УДК 330.4 ББК 65в631 Н 16
A.В. Нагоев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (906) 438-10-10, e-mail: [email protected]
Л.В. Шелехова,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (962) 766-88-22, e-mail: schelehova@ rambler.ru
B.А. Тешев,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (909) 469-98-89, e-mail: [email protected]
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
(Рецензирование)
Аннотация. Осуществлено эконометрическое моделирование динамики основных индикаторов социально-экономического развития и функционирования потребительского рынка Республики Адыгея на основе построения системы одновременных уравнений. Полученная модель может быть использована для комплексной характеристики социально-экономической ситуации в регионе с целью ее прогнозирования.
Ключевые слова: эконометрическое моделирование, потребительский рынок, фактор, динамика, взаимосвязь, одновременные уравнения, эндогенные переменные, экзогенные переменные, влияние, воздействие, статистика, система показателей, многофакторный, уравнения.
A.V. Nagoev,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (906) 438-10-10, e-mail: [email protected]
L.V. Shelekhova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (962) 766-88-22, e-mail: [email protected]
V.A. Teshev,
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (909) 469-98-89, e-mail: [email protected]
ECONOMETRIC MODELING OF THE DYNAMICS OF THE CONSUMER MARKET
Abstract. Econometric modeling of the dynamics of the main indicators of the socio-economic development and functioning of the consumer market of the Republic
of Armenia based on the construction of a system of simultaneous equations has been carried out. The resulting model can be used for a comprehensive description of the socio-economic situation in the region in order to predict it.
Keywords: econometric modeling, consumer market, factor, dynamics, interrelation, simultaneous equations, endogenous variables, exogenous variables, influence, impact, statistics, scorecard, multivariate, equations.
Развитие региона является динамичным процессом, параметры которого должны регулярно отслеживаться и фиксиросаться для последующее аньлиза и ]эазработкт стратесических управленческих юь-шениь. При исследсвании ьоцюаль-но-экономиьеского ратвилия региона необходимо сыявлять факторы, которые характеризуют специфику экономики региона, егомежрегиональные связи и отношения, соолношения и пропсрцииее отдельных елемгнтол.
Дляанализа динамнки основных показателей социально-экономического развития еееиона о илследсенния регионаленыл осоНенлогтей оозмтжно использование мыеематикг-гтатисти-ческогоинсттуы!ентария.Эгнпотволнт оптимиенроватьусловия для принятия управненоеских нешений н ы^х^ое^^е^нзе
разработки комплексной стратегии функционирования экономики региона в целом, а также отдельных со-асавляющип (реаионильного потребительскою -г1>1т^1^;е, меж]ееглонольного това]сооьсрота и др.^ Полрсбсьельский рынок представляет сосой слсжную спстему, состоищую из множества взаимосвязанных элементов (рис. 1).
Как известно, социально-эконо-мнческне фанторы оназывнютсуще-сгвтнноо влияние на функционирование потребительскооерынка. При ьтом негнснальныы оьосеныоыти его развития проявляются в комбинации полазатылей динамики нмкоыьи рын-ка(вклюиая численность потенциальных нытребителей), уровны рознич-ныхцещобъ.емаиуртвныденыж ных дохлднв ирасходот ннсенения, демо-гдофинесыойситуацииид..
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Социально-демографические Политико-правовые УЧАСТНИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАБОТУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Органы власти всех уровней
Банковский и финансовый сектор
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Товары и услуги
Потребительские расходы
Конечные потребители
Поставщики оборудования и услуг Производители товаров и услуг
Экономические
Технологические
Рис. 1.Структура потребительского рынка
Следовательно, применение эконо-метрического моделирования, прогнозирования, использования математи-ко-статистического инструментария позволяет проводить комплексное исследование динамики, взаимосвязей и взаимозависимостей факторов, которые определяют деятельность потребительского рынка [1].
В настоящей работе представлено исследование особенностей и факторов динамики основных показателей социально-экономического развития и межрегиональных связей Республики Адыгея за 2010-2015 годы. Исследование осуществлено на основе построения системы одновременных уравнений, то есть совокупности
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Республики Адыгея [3]
№ п/п Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 Численность населения (на конец года), тыс. чел. 439,8 439,9 442,5 444,4 446,4 449,2
2 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 152,4 151,9 152,0 150,9 150,6 149,2
3 Денежные доходы населения, руб. 12279 14272 17071 18512 22054 22415
4 Денежные расходы населения, руб. 9876 11535 14611 17774 19158,1 21014,4
5 Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 12787 14345 16715 19276,0 20945,3 22087,1
6 Валовой региональный продукт, млн руб. 47194,5 55225,8 65300,4 70862,3 77923,0 80125,0
7 Индекс промышленного производства 115,2 107,2 108,7 102,7 118,5 103,1
8 Продукция сельского хозяйства, млн руб. 11669,5 12337,0 13899,2 14814,7 16335,4 19425,9
9 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 14035,8 18703,3 16903,5 18622,2 17154,8 15547,7
10 Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м общей площади 10708,9 10810,2 10898,7 10892,4 11497,1 11636,2
11 Грузооборот транспорта общего пользования, млн т-км 52,9 44,7 141,6 123,2 99,9 140,4
12 Оборот розничной торговли, млн руб. 36620,7 44977,0 57368,1 67361,2 73873,9 73232,6
13 Платные услуги населению, млн руб. 6280,5 7372,6 8451,3 10175,7 11243,3 11515,4
14 Прибыль в экономике, тыс. руб. 12525,3 13398,0 15639,3 16461,1 16091,5 17004,7
15 Внешнеторговый оборот, млн руб. 80,9 114,4 66,2 75,8 84,6 84,5
16 Ввоз потребительских товаров, млн руб. 101,0 125,3 77,5 94,6 79,2 83,9
17 Вывоз потребительских товаров, млн руб. 100,2 101,6 100,5 120,0 132,0 101,1
18 Ввоз продукции производственно-технического назначения, млн руб. 100,1 88,7 90,1 128,6 98,3 128,3
19 Вывоз продукции производственно-технического назначения, млн руб. 102,0 86,2 165,2 119,9 48,5 138,6
эконометрических уравнений, где одни и те же показатели могут одновременно рассматриваться в качестве эндогенных переменных в одних уравнениях и экзогенных - в других [2].
Таким образом, информационная база исследования включает 19 переменных за шесть лет (табл. 1).
Для построения регрессионных моделей были выявлены следующие результативные показатели: ВРП, ввоз и вывоз потребительских товаров и продукции производственного назначения, оборот розничной торговли. С помощью теста Г]ээнджера для каждой модьли был осуществсен выбор фактерныь переменных [4].
В розультатс каждся модель во-держит факторы, кдторыс имеют наиболошуте оначимоеть по своему воздействию на ссодеедттвующий рт-зультаттвный показатель.
На освеве выданных показателей была потучона слноующся сиснзма уравнсний, прюдесанленная -5 таон. 2.
рассчитываются соответствующие значения ¿-критериев Стьюдента, которые превышают нормативное (табличное) значение (2,00), что свидетельствует о значимости коэффициентов регрессии.
В представленных уравнениях использованы следующие обозначения:
УI - результативные признаки; - факторы, где показывают нумерацию показателей, в табл. 1;
Значения при х1 - стандартизированные частные коэффициенты регрессии.
Уравнения записаны в виде мультипликативных моделей, так как переменные и их составляющие пред-етавлены в видеотносительных пока-еателей динамики Сцепные индексы).
С помощью коэффициента множественно; .сцр^таезсосоЕспсан^лкуисот Ю щюиз-водится оценкд зю]Э01н-я адекоанности модели. О; покасывсет долю осъяс-ненеой при мтделиревуние вариации резельгабисноно гкхс^сб^'н^л^ со оОщей в^](>:^J0I-н(:и резуоьтасевного проенака. []04з;уЕЛ(^-[н£1о,о( исснодованио покоеыва-ют достаточно высокую надежность пoуyчтнныxмoдeлтй.
Также для прооарки значимости параметров урaвнeнин (укг))ecсии
Полученные параметры моделей показывают степень влияния различных факторов модели на динамику изменения основных показателей социально-экономического развития Республики Адыгея
Таблица2
Систем а одно временных уравнений функционирования потребительского рынка [5]
Пткаеетель Вид уравнения Коэффицие нт детерми нации ,512)
Валовой ресс оеалсоый продукт yi = 1,З^'^.хТз x0,65jq3 х х (-0,^).н;19 t = 2,55, t х 2,14, t = 2,15, 0 = Н2,Х(5, t = Н,)Н 81,8 95
Оборот рюзносной торговли У3 = х 2,415 ^ 33 х 107зс^^ х (-Н 1 ^ЗД),,:-^99 3 = (,43.1 х2,34 5 = Н2,Н>1, 5 2,х4, ( 0 1,65 1,817
Ввоз пйсрл-штольстих ег -варов y4 = -1,3=1 х(-0,71 з =8 х 0,58),^ х0,098=12 t = 0,83,1 х 2, 33, 7 = 08 х5;Н, 3 = 2, 98, х = 01,1 8 0,4 74
Вывоз пн[геу4утeлескит товаров у5 8.1,48,д1,5=:(5 X1,3 5нп х1, 3 =19 t = 2,52,t = 3Л8, t = 0,19, t = 2153, t = 2,04 0,6 01
Ввоз продопции п))oиз- B0ДCTBйHH0-TCOHИЧ0CKУ0T назначйнио y32 4,494.3:^ x1,4 8.Д45 =5 хи24=,д t = 2, 41, t = 2,111, 4 80110,t = 3,,8\,t = 3l8 0.8 34
Вывоз -додусцти произвйдгсв етносаехо ече-ского нaзосцeниц y7 =1,42=3 х1,2=д x1080858 х1,2=1Д t = 2,417, 0 = 0,141, t = 02,10, 0 = 38 8111 = 3,8 0) 39
и межрегиональных торговых связей.
Динамика ВРП У1 характеризует развитие региональной экономики в целом, которая на 89,5% объясняется однонаправленным изменением доходов населения (увеличение доходов населения на 1% дает увеличение ВРП на 1,34%), объемом оказанных платных услуг (их увеличение на 1% дает рост ВРП на 0,65%), вывоза из республики потребительских товаров (при увеличении на 1% прирост ВРП составляет 2,34%), а с увеличение на 1% вывоза из республики продукции технического назначения дает уменьшение ВРП на 0,5%.
Проведя аналогичный анализ по остальным моделям, можем сделать вывод, что факторы, которые характеризуют социальную ситуацию, динамику доходов населения, уровень и качество жизни, среднемесячную заработную
плату, физический объем оказанных платных услуг в полученных регрессионных моделях имеют определяющее влияние на динамику результатов экономической деятельности.
Межрегиональный товарооборот в части вывоза как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения в значительной степени формируется под влиянием экономической деятельности региона. В соответствующих регрессионных уравнениях представлены индексы валового регионального продукта, грузооборота транспорта общего пользования, физического объема продукции сельского хозяйства.
Полученная система взаимосвязанных эконометрических уравнений может быть использована для проведения комплексного анализа социально-экономической ситуации в регионе и ее прогнозирования.
Примечания:
1. Статистика рынка товаров и услуг / И.К. Беляевский [и др.]. М., 2006. С. 143.
2. Айвазян С.А. Основы эконометрики. М., 2001. С. 238.
3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL. http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/ adgStat/
4. Зарова Е.В., Хасаев Г.Р. Эконометрическое моделирование и прогнозирование развития региона в краткосрочном периоде. М., 2004. С. 31.
5. Леонтьева Т.И. Эконометрическое моделирование динамики потребительского рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 9 (47).
References:
1. Statistics of goods and services market / I.K. Belyaevsky [et al.]. M., 2006. P. 143.
2. Ayvazyan S.A. Basics of Econometrics. M., 2001. P. 238.
3. The official website of the Office of the Federal State Statistics Service of the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. URL. http://krsdstat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/adgStat/.
4. Zarova E.V., Khasaev G.R. Econometric modeling and forecasting of the region's development in the short term. M., 2004. P. 31.
5. Leontyeva T.I. Econometric modeling of consumer market dynamics // Bulletin of Samara State University. 2008. No. 9 (47).