Эколого-экономическая и социальная эффективность природопользования в масштабе мирового пространства
Е.Л. Кузина1, М.А. Кузина2
1Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону
2Институт Африки РАН, г. Москва
Аннотация: Статья посвящена решению проблем эффективного и безопасного природопользования в масштабе мирового пространства как в целом, так и на отдельных территориях,. Целью эколого-экономической системы природопользования в мировом сообществе является охрана окружающей среды в условиях развития взаимовыгодных политических и экономических отношений между государствами.
Ключевые слова: экологическая безопасность, мировое пространство, система природопользования, эффективность, эколого-экономическая стратегия.
Природопользование в масштабе мирового пространства, как в целом, так и на отдельных территориях, следует рассматривать как эколого-экономическую систему, которой свойственна упорядоченная во времени закономерная смена ее состояний таких, как:
- функционирование, обусловленное взаимодействием наиболее быстро меняющихся компонентов окружающей среды под влиянием факторов производственной деятельности;
- динамика состояния окружающей среды в эколого-экономической системе природопользования, определяющаяся процессами восстановления и обновления, обусловленными естественным процессами жизнедеятельности и воздействием производственной среды;
- развитие заселенных территорий под воздействием природных и климатических условий.
Поэтому решение проблем эффективного и безопасного природопользования важно и необходимо рассматривать не только в рамках одного государства, но и в условиях развития взаимовыгодных политических и экономических отношений, которые сложились между странами мирового сообщества.
Повышенный интерес к решению проблем экономической безопасности и безопасности в целом как в нашей стране, так и за рубежом, обозначен в работах таких ученых, как Л.Абалкин и С.Глазьев. Системный подход следует рассматривать как основу решения проблем экологической и экономической безопасности [1]. Поэтому каждый элемент объекта безопасности как системы должен иметь возможность стабильно выполнять возложенные на него функции [2]. Важнейшее место среди видов общественной безопасности занимает экономическая безопасность, которая вместе с экологической безопасностью обеспечивает высокий уровень экономического развития общества [3].
Экономическую безопасность во взаимосвязи и взаимном влиянии с экологической безопасностью в масштабе мирового сообщества можно характеризовать как социо-эколого-экономическую безопасность, целью обеспечения которой является рациональное использование и охрана природных ресурсов для полноценного и всестороннего развития производительных сил и общества в целом [4]. В качестве центра управления и обеспечения экономической и экологической безопасности будем рассматривать производственный сектор экономики каждого государства (рис.1).
Эколого-экономическая безопасность может быть охарактеризована экологическими показателями, отражающими результаты природоохранной деятельности предприятий и организаций и наличие возникающих угроз.
Так, высокоиндустриальные страны являются крупными потребителями минерально-сырьевых ресурсов, однако у многих из них наблюдается значительный недостаток собственных запасов природных ресурсов. С другой стороны, решение демографических проблем ведет во многих из них к ощутимому росту населения в ближайшем будущем.
Следствием этого будет увеличение потребности таких видов сырья, которые используются в энергетической и строительной отраслях [5].
Попытка решения энергетической проблемы в Великобритании была предпринята еще в феврале 2003 года, когда правительством Т. Блэра была предложена стратегия создания низкоуглеродной экономики, на которую были возложены надежды создания энергетического будущего страны.
о
0
1
и
о
го М Ш
нч
иР
О
н
<
I
К
1 г
Мероприятия по обеспечению безопасности (организационно-экономические, природоохранные и др.)
1 г
Общество - объект
безопасности
1 г
СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - РЕЗУЛЬТАТ
1 г
Цель - ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Л
е
А Я Ч О
сг
нч
Б
И оо О
О Н О
о
Рис. 1. Роль производственного сектора страны в повышении социо-эколого-экономической эффективности природопользования
внутригосударства В рамках предложенной стратегии были сформулированы новые направления британской политики в области энергетики [6], которые нацеливали на решение таких вопросов, как обеспечить комфортное проживание каждого британца в теплом и удобном доме с доступным
отоплением, создать конкурентоспособные энергетические рынки в Великобритании и иметь доступ на подобные за ее пределами, сократить объем выбросов парниковых газов, обеспечить надежные источники поставок энергии.
Энергетические трудности Соединенного Королевства в начале 21 столетия обусловлены такими причинами, как ощутимое сокращение его энергоресурсов, необходимость сохранения энергетической инфраструктуры государства в условиях развития научно-технического прогресса и роста потребностей населения и быстрое увеличение объема парниковых газов, ведущее к изменению климата и росту мировых температур [7]. Причем эти проблемы актуальны не только для Великобритании, но и для развивающихся стран, которым может грозить наводнения, голод, болезни. Государства-импортеры энергии в первую очередь зависят политической стабильности в мире, влияющей на динамику и колебания цен на энергоресурсы. Поэтому для решения обозначенных трудностей Великобритания была заинтересована в и нацелена на освоение и эксплуатацию углеводородов в государствах Африканского континента. Поэтому африканские государства для Великобритании представляют интерес как поставщики нефти и газа.
Причем, ученые Великобритании выражают мнение, что энергетическая стратегия стран Африканского континента должна быть нацелена на использование ресурсов солнечного света, энергии ветра, термальных источников и биомассы, гидроэнергии при условии привлечения иностранных инвесторов к проектам по их разработке [8]. Глобальное изменение климата, считают английские специалисты. Будет только способствовать такому развитию энергетики в Африке.
В этом направлении интересы Великобритании распространяются на возможности сотрудничества в области энергетики с Тунисом, Марокко, Египтом, Ливией.
Великобритания сумела достичь определенных договоренностей с М. Каддафи, в результате которых британский премьер и правительство Ливии в мае 2007 г. подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и разработки отдельных видов природных ресурсов. Достигнуты определенные успехи во взаимоотношениях крупных компаний Великобритании и Ливии относительно освоения углеводородов на территории Джамахирии и в ее оффшорной зоне. По утверждению политического корреспондента А. Бултона, новая концессия Великобритании является большим и значительным успехом в решении вопросов освоения новых месторождения нефти и газа. Улучшение политических отношений Соединенного Королевства с Ливией, по ожиданиям, может принести свыше 25 млрд долл прибыли в течение последующих четырех десятилетий. Нескрываемый интерес проявила к возможности получения концессии на Африканском континнте и компания "Шелл" [9]. Однако, события в Ливии, обозначившиеся весной 2011 года, могут изменить направление энергетических планов Великобритании и представителей ее бизнес-структур.
Не менее интересной для развития энергетических ресурсов в мировом масштабе является Ангола, наиболее быстро растущая из африканских экономик, с 2008 г. обогнавшая Нигерию и ставшая ведущим производителем нефти на континенте. Великобритании одной из первых проявила интерес к сотрудничеству с этим государством. Важность налаживания взаимоотношений подтверждается тем, что осенью 2007 года в Анголу была направлена британская делегация с целью изучения возможности инвестирования средств в добычу нефти и газа. Инициаторами
двусторонних контактов являлись «ЮКей трейд энд инвестмент», британское правительственное агентство поощрения международной торговли, и «Юнайтед кингдом Уэст Африкэн экшн групп» [10].
Ангола, это страна которая привлекает миллиарды долларов иностранных инвестиций и является пятым по величине африканским рынком для Великобритании, экспорт товаров и услуг на который в 2008 г. составил более 700 млн фт.ст.
Коммерческие интересы Великобритании в Анголе традиционно были сосредоточены в секторе углеводородов. Правительственное агентство «ЮКей трейд энд инвестмент» выявило хорошие возможности для британских компаний в таких отраслях, как услуги, машины и оборудование. используемые в разведке и добыче нефти, строительство и поставка названных основных средств, а также изучение английского языка и повышение уровня образования.
В развитии стабильных отношений с Нигерией, обладающей наибольшими запасами нефти, заинтересовано множество стран - не только сильно зависимая от нее Великобритания, но и США, Китай и Россия. Для Великобритании Нигерия является вторым по величине (после ЮАР) рынком на континенте [11].
Эколого-экономическая экспертиза рассматривается как средство выявления негативных воздействий хозяйственной деятельности организаций и предприятий на окружающую среду, соответствия управленческих решений требованиям охраны окружающей среды и обеспечения охраны окружающей среды путем координации программ обеспечения экологической безопасности с планами экономического роста. Значение эколого-экономической экспертизы заключается также в проверке объективности отражения в управленческих природоохранных решениях закономерностей развития взаимосвязанных элементов системы
природопользования, нацеленной на обеспечение экологического и экономического благополучия населению, обществу и окружающей среде и повышения социо-эколого-экономической эффективности региональной организации производства.
Ученые и специалисты британского Королевского института международных отношений исследуют возможности взаимовыгодного сотрудничества на Африканском Континенте с другими государствами в направлении освоения и разработки минерально-сырьевых ресурсов, а также развития других отраслей, не связанных с добычей нефти и газа, но приносящих государству доход. По мнению английских ученых, в странах с большим населением есть опасность усиления зависимости от экспорта нефти, что может обусловить регресс экономики. Поэтому африканские государства во избежание энергозависимости и зависимости от экспорта нефти могут направить свои усилия в развитии экономики на инвестирование несырьевых сфер производства, реализацию программ здравоохранения и образования, освоение новых и энергосберегающих технологий [12].
Великобритания активно идет по пути налаживания политических и экономических отношений, проявляя определенную заинтересованность в в увеличении объёмов помощи африканским странам, списании долгов, усилиях по снятию торговых барьеров перед африканскими странами на международном рынке. Великобритания выдвинула идею «плана Маршалла для Африки»; ее основными сторонниками стали британский министр финансов Г. Браун и премьер-министр Т. Блэр [13]. Определяющим направлением экономической политики Соединенного Королевства в Африке остается его заинтересованность в африканских минеральных ресурсах и доступе к развивающимся африканским рынкам.
Поэтому при прогнозировании изменений окружающей среды вследствие принятия и реализации управленческих природоохранных решений на каждом уровне управления сравнение должно производиться не с исходным состоянием, а с тем, которое возникнет в ходе естественного развития эколого-экономической системы к конкретному прогнозному времени.
Таким образом, рассмотренное значение оценок взаимодействия человека с окружающей средой особенно возрастает в связи с распространением идей о переходе к устойчивому развитию, концепция которого принята нашей страной. Поскольку экспертиза - это оценка воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду, то очень важны исследования, касающиеся различных сторон этого процесса. Эколого-экономическая экспертиза в системе природопользования нацелена на охрану природы как здоровой среды жизни и деятельности человека. Поэтому воздействие объектов производственной сферы на окружающую среду должно рассматриваться не только с позиций состояния самой природы, но и социально-экономических условий, которые могут возникнуть в связи с изменением природы и экономики, как отдельных государств, так и мирового хозяйства в целом.
Литература
1. Абалкин Л. Абалкин, Л.И. Логика экономического роста. - М.: Ин-т экономики РАН, 2002. 342 с.
2. Глазьев С.Ю. Место России в меняющихся взаимоотношениях центра и периферии мировой экономики // Философия хозяйства, № 3, 2003. С. 20-22.
3. Кузина Е.Л. Основы управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте //
Инженерный
вестник
Дона, №3, 2011 URL:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2011/501.
4. Беспалов В.И., Кузина Е.Л. Разработка алгоритма оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона, №4 (часть 1), 2012 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1092.
5. Highley D.E., Chapman G.R., Bonel K.A. The Economic Importance of Minerals to the UK. British Geological Survey Commissioned Report, CR/04/070N. - Keyworth, Nottingham British Geological Survey 2004. 346 р.
6. Our energy future - creating a low carbon economy. February 2003. pp.75-107. URL: managenergy.net/download/r189.pdf.
7. Ward G. British Energy Policy and Markets. - Keyworth, Nottingham British Geological Survey 2010. 412 p.
8. Keating M. "Green growth" strategy viable for African economy. June 12th, 2009. URL: blogs.reuters.com/great-debate-uk/tag/economic-crisis.
9. Boulton A. Memories of the Blair Administration. Tony's Ten Years. P. 151, 153.
angola.html
11. Dowden R. Fuel for the opponents of neo-colonialism. URL: independent.co.uk/opinion/commentators/richard-dowden-fuel-for-the-opponents-of-neocolonialism-865037.html.
12. Myers K. Petroleum, Poverty and Security. AFP BP 05/01. June 2005. URL: chathamhouse.org.uk/files/3254_bppetroleum.pdf. pp. 2-3.
13. Brown's Marshall Plan for Africa. 3 June 2005//Daily Mail. URL: dailymail.co.uk/news/article-350937/Browns-Marshall-Plan-Africa.html
10. Angola.
URL : ukti. gov .uk/export/countries/africa/southernafrica/
References
1. Abalkin, Leonid Abalkin, L. I. Logika ekonomicheskogo rosta [The Logic of economic growth]. M.: Institute of Economics, RAS, 2002. 342 p.
2. Glazyev S. Yu. Filosofiya khozyaystva, №3, 2003. pp. 20-22.
3. Kuzina L. E. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), №3, 2011 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/501.
4. Bespalov V. I., Kuzina L. E. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), №4 (part 1), 2012 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1092.
5. Highley D.E., Chapman G.R., Bonel K.A. The Economic Importance of Minerals to the UK. British Geological Survey Commissioned Report, CR/04/070N. Keyworth, Nottingham British Geological Survey 2004. 346 р.
6. Our energy future - creating a low carbon economy. February 2003. pp.75-107. URL: managenergy.net/download/r189.pdf.
7. Ward G. British Energy Policy and Markets/ - Keyworth, Nottingham British Geological Survey 2010. 412 p.
8. Keating M. "Green growth" strategy viable for African economy. June 12th, 2009. URL: blogs.reuters.com/great-debate-uk/tag/economic-crisis.
9. Boulton A. Memories of the Blair Administration. Tony's Ten Years. P. 151, 153.
10. Angola. URL: ukti.gov.uk/export/countries/africa/southernafrica/ angola.html.
11. Dowden R. Fuel for the opponents of neo-colonialism. URL: independent.co.uk/opinion/commentators/richard-dowden-fuel-for-the-opponents-of-neocolonialism-865037.html.
12. Myers K. Petroleum, Poverty and Security. AFP BP 05/01. June 2005. URL: chathamhouse.org.uk/files/3254_bppetroleum.pdf. pp. 2-3.
13. Brown's Marshall Plan for Africa. 3 June 2005//Daily Mail. URL: dailymail.co.uk/news/article-350937/Browns-Marshall-Plan-Africa.html.