УДК 37.01: 502 И265
Игнатов Сергей Борисович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация:
Одной из важнейших составляющих культуры современного человека является эколого-правовая компетентность. Она включает владение экологическими и правовыми знаниями, практическими умениями и навыками экологически обоснованной деятельности, опыт регулирования природопользования в рамках права.
Ключевые слова: культура, эколого-правовая компетентность, право, деятельность.
Воплощение в жизнь «Концепции устойчивого развития» требует качественно изменить ценностные ориентиры общества. При этом изменяются и цели образования как доминирующего фактора общественных преобразований и средства формирования гражданского общества. Историко-педагогические исследования дают богатейший фактический материал для размышлений об особенностях взаимосвязей общества и образования. Мнения разных авторов по этому вопросу часто противоречивы, так как противоречива и сама взаимосвязь, хотя однозначно отмечается, что смена цивилизационных приоритетов приводит к смене приоритетов и в системе образования. Однако полной синхронности и однозначности этих процессов не наблюдается. В большинстве случаев цивилизационные потребности носили и сейчас носят опережающий характер по отношению к образовательным практикам [1].
Общество всегда диктовало образованию социальный заказ на «производство» гражданина, соответствующего требованиям времени, что и предопределяло его цели и задачи, средства, формы и методы их решения, концептуальные подходы, методологические, теоретические и дидактические основания. Обновленное образование оказывает как непосредственное влияние на состояние и развитие всех остальных подсистем общества, так и опосредованное -через изменение общественного и индивидуального мировоззрения, обеспечивая воспроизводство социально-культурных отношений, адекватных потребностям общества и его ценностным ориентирам. Однако на переломах эпох в целях сохранения устойчивого развития общества образование должно обрести опережающий характер по сравнению с цивилизационными практиками. Оно должно «предчувствовать» предстоящие перемены в обществе и готовить обучающихся к организации жизнедеятельности в условиях будущих социальных преобразований.
Сегодня в мировой педагогике начинает складываться стратегическое направление, которое получило название «образование в интересах (для) устойчивого развития» (ОУР). Его важнейшей целью провозглашается формирование у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем, умений делать правильный выбор в проблемных ситуациях разного уровня сложности, эффективно использовать ограниченные ресурсы, участвовать в планировании социального развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла «Стратегию образования в интересах устойчивого развития» [4]. Мировая педагогическая общественность начала активно обсуждать возможности, пути, условия, механизмы, методы и средства ее воплощения в жизнь. В процессе многочисленных дискуссий сформировалось представление о том, что новой методологией и одним из инструментов решения этой задачи является компетентностный подход к обучению, воспитанию и развитию подрастающих поколений [2]. В рамках этого подхода основным результатом общего образования должно стать владение ключевыми (базовыми, общеобразовательными) компетенциями.
В реалиях XXI в. одной из ключевых выступает экологическая компетентность. Необходимая всем и каждому для организации экологически обоснованной деятельности и в быту, и на производстве, она становится важнейшим компонентом общей культуры человека. Охва-
тывая всю сферу взаимосвязей в системе «человек - общество - природа» она обретает над-предметный и надпрофессиональный характер и пронизывает всю совокупность моральнонравственных отношений человека и окружающей его социоприродной среды. Ее базовые показатели - экологическая образованность, ценностное отношение к окружающему миру и своему здоровью, ответственность за свои действия и поступки, экологически обоснованная деятельность и опыт разрешения проблемных экологических ситуаций.
С точки зрения таксономии экологическая компетентность - сложная, иерархически устроенная система взаимозависимых и взаимодополняющих элементов, которые связаны родовидовыми отношениями и образуют своеобразную «гроздь компетенций». Родовое понятие «экологическая компетентность» включает набор более узких видовых компетентностей (эколо-го-биологическая, социально-экологическая, эколого-правовая, эколого-валеологическая и другие). Каждая из них также имеет сложную структуру и состоит из набора компетентностей более низкого иерархического уровня.
В складывающихся условиях одной из важнейших составляющих экологической компетентности выступает эколого-правовая (ЭПК), ядро которой составляют экологическое право, экологическая этика, мораль, нравственность и средства их актуализации в практической деятельности. Ее сформированность - важнейшее условие социализации человека в современном обществе.
Это интегративная характеристика личности, включающая владение экологическими и правовыми знаниями, практическими умениями и навыками деятельности в рамках экологического императива, творческий опыт разрешения конфликтных экологических ситуаций, ценностное отношение к окружающему миру, ответственность за свои действия и поступки, а также личностные качества человека, обеспечивающие осознанное и экологически обоснованное регулирование природопользования в рамках правового поля [3].
Она включает мотивационно-целевой, когнитивный, эмоционально-волевой, ценностносмысловой и деятельностный компоненты, а также опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. ЭПК выражается не только в способности человека воспринимать эколого-правовую информацию и в знании эколого-правовых норм, умении их применять и осуществлять технологии нормативно-правового регулирования деятельности, но и в его ответственности за действия и поступки в социоприродной среде.
Обсуждая проблему ЭПК, необходимо выделить два ее уровня:
1. Профессиональный, необходимый сравнительно узкому кругу лиц, деятельность которых непосредственно связана с охраной природы. На этом уровне специалист должен владеть глубокими знаниями в сферах экологического права, экологического аудита, промышленного природопользования, контроля качества окружающей среды, оценки влияния деятельности предприятий на ее состояние и др. Овладение этим уровнем происходит в условиях специального профессионального образования.
2. Общеобразовательный, необходимый всем гражданам для решения своих житейских и бытовых проблем, или решения проблем в рамках общественных экологических движений и инициатив. На этом уровне достаточно в общих чертах знать и понимать основные положения природоохранного законодательства, владеть элементами экологического права, уметь пользоваться полученной в процессе обучения эколого-правовой информацией, в случае необходимости знать, куда обратиться за профессиональной помощью.
С точки зрения системного и структурно-функционального подходов можно выделить следующие важнейшие показатели ЭПК, характеризующие общеобразовательный уровень [3].
На уровне знания:
- владение основами эколого-правовых знаний и умение их соотносить с нормами и правилами экологического императива;
- способность воспринимать и понимать эколого-правовую информацию, правильно ее оценивать, интерпретировать и мобилизовать в конкретной ситуации;
- наличие и уровень стиля мышления, специфичного для правовой деятельности.
На уровне умения:
- умение, используя различные источники, самостоятельно пополнять объем экологоправовой информации и выделять в нем ту, которая необходима для решения конкретной задачи;
- владение элементами моделирования и прогнозирования развития эколого-правовых ситуаций;
- владение элементами технологий нормативно-правового регулирования деятельности и элементарными практическими умениями и навыками разрешения конфликтных ситуаций правовыми средствами;
- умение принимать экологически обоснованные и выверенные с точки зрения права компромиссные решения и реализовывать их на практике;
- владение навыками экологически обоснованного регулирования природопользования с помощью инструментов права.
На уровне отношения:
- ценностное отношение к окружающему миру и природе как его части;
- способность адекватно оценивать свое личное участие в обеспечении устойчивого развития общества;
- критическое отношение к результатам своей деятельности;
- ответственность за принимаемые решения, умение оценивать их последствия и корректировать свою деятельность.
На уровне личностных качеств:
- осознанность своей социальной функции в новых цивилизационных условиях и необходимости созидающего характера деятельности человека;
- наличие позитивных правовых установок, готовность следовать эколого-правовым нормам поведения, руководствуясь при этом представлениями о справедливости, заботе и всеобщем благе;
- способность самоопределиться в системе правовых и экологических ценностей жизни человеческого существования;
- готовность к конструктивному диалогу, построенному на правовой аргументации своей позиции, достижению договоренностей;
- развитые коммуникативные умения, позволяющие установить партнерские отношения с другими людьми;
- стремление к самореализации, готовность к постоянному повышению уровня своей компетентности и саморазвитию, потребность в актуализации своего личностного потенциала в практической деятельности.
Этот комплекс показателей наиболее полно отражает уровень сформированности эколо-го-правовой компетентности у каждого человека и раскрывает ее социально-личностный характер. Являясь одним из важнейших компонентов экологической культуры, она сплавляет воедино личностный и социальный смыслы жизни человека, реализуемые в практической деятельности, направленной на поддержание устойчивого развития.
Способствовать овладению общеобразовательным уровнем ЭПК должны и общее образование, и система экологического просвещения, и средства массовой информации. Но первостепенную роль в решении этой задачи играет система общего образования. Однако, анализируя его содержания, видим, что проблемам формирования ЭПК практически не уделяется внимания.
Как показывает наш опыт [3], преодолению этой ситуации в значительной мере способствует использование в содержании образования интегрированных модулей, эколого-правовой направленности: «Природоохранное законодательство России», «Правовой режим особо охраняемых территорий». «Экологическая этика и мировые религии», «Экологические традиции народов России» и ряд других, которые могут быть включены в содержание дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
При их проектировании мы учитывали такие аспекты взаимодействия человека с окружающей его социоприродной средой, как:
- взаимосвязь природного и социокультурного;
- гражданственность, ответственность, права и обязанности человека;
- потребности и права будущих поколений;
- организация жизнедеятельности с минимальной нагрузкой на окружающую среду;
- экономное расходование природных ресурсов;
- культурное, социальное и природное разнообразие;
- ценностное отношение к окружающему миру;
- экологическая этика и экологическое право и ряд других.
Их изучение дает значимые результаты при условии использования современных интерактивных технологий обучения. Одной из наиболее эффективных показала себя специально организованная проектная исследовательская деятельность обучающихся. Ее действенность в значительной мере связана с возможностью использования в ее рамках элементов самых разнообразных современных форм организации учебных занятий - работу в малых группах сотрудничества, научные и мониторинговые исследования, деловые, имитационные и ролевые игры, проблемный и поисково-исследовательский методы. Совместно с учащимися старших классов и студентами младших курсов нами были разработаны и реализованы проекты: «Открываем заказник», «Правовой статус охраняемых территорий», «Экоцивилизация: проектиру-
ем, моделируем, строим», «Экологический дом», «Экологические традиции народов России», «Экологический суд».
Диагностические исследования показали положительную динамику становления экологоправовой грамотности обучающихся, возрастающий интерес к поставленным в проектах проблемам. Работа над проектами позволяет преобразовать сложные для восприятия неспециалиста эколого-правовые знания в формы, доступные для понимания обучающихся, актуализировать эти знания, показать их необходимость для каждого человека, заложить азы умений правоприменения. В итоговых сочинениях учащиеся высказывали компетентные мнения по поводу решения тех или иных эколого-правовых ситуаций, которые возникают в жизни, критическое отношение к действиям и поступкам, приводящим к экологическим нарушениям, приводили примеры ресурсосбережения и регулирования отношений в сфере природопользования правовыми методами.
Сплавляя воедино ответственность, опыт, знания, способы поведения и деятельности, умение их мобилизовать в конкретной эколого-правовой ситуации, эколого-правовая компетентность населения и, прежде всего, учащейся молодежи становится важнейшим фактором, который во многом предопределяет успешность перехода общества к устойчивому развитию.
Ссылки:
1. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе; выявление, развитие и реализация. М., 2QQ2.
3. Игнатов С.Б. Эколого-правовая компетентность учащихся; пути и средства ее формирования. Тюмень, 2QQ6.
4. Стратегия образования в интересах устойчивого развития. Материалы 57-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М., 2QQ5.