Научная статья на тему 'Эколого-гигиенические проблемы емплементации норм европейского законодательства о бытовых отходах и отходах упаковки в законодательную систему Украины и малозатратные пути их решения'

Эколого-гигиенические проблемы емплементации норм европейского законодательства о бытовых отходах и отходах упаковки в законодательную систему Украины и малозатратные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отходы упаковки / бытовые отходы / законодательство об отходах / директивы об отходах / отходы / packaging waste / household waste / waste legislation / waste directives / waste

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Малышевская О. С.

В связи с обострением негативного влияния полигонов твердых бытовых отходов на санитарно-гигиеническую и экологическую ситуацию и ужесточением эколого-гигиенических норм выдвинутых странами европейского содружества. Возникла острая необходимость решения критической ситуации, которая сложилась с образованием, накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением бытовых отходов и отходов упаковки. Одним из путей наиболее действенного и наименее затратного продвижения европейской парадигмы обращения с бытовыми отходами и отходами упаковки является информирование разных целевых групп. Результатом информирования общественности станет концептуальное изменение точки зрения на отходы и понимание того, что ответственность за обращение с ними несут не только коммунальные службы, но и те, кто эти отходы создает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Малышевская О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND HYGIENIC PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF EUROPEAN LEGISLATION ON HOUSEHOLD WASTE AND WASTE OF PACKAGING IN THE LEGISLATIVE SYSTEM OF UKRAINE AND LOW COST WAYS OF THEIR SOLUTION

In connection with the exacerbation of the negative impact of solid domestic waste landfills on the sanitary and hygienic and ecological situation and the tightening of environmental and hygienic standards put forward by the countries of the European Union. There was an urgent need to address the critical situation that has developed with the formation, accumulation, storage, recycling, disposal and disposal of household waste and packaging waste. One of the ways of the most effective and least costly promotion of the European paradigm of handling household waste and packaging waste is informing different target groups. The result of informing the public will be a conceptual change in the point of view of waste and an understanding that not only public utilities but also those who create this waste are responsible for handling them.

Текст научной работы на тему «Эколого-гигиенические проблемы емплементации норм европейского законодательства о бытовых отходах и отходах упаковки в законодательную систему Украины и малозатратные пути их решения»

УДК: 658.567:66.040

Малышевская О. С.

Ивано-Франковский национальный медецинский университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10519 ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ ЕВРОПЕЙСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЫТОВЫХ ОТХОДАХ И ОТХОДАХ УПАКОВКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УКРАИНЫ И МАЛОЗАТРАТНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Malyshevska O. S.

Ivano-Frankivsk National Medical University

ENVIRONMENTAL AND HYGIENIC PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF EUROPEAN LEGISLATION ON HOUSEHOLD WASTE AND WASTE OF PACKAGING IN THE LEGISLATIVE SYSTEM OF UKRAINE AND LOW COST WAYS OF THEIR SOLUTION

Abstract

In connection with the exacerbation of the negative impact of solid domestic waste landfills on the sanitary and hygienic and ecological situation and the tightening of environmental and hygienic standards put forward by the countries of the European Union. There was an urgent need to address the critical situation that has developed with the formation, accumulation, storage, recycling, disposal and disposal of household waste and packaging waste.

One of the ways of the most effective and least costly promotion of the European paradigm of handling household waste and packaging waste is informing different target groups. The result of informing the public will be a conceptual change in the point of view of waste and an understanding that not only public utilities but also those who create this waste are responsible for handling them.

Аннотация

В связи с обострением негативного влияния полигонов твердых бытовых отходов на санитарно-гигиеническую и экологическую ситуацию и ужесточением эколого-гигиенических норм выдвинутых странами европейского содружества. Возникла острая необходимость решения критической ситуации, которая сложилась с образованием, накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением бытовых отходов и отходов упаковки.

Одним из путей наиболее действенного и наименее затратного продвижения европейской парадигмы обращения с бытовыми отходами и отходами упаковки является информирование разных целевых групп. Результатом информирования общественности станет концептуальное изменение точки зрения на отходы и понимание того, что ответственность за обращение с ними несут не только коммунальные службы, но и те, кто эти отходы создает.

Key words: packaging waste, household waste, waste legislation, waste directives, waste

Ключевые слова: отходы упаковки, бытовые отходы, законодательство об отходах, директивы об отходах, отходы

Актуальность. Ситуация, которая сложилась в Украине в сфере обращения с отходами упаковки, является неудовлетворительной, как в сфере обеспечения их сбора, переработки и утилизации, так и введения в хозяйственный оборот.

Проблема отходов в Украине отличается особой масштабностью, согласно статистическим данным, в 2018 году переработано и утилизировано около 5,84% бытовых отходов, из них - 2,6% сожжено, только 3,2% переработано, а остальные бытовые отходы попали на свалки.

Отсутствие эффективной системы сбора отходов упаковки ежегодно приводит к потере весомого ресурсного потенциала для перерабатывающей промышленности в виде отходов бумаги и картона от 0,5 до 0,6 тис. тонн, стекла - 1 млн. тонн, полимеров - 0,6 тис. тонн. Как следствие - ухудшение санитарно-гигиенической и экологической ситуации.

Как показывает опыт развитых стран, введение отходов в хозяйственный оборот обеспечивает фор-

мирование значительной части валового внутреннего продукта и создание сотни тысяч рабочих мест. Системы сбора, переработки и утилизации становятся источником постоянно возобновляемых материально-сырьевых ресурсов, в которых нуждается перерабатывающая промышленность.

Учет объемов образования, переработки и утилизации отходов упаковки в качестве вторичного сырья ведется на государственном уровне не в полном объеме. Не реализуется европейский принцип расширенной ответственности производителя, предприятия не несут ответственности за дальнейшую утилизацию использованной упаковки и тары.

Отходы упаковки как сырьевой потенциал могут заменить первичные ресурсы и играть важную роль в развитии национальной экономики, способствуя ресурсосбережению и обеспечению сырьевой независимости государства, создавая дополнительный экспортный потенциал. Такие отходы можно использовать для производства промышленной продукции, строительных материалов. Целесооб-

разно их широкое и экономически эффективное использование, обеспечение надлежащего сбора и заготовки использованной упаковки в качестве вторичного сырья.

Цель и постановка проблемы. Проблема, на решение которой направлена статья, заключается в необходимости разрешения критической ситуации, которая сложилась с образованием, накоплением, хранением, переработкой, утилизацией и захоронением бытовых отходов и отходов упаковки, что характеризуется дальнейшим развитием и обострением санитарно-гигиенических и экологической ситуаций.

Результаты и их обсуждение. На сегодня на законодательном уровне не урегулирован вопрос упаковки и ее отходов. Разработанный законопроект об упаковке и отходах упаковки в соответствии с Директивой 94/62 / ЕС Европейского парламента и Совета от 05.02.2016 №2 4028 до сих пор находится на рассмотрении и согласовании в результате этого не решенными остаются вопросы:

- урегулирование вопроса по обращению с отходами упаковки;

- распределение обязанностей между компетентными органами и участниками процесса управления отходами упаковки;

- установление требований для раздельного сбора и хранения отходов упаковки на основе лучших европейских практик и конкретных местных требований;

- обеспечение развития конкуренции в сфере обращения с отходами упаковки и запрет установления любых монополий в указанной сфере;

- определение обязательных к исполнению производителями и импортерами норм подготовки для повторного использования и переработки отходов упаковки, в частности:

- до 31 декабря 2023 - до 60 процентов массы отходов упаковки должны бать утилизированны или переработаны;

- до 31 декабря 2025 - не менее 60 процентов массы отходов упаковки, 40 процентов пластика; 45 процентов древесины; 50 процентов черных металлов; 50 процентов алюминия; 50 процентов стекла; 50 процентов бумаги и картона должны бать утили-зированны или переработаны;

- до 31 декабря 2030 - 65 процентов массы отходов упаковки, 60 процентов пластика; 65 процентов древесины; 75 процентов черных металлов; 75 процентов алюминия; 75 процентов стекла; 75 процентов бумаги и картона должны бать утилизиро-ванны или переработаны.

- проведение информационной работы, направленной на повышение осведомленности населения по обращению с отходами упаковки;

- обеспечение принципа неотвратимости ответственности за нарушение правил обращения с отходами упаковки, в том числе невыполнение установленных норм подготовки для повторного использования и переработки отходов упаковки.

Что в свою очередь делает невозможным решение вопросов:

- внедрения системы управления отходами ос-нованых на инновационных принципах, которая обеспечит снижение потребление природных ресурсов (природные ресурсы - полезная продукция -отходы - вторичные ресурсы - полезная продукция - отходы);

- разработки законодательства в сфере управления отходами с учетом требований соответствующих европейских директив;

- качественного изменения в сфере управления отходами в соответствии с лучшими природоохранными практиками;

- улучшение состояния окружающей среды, а также санитарного и эпидемического благополучия населения;

- соблюдения требований экологической безопасности при эксплуатации объектов обращения с отходами и снижения уровня социальной напряженности;

- привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами и создания современной инфраструктуры обращения с отходами;

- внедрения новейших технологий утилизации и удаления твердых бытовых отходов способствю-щих уменьшению объемов их захоронения на полигонах;

- уменьшения количества объектов обращения с отходами, не отвечающих требованиям законодательства, высвобождения земель после закрытия полигонов и свалок;

- увеличения объемов сбора, заготовки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья;

- стимулирования субъектов хозяйствования к внедрению в производство использование безотходных и экологически безопасных технологий;

- создания системы информационного обеспечения сферы обращения с отходами, совершенствования порядка ведения государственного учета отходов, информирования о расположении мест или объектов обращения с отходами, их влияния на состояние окружающей природной среды и здоровье человека;

- повышения эффективности использования средств государственного и местных бюджетов для осуществления мероприятий в сфере обращения с отходами с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Чрезмерная зависимость от захоронения бытовых отходов не может дальше быть основой обращения с бытовыми отходами в Украине. Кроме того, подписано в 2014 году Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны требует от Украины немедленных и решительных шагов для внедрения европейских стандартов в соответствующей сфере.

В 2017 году Кабинетом Министров Украины одобрена Национальная стратегия управления отходами в Украине до 2030 года (табл. 1).

Таблица 1.

Целевые показатели реализации Национальной стратегии управления отходами в Украине на пе-__риод 2017-2030 гг. [1]___

Направление Показатель Базово-езначе- ние, 2016 год Целевое значение по годам

20172018 20192023 20242030

Предотвра-ще-ние образования отходов создание сети центров внедрения более чистых производств (технологий) для минимизации объемов образования отходов, единицы 5 10 20

принятие нормативно-правовых актов о введении эко-дизайна товаров для потребления, которые будут дольше функционировать и будут более приспособленными к повторному использованию или утилизации, в том числе путем переработки, единицы 2 5 10

уменьшение объемов использования первичного сы-рья,% 90 85 80 70

Подготовка к повторному использованию отходов внедрение в населенных пунктах раздельного сбора отходов, пригодных к повторному использованию и переработке, единицы 575 800 2500 5000

образования центров по сбору отходов для их ремонта с целью повторного использования (прежде всего отходов электрического и электронного оборудования), единицы 25 100 250

увеличение объемов бытовых отходов, направляемых на повторное использование,% 5 7 8 10

Переработка-ния отходов создание новых мощностей по переработке вторичного сырья, единицы 65 100 250 800

создание мощностей по компостированию биоотходов, единицы 20 70 150 500

увеличение объемов отходов, направляемых на перера-ботку,% 3,04 5 15 50

Другие виды утилизации, в том числе получения энергии строительство стационарных мощностей по термической утилизации отходов, единицы 1 3 15 20

увеличение объемов бытовых отходов, направляемых на термическую утилизацию,% 2,37 5 7 10

увеличение объемов отходов, направляемых на термическую утилизацию, млн. тонн 1 1,5 2 3

Удаление отходов уменьшение количества мест для удаления бытовых отходов (в соответствии с Директивой 1999/31 / ЕС), единицы 6000 5000 1000 300

уменьшение общего объема захороняемых отходов,% 50 45 40 35

уменьшение объема захоронения бытовых отходов,% 95 80 50 30

создание сети региональных полигонов бытовых отходов (в соответствии с Директивой 1999/31 / ЕС), единиц 5 25 50

Учитывая реалии недостатка юридического урегулирования вопроса отходов упаковки в Украине, на даном этапе можна предложить своеобразную компенсацию путем применения методов косвенного воздействия (экологическое образование и информирование населения, экономические инструменты). Применение таких методов характерно для бесструктурного способа управления, при котором отсутствуют заранее созданные организацион-

ные структуры, и происходит циркулярное распространение информации (то есть, одна и та же информация распространяется между многими элементами).

Предлагаемое содержание информационных сообщений об экологически безопасном обращении с бытовыми отходами и отходами упаковки, которые можно использовать в целях осуществления экологического образования населения (для разной целевой аудитории) приведены в табл. 2.

_GEOGRAPHICAL SCIENCES / <<Ш[1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>#Щд©3,2Ш9

Таблица 2

Содержание информационных сообщений для осуществления экологического образования населения

Целевая аудитория Содержание информационных сообщений

Население - способы предотвращения образования отходов и уменьшения их объемов; - влияние на окружающую среду и здоровье людей наиболее распространенных методов обращения с отходами (захоронение на свалке и сжигание) - преимущества раздельного сбора твердых бытовых отходов; - способы обращения с отдельными видами отходов (органическими, опасными, строительными и т.д.)

Субъекты хозяйственной деятельности (производители) - существующие технологии замены токсичных веществ, используемых в производственном процессе, на безвредные; - малоотходные технологии в различных отраслях производства; - экологически безопасные технологии переработки и утилизации различных видов производственных отходов; - экологически безопасные и экономически эффективные технологии производства продукции с использованием вторичного сырья; - правовые нормы, регулирующие деятельность субъектов хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами.

Субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами - организационно-правовые основы ведения предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами; - экологически безопасные технологии сбора, транспортировки, сортировки, переработки, утилизации, обезвреживания различных видов производственных и бытовых отходов; - технологии строительства и эксплуатации объектов обращения с отходами.

Органы местного само-управ-ления - законодательство в сфере обращения с отходами; - методические рекомендации по организации экологически безопасного сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания отходов в населенном пункте; - основные составляющие успешного внедрения раздельного сбора бытовых отходов; - методы стимулирования привлечения населения к экологически безопасному обращению с отходами; к сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья; - положительный зарубежный и отечественный опыт управления муниципальными отходами.

Такое распространение информации может осуществляться органами государственной власти с привлечением к этому общественных и религиозных организаций через СМИ (периодические публикации в прессе, постоянная агитационная работа на телевидении, обращения по радио); создание информационных интернет-порталов по вопросам обращения с отходами; размещение наружной рекламы в местах скопления людей; распространение листовок, брошюр; проведение бесед и практических занятий с воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, родителями, детьми; организация конкурсов творческих и исследовательских работ на тему безопасного обращения с отходами; проведение экологических конференций, семинаров с целью освещения информации по обращению с бытовыми отходами.

Целью информирования является обеспечение полноты информации по эколого-экономических и социальных последствий накопления бытовых отходов, а также способов решения этой проблемы, в частности, через реализацию концепции "нулевых отходов", которая направлена на решение трех основных задач [2, 3]:

1) снижение к нулю токсичности отходов, то есть уменьшение опасных для окружающей среды

и здоровья людей веществ, входящих в состав отходов с целью их последующего полного исключения;

2) уменьшение до нуля объемов органических отходов, размещаемых на свалках без предварительной обработки (компостирование), что приведет к уменьшению выбросов парниковых газов, влияющих на изменение климата. Концепция "нулевых отходов» предусматривает хранение энергии, содержащейся в отходах (за счет вторичного использования отходов), а также использование возобновляемых источников энергии при осуществлении переработки отходов;

3) уменьшение до нуля объемов образования отходов: все отходы должны считаться ресурсами, для которых нужно найти подходящий способ использования.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. На современном этапе система обращения с отходами в Украине требует значительного совершенствования для достижения соответствия Европейским нормам. Несмотря на то, что в рамках Соглашения об ассоциации на наше государство возложена ограниченный круг обязательств, мы должны ориентироваться на последние изменения и тенденции Европейского законодательства, но с учетом своих реальных возможностей.

Одним из наиболее перспективных и малозатратных методов продвижения европейской парадигмы обращения с бытовыми отходами и отходами упаковки является информирование разных целевых групп. Результатом поинформированно-сти общества станет концептуальное изменение точки зрения на отходы и понимание того, что ответственность за обращение с ними несут не только коммунальные службы, но и те, кто эти отходы создает (производители и население).

Дальнейшими перспективами исследований является имплементация норм и требований Европейского законодательства в законодательную базу, с счетом специфики остроты проблемы и мен-тальности ее решения в Украине, с целью законодательного урегулирования проблемы бытовых отходов и отходов упаковки на государственном уровне.

Список литературы

1. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2017 N° 820-р. Об одобрении Наци-

ональной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года, текущая редакция - Редакция от 20.02.2019. Режим доступа:

https ://zakon. rada. gov.ua/laws/show/820-2017-р

2. Waste management // Official website of the European Union

http://europa.eu/legislation_summaries/environ-ment/waste_management/index_en.htm.

3. Council Directive 75/442/EEC of 15 July 1975 on waste http://data.europa.eu/eli/dir/1975/442/oj

4. Directive 2008/98/EC of the european parliament and of the council of 19 november 2008 on waste and repealing certain directives http://data.eu-ropa.eu/eli/dir/2008/98/oj

5. Council Directive 1999/31/EC of 26 April 1999 on the landfill of waste. Official Journal L 182, 16/07/1999 P. 0001 - 0019.

http://data.europa.eu/eli/dir/1999/31/oj

6. Directive (EU) 2018/852 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive 94/62/EC on packaging and packaging waste http://data.europa.eu/eli/dir/2018/852/oj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.