Научная статья на тему 'Эконометрическое моделирование управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте'

Эконометрическое моделирование управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / СИСТЕМА / SYSTEM / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузина Елена Леонидовна

Рассмотрены проблемы природопользования на железнодорожном транспорте для обеспечения экологоэкономической безопасности урбанизированных территорий. Приведена эконометрическая модель управления развитием системы природопользования и предложен показатель эколого-экономического обоснования и оценки управленческих решений для разработки сценариев природоохранной деятельности субъектов железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Econometric Modeling of Management by Development of System of Environmental Management on Railway Transport

Problems of environmental management on railway transport for ensuring ecologico-economical safety of the urbanized territories are considered. The econometric model of management is given by development of system of environmental management and the indicator of an ecologico-economical assessment and justification of administrative decisions for development of scenarios of nature protection activity of subjects of railway transport is offered.

Текст научной работы на тему «Эконометрическое моделирование управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте»

// Информационные системы, экономика, управление трудом и производством: Учен. зап. РГЭУ "РИНХ". Вып. 11. Ростов н/Д., 2007. С. 95-107; Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Синергия бизнес-процессов в виртуальном предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета "РИНХ". 2009. № 1(27). С. 87-96.

4. Костяев Р. Бизнес в Интернете. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 656 с.; Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Агентный подход при интеграции предприятий в сетевой среде // Современные аспекты экономики. 2009. № 9. С. 131-137.

5. Бережнов Г.В. Развитие многопрофильного

предприятия в конкурентной среде: Дис.... д-ра

экон. наук. М., 2003. 324 с.; Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 94-100.

6. Шполянская И.Ю. Имитационное моделирование бизнес-процессов и систем: Научно-практическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ "РИНХ", 2005. 224 с.; Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления, приложения. М.: Наука, 1982. С. 14-29, 146-258; Щербаков С.М. Вопросы оценки экономической эффективности применения интернет-технологий // Учет и статистика. 2005. № 3. С. 199-205; Скрипкин К.Г. Экономическая

эффективность информационных систем. М.: ДМК Пресс, 2002. 256 с.

7. Хубаев Г.Н. Получение групповой экспертной оценки значений показателей: процедура и инструментарий // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 4. С. 82-87.

8. См.: Ефимов Е.Н., Фоменко Н.М. Анализ путей интеграции предприятий в сетевой бизнес // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. Т. 5. № 3. Ч. 2. С. 128-133.

9. См. подробно: Хубаев Г.Н. Математические методы и вычислительная техника в задачах упорядочения объектов и при отборе значимых факторов. Ростов н/Д: РИНХ, 1975. 69 с.

10. Трахтенгерц Э.А. Компьютерные методы реализации экономических и информационных управленческих решений (Серия "Системы и проблемы управления"). М.: Синтег, 2009. 172 с.

11. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-стати-стические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.

12. Березовский Б.А., Барышников Ю.М., Борзен-ко В.И., Кемпнер Л.М. Многокритериальная оптимизация: Математические аспекты / Отв. ред. П.С. Краснощеков. М.: Наука, 1989. 128 с.

19 марта 2012 г.

УДК 656.2.003

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Е.Л. Кузина

В процессе функционирования железнодорожный транспорт, являясь источником повышенной опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Разработка инструментария управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте нацелена на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде, обеспечение эко-лого-экономической безопасности страны [1].

Кузина Елена Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Народного ополчения, 2, e-mail: [email protected], т. 8(863)2726227.

Фундаментальные исследования по проблемам охраны и улучшения состояния окружающей среды, называемые в настоящее время экологическими, ведутся практически во всех отраслях современной науки и имеют взаимосвязанный характер, так как их общий предмет исследований - целостная природная среда [2]. Рассмотрение железнодорожного транспорта как отрасли, обеспечивающей жизнедеятельность общества и воздействующей на окружающую среду, предопределило необходимость совершенствования системы

Elena Cousina - the senior lecturer of Economy and Business Department at the Rostov State University of Means of Communication, 2, National Home Guard Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2726227.

управления железнодорожным транспортом с экологических позиций [3].

Анализ монографической и периодической литературы по данной проблематике показал, что в целом научные публикации по вопросам оценки и регулирования эколо-го-экономических систем природопользования на железнодорожном транспорте весьма разнообразны по подходам и охватывают широкий и разнообразный круг проблем.

Основу научного обоснования развития природопользования на железнодорожном транспорте составляет разработка методологии и методики управления развитием эко-лого-экономической системы в направлении повышения экономической эффективности использования природных ресурсов и совершенствования оценки управленческих решений по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Главная социо-эколого-экономическая цель развития железнодорожного транспорта заключается в удовлетворении потребностей в объемах и качестве транспортного обслуживания в условиях охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой качества функционирования железнодорожного транспорта является улучшение состояния окружающей среды и повышение экономической эффективности природопользования [4]. Эти индикаторы следует использовать в системах размещения производства, транспортных узлов, обслуживающих производств, компенсации убытков при совместной эксплуатации транспортных объектов на основе различных форм кооперации на урбанизированных территориях [5].

Разноплановые аспекты проблемы критериальной оценки природоохранных мероприятий, устойчивого развития и управления эколого-экономическими системами исследовались многими экономистами. Научному обоснованию концепции обеспечения эколого-экономической безопасности развития Российской Федерации и ее субъектов посвящены фундаментальные научные работы А. Алтухова, Т. Анопченко, Е. Борисенко, Д. Са-вон, С. Глазьева, В. Гончарова, Н. Гуськова, В. Загашвили, А. Илларионова, Ю. Корбина, А. Колосова, О. Медведева, Е. Олейникова, О. Романовой, М. Россинской, А. Скопина, Р. Страхова и др.

Автор ставит своей целью разработку инструментарно-методологического аппара-

та, способствующего совершенствованию процесса управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте, а также обоснование комплекса организационно-экономических мер по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий.

В качестве индикаторов эколого-эконо-мической безопасности могут быть рассмотрены экологические и экономические показатели, характеризующие как природоохранную деятельность предприятий железнодорожного транспорта, так и наличие угроз [6]. К таким показателям относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, водопотребление и водоотведение сточных вод в канализационные сети, отходы производства и потребления объектов системы железнодорожного транспорта, платежи за природопользование. Предприятия железнодорожного транспорта в зоне своего функционирования оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды урбанизированных территорий, которые организованы и развиваются по законам сложной системы и представляют собой целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями, и включают элементы естественной природной среды, техногенную среду, в том числе транспортную инфраструктуру урбанизированных территорий, социальную подсистему. Поэтому железнодорожный транспорт и окружающую среду следует рассматривать как единую систему природопользования, элементы которой тесно взаимосвязаны и находятся в неразрывном взаимодействии и взаимном влиянии, обусловленном формой общественных отношений.

Для прогнозирования сценариев развития системы природопользования на железнодорожном транспорте с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны предлагается использовать метод эконометри-ческого моделирования. В качестве основных математико-статистических методов можно выделить: классическую линейную модель множественной регрессии и классический метод наименьших квадратов; обобщенную линейную модель множественной регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов; специальные нелинейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными, с переменной структурой и с дис-

кретными зависимыми переменными; модели и методы статистического анализа временных рядов; анализ систем одновременных эконо-метрических уравнений [7]. Перечисленные методы составляют математико-статистиче-скую базу эконометрического моделирования, предоставляя разнообразные методы и модели статистического исследования зависимостей, существующих между экономическими показателями. Однако наши экономические исследования относительно разработки эко-нометрической модели управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте связаны с решением ряда задач, которые требуют применения методов прикладной статистики, выходящих за рамки традиционного эконометрического инструментария. К таким задачам можно отнести типо-логизацию и кластеризацию экономических объектов транспортной системы; построение и анализ целевых функций и интегральных индикаторов; анализ динамики экономического "состояния" транспортной системы [8].

Для формирования сценариев управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте разработана эконометрическая модель на основе следующих положений макроэкономики: потребление транспортных услуг представляет собой возрастающую функцию от имеющегося в наличии дохода; объем инвестиций в транспортную систему представляет собой возрастающую функцию дохода и убывающую функцию характеристики государственного регулирования (дотаций). Доход представляет собой сумму потребительских, инвестиционных и государственных закупок транспортных услуг:

Л(1) = а о + а^® - х«) + 5«, (1)

Л(2) = РЛ-1(3) + в2 х/2) + 5/2), (2) Л(3) = л(1) + Л(2) + х/3), (3)

где априорные ограничения выражены неравенствами

0< а< 1; в >0; 02< 0. (4)

Соотношения (1) - (3) вместе с ограничениями (4) образуют модель, в которой у4(1) обозначает потребление услуг региональной подсистемы железнодорожного транспорта; у4(2) - инвестиции; у4(3) - доход; х4(1) - подоходный налог; х4(2) - дотации как инструмент государственного регулирования; х4(3) - государственные закупки

услуг транспортных перевозок, измеренные в момент времени 1. Присутствие в уравнениях (1) и (2) "остаточных" случайных составляющих 54(1) и 54(2) обусловлено необходимостью учета влияния на у4(1) и у4(2) ряда неучтенных факторов. Для рассматриваемой региональной подсистемы железнодорожного транспорта в (1) - (3) потребление у4(1), инвестиции у4(2) и доход у4(3) в текущий момент времени 1 являются эндогенными переменными, а подоходный налог х(1), дотации как инструмент государственного регулирования х4(2) и государственные закупки железнодорожных транспортных услуг х4(3) - экзогенные переменные, которые вместе с доходом в предшествующий момент времени уи(3) образуют множество предопределенных переменных.

В интересах охраны окружающей среды в системе природопользования на железнодорожном транспорте предложен и обоснован критерий эколого-экономической оценки управленческих решений для объектов железнодорожного транспорта (экономический показатель экологической безопасности природопользования ЭПЭБпр) в абсолютном и относительном выражении:

ЭПЭБпр= (^ - S2) - (К/п1 + Э/п2 + Р), (5)

где S1, S2 - ущербы окружающей среде, наносимые загрязняющими факторами при-родопользователя соответственно до и после реализации природоохранных мероприятий; К-капитальные вложения (инвестиции) при-родопользователя в соответствующие природоохранные мероприятия; п1 - гарантированный срок реализации природоохранных мероприятий при неизменной их эффективности; Э-эксплуатационные расходы на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий; п2 - период обслуживания природоохранных мероприятий; Р - плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее.

Для определения эколого-экономической эффективности природопользования объектов железнодорожного транспорта предложен относительный показатель эколого-эконо-мической безопасности природопользования (КЭБпр), который определяется по формуле

КЭБпр= ЭПЭБпр / (К/п1 + Э/п2 + Р). (6)

Из формул видно, что если предотвращенный экономический ущерб окружающей среде от реализации мероприятия по ее защите ^ - 82) окажется больше суммарных

затрат на эти мероприятия, включая плату за ее загрязнение (К/п1+Э/п2+Р), то система железнодорожного транспорта получит экономическую выгоду (ЭПЭБпр>0), следовательно, управленческое решение следует принимать к внедрению. В случае, если ^ - 82) окажется меньше (К/п1 + Э/п2 + Р), предприятие окажется в убытке (ЭПЭБпр <0) и управленческое решение следует отклонить.

Таким образом, эконометрическая модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте может быть сформулирована на общем (качественном) уровне, без настройки на конкретные статистические данные (экономические, экологические и социальные) для каждого региона. В этом случае эконометрическая модель будет представлена в виде набора математических соотношений, описывающих природопользование подсистем железнодорожного транспорта на региональном уровне, позволяющих осуществить прогноз их социальных, экологических и экономических показателей и имитацию возможных сценариев экономического развития в процессе принятия управленческих (природоохранных) решений.

ЛИТЕРАТУРА 1. Пехтере в Ф.С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры

Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт. 2010. № 11. С. 23-26.

2. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов // Железнодорожный транспорт. 2011. № 11. С. 60-62.

3. Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 2006. № 3. С. 18-22.

4. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 98-101.

5. Лапидус В.А. Системные вопросы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт. 2010. № 11. С. 8-11.

6. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия "экономическая безопасность страны" как научного термина // Вестник ИГПС. 2009. № 3. С. 89-96. [Электронный ресурс]. URL: http:// vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V2/15.pdf.

7. Тришкин Е. М. Повременный принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации // Железнодорожный транспорт. 2010. № 12. С. 59-66.

8. Кожевников Р.А., Кочнева Л.Ф.. Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2007. № 8. С. 24-30.

27 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.