------------------------------------------------- © О.С. Коробова, 2011
УДК 577.4:621.311.1 О. С. Коробова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Приведена оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в России и мероприятия, направленные на его реализацию. Перечислены меха-низмы стимулирования процесса энергосбережения.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, возобновляемые источники энергии, парниковые газы.
ш И рактическая реализация поставА. М. ленной перед нашей страной задачи повышения эффективного использования энергетических ресурсов и внедрение энергосберегающего образа жизни позволит значительно улучшить экологическую обстановку в густонаселенных территориальных образованиях, повысить качество жизни населения, поднять рейтинг экономического развития России.
Термины «энергоэффективность» и «энергосбережение», применяемые в некоторых случаях как синонимы, тем не менее несут разную смысловую нагрузку. Согласно федеральному закону об энергосбережении и повышении энергетической эффективности [1] энергосбережение означает реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в то время как энергетическая эффективность - это характеристика продукции, технологического процесса, юридического лица, индивидуального предпринимателя, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта. Таким
образом можно заключить, что энергоэффективность - это измеряемая величина, позволяющая оценить результат процесса, а энергосбережение - это деятельность по достижению энергоэффективности.
Энергоэффективность, измеряемая на макроуровне (энергоемкость экономики страны), является ключевым индикатором, характеризующим устойчивость развития энергетического сектора и государства в целом [2].
По данным Министерства энергетики Российской Федерации удельная энергоёмкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира (см. рис.1), причем холодный климат и огромная территория страны не являются непреодолимыми препятствиями для существенного снижения энергоёмкости ВВП. По оценкам специалистов, климатический фактор может быть причиной не более чем 25 % - ного превышения энергоемкости российской ВВП в сравнении с западноевропейским [3].
Столь высокий показатель энергоемкости российской экономики в сочетании с возрастающим негативным воздействием топливно-энергетичес-кого комплекса на все элементы биосферы, характеризуется в работе [3] как «энергоэкологическое неблагополучие», причины которого заключаются не только в видимости изобилия
Рис. 1. Энергоемкость экономики России
энергетических ресурсов и менталитете народа, проживающего на обширной территории, но и в благоприятной конъюнктуре мировых топливных рынков, заниженных внутренних ценах на энергоносители1, фактическом отсутствии долгосрочных экологических интересов.
Сложившаяся ситуация позволяет характеризовать потенциал энергосбережения как перспективный экологоэкономический ресурс, освоение которого экологически необходимо и экономически целесообразно. Предварительные оценки экономической эффективности освоения данного ресурса позволяют предположить, что каждый процент экономии энергоресурсов увеличит национальный доход на 0,35-0,4% [4]. Достижение этого результата, однако, возможно лишь в случае осуществления комплекса мероприятий, охватывающих все уровни жизнедеятельности страны, поскольку проблема энергосбережения является многоцелевой и долговременной. Уровень национальной экономики предполагает изменение отраслевой структуры и развитие низкоэнергоемких отраслей, на отраслевом уровне необходимо провести переориентацию производства на выпуск низкоэнергоемких товаров, на уровне предпри-
1 в западных странах экологические издержки включаются в стоимость энергоносителей, но в России данной практики нет
ятий - внедрение энергоэкономного оборудования. Население внесет свой вклад в достижение целей энергосбережения, соблюдая достаточно простые правила экономии энергии на бытовом уровне. Основными стимулами к проведению мероприятий по энергосбережению могут служить:
• улучшение макроэкономических показателей, снижение экодеструктивного воздействия на элементы биосферы2, возрастание престижа страны в результате повышения энергоэффективности (для государства),
• оптимизация ключевых результатов хозяйственной деятельности предприятий (для бизнеса),
• повышение качества жизни (для населения и общества в целом).
Одним из нереализованных до настоящего времени стимулов является возможность получения дохода от продажи квот на выбросы парниковых газов. Согласно результатам исследова-ния Всемирного Банка потенциал сокращения выбросов СО2 в России вследствие снижения энергоемкости составляет 793 млн т в год, что при цене 13,7 долл. за тонну СО2-экв. может повысить бюджет страны на 10,2 млрд долл. Кроме того, озвученные национальные задачи по сокращению эмиссии парниковых газов. на 10-15% к 2020 г и на 50 % к 2050 г. от уровня 1990 г. совпадают со стратегической целью снижения энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г. относительно уровня 2007 г. Значение России, на долю которой приходится около 5 % общемировой эмиссии
2 реализация всего энергосберегающего потенциала, который по оценкам специалистов Минэнерго составляет 45 % энергопотребления страны, позволит предотвратить 3,5 млн. т выбросов твердых частиц в атмос-феру
с/х
Сектор услуг 6,15 Строительный
23 74 (1.5%) комплекс
Рис. 2Л Оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в Российской Федерации (млн.ту т./год)
3
парниковых газов , с точки зрения глобального вклада в ограничение и снижение воздействия на климатическую систему достаточно велико, поскольку с учетом специфических особенностей страны (численности населения, проживающего на значительной территории, и наличия устаревших и сравнительно неэффективных производственных фондов) мероприятия по повышению энер-гоффективности и сокращению выбросов парниковых газов можно реализовывать без заметного ущерба для развития экономики.
Общий потенциал повышения эффективности использования энергии в нашей стране составляет 421,15 млн. т у т./год, половина из которого приходится на топливно-энергети-ческий комплекс (см. рис. 2 , по данным Министерства энергетики Российской Федерации).
Перечислим основные мероприятия, которые позволят реализовать указанный потенциал повышения энергоэффективности в ТЭКе:
• утилизации попутного нефтяного газа (в настоящее время в факелах сжигается до 14 млрд. м );
3 более 70 % эмиссии парниковых газов РФ
обусловлено сжиганием ископаемого топ-лива
увеличения коэффициента использования нефти и глубины переработки нефти;
• снижения уровня потребление природного газа на собственные нужды (для обеспечения его транспортировки расходуется 59 млрд.м3/год);
• повышения КПД генерирующего оборудования (в настоящее время не превышает 33-38 %);
• снижения потерь в электрических сетях (средний уровень составляет 11 %).
Повышение эффективности использования энергии подразумевает не только энергосбережение, но и освоение ресурсов возобновляемой энергетики, освоение которых для нашей страны базируется на экономическом потенциале, реальном даже при современном уровне технологического развития и составляющем около 300 млн т у.т./год, что соответствует 30 % ежегодного потребления первичных энергоресурсов России. Технический потенциал, освоение которого будет экономически целесообразным в будущем, оценивается в 24 млрд т у.т./год.
Развитие возобновляемой энергетики и повышение энергоэффективности может способствовать улучшению не только экологической обстановки, но и ситуации в социальной сфере, в частности, за счет создания наукоемких рабочих мест4. По некоторым оценкам развитие этих отраслей в нашей стране по-
4 в государствах ЕС около четырех миллионов человек занято в сфере разработки и внедрения энергосберегающих технологий, а в Германии в период 1998-2006 гг. число рабочих мест в секторе возобновляемой энергетики увеличилось с 66 до 260 тыс.
зволит создать 100 тыс. постоянных и временных рабочих мест. Для России повышение энергоэффективности имеет особое значение, поскольку каждый рубль, вложенный в производство высокоэффективного оборудования, создает в 8 раз больше рабочих мест, чем рубль, инвестированный в производство энергии [2].
В Российской Федерации в настоящее время складывается благо-приятная ситуация для реализации потенциала повышения энергоэффективности, снижения выбросов парниковых газов, внедрения возобновляемых источников энергии, поскольку:
• сформирован государственный интерес к проблеме и имеется полити-
5
ческая воля для ее решения ;
• созданы конкретные институциональные механизмы, в том числе Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго; межведомственный координационный совет, ответственный за взаимодействие госструктур;
• разработана государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффектив-ности на период до 2020 года;
• разрабатывается система информационно-аналитического обеспечения процессов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающая анализ энергоемкости экономики и ее отраслей, а также информацию о лучших отечественных и
5 эти факторы играют ключевую роль в стимулировании энергоэффективности: Дания благодаря политической воле в период с 1975 по 2005 гг. удвоила ВВП без увеличения потребление энергоресурсов. Эта страна характеризуется наименьшей среди государств -членов Евросоюза энергоем-костью ВВП и лидирует по производству энергии из возобновляемых источников
мировых практиках, результатах мониторинга энергосберегающих мероприятий;
• инициатива государства поддерживается большинством членов общества, как населением, так и бизнес-сообществом - по данным социологических опросов 80 % жителей России и руководство 85 % российских компаний считают проблему энергоэффективности важной и актуальной для бизнеса [2].
В то же время, реализации энергоэффективной политики препятствует целый ряд серьезных барьеров, обусловленных как объективными факторами, так и причинами организационного характера. Среди них следует выделить недостаточный приток инвестиций в проекты и программы по энергосбережению. Большинство отечественных энергопотребителей не располагает средствами, необходимыми для внедрения энергосберегающих мероприятий в требуемом объеме. У предприятий энергоемких отраслей промышленности, объектов бюджетной сферы существуют проблемы с формированием внутреннего инвестиционного потенциала, обусловленные как общеэкономическими причинами, так и несовершенством нормативно-правовой базы. Весьма ограничен приток внешних инвестиционных ресурсов в сферу энергосбережения в России, в связи с сохраняющимися значительными рисками при инвестировании, а также проблемами, присущими энергосберегающим проектам (большие сроки окупаемости, особенно в жилищно-коммунальной сфере), низкими тарифами на услуги и пр. Эти проблемы усугубились в условиях наступившего мирового экономического кризиса.
Очевидно, что для стимулирования энергосбережения необходимо изменение внутренних цен на энергоносители
экономически оправданными и приемлемыми для потребителей темпами.
Вместе с тем эффективное ценовое регулирование является необходимым, но явно недостаточным условием интенсификации энергосбережения, особенно применительно к монопольным российским отраслям промышленности и транспорта, а также жилищнокоммунальному сектору, который характеризуется низкой эластичностью спроса на энергоресурсы. Создание экономической заинтересованности в повышении эффективности энергоиспользования как у потребителей, так и у производителей энергии, а также стимулирование отечественных производителей энергопотребляющего оборудования с наилучшими показателями энергоэффективности является важной государственной задачей.
К числу успешно используемых в мировой практике (и рекомендуемых
1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Бобылев С.Н., Аверченков А.А., Соловьева С.В., Кирюшин П.А. Энергоэффективность и устойчивое развитие. — М.: Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2010. — 148 с.
для внедрения в России) механизмов стимулирования энергосбережения относятся, в частности: налоговые льготы; таможенные льготы для повышения доли на рынке импортного энергоэффективного оборудования; предоставление со стороны государственных органов федерального, регионального и муниципального уровней гарантий и поручительств возврата средств, привлекаемых для осуществления проектов по энергосбережению и развитию возобновляемых источников энергии, а также участие государства в создании гарантийного фонда поддержки указанных проектов (используемого, в том числе при возникновении различных форсмажорных обстоятельств); тарифное стимулирование; прямая финансовая поддержка энергосберегающих проектов, подкрепленная наличием соответствующих средств в бюджете.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Данилов-Данильян В.И. Экологическое значение энергосбережения // Энергетика России: проблемы и перспективы: тр. Науч. сессии РАН/ под ред. В.Е. Фортова, Ю.Г. Леонова: РАН.- М.: Наука.- с.391-404.
4. Энергетика России. Стратегия развития (Научное обоснование энергетической политики).- М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2003.- 800 с. ШШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------------------
Коробова Ольга Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент каф. Прикладная экология РУДН, [email protected]