Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/
Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php
URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/151EVN617.pdf
Статья опубликована 18.02.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Лесина Т.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность в Калужском регионе. Оценка современного состояния и перспективы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/151EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 65.01.005
Лесина Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Калужский филиал, Россия, Калуга1 Доцент кафедры «Экономическая безопасность» Кандидат экономических наук E-mail: jalesina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=639143
Экономическая безопасность и экономическая преступность в Калужском регионе. Оценка современного
состояния и перспективы
Аннотация. В статье экономическая безопасность рассматривается многосторонне. Автор считает, что важное место в нейтрализации угроз экономической безопасности играет борьба с экономическими преступлениями. Исследование показывают, что за последние два года 48 % компаний и организаций в России столкнулись с экономическими преступлениями.
Автор отмечает, что по результатам исследования выявлено, что наибольший удельной вес в структуре экономических преступлений занимают: незаконное присвоение активов, мошенничество при закупке товаров, взяточничество и коррупция.
В статье представлены индикаторы экономической безопасности, подробное исследование с использованием индикаторов проведено по программе «Профилактика правонарушений в Калужской области».
Методика исследования основывалась на методах наблюдения, классификации и систематизации на уровне региона - Калужская область.
Автором представлены рекомендации по профилактике и обеспечению экономической безопасности и устранению угроз в экономической сфере на примере Калужской области, представлена новая программа по повышению финансовой грамотности населения.
В статье обоснована необходимость предупреждения и профилактики экономических преступлений. Сделан вывод о том, что предупреждение правонарушений, проведение профилактических мероприятий - это основные меры, обеспечивающие укрепление экономической безопасности и снижение экономической преступности.
1 248000, г. Калуга, ул. Окружная, д. 4 корп. 3
Ключевые слова: экономическая безопасность; экономическая преступность; экономическая безопасность; программа противодействия; индикаторы экономической безопасности; финансовая грамотность; профилактика экономических преступлений
Экономические, социальные и политические преобразования в нашей стране не показывают ожидаемых результатов. Угрозы в сфере экономики, связанные с негативно отражается на экономической безопасности регионов. Многочисленные факторы: снижение уровня жизни населения, ощутимые инфляционные процессы, экономический и социальный разрыв между бедными и богатыми, возможность «обходить» законодательство создают основу для угроз экономической безопасности страны, оказывают негативное влияние на стабильность экономической безопасности в России. Система защиты от криминальной опасности не является надежной ни на уровне государства, ни на уровне региона, ни на уровне хозяйствующих субъектов, ни на уровне личности.
В «Стратегии национальной безопасности России до 2020 г.» определены основные курсы обеспечения национальной безопасности РФ. К ним отнесены стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий осуществления конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства2.
Экономическую безопасность следует рассматривать многосторонне: экономическая безопасность страны, экономическая безопасность региона, экономическая безопасность предприятия и экономическая безопасность личности.
Вопросы обеспечения и усиления экономической безопасности регионов России рассматривались такими учеными, как В. В. Лунев [1], В. А. Дадалко, [2], Е. Ф. Евстифеева [3], И. М. Мацкевич [4] и другие [5, 6, 7, 8].
Преступность экономической направленности представляет собой систему противоправных действий, направленных на разрушение установленного порядка управления экономическими процессами, нарушение прав и интересов граждан и хозяйствующих субъектов со стороны лиц, выполняющих определённые функции в системе экономических отношений.
Уголовный кодекс РФ определяет экономическую преступность как совокупность нескольких десятков составов преступлений. Рассмотрим основные положения УК РФ в части экономической безопасности. «Преступления в сфере экономики» состоит из трех глав: гл.21 «Преступления против собственности»; гл.22 «Преступления в сфере экономической деятельности»; гл.23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»3.
Объединение экономических преступлений, включенных в гл.22 УК РФ, содержит следующие виды преступлений в сфере экономики:
1) правонарушения в сфере управления предпринимательской деятельностью;
2 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. [Текст]. - Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. // Консультант Плюс.
3 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
2) правонарушения в предпринимательской деятельности;
3) преступления в финансовой сфере;
4) правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.
Преступления в экономической сфере носят системный характер. Экономическая преступность чаще всего - организованная преступность. Степень организованности бывает различной, но реальную угрозу экономической безопасности представляет именно организованная экономическая преступность [9, С. 81].
По данным PwC за 2015-2017 гг. более 40 % организаций в России столкнулись с преступлениями экономической направленности. Но для соответствия общемировым показателям около (35 %) необходимо реализовывать действенные мероприятия4.
По оценкам компании наибольший удельной вес в структуре экономических преступлений занимают: незаконное присвоение активов, мошенничество при закупке товаров, взяточничество и коррупция, что и представлено на рисунке 1.
Нарушение прав интеллектуальной собственности (ИС)
Манипулирование данными
бухгалтерского учета
Легализация доходов, полученных преступным путем
Киберпреступления
Взяточничество и коррупция
Мошенничество при закупкахтоваров, работ и услуг
Незаконное присвоение активов
Рисунок 1. Оценка актуальности угроз (%) по мнению экспертов ^^С5
Согласно статистике Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (МВД РФ) отмечается уменьшение фиксируемых преступлений в сфере экономики, и это не единичные случаи. Положительным образом проявили себя 75 субъектов Российской Федерации). За 1-ое полугодие 2016 года зафиксировано 1851474 преступлений, их уровень снизился на 7,8 % относительно 1-ое полугодия 2015 года. Спад отмечается по преступлениям в экономической сфере. На 1-ое полугодие 2016 года было зафиксировано 99956 преступлений, их количество уменьшилось на 4,6 %, по сравнению с 1-ым полугодием 2016 года. Удельный вес преступлений в сфере экономики в общем числе зафиксированных составил 5,4 %, а материальный ущерб от совершенных преступлений (по статистике уголовных дел) составил 329,33 млрд руб.
14
23
12
23
30
33
72
4 Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, доступ https://www.pwc.ru/. [Дата обращения: 30.12.2017].
5 Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, доступ https://www.pwc.ru/. [Дата обращения: 30.12.2017].
Из наиболее часто совершаемых экономических преступлений в России за 1 -ое полугодие 2016 года отмечают преступления в сфере финансово-кредитных операций. Статистика таких преступлений за 1-ое полугодие 2016 года составляет 29153 преступлений, и это на 5,7 % меньше, чем за 2-ое полугодие 2015 года, когда сотрудниками ОВД выявлено 28321 преступлений, что на 5,8 % меньше, чем за 1-ое полугодие 2015 года; величина данного рода преступлений, совершённых в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб равна 5410 преступлений и сократилась на 0,8 % по сравнению с 1-ым полугодием 2015 года.
Повышение уровня экономической безопасности в экономической сфере зависит следующих мер: предупреждение правонарушений и реализация профилактических мероприятий.
Регионы планово реализуют программы профилактики правонарушений. Рассмотрим реализацию программ на примере Калужского региона. Актуальной программой на сегодня является программа "Профилактика правонарушений в Калужской области" от 18 декабря 2013 г. N 695 (от 12.08.2016 N 438).
Целью рассматриваемой программы является снижение криминализации общества профилактическими мерами и недопущение втягивания в преступность новых лиц.
Задачами исследуемой программы являются:
• профилактика подростковой преступности и противодействие вовлечению несовершеннолетних и молодежи в совершение правонарушений;
• профилактика правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• снижение уровня рецидивной преступности, обеспечение социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
• предупреждение возникновения условий, представляющих опасность для жизни, здоровья, собственности граждан, за счет активизации и повышения эффективности профилактической деятельности.
Достижения цели и задач государственной программы можно определить на основе индикаторов, представленных на рисунке 2.
Для оценки предлагаем использовать следующие индикаторы государственной программы:
• сокращение числа зафиксированных преступлений;
• сокращение числа преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления;
• сокращение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием;
• сокращение числа преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.
В официальных источниках план программы представлен на период до 2020 года.
)( Снижение количества преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения
А Снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием
■ Снижение количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления
Рисунок 2. Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях в Калужской области 2012-2020 гг. в процентах к 2012 г.6
Ожидаемые итоги осуществления государственной программы:
В количественном выражении в 2020 году к уровню 2012 года ожидаются следующие результаты:
• общее количество зарегистрированных преступлений снизится на 7 %;
• уровень рецидивной преступности уменьшится на 4 %;
• количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, уменьшится на 23 %;
• число правонарушений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения, снизится на 9 %.
Кроме количественных показателей имеют важное значение и качественные показатели.
В качественном выражении реализация программных мероприятий позволит стабилизировать криминогенную обстановку в Калужской области, снизить уровень преступности и других отрицательных явлений по некоторым направлениям и тем самым образовать ситуацию для реального роста уровня экономической безопасности.
Сведения о достижении значений индикаторов, показателей государственной программы Калужской области «Профилактика правонарушений в Калужской области» в 2016 год.
По РФ зарегистрировано 2160063 преступлений, что на 9,6 % меньше, чем в 2015 году, в ЦФО - 505267 преступлений, что на 9,2 % меньше, чем в 2015 году.
По Калужской области зарегистрировано 16193 преступлений, а планировалось 14340.
6 Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, доступ https://www.pwc.ru/. [Дата обращения: 30.12.2017].
Борьба с экономическими преступлениями требует скрупулезной проработки действий специалистов в области экономической безопасности.
Немаловажным элементом является грамотное использование источников информации для обеспечения экономической безопасности и предупреждения преступлений.
Таблица 2
Классификация источников информации для целей обеспечения экономической безопасности и предупреждения экономической преступности7
Группа источников Информационные источники
Законодательство в области экономической безопасности Стратегии; Федеральные законы; Нормативные акты Банка России
Отчетность Базовые формы: публикуемая и консолидированная отчетность; аналитическая и статистическая отчетность; налоговая отчетность; отчетность по МСФО; нефинансовая отчетность; интегрированная отчетность; управленческая отчетность, результаты аудиторских проверок и внутреннего контроля
СМИ Журналы Методические журналы Газеты Телевидение Радио
Интернет Официальные сайты организаций Сетевые СМИ Сайты, посвященные экономической безопасности
Инфраструктура Ассоциации и общественные организации. Рейтинговые агентства Фондовые биржи Системы денежных переводов Бюро кредитных историй Агентства (информационные, информационно-аналитические, деловой информации)
Органы контроля за экономическими преступлениями Министерство внутренних дел; Отделы внутренних дел; Прокуратура
Характеристика источников банковской бизнес-информации Рейтинговые агентства Фондовые биржи Системы денежных переводов Бюро кредитных историй Агентства (информационные, информационно-аналитические, деловой информации) Банковский аудит и консалтинг Разработчики банковского программного обеспечения Банки развития Социальные сети
Одним из предложений по реализации мер обеспечение экономической безопасности в социальной сфере по Калужской области является реализация программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Калужской области в 2018-2020 годах»8.
Региональная программа Калужской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Калужской области в 2018-2020 годах» представлена на рисунке 3.
7 "Профилактика правонарушений в Калужской области" от 18 декабря 2013 г. N 695 (от 12.08.2016 N 438).
8 "Профилактика правонарушений в Калужской области" от 18 декабря 2013 г. N 695 (от 12.08.2016 N 438).
Цель программы- содействие формированию грамотного финансового поведения граждан, его ответственного участия на рынках финансовых услуг, а также повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг
Целевые показатели (индикаторы):
рост доли представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых продуктов, процентов:
Задачи программы:
мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг;
развитие кадрового и институционально го потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;
разработка и реализация образовательных
программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения;
содействие усилению защиты прав потребителей финансовых услуг.
Ч:
а) доли действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг - на 1,7 процента;
б) доля обучающихся и студентов - на 2,1 процента;
рост доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, процентов:
а) доли действительных и потенциальных низко- и среднедоходных пользователей финансовых услуг - на 1,3 процента;
б) доля обучающихся и студентов - на 1,5 процента;
рост доли действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, - на 2,8 процента;
рост доли представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций, - на 2,4 процента.
Л
Рисунок 3. Программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Калужской области в 2018-2020 годах»9
Предложения, сформированные в статье направлены на обеспечение экономической безопасности в социальной сфере Калужской области и содействуют повышению ее уровня.
Экономическая безопасность включает множество аспектов, в том числе продовольственную безопасность, экологическую безопасность, социальную безопасность, которые тесно связаны с вопросами экономической преступности [10].
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать тот факт, что обеспечению экономической безопасности региона будет способствовать обеспечение финансовой грамотности.
' Там же.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лунеев Виктор Васильевич Экономика и преступность. Проблемы противодействия экономической преступности // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №6. URL: http://cyberieninka.m/artide/n/ekonomika-i-prestupnost-problemy-protivodeystviya-ekonomicheskoy-prestupnosti (дата обращения: 11.01.2018).
2. Дадалко Василий Александрович, Протасов Константин Алексеевич, Чекмарёв Владимир Васильевич Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность государства // Вестник КГУ. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-prestupnost-i-ee-vliyanie-na-ekonomicheskuyu-bezopasnost-gosudarstva (дата обращения: 11.01.2018).
3. Евстифеева Екатерина Владимировна Экономическая преступность: современные проблемы, вопросы противодействия // Вестник СГЮА. 2013. №5 (94). URL: http://cyberieninka.m/artide/n/ekonomicheskaya-prestupnost-sovremennye-problemy-voprosy-protivodeystviya (дата обращения: 11.01.2018).
4. Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). - СПб., 2002. - С. 82-83.
5. Мацкевич И. М. Организованная экономическая преступность // Мониторинг правоприменения. - 2016. - №1 (18). - С. 4-10.
6. Раскина Т. В. К вопросу о современных социально-экономических детерминантах преступности в России.
7. Табаков А. В. Глобализация внешнеэкономической преступности: криминологические и социально-экономические аспекты // Ученые записки СПб филиала РТА. - 2010. - № 3 (37). - С. 94-110.
8. Гуськов, Н. С. Экономическая безопасность регионов [Текст] / Гуськов Н. С., Звенякин В. Е., Крюков В. В. - М.: «Алгритм», 2013.
9. Емельянова Е. В. Теоретические аспекты планирования в управлении организацией // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и правление производством. 2015. №2 (24). С. 73-77 [Дата обращения: 30.06.2015].
10. Калинина К. В., Лесина Т. В. Агропромышленный комплекс в системе продовольственной безопасности Калужской области // Интернет-журнал «Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Экономика и управление», 2017 [Электронный ресурс] - М.: Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Экономика и управление, 2017. - Режим доступа: http://vkrutikov.ru/files/docs/47/jumal-ekonomika-i-upravlenie-2017.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Lesina Tat'yana Viktorovna
The Russian presidential academy of national economy and public administration
Kaluga branch, Russia, Kaluga E-mail: jalesina@mail.ru
Economic security and economic crime in the Kaluga region. Assessment of the current state and prospects
Abstract. The author notes that the results of the study revealed that the largest share in the structure of economic crimes are: asset misappropriation, fraud in the procurement of goods, bribery and corruption.
The article presents the indicators of economic security, a detailed study using indicators carried out under the program "Prevention of offences in the Kaluga region".
Research methodology was based on the methods of observation, classification and systematization on the level of region - Kaluga oblast.
The author presents recommendations for the prevention and economic security, and threats in the economic sphere on the example of Kaluga region presented the new program to improve financial literacy.
In the article the necessity of prevention, and prevention of economic crimes. It is concluded that the prevention of crime, preventive measures are the main actions that strengthen economic security and the decline of economic crime.
Keywords: economic security; economic crime; economic security; program counter; indicators of economic security; financial literacy; prevention of economic crimes