Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2008.
8. Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: концепция-правовые основы-политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, СВ. Степашин. -СПб., 2001. - С. 38.
9. Рубанов В.А. Оборонный достаток и экономический остаток // Международная жизнь. - 1990. - № 12. - С. 6.
10. Вопросы экономической безопасности в зарубежной литературе. -Ч. 1. - М., 1998.
11. Сенчагов В. О сущности основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономии. - 1995. - № 1. - С. 97-107.
12. Арыстанбеков К.Т. Государственное и правовое обеспечение экономической безопасности РК. - Алматы: Мурагер, 2005. - С. 27.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
© Ольшевский В.Г.*
Военная академия Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
В статье на основе исторического и политико-экономического анализа показана ведущая роль экономической безопасности в становле-нии, развитии и распаде советского социума, особенности ее обеспечения в условиях становящегося общества, основанного на знаниях.
Все элементы национальной безопасности как сложной, постоянно развивающейся системы взаимно обусловливают и дополняют друг друга. Вместе с тем в конкретных условиях места и времени в ней можно выделить «ведущее звено», а также «слабые звенья», своеобразные «окна уязвимости». Анализ показывает, что таким слабым местом в Российской империи - Советском Союзе - современной России и странах СНГ является экономика. Это наглядно показывает история становления, развития и распада советского социума.
Предпосылки возникновения и последующего «триумфального шествия» советской власти были созданы первой мировой войной. Разумеется, революционные потрясения 1917 г. в России были результатом всего предшествующего развития страны, длительного нарастания социально-экономических, политических и иных противоречий. Тем не менее, револю-
* Профессор кафедры Социальных наук, кандидат экономических наук, доцент.
ционная ситуация, условия «выживания» революции были созданы именно исключительным стечением обстоятельств, порожденных войной.
Мировая война в России началась в силу ментальных особенностей социума с одновременного объявления мобилизации и запрета на продажу «питей». Запрет вводился на период призыва, однако по массовым ходатайствам с мест он был сохранен на все время войны. Это лишило государственный бюджет примерно трети его доходов. Из трех возможных методов финансирования войны - налогового, кредитного и эмиссионного -царское правительство все большее предпочтение отдавало последнему. Эмиссия «в размерах, вызываемых потребностями военного времени» привела к тому, что уже за первые 10-11 месяцев войны количество бумажных денег в обращении увеличилось более чем в 2 раза. Тем самым был дан мощнейший толчок инфляционному росту цен. С особой силой это коснулось предметов первой необходимости, в частности - хлеба и мяса, а затем и всех продуктов сельскохозяйственного производства. К июню 1915 г. цены на ржаную муку, например, поднялись на 51 %, на гречневую крупу - на 100, на хлопок - на 57, на шерсть - на 35 %, в то время как цены на золото -только на 20 % [1, с. 109].
Рост цен на продовольственные товары сначала стимулировал рыночную активность крестьянства. Но когда резко повысились и цены на продукцию промышленности, и стало очевидным прогрессирующее обесценение денежных накоплений, крестьяне начали воздерживаться от продажи результатов своего труда. Рост цен и явно обозначившийся продовольственный кризис особенно болезненно ощущался трудящимися промышленных центров. Уже осенью 1915 г. они жили на голодном пайке. Даже армия, сидящая в окопах, получала только половину необходимой ей продовольственной нормы. Царское правительство вынуждено было пойти на жесткое регулирование и регламентацию сельскохозяйственного рынка. Специальное Положение от 17 февраля 1915 г. предоставило командующим войсками военных округов право запрещать по согласованию с местными губернаторами вывоз за пределы производящих губерний нужных для армии припасов, устанавливать на них цены, реквизировать продовольственные и фуражные продукты в случае уклонения их владельцев от реализации. В 1915-1916 гг. на эти и некоторые другие товары были установлены твердые цены. 29 ноября 1916 г. по инициативе министра земледелия A.A. Риттиха, было утверждено и 2 декабря опубликовано постановление «О разверстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной». Эксперимент дал довольно скромные результаты: вместо разверстанных 506,5 млн. пудов хлебных продуктов было получено, по разным оценкам, лишь 100-130 млн. пудов от крестьянских хозяйств и около 40 млн. пудов от помещичьих [2, с. 102-106; 3, с. 11].
Ставшая реальной угроза голода в сочетании с общим ухудшением экономического положения, топливным, сырьевым и транспортным кри-
зисами окончательно подорвала доверие всех слоев общества к самодержавию. Показательно, что массовые демонстрации под лозунгами свержения монархической власти и прекращения войны, которые привели к отречению Николая II от престола, выросли из начавшихся 23 февраля 1917 г. (в Международный женский день по новому стилю) волнений среди жен, сестер и матерей рабочих, простоявших всю ночь в десятиградусный мороз у хлебных лавок в очередях и не смогших купить утром хлеб из-за его отсутствия.
Временное правительство не только не смогло предотвратить дальнейшее ухудшение экономического положения, но и объективно способствовало дальнейшему нарастанию кризисных явлений. Курс на продолжение войны до победного конца при пустой казне вынуждал все активнее использовать печатный станок. Если до февраля 1917 г. за счет эмиссии было покрыто 29,0 % военных расходов, то за первые четыре месяца после - 44,0 %, за следующие четыре - 66,5 %. Всего за восемь месяцев своего существования Временное правительство выпустило в обращение бумажных денег больше, чем царское за тридцать два месяца войны. Резко ускорилась инфляция. В 1914 г. общий уровень цен вырос на 28,7 %, в 1915 г. - на 20,2, в 1916 г. - на 93,5, в 1917 г. - уже на 683,3 %. Покупательная способность рубля снизилась к началу октября 1917 г. до 6-7 довоенных копеек [4, с. 81; 5, с. 37-38, 52]. Это создало благоприятную почву для большевистской агитации в казармах, на заводах и фабриках лозунгов свержения Временного правительства и передачи власти Советам. Однако большевики сами впоследствии использовали инфляцию как средство скрытой экспроприации групп и слоев общества, сохранивших денежные накопления, превращения всех граждан в служащих (слуг) государства, неоднократных неудавшихся попыток уничтожения денег [6].
«Ускорение» и «перестройка» второй половины 80-х гг. во многом повторили социально-экономический сценарий первой мировой. Они начались подорвавшими бюджет мерами по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Продолжились подготовленными предшествующим длительным экономическим развитием всплеском открытой инфляции и обострением ставших хроническими из-за отсутствия рыночных отношений продовольственных трудностей. А закончились ликвидацией без единого выстрела потенциально и фактически могучей в политическом и военном отношениях страны с сильнейшими армией и спецслужбами.
В XX в. произошли существенные изменения в общих условиях обеспечения безопасности, в ее структуре. Приоритеты межгосударственного соперничества все больше перемещались в сферу экономики - ее возможностей обеспечивать высокие и устойчивые темпы роста производства, совершенствовать его качественную структуру, повышать технический и технологический уровень, улучшать условия жизни населения и уже на этой основе наращивать военно-политическую мощь и международный
престиж государства. Экономическая безопасность стала важнейшим элементом системы национальной безопасности.
Условия ее обеспечения на рубеже ХХ-ХХ1 вв. принципиально изменились. Человечество вступило в качественно новый этап развития, который характеризуется как «общество, основанное на знании» или «общество знаний». Основные черты этой стадии были охарактеризованы в документах Всемирного научного форума, состоявшегося по инициативе ЮНЕСКО и Международного совета по науке в ноябре 2003 г. в Будапеште: «Общество, основанное на знаниях, - это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. Оно объединяет сообщества ученых, исследователей, инженеров и техников, исследовательские сети, а также фирмы, вовлеченные в процесс исследования и производство высокотехнологичных товаров и услуг. Это образует национальную инновационно-производственную систему, которая интегрирована в международные сети по производству, распространению, использованию и защите знаний. Имеющиеся в таком обществе средства коммуникаций и информационные технологии могут обеспечить широкий доступ к гуманитарным знаниям. Знания используются как для предоставления возможностей и обогащения индивидуальных лиц в культурном и в материальном плане, так и для строительства устойчивого общества» [7, с. 33].
Специалисты Института Мирового банка определяют это понятие более конкретно - как такое состояние социума, в котором инновационные процессы - производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний - превратились в основную движущую силу социально-экономического развития [8, с. 28]. Главная задача - рост эффективности использования знаний во всех отраслях экономики и во всех областях общественного развития. Это, в свою очередь, требует улучшения координации между государственной политикой, существующими институтами и гражданскими силами общества, а также развивающимися технологиями и мышлением людей. В конечном счете, целью является повышение качества жизни населения путем облегчения доступа к знаниям для всех его слоев. Основной формой превращения знаний в благосостояние являются инновации, которые и представляют собой ключевую характеристику общества, основанного на знании, знание-емкой экономики, как его важнейшей сферы. Четырьмя «столпами» новой социальной организации называют: экономический и институциональный режим, стимулирующий все более эффективное использование ресурсов и ускоренное создание новой продукции; уровень образования населения, квалификацию кадров; динамично развивающуюся инфраструктуру обработки и передачи информации; как самое главное - эффективную национальную инновационную систему.
Для оценки уровня экономики основанной на знании используется индекс знание-емкого развития, рассчитываемый на основе 14 важнейших
из 76 показателей. К ним относят: количество пользователей Интернета на 10000 чел.; количество компьютеров на 1000 чел.; телефонные линии на 1000 чел.; охват молодежи высшим научно-техническим образованием; государственные расходы на образование в процентах от ВВП; грамотность взрослого населения; научные публикации на 1 млн. населения; внешняя торговля готовой продукцией в процентах от ВВП; количество занятых в научных исследованиях; качество экономического регулирования; охрана прав собственности; отсутствие ограничений во внешней торговле; индекс человеческого развития; темпы роста ВВП за определенный период времени (не менее 5 лет) [8, с. 29-30].
Выбор этих показателей определяется тем, что каждая отдельная страна должна создать собственную национальную инновационную систему, которая обеспечила бы ей, в том числе, и доступ к общемировым запасам знаний. Исключительно важна способность страны как создавать новые знания, так и адаптировать иностранные знания для внутренних нужд. Приобретение иностранных знаний может происходить через внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, техническое сотрудничество, образование за рубежом, Интернет, конференции, научные публикации. Именно поэтому образование (наряду с наукой) формирующее обладающие современными знаниями и культурой квалифицированные кадры для всех сфер общественной жизни, способности всех граждан использовать новейшие достижения НТП, становится важнейшей инвестиционной отраслью экономики и общества в целом, определяющим фактором и компонентом национальной безопасности. По словам академика РАН Ю. Кагана, безопасность страны сейчас - это возможность развивать современные технологии, адекватно воспринимать изменения в мировой науке и технике, своевременно реагировать на угрозы и вызовы современной цивилизации.
Переход к экономике знаний - комплексная, многоаспектная, чрезвычайно сложная задача. Тем более что позиции союзного государства России и Беларуси в экономике знаний пока что весьма скромные. К примеру, в 2005 г. США экспортировали технологий на 57 млрд. долл. и купили иностранных технологий на 24 млрд. долл., «заработав» в итоге в 58 раз больше, чем Россия (продала технологий на 389 и купила на 954 млн. долл.). Доля затрат на технологические инновации в стоимости промышленной продукции в России и Беларуси составляла в последние годы немногим более 1 %, а в Германии - 5 %. Инновационная продукция в ВВП России и Беларуси составляет менее 1 %, Италии, Испании и Португалии - от 10 до 20 %, Финляндии - 30 % [9]. Уровень инновационной активности в промышленности России и Беларуси колеблется на уровне 10 %, в то время как в странах ЕС - от 25 до 80 % [10, 11]. Особенности исторически сложив -шихся систем индивидуального и общественного воспроизводства обусловливают сохранение серьезных проблем в обеспечении инновационно-
го развития экономики, во взаимодействии науки и образования, в самой системе образования.
Особенно значима в обеспечении национальной безопасности в современных условиях роль образования. Хотя это официально признается на высших уровнях государственной власти, реальная ситуация требует радикального изменения подходов к этой, без преувеличения судьбоносной, сфере общественной жизни. Экономика не станет инновационной, если инновационным не станет образование. Разумеется, модернизация образования в соответствии с современными требованиями предполагает соответствующие взаимосвязанные изменения и в других составляющих национальной инновационной системы - науке, бизнесе, государственной политике. Однако именно образование должно стать своеобразным инкубатором социальных механизмов функционирования инновационного общества -самоорганизации и самодеятельности субъектов общественных действий, свободы творчества, созидательной конкуренции, интегрированных процессов разработки и ассимиляции знаний, их превращения в производственные и социальные новации. Необходимо новое, стратегически ориентированное качество образования, формирующего конкурентоспособных, креативных, коммуникабельных, профессионально мобильных работников, способных обучаться на протяжении всей жизни. Формирование этих качественных параметров становится важнейшими задачами образования наряду с развитием личности, формированием гуманистических идеалов и ценностей, воспитанием патриотов и граждан своей страны.
Список литературы:
1. Кузовков Д. Материалы по теории и политике денежного обращения в России, 1914-1923 гг. // Вестник социалистической академии. - 1923. - Кн. 4.
2. Кондратьев Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. - М.: Изд-во Наркомзема Новая деревня, 1922.
3. Яшнов Е.Е. Итоги Риттиховской разверстки // Известия по продовольственному делу. - 1917. - № 1 (32). - Май 1917.
4. Атлас З.В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). - М.; Л.: Госиздат, 1930.
5. Гусаков А.Д. Очерки по денежному обращению России. Накануне и в период Октябрьской социалистической революции. - М.: Госфиниздат, 1946.
6. Ольшевский В.Г. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918 гг.: тенденции и противоречия // Вопросы истории. -1999. - № 3.
7. Арыстанбекова А.Х. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 6.
8. Далман К. Знание-емкая экономика: концепции, тенденции, стратегии // Информационное общество. - 2002. - Вып. 1.
9. Юргенс И. Экономика знаний потребует комплексного развития всей страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nanoportal.ru/ nanoarticles/interview/urgens.
10. Кудров В. Инновационность и конкурентоспособность российской экономики в современном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kurskcity.ru/analytic.php?date=2006-08-29&id= 1812&page=4.
11. БогданН. Белорусский парадокс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.neg.by/publication/2006_05_30_6935.html.