УДК 330.101
экономическая безопасность: проблемы и пути ее обеспечения
Миронова ольга алексеевна
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета E-mail: [email protected]
Важнейшей задачей государства является обеспечение экономической безопасности и создание комфортных условий для развития бизнеса. Современное состояние экономической политики требует большего акцента на реализации мер в области научно-методического и информационного обеспечения управленческих решений в области экономической безопасности, особенно ее финансовой составляющей. Этим проблемам была посвящена проведенная в декабре 2014 г. международная научная конференция на базе Поволжского государственного технологического университета, о которой в статье приведена краткая обзорная информация. Развивая затронутые конференцией проблемы, необходимы конкретные предложения и выделение новых направлений исследования для решения вопросов налогового и учетно-аналитического обеспечения управления экономической безопасностью государства и бизнеса. В этих целях выделены задачи управления экономической безопасностью субъектов бизнеса и даны предложения по развитию методического учетно-контрольного инструментария формирования интегрированной информации для управления. Ключевые слова: экономическая безопасность; налоговая политика; налоговая нагрузка.
Economic Security: Problems and Ways to Ensure it
oLGA A. MIRONOVA
ScD (Economics), professor, Head of the Accounting, Tax and Economic Security Chair, the Volga State University of Technology
E-mail: [email protected]
The most important task of the state is to ensure economic security and create favorable conditions for business development. Under current conditions the economic policy requires a greater emphasis on the implementation of measures providing scientific, methodological and information support for managerial decisions in the area of economic security. Moreover, special attention should be paid to the financial component. These issues were the focus of the International Scientific Conference held in December 2014 at the Volga State University of Technology. The article presents a brief overview of this event. The problems raised by the conference imply working out specific proposals and identifying research areas in order to address the issues of tax, accounting and analytical support for managerial decisions ensuring economic security of the state and business. To this end, the paper formulates tasks for management of economic security of business entities and presents proposals towards the development of methodological, accounting and control tools to generate integrated data for managing. Keywords: economic security; tax policy; tax burden.
Вопросы, вынесенные на обсуждение участниками конференции «Экономическая безопасность бизнеса в условиях глобализации экономики»
Проблемы экономической безопасности государства и бизнеса все больше обсуждаются в научном сообществе. В частности, в декабре 2014 г. состоялась Международная научная конференция «Экономическая безопасность бизнеса в условиях глобализации экономики» на базе Поволжского государственного технологического университета при содействии Эстонского
университета прикладных наук по предпринимательству MAINOR, на повестку дня которой были вынесены следующие вопросы:
• направления реализации финансовой и налоговой политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
• агрессивное налоговое планирование и налоговая оптимизация у субъектов бизнеса;
• управление предпринимательскими рисками;
• анализ в системе экономической безопасности субъектов бизнеса;
• развитие интегрированных учетно-конт-рольных систем для эффективного управления бизнесом;
• решение проблем экономической безопасности в научной и образовательной среде;
• информационная безопасность бизнеса.
Размышляя о теоретико-методологических
подходах к проблеме экономической безопасности, обозначенных участниками этой конференции, хотелось бы рассмотреть некоторые концептуальные вопросы.
Финансовое обеспечение безопасности
Как показывает экономическая ситуация на российском финансовом и денежном рынке последних недель, одним из важнейших вопросов, стоящих перед нашим государством, является финансовое обеспечение безопасности. В развитии экономики финансовое обеспечение, включающее бюджетную и налоговую составляющую, как правило, характеризуется достигнутым уровнем обеспеченности бюджета страны и ее регионов. Большую часть бюджетных ресурсов составляют налоговые доходы, за формирование которых отвечают налоговые администрации, что объединяет в единое целое финансовую, бюджетную и налоговую сферы управления экономикой страны и дает положительные результаты при разумном позиционировании основных направлений совершенствования методов управления. Однако, как показала практика, бывают «сбои». В этом случае требуются дополнительные меры, предпринятые со стороны Минфина России, Банка России и других государственных структур.
Нельзя при этом оставлять без внимания проблемы развития бизнеса, который по-разному реагирует на решение финансовых проблем в государстве. Общая цель, которая объединяет российский бизнес в такой обстановке, сводится к обеспечению экономической безопасности каждого субъекта в отдельности, отраслевых бизнес-комплексов, крупнейших налогоплательщиков. Неслучайно Президент Российской Федерации В.В. Путин провел в декабре серию встреч и совещаний, в том числе 19 декабря 2014 г., с представителями российского бизнеса, обращаясь к которым отметил, что должны появиться новые ниши, в которые выгодно будет вкладывать имеющиеся ресурсы, а для того чтобы их вкладывать, нужно их иметь, быть уверенным в том, что
государство будет помогать. Сотрудничество государства и бизнеса является залогом обеспечения экономической безопасности, поскольку оно выступает определенным гарантом развития налогоплательщиков. В системе управления экономической безопасностью бизнеса возникают две глобальные задачи:
• управление вложенными ресурсами;
• управление налоговой нагрузкой на эти ресурсы и возникающими налоговыми рисками как со стороны организации — налогоплательщика, так и со стороны государства в лице налоговых органов.
Согласно декларируемой со стороны высших руководителей государства налоговой политике, которой уделяется в последнее время особенно серьезное внимание, налоговая нагрузка на субъекты бизнеса в сложившихся условиях расти не будет, т.е. стабилизируется. Профессор В.Г. Пансков подчеркивает необходимость решения двух проблем: налоговой минимизации, с одной стороны, и повышения действенности налоговых механизмов с целью влияния на источники роста российской экономики, с другой. Жесткая зависимость размера поступлений налогов в российскую бюджетную систему от колебания мировых цен на энергоносители не дает возможности оценить реальный уровень налоговой нагрузки, если сопоставлять долю налогов в ВВП. При оценке налоговой нагрузки непосредственно на бизнес нельзя не учитывать и резко отличающуюся структуру налогов, поступающих от юридических и физических лиц. В западных странах доля налогов, уплачиваемых физическими лицами, составляет в ВВП 8-10%, в то время как в России — только 4%. Поэтому, на наш взгляд, необходимо искать и находить другие пути увеличения поступлений налогов, поскольку в настоящее время возможности снизить расходы, а именно по этому пути идут развитые страны в случае угрозы для финансовой стабильности, в нашей стране на сегодняшний момент практически нет [1]. Существенные резервы роста поступления налоговых доходов кроются в ликвидации возможностей незаконного возмещения и зачета при исчислении и уплате НДС; акцизном налогообложении производства и реализации алкогольной продукции, где, по экспертным оценкам, наблюдаются потери бюджета порядка 200 млрд руб.; возможности пополнения региональных и местных бюджетов за счет НДФЛ в результате введения прогрессивной
шкалы налогообложения доходов физических лиц и и т.д.
В реализации государственной налоговой политики главным фактором экономической безопасности государства является, по мнению К.В. Новоселова, налоговый контроль. Известно, что Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» введен новый вид налогового контроля — налоговый мониторинг, который «построен на качественно новом уровне взаимодействия с налогоплательщиками. Теперь налоговые органы, получая доступ к учетным системам налогоплательщика, будут проверять не отдельные операции налогоплательщиков, а модель построения системы внутреннего контроля компании. В этом случае деятельность налогоплательщика становится прозрачной и понятной» [2].
Безусловно, рассматривать экономическую безопасность в совокупности с ее налоговой составляющей необходимо, поскольку это позволяет принимать адекватные меры в отношении нарушений, допускаемых в налоговой сфере, погашения задолженности по налоговым платежам перед бюджетом. Налоговые органы уже несколько лет проводят конструктивную работу, формируя благоприятную налоговую среду и делая акцент не столько на фискальных методах контроля за поступающими в бюджет налогами, сколько на прозрачных процедурах администрирования, особенно для добросовестных налогоплательщиков. В условиях риск-ориентированного подхода к налоговому администрированию ведется большая работа по снижению административной нагрузки на бизнес. Новыми инструментами и институтами налогового контроля являются:
• автоматизированный контроль за полнотой исчисления и уплаты НДС в условиях 100%-ного электронного декларирования налога;
• реализация отраслевых проектов в проведении выездных налоговых проверок;
• осуществление налогового контроля в форме налогового мониторинга;
• осуществление контроля за налогообложением прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций;
• реализация Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.
В области реализации налоговой политики, обеспечивающей экономическую безопасность
государства и бизнеса, можно выделить множество направлений, на которые нацелена работа налоговых администраций в российских регионах. К этим направлениям можно отнести безрисковое выравнивание налоговой нагрузки по отраслям и комплексам, в том числе за счет применения трансфертного ценообразования, совершенствование межрегиональных налоговых отношений, дальнейшее развитие коммуникативных связей и современных информационных технологий, в том числе в отношениях с налогоплательщиками, совершенствование механизмов определения налоговой базы конкретных видов налогов (НДФЛ, налога на недвижимое имущество организаций, налога на недвижимое имущество физических лиц и т.д.), разработку более эффективных методик оценки налогового потенциала российских регионов и их территориальных подразделений на уровне отдельных муниципалитетов. Большую роль при этом играют результаты взаимодействия субъектов бизнеса с органами государственной власти, направленные на обеспечение экономической безопасности в разных сферах экономики: сферы обслуживания, малого бизнеса и др.
Реализация вышеперечисленных направлений требует постоянного саморазвития, повышения качества работы налоговых органов, особенно контрольно-аналитической. Контроль за деятельностью налогоплательщиков может быть усилен в случае анализа и оценки их систем внутреннего контроля, адекватность рыночным условиям которых и законность их реализации оцениваются в настоящее время, как правило, лишь независимым аудитом. Здесь не обойтись без применения современных методов обработки аналитической информации в системе налогового администрирования.
Развитие учетно-контрольной системы хозяйствующих субъектов
Взаимообусловленность реализуемых управленческих функций налоговыми администрациями и системами управления хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков становится причиной возникновения необходимости исследования методов и инструментов управления, установления возможности их адаптации с целью принятия комплексных решений. В этой связи учетно-аналитическое, контрольное обеспечение систем управления организациями-налогопла-
тельщиками как отдельными субъектами бизнеса рассматривается как новое направление науки и практики в обеспечении экономической безопасности.
Известно, что в развитии учета, анализа и контроля хозяйствующих субъектов большое значение имеют исследования формирования систем информации, включая интегрированную. Обсуждаемый в научном сообществе Проект международного стандарта по интегрированной отчетности поднимает вопросы формулировки базовых принципов в рамках концепций интегрированной отчетности, выделения ее структурных элементов, использования бизнес-моделей, направленных на взаимодействие структурных элементов управления бизнесом с внешней средой и различными видами капиталов и т.д. По мнению В. Г. Гетьмана [3], «интегрированное мышление» существенно отличается от «традиционного изолированного мышления». Действительно, такой подход расширяет границы использования учетно-аналитических и контрольных концепций и методических инструментов и позволяет использовать их не только для внутренних управленческих целей, включая обеспечение экономической безопасности, но и для оценки действий собственников бизнеса в отношении обеспечения экономической безопасности регионов, в которых реализуется их бизнес. Так, интеграция стратегической информации о деятельности хозяйствующих субъектов на основе универсальных моделей, включающей подсистемы стратегического управленческого учета, стратегической отчетности и ее анализа, контроля за реализацией стратегических задач и достижением ключевых показателей стратегического развития, теоретически и методически обоснована и доказана расчетами с использованием И. А. Мальсаговым морфологического анализа взаимной согласованности тенденций развития холдингов [4, 5]. Значимость такого научно-практического подхода заключается в формировании нового информационно-аналитического обеспечения управления организациями в условиях многочисленных изменений во внешней и внутренней среде.
Можно привести еще один пример таких инструментов, формируемых в системе анализа деятельности организаций. Основываясь на особенностях циклической динамики развития хозяйствующих субъектов, наличии конкретных
факторов, формирующих тенденцию их развития, В.Л. Поздеев предлагает методику формирования «коридора безопасности» и определения оценки рисков хозяйственной деятельности на основе выделенной системы показателей экономической безопасности. Используя элементы прогнозирования, он показывает преимущества разработанной им адаптивной модели предприятия, способной оперативно реагировать на изменение условий деятельности на основе учета результатов прогноза [6].
Учетно-контрольные системы хозяйствующих субъектов, к которым все больше обращаются в последнее время практики, нашли свое отражение в научных публикациях [7, 8], где интеграция информации учета и контроля рассматривается не только для целей текущего управления, но и для принятия стратегически значимых решений. В этой связи важно выделить несколько проблем, решение которых позволит ответить на следующие вопросы: каким критериям должна отвечать система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта в условиях сложившейся налоговой среды; какие недостатки следует устранить в системах внутреннего контроля, построенных на основе концепции COSO; следует ли сохранить часто используемый процессный подход к системе внутреннего контроля с целью наблюдения за налоговой нагрузкой, состоянием налоговых баз, налоговыми рисками и т.д.; нужны ли специальные внутренние стандарты для формирования интегрированной внутренней отчетности на основе учетно-контрольной информации по отдельным объектам управления и учета; какие вопросы экономической безопасности хозяйствующего субъекта могут быть зависимыми от учетно-контрольной информации и как управлять снижением рисков по экономической безопасности на основе этой информации?
выводы
Вышеприведенное доказывает необходимость пересмотра традиционных концепций экономической безопасности и научного осмысления новых инструментов управления бизнесом с целью ее обеспечения. Требуются специальная подготовка кадров в системе высшего профессионального образования, развитие специализаций существующего федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Экономическая безопасность», которые, в свою
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
83
очередь, могут быть обеспечены на основе интегрированного мышления ученых и специалистов-практиков разных областей экономических знаний — экономики, бухгалтерского учета, анализа, контроля и налогообложения.
Литература
1. Пансков В. Г. Финансовая устойчивость в условиях стабильной налоговой нагрузки: миф или реальность? // Инновационное развитие экономики. 2014. № 6, часть I (23).
2. Новая концепция налогового контроля создаст благоприятные условия для добросовестных налогоплательщиков. URL:.http:// nalog.ru.
3. Гетьман В. Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности // Учет, анализ, аудит. 2014. № 1. С. 74-85.
4. Мальсагов И.А. Методика морфологического анализа показателей стратегической управленческой отчетности холдинга // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 287-297.
5. Мальсагов И. А. Методика комплексного анализа и оценки устойчивого стратегического развития холдинга // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 2. С. 348-356.
6. Поздеев В.Л. Анализ в системе экономической безопасности предприятия // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 38-47.
7. Мельник М.В. Роль учетно-аналитической функции для поддержания устойчивого развития организации // Инновационное развитие экономики. 2014. № 4 (21). С. 3341.
8. Шуклов Л.В. Управление развитием предприятий. Бухгалтерский и финансовый аспекты: монография. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 200 с.
9. Новоселов К.В. Проблемы налоговой оптимизации в сфере налогообложения прибыли // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 5. С.126-130.
References
1. Panskov V. Financial stability in conditions of stable tax burden: myth or reality? Innovative Development of Economy. [Finansovaja ustojchivost' v uslovijah stabil'noj nalogovoj
nagruzki: mif ili real'nost'], Innovacionnoe raz-vitie jekonomiki. 2014, No 6, part I (23).
2. The new concept of tax control will create favorable conditions for honest taxpayers. [No-vaja koncepcija nalogovogo kontrolja sozdast blagoprijatnye uslovija dlja dobrosovestnyh nalogoplatel'shhikov] URL:.http://nalog.ru.
3. Getman V. On the conceptual framework and structure of the international standard for integrated reporting. Accounting, analysis and audit. [O konceptual'nyh osnovah i strukture mezhdunarodnogo standarta po integrirovan-noj otchetnosti], Uchet, analiz, audit, 2014, No 1, pp. 74-85.
4. Malsagov I. Technique of the morphological analysis of indicators of the strategic administrative reporting of holding. Audit and Financial Analysis. [Metodika morfologicheskogo analiza pokazatelej strategicheskoj uprav-lencheskoj otchetnosti holding/, Audit i finans-ovyj analiz, 2014, No 1, pp. 287-297.
5. Malsagov I. Methodology for integrated analysis and assessment of sustainable development strategic holding [Metodika kompleksnogo analiza i ocenki ustojchivogo strategicheskogo razvitija holding], Audit and Financial Analysis, 2014, No 2, pp. 348-356.
6. Pozdeev V. Analysis in the system of companies economic security. Innovative Development of Economy. [Analiz v sisteme jekonom-icheskoj bezopasnosti predprijatija],. Innovaci-onnoe razvitie jekonomiki, 2014, No 2 (19), pp. 38-47.
7. Melnik M. The role of accounting and analytic functions to support sustainable development of organization. Innovative Development of Economy. [Rol' uchetno-analiticheskoj funkcii dlja podderzhanija ustojchivogo razvitija or-ganizacii], Innovacionnoe razvitie jekonomiki, 2014, No 4 (21), pp. 33-41.
8. Shuklov L. Development management of enterprises. Accounting and financial aspects: monograph. Book House «LIBROKOM». [Up-ravlenie razvitiem predprijatij. Buhgalterskij i finansovyj aspekty: monografija.]. Moscow, 2012, 200 p.
9. Novoselov K. Tax Optimization: Taxation of Profits. Economy. Taxes. Law. [Problemy nalogovoj optimizacii v sfere nalogoobloz-henija pribyli], Jekonomika. Nalogi. Pravo, 2014, No 5, pp. 126-130.