2. Рыжкова, Ю. А. Потенциал устойчивости экологизированной социально-экономической системы: системно-методологический анализ : моногр. / Ю. А. Рыжкова. - Пенза : Партнер-ДелКом, 2009. - 160 с.
3. Ясин, Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста / Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - С. 5-25.
4. Желаева, С. Э. Институциональные аспекты устойчивого развития социо-эколого-экономических систем различных типов / С. Э. Желаева, В. Е. Сактоев, Е. Д. Цы-ренова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. - 156 с.
5. Диксон, Д. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / Д. Диксон, Л. Скура, Р. Карпентер, П. Шерман ; пер. с англ. А. Н. Стрельникова и др. -М. : Вита, 2000. - 272 с.
6. Микрюкова, М. Ю. Управление устойчивым развитием социо-эколого-экономической системы региона: принципы, факторы, инструменты / М. Ю. Микрю-кова // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. -URL: http://www.uecs.ru/uecs-35-352011/item/824-2011-12-01-06-15-45.
УДК 519.86
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Д. Ю. Самыгин, Т. М. Медведева
Рассмотрены направления развития аграрной политики в сельском хозяйстве, доказана необходимость формирования поддержки проектов по получению биогаза и биоэнергии, проведен эконометрический анализ возможного развития биотехнологий и эффективности их внедрения в сельское хозяйство.
The directions of development of an agrarian policy in agriculture are considered, need offormation of support ofprojects on receiving biogas and bioenergy is proved, the econometric analysis of possible development of biotechnologies and efficiency of their introduction is carried out to agriculture.
С эффективным развитием и внедрением биотехнологий аграрной сферы в развитых странах связан экономический рост в сельском хозяйстве. Данному инновационному направлению уделяется огромное влияние в странах ЕС и США и оказывается существенная государственная поддержка.
В Росси в связи с объявленными приоритетами развития агропродо-вольственного сектора действует Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», подготовлены Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция развития сельских территорий на период до 2020 г., реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а также разработан ее проект на 2013-2020 гг.
Данный нормативный документ предусматривает: обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности РФ; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов; экологизацию производства и устойчивое развитие сельских территорий.
Названные направления и цели развития отрасли предусматривались и в реализуемой программе на 2008-2012 гг. Действующие в ней меры привели к определенным положительным результатам. За последние годы в агропромышленном комплексе России наметилась устойчивая тенденция экономического развития, увеличивается общий объем валовой продукции в действующих ценах в хозяйствах всех категорий, обеспечивается рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 20062011 гг. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 3,6 %, пищевых продуктов -4,1 %. По сравнению с предыдущим пятилетием валовой сбор зерна вырос на 8 %, подсолнечника - на 40 %, сахарной свеклы - на 46 %; прирост производства скота и птицы в 2010 г. по отношению к 2006 г. достиг 30 %, в том числе мяса свиней - 35,6 %, мяса птицы - 69,9 % [1].
Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняется. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010 г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60 % посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
В результате производственно-экономического развития агропромышленного комплекса улучшается ситуация с краткосрочным и долгосрочным кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей, лизингом сельскохозяйственных машин и оборудования, страхованием урожая сельскохозяйственных культур. Возрастает инвестиционная привлекательность.
В то же время, несмотря на достигнутые положительные результаты, полностью преодолеть последствия кризиса 1990-х гг. не удалось.
Потребность сельскохозяйственных производителей в обновлении материально-технической базы остается высокой. Полностью решить данную проблему посредством среднесрочного и долгосрочного кредитования не представляется возможным. Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на реализованную товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию ограничивает финансовые возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сельскохозяйственное производство находится в большой зависимости от природных условий. Для решения насущных проблем сельского хозяйства государство активизировало федеральные и региональные ресурсы, направляемые на поддержку отрасли. Принимаемые меры по поддержке товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции способствовали увеличению объемов ее производства.
На базе действующего законодательства происходит многократное увеличение государственной поддержки сельского хозяйства (табл. 1).
Таблица 1
Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
216 385,9 257 209,4 282 025,7 305 387,0 325 551,3 343 909,0 365 691,3 386 392,6
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет 2 482,552 млрд руб.
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 1 249,605 млрд руб., из средств внебюджетных источников - 526,738 млрд руб.
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы:
- повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах с учетом переходящих запасов к 2020 г. до: зерно - 99,7 %, свекловичный сахар - 89,7 %, растительное масло - 88,6 %, картофель - 98,7 %, мясо и мясопродукты - 88,3 %, молоко и молокопродукты -90,2 %;
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. -на 44,7 %, пищевых продуктов - на 60 %;
- обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8 %;
- техническое перевооружение, реконструкция и строительство мелиоративных систем на площади - 10,3 млн га;
- рост производительности труда в 2020 г. по отношению к уровню в 2010 г. на 74,5 %;
- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25 %
- доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95 % [1].
На фоне решения социально-экономических проблем сельского хозяйства в тексте программы пока слабо находят отражение вопросы производства экологически чистых продуктов питания, экологически чистых органических удобрений, которые способствуют восстановлению и увеличению естественного плодородия почв.
Мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», проведенный в ряде регионов РФ Всероссийским НИИ органи-
зации производства, труда и управления в сельском хозяйстве показал, что многие руководители сельскохозяйственных организаций высказываются за поддержку проектов по получению биогаза и биоэнергии.
Наиболее привлекательными на сегодня являются биотехнологии, которые способствуют увеличению и повышению качества пищевых и лекарственных продуктов, развитию сельского хозяйства и промышленных отраслей экономики.
Развитие биотехнологического производства и увеличение затрат на исследования в этой сфере позволит увеличить занятость населения и снизить отток квалифицированных кадров. Нельзя исключать и повышение уровня безопасности за счет создания новых медицинских препаратов.
Но данная сфера малоисследованна и почти нет инструментов для уменьшения неопределенности и оценки рисков.
Решение проблем такого характера возможно на основе осуществления мер поддержки по внедрению высоких технологий, развитию инноваций на селе, субсидированию затрат на НИОКР.
Конечно, развитие биотехнологических компаний на селе имеет определенные трудности, в частности, большой риск потери денежных вложений и долгий срок окупаемости. Но инвестиции в эти отрасли стоят того.
На базе наиболее представительных биотехнологических международных компаний было проведено исследование по 17 зарубежным компаниям, основным представителям биотехнологического производства. В 2008 г. эти компании имели объем выручки от 121,5 до 14687 млн долл., количество получаемой прибыли варьируется от 19 до 4196, а затраты на НИОКР составляют примерно 40,5 - 3030 млн долл. Зависимость выручки биотехнологических компаний от затрат на НИОКР представлена на рис. 1. Как было выявлено, такая зависимость является линейной.
20000 <о
0
&5000 е;
■=10000
х
е;
® 5000
га *
1 0
.о
со
-5000
--
А
-4
---
♦
0 10 00 20 00 30 00 40
НИОКР, млн. долларов
Рис. 1. Зависимость выручки биотехнологических компаний от затрат на НИОКР
В результате корреляционно-регрессионного анализа была выявлена взаимосвязь выручки и затрат на НИОКР, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Эмпирические модели развития биотехнологических компаний
Свободный член регрессии н 5Й то т и т
Компании Коэффицие! чистой регрессии Коэффициен множественн регрессии ни ец иа ц ан s s ■е s фр фоэ ерт Коэффициен значимости Фишера
Crucell -37,554 3,139 0,925 0,855 0,00005
CSL -353,693 18,556 0,987 0,974 0,00000
UCB 209,443 4,25 0,972 0,946 0,00550
Vertex Pharmaceuticals 26,264 0,362 0,921 0,847 0,00000
PDL BioPharma -25,769 1,589 0,972 0,944 0,00000
Celgene 11,045 2,604 0,974 0,949 0,00000
Biogen Idec -403,955 2,872 0,992 0,98 0,00001
Myriad Genetics -53,655 2,468 0,961 0,923 0,00004
Amgen -148,169 4,5998 0,991 0,982 0,00000
Actelion -143,407 4,538 0,976 0,952 0,00004
MorphoSys -16,592 3,282 0,89 0,795 0,00009
Общая модель -204,686 4,097 0,998 0,996 0,00000
Количественная зависимость по различным компаниям колеблется от 85,5 до 99,6 %.
В итоге, была разработана общая модель зависимости выручки от затрат на НИОКР:
у = 4,097х - 204,686, Д2 = 0,996,
где у - выручка; х - затраты на НИОКР.
Экономический смысл представленной модели заключается в том, что объем продаж при увеличении затрат на НИОКР на 1 млн долл. увеличится более чем на 4 млн. При этом коэффициент детерминации общей зависимости равен 99,6 %, что доказывает огромное значение ежегодных расходов на научную и исследовательскую деятельность для успешного ведения бизнеса в этой отрасли.
Данная модель говорит о том, что объем продаж биотехнологических компаний увеличится на 4,097 млн долл. при увеличении затрат на НИОКР на 1 млн долл. При этом коэффициент детерминации общей зависимости равен 99,6 %, что доказывает огромное значение ежегодных расходов на научную и исследовательскую деятельность для успешного ведения бизнеса в этой отрасли.
Развитие биотехнологического производства и увеличение затрат на исследования в этой сфере позволит увеличить занятость населения и снизить отток квалифицированных кадров. Кроме того, развитие агропромышленного сектора экономики за счет увеличения биотехнологий может увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, обеспечить страну продо-
вольствием, снизить импорт и себестоимость сельхозпродукции, а также повысить уровень экологической безопасности.
Частичная переориентация государственной поддержки на развитие биотехнологий в сельском хозяйстве позволит товаропроизводителям получать наибольшие финансовые результаты в будущем. Другими словами, государственная поддержка биотехнологичного сельскохозяйственного производства является финансовым обеспечением будущего данной отрасли.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Российский статистический ежегодник. - М. : РОСТАТ, 2010.
УДК 519.876.2:504.1
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА
М. Г. Тиндова, О. П. Корякина
Проводится анализ существующих методов и подходов в экономической оценке экологического ущерба, которые с одной стороны, классифицируются по социально-экономическим последствиям загрязнения, а с другой - по способу вычисления ущерба. В качестве примера авторы рассмотрели работу затратного подхода при экологической экспертизе, проводимой в рамках обоснования инвестиционного проекта.
In this article consider the analysis of existing methods and approaches in an economic estimation of an ecological damage. Considered methods on the one hand, are classified on social and economic consequences ofpollution, and with another -on a way of calculation of damage. As an example authors have considered work затратного the approach at the ecological examination spent within the limits of a substantiation of the investment project.
Ущерб от загрязнения окружающей среды может рассматриваться в нескольких аспектах - экономическом, социальном, экологическом, моральном. Оценка экономического ущерба имеет большую теоретическую базу в экономической науке и широкое практическое применение. Несмотря на постоянное совершенствование методических основ количественного исчисления экономического ущерба, существующие на данный момент методы имеют много недостатков, одним из которых является требование множества исходных данных, многие из которых либо практически не фиксируется, либо просто не поддаются формализации.