ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: УПРАВЛЕНИЕ, ФАКТОРЫ И СТАТИСТИКА
Дмитрий Владимирович Дианов,
профессор кафедры социально-экономической статистики, д.э.н., профессор Московского государственного университета экономики, статистки и информатики, Тел.: (495) 442-72-55, Эл. почта: [email protected]
Елена Алексеевна Радугина,
Главный специалист отдела комплексного анализа и планирования социально-экономического развития Министерства экономики Московской области, к.э.н.
Научная статья посвящена теоретическим и практическим аспектам реализации эффективной экономической политики в одном из наиболее развитых регионов России - Московской области. Приоритетное внимание уделено вопросам экономической безопасности ресурсов хозяйственной деятельности - носителям социально-экономического потенциала, а также складывающихся бюджетных отношений, в том числе в связи с необходимостью формирования бюджетного фонда за счет налоговых поступлений, приватизации и др. Особое место уделено построению классификации угроз экономической безопасности Московской области, что в статистическом плане должно составить основу структурного анализа. В научной работе обозначены основные направления достижения должного уровня экономической безопасности самого близкого к столице региона. Ключевые слова: экономическая безопасность; московская область; экономические приоритеты; собственность региона.
Dmitry V. Dianov,
Doctorate of Economics, Professor, the Department of Social and Economic Statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: 8 (495) 442-72-55 E-mail: [email protected]
Elena A. Radugina,
PhD in Economics, Chief Officer for Complex Analysis and Planning of Social and Economic Development of the Ministry of Economic Affairs of the Moscow Region
ECONOMIC SECURITY OF THE MOSCOW REGION: MANAGEMENT, FACTORS AND STATISTICS
The research article is devoted to theoretical and practical aspects of the implementation of effective economic policy in the Moscow region - one of the most developed regions of Russia. Priority was given to the economic security of resources of economic activity -the carriers of social and economic potential, as well as to the emerging fiscal relations including necessity of development of a budget fund from taxes, privatization, etc. Special attention is given to the construction of the classification of threats to economic security of the Moscow area, which should form the basis of the structural analysis according to statistical terms. The main directions for achieving the necessary level of economic security of the closest to the capital region are identified.
Keywords: economic security, Moscow region, economic priorities, property of region.
Введение
Стратегическая цель развития любого региона - создание на его территории благоприятных условий для жизни, работы, отдыха, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов личности, общества и государства. В Московской области такая цель нашла отражение в «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года», одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49.
Стратегия определяет основные задачи социально-экономического развития Московской области - создание условий для формирования конкурентоспособной, динамичной и высокотехнологичной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Московской области, и на этой основе - создание условий для повышения уровня и качества жизни населения.
Вполне очевидно, что в современных экономических концепциях устойчивое развитие любой системы - территории, ведомства, рынка, финансов и т.д. - неотъемлемо связано с ее возможностью противостояния, выживаемости и даже наращивания потенциала в условиях общей экономической дестабилизации, кризиса, дефолта и других обстоятельств объективного воздействия. Иными словами, речь идет о некоем «экономическом иммунитете». Это - первостепенный, ключевой аспект экономической безопасности, превалирующий даже над коррупцией, мошенничеством, нецелевым использованием бюджетных средств и другими уже субъективными действиями, находящими отражение в уголовно-правовом законодательстве. Именно с этой позиции следует выявлять и давать статистическую оценку факторам экономической безопасности региона, формировать информационную базу для управления экономическими процессами, происходящими в территориальных образованиях.
1. Предпосылки экономического роста Московской области
Уникальное расположение Московской области, как климатогеографическое, так и в части размещения производительных сил, предопределяет возможность достижения регионом экономического статуса «Подмосковной Швейцарии». Московская область составляет 46 тыс. кв. км и расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Территория Московской области. Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транзитные «линии» России. Таким образом, Подмосковье является высокоразвитым транспортным узлом, обеспечивающим связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем, организацию транзитных потоков (товаров, имущества, финансов) и миграционных потоков.
На территорию Московской области приходится 8,6% общей площади лесного фонда Центрального федерального округа и лесов округа, не входящих в его лесной фонд; 8,5% лесных и 8,5% лесопокрытых площадей; 10,7% запасов древесины. Один из исторически сложившихся видов лесопользования на территории Московской области - заготовка и переработка различных видов дикорастущего растительного сырья (грибов, ягод, орехов, древесных соков и т.д.).
Московская область располагает подготовленным персоналом, силами и средствами для решения вопросов обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности на своей территории.
Повышение уровня экологической безопасности, совершенствование природопользования в Московской области достигается за счет проведения комплекса природоохранных мероприятий в рамках областных целевых программ и Программ Правительства Московской области, финансируемых из областного бюджета, целевых бюджетных фондов, инвестиционных средств. Поступление платежей в бюджет за пользование природными ресурсами за последние пять лет превысило 108 миллиардов рублей.
В рамках экологических программ Московской области уже выполнены и успешно реализуется целый ряд мероприятий, в числе которых:
- проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт природоохранных объектов коммунального назначения (очистных сооружений, канализационных, насосных станций, напорных и самотечных коллекторов, цехов механического обезвоживания, водозаборных узлов, станций обезжелезивания);
- инвентаризация гидротехнических сооружений, расположенных на территории Московской области;
- мероприятия по увеличению мощности Восточной системы водоснабжения;
- разработка концепции обеспечения экологической безопасности территорий в зонах федеральных автомагистралей в границах Московской области;
- разработка системы управления качеством окружающей среды Московской области на основе оценки;
- проектирование, строительство и реконструкция полигонов твердых бытовых отходов;
- составление кадастра и электронной карты сибироязвенных скотомогильников, расположенных на территории Московской области;
- проведение работ по восстановлению почв, загрязненных диоксинами на территории г. Серпухова;
- инвентаризация и разработка схемы развития и размещения особо охраняемых территорий в Московской области (далее - ООПТ). Схемой предусмотрено создать в Московской области 39 новых ООПТ, в том числе: 3 природных парка, 19 государственных природных заказников, 17 памятников природы и других категорий. Общая площадь ООПТ составит более 700 тысяч гектаров.
Глобальной проблемой подмосковного мегаполиса является поддержание экологического равновесия. Леса Московской области, являясь главной составляющей экологического каркаса, существенно влияют на формирование климата, регулируют газовый состав атмосферы, баланс тепла и влаги на территории проживания населения.
В целях сохранения природных комплексов разработана и реализуется Программа «Леса Подмосковья», мероприятия которой направлены на рациональное, многоцелевое использование лесов, их неистощимость, улучшение породного состава, повышение их жизнеспособности, долговечности и продуктивности. За весь период
реализации Программы выполнено и профинансировано мероприятий на сумму около 50 млн. руб.
Минерально-сырьевая база Московской области довольно развита и разнообразна. Ежегодно из недр области извлекается около 16 млн. куб. м твердых полезных ископаемых. Свою деятельность здесь осуществляют свыше 6 тысяч недропользователей, из них около 160 предприятий добывают твердые полезные ископаемые, остальные - подземные воды. Преобладающее значение в структуре полезных ископаемых занимают строительные материалы (песчано-гравийные смеси, пески, цементное сырье, кирпичные глины и другие), на долю которых приходится 70% промышленных запасов минерального сырья. Из 10 видов твердых общераспространенных полезных ископаемых в Московской области добывается 9.
Московская область богата многовековыми культурными традициями. Подмосковье - регион с богатейшим историческим прошлым, край старинных городов, монастырей и усадеб. Здесь сохранились уникальные исторические памятники, многие из которых внесены в реестр ЮНЕСКО, как имеющие общечеловеческую ценность. На территории Московской области поставлено под государственную охрану 6455 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе 1740 федерального значения. Данное обстоятельство обозначило прочную основу для обладания статусом рекреационного региона.
На протяжении последних лет рост валового регионального продукта в Московской области значительно опережал рост этого показателя в целом по России.
При отсутствии в области сырьевых и иных высокодоходных источников высокие темпы роста валового регионального продукта главным образом обеспечиваются за счет развития реального сектора экономики.
В Московской области производятся сотни видов промышленной продукции - пилотируемые космические аппараты, вагоны метро, тепловозы, лифты, автобусы, оборудование для легкой и пищевой промышленности, прокат черных и цветных металлов, строительные материалы, минеральные удобрения, медицинская техника, швейные машины, фотоаппараты, оптические приборы, лекарственные
препараты, пищевая продукция, ткани, ковры, фарфоровые и фаянсовые изделия и многое другое.
В Подмосковье действуют десятки предприятий общероссийского значения, выпускающих конкурентоспособную продукцию. При этом их промышленный потенциал уникально сочетается с мощным научно-техническим комплексом.
Базой развития производства, как и всей экономики в целом, является мощный энергетический комплекс. Мо сковская область по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет самую сложную энергетическую инфраструктуру.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Московской области включает в себя систему газообеспечения, электроэнергетическую систему, системы нефтепродуктообеспечения и обеспечения твердым топливом.
Основным поставщиком природного газа в Московскую область является ООО «Мосрегионгаз», доля поставок которого составляет свыше 84 процентов от общего объема поставок в Московскую область.
В Московской области действует свыше сорока исследовательских и учебных институтов Российской академии наук, множество отраслевых научных учреждений. По численности занятых научными исследованиями и разработками Московская область занимает 3 место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Направления деятельности научно-технического комплекса охватывают отрасли машиностроения и металлургии, авиационной и ракетно-космической техники, электроники и радиоэлектроники, оборонной промышленности и приборостроения, химии и лесного хозяйства, агропромышленного комплекса и строительной индустрии, экологии и медицины.
В области сосредоточено большинство наукоградов Российской Федерации: городские округа Королев, Дубна, Реутов, Фрязино, Пущино, Жуковский, Троицк.
Строительный комплекс Московской области развивается высокими темпами. В последние годы удалось достичь коренного изменения структуры вводимого жилья. Обеспечен опережающий рост многоэтажного жилья, что явилось результатом комплексной застройки городов и районов Московской области.
Приоритетным стало каркасно-мо-нолитное и сборно-монолитное строительство многоэтажных жилых домов с эффективными ограждающими конструкциями и кирпичной облицовкой (более 40 процентов всех многоэтажных домов). Вводимые в действие дома стали более привлекательными как по своим архитектурным формам, так и в отношении внутренней отделки квартир. Кроме того, многое сделано по обеспечению безопасности жилья, развитию необходимой инженерной и социальной инфраструктуры новых микрорайонов.
На территории Московской области функционирует транспортная система, состоящая из одиннадцати главных железнодорожных направлений, 11 автомагистралей и двух кольцевых автодорог, пяти аэропортов (из них 2 международных - «Шереметьево», «Домодедово»), двух речных портов и более 600 терминальных комплексов.
Основу транспортной инфраструктуры Московского региона составляют автомобильные дороги общего пользования протяженностью около 25000 км, из которых 243 9 км - дороги федерального значения.
По территории Московской области проходят международные «транспортные коридоры»: «Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород» и «Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Новороссийск - Астрахань».
Перевозки пассажиров на территории Московской области осуществляются автомобильным (72,9% в общем объеме перевозок пассажиров), железнодорожным (19,1%), трамвайным (4,8%), троллейбусным (3,2%) и внутренним водным транспортом. Ежегодно по территории Подмосковья транспортными организациями перевозится свыше 1 млрд. пассажиров.
Вместе с тем, в социальной сфере наблюдается отставание развития рыночного сектора услуг.
В настоящее время социальная сфера характеризуется несоответствием уровня развития платных услуг потребностям населения, неравномерностью развития рынка услуг в различных муниципальных образованиях области, наличием учреждений с высокой степенью физического и морального износа основных фондов, с заработной платной работающих значительно ниже средней по Московской области.
Существующий механизм финансирования государственных и муни-
ципальных учреждений социальной сферы не стимулирует повышения эффективности использования имеющихся мощностей, развития материально-технической базы, повышения заработной платы работающих, внедрения новых технологий и новых видов услуг, повышения объемов и качества оказываемых услуг, сдерживает развитие рынка социальных услуг.
Государственные закупки являются неотъемлемой составной частью комплекса показателей социально-экономического развития Московской области, так как характеризуют основную долю расходной части бюджета, в соответствии с чем система государственных закупок Московской области должна быть органически встроена в бюджетный процесс.
В основу создания новой системы государственных закупок в Московской области легли два стратегических направления:
1) переход на нормативное, либо экономически обоснованное планирование закупок;
2) автоматизация процессов управления государственными закупками.
В настоящий момент определена структура управления закупками по трем уровням (уполномоченные органы, государственные заказчики, подведомственные учреждения).
Работа по развитию нормативно-правовой базы будет продолжаться.
Вторым значимым направлением в построении новой системы стал процесс автоматизации управления государственными закупками, преследующий цели:
- обеспечения прозрачности всех торгово-закупочных процессов для повышения конкурентности рынка и ответственности хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков при выполнении договорных обязательств;
- переход от децентрализованной системы к централизованной на стадиях планирования закупок и контроля за их исполнением для обеспечения рационального расходования бюджетных средств.
Достижение этих целей определяется постановкой следующей задачи - обеспечение единства информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти Московской области и муниципальных образований, а также интеграция сущес-
твующих ресурсов с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей.
Работа по увеличению доходов бюджета Московской области осуществляется по следующим направлениям:
- активное привлечение инвесторов на территорию Московской области;
- постановка на учет на территории Московской области крупнейших налогоплательщиков, среди которых акционерные общества «Газпром», «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Международный аэропорт «Шереметьево»;
- снижение задолженности организаций по платежам в бюджеты всех уровней, увеличение собираемости налогов;
- увеличение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и др.
Таким образом, к числу факторов, предопределяющих высокий уровень экономической безопасности Московской области можно отнести следующие:
- выгодное географическое положение;
- высокоразвитое промышленное производство;
- развитый научно-производственный комплекс;
- наличие инновационного потенциала развития;
- близость к ключевым железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории Московской области крупных международных аэропортов;
- высокая инвестиционная привлекательность;
- наличие квалифицированной рабочей силы;
- привлекательность для мигрантов (основа пополнения трудовых ресурсов);
- наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок, включая рынок потребительских кредитов, фондовый рынок);
- наличие возможностей для реализации частно-государственного партнерства;
- наличие богатого культурно-исторического наследия;
- наличие возможностей для развития туристского бизнеса.
Среди дефакторов экономическое безопасности Подмосковья отметим следующие:
- относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения бюджетного, налогового законодательства, отсутствие четкой региональной политики федеральной власти);
- рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета.
- сложная демографическая ситуация (естественная убыль населения, старение населения);
- высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
- экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Московской области (импорт товаров превышает их экспорт в 3,4 раза);
- износ производственного потенциала (степень износа основных фондов в целом по области составила 39,6 процента, в организациях, производящих электроэнергию - 53,4 процента, тепловую энергию - 45,2 процента, в строительстве - 43,6 процента, оптовой торговле - 56 процентов, науке - 51 процент);
- не соответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;
- высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития.
Такая качественная систематизация позволяет сформировать основные направления работ по повышению уровня экономической безопасности Московской области.
2. Классификация основных угроз экономической безопасности Подмосковья
Подробный качественный анализ предпосылок экономической безопасности Московской области предопределил построение следующей классификации угроз экономической безопасности региона и возможностей противодействия им.
Угрозы экономической безопасности Московской области и меры по их предотвращению
1. В части обеспечения экономического роста, структурного обновления экономики, обеспечения макроэкономи-
ческой сбалансированности, снижения инфляции и процентных ставок
1.1. Высокие ставки банковских кредитов и отсутствие оперативности в принятии банками решений о выделении кредитов в реальный сектор экономики.
Предоставляемые юридическим лицам кредитные ресурсы являются краткосрочными, что не удовлетворяет потребности предприятий в финансировании оборотных средств.
Направления противодействия. Расширить меры государственной поддержки в части компенсации процентных ставок и предоставления государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики по кредитам.
1.2. Замедление роста производства сельхозпродукции, связанное с недостатком кредитных средств, увеличением сроков расчета за поставленную продукцию. По-прежнему сдерживающим фактором остается низкая доходность молочного животноводства.
Задержка платежей за поставленную продукцию (молоко, зерно).
Направления противодействия. При принятии федеральных законов о регулировании рынка продовольствия и торговой деятельности предусмотреть гарантии стабильности сельскохозяйственного производства, повышения его доходности и установления сроков расчетов за поставленную продукцию.
1.3. Недостаток собственных средств и затрудненный доступ к кредитным средствам на модернизацию производства на новой технологической основе.
Направления противодействия. Определить на федеральном уровне дополнительные налоговые льготы для стимулирования предприятий, осуществляющих модернизацию производства за счет собственных средств.
Выработать меры льготного кредитования модернизации производства.
1.4. Проблема кадрового обеспечения предприятий промышленности и особенно оборонно-промышленного комплекса.
Направления противодействия. При разработке государственной промышленной политики рассматривать ее в комплексе с политикой развития профессионального образования.
1.5. Высокие расходы предприятий оборонно-промышленного комплекса на содержание мобилизационных
мощностей и поддержание технологий мобилизационного назначения в работоспособном состоянии.
Направления противодействия. На федеральном уровне определить источник финансирования расходов на содержание мобилизационных мощностей.
1.6. Несовершенство законодательной базы государственного оборонного заказа:
- не определены сроки проведения конкурсов на выполнение государственного оборонного заказа;
- не установлена ответственность заказчиков за несвоевременное финансирование заказа.
Направления противодействия. Совершенствовать законодательную базу государственного оборонного заказа.
2. В части развития муниципальных образований и земельных отношений
2.1. Недостаток средств на разработку Генерального плана и схем территориального планирования муниципальных образований Московской области.
Направления противодействия. На федеральном уровне предусмотреть государственную поддержку и стимулирование разработки генеральных планов и схем территориального планирования муниципальных образований.
2.2. Субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, по изъятию этих земель на основании данных органов государственной статистики, налоговых органов об отсутствии сельскохозяйственной деятельности на указанных землях в течение двух лет, независимо от перехода права собственности.
Направления противодействия. Наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, по изъятию этих земель на основании данных об отсутствии сельскохозяйственной деятельности на указанных землях в течение двух лет, независимо от перехода права собственности.
Ввести дифференцированные по степени использования налоговые ставки на земли, не используемые по целевому назначению.
3. В части развития системы стратегического управления на региональном и местном уровнях
3.1. Несовершенство статистического и налогового учета субъектов малого предпринимательства затрудняет прогнозирование и применение программно-целевого метода их развития.
Направления противодействия. Усовершенствовать статистический и налоговый учет деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.2. Отсутствие статистического учета на уровне городских и сельских поселений затрудняет прогнозирование и применение программно-целевого метода их развития.
Направления противодействия. Федеральным органам государственной статистики усовершенствовать статистический учет на уровне городских и сельских поселений.
4. В части повышения инновационной активности, энерго- и ресурсоэф-фективности в экономике
4.1. Недостаточное внедрение современных инновационных технологий в повышение энергоэффективности региональной экономики.
Направления противодействия. Меры государственной поддержки должны быть аналогичны соответствующим мерам по поддержке инноваций.
4.2. Недостаточные меры стимулирования инвестиций в отрасли с применением энергосберегающих технологий.
Направления противодействия. Включить энергосберегающие технологии в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, при утилизации бытовых отходов в Перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1243-р.
4.3. Конфликт интересов организаций, реализующих энергосберегающие технологии, и субъектов естественных монополий, осуществляющих поставку соответствующих энергоресурсов.
Направления противодействия. Требуется разработка организационных и правовых механизмов, не только стимулирующих организации различных форм собственности к энергосбережению, но и сглаживающих конфликт интересов, связанный с уменьшением доходов естественных монополий в случае применения энергосбережения.
4.4. Недостаточное количество инновационно-активных малых и средних предприятий, доля которых к их общему числу не превышает 10 процентов.
Направления противодействия. Принять нормативные правовые акты создания инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и определить механизмы выделения средств на реализацию инновационных проектов из организаций, осуществляющих венчурное финансирование.
Ввести понятия: «инновационное предпринимательство», «инновационное предприятие», «инновационная инфраструктура».
4.5. Недостаток областного и муниципального имущества, предоставляемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для их развития.
Отсутствуют механизмы предоставления федерального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях.
Направления противодействия. Законодательно решить вопрос о предоставлении в аренду субъектам малого предпринимательства федерального имущества на льготных условиях.
5. В части развития инженерной, транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры
5.1. Низкие темпы роста дорожно-транспортной и энергетической инфраструктуры. Дефицит электроэнергии. Низкая пропускная способность транспортной сети.
Направления противодействия. Разработать механизмы повышения заинтересованности частного капитала в решении инфраструктурных проблем.
5.2. Значительные расходы предприятий на содержание социальной инфраструктуры.
Направления противодействия. Обеспечить передачу в муниципальную собственность или собственность
субъектов Российской Федерации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых государственных предприятий до их приватизации.
6. В части развития системы физической культуры и спорта
6.1. Отсутствие на федеральном уровне единого минимального социального и бюджетного стандарта величины расходов бюджета муниципального образования на развитие физической культуры и спорта
Направления противодействия. Необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единый минимальный социальный и бюджетный стандарт величины расходов бюджета муниципального образования на развитие физической культуры и спорта (например, не менее 1 процента от размера доходной части бюджета муниципального образования).
6.2. Недостаточное количество специалистов для спортивной медицины.
Направления противодействия. Необходимо комплексно решить вопрос о подготовке и переподготовке специалистов для спортивной медицины. Расширить в медицинских ВУЗах количество кафедр по специализации «Спортивная медицина».
Ликвидация угроз экономической безопасности региона, снижение последствий их наступления дают импульс для реализации стратегического подхода к управлению динамичным поступательным развитием экономики Московской области и определению экономических приоритетов.
3. Стратегические приоритеты экономического развития Московской области
Основной стратегической целью развития Московской области является создание на ее территории благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов личности и общества, возможность для каждого жителя области реализовать свои способности и удовлетворить потребности на основе активного вовлечения в экономическую деятельность.
Стратегическими задачами, направленными на достижение поставленной стратегической цели являются: создание условий для устойчивого экономи-
ческого развития Московской области и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения области.
Для решения поставленных задач необходимо:
1. Разработать и начать реали-зовывать Стратегию демографического развития Московской области, направленную на сокращение естественной убыли населения, повышение рождаемости и сокращение смертности, в том числе младенческой и материнской, укрепление институтов семьи и брака;
2. Проводить активную миграционную политику, которая позволит восполнить естественную убыль трудоспособного населения, снизить демографическую нагрузку на его работающую часть путем привлечения в область специалистов трудоспособного возраста с высшим и средним профессиональным образованием, создать благоприятные условия проживания для всех прибывающих в Московскую область. Для развития трудовой миграции внутри области предстоит разработать программу развития скоростного пригородного сообщения между городом Москвой и городами области, опережающими темпами строить жилье в инвестиционно активных ее частях.
3. Решить задачу обеспечения всеобщего доступа к качественному образованию путем реализации приоритетного национального проекта «Образование», развития инновационной составляющей этой сферы, конкурентной образовательной среды, повышения социально-экономического статуса педагога, развития системы высшего и среднего профессионального образования.
4. Повысить качество и доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», осуществить переход от дотаций учреждениям к дотациям потребителей медицинских услуг, содействовать привлечению дополнительных государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры здравоохранения, развивать конкуренцию на рынке медицинских услуг, содействовать внедрению механизма непрерывного контроля качества медицинских услуг, медицинской и фармацевтической продукции.
5. Сформировать единое культурное пространство и обеспечить равный доступ к культурным ценностям для всех жителей Московской области путем развития системы профессионального и дополнительного образования в сфере культуры, стимулирования деятельности областных творческих коллективов, открытия новых библиотек, выставочных залов, театров, клубов.
6. Сформировать сбалансированный рынок туристских услуг, развивать инфраструктуру туризма и такие направления туристской деятельности, как научный, производственный, экологический, событийный, экстремальный, паломнический туризм, разработать систему презентации Московской области как объекта туристской индустрии на внутрироссийском и международном рынке.
7. Развивать инфраструктуру физической культуры и спорта, строить физкультурно-оздоровительные комплексы, другие спортивные объекты, создавать условия для привлечения различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом, развивать инфраструктуру для занятий массовым спортом в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, внедряя в образовательный процесс эффективную систему физического воспитания.
8. Повышать качество условий проживания населения и его коммунального обслуживания, осуществить выравнивание параметров коммунального обслуживания населения во всех населенных пунктах области путем формирования рынка жилищных и коммунальных услуг с привлечением предприятий малого бизнеса, стимулирования граждан к созданию товариществ собственников жилья, разработки мер по финансовому оздоровлению коммунального комплекса, создания программы развития коммунальной теплоэнергетики, стимулирования строительства жилья, формирования эффективной инфраструктуры ипотечного рынка жилья.
9. Обеспечить функционирование потребительского рынка Московской области, удовлетворение потребности населения в качественных и безопасных товарах и услугах путем приведения технологий торговли в соответствие с европейскими стандартами, значительного расширения предоставления «социальных» услуг, распространению механизмов безна-
личных расчетов за товары и услуги, развития системы потребительских кредитов.
10. Повысить уровень профессионализма и конкурентоспособности трудовых ресурсов, снизить уровень безработицы путем развития форм и методов оказания содействия занятости населения, развития системы социального партнерства в сфере подготовки профессиональных кадров для Московской области, развития системы информационного обеспечения населения по проблемам занятости, профессиональной подготовки и переподготовки, совершенствования системы оплаты труда.
11. Разработать систему мер по предупреждению возникновения природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, реализовать ряд проектов в сфере охраны окружающей среды, среди которых главная -проблема утилизации и переработки бытовых отходов
12. Обеспечить устойчивый эконо-мическийрост посредством формирования системы внутренних стимулов развития экономики, оптимизации структуры экономики.
13. Совершенствовать инвестиционную политику области путем создания правовых и организационных условий для привлечения в экономику области инвестиций, кредитно-финансовых ресурсов, новейших технологий; развития регионального сегмента фондового рынка, как инструмента мобилизации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов; привлечения инвестиций в реализацию инновационных проектов; содействия реализации приоритетных для области инвестиционных проектов и программ (строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Дубне); стимулирования привлечения инвестиций в создание объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры.
14. В целях выравнивания уровней экономического развития муниципальных образований Московской области создать систему промышленных округов, на территории которых обеспечить условия для развития конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующего сервиса.
15. Развивать инновационную деятельность с целью формирования в
Московской области системы, обеспечивающей создание, коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции.
16. Обеспечить развитие агропромышленного комплекса путем создания условий для сокращения числа убыточных хозяйств, стимулирования создания сельскохозяйственными организациями собственных перерабатывающих производств, организации опто-во-сбытовых структур, создания механизма реального движения земельных долей, формирования эффективного механизма адресного государственного стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития социальной инфраструктуры на селе.
17. Решить задачу формирования единой транспортной системы и наиболее полного использования транзитной функции путем развития транспортно-логистической системы области на основе привлечения инвестиций в создание региональных сетей и грузообрабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения; оптимизации территориального расположения объектов товаропроводящей сети для обслуживания международных и межрегиональных перевозок; создания интегрированной системы транспортной информации для объединения всех звеньев и объектов инфраструктуры в единую логистическую сеть.
18. Обеспечить развитие связи и телекоммуникаций с целью обеспечения доступности услуг связи, телевидения и Интернета населению области, уменьшения различий муниципальных образований по уровню развития связи путем проведения телефонизации удаленных и малонаселенных пунктов области, создания конкурентной среды, обеспечивающей привлечение на территорию области альтернативных операторов связи, развития современных телекоммуникационных систем, мультисервисной связи и новых видов телекоммуникационных услуг.
19. Развивать предпринимательскую деятельность, что позволит
увеличить вклад малого бизнеса в объем валового регионального продукта и доходы бюджета. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (бизнес-инкубаторы, технопарки), стимулировать развитие малого предпринимательства в таких важнейших секторах экономики как оказание жилищных услуг, иннновационная деятельность; содействовать развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере предпринимательства, развитию кредитной кооперации малых предприятий.
20. Повысить эффективность государственного управления, в том числе посредством реализации административной реформы в Московской области.
Одним из важнейших инструментов в достижении поставленных целей социально-экономического развития Московской области является ее активное участие в реализации приоритетных национальных проектов.
Безусловным фактором достижения указанных задач является дальнейшее совершенствование методологической базы статистического анализа и управления региона.
Заключение
Управление любой экономической системой на современном этапе рыночных отношений может носить только интегрированный характер. Невозможно принятие управленческих решений без детального анализа сформировавшихся тенденций экономического развития. Выявление и исследование таких тенденций, как экономических взаимосвязей на должно быть отрешенным от математико-статистического аппарата, дающего возможность осуществить комплексный количественный анализ. Тем более весь необходимый статистический и логистический инструментарий достаточно хорошо разработан и может быть применен в практике регионального управления экономикой.
Только согласованные действия заинтересованных участников и, прежде всего, Правительства Московской области, депутатов Московской областной Думы и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, органов государственной статистики, правоохранительных органов, государственных учреждений социальной сферы будут способствовать тому, что средства федерального бюджета, направляемые на развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований, станут не декларируемыми, а реальными.
Литература
1. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. Учебное пособие. 2-е изд., доп. Гриф УМО МО РФ Издательства: Инфра-М, 2010 ;
2. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность» учебное пособие М.: Юнити, 2012;
3. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования учеб. пособие М.: Изд-во РАГС, 2011;
4. Михайлов Л. Экономическая безопасность, М.: Дрофа, 2010;
5. Сугробова Е.Б., Хмелев С.А., Орлова Е.А. Экономическая безопасность М.: Юнити, 2012
References
1. Avdiyskiy VI., Dadalko V.A. The shadow economy and economic security of the state. Textbook. 2nd ed., dop. Grif UMO MO RF Izdatel'stva: Infra-M, 2010 ;
2. Bogomolov V.A. Introduction into specialty «Economic Security» tutorial M.: Yuniti, 2012;
3. Kornilov M.Ya. Russia's economic security: basic theory and educational research methodology. allowance M.: Izd-vo RAGS, 2011;
4. Mihaylov L. Economic Security, M.: Drofa, 2010;
5. Sugrobova E.B., Hmelev S.A., Orlova E.A. Economic security M.: Yuniti, 2012