Arctic is at the crossing point of strategic interests] IE and IR, 2010, N 9.
3. Likhachev A.E. ekonomicheskaya diplomatiysa Rossyi. Novye vizovi I vozmozhnosti v usloviyach globalizazyi [Economic diplomacy of Russia. New challenges and possibilities during globalization] Moskow, Economics, 2006.
4. Mirovaya energetika — noviye uravneniya geopolitiki [ World power engineering-new geopolitical equations] International Life, 2012, N 10.
5. Oleynov A.G. Economica mezhdunarodnich otnoshenyi [Economy of international relations] IE and IR, 2011, N 5.
6. Fan Tin Tin Energeticheskyi factor vo vneshney politike KNR [Economic factor in foreign policy of CHPR] IE and IR.
2011, N 8.
7. Schetinin V.D. Ekonomicheskaya diplomatiya: uchebnoye posobiye [Economic diplomacy: teching aid], Moskow, International Relations, 2001. Received August 4, 2014