Научная статья на тему 'Эколого-эстетический подход в современном образовании'

Эколого-эстетический подход в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2096
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРАСОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Н. Г.

Резюме: В статье освещается проблема экологического воспитания как проблема формирования нового социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социоприродной средой. В качестве оптимальной рассматривается эколого-эстетическая концепция воспитания личности, в рамках которой осуществляется взаимодействие естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры в решении экологических проблем общества. Синтез естественно-научных и духовно-практических способов освоения действительности в экоэстетике способствует формированию эстетического опыта личности сообразно эколого-гуманистическим ценностям, воспитанию нравственных чувств через специфические механизмы эмоционального переживания мировоззренческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-эстетический подход в современном образовании»

Литература

1. Асмолов А. Г. Образование России в эпоху коммуникаций: от культуры полезности - к культуре достоинства / / Российская школа и Интернет: Сборник пленарных докладов Всероссийской научно-практической конференции. -СПб., 2001.

2. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст: Отрывки из лекции Умберто Эко в МГУ // Интернет. - 1998. - № 6-7. - С. 91-92.

3. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. glossary. ru.

УДК 371.036 ББК Ч 421.355

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. Г. Куприна

Ключевые слова: экологическая эстетика; экологическая красота; экологическая культура личности; эстетическое воспитание.

Резюме: В статье освещается проблема экологического воспитания как проблема формирования нового социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социоприродной средой. В качестве оптимальной рассматривается эколого-эстети-ческая концепция воспитания личности, в рамках которой осуществляется взаимодействие естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры в решении экологических проблем общества. Синтез естественно-научных и духовно-практических способов освоения действительности в экоэстетике способствует формированию эстетического опыта личности сообразно эколого-гуманистическим ценностям, воспитанию нравственных чувств через специфические механизмы эмоционального переживания мировоззренческих ценностей.

Понятие «экология» стремительно вошло в жизнь современного человека и охватило все сферы его бытия. Угроза экологической катастрофы, которая вплотную встала перед человечеством, ускорила процессы осмысления экологической проблемы как глобальной, связанной со сложным комплексом социальных, культурных, природных явлений. Ученые и философы ХХ века единодушны в выводе, что причиной и следствием глобального экологического кризиса на планете является духовный кризис цивилизации. Духовная составляющая осознается в качестве основы современной экологической науки. На современном этапе развития цивилизации экологическая культура личности предстает как социальное явление, как образ жизни человека, соответствующий новой нравственности и отвечающий новым идеологическим установкам.

Активно формируется новая модель образования, ориентирующаяся на идеи устойчивого развития общества, согласованного с развитием природы.

Выход экологической науки на орбиту морали, культуры и идеологии актуализирует разработку проблемы взаимодействия естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры в решении экологических проблем общества. Процесс формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру, становления ценностных ориентиров, установок, правил поведения, сообразных экологическим идеям, может быть эффективен только в опоре на человекотворческий потенциал духовно-практических способов освоения действительности. Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами, как и гуманитарный мир нуждается в осмысленном выстраивании системы мироотношения. Без взаимодействия естественно-научного и гуманитарного компонентов невозможно гармоничное развитие личности в единстве истины, добра и красоты.

Плодотворными в решении проблемы гармонизации эмоциональночувственной и абстрактно-рациональной информации являются идеи экологической эстетики - нового направления педагогической науки (Н. А. Кормин, А. Ж. Овчинникова, Л. П. Печко, А. К. Шульженко). Экологическая эстетика, зародившаяся в начале 90-х гг. ХХ века, исследует эстетико-экологическое сознание в качестве одной из форм культурного сознания общества и личности. Представители этого направления акцентируют особую роль искусства в формировании нравственно-эстетического отношения человека к природе, поскольку основу такого отношения составляет восприимчивость к красоте и выразительности окружающего мира, личностно-смысловая интерпретация его ценности. Путь целостного осознания жизни в искусстве исследуется в данной концепции как созвучный идеям экологического воспитания. По выводам исследователя в области экоэстетики Л. П. Печко, «центральной осью культурно-экологического отношения человека к природе, миру выступает нравственно-эстетическое осознание и переживание своего чувственно-эмоционального единства, общности с миром природы, как и с миром человеческой культуры [2]. Таким образом, экоэстетика обобщает в своем содержании новые нормы нравственности, которые позволяют человеку не противопоставлять себя и природу как две раздельные сущности, но владеть сложным искусством диалога, сотворчества и единения с ней.

Экологическая эстетика воплощает философию гармонии между человеком и природой и основывается на следующих позициях:

• эстетические ценности природной и социальной среды носят синтетический характер: они неотделимы от моральных, экономических, политических, научных, социальных ценностей;

• восприятие прекрасного в природе трактуется как общественно важная функция, поскольку противостоит односторонности и бесцеремонности

в использовании природы, способствует организации достойной человека и необходимой для его полноценного существования среды;

• гармония и красота природы выявляют суть человеческой этики как системы гармонически связанных противоположностей, как единства человека и мира;

• эколого-эстетическое сознание исследуется как одна из форм культурного сознания общества и личности, обобщает в своем содержании новые нормы нравственности, которые позволяют человеку не противопоставлять себя и природу как две раздельные сущности, но владеть сложным искусством диалога, сотворчества и единения с ней;

• акцентируется особая роль искусства в формировании нравственно-эстетических основ личности через восприимчивость к красоте и выразительности окружающего мира, личностно-смысловую интерпретацию его ценности, гармонизацию взаимоотношений с ним человека. Путь целостного осознания жизни в искусстве исследуется в данной концепции как созвучный идеям экологического воспитания личности.

Выводы экоэстетики находятся в русле основных тенденций экологической науки, объединяющей на современном этапе разнообразные сферы исследования (наряду с биоэкологией - социальную, техническую, медицинскую экологию, экологию человека, экологию детства, экологию культуры, экологическую этику, экологическую психологию окружающей среды, поведенческую экологию, экологическую психологию, экологическую психопедагогику и др.) Природа, Социум и Культура сегодня понимаются как единая экосистема, в которой сохранение природы является средством сохранения цивилизации и человека как вида. В свою очередь гармонизация взаимоотношений человека с обществом и с самим собой выступает как фактор, обеспечивающий и гармонизацию его отношений с природой. Опыт позитивного поведения в двух взаимосвязанных системах: «человек - человек» и «человек - природа», осознается условием становления «человека экологического».

Трактовка понятия «экологическая культура личности» в определении ведущих ученых современности вбирает в себя широкий спектр компонентов, охватывает различные сферы деятельности человека. Экологическая культура личности предстает на современном этапе как часть общей культуры человека, как личностное качество, которое характеризуется эколого-гуманистическими мировоззренческими установками, является внутренним регулятором в ответственных отношениях человека с природой, людьми, самим собой как частью природы и направляет эти отношения к гармонии, согласию и взаимной адаптации, проявляясь в жизнесберегающей деятельности в разных сферах бытия: в природоохранной деятельности, политике, экономике, науке, культуре, образовании, межличностных отношениях и т. д. Соответственно экологическое воспитание - формирование гармоничных и ответственных отношений человека с природной, социальной и культурной средой на основе субъектив-

ного принятия им экологических знаний, идей и эколого-гуманистических императивов с целью их деятельностного воплощения в бытийной сфере и в образе своей жизни.

В такой трактовке задачи экологического и эстетического воспитания личности оказываются взаимосвязанными и взаимопересекающимися. Обращение к искусству открывает путь познания окружающего мира через чувственное, образное его восприятие, через эмоциональное видение, т. е. естественным образом позволяет соотнести образовательно-воспитательный процесс с целостной жизнедеятельностью личности. Идея совпадения важнейших сущностных характеристик экологической и эстетической культуры личности лежит в основе концепции эколого-эстетического воспитания, стратегической целью которого является гармонизация отношений человека с окружающим миром.

Суть эстетического восприятия - в чувственно-образном постижении окружающего мира, в переживании внутренней связи с ним (швШейков по-гречески - чувствующий, чувственный). Чувственный облик предметов и явлений выступает в эстетическом сознании как выражение родственного человеку содержания, как «говорящее, выразительное бытие» [1]. Выразительные проявления окружающего мира накапливаются в чувственном опыте человека, в его сенсорной памяти в виде образов - картин жизненных ситуаций, образов поведения и общения, образов предметов и явлений. Эстетическое постижение мира - это процесс присвоения личностью его образов-смыслов, выстраивания с их помощью своего «я», «индивидуация как вбирание мира в себя» (по выражению К. Юнга).

С позиции социального заказа общества на формирование человека нового типа - «человека экологического», способного жить в согласии и гармонии с самим собой и с окружающим миром людей и природы, - акцентируются следующие сущностные характеристики эстетической культуры: способность к эмпатии, глубоким переживаниям красоты и выразительности окружающего мира; переживание сопричастности природе, родства с ней; потребность в творческом самовыражении, в созидательной деятельности в мире людей и природы по законам меры, красоты и гармонии; способность к целостному постижению образов-смыслов мира, присвоение их личностью, выстраивание с их помощью образа собственного «я».

Таким образом, эстетическое воспитание в контексте формирования экологической культуры личности представляется как процесс саморазвития и самоопределения человека через специфические механизмы чувственно-образного восприятия целостности, красоты, выразительности окружающего мира и эстетического переживания мировоззренческих эколого-гуманистических ценностей, результатом чего является формирование личностно пережитой картины мира и деятельность в нем в соответствии с законами меры и гармонии.

В эколого-эстетическом воспитании личности каждый вид искусства обладает своими уникальными возможностями. На современном этапе становления эколого-эстетического подхода наиболее востребованными оказались те виды искусства, которые обладают наибольшими возможностями зрительной визуализации явлений окружающего мира или их описания: изобразительное, ландшафтное искусство, кинематограф, литература. Опора на эти виды искусства развивает способности личности к восприятию прекрасного, к переживанию красоты наблюдаемых явлений окружающего мира.

В наименьшей степени исследована музыка с точки зрения ее участия в экологическом воспитании личности, поскольку музыка напрямую обращена к эмоциональной сфере человека и опирается на образы действительности не явно, по сравнению с другими видами искусства, но специфически опосредованно. Между тем именно музыка, «в чистом виде» представляющая художественный тип мышления, выступает благодатной областью исследования механизмов эмоционального переживания мировоззренческих, этических ценностей, принятия их личностью в свой внутренний мир, формирования целостной, личностно пережитой картины мира. Актуальность обращения к музыке в аспекте экологической проблематики связана и с возможностями осуществления целостного подхода в реализации экологических идей в педагогическом процессе - как идей гармонизации взаимоотношений личности с окружающим миром в целом: с природой, людьми, самим собой как частью природы. Исследование педагогического потенциала музыки в рамках эколого-эстетического подхода к воспитанию личности представляется актуальным и своевременным.

Особенно велико значение музыкально-эстетического компонента в период детства, что обусловлено особенностями психики ребенка, необходимостью чувственно-образного переживания явлений действительности для их полноценного освоения. Образы музыкального искусства включены в содержание многих программ экологического воспитания дошкольников и младших школьников (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова, Н. К. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Т. А. Пушкарева, Л. В. Тарасов, Н. А. Рыжова). Однако анализ программ показал отсутствие технологий, грамотно, адекватно и полноценно реализующих потенциал музыкального искусства в экологическом воспитании детей.

Существенным препятствием является традиция преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе музыки, аналогично естественно-научным, в опоре на позиции просветительской парадигмы образования: как передачи некоторых знаний, умений и навыков. Традиции просветительского, концертного восприятия музыки привели к преобладанию задач формирования слушательской культуры и доминированию просветительского, искусствоведческого подхода в музыкальном воспитании, что обедняет использование потенциала музыкального искусства в эколого-эстетическом воспитании личности в период детства. Принципы включения детей в музыкальную деятельность как

в действительно игровой и творческий процесс, близкий по своему духу игре, и направленный на решение воспитательных задач, связанных с гармонизацией взаимоотношений личности с окружающим миром, не осмыслены и не раскрыты.

Разработка музыкально-игровых технологий, оптимизирующих процесс эколого-эстетического воспитания детей возможна при обращении к устной традиционной культуре. В устной музыкальной традиции (будь то фольклорное действо или современный джаз) музицирование выступает как специфический способ коммуникации, общения внутри группы участников. Такой подход к музыкально-игровой деятельности превращает ее в смысловой контекст, в котором детьми совместно переживаются нравственные ценности, приобретаются навыки межличностного общения, осваиваются модели гармоничного поведения в окружающей среде с помощью невербальных средств коммуникации. Материалом игр-коммуникаций является разнообразная палитра голосовых интонаций, звучащих жестов, звучаний и шумов окружающих предметов, тембров-красок детских и любых доступных «взрослых» инструментов, жестов, мимики, прикосновений, музыкально-ритмического движения и т. д. Главным «инструментом» в музыкальной игре является сам ребенок: его голос, движения, озвученные выразительными «звучащими жестами» и различными шумовыми инструментами. Музыка при этом является не просто фоном, но носителем определенного «звучащего мироощущения», которое проживается детьми в эмоционально-деятельностном игровом соучастии. Результат игры педагогически направлен на получение детьми удовольствия от обретения живого опыта эмоциональных переживаний, их телесного выражения и гармоничного поведения в игровом взаимодействии с окружающими людьми и художественными образами очеловеченной природы.

Предлагаемая нами педагогическая модель эколого-эстетического воспитания личности средствами музыки в период детства отражает:

• заказ общества на формирование человека нового типа - «человека экологического», способного жить в согласии и гармонии с самим собой и с окружающим миром людей и природы;

• идею моделирования гармоничного поведения ребенка в окружающей среде через эмоционально-деятельностное переживание эколого-гуманистических ценностей в музыкально-игровой деятельности;

• организацию педагогического процесса моделирования гармоничного поведения ребенка в окружающей среде через музыкально-игровую деятельность в период детства;

• содержание педагогического процесса моделирования гармоничного поведения ребенка в виде обогащения его эмоционально-чувственного опыта и практического освоения способов гармоничного поведения в окружающей среде;

• основные критерии и показатели уровней сформированности гармоничного поведения ребенка в окружающей среде.

Процесс формирования гармоничного поведения ребенка в окружающей среде, являющийся важной составляющей целостного процесса эколого-эстети-ческого воспитания, происходит через обогащение его позитивного эмоционально-чувственного опыта и практического освоения моделей гармоничного поведения в процессе образного познания мира в музыкально-игровой деятельности.

Структура педагогического моделирования гармоничного поведения ребенка в окружающей среде в игровом взаимодействии со звучащими образами мира включает следующие логически соотнесенные элементы.

1. Эмоционально-образный контекст развития ребенка, педагогически организованный по принципам целостности, природосообразности, культуро-сообразности, гуманистической направленности, ценностной ориентации, преемственности, эмоционально-деятельностного освоения эколого-гуманистичес-ких ценностей в общении с искусством.

2. Проектирование музыкально-игровой деятельности детей, обогащающей их эмоционально-чувственный опыт и опыт гармоничного поведения в системах: «я», «я - окружающие люди», «я - искусство - природа».

3. Прогнозируемый результат, который ведет к освоению детьми образов-моделей гармоничного поведения в окружающей среде и оформлению в их эмоционально-чувственном опыте личностно значимого ценностного отношения к миру сообразно идеям уникальности, самоценности любого природного объекта, целостности мира, взаимозависимости всех явлений в нем и ответственного отношения человека к себе и ко всему, что его окружает.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали положительную динамику в эколого-эстетическом воспитании личности средствами музыки в период детства по всем выделенным нами критериям.

Применение в воспитательной работе с детьми авторской музыкальноигровой технологии способствовало значительному обогащению у детей эмоционально-образного тезауруса (на материале и фольклорных, и современных художественных произведений для детей). Разработанные нами приемы организации детской музыкально-игровой деятельности способствовали активному переживанию детьми образных смыслов, их лучшему усвоению и трансляции в собственный игровой и повседневный опыт. В жизни детей актуализировались, «ожили» фольклорные образы. Как показал опыт работы, фольклорные песни и игры воспринимаются детьми с большим интересом на фоне собственного игротворчества. Использование приемов народной педагогики в организации музыкальных игр, сочетающих и фольклорные, и современные сюжеты, приводит к психологическому эффекту «узнавания», принятия детьми фольклорных образов в собственное игровое пространство, а вместе с художествен-

ными образами - принятие культуры, нравственных ценностей, мудрости своего народа.

Обращение к музыкально-игровой деятельности как средству регуляции эмоциональных проявлений детей привело к росту уровней сформированности у детей моделей гармоничного невербального поведения. Движение и интонация стали для детей освоенными приемами регуляции собственных эмоциональных состояний, воздействия на окружающих при общении с ними, эмоционального сопереживания одухотворенным образам природы в искусстве. Опыт эмоционального удовлетворения от воплощения в игровых ситуациях образов-моделей гармоничного поведения позволил каждому из детей ощутить свою значимость в детском коллективе, повысить и закрепить свой положительный статус. Особенно возросли результаты по показателю выразительность общения. В процессе игровых воплощений музыкальных образов у детей оптимизировалось двигательно-координационное и интонационно-речевое развитие. Раскованность, свобода, уверенность и адекватность двигательных и интонационных проявлений привела к значительному снижению тревожности, скованности, капризности в поведении детей, к преобладанию уравновешенных форм поведения и эмоционально комфортного самоощущения. Необходимо отметить возросшую культуру тактильных взаимодействий между детьми. Дети стали сознательно использовать тактильные контакты для улаживания конфликтов, проявления эмоционального соучастия не только в игровых, но и в повседневных ситуациях.

Целенаправленное развитие способностей детей к двигательному и интонационному творчеству в разработанной нами музыкально-игровой технологии значительно расширило их возможности в выражении своей нравственной позиции к окружающему миру людей и природы. Музыкальные игры стимулировали желание детей идентифицировать себя с положительными героями художественных произведений и обусловили возможность подобной идентификации в игровой практике. Моторно-двигательные и речевые ощущения, сопровождающие музыкальную игру, создали возможность эмоционально-чувственного вживания в различные состояния природы, дали детям опыт чувственного взаимодействия с «живой», одухотворенной природой, а также возможность переживания ответственности за ее очеловеченные образы. В результате у детей увеличилось желание идентифицировать себя с положительными героями в игре, повысились самооценка, эмоциональная отзывчивость к художественным воплощениям природы, проявление в игровых ситуациях ответственного отношения к очеловеченным образам природы, явленным в искусстве.

Разработанные нами специальные приемы организации игрового музыкального творчества (не связанного с музыкально-образовательной деятельностью и специфическими музыкальными навыками и умениями) расширяют возможности самовыражения детей и обогащают их опыт взаимодействия с окружающим миром. В целом педагогический эксперимент подтвердил, что

выдвинутые нами подходы и методы эмоционально-деятельностного переживания эколого-гуманистических ценностей в музыкально-игровой деятельности, оснащенные специальными приемами, обогащают и расширяют способы образно-игрового воспитательного взаимодействия с детьми, гармонизации их поведения в окружающей среде.

Постановка и решение проблемы эколого-эстетического воспитания личности средствами музыки обусловлена современным пониманием сущности экологической культуры как необходимой составной части общей культуры и корреспондируется с педагогическими исследованиями, направленными на решение проблем экогуманизации педагогического образования. В процессе эколого-эстетического воспитания личности средствами музыки возможна реализация терапевтической, коммуникативной, социокультурной и в целом человекотворческой функций музыкального искусства в процессе гармонизации взаимоотношений личности с окружающим миром, что является важным фактором в становлении экологической культуры как социального явления, как образа жизни человека и общества, соответствующего новой нравственности и отвечающего новым идеологическим установкам.

Литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

2. Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Дис. ... докт. филос. наук. - М., 1997.

УДК 37.032 + 371.1 ББК 74.204

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ КАК УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС

Г. А. Халемский

Ключевые слова: педагогическое творчество, школа-лаборатория, исследовательская деятельность, управленческая деятельность, личностно ориентированный подход, акмеологическая направленность деятельности, здоровьесбережение, методологическая подготовка педагогов, качество образования.

Резюме: В статье рассматриваются научно-методическая исследовательская работа педагогов в условиях общеобразовательной школы - школы-лаборатории и управление этим процессом. С позиций акмеологической направленности, гуманизации образовательной системы, личностно-ориентированного подхода представлена здоровьесберегающая деятельность школы. Раскрыт опыт методологической подготовки учителей-исследователей. Показана результативность творческой деятельности педагогического коллектива как важнейшего фактора обеспечения высокого качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.