Таким образом, ограничения права общего лесопользования в целях обеспечения экологической безопасности в форме препятствия доступу граждан на лесные участки обоснованы в случаях, если такое ограничение предусмотрено нормами ЛК РФ, имеет временный характер; создание ограждений внесено в декларацию и проект освоения лесов и после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу.
1 См.: Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. № 1. С. 22.
2 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2016. № 27, ч. I, ст. 4187.
3 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, часть II, ст. 212.
4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 36, ст. 3510.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. II, ст. 2164.
6 См.: Приказ Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. № 471 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах» // Российская газета. 2012. 27 янв.
7 См.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 17 января 2014 г. по делу № 33-265/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 Паламарчук Н.С. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов как деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями (по материалам прокуратуры Хабаровского края и управления лесами Правительства Хабаровского края) // Юридический мир. 2012. № 2. С. 48-53.
9 См.: Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 835н «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10 См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2015 г. № Ф06-26268/2015 по делу № А55-23614/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11 См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2016 г. № Ф08-3826/2016 по делу № А32-31280/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2014 г. № 33-14461/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О.В. Куликова, В.А. Попкова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящей статье обосновывается необходимость экологизации социально-экономической системы Российской Федерации. Рассматриваются вопросы формирования экологической безопасности в сфере обращения отходов производства и потребления.
Ключевые слова: экологизация, отходы производства и потребления, экологическая безопасность, окружающая среда, экология производства.
© Куликова Ольга Валентиновна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Попкова Вера Александровна, 2016
Преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 181
O.V. Kulikova, V.A. Popkova
GREENING IN THE TREATMENT OF INDUSTRIAL
AND MUNICIPAL WASTE AS A MEASURE TO ENSURE THE
ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE SARATOV REGION
In this paper, the authors have shown the need for greening of the socio-economic system of the Russian Federation. We raised the issue of formation of ecological safety in the field of industrial and consumer waste.
Keywords: greening, waste production and consumption, environmental Safety, environment, ecology of production.
На современном этапе развития России особое значение приобретают взаимодействия, происходящие в правовой области, в т.ч. в сфере формирования экологической безопасности регионов. Процесс формирования и обеспечения экологической безопасности обусловлен, с одной стороны, экологически неблагополучным состоянием окружающей среды в Российской Федерации, а с другой — необходимостью сочетания объективных потребностей и реальных возможностей государства и его регионов при решении определенных экономических и экологических задач.
Мировой опыт свидетельствует, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы как всего государства, так и его регионов.
ш По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых
? России, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев раковых заболеваний 3 обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах £ России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет ^ в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5%; городской и внутри-| жилищной среды — 16%; производственной среды — 18,5%; биологических ! факторов — 11%. По данным последних десятилетий, для области характерно § существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого | уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождае-| мости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным
увеличением социально значимой патологии. | Примерно 15% территории Российской Федерации, на которой проживает
| 60% населения, характеризуется неудовлетворительным качеством окружающей | среды1. Отмечается устойчивая корреляция ее комплексного загрязнения, в т.ч.
вследствие недобросовестного обращения с отходами производства и потребле-» ния. Согласно данным Минприроды России, более чем в 20 регионах Российской § Федерации выявлены объекты размещения отходов, не соответствующие предъ-
0
1 являемым требованиям законодательства. Помимо крупных свалок, большая
I
§ часть которых расположена на землях населенных пунктов, что напрямую противоречит требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ходе проверок было выявлено более 95 тыс. мест несанкционированного размещения отходов на суммарной площади около 29 тыс. га2. Оказывая негативное влияние на состояние окружающей среды, такие места скопления отходов отрицательно сказываются не только на экологической обстановке ре-182 гиона, но и на здоровье людей и продолжительности их жизни.
Регулирование отношений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов нормами других отраслей получило название экологизации. Экологизация — одно из направлений развития российского законодательства, развития и совершенствования экологического права. Экологизация — доктринальное понятие. Оно получило развитие не только в сфере экологического права, но и в других отраслях науки и практики. Процесс экологизации охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Говорят об экологизации производства, общественного сознания, знаний и т.п. Это вытекает из приоритетов законов развития природы в жизни общества, которые должны соблюдаться в ходе хозяйственной и иной практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека3. Как верно отмечал видный российский ученый-эколог Н.Ф. Реймерс, «общая экологизация означает разносторонний более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, т.е. новый этап «экологической» культуры»4.
В связи с экологизацией законодательства в науке и практике возникает ряд существенных теоретических вопросов, касающихся, в частности, общих закономерностей необходимости экологизации, масштабов и пределов (ограничений) ее осуществления; наличия правовых норм, устанавливающих требования по экологизации; критериев научной и правовой обоснованности решения по экологизации, ее места в механизме экологического права, целей и задач. В некоторых работах по экологическому праву экологизацию рассматривают как специфический метод правового регулирования экологических отношений. Как считает С.А. Боголюбов, «особым, присущим данной отрасли права методом считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды»5.
Необходимо, на наш взгляд, отталкиваться от понятия «экологизация», которое С.А. Боголюбов рассматривает как проявление природоохранного подхода ко всем без исключения событиям и явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений как регулируемые, так и не регулируемые до сих пор правом6.
Подчеркнем, что цель экологизации состоит в использовании средств других, «неэкологических», отраслей законодательства для решения задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, соответственно основным юридическим критерием научной и правовой обоснованности (необоснованности) того или иного решения по экологизации служит усиление (ослабление) потенциала экологического права, его механизма7.
Состояние государства напрямую зависит от уровня и качества развития его регионов. Экологическая безопасность регионов является составной частью национальной безопасности страны и служит основой сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды в целом8.Активизация экономически-хозяйственной деятельности региона без учета его экологической составляющей даже при том, что многие вопросы так или иначе решены юридически, на практике могут спровоцировать нерациональное использование природных ресурсов, привести к неэффективности применяемых мер в сравнении с оказываемым влиянием на окружающую среду и, как следствие, необходимости ликвидации нанесенного вреда окружающей среде и экологического ущерба.
Так, в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 2013 г. № 17-СФ «О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью» выделяется 4 основных фактора существенно оказывающих влияние на уровень экологической безопасности:
1) повышенный риск аварийных ситуаций из-за высокой изношенности основных фондов на существующих производствах;
2) наличие больших объемов накопленных в результате прошлой экономической деятельности отходов на прекративших свою деятельность хозяйственных объектах;
3) отсутствие эффективной системы обезвреживания, переработки и экологически безопасного удаления образующихся в результате текущей хозяйственной деятельности отходов;
4) отсутствие эффективного экологического надзора.
Все они в различных вариациях имеют место в регионах России и требуют взвешенного, дифференцированного подхода при изучении проблемы обращения с отходами производства и потребления в конкретно взятой местности.
В целом уровень экологической нагрузки на экономику нашего региона значительно ниже, чем в развитых странах. Саратовская область обладает достаточно большими ресурсами пресной воды, земельными ресурсами, запасами углеводородного сырья, общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в Саратовской области формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни. Динамика основных з экологических показателей развития Саратовской области, констатирует рост ? негативного воздействия на окружающую среду, в т.ч. вследствие увеличения Л количества отходов производства и потребления. На фоне снижения уровня переработки отходов, а также опасности загрязнения окружающей природной среды I вследствие неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов в
1 Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы
го
| одним из приоритетных направлений предусмотрена экология производства.
| Под ней понимается поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую
| среду всех антропогенных источников, находящихся на территории области9.
2 Особое место в вышеупомянутой Концепции отводится внедрению ресурсосбе-° регающих и безотходных технологий на предприятиях области, использованию ж новых технологий при обращении с отходами производства и потребления, соору-| жению комплексов по переработке твердых бытовых отходов в таких городах,
0 как Саратов, Балаково и Энгельс. Экологизация в сфере обращения с отходами
1 производства и потребления на территории Саратовской области включает
0
° следующие мероприятия:
го
1) снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей сре-
1 ды во всех сферах хозяйственной деятельности. Внедрение ресурсосберегающих | и безотходных технологий на предприятиях области. Технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования;
2) внедрение новых технологий по вторичному использованию промышленных и бытовых отходов в производстве;
3) сокращение объема образования и размещения отходов производства и потребления, создание условий для безопасного захоронения особо опасных от-
184 ходов. Реформирование системы организации сбора, размещения, переработки
и утилизации отходов производства и потребления, привлечение к этому виду деятельности предприятий малого бизнеса;
4) разработка и реализация проектов по раздельному сбору и сортировке твердых бытовых отходов в городах области. Разработка и внедрение технологий по утилизации специфических видов отходов: осадков сточных вод очистных сооружений, отходов животноводческих и птицеводческих комплексов, а также биологических и медицинских отходов, представляющих собой особую опасность для населения;
5) внедрение в практику сельского хозяйства новейших научных способов по переработке отходов производства животноводческой отрасли с получением гуминовых удобрений и их использование;
6) утилизация осадков сточных вод, использование в качестве органо-минерального удобрения при соблюдении норм экологической безопасности, применение при рекультивации техногенно нарушенных территорий, карьеров, свалок для создания лесопарковых зон;
7) сооружение комплексов полной переработки твердых бытовых отходов в городах Саратове, Балаково, Энгельсе за счет средств инвесторов.
Для комплексной реализации данных мероприятий в январе 2013 г. Правительством Саратовской области было заключено концессионное соглашение с ЗАО «Управление отходами», в рамках которого предусматривалось строительство и эксплуатация двух полигонов твердых бытовых отходов суммарной мощностью не менее 450,0 тыс. т в год, двух мусороперерабатывающих комплексов мощностью не менее 150,0 тыс. т в год каждый, а также двух цехов биокомпостирования на территории Энгельсского и Балаковского муниципальных районов и восем- е надцати мусороперегрузочных станций в левобережных районах Саратовской и области10. С
О)
18 марта 2015 г. состоялось открытие первого в Саратовской области современ- о ного мусороперерабатывающего комплекса — Энгельсского межмуниципального к полигона ТБО. Новый объект стал первым этапом проекта по созданию системы о
с
утилизации отходов в Левобережных районах области, которая реализуется в а рамках частно-государственного партнерства. В левобережных районах выстрое- в
е
на четкая схема по сбору, перевозке, переработке и утилизации отходов. Общий о объем инвестиций составляет более 1,6 млрд руб., из них стоимость Энгельсского ю
Т5
полигона ТБО и 11 районных станций — более 1 млрд руб. Энгельсский полигон |
ТБО призван решить целый спектр стратегических задач и его работа благотворно к
отразится на экологической обстановке всего левобережья. В планах — распро- а
странение опыта Заволжья на районы Правобережья. Уже сейчас рассматрива- |
ются планы по организации мусороперерабатывающих комплексов в Вольске ии
и Балашове. Председатель Совета директоров ЗАО «Управление отходами» №
Ю. Сизов отметил, что реализация проекта в рамках концессионного соглашения 1
прошла в максимально короткие сроки. Крайне быстро были выделены земель- ~
ные участки, проведены все необходимые согласования и экспертизы. «Это одно 6 из первых в России концессионных соглашений, в которых были использованы средства пенсионных фондов. Думаю, что эта практика вскоре станет нормой при реализации различного рода проектов в нашей стране», — отметил Ю. Сизов.
Директор филиала ЗАО «Управление отходами» г. Саратова А. Вишняков подчеркнул, что по набору современного технического оборудования по переработке и утилизации мусора Энгельсский полигон ТБО не имеет аналогов. 185
Так, цеха биокомпостирования для утилизации древесины нет больше ни на одном мусороперерабатывающем комплексе. Все это позволит в ближайшее время перерабатывать не только текущие отходы, но и мусор, накопленный на полигоне за многие годы его существования. «С 2016 года федеральный закон предполагает закрытие всех «полулицензионных» мест захоронения ТБО, которые есть сегодня практически во всех регионах. Минимизация числа полигонов ТБО и максимальная переработка отходов должны стать нормой. Саратовская область заранее пошла по этому цивилизованному пути и создала один из самых современных и экологичных объектов»11, — подчеркнул губернатор Саратовской области В. Радаев.
Мусороперерабатывающий комплекс предназначен для отбора вторичного сырья (бумага, стекло, металл, пластик), дробления крупногабаритного мусора и прессования подлежащих захоронению на полигоне ТБО остатков. Использование мусоросортировочного комплекса в схеме позволяет обеспечить отбор до 15% от массы мусора во вторичные ресурсы, а при условии организации системы раздельного сбора мусора в муниципалитетах — до 30%. Планируемые объемы размещения ТБО на 2 межмуниципальных полигонах ТБО: 245 тыс. т/год в г. Энгельсе, 205 тыс. т/год в г. Балаково.
Между тем, по информации Росприроднадзора, не все регионы относятся серьезно к проблеме образования отходов и тем более необходимости разработки программ, ориентированных на создание эффективных, комплексных систем в области обращения с отходами. По имеющимся данным, лишь в 34 субъектах РФ программами запланировано создание объектов по переработке отходов12. В этом отношении особый интерес представляет процесс экологизации законодательства.
Экологизация в сфере обращения с отходами производства и потребления включает в себя не только мероприятия, закрепленные в Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы, но и предполагает процесс дальнейшего совершенствования законодательства. Очевидно, что экологизированные нормы должны будут стать неким залогом эффективности и стабильности в сфере обращения отходов, в частности, речь идет о такой группе общественных отношений, как стимулирование.
Таким образом, объективная потребность общества в развитии производственных сил должна сопровождаться не только созданием условий для сбалансированного социального, экологического и экономического развития каждого региона, но и поиском четких правовых конструкций, регламентирующих данный вид деятельности, а в ряде случаев жесткого их приоритета. Главное, чтобы с учетом имеющихся в обществе и государстве реальных возможностей и средств, в т.ч. правовых, посредством экологизации законодательства создавались и поступательно реализовывались правовые условия последовательного достижения целей сохранения благоприятного состояния окружающей среды или его восстановления13. Поэтому для обеспечения экологической безопасности России и ее регионов, важно не только ликвидировать накопленный в течение десятилетий вред, но и не допустить рецидива ситуации.
1 См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 2013 г. № 17-СФ «О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 6, ст. 481.
2 Минприроды России публикует дополнительные разъяснения к вступившему в силу 1 августа 2014 г. Порядку ведения государственного кадастра отходов. URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
3 См.: Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М., 1999. С. 45.
4 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990. С. 591.
5 См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М., 1998. С. 12-13.
6 Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32-38.
7 См.: Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.
8 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.
9 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.
10 См.: Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2013 году. URL: http:// ex.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
11 В Энгельсе торжественно открылся межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов. URL: minforest.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
12 Минприроды России публикует дополнительные разъяснения к вступившему в силу 1 августа 2014 г. Порядку ведения государственного кадастра отходов. URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
13 Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.
Ю.В. Сорокина, С.В. Агаренков
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КАК ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются проблемы модернизации понятийного аппарата в сфере охраны окружающей среды на законодательном уровне. Дается краткий анализ некоторых последних изменений экологического законодательства и предполагаемых последствий их реализации на практике. Обозначаются актуальные причины совершенствования государственной политики в данной сфере.
Ключевые слова: государственный механизм, комплексное экологическое разрешение, модернизация законодательства, негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей среды.
Yu.V. Sorokina, S.V. Аgагenkov
MODERNIZATION OF CONCEPTUAL APPARATUS AS A WAY TO PERFECTION STATE MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
The article deals with the problems of modernization of the conceptual apparatus in the field of environmental protection at the legislative level. A brief analysis of some recent changes in environmental legislation and expected impact of their implementation in practice. Designated relevant reasons for improvement of the state policy in this sphere.
Keywords: state mechanism, integrated environmental permit, the modernization of the legislation, the negative impact on the environment, protection of the environment.
Охрана окружающей среды — важнейшая функция государства, без эффективной реализации которой невозможно его нормальное существование,
© Сорокина Юлия Викторовна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Агаренков Сергей Валерьевич, 2016
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 187