// Информационные системы, экономика, управление трудом и производством: Учен. зап. РГЭУ "РИНХ". Вып. 11. Ростов н/Д., 2007. С. 95-107; Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Синергия бизнес-процессов в виртуальном предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета "РИНХ". 2009. № 1(27). С. 87-96.
4. Костяев Р. Бизнес в Интернете. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 656 с.; Фоменко Н.М., Ефимов Е.Н. Агентный подход при интеграции предприятий в сетевой среде // Современные аспекты экономики. 2009. № 9. С. 131-137.
5. Бережнов Г.В. Развитие многопрофильного
предприятия в конкурентной среде: Дис.... д-ра
экон. наук. М., 2003. 324 с.; Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 94-100.
6. Шполянская И.Ю. Имитационное моделирование бизнес-процессов и систем: Научно-практическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ "РИНХ", 2005. 224 с.; Штойер Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления, приложения. М.: Наука, 1982. С. 14-29, 146-258; Щербаков С.М. Вопросы оценки экономической эффективности применения интернет-технологий // Учет и статистика. 2005. № 3. С. 199-205; Скрипкин К.Г. Экономическая
эффективность информационных систем. М.: ДМК Пресс, 2002. 256 с.
7. Хубаев Г.Н. Получение групповой экспертной оценки значений показателей: процедура и инструментарий // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 4. С. 82-87.
8. См.: Ефимов Е.Н., Фоменко Н.М. Анализ путей интеграции предприятий в сетевой бизнес // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. Т. 5. № 3. Ч. 2. С. 128-133.
9. См. подробно: Хубаев Г.Н. Математические методы и вычислительная техника в задачах упорядочения объектов и при отборе значимых факторов. Ростов н/Д: РИНХ, 1975. 69 с.
10. Трахтенгерц Э.А. Компьютерные методы реализации экономических и информационных управленческих решений (Серия "Системы и проблемы управления"). М.: Синтег, 2009. 172 с.
11. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-стати-стические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
12. Березовский Б.А., Барышников Ю.М., Борзен-ко В.И., Кемпнер Л.М. Многокритериальная оптимизация: Математические аспекты / Отв. ред. П.С. Краснощеков. М.: Наука, 1989. 128 с.
19 марта 2012 г.
УДК 656.2.003
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Е.Л. Кузина
В процессе функционирования железнодорожный транспорт, являясь источником повышенной опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Разработка инструментария управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте нацелена на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде, обеспечение эко-лого-экономической безопасности страны [1].
Кузина Елена Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Народного ополчения, 2, e-mail: [email protected], т. 8(863)2726227.
Фундаментальные исследования по проблемам охраны и улучшения состояния окружающей среды, называемые в настоящее время экологическими, ведутся практически во всех отраслях современной науки и имеют взаимосвязанный характер, так как их общий предмет исследований - целостная природная среда [2]. Рассмотрение железнодорожного транспорта как отрасли, обеспечивающей жизнедеятельность общества и воздействующей на окружающую среду, предопределило необходимость совершенствования системы
Elena Cousina - the senior lecturer of Economy and Business Department at the Rostov State University of Means of Communication, 2, National Home Guard Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2726227.
управления железнодорожным транспортом с экологических позиций [3].
Анализ монографической и периодической литературы по данной проблематике показал, что в целом научные публикации по вопросам оценки и регулирования эколо-го-экономических систем природопользования на железнодорожном транспорте весьма разнообразны по подходам и охватывают широкий и разнообразный круг проблем.
Основу научного обоснования развития природопользования на железнодорожном транспорте составляет разработка методологии и методики управления развитием эко-лого-экономической системы в направлении повышения экономической эффективности использования природных ресурсов и совершенствования оценки управленческих решений по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Главная социо-эколого-экономическая цель развития железнодорожного транспорта заключается в удовлетворении потребностей в объемах и качестве транспортного обслуживания в условиях охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой качества функционирования железнодорожного транспорта является улучшение состояния окружающей среды и повышение экономической эффективности природопользования [4]. Эти индикаторы следует использовать в системах размещения производства, транспортных узлов, обслуживающих производств, компенсации убытков при совместной эксплуатации транспортных объектов на основе различных форм кооперации на урбанизированных территориях [5].
Разноплановые аспекты проблемы критериальной оценки природоохранных мероприятий, устойчивого развития и управления эколого-экономическими системами исследовались многими экономистами. Научному обоснованию концепции обеспечения эколого-экономической безопасности развития Российской Федерации и ее субъектов посвящены фундаментальные научные работы А. Алтухова, Т. Анопченко, Е. Борисенко, Д. Са-вон, С. Глазьева, В. Гончарова, Н. Гуськова, В. Загашвили, А. Илларионова, Ю. Корбина, А. Колосова, О. Медведева, Е. Олейникова, О. Романовой, М. Россинской, А. Скопина, Р. Страхова и др.
Автор ставит своей целью разработку инструментарно-методологического аппара-
та, способствующего совершенствованию процесса управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте, а также обоснование комплекса организационно-экономических мер по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий.
В качестве индикаторов эколого-эконо-мической безопасности могут быть рассмотрены экологические и экономические показатели, характеризующие как природоохранную деятельность предприятий железнодорожного транспорта, так и наличие угроз [6]. К таким показателям относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, водопотребление и водоотведение сточных вод в канализационные сети, отходы производства и потребления объектов системы железнодорожного транспорта, платежи за природопользование. Предприятия железнодорожного транспорта в зоне своего функционирования оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды урбанизированных территорий, которые организованы и развиваются по законам сложной системы и представляют собой целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями, и включают элементы естественной природной среды, техногенную среду, в том числе транспортную инфраструктуру урбанизированных территорий, социальную подсистему. Поэтому железнодорожный транспорт и окружающую среду следует рассматривать как единую систему природопользования, элементы которой тесно взаимосвязаны и находятся в неразрывном взаимодействии и взаимном влиянии, обусловленном формой общественных отношений.
Для прогнозирования сценариев развития системы природопользования на железнодорожном транспорте с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны предлагается использовать метод эконометри-ческого моделирования. В качестве основных математико-статистических методов можно выделить: классическую линейную модель множественной регрессии и классический метод наименьших квадратов; обобщенную линейную модель множественной регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов; специальные нелинейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными, с переменной структурой и с дис-
кретными зависимыми переменными; модели и методы статистического анализа временных рядов; анализ систем одновременных эконо-метрических уравнений [7]. Перечисленные методы составляют математико-статистиче-скую базу эконометрического моделирования, предоставляя разнообразные методы и модели статистического исследования зависимостей, существующих между экономическими показателями. Однако наши экономические исследования относительно разработки эко-нометрической модели управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте связаны с решением ряда задач, которые требуют применения методов прикладной статистики, выходящих за рамки традиционного эконометрического инструментария. К таким задачам можно отнести типо-логизацию и кластеризацию экономических объектов транспортной системы; построение и анализ целевых функций и интегральных индикаторов; анализ динамики экономического "состояния" транспортной системы [8].
Для формирования сценариев управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте разработана эконометрическая модель на основе следующих положений макроэкономики: потребление транспортных услуг представляет собой возрастающую функцию от имеющегося в наличии дохода; объем инвестиций в транспортную систему представляет собой возрастающую функцию дохода и убывающую функцию характеристики государственного регулирования (дотаций). Доход представляет собой сумму потребительских, инвестиционных и государственных закупок транспортных услуг:
Л(1) = а о + а^® - х«) + 5«, (1)
Л(2) = РЛ-1(3) + в2 х/2) + 5/2), (2) Л(3) = л(1) + Л(2) + х/3), (3)
где априорные ограничения выражены неравенствами
0< а< 1; в >0; 02< 0. (4)
Соотношения (1) - (3) вместе с ограничениями (4) образуют модель, в которой у4(1) обозначает потребление услуг региональной подсистемы железнодорожного транспорта; у4(2) - инвестиции; у4(3) - доход; х4(1) - подоходный налог; х4(2) - дотации как инструмент государственного регулирования; х4(3) - государственные закупки
услуг транспортных перевозок, измеренные в момент времени 1. Присутствие в уравнениях (1) и (2) "остаточных" случайных составляющих 54(1) и 54(2) обусловлено необходимостью учета влияния на у4(1) и у4(2) ряда неучтенных факторов. Для рассматриваемой региональной подсистемы железнодорожного транспорта в (1) - (3) потребление у4(1), инвестиции у4(2) и доход у4(3) в текущий момент времени 1 являются эндогенными переменными, а подоходный налог х(1), дотации как инструмент государственного регулирования х4(2) и государственные закупки железнодорожных транспортных услуг х4(3) - экзогенные переменные, которые вместе с доходом в предшествующий момент времени уи(3) образуют множество предопределенных переменных.
В интересах охраны окружающей среды в системе природопользования на железнодорожном транспорте предложен и обоснован критерий эколого-экономической оценки управленческих решений для объектов железнодорожного транспорта (экономический показатель экологической безопасности природопользования ЭПЭБпр) в абсолютном и относительном выражении:
ЭПЭБпр= (^ - S2) - (К/п1 + Э/п2 + Р), (5)
где S1, S2 - ущербы окружающей среде, наносимые загрязняющими факторами при-родопользователя соответственно до и после реализации природоохранных мероприятий; К-капитальные вложения (инвестиции) при-родопользователя в соответствующие природоохранные мероприятия; п1 - гарантированный срок реализации природоохранных мероприятий при неизменной их эффективности; Э-эксплуатационные расходы на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий; п2 - период обслуживания природоохранных мероприятий; Р - плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее.
Для определения эколого-экономической эффективности природопользования объектов железнодорожного транспорта предложен относительный показатель эколого-эконо-мической безопасности природопользования (КЭБпр), который определяется по формуле
КЭБпр= ЭПЭБпр / (К/п1 + Э/п2 + Р). (6)
Из формул видно, что если предотвращенный экономический ущерб окружающей среде от реализации мероприятия по ее защите ^ - 82) окажется больше суммарных
затрат на эти мероприятия, включая плату за ее загрязнение (К/п1+Э/п2+Р), то система железнодорожного транспорта получит экономическую выгоду (ЭПЭБпр>0), следовательно, управленческое решение следует принимать к внедрению. В случае, если ^ - 82) окажется меньше (К/п1 + Э/п2 + Р), предприятие окажется в убытке (ЭПЭБпр <0) и управленческое решение следует отклонить.
Таким образом, эконометрическая модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте может быть сформулирована на общем (качественном) уровне, без настройки на конкретные статистические данные (экономические, экологические и социальные) для каждого региона. В этом случае эконометрическая модель будет представлена в виде набора математических соотношений, описывающих природопользование подсистем железнодорожного транспорта на региональном уровне, позволяющих осуществить прогноз их социальных, экологических и экономических показателей и имитацию возможных сценариев экономического развития в процессе принятия управленческих (природоохранных) решений.
ЛИТЕРАТУРА 1. Пехтере в Ф.С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры
Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт. 2010. № 11. С. 23-26.
2. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов // Железнодорожный транспорт. 2011. № 11. С. 60-62.
3. Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 2006. № 3. С. 18-22.
4. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 98-101.
5. Лапидус В.А. Системные вопросы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт. 2010. № 11. С. 8-11.
6. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия "экономическая безопасность страны" как научного термина // Вестник ИГПС. 2009. № 3. С. 89-96. [Электронный ресурс]. URL: http:// vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V2/15.pdf.
7. Тришкин Е. М. Повременный принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации // Железнодорожный транспорт. 2010. № 12. С. 59-66.
8. Кожевников Р.А., Кочнева Л.Ф.. Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. 2007. № 8. С. 24-30.
27 апреля 2012 г.