чающийся не только принимает, но и преобразовывает межличностные отношения, созидает самого себя как творца, реализующего свою человеческую сущность.
Поуровневая модель субъектности обучающегося позволяет рассматривать динамику трансформации смысловой сферы личности сначала как смысловой конструкт, затем как смысловую установку, позволяющую обучающимся ориентироваться в предметной, информационной, социально-контактной составляющих образовательной среды и, окончательно, как личностную ценность, определяющую инициативу и ответственность обучающегося в формировании индивидуальной образовательной траектории в условиях непрерывного, проходящего через всю жизнь образования личности.
Стратегической пинией научно-методического обеспечения становления обучающегося как субъекта учебной деятельности является смена парадигм обучения от би-хевиоральной, при которой действия обучающегося носят реактивный, ответный характер к когнитивной модели обу-
чения, которая учитывает некоторые внутренние личностные стандарты в действиях обучающегося к обучению в гуманистической модели, в которой обучающийся совершает поступки на основе сознательного общественно значимого, ориентированного на будущее выбора.
Каждому уровню субъектности обучающегося соответствует определенная педагогическая система, состоящая из взаимосодействующих элементов, включающих цели, формы, методы, результаты обучения, которые от уровня к уровню подразумевают увеличение включенности обучающегося в учебный процесс за счет развивающейся совокупности многообразных учебных деятельностей и форм учебно-делового общения.
ЛУЗЯНИН Вадим Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии.
РЕВИНА Ирина Вячеславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии машиностроения.
А. М ПОПОВ Л. А. МИСТЮКОВА
Омский государственный университет
Средняя школа № 95 г Омска
УДК 502:315+502.7:54:66
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ школьного КУРСА ХИМИИ__
В СТАТЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ, КОТОРАЯ СВОДИТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УСТАНОВЛЕНИЮ ТЕСНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОСНОВАМИ ДВУХ НАУК - ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ХИМИИ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВВОДЯТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ РАСКРЫТЬ ОСОБУЮ РОЛЬ ХИМИИ КАК НАУКИ. СПОСОБНОЙ РЕШАТЬ МНОГИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Экологические проблемы затрагивают многие стороны нашей жизни, и поэтому экология может стать междисциплинарной областью. Химия непосредственно не изучает живые системы, однако окружающая нас природа является совокупностью веществ, которые находятся е состоянии постоянных химических превращений. На уроках химии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нее.
Одной из актуальных проблем современного образования является экологическое воспитание школьников. Эта проблема решается путем экологизации школьных дисциплин. в том числе химии, изучение которой и раньше включало вопросы охраны окружающей среды. У учащихся формируется понимание двойственной природы химических веществ по отношению к окружающей среде, когда при небольших концентрациях они являются биологически необходимыми, а при высоких - губительными для всего живого, на понимании двойственной ропи химической промышленности, которая, с одной стороны, способствует научно-техническому прогрессу, а с другой - дает вредные отходы е окружающую среду.
На страницах методической литературы химическому образованию в общей системе экологического образования отводится особая роль. Для учителя образовательная цель обучения химии состоит в том. чтобы на основе фундаментальных знаний сформулировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем:
а) изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия ока-
зывают оно и продукты его превращений на биологические системы;
б) раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и "безболезненного* вхождения промышленного производства в природные цикпы, делая его частью какой-либо экосистемы;
в) используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности, химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты.
Эта система включает знания о веществах живой природы, о взаимодействиях, связанных с появлением в растительном и животном мире, о химических взаимодействиях организмов между собой и с окружающей средой, о взаимодействии антропогенных факторов как на самого человека, так на все живое.
Необходимость экологизации школьного химического образования в настоящий момент ни у кого не вызывает сомнений. Одним из возможных путей реализации этого направления является терминологическая работа. С этой целью учитель может использовать краткий словарь экологических и химико-экологических понятий 11 /.
В целях развития и формирования знаний о загрязнении на уроках химии необходимо ввести такие понятия, как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чисто-
ты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения.
Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных еод, разработка систем утилизации отходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления атмосферы.
Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства,
В содержании курсов неорганической и органической химии рассматриваются природные соединения как сырье для химической промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы, освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов, изучаются отдельные химические производства.
Эффективное использование экологических знаний на уроках химии требует от учителя большой самостоятельной работы с литературой и адаптации ее к школьной программе.
Большое значение для экологического воспитания имеет изучение местных экологических проблем данного региона.
Важным моментом экологизации школьного курса химии является выявление экологического компонента содержания каждой темы. Так, например, в теме" Вода. Растворы. Основания", формируя представления об одном из важнейших физических свойств воды • способности быть растворителем - развиваем представления о смесях на уровне гомогенных смесей, в частности, растворов, и сообщаем сведения о составе местной воды, ее повышенной солености и щелочности, и связанного с этими фактами ростом заболеваемости.
Для реализации регионального компонента в Омской области была выработана схема построения дидактического материала, За ее основу была взята схема, предложенная в пособии "Химия и охрана окружающей среды Омского региона* А, М, Попова/2/.
Предложенная нами схема представлена в виде таблицы, в которой отражены следующие разделы; тема программы, знания о природных объектах природной среды, знания о загрязнителях и их значении, знания о мерах защиты. В таблицу включены также названия демонстрационных опытов, лабораторная и практическая работы, а также ссыпки на литературу, в которой можно найти описание этих работ. Знания о химических загрязнителях сре-
ды и природозащитных мероприятиях даны в следующем объеме: тип загрязнителя, биологическая роль, источник загрязнения, последствия чрезмерного загрязнения, меры по устранению причин и последствия загрязнения.
Такой подход к построению схемы позволяет:
1. Раскрыть роль химических процессов в жизнедеятельности живых организмов и в неживой природе.
2. Показать насколько губительно необдуманное вторжение химии в окружающую нас среду и к каким тяжелым последствиям это может привести.
3. Видеть роль химии в решении экологических проблем, т. к. все методы очистки, переработки отходов, оценки уровня загрязнения в основе своей химические.
В качестве примера приводим фрагмент схемы (1-3 темы), всего 30 тем.
Разработка дидактического материала
По каждой теме приведен дидактический материал согласно разделам /3/. При отборе материала к схеме руководствовались следующими принципами: научность, доступность, систематичность. Кроме того, в подборе материала мы старались использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к экологическим проблемам.
Научность содержания может быть достигнута тогда, когдв учащихся знакомят не только с готовыми выводами, но и с методами исследования, когда не только говорят о загрязнении природы отходами человеческой деятельности, но и показывают влияние этой деятельности на природные объекты природной среды, а также показывают учащимся решение проблем загрязнения.
Доступность учебного материала определяется числом связей этого материала с уже известными сведениями. Например, в теме "Кислород. Оксиды. Горение", где вводится понятие об оксидах, закрепляется понятие о реакциях соединения и разложения, необходимо познакомить учащихся с фактической стороной вредного воздействия оксидов на здоровье человека, показать, что основные загрязнители воздуха - оксиды неметаллов. А в теме "Классы неорганических соединений" показать, что кислотные оксиды являются причиной ззкисления водоемов, что они выпадают в виде "кислотных дождей", нанося огромный вред природе.
Принцип доступности непосредственно связан с принципом систематичности. Например, нельзя объяснить образование "кислотных дождей" без знания о реакциях соединения.
В качестве примера рассмотрим подбор материала к теме 2 "Кислород. Оксиды. Горение", в частности к разделам 2.3 и 2.4. При изучении на уроках основных загрязнителей атмосферы следует обратить внимание учащихся на источники загрязнения в своем городе, поселке и селе.
Схема отбора дидактич+ского материала для экологизированного курса химии.
Тема программы Знания л природным объекта1* природной среды Знания о загрязнителях ■■ их значении (тин чагртнптеля, биологическая роль, источник, последствия). Знания о мерах гашигы. (?) Демонстрационный опыт. {6} Лабораторная рябогц. (7) Практнческпа раооти
M Перьона-ча.чъные химические ПОНЯТИЙ, 1.2. Вода, лопва, eoíjys. понятие neiriecteo. Значение химии ь жиэнн и деятельности человека. Химические редкими (явления), протекающие ■ VIJUÓÍÍ и н^живоИ природ. Природа кэк единое целое. 1.3, Вещества просты« и сложные. Понмгие о всшестгзк ъагря^ннтсляч и их источника*. пути поступления н распространения iaгрязниíeneií. 1,-1. Роль химии * решении проблем окр уж а № шей среды, Современные способы очистки вещееть. ! ,5 Очистка «оды от 3jrp*iHHTiMeiï (масла, песка, крадите,'itfi).
2.1. Кислород. Ove ил м, горение. 2,2, Атмосфера, круговорот mcnopü.ia • природе. Сосан воздуха. Б >iúc4 jcpü. 2-3 ■ Роль юрода и mon л я жшнн живых организмов нч полижи тельное л отрицательное "»начение. Ск'ноикы^ ноочннки игртмения л чосфсры. Проблема накргглеиия углекислого raía в атмосфере, 2 4, Защитная роль о юно во m слоя Роль KMiiMH s раешник в п содержании круговорота кислорода и очистке во и ух а Охрани атмосферного &o*,tyxj в г. Омске. Приемы поддержания чистоты «отдуха i» поисиинм*, 2.5. Bujc-k-hut кислород при фотосинтезе и его обнаружение(опыт с vio.ieeîil. Погюиинис углекислого raía растениями при фот ос питое.
3,1 Водород. 3.2. Водород а космосе. Водород я 1С«ной природе, водород самый распространенный »лсмент во Вселенной. Использование иодород* в промышленности. j.4, Bojii'jkjj как >b:o'toj il hvckл чисгсе топлпго Псрсне^тнны н ai opa л ко il iKíprcTiihit ?.$ Гореин? боло рол а на воздухе н 9 кислороде как пример ЭКОЛОГ 1111«СКМ ч in. того пронес,:;!.
Например, на уроках и внеклассных занятиях приводим данные комитета природных ресурсов Омской области: в 2000г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в г.Омске составили 226,612 тысл (40,9% от суммы выбросов) от стационарных источников и 327,500 тыс.т (59,1% от суммы выбросов) от автотранспорта. Среди стационарных источников наибольший вклад в загрязнение атмосферы (по объему выбросов) внесли предприятия электроэнергетики (58,7% от суммарного выбросе), нефтеперерабатывающей (26,8%), химической и нефтехимической (4,2%), машиностроительной и оборонной (3,0%), жилищно-коммунального хозяйства (2,1%). В выбросах от стационарных источников преобладают сернистый ангидрид, твердые вещества, углеводороды, оксиды азота, оксид углерода (СО), летучие органические соединения).
В Омске за 2000 г. было уловлено и обезврежено 88,9% выбросов. По сравнению с 1999 г. выброс загрязняющих веществ уменьшился на 3,5%, что связано с переводом некоторых котельных и автомобилей с жидкого на газообразное топливо.
В пособии/3/в конце каждой темы помещены вопросы, задания по пройденному курсу, расчетные задачи экологического содержания. Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими существа экологических проблем, а также развитию у учащихся приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, научное прогнозирование, т. е. логических операций, необходимых для выбора экологически целесообразного решения. Решение таких задач способствует осуществлению принципа политехнизма, связи обучения с жизнью.
В настоящее время разработан электронный вариант дидактического пособия "Электронный помощник учителя". Он позволяет осуществлять тематический поиск информации по разделам программы "Химия с основами экологии". Схема построения "Электронного помощника учителя":
"Электронный помощник учителя" написан в Wörde с использованием гиперссылок, которые позволяют перейти к любому разделу программы. О их помощью можно быстро найти необходимый материал, переходить из одного документа в другой, что делает удобным использование данной программы.
"Электронный помощник учителя" будет использован в качестве основы для разработки электронного учебника "Химия с основами экологии" адаптированного к региональным особенностям г.Омска и Омекой области.
ЛИТЕРАТУРА
1. МиркинБ.М., Наумова Л, Г. Популярный экологический словарь- М.: Устойчивый мир, 1999.
2. Попов A.M. Химия и охрана окружающей среды в Омском регионе-Омск: ОмГУ, 1999,
3. Попов. А. М. Химия и экология (дидактический материал) - Омск: ОмГУ. 2002.
ПОПОВ Александр Матвеевич, доцент ОмГУ. МИСТЮКОВА Людмила Александровна, учитель химии средней школы № 95.
И. Н.СУСЛОВ П. И. ФРОЛОВА
Омский государственный технический университет
Омский государственный педагогический университет
УДК- 371. 382
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ_
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ДЕТСКОЙ ИГРЫ. ДАЕТСЯ ОЦЕНКА УЧЕНЫМИ-ПЕДАГОГАМИ ИГРЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ. ПОКАЗЫВАЮТСЯ ФУНКЦИИ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ; КОГДА ФОРМИРУЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ, ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВЫ СИНТЕЗА, ОБЪЕКТА И ПРОСТРАНСТВА
Освоение детьми окружающего предметного мира и отношений взрослых происходит в основном в играх. При этом дети не только осваивают готовые способы действий, но и ищут новые, экспериментируют, приспосабливая предметы к своим потребностям. То же самое ребенок производит с отношениями в мире взрослых. Он их по-своему, по-детски переживает, трансформирует, В играх дети учатся понимать другого, а через другого лучше понимают себя. В. С. Селиванов пишет, что "активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей" (8, С. 205). Другой исследователь (4, С. 85) показывает факторы, способствующие развитию творческих способностей детей. Ими являются "два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующиеся е игре, - ориентация на позицию другого чеповека и тво рческое воо б ражен и е,.."
Играя, ребенок усваивает (присваивает) опыт человеческой деятельности. Но на этом пути его подстерегают многие препятствия и трудности объективного, но часто и субъективного характера. Так, вэроспые (родители, родственники), забыв, какими они сами были в младенческом возрасте, что их интересовало и волновало, довольно часто мешают ребенку в играх или вообще останавливают их, считая это баловством и шалостью. А ребенок, между прочим, при этом учится важнейшим операциям человеческой деятельности • распознаванию и узнаванию, координации своих движений и действий, выражению чувств и др. Поступая так, сковывая всякое активное полезное действие ребенка, взрослые (родители) через год-другой будут удивляться, почему их ребенок растет пассивным, замкнутым, поразитепьно неловким и недогадливым.
Детская игра воспринимается как нечто несерьезное не только людьми, далекими от детской педагогики и