Научная статья на тему 'Эколого-просветительская деятельность в байкальском заповеднике'

Эколого-просветительская деятельность в байкальском заповеднике Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
700
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ХРЕБЕТ ХАМАР-ДАБАН / БАЙКАЛЬСКИЙ ЗАПОВЕДНИК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / МУЗЕЙ ПРИРОДЫ / РЕЛИКТ / ЭНДЕМИК / ECOLOGICAL EDUCATION / RIDGE OF HAMAR-DABAN / BAIKALSKIY RESERVE / ECOLOGICAL TRACK / NATURE MUSEUM / RELICT / ENDEMIC

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Краснопевцева В. М., Краснопевцева А. С.

Приведены сведения об эколого-просветительской деятельности в Байкальском заповеднике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN BAIKALSKIY RESERVE

Data of ecological and educational activity in Baikalskiy reserve are resulted.

Текст научной работы на тему «Эколого-просветительская деятельность в байкальском заповеднике»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №1(6), 2011 УДК 373:504

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БАЙКАЛЬСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

© 2011 В.М. Краснопевцева, А.С. Краснопевцева Байкальский государственный биосферный природный заповедник Поступила в редакцию 20.04.2011

Приведены сведения об эколого-просветительской деятельности в Байкальском заповеднике.

Ключевые слова: экологическое просвещение, хребет Хамар-Дабан, Байкальский заповедник, экологическая тропа, Музей Природы, реликт, эндемик

Наибольший ущерб окружающей природе наносит экологическое невежество. Однако экологическое просвещение, образование и воспитание, ценные сами по себе, в то же время должны рассматриваться и как наиболее приемлемая основа для формирования экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе. Экологическое образование и просвещение официально признано сегодня как одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа в натуре охраняемых объектов. Если раньше посещение заповедных территорий разрешалось только с научными целями, то в 1995 г. государственные заповедники получили законодательно утверждённый статус эколого-просветительских учреждений - в заповедниках начали создавать отделы экологического просвещения, призванные стать организатором и методическим центром работы с местным населением и посетителями.

Байкальский государственный заповедник организован в 1969 г. с целью сохранения природных комплексов южного побережья озера Байкал. Основная часть заповедной территории занимает центральный участок горного хребта Хамар-Дабан, протянувшегося в широтном направлении вдоль южного побережья озера Байкал, самого большого и глубокого озера Земли, уникального по своей красоте и очарованию, одного из наиболее популярных туристских направлений в сибирской части России. Главный водораздел Хамар-Дабана условно разделяет территорию заповедника

Краснопевцева Виктория Михайловна, кандидат биологических наук, руководитель отдела экологического просвещения. E-mail: baikalnr@mail.ru Краснопевцева Александра Семеновна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник

на две неравные части: большую - северную, захватывающую кроме северного макросклона хребта полосу байкальского побережья, и малую - южную. Отсутствие сплошного ледникового покрова на Хамар-Дабане сыграло решительную роль в сохранении во флоре некоторых видов высших сосудистых растений, свойственных широколиственным лесам. Небольшие речные долины, свободные от ледников, послужили для этих видов убежищами, в которых они пережили ледниковый период.

Идея создания природного заповедника возникла в начале пятидесятых годов прошлого столетия в среде ученых, занимающихся изучением природы этого уникального района Прибайкалья. Особенно активно ее выдвигала Н.А. Епова, доцент кафедры ботаники Иркутского госуниверситета, неоднократно предпринимавшая ботанические экскурсии в различные районы Хамар-Дабана. В ее работах были освещены уникальные особенности природы хребта, его растительного покрова. Она была первой исследовательницей, обратившей внимание на обилие здесь неморальных третичных видов. «Значение Хамар-Дабана как водосборной площади в водном балансе озера Байкал ... заставляет обратить особое внимание на необходимость организации защитных мероприятий по охране растительного покрова этой горной страны. Особенно это касается центральной части прибрежной дуги, которая кроме противоэрозийной и водоохранной роли растительности, имеет большое значение как охотничье-промысловый район и является территорией сохранения реликтов третичных широколиственных лесов. В пользу необходимости особой охраны этой территории может быть выдвинут и еще один аргумент. Озеро Байкал с примыкающими к нему склонами Хамар-Дабана является одним из наиболее красивых и интересных мест в Союзе.» [1].

1554

Байкальский заповедник - составная часть сети особо охраняемых природных территорий России и является одновременно природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением. Причем все эти функции тесно взаимосвязаны и подчинены достижению одной цели - сохранению биологического и ландшафтного, а также культурного разнообразия. Эколого-просветительская деятельность в Байкальском заповеднике ведется в целях: 1) обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедником своих природоохранных функций; 2) содействия решению региональных экологических проблем; 3) участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Системная организация эколого-прос-ветительской работы возможна при решении следующих задач: 1) целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения; 2) работа с посетителями заповедника; 3) тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями; 4) содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля; 5) участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне; 6) формирование в заповеднике необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности; 7) развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просвети-тельской работы на современном уровне.

Музейное дело. Ведущую роль в организации эколого-просветительской работы за все годы существования Байкальского заповедника играет Музей природы, на который возлагается пропаганда основ заповедного дела, охраны природной среды. Музей природы в заповеднике организован в начале 70-х годов прошлого столетия. Биологические коллекции Музея - своего рода природный архив, библиотека природы. Они накапливаются годами, каждый их экземпляр уникален. В Музее природы Байкальского заповедника, как и в любых естественнонаучных музеях, хранятся образцы биологических видов - чучела животных и птиц, коллекции насекомых, гербарий. Экспозиции Музея отражают основные направления научных исследований, проводимых сотрудниками заповедника - изучение флоры

и фауны на заповедной территории и в дельте р. Селенги, где расположен госзаказник «Ка-банский», в том числе лесопатологический мониторинг, лихенофлористические работы и пр. Посетители, а это в первую очередь молодое поколение - школьники и студенты, могут зачастую впервые в жизни встретиться с представителями дикой природы. Особым вниманием пользуются такие экспонаты Музея, как медведь, волк, рысь, росомаха, лисица с лисенком, соболь. Широко представлена орнитологическая коллекция. Для работы в Музее природы привлекаются опытные экскурсоводы - специалисты отдела экологического просвещения, а также сотрудники научного отдела заповедника в зависимости от тематики проводимых лекций, которые в полной мере знакомят посетителей с особенностями охраняемой территории. Темы проводимых лекций различные: «Заповедные уголки», «Встречи на заповедной тропе», «Мир растений», «Мир насекомых», «Животный мир заповедника», «Лишайники Байкальского заповедника», «Фауна заказника «Кабанский» и другие.

В последнее время осуществляется краеведческий подход при чтении лекций и проведении экскурсий, который максимально приближает посетителей к изучению мест их проживания, что позволяет еще больше увеличить объем и ценность экологических традиций. Помогает этому построенный на территории центральной усадьбы заповедника экоэтного-родок - комплекс из бурятской юрты, эвенкийского чума и русской избы. Музей природы в заповеднике обладает большим потенциалом, о чем свидетельствует значительная посещаемость. В 2010 г. Музей посетили почти 1500 человек. И почти столько же - музейный комплекс «Этногородок».

Работа со школьниками. Одно из направлений экологического просвещения в заповедниках - работа со школьниками. Байкальский заповедник имеет немалый опыт в области экологического просвещения. Особое внимание уделяется экологическому просвещению детей. Работу со школьниками в заповеднике можно условно разделить на два этапа. Первый, начальный - с момента появления в заповеднике научного отдела, с 1971 г. И второй -с 1993 г., когда был организован отдел экологического просвещения. На первом этапе работа велась в основном со школьниками поселка Танхой. Дети приходили на экскурсии в Музей заповедника, где с ними проводились беседы и лекции на природоохранные темы с демонстрацией экспонатов Музея и гербария. Позднее научные сотрудники заповедника стали вести кружковую работу со школьниками.

1555

Экологические акции и праздники. В настоящее время отдел экологического просвещения является своего рода пресс-центром, аккумулирующим информацию о научных и природоохранных достижениях заповедника с тем, чтобы знакомить с ней жителей региона и посетителей, в том числе школьников. Кроме того, заповедник расположен на значительном расстоянии от культурных центров и поэтому на него возлагается роль проводника культуры, в первую очередь экологической. У заповедника расширились связи со школами Республики Бурятия и Иркутской области. Налажен тесный контакт со школами Кабанского района (пп. Танхой, Выдрино, Байкало-Кудара, Кабанск, Селенгинск и др.). Сотрудники отдела экологического просвещения совместно с сотрудниками научного отдела принимают активное участие в проведении многочисленных внеклассных мероприятий экологического направления в школе пос. Танхой: викторины, кружки, вечера, праздники («На байкальском берегу», «Познай свой край», «Славное море Байкал», «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке»), написание рефератов по практике школьников, конкурс сочинений, конференций школьников («Опомнись, оглянись, какую губишь ты планету?», «Сохраним родную природу», фестиваль «С любовью к России»). Регулярно проводятся в заповеднике экологические акции с участием различных возрастных групп школьников: «Скворечник», «Зеленый друг», «Чистый берег» - очистка берега озера Байкал от мусора. Ежегодно сотрудники заповедника участвуют в организации и проведении акции «Марш парков». В период весеннего экологического марафона проводятся основные массовые мероприятия для детей: выставки, дни открытых дверей, олимпиады, тематические вечера. В это же время экспонируются выставки рисунков и поделок школьников, а также фотовыставки о природе, авторами которых являются сотрудники заповедника.

В дни школьных каникул дети посещают центральную усадьбу заповедника, где с ними беседуют специалисты всех отделов на природоохранные темы с демонстрацией музейных экспонатов, видеофильмов. Большой интерес вызывает посещение лаборатории таксидермии. В 2010 г. более 1200 школьников и 60 учителей принимали участие в различных мероприятиях, проводимых заповедником. Школьники овладевают экологическими понятиями, у них вырабатывается бережное отношение к природе, и некоторые из них связывают свою судьбу с биологией, с работой в ООПТ.

Экологические лагеря - одна из форм проведения работы со школьниками. Экологический лагерь - это не только многодневная поездка с детьми на природу, она всегда экологически направлена, так как сочетает элементы путешествия с изучением природы. У детей появляется возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, ощутить свою причастность и личную ответственность за его сохранение [2]. В дни летних каникул тропа «В джунгли Хамар-Дабана» - место проведения экологических лагерей школьников Кабанско-го района Республики Бурятия (пос. Селенгинск, пос. Танхой). В последние годы для участия в экологических лагерях приезжают школьники из Новосибирска и Москвы. В 2010 г. с участием сотрудников заповедника проведено 6 экологических лагерей, в том числе один международный. При работе в экологических лагерях дети пишут и защищают свои исследовательские работы. На это время школьникам предоставляется специальная литература и консультации специалистов. Большую помощь в проведении школьных мероприятий и в обустройстве маршрутов оказывают организации МОО «ББТ» («Большая Байкальская Тропа») и ОО «Тахо-Байкал Институт».

Взаимодействие с педагогами образовательных учреждений. Заповедник всегда уделял и уделяет большое внимание сотрудничеству с учителями местных школ, поддерживая постоянные контакты: оказание информационной поддержки, консультативной и организационной помощи. Регулярно осуществляется методическая помощь учителям биологии и географии школ Кабанского района (Республика Бурятия), г. Иркутска, а так же научно-методическому экологическому центру г. Бай-кальска (Иркутская область), в проведении лекционной работы со школьниками, в организации экскурсий в природу, профориентации.

Экологические экскурсии. С ростом численности населения Земного шара все актуальнее становятся вопросы рационального природопользования и экологического воспитания. Познакомить человека с законами существования и развития растительных и животных сообществ, научить жить в гармонии с ними и использовать в потребительских целях без причинения им ущерба - основные задачи проведения эколого-воспитательных работ. Этим задачам служит организация экологических троп, которые являются не только привлекательным объектом для культурного отдыха, но и наглядной иллюстрацией проявления в

1556

природе антропогенного фактора. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экологические тропы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. «С одной стороны, задачей тропы является своеобразный природный ликбез, то есть расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников - научить своих слушателей замечать различные проявления воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно их оценивать. Третья, и в конечном итоге, главная задача учебных троп - способствовать воспитанию экологической культуры человека как части общей культуры взаимоотношений людей и отношения человека к природе» [3].

Хребет Хамар-Дабан, в пределах которого находится Байкальский заповедник, давно увлекает неорганизованных туристов. Многие виды туризма стихийно развивались на его территории ещё до образования заповедника. Хребет на всём протяжении опоясан автотрассой и железной дорогой. Доступность и возможность отдыха в выходные дни, сбор дико-росов, привлекает сюда огромное количество людей из Иркутской области и Бурятии. В связи с огромной рекреационной нагрузкой, которую испытывает район заповедника, остро необходимым становится проведение в заповеднике эколого-воспитательных работ на базе создания научно-познавательной экологической тропы.

Полевые научно-исследовательские экспедиции, как одна из форм экологического туризма, присутствуют в деятельности Байкальского заповедника с самого начала его создания. Накоплен большой опыт проведения экскурсий в условиях дикой природы с отлаженной системой её охраны. Для проведения эко-лого-познавательных экскурсий в заповеднике существуют две экскурсионные тропы, где посетителей знакомят с реликтовой и эндемичной флорой хребта [4]. Одна из них экологическая тропа «В джунгли Хамар-Дабана» проходит по р. Осиновка северного макросклона хребта, для которого характерны альпийские формы рельефа с цирками, обрывистыми склонами, острыми гребнями. В растительном покрове преобладает темнохвойная тайга из пихты, кедра и ели, с участием березняков на пологих участках предгорий. Подгольцовый пояс представлен пихтарниками паркового типа,

зарослями кедрового стланика, субальпийскими лугами. Тропа оборудована частично местами стоянок и зимовьем, местами отдыха. Маршрут экологической тропы пролегает на основе уже существующей тропы, проложенной для осуществления охраны заповедной территории и к постоянным пробным площадям научного отдела. Это позволяет с одной стороны оградить от излишней нагрузки другие участки заповедника, с другой - показать красоту уникального участка Южного Прибайкалья, интересные объекты живой природы, в том числе и реликты широколиственных лесов, к которым относится одна из наиболее интересных в Прибайкалье группа весенних эфемероидов, представленная весенником сибирским - Shibateranthis sibirica (DC.) Nakai, ветреницей алтайской - Anemonoides altaica (C.A. Mey.) Holub и хохлаткой прицветнико-вой - Corydalis bracteata (Stephan) Pers. Для работы на тропах привлекаются сотрудники научного отдела заповедника, в зависимости от тематики проводимых лекций, а также опытные экскурсоводы - специалисты отдела экологического просвещения, которые в полной мере знакомят посетителей с особенностями охраняемой территории. В 2010 г. экологическую тропу посетило 61 группа (573 человека), в том числе 13 групп с иностранными туристами. Контингент самый разный. Это школьники и студенты, сотрудники научных организаций, в том числе и зарубежных. Российско-американское НПО Институт Тахо-Байкал совместно с заповедником уже несколько лет проводит международные экологические экспедиции, привлекая через конкурс волонтёров. Чтобы упорядочить антропогенную нагрузку и как можно меньше проводить экскурсии на собственно территории заповедника, необходимо развитие всех форм экологического туризма на сопредельных территориях. В ближайшем будущем планируется создание единой экологической тропы вокруг заповедника в зоне сотрудничества трёх административных районов республики Бурятия: Ка-банском, Джидинском, Селенгинском, объединяя все кордоны во взаимосвязанную единую систему «Заповедное кольцо».

Большая работа проводится сотрудниками заповедника со средствами массовой информации: регулярно публикуются статьи в местной и республиканской прессе, выходят информационные передачи и видеофильмы по республиканскому и центральному телевидению, проходят беседы на радио. Сотрудники отдела ЭП подготавливают пресс-релизы, разрабатывают анкеты для опросов, а также

1557

положения и задания для конкурсов, публикуемых в республиканских журналах. Например, в познавательном журнале для детей и подростков «Ушкан». В Интернете есть сайт «Байкальский заповедник».

В последнее время в заповеднике успешно развивается волонтерское движение. В основном группы формирует студенческая молодежь и иностранные добровольцы. Ими прочищаются и ремонтируются тропы, строятся переходные мосты через реки и места отдыха. При заповеднике действует визитцентр, где можно переночевать, посмотреть фильмы экологической тематики и выставку фотографий, купить сувениры.

Выводы: эколого-просветительский потенциал заповедника «Байкальский» чрезвычайно велик. В заповеднике работают высококвалифицированные специалисты в области биологии, экологии, лесного хозяйства. Охраняя и изучая уникальную территорию Южного Прибайкалья, заповедник может грамотно

демонстрировать людям красоту и богатство сохраняемой природы. Повышая экологическое просвещение, воспитывать уважительно-бережное отношение к ценностям живой природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Епова, Н.А. Охрана растительности Хамар-Дабана// Охрана природы Сибири. Матер. 1 Сибир. конф. по охране природы, 1958. - Иркутск, 1959. С. 102-105.

2. Экологический лагерь от А до Я. - Барнаул: РПИК «АЯТИКА». 108 с.

3. Чижова В.П. Учебные тропы природы / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный. - М.: Агропромиздат, 1989. 159с.

4. Краснопевцева, В.М. Интересные ботанические объекты экологической тропы заповедника «Байкальский» // Проблемы ООПТ и роль особо охраняемых территорий в экологическом образовании и воспитании населения. - Иркутск, 2001. С. 16-21.

ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN BAIKALSKIY RESERVE

© 2011 V.M. Krasnopevtseva, A.S. Krasnopevtseva Baikal State Biospheric Natural Reserve Data of ecological and educational activity in Baikalskiy reserve are resulted.

Key words: ecological education, ridge of Hamar-Daban, Baikalskiy reserve, ecological track, Nature Museum, relict, endemic

Viktoriya Krasnopevtseva, Candidate of Biology, Chief of the Ecological Education Department. E-mail: baikalnr@mail.ru Alexandra Krasnopevtseva, Candidate of Biology, Senior Research Fellow

1558

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.