ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЙОНА
М.И. СКЛЯР, кандидат географических наук, доцент Финансовая академия при Правительстве РФ
Как известно, Северо-Западный экономический район (СЗЭР) четко делится на две части:
1) Петербургский регион — мощный социально-экономический комплекс г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
2) Новгородская и Псковская области, относительно менее развитые. Петербургский регион концентрирует более 4/5 населения, промышленного производства и непроизводственной сферы СЗЭР.
Обратной стороной сильной концентрации производства и населения является напряженная экологическая обстановка, высокая степень загрязнения атмосферы и объектов гидросферы, особенно Финского залива. В Псковской и Новгородской областях антропогенная нагрузка на природу значительно меньше.
Состав и экономико-географическое положение района. Северо-Западный экономический район входит в состав Северо-Западного федерального округа и включает в себя четыре субъекта Российской Федерации: Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и город федерального значения Санкт-Петербург. Территория района составляет 196,5 тыс. кв. км (1,2% территории России), а население — 7 664 тыс. чел. Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57' с. ш.
Важное влияние на экономико-географическое положение (ЭГП) района оказывает его приграничное положение (Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь).
В настоящее время благоприятное эгП СЗэР определяется соседством с развитыми индустриальными районами России (Центральным и Северным), а также наличием в районе крупнейшего российского порта на Балтике (С.-Петербург), дополненного важным портом Выборг. Выгоды в ЭГП связаны и с удачным транспортным по-
ложением района, наличием общего пути двух водных систем страны (Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийского).
В общероссийском разделении общественного труда СЗЭР специализируется на наукоемкой машиностроительной, химической, а также легкой промышленности. Здесь развиты картофелеводство, выращивание льна и мясо-молочное животноводство. Исключительное значение имеют производственный, интеллектуальный (наука и образование) и культурный потенциалы Северо-Запада.
Природные условия и ресурсы. Район беден ресурсами, за исключением лесных, водных и рекреационных. Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырье для строительных материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируются на завоз сырья из других районов России, особенно из Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также прокат черных металлов.
Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хорошую пластичность и исключительно высокую температуру плавления (до 1750о): Ленинградская область (Боровическое крупное месторождение — давно эксплуатируется, залегание глин на небольшой глубине); большими запасами чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве: Новгородская область (Окуловское), Ленинградская область (Пикалевское, Сланцевское); бокситами, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности (восток Ленинградской области), фосфоритами (содержание фосфорного ангидрида в руде — 8,5%), имеющими экспортное значение (г. Кингисепп). Однако Тихвинское месторождение бокситов почти полностью выработано, в связи с чем большая часть бокситов завозится из Архан-
гельской области. Представляют промышленный интерес запасы железомарганцевых конкреций на дне Финского залива.
Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы и составляют 6 млрд т условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф — 3 млрд т, который используется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для электростанций. Месторождения разрабатываются вблизи крупных городов. Район имеет запасы горючих сланцев — 1,8 млрд т — сырье для химической промышленности и для сельского хозяйства.
СЗЭР обладает значительными водными ресурсами — подземными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов), имеют суммарный сток в средний год — 124 куб. м. В районе имеется множество крупных озер — Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское.
Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение. Покрытость территории района лесом — 30%.
По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы, занимают всего лишь 18% территории района. Обширные площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение для развития животноводства в районе.
Население. Численность населения района приблизительно составляет 7,7 млн чел. — 5,4% всего населения России. Доля городского населения - 87% (табл. 1).
Население неравномерно распределено на территории района: большая часть жителей (свыше 60%) живет в Санкт-Петербурге и 20% в Ленинградской области. Плотность населения составляет около 40 чел./км2, что в несколько раз выше, чем в среднем по стране. Области значительно различаются по плотности населения: Ленинградская с г. Санкт-Петербургом — 73 чел./км2, Псковская и Новгородская — 13—14 чел./км2.
Район имеет высокий уровень урбанизации — максимальный среди всех экономических районов России. Трудовые ресурсы района отличаются наличием значительного числа высококвалифицированных специалистов, занятых в наукоемких отраслях промышленности, в науке и торговле, включая частное предпринимательство, а также в рыночной инфраструктуре. В СЗЭР живут и трудятся около 1/8 научных сотрудников страны.
Таблица 1
Территория и численность населения Северо-Западного экономического района на 01.01.2005
Район, область Территория (тыс. км2) Численность населения (тыс. чел.)
Все население Удельный вес городского населения, % Число жителей на 1 км2
СевероЗападный район 196,5 7 664 87,0 39,0
Санкт-Петербург 85,9 4 600 100 72,8
Ленинградская область 1653 66,4
Новгородская область 55,3 674 70,2 12,2
Псковская область 55,3 737 67,0 13,3
Таблица 2
Валовой региональный продукт СЗЭР в 2003 г.
Район, Всего, На душу
область млн руб. населения
Северо-Западный район 637 448 83 178
Санкт-Петербург 435683 93 891
Ленинградская область 132 386 79 583
Новгородская область 39 069 56 836
Псковская область 30 310 40 263
Ведущие отраслевые комплексы. Валовой региональный продукт СЗэР составляет более 6% ВВП России. Душевое его производство приближается к средним показателям в стране только в г. Санкт-Петербурге, тогда как в областях его уровень намного ниже (в Псковской области — вдвое, в Новгородской — на 1/3) (табл. 2).
В отраслевой структуре валового регионального продукта выделяются доли отраслей, производящих услуги (от 36% в Ленинградской обл. до 60% в Санкт-Петербурге), а также промышленности (от 24% в Псковской до 39% в Новгородской области).
Район, где проживает около 5,4% населения страны, к 2005 г. производил 5,8% суммарного объема промышленной продукции России.
Рыночная специализация Северо-Запада в настоящее время определяется развитием комплексов обрабатывающих отраслей промышленности, а также отраслей, производящих услуги: транспортные, торговые, банковские и др. Доля сельского хозяйства в производстве ВРП составляет от 9% в Новгородской до 12% в Псковской обл. Оно специализируется на пригородном хозяйстве, льноводстве и молочно-мясном скотоводстве.
Машиностроительный комплекс является ведущим. Выделяются отрасли транспортного машиностроения, особенно судостроение, наукоемкие отрасли точного машиностроения и приборостроения. Район играет исключительную роль в отечественном судостроении, представленным здесь Балтийским, Адмиралтейским, Выборгским, Канонерским заводами и «Северной верфью», где выпускают атомные ледоколы, танкеры, рыболовные и исследовательские суда, теплоходы.
Важнейшая проблема машиностроительного комплекса Северо-Запада заключается в конверсии ВПК, прежде выпускавшего в основном оборонную продукцию для нужд военного судостроения. Рынок представляет возросший рынок на продукцию гражданского машиностроения, в том числе на товары народного потребления. Выделяются важные новостройки в пригороде Санкт-Петербурга — автосборочные заводы иностранных фирм «Форд» (г. Всеволожск) и «Тойота» (пос. Шушары).
Второе место заняла в СЗЭР пищевая промышленность. Эта отрасль, а также машиностроение, имели в 2004 г. наибольший удельный вес в отраслевой структуре производства промышленной продукции в районе (в сумме 54%). Среди регионов наиболее высокими темпами роста выделялись Псковская и Новгородская области (табл. 3).
Таблица 3
Отраслевая структура промышленной продукции СЗЭР (в % к итогу)
Отрасли промышленности 2000 г. 2004 г.
Электроэнергетика 8,1 11,6
Топливная промышленность 7,9 4,1
Черная металлургия 2,3 5,3
Цветная металлургия 3,1 3,6
Химическая и нефтехимическая промышленность 5,8 4,9
Машиностроение и металлообработка 25,1 28,4
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 8,9 7,2
Промышленность строительных материалов 2,9 4,0
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность 0,4 0,7
Легкая промышленность 2,0- 1,7
Пищевая промышленность 28,5 26,0
Прочие отрасли 5,0 2,5
В пищевой отрасли выделяются предприятия, производящие мясо-молочные изделия, рыбные консервы, а также пиво — ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Легкая промышленность обеспечивает выпуск около 2% продукции. Она
представлена предприятиями текстильной промышленности, трикотажным производством — в Великих Луках (Псковская обл.) и Боровичах (Новгородская обл.) и кожевенно-обувной промышленности (Санкт-Петербург, известное АО «Скороход»).
Недостаток пищевой и легкой промышленности Северо-Запада заключается в высокой степени износа основных фондов, достигающей 80%. Необходимы реконструкция и техническое перевооружение за счет привлечения иностранных инвестиций, что сейчас и происходит, прежде всего в Санкт-Петербурге.
Как самостоятельная отрасль в Ленинградской обл. (г. Ломоносов), а также Псковской и Новгородской обл. развивается фарфоро-фаянсовая промышленность.
Топливно-энергетический комплекс. Значительное развитие получила электроэнергетика. Здесь работают тепловые, гидравлические, атомная станции, ведется строительство гидроаккумулирующей электростанции (в Ленинградской области).
На Северо-Западе России началась разработка программ использования экологически чистого биотоплива. Учитывая, что после подписания Ки-отского протокола наша страна стала участницей соглашения о сокращении парниковых выбросов, властям, в том числе и региональным, необходимо вносить коррективы в энергетическую политику и переходить на использование неуглеродных видов топлива. Проблема в том, что энергетика муниципального уровня, долгие десятилетия ориентированная на уголь и мазут, слишком медленно поворачивается к местному топливу. Котельные в массе своей приспособлены именно к мазуту, а их переоборудование стоит денег. При этом все ожидают скорейшей газификации. Сегодня в городках и поселках Ленинградской области 35 котельных работают на дровах, щепе и торфе. Этот опыт Ленинградской области стал основой для новой энергетической политики.
В 2003 г. правительство Ленинградской области приняло концепцию развития топливной энергетики для муниципальных котельных до 2020 г. Идеология энергетики местного уровня, заложенная в ней, показательна. Концепцией определены топливные приоритеты. На первом месте — природный газ, затем отходы лесозаготовки, кусковой торф, фрезерный торф. Завершают этот перечень дизельное топливо и электроэнергия.
Программа газификации области рассчитана до 2015 г Но даже при полной ее реализации доля второго по значимости топлива (по версии концепции — от-
ходов лесопереработки) видится более чем весомой. В областном комитете по энергетике и ЖКХ, правда, считают, что наилучшим вариантом является смесь древесной щепы и кускового торфа. Торф придает этому «салату» энергоемкость, а древесина позволит обеспечить стабильность поставок топлива. Сегодня в области планируют модернизацию одиннадцати котельных в двух районах — Лодейнопольском и Тихвинском. В перспективе — модернизация и других дровяных котельных области. К 2010 г в Выборгском районе на щепу и прочие отходы должны перейти две котельные, ныне работающие на угле и мазуте. Однако кроме технических сложностей существуют еще и организационные. Собирать и перевозить бросовую древесину в нынешних условиях слишком дорого. Для того чтобы заинтересовать предприятия лесной отрасли заниматься этим, нужно внушительное финансовое стимулирование. Собственно, именно на этом лесная отрасль и настаивает: нет экономической заинтересованности, отсутствует необходимая инфраструктура. Свою задачу областное руководство видит в том, чтобы сдержать аппетиты лесной отрасли и соблюдать единую техническую политику, устойчивую к лоббированию интересов тех или иных поставщиков.
В СЗЭР выделяется новейшая Северо-Западная ТЭЦ, парогазовая, без вредных выбросов, крупнейшая в Европе, запущена в эксплуатацию в декабре 2000 г. Северо-Западная ТЭЦ является первой электростанцией нового поколения отечественной энергетики. В последние десятилетия наиболее перспективным направлением развития тепловой энергетики во всем мире считается строительство электростанций с комбинированным парогазовым циклом. Это связано с тем, что парогазовые энергетические установки с комбинированным циклом имеют более высокие экономические показатели.
Экономия топлива достигает 25%, КПД — 53%, объем капиталовложений на единицу вводимой мощности уменьшается в 1,5 — 1,8 раза, сокращается срок окупаемости первоначальных инвестиций не менее чем в 1,5 раза. Помимо этого, производство тепла и электроэнергии на базе парогазового бинарного цикла является экологически чистым, поскольку обеспечивается уменьшение выбросов в атмосферу окислов азота до уровня 20 — 25 ррт (предельно допустимая норма для России — 35 ррт). Кроме того, при сжигании природного газа отсутствуют выбросы серы и твердых частиц. В России применение этой технологии впервые реализуется на Севере-Западной ТЭЦ, в Приморском районе Санкт-Петербурга. Проектом строительства
ТЭЦ предусмотрена установка четырех энергоблоков общей мощностью 1 800 МВт с годовой выработкой электроэнергии в объеме 9 730 кВт/ч. Два энергоблока первой очереди по 450 МВт будут вырабатывать 700 МВт тепловой мощности для теплофикационных целей, за счет чего будет обеспечиваться теплоснабжение 800 тыс. жителей города на Неве. Кроме того, 600 МВт мощностей предназначены для выработки электроэнергии для удовлетворения городских нужд, а остальная часть будет использоваться для производства и передачи электроэнергии в Финляндию. Строительство первой очереди Северо-Западной ТЭЦ по поручению РАО «ЕЭС России» осуществляет государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», которое в соответствии с подписанным договором является генеральным подрядчиком и генеральным поставщиком оборудования для электростанции. Одна из стратегических задач этого проекта — освоить сооружение ТЭЦ с парогазовым циклом так, чтобы затем тиражировать наработанный опыт по всей стране. Поэтому, являясь активным сторонником развития энергохозяйств российских регионов, «Технопромэкспорт» на начальном этапе реализации проекта Северо-Западной ТЭЦ на базе правительственных поручений практически импортировал западные технологии для этой ТЭЦ. Параллельно проводил работу по их освоению отечественными предприятиями и создал условия, чтобы к окончанию строительства четвертого энергоблока ТЭЦ российские энергомашиностроительные предприятия смогли освоить производство газовых турбин, АСУ ТП — словом, всего оборудования, обеспечивающего технологический цикл. Следует отметить, что котлы-утилизаторы, генераторы и паровые турбины для электростанций такого цикла уже производятся в России.
В целом же реализация проекта строительства ТЭЦ позволит решить ряд важнейших социальных и научно-технических задач, главными из которых являются: повышение устойчивости тепло- и энергоснабжения Северо-Западного региона страны, развитие жилищного и промышленного строительства и инфраструктуры города Санкт-Петербурга и, что самое главное, электростанция такого цикла послужит началом реализации программы модернизации российских энергетических мощностей, причем не в далеком будущем, а уже в ближайшей перспективе. По контрактам, заключенным «Технопромэкспорт» на строительство Северо-Западной ТЭЦ, обеспечиваются работой многие энергомашинострои-
тельные предприятия России, а также отраслевые проектно-конструкторские институты, монтажные, ремонтные и наладочные организации. Для этого объекта осуществляются поставки оборудования таких известных отечественных энергомашиностроительных предприятий, как ОАО «Ленинградский Металлический завод», ОАО «Электросила», ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО — Подольск», ЗАО «Электропульт», АО «Подъемтрансмаш», АО «Пролетарский завод», ОАО «Завод металлоконструкций» и др. Проектирование электростанции по заданию РАО «ЕЭС России» осуществлял ВНИ-ПИЭнергопром. Одним из участников сооружения Северо-Западной ТЭЦ является специально созданный международный консорциум западных фирм в составе финских фирм «IVO International» и «Polar», а также немецкого концерна «Siemens». По условиям контракта «Технопромэкспорта», консорциум западных партнеров осуществляет комплектную поставку газотурбинного оборудования, АСУ ТП и выполняет часть строительных работ. В частности, основные компоненты парогазовых блоков — газовые турбины мощностью 150 МВт изготавливаются на берлинском заводе фирмы «Siemens» и ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ), причем доля участия последнего постоянно растет. Сборка газовых турбин осуществляется на российско-германском предприятии «Интертурбо» в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что финансирование импортной части проекта осуществляется за счет поступлений от поставок электроэнергии северному соседу России на основе существующих контрактов «Технопромэкспорта» с финскими фирмами. Северо-Западная ТЭЦ должна в значительной мере обеспечивать базовую нагрузку региона и поэтому гарантировать продолжительность эксплуатации ТЭЦ в размере не менее 7 000 часов в год.
Важную роль в хозяйстве района, а также в экономике страны играют лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, дающие более 7% продукции СЗЭР. Предприятия лесохимического комплекса Северо-Запада производят бумагу, картон, целлюлозу. налажено также товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели и другой продукции деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из соседнего Северного района.
Если бы отходы переработки дерева полностью использовались в энергетике, полученная энергия покрыла бы около половины потребности региона. И ежегодно в регионе образуется около 16 млн куб. м древесных отходов. Если их не бросать на лесосеках
и около лесопилок, а сжигать в котельных, можно получить почти 50 млн МВт/ч энергии в год. В 2004 г., по данным Росстата, Северо-Западный район потребил 93,6 Мвт/ч. Лесная отрасль Северо-Запада в последнее время немало внимания уделяет переработке отходов в гранулированное топливо. В регионе сегодня уже работают 11 заводов, где производят гранулы — пеллеты. Основная часть продукции идет на экспорт. Немного покупают владельцы коттеджей. В общем, сбыт есть, но заводы работают лишь на 20—25% своей мощности. Поэтому ничего удивительного нет в том, что представители лесной отрасли желают увеличить объем этого производства и доходов.
Как сообщает «EUWID Wood Products and Panels», в настоящее время в Ленинградской области реализуется ряд проектов по расширению мощностей в лесопромышленном комплексе. В частности, «Swedwood International AB», компания шведской мебельной группы «Ikea» сдала в эксплуатацию первую очередь предприятия по производству пиломатериалов и мебели. Предприятие, расположенное в Тихвине, выпускает пиломатериалы и ламинированные плиты. Инвестиции на проект были оценены в 25 млн дол. Мощности предприятия рассчитаны на переработку не менее 120 тыс. куб. м круглого леса и обеспечивают 340 рабочих мест. На втором этапе реализации проекта было предусмотрено налаживание мебельного производства и расширение общего числа рабочих мест до 650. Работы начались в начале 2003 г. «Swedwood» получила лицензии на заготовку на примыкающих к Тихвину территориях 100 тыс. куб. м сосновой и березовой древесины, в значительной мере решив проблему обеспечения проекта сырьем.
В Усть-Лужском порту, в 150 км от Санкт-Петербурга ведется строительство нового лесного терминала с ежегодной пропускной способностью до 1,5 млн куб. м лесоматериалов. Первая очередь терминала была принята в эксплуатацию в 2003 г., его владелец —АО «Усть-Лужский морской торговый порт», являющийся дочерней компанией АО «Усть-Луга».
Химическая и нефтехимическая промышленность обеспечивает около 5% объема производства. Здесь вырабатывают различные нефтепродукты (АО «Ки-неф» в г. Кириши Ленинградской обл.), синтетические смолы, пластмассы, лаки, краски, фармацевтические препараты, минеральные удобрения (АО «Акрон» (бывшее «Азот»). используется привозное сырье (нефть) и местное (фосфориты, сланцы).
Нефть и нефтепродукты являются одним из наиболее распространенных и опасных загрязни-
телей окружающей среды. По степени вредного воздействия на экосистемы и человека нефте-содержащие отходы занимают 2-е место после радиоактивного загрязнения. Потери нефти и нефтепродуктов при добыче, транспортировке, переработке и хранении, по официальным данным, оцениваются в 8—9 млн т в год. Существенная доля этих потерь связана с технологическими проливами и несанкционированными накоплениями отходов на предприятиях нефтепродуктообеспечения, а также с образованием отходов при проведении регламентных работ по обслуживанию и ремонту резервуаров и емкостей для хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Приблизительно половина этих потерь попадает в почвы, грунт и подземные воды, другая половина загрязняет поверхностный сток и акватории. В результате в регионе сложилась неблагоприятная обстановка с загрязнением окружающей среды нефтью, нефтепродуктами и промышленными нефтесодержащими отходами, что создает дополнительные природоохранные проблемы.
За последние 5 лет были резко увеличены объемы поставок российской нефти и нефтепродуктов через Балтийское море. Для этого были созданы новые мощные экспортные терминалы на берегах Финского залива — Приморск, Высоцк. В результате объемы отгрузки и перевозок нефтяных грузов только через восточную (российскую) часть Финского залива увеличились с 10—15 млн т в 1990-е гг. до 50—55 млн т. в 2004 г. В ближайшие годы этот поток будет продолжать увеличиваться и до 2010 г. может достигнуть 100—120 млн т в год. Этому бурному росту способствует и принятое политическое решение отказаться от экспорта российской нефти через латвийский порт Вентспилс.
Все это создало совершенно новую экологическую ситуацию как во всем Балтийском море, так и в Финском заливе, особенно в его российской части. Здесь расположен ряд ключевых орнитологических территорий России (КОТР) всемирного значения: «Выборгский залив», «Архипелаг Фискар», «Березовые острова (ЛГ-003 — здесь и далее нумерация КОТР дается в соответствии с опубликованным в 2000 г каталогом КОТР международного значения европейской России), «Северо-Западные пригороды Санкт-Петербурга», «Южное побережье Невской губы», «Копорс-кая губа (ЛГ-007)», «Лебяжье (ЛГ-001)», «Кургальский полуостров (ЛГ-02)», «Остров Сескар (ЛГ-09)».
Приморск. Самым мощным нефтяным тяжеловесом является «Спецморнефтепорт Приморск» государственной компании «Транснефть». В 2004 г. через этот порт перевалено 44 млн т нефти, в на-
стоящее время его мощность доведена до 55 млн т в год. Нефть в Приморск поставляется по мощному трубопроводу. Основными его клиентами являются компании «Сибнефть», «ТНК-ВР», «Сургут-не-фтегаз», «Лукойл», до последнего времени также и «Юкос». В настоящее время начаты работы по строительству третьей очереди терминала, после чего его мощность увеличится до 60 млн т в год. Здесь будет построен еще один причал, а также дополнительные резервуары общей емкостью 200 тыс. куб. м. Общая стоимость работ — 500 млн дол. Значительная часть этих средств будет предоставлена в виде синдицированного кредита в 200 млн дол. Его организатором выбран британский банк «Barclays».
Высоцк. В Выборгском заливе с более сложными навигационными и ледовыми условиями разместилось нефтеэкспортное хозяйство компании «лукойл». нефть сюда поставляется по железной дороге. В 2004 г. через нефтяной терминал в Вы-соцке было перевалено лишь 1,5 млн т нефти. Уже на этот год его мощность планируется увеличить до 12 млн т в год.
Санкт-Петербург. «Петербургский нефтяной терминал» — крупнейшая компания, занимающаяся перевалкой нефтяных грузов в порту Санкт-Петербурга. В 2004 г. она отгрузила 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Компания ведет активную работу по увеличению мощностей. Строятся новые резервуары, железнодорожные эстакады. К 2008 г. объемы перевалки могут увеличиться до 15 млн т в год.
Приморск (Ермилово). Государственная компания «Транснефтепродукт» в 2004 г. объявила о начале работ по реализации проекта «Север». К новому экспортному терминалу, который будет построен рядом с уже работающим «Спецморнефтепортом Приморск», будет протянут продуктопровод «Ксто-во — Кириши — Приморск». Предполагается, что до 2010 г. по этому маршруту начнется экспорт нефтепродуктов сначала в объеме 8 млн т, а затем, после реализации проекта в полном объеме — до 24 млн т в год. Потенциальные клиенты этой экспортной системы — компании «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Сибнефть», «Славнефть», башкирские нефтеперерабатывающие заводы. Среди возможных источников финансирования называется международный «Европейский банк реконструкции и развития».
Компании, занимающиеся экспортными поставками российской нефти и нефтепродуктов через российскую часть Финского залива, похоже, просто не задумываются о возможных последствиях их деятельности для живой природы. В случае аварии с крупным разливом нефти катастрофа неизбежна.
Бодрые заявления представителей компаний о том, что этого не должно произойти, а если вдруг что-то и случится, то будут приняты меры по ликвидации неблагоприятных последствий, не внушают доверия.
Рост российских нефтеэкспортных перевозок через Балтийское море в ближайшие годы начнет ограничиваться требованиями безопасности прохождения датских проливов. Кроме того, на этом направлении из-за ограничений по глубине при прохождении через проливы невозможно использовать супертанкеры, способные принимать на борт сразу до 200—300 тыс. т нефти. Да и некоторые дальновидные представители нефтеэкспортного бизнеса, похоже, начинают понимать, что рано или поздно перевозки нефти по Балтийскому морю при их нынешней организации кончатся крупной экологической катастрофой. Это приведет к резко отрицательной реакции общественного мнения, которую власти Евросоюза уже не смогут проигнорировать.
Перспектива показа по ведущим мировым каналам телевидения и в Интернет лебедей в мазуте должна все-таки заставить задуматься руководителей компаний «ТНК-ВР», «Транснефть» «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Сибнефть». Ведь только в России два уникальных природных участка — «Березовые острова» и заказник «Лебяжье» — расположены рядом с огромными нефтяными терминалами или на расстоянии в 50—70 км от маршрутов прохождения танкеров.
Металлургическая промышленность, не относящаяся к отраслям специализации района, получила определенное развитие. Суммарно на металлургию приходится 9% промышленного производства Северо-Запада. Самостоятельное значение имеет алюминиевая индустрия: Пикалевский глиноземный и Волховский алюминиевый заводы в Ленинградской обл. Развивается производство труб большого диаметра для магистральных газопроводов.
Агропромышленный комплекс. СЗЭР находится на последнем месте по объему выпускаемой сельскохозяйственной продукции. Здесь производится лишь 13,4% продукции сельского хозяйства страны, что обеспечивает лишь половину внутренних потребностей района. Также последнее место район занимает по выращиванию зерна и картофеля. Сельское хозяйство СЗЭР имеет комплексное пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направление (Псковская, Новгородская обл.), основная роль — обеспечение местного рынка картофелем, овощами и мясо-молочной продукцией. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным
материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом. В последние годы в целях оживления регионального товарного рынка сельскохозяйственной продукции в Санкт-Петербурге проводятся ежегодные выставки-ярмарки продукции фермерских хозяйств. Агропромышленный комплекс Санкт-Петербурга включает предприятия продовольственного комплекса (производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака и рыбопромышленный комплекс), сельскохозяйственные организации, расположенные на территории города (14 сельскохозяйственных товаропроизводителей). Продовольственный комплекс Санкт-Петербурга представлен 110 крупными и средними предприятиями и порядка 1 000 малых производств, специализирующимися на выпуске продуктов питания. На предприятиях продовольственного комплекса трудятся около 57 тыс. чел. (в том числе 48 тыс. на крупных и средних), или 14,2% занятых в обрабатывающих производствах города. Доля предприятий продовольственного комплекса в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств города составила в первом полугодии 2005 г. 33,6%. За 1 полугодие 2005 г. пищевые предприятия перечислили в бюджеты всех уровней 9,1 млрд руб., из них 4,5 млрд руб. акцизов, или 52,9% поступлений от промышленности в целом, или 13,3% от всех налоговых поступлений городской экономики в казну государства. 17 крупных пищевых предприятий вошли в сотню крупнейших налогоплательщиков в бюджет Санкт-Петербурга. Промышленность — ведущая отрасль экономики Санкт-Петербурга. На ее долю приходится более четверти валового регионального продукта и почти четверть работающего населения города (является крупным налогоплательщиком, т.к. треть налоговых поступлений в городской бюджет пополняет данная отрасль, являющаяся градообразующей). На промышленных предприятиях трудятся свыше 420 тыс. чел., т.е. почти каждый четвертый работающий в городе. При этом промышленность оказывает непосредственное влияние на развитие транспорта, строительства, связи, торговли и поэтому в значительной степени определяет реальные возможности решения основных социально-экономических проблем Санкт-Петербурга.
Транспортный комплекс. Район имеет развитую транспортную сеть. По суммарному объему перевозок и пассажиров лидирует железнодорожный транспорт (более 50%); 40% — автомобильный. Плотность железных и автомобильных дорог с твер-
дым покрытием здесь в 5 раз выше, чем в среднем по стране. Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет после завершения реконструкции скоростных железнодорожных магистралей Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки. Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных магистралей, так называемого Балтийского пути, который свяжет Санкт-Петербург с Финляндией, Польшей и через нее — с Западной Европой и Калининградом. Особо выделяется строящаяся кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга.
После распада СССР возросла роль Санкт-Петербургского морского порта — одного из крупнейших в стране и почти единственного (за исключением Калининградского) на Балтийском море. Не теряет своего значения и речной транспорт, выгодно использующий возможности трансъевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений, включающих Кильский канал и канал Дунай — Майн — Рейн (все вместе соединяют Черное и Балтийское моря на западе и востоке континента).
В настоящее время к эксплуатации внутренних водных путей Северо-Запада активно подключается Финляндия, арендующая проходящий по территории Ленинградской области Сайменский канал. Через этот канал осуществляется перевозка грузов и пассажиров в сторону внутренних районов Финляндии, а также в сторону Санкт-Петербурга, Петрозаводска и далее в глубь России. Наибольшим спросом пользуются туристические круизы с заходом судов в Санкт-Петербург, а также на острова Валаам и Кижи.
В целом для СЗЭР характерно преобладание ввоза над вывозом грузов. Во ввозимых грузах велика доля угля, металлов, леса и лесоматериалов, строительных грузов. В вывозе преобладают машины, оборудование, продукция химической и целлюлозно-бумажной промышленности, товары народного потребления.
Природные и культурные комплексы. На территории СЗЭР находятся три государственных природных заповедника: Нижне-Свирский в Ленинградской области, Полистовский в Псковской области, Рдейский в Новгородской области. Здесь также создано два национальных парка: Валдайский в Новгородской и Себежский в Псковской областях.
Важно отметить, что территория южной части Псковской области отнесена международной экологической организацией при ООН — ЮНЕП к числу наиболее экологически чистых в Европе.
По числу особо ценных объектов культурного наследия регион практически занимает первое место. Только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 20 таких объектов, их жемчужины — Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское село». В провинции выделяются выдающиеся культурно-исторические памятники: музей-усадьба А.С. Пушкина в Михайловском в Псковской области, музеи-заповедники на территориях Псковского и Новгородского Кремля.
Основные направления отраслевого и территориального развития. Направления структурных изменений в хозяйстве СЗЭР в первую очередь связаны с решением таких проблем :
1) развитие конверсии оборонного производства;
2) усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами за счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;
3) реконструкция промышленности путем сдерживания материалоемких и энергоемких отраслей в пользу производства наукоемкой продукции и товаров народного потребления;
4) улучшение экологической обстановки;
5) развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;
6) развитие туризма.
К началу 2000-х гг. инвестиционный климат в Северо-Западном экономическом районе оценивался экспертами как благоприятный, имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, что ставит в особо выгодные условия экономику северной столицы.
Санкт-Петербург — второй по численности город России (4,6 млн чел.), имеет особый статус. В многоотраслевом народнохозяйственном комплексе промышленность города занимает значительное место: предприятия вырабатывают 3,7% всей продукции России, или 71% района.
Предпосылки развития Ленинградской области связаны с ростом нефтехимического производства на базе нефтепереработки, ростом машиностроения — производство комплектующих изделий для
Санкт-Петербурга. Импульсом для экономического развития области стал ввод морских терминалов, предназначенных для экспорта нефти и нефтепродуктов, строительство скоростных авто- и железнодорожных магистралей, расширение индустрии туризма. А также строительство экспортного газопровода в Германию через Ленинградскую область и далее.
В Псковской и Новгородской областях очень много схожих проблем: дорожного строительства, коммунального и сельского хозяйств, проблемы привлечения инвестиций и обновления основных производственных фондов, проблемы наполнения областного бюджета и финансирования бюджетных организаций.
Основные экологические проблемы по регионам. Санкт-Петербургу предстоит решить сложную экологическую проблему предотвращения загрязнения Невской губы, где из-за незавершенного строительства дамбы, предназначенной для борьбы с наводнениями, а также очистных сооружений происходит концентрация сточных вод в черте города.
Наиболее важные природоохранные проблемы города:
• завершение строительства и обеспечение эффективной работы очистных сооружений городской системы канализации;
• завершение строительства и реальное обеспечение эффективного функционирования комплекса сооружений для защиты города от наводнений;
• строительство портовых комплексов в Финском заливе с учетом экологических проблем и обеспечения экологической безопасности города и района в целом;
• предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разливов нефтепроводов.
В результате извлечения и добычи подземных вод на отдельных территориях образовались крупные депрессионные воронки, снижение уровня подземных вод в их центре.
Показатель улавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, — 76%. Основной объем выбросов дают предприятия электроэнергетики, машиностроения и металлообработки. В суммарных выбросах вредных веществ 80% приходится на автотранспорт.
Ленинградская область. Показатель улавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, составляет 94%. Основной объем выбросов от стационарных источников дают ГРЭС — 19 АО «Ленэнерго» и АО « Кинеф». Из
ежегодно образующегося объема отходов 40% используется на производстве или обезвреживается.
Новгородская область. Основной объем выбросов в атмосферу дают предприятия Великого Новгорода (70%) и автотранспорт. Уровень улавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, — 53%. Особую опасность представляют трансграничные поступления на территорию области из ряда западных стран.
В области велика доля заболоченных, кислых, эродированных сельскохозяйственных земель. Потери наиболее продуктивных сельскохозяйственных земель в 1,3 раза превышают их оставшуюся площадь. Проводятся лесоустроительные мероприятия, но по-прежнему ощутимый вред лесам наносят незаконные рубки древесины.
Самая острая экологическая проблема Псковской области — утилизация промышленных и бытовых отходов. Из ежегодно образующегося объема токсичных отходов 21% используется на производстве и обезвреживается. Лишь в начале 2000 г. начали строить и вводить в эксплуатацию первые усовершенствованные свалки (полигоны) для захоронения ТБО в поселках Дедовичи и Палкино.
Но основной вклад в выброс вредных веществ в атмосферу дает автотранспорт (75% суммарных выбросов).
СЗЭР сегодня. «Газпром», BASF и E.ON подписали принципиальное соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), трасса которого пройдет через акваторию Балтийского моря.
В соответствии с подписанным соглашением создано совместное германо-российское предприятие «North European Gas Pipeline Company», в капитале которого «Газпрому» принадлежит 51%, а компаниям BASF и E.ON — по 24,5%.
Через СЕГ Германия будет напрямую соединена с месторождениями природного газа России. Это будет способствовать удовлетворению возрастающей потребности Германии и других европейских стран в импорте газа, повысит надежность их газоснабжения. Благодаря интеграции СЕГ в трубопроводные системы предприятий «ВИН-ГАЗ» и «E.ON Рургаз» в Германии компании E.ON и BASF будут получать дополнительные объемы газа. Тем самым каждая из компаний в условиях обостряющейся конкуренции на международном рынке оптимизирует структуру своих закупок природного газа.
Отличительной особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что
снижает стоимость транспортировки российского газа. Трасса морского участка СЕГ пройдет через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район г. Выборг) до побережья Германии (район г. Грайфсвальд).
Протяженность газопровода превысит 1 200 км. Ввод СЕГ в эксплуатацию намечен на 2010 г., причем на первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью около 27,5 млрд м3 газа в год. Проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в 2 раза—до 55 млрд м3 природного газа в год. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двух-ниточном исполнении, превысят 4 млрд евро.
Проект Северо-Европейского газопровода создает принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу. Реализация проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, обеспечить возможность их маневрирования и напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Планируется построить параллельные нитки газопровода протяженностью около 1 200 км каждая. Общая пропускная способность СЕГ составит 55 млрд м3 в год. Проектом предусмотрено строительство морского газопровода-отвода для подачи газа потребителям Швеции. Строительство газопровода будет способствовать расширению газоснабжения Скандинавских стран, а также обеспечит надежное снабжение газом потребителей Западной Европы, Северо-Западного региона России и Калининградской области с учетом растущего потребления голубого топлива. Первая нитка Северо-Европейского газопровода будет введена в эксплуатацию в 2010 г.
Организации «зеленых» протестуют против строительства газопровода. Их представители утверждают, что на дне Балтийского моря захоронено свыше 12 тыс. т трофейного химического оружия. Оно было затоплено по решению Потсдамской конференции вскоре после окончания войны. «Газпром» не будет заниматься обезвреживанием этого оружия в ходе строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ).
«Газпром» признал как наличие экологических проблем при строительстве газопровода, так и существование проблемы захоронения химического оружия на дне Балтики. Эта проблема требует создания карты захоронений и ведения работ с большой осторожностью.
Экологическая обстановка в этом регионе волнует не только Россию, но и приграничные государства.
Последним совместным проектом России и Финляндии стало строительство Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС). 22 сентября 2005 г. прошел торжественный ввод в эксплуатацию ЮЗОС, которые будут обеспечивать качество очищенных сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской конвенции по защите Балтийского моря. Благодаря ЮЗОС практически вдвое сократится сброс неочищенных сточных вод в Неву и Финский залив. Имея производительность 330 тыс. м3 в сутки, ЮЗОС доведут очистку сточных вод Санкт-Петербурга до 85%.
В строительстве ЮЗОС приняли участие 856 фирм из России, Швеции, Финляндии, Германии.
На торжественной церемонии открытия ЮЗОС присутствовал Президент России Владимир Путин, Президент Финляндии Тарья Халонен и Премьер-министр Швеции Йоран Персон.
Проект строительства Юго-Западных очистных сооружений впервые в России реализован с использованием механизма государственно-частного партнерства с привлечением средств северных стран, соседей Петербурга по Балтийскому морю.
Выбранная схема государственно-частного партнерства (ГЧП) позволила объединить для финансирования проекта несколько разных источников: собственные средства петербургского Водоканала, средства городского бюджета, гранты, кредиты иностранных финансовых структур и средства частного капитала без привлечения прямых гарантий субъекта Федерации — г. Санкт-Петербурга. Крупнейший инвестиционный проект получил поддержку правительств северных стран, организаций доноров (СИДА, ФМОС, НДЕП, ТАСИС), европейских банков (ЕБРР, СИБ, ЕИБ, Шведфонд, ФинФонд). Схема ГЧП, объединившая 15 участников из разных стран, применена впервые. Она была высоко оценена европейским сообществом на саммите мэров городов в Париже в сентябре 2003 г. Инициаторам и финансирующим организациям, среди которых «Водоканал Санкт-Петербурга», вручены награды «За достижения в области охраны окружающей среды в сфере инвестиций в муниципальную инфраструктуру», ежегодно присуждаемые международным журналом «Project Finance» (Великобритания).
Ввод в строй ЮЗОС доведет до 85% очистку сточных вод Петербурга, что соответствует качеству очищенных сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской конвенции. Это позволяет Петербургу выполнить свои международные обя-
зательства по защите Балтийского моря. Сегодня обсуждается строительство Северного коллектора, ввод в строй которого позволит обеспечить стопроцентную очистку сточных вод.
На новых очистных сооружениях нашли применение все современные технологии очистки стоков, включая их ультрафиолетовое обеззараживание перед сбросом в Финский залив. Благодаря использованию новейших технологий, соответствующих международным стандартам, управлять работой очистных сооружений, занимающих территорию в 76 га, будут всего 46 человек.
Ввод в строй очистных сооружений позволяет решить не только острые экологические проблемы, которые не решались десятилетиями, но и дает мощный импульс развитию Юго-Западной территории города, строительству жилья. На южном берегу Финского залива можно будет дополнительно построить свыше 4 млн м2 жилой площади.
Полная реализация программы модернизации очистных сооружений города рассчитана до 2016 г. Одним из инвесторов строительства очистных сооружений стало Министерство окружающей среды Финляндии. По оценкам экспертов, введение в строй ЮЗОС позволит существенно улучшить экологию всей восточной части Балтийского моря.
Общий объем финансирования основных мероприятий Программы по строительству ЮЗОС с учетом затрат на возведение цеха по сжиганию осадка сточных вод составляет 173,7 млн евро, из них 116,8 млн евро — кредитные и заемные средства, 50,8 млн евро — это гранты и 6,1 млн евро — средства ГУЛ «Водоканал Санкт-Петербурга». Принятие Законодательным собранием Санкт-Петербурга закона «О целевой программе Санкт-Петербурга «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений» позволило Санкт-Петербургу как одному из главных организаторов этого проекта и самой заинтересованной стороне гарантировать возврат заемных средств до 2017 г.
Полное же прекращение Санкт-Петербургом сброса сточных вод без очистки будет обеспечено за счет завершения строительства Главного коллектора в северной части города и реализации комплекса мероприятий, предусмотренных программой развития системы водоотведения, принятой правительством города на период до 2011 г.
Одной из наиболее важных задач охраны окружающей природной среды в Северо-Западном регионе РФ является проблема сбора и утилизации
отходов. Образовалось 11 234 тыс. т токсичных отходов.
Планируется создание в Санкт-Петербурге «силиконовой долины» — особой экономической зоны по информационным технологиям и завода по производству полупроводникового чистого кристаллического кремния для микроэлектроники на базе Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор). Развитие энергоемких производств требует укрепления энергетической базы, освоения проектной мощности Северо-Западной ТЭЦ и Псковской ГРЭС, реконструкции Ленинградской АЭС.
Для коренного улучшения экологической обстановки в регионе, по мнению автора, следует завершить сооружение следующих важных объектов:
1. защитной дамбы в Финском заливе, предохраняющей от наводнений в Санкт-Петербурге;
2. северного коллектора очистных сооружений городской системы канализации;
3. кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга для транзитного транспорта;
4. предприятия по переработке токсичных отходов, поступающих на полигон «Красный бор» вблизи Санкт-Петербурга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов О. Питер строится долгами. «Финанс», 2005, № 7.
2. Введение в экономическую географию и региональную экономику. Под ред. проф. Глушковой В. Г. и доц. Винокурова А. А. — М., 2003.
3. Власова О. Пакт Путина-Шредера / «Эксперт». 2005. № 35.
4. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. — М., Гардарики, 2005.
5. Голубева Д.А., Сорокина Н.Д. Экологическая обстановка в районах Санкт-Петербурга. — СПб. 2003.
6. Горошков П. Ленинградской области дадут 400 тысяч евро на экологию / «Фонтанка», 05.05.2005.
7. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2003 году». — М., Министерство природных ресурсов, 2004.
8. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. — М., 2002.
9. Орехин П. Балтийская мечта. / «Профиль». 2005. № 33.
10. Российский статистический ежегодник. — М., 2005, М., 2006.
11. Чичкин А. Транзитный реверанс / «Российская газета», 14.09.2005.
12. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под ред. проф. Глушковой В.Г. — М., Московский лицей, 2004.
13. Юго-Западные очистные сооружения пущены в действие / «Независимая газета», 23.09.2005.