Научная статья на тему 'Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики'

Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
947
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРАЗНООБРАЗИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кайшев Владимир Георгиевич, Серегин Сергей Николаевич

В настоящее время перед нашей страной стоит задача создания новой модели развития на основе импортозамещения и ухода от экспортно-сырьевой экономики. В этой связи экологический фактор и рациональное природопользование должны стать составной частью новой парадигмы развития российской экономики. Оценка экологических факторов в принимаемых государственных документах по социально-экономическому развитию страны должна отражаться в составе устанавливаемых индикаторов и показателей наравне с другими макроэкономическими параметрами развития страны. Наступивший новый век требует от всех государств решать две взаимоувязанные глобальные проблемы: первая обеспечение постоянно растущего населения Земли продовольствием; вторая сохранение биоразнообразия нашей планеты, которое необходимо для поддержания устойчивого состояния биосферы. Именно эти два направления взаимоотношения живой и неживой природы будут оказывать огромное влияние на дальнейшее развитие человеческого сообщества. Потеря агробиоразнообразия в работе российского АПК это прежде всего снижение возможностей расширения ассортимента вырабатываемой пищевой продукции общего и специального назначения, лекарственных и косметических препаратов, утрата национальных промыслов и национальной самобытности. 2017 г., объявленный Президентом России Годом экологии, должен активизировать процесс экологической модернизации экономики, в том числе агропромышленного комплекса, основной целью которых должно стать внедрение технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, что, естественно, приведет к уменьшению объемов отходов производства и водопотребления и снижению вредного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кайшев Владимир Георгиевич, Серегин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology, nature management, biodiversity in the concept of immune development of the agrarian economy

Currently, our country faces the task of creating a new development model based on import substitution and care from a raw materials export economy. In this regard, environmental factor and environmental management should be costationary part of the new paradigm of development of Russian economy Ki. Assessment of environmental factors in the accept statedocuments on socio-economic development of the country should be reflected in the set of indicators and indicators, along with other macroeconomic paramecentres of development of the country. The new century requires from all States to solve two interrelated global problems: the first concerns a growing population of Pro-allowances; the second is the preservation of the biodiversity of our PLA-the planet, which is necessary to maintain steady state tion of the biosphere. These two directions of the relationship animate and inanimate nature will have a huge impact the further development of the human community. Loss of agro-biodiversity in the Russian agricultural sector is primarily reduction of possibilities of expanding the range is produced by-Wai food products General and special purpose, medicinal and cosmetic products, the loss of national arts and national identity. 2017, announced The President of Russia the Year of environmental rotection should strengthen the process of ecological modernization of the economy, including agro-industrial complex, whose main goal should be the introduction of technologies for deep processing of agro of agricultural raw materials, which will naturally reduce the amount of waste production and water consumption and reduce harmful effects on the environment.

Текст научной работы на тему «Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики»

УДК 504:631.1:664

Экология, природопользование, биоразнообразие

в концепции устойчивого развития аграрной экономики

B. Г. Кайшев, д-р экон. наук, чл.-корр. РАН Пятигорский молочный комбинат

C. Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Императив развития человечества в XXI в. основывается на концепции устойчивого развития, соединяющей в себе интересы общества, экономики и природопользования. Именно эти требования ко всем государствам были продекларированы на конференциях ООН в 2012 и 2015 гг. В России реализация данной концепции пока не находит должного развития, в основном преобладает направление на обеспечение роста экономики, что в общем контексте снижает роль экологических аспектов в решении вопросов повышения благосостояния государства и общества.

Новая модель развития экономики на основе импортозамещения и ухода от экспортно-сырьевой экономики выдвигает экологический фактор и рациональное природопользование как важную составную часть новой парадигмы развития. При этом оценка экологических факторов в принимаемых государственных документах по социально-экономическому развитию нашего общества должна отражаться в составе устанавливаемых индикаторов и показателей наравне с другими макроэкономическими параметрами.

Если обратиться к нашему недалекому прошлому, то следует отметить, что проблемы взаимоувязки и взаимообусловленности факторов роста экономики с состоянием экологии и природопользования находили свое отражение в исследованиях некоторых советских и зарубежных ученых, но тогда эти проблемы еще не стояли так остро как сегодня -в век бурного промышленного развития и роста численности населения на нашей планете. В советской науке одним из первых, кто рассматривал эти проблемы в научных исследованиях, был академик Т. С. Хачатуров.

Зарубежные ученые в 90-х годах прошлого столетия также стали уделять значительное внимание данной проблеме. Так, в работах Д. Пирса, Д. Аткинсона, А. Кунта, К. Гамильтона и других была разработана концепция национального богатства, включающая в себя природный фактор и человеческий капитал. Русский экономист В. Леонтьев, лауреат Нобелевской премии по экономике, также включал в свои статистические таблицы «затраты - выпуск» экологические факторы, связанные с загрязнением окружающей среды.

В настоящее время Всемирный банк экономики и развития ежегодно публикует глобальную статистику, принимая во внимание динамику изменений эколого-экономических показателей. Необходимость отражать показатели природопользования в национальных счетах признается Статистической комиссией ООН, которой предложено значительно расширить сферу экологического учета с включением факторов энерго- и ре-сурсоэффективности.

Обязательства России по охране окружающей среды являются основной частью обязательств по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Присоединение к этой международной организации, к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, потребуют от России гармонизации российского экологического законодательства с принятыми международными стандартами в этой области.

Наступивший новый век требует от всех государств решать две взаи-

моувязанные глобальные проблемы: первая - обеспечение постоянно растущего населения Земли продовольствием, вторая - сохранение биоразнообразия нашей планеты, которое необходимо для поддержания устойчивого состояния биосферы.

Неразумная и нерациональная деятельность человечества привела к тому, что возникла угроза разрушения биосферы. По оценкам специалистов, в среднем каждый день исчезает 50 видов разных организмов, каждую неделю исчезает примерно две породы животных. Проблема сохранения генофондов животных и культурных растений остается весьма актуальной. Это напрямую связано с состоянием экологии, именно эти два направления взаимоотношения живой и неживой природы будут оказывать большое влияние на дальнейшее развитие человеческого сообщества.

В этой связи вполне закономерно, что 2017 г. объявлен Президентом России Годом экологии. Это непосредственно касается работы всего агропромышленного комплекса страны и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Данное событие должно активизировать процесс экологической модернизации с конкретными проектами предприятий, основной целью которых должно стать внедрение технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, что, естественно, приведет к уменьшению объемов отходов производства и во-допотребления и к снижению вредного воздействия на окружающую среду. Государство также должно идти навстречу бизнесу, разрабатывая нормативные акты по правоприменительной практике исполнения принятых законов с тем, чтобы новые экологические требования не создавали непреодолимых барьеров для решения этой важнейшей проблемы для нашей страны и не приводили к закрытию предприятий.

Рациональное природопользование, биоразнообразие, защита окружающей среды - это проблемы, не решив которые, будущее развитие человечества столкнется с непреодолимыми барьерами. Уже в настоящее время большую угрозу для человечества представляет наблюдаемое исчезновение многочисленных видов растений и животных не только в дикой природе, но и культивируемых видов. Жизнедеятельность человека остается зависимой от окружающей среды и процессов, происходящих в дикой природе. По мнению ученых, если не принять действенных мер по снижению антропогенного

воздействия на окружающую среду, то к 2100 г. исчезнет до 30% видов растений и животных.

Статистика свидетельствует, что примерно 70% населения развивающихся стан практически полностью зависят от природы: до 90% их потребности в пище, лекарствах, одежде, энергии, жилье удовлетворяются в результате потребления даров природы. При этом более 3 млрд человек полностью зависят от биологического разнообразия океанов, морей и рек, более 1,5 млрд человек пользуются дарами лесов.

К сожалению, генетические ресурсы растений и животных, культивируемых на протяжении тысячелетий нашими предками, исчезают без возможности восстановления значительно быстрее, чем представители дикой природы. Учеными доказано, что каждые 6 ч на Земле исчезает один сорт растений. Сортовое разнообразие, от которого в конечном счете зависит качество вырабатываемого продовольствия, убывает: из семи тысяч сортов яблок сегодня осталось только 900, из более чем двух с половиной тысяч груш осталось только 330 разновидностей. Примерно 96% коммерческих сортов овощей, имевшихся в США в 1903 г., полностью исчезли.

Сегодня в мире в промышленном производстве используется около 12 видов зерновых культур, которые составляют - потребляемого продовольствия в мире, и только на три культуры - рис, пшеницу и кукурузу -приходится более половины всего мирового продовольствия. Агробио-разнообразие - это тот ресурс, который необходим человечеству для его сохранения и дальнейшего развития. Следует отметить, что порода является основой биоорганического сельского хозяйства и благодаря породам получают сырье для производства экологически чистой пищевой продукции. Наличие породного и внутрипородного разнообразия сельскохозяйственных животных определяет устойчивость развития животноводства и продукции его переработки, как основного фактора производства качественных продуктов для сохранения здоровья населения нашей страны.

Катастрофическое обеднение ресурсов агробиоразнообразия нарастает с каждым годом, чему в немалой степени способствуют следующие факторы:

глобальное изменение климата, деградация почвенного покрова, нарушение биосферы;

утрата естественной среды обитания в результате хозяйственной дея-

тельности человечества, приводящая к вырубке лесов, опустыниванию и изменению водного режима бассейнов рек;

сосредоточение бизнеса на вопросах использования при производстве продовольствия только ограниченного количества сортов и пород с целью получения высоких доходов (к примеру, коммерческое использование только нескольких сортов риса привело к исчезновению более полутора тысяч местных сортов риса в Индонезии);

игнорирование агробизнесом использования в производстве отечественных генетических ресурсов, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, которые могут успешно выступать в качестве незаменимого сырья для производства функциональных продуктов питания;

отсутствие институциональной базы в области охраны, сохранения и широкого использования отечественных сортов, пород и штаммов микроорганизмов и устойчивого использования их генетического разнообразия.

Сужается и биологическое разнообразие животных, выращиваемых для производства мясной и молочной продукции; международные эксперты говорят о том, что все человечество теперь полагается только на 14 видов млекопитающих и птиц, представляющих 90 % всей продукции животного происхождения для выработки пищевой продукции. Из 7,6 тыс. пород животных 1,5 тыс. находятся под угрозой исчезновения или уже исчезли, а в мире уже исчезло 33% пород крупного рогатого скота.

Российский генофонд местных пород насчитывает сегодня более 240 пород российского происхождения среди 44 видов одомашненных животных, что составляет примерно 3% от мирового разнообразия пород. Из 7616 видов пород домашнего скота 190 вымерли за прошедшие 15 лет, а 1491 порода находится на грани исчезновения. Около 60 пород крупного рогатого скота, коз, свиней, лошадей и домашней птицы были утрачены за прошедшие пять лет. Приведенные цифры показывают, что примерно 50% отечественных пород основных сельскохозяйственных животных либо уже исчезли, либо находятся на грани исчезновения.

Полная замена пород отечественной селекции на иностранные породы при неправильном планиро-ваниеи и эксплуатации ресурсов может нанести невосполнимый урон сложившемуся отечественному агро-

биоразнообразию и привести к утрате продовольственной безопасности России. Кроме того, потеря агробио-разнообразия в функционировании отечественного АПК - это, прежде всего, снижение возможностей расширения ассортимента вырабатываемой продукции общего и специального назначения, лекарственных и косметических препаратов, утрата национальных промыслов и национальной самобытности.

Чтобы сохранить местные национальные генофонды пород животных для настоящей и будущей селекции, необходимо на государственном уровне разработать стратегию сохранения агробиоразнообразия национальных пород животных и сортов растений с соответствующим бюджетным финансированием основных направлений. В связи с тем, что агробиоразнообразие находится под угрозой во всем мире, ФАО в своих директивах указывает на необходимость сконцентрировать внимание на сохранении национальных сортов и пород и увеличить объемы инвестиций в решение указанных проблем.

Государственная политика России в области охраны окружающей среды сегодня обсуждается на разных площадках органами законодательной и исполнительной власти в различных регионах страны. Основные направления экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 01.04.1996 г. № 440) и «О стратегии национальной безопасности России до 2020 года» (от 12.05.2009 г. № 537), а также в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Доктриной предусматривается внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах народного хозяйства с целью снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами от хозяйственной деятельности человека.

В апреле 2012 г. Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», их основная цель -решение социально-экономических задач, обеспечивающих рост экономики с учетом экологических факторов, сохранение благоприятной

окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Для решения задачи охраны окружающей среды предусматривается, в частности, использование экологического нормирования на основе технологических нормативов. В соответствии с указанными государственными нормативно-правовыми актами перед бизнесом ставится задача практического объединения трех взаимоувязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной справедливости.

Совершенствование регулирования деятельности в области обращения с отходами относится к числу наиболее актуальных направлений природоохранной деятельности. Основные негативные последствия связаны с ростом образования отходов и низким объемом их переработки и вовлечения в хозяйственный оборот. Проблема утилизации промышленных отходов важна не только для России, она решается всеми странами: промышленно развитые страны на основе современных технологий глубокой переработки сырья получают гораздо меньше отходов, чем развивающиеся страны. Утилизация отходов и вовлечение в хозяйственный оборот продуктов их переработки в развитых странах решается очень эффективно.

В России, по экспертным оценкам, ежегодно образуются около 3,5 млрд т промышленных отходов, а уровень их использования в народном хозяйстве оценивается примерно в 30-35%. Общий объем накопившихся промышленных отходов составляет ориентировочно 80-85 млрд т. При промышленной переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в объеме 110-115 млн т ежегодно образуется более 60 млн т отходов, из которых вовлекается в хозяйственный оборот примерно половина.

Прогнозные расчеты в рамках разработки Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. по направлению «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» показывают, что в оптимистическом варианте прогноза объем переработки сельскохозяйственного сырья возрастет до 250 млн т, в том числе по продукции растениеводства - до 203 млн т, животноводства - до 47 млн т. Но, несмотря на удвоение промышленной переработки исходного сырья, закладываемые технологии глубокой

переработки позволят минимизировать образование побочных продуктов производства и максимально вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы.

Многие объекты складирования и захоронения отходов не соответствуют действующим экологическим и санитарным нормам. Нерешенность данной проблемы не только наносит непоправимый экологический ущерб окружающей среде, но и приводит к потере доходов, которые можно было бы получать при переработке отходов. Основная причина такого положения, по мнению экспертов, - отсутствие действенного государственного регулирования в области обращения с отходами, недостаточная эффективность институциональных инструментов, направленных на повышение ответственности собственников предприятий в решении проблем сбора, утилизации и переработки промышленных отходов с учетом требований экологической безопасности.

Опыт США в этой сфере показывает, что государственное регулирование как на федеральном, так и на региональном уровне играет важную роль в стимулировании вовлечения в хозяйственный оборот отходов и вторичных ресурсов. Принятый в США в 1976 г. Закон о борьбе с твердыми отходами устанавливает стандарты по обязательному минимальному содержанию вторичного сырья в товарной продукции. В ряде штатов была установлена плата за захоронение отходов, что привело к росту потребления вторичных ресурсов, а в штате Нью-Джерси нормативно-правовыми актами установлена 50%-ная налоговая льгота на производство продукции, в которой содержится не менее 50% вторичных материалов. Также установлены требования к администрации штатов о закупке определенных объемов продукции вторичной переработки.

Нам следовало бы тщательно изучить зарубежный опыт в сфере утилизации отходов и применять его с учетом российского законодательства. Состояние экологии в нашей стране показывает нарастание отставания экологического законодательства от законодательства промышленно развитых стран. Основной недостаток российского законодательства - это преобладание запретительных мер в отличие от зарубежной практики, где принимаемые законы направлены на стимулирование внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий и современных видов оборудования, которые наносят минимальный ущерб окружающей сре-

де. К числу недоработок российского законодательства следует отнести вопросы экологического нормирования и экологического мониторинга.

В соответствии с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 г.) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности. По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной деятельностью для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных директив и правил. Законодательством установлены две группы нормативов: 1) нормативы качества окружающей среды; 2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Технологическое нормирование представляет собой определение системы технологических показателей наилучших доступных технологий и технологических нормативов для целей обеспечения комплексного снижения негативного экологического воздействия объектов хозяйственной деятельности. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной территории нормативы качества окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превы-

шение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности, в зависимости от причиненного ущерба экологии, будут нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время предъявляются одинаковые требования к экологически опасным объектам и объектам с незначительным воздействием. Это приводит к следующим негативным для развития экономики последствиям:

низкая эффективность государственных органов, осуществляющих контроль в сфере экологии;

высокие экономические издержки хозяйствующих субъектов (затраты предприятий на разработку и согласование предельно допустимых выбросов, сбросов и лимитов на размещение отходов нередко в разы превышают суммы вносимых платежей за нарушение экологического законодательства);

высокие административные барьеры для развития малого и среднего предпринимательства;

низкий уровень административных штрафов за нарушение экологического законодательства не сопоставимый с уровнем затрат на устранение допущенных нарушений;

стабильность в течение последнего времени ставок платы за нарушение экологии.

Перечисленные последствия приводят к тому, что практически все крупные агрохолдинги не имеют никаких стимулов для проведения масштабной модернизации предприятий, применения технологий глубокой переработки исходного сырья в целях сокращения негативного воздействия на окружающую среду, строительства современных очистных сооружений, предпочитая выплачивать незначительные суммы в качестве платы за нарушение экологического законодательства.

С учетом накопившихся экологических проблем в последнее время в нашей стране начались активные работы по обновлению экологического законодательства. В частности, разработан законопроект об особо охраняемых природных территориях, о повышении эффективности государственного экологического мониторинга, о повышении экологического контроля, о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования и ряд других нормативных актов.

Вносимые изменения и новые нормативные документы позволят перейти от регулирования на основе ПДК к стимулированию технологического

развития на основе контрольных нормативов, включающих увеличение доли продукции, выработанной из вторичных ресурсов. Важно, чтобы в разрабатываемых нормативно-правовых документах, находили свое решение проблемы взаимоувязки вопросов ресурсосбережения и новых технологий с экономическими стимулами для промышленности (налоговые преференции, плата за негативное воздействие на окружающую среду, предоставление инвестиционных кредитов и др.)

Реализация указанных направлений законодательства требует использовать четкую и понятную научно обоснованную стратегию экологизацию агропромышленного производства, предусмотренную «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», которые утверждены в апреле 2012 г. Президентом России. В частности, этим документом предусматривается «установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов» и «повышения эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях».

Решение указанных проблем обсуждалось на VI Невском международном экологическом конгрессе в мае 2013 г., где рассматривались вопросы формирования и распространения экологической культуры, внедрения экологической системы ценностей во все сферы жизни общества, развития биотехнологий и «зеленой» энергетики, рационального водопотребления, совершенствования обращения с отходами производства. Большое внимание также было уделено экологическим аспектам культуры питания и сохранения здоровья населения страны. Рассмотрены вопросы гармонизации экологического законодательства государств - участников СНГ.

В итоговом документе конгресса отмечена необходимость развития промышленной переработки отходов и вовлечения в хозяйственный оборот продуктов этой переработки. Эти целевые установки нашли отражение в принятом Федеральном законе от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Данным законом установлена новая система управления отхода-

ми, а также утверждена Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-V классов опасности, система мер по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Во исполнение данного закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий. К объектам I категории отнесены предприятия мясной и молочной промышленности, масложировой промышленности с определенными производственными мощностями. Ко II категории отнесены объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, под этот режим также попали вышеперечисленные отрасли промышленности, только с меньшими производственными мощностями. В категории III, где промышленные объекты оказывают незначительное негативное влияние на окружающую среду, вообще отсутствуют отрасли промышленности, как и в последней категории. Куда отнесены другие отрасли промышленности остается только предполагать, и в этой связи представители бизнеса говорят о плохой проработке данного документа. В дальнейшем при осуществлении государственными контрольно-надзорными органами проведения проверок работы предприятий по выполнению требований экологического законодательства будут приводить к различным конфликтам между государством и бизнесом.

В части водопользования и контроля за качеством атмосферного воздуха были приняты ряд институциональных решений; установлены индексация ставок водного налога, новые ставки платы за пользование водными объектами, увеличены штрафы за нарушения правил водопользования и правил охраны атмосферного воздуха.

Нормы этого закона позволят установить правовые основы создания эффективной системы управления отходами, внедрить новые инструменты экономического стимулирования, сформировать финансовые ресурсы для развития инфраструктуры, создать замкнутые циклы обращения с отходами.

Среди отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности вопросы водопотребления носят кри-

тически важное значение для работы предприятий сахарной и крахмало-паточной промышленности, которые потребляют наибольшее количество воды и которые до настоящего времени не имеют современных очистных сооружений сточных вод. Мясная, молочная и консервные отрасли также являются потребителями воды, но объемы потребления здесь несопоставимы с первыми двумя отраслями промышленности и здесь также пока нет современных сооружений по биологической очистке сточных вод. Это приводит к многочисленным несанкционированным сбросам неочищенных производственных вод в природные водоемы, нанося непоправимый ущерб окружающей среде.

Рекомендации конгресса нашли свое отражение в законодательстве в сфере экологии и природопользовании. Предложения конгресса о принятии правовых актов, стимулирующих технико-технологическую модернизацию производства и снижения избыточного потребления ресурсов на основе наилучших доступных технологий, были учтены при внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды».

Закон содержит положения, касающиеся взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также указание лиц, обязанных вносить необходимую плату. Регулируются вопросы, касающиеся государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и постановки их на государственный учет в течение двух лет со дня вступления в силу этого закона. Данным законом введено понятие «наилучшая доступная технология» (НДТ), под которой понимается технология производства продукции, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей по охране окружающей среды при наличии технической возможности ее применения.

Зарубежный опыт показывает, что в настоящее время законодательное регулирование нагрузки на окружающую среду осуществляется на основе концепции наилучшей доступной технологии, которая является прямым результатом накопленного опыта и проведения научных исследований, связанных с использованием более чистых производств, основанных на принципах глубокой переработки исходного сырья,

что в наименьшей степени оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В законодательстве стран Евросоюза установлены обязательные нормы, которые должны выполнять хозяйствующие субъекты, занятые агропромышленным производством. Для определенных видов деятельности установлена процедура, предусматривающая выдачу экологических разрешений на право хозяйственной деятельности, сопровождающихся обязательными условиями выдачи таких разрешений. Для этого используется системный подход к предотвращению и контролю загрязнений, на уровне Евросоюза законодательно закрепленный в Директиве Евросоюза 96/61 /ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». Разработанная процедура выдачи природоохранных разрешений дает возможность бизнесу рассматривать и планировать мероприятия по снижению выбросов, образования отходов на основе установленных и принятых нормативов и стандартов.

Трактовка понятия термина «наилучшие доступные технологии» прошла довольно значительный процесс эволюции и в международной практике встречаются различные наименования рассматриваемого термина, что не в последнюю очередь связано со спецификой идентичных и аутентичных переводов. Часто используется наряду с этим термином другой - «передовой опыт в области охраны окружающей среды».

Для обозначения технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, а также ориентированных на минимальные расходы сырья, энергии, минимальное образование отходов производства и т. п. в зарубежных законодательных актах используются различные термины, но по сути решающие задачи экологического и природоохранного характера.

Несмотря на имеющиеся расхождения в терминологии и понятийном аппарате в международной практике и России, следует отметить неуклонное сближение правового регулирования по следующим направлениям:

предупреждение загрязнения окружающей среды;

контроль хозяйственной и инвестиционной деятельности;

экономическое и административное стимулирование внедрения наилучших технологий в целях развития эколого-ориентированной экономики.

В современном мире для компаний наиболее значимыми являются следующие природоохранные задачи, которые можно успешно решать посредством внедрения концепции «наилучших доступных технологий».

1. Предотвращение изменения климата, которое может привести к необратимым последствиям для обеспечения населения планеты пресной водой и продовольствием

2. Предотвращение истощения природных ресурсов, которые могут закончиться в обозримом будущем, это относится как к не возобновляемым природным ресурсам, так и к некоторым возобновляемым.

3. Максимальное снижение загрязнения компонентов природной среды (воздух, водные объекты, почва и др.).

4. Сохранение биоразнообразия и мест обитания флоры и фауны и целых экосистем.

Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» предусмотрен также порядок определения технологии в качестве НДТ. Для реализации указанного закона предусматривается:

разделение предприятий на четыре категории;

применение к каждой категории предприятий дифференцированных мер государственного регулирования;

введение технологического нормирования на принципах НДТ для объектов первой категории;

замена трех действующих разрешений на выбросы, сбросы, отходы комплексным экологическим разрешением, декларацией о негативном воздействии на окружающую среду и представление отчетности;

перераспределение поднадзорных объектов между федеральным и региональным надзором;

дифференциация требований к производственному экологическому надзору в зависимости от категории объекта;

систематизация экологической информации о предприятии в рамках ведения государственного экологического учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

возрождение института государственной экологической экспертизы путем расширения перечня объектов экспертизы объектами первой категории и совершенствование процедуры ее организации и проведения;

законодательное регулирование вопросов платы за негативное воздействие на экологию;

внедрение механизма экономического стимулирования снижения загрязнения окружающей среды и внедрение НДТ;

закрепление поэтапного перехода к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды на период до 2021 г. и далее.

В соответствии с указанным законом принят ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации: от 19.03.2014 г. № 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших технологий и переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрения их в производство»; от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении областей применения НДТ» (к областям применения отнесены 28 отраслей экономики, а также технологии и оборудование, применение которых носит межотраслевой характер по направлениям - сокращение выбросов, сбросов, системы охлаждения и др.); от 23.12.2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Эффективность государственной экологической политики во многом будет зависеть от формирования массовой экологической культуры в российском обществе, развития системы экологического просвещения и образования. Первые шаги в этом направлении государством сделаны: в начале года открыт Центр экологической промышленной политики (ЦЭПП), на который возложены задачи по выполнению функции бюро наилучших доступных технологий. Центр должен увязать интересы промышленников и экологов. Раньше их взаимодействие проходило только на площадке Минприроды, но с момента принятия Федерального закона «О технологическом нормировании окружающей среды» существенно усилилась роль Минпромторга в решении совместных проблем экологического характера. В задачи центра входит также подготовка и публикация справочников по доступным технологиям в промышленности. В этом направлении уже проделана определенная работа - подготовлено 23 справочника, но работа должна быть продолжена.

Минпромторгом предусмотрен процесс перехода на НДТ в два этапа: в период с 2015 по 2025 г. и с горизонтом планирования по 2035 г. На первом этапе Минприроды планирует выделить 300 предприятий наи-

высшей I категории опасности, которые оказывают до 60% негативного воздействия на окружающую среду. С 2019 г. они будут обязаны получить комплексные экологические разрешения в трехлетний срок, остальные объекты I категории перейдут на новую систему к 2025 г. При этом уже к 2018 г. предприятия I категории должны быть оснащены системами автоматического контроля. Эти требования органов исполнительной власти вряд ли будут выполнены к указанному сроку, что связанно со сжатыми сроками установки датчиков контроля. К тому же, датчики контроля для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не могут иметь однотипные параметры. Поэтому для ряда отраслей необходимо разрабатывать новые приборы контроля.

Вместе с тем, учитывая многообразие вредных выбросов и характер отходов, получаемых при переработке сельхозсырья растительного и животного происхождения, масштабы предстоящей работы потребуют от бизнеса значительных инвестиций, так как для предприятий малого и среднего предпринимательства они могут оказаться неподъемными. Государство для решения данных проблем предусматривает различные преференции и меры экономического стимулирования. К этой работе уже подключился Фонд развития промышленности, осуществляя поддержку проектов в рамках двух блоков: импортозамещение и НДТ.

Государство в проведении экологической политики основной упор делает не на ужесточении административных мер принуждения в решении поставленных задач, а на создание для предприятий стимулов для перехода на новые технологии глубокой переработки сырья. Государство рассчитывает, что таким образом будет расширяться запрос на создание современных технологических решений, инновационных технологий, современных технических средств, потребляющих меньше энергетических ресурсов, которые будет разрабатывать отечественная наука и промышленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минсельхозом России и научно-исследовательскими институтами РАН, занимающимися научным сопровождением пищевого подкомплекса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», разработана подпрограмма «Производство, переработка и хранение сырья,

сельскохозяйственной продукции и продовольствия», направленная на создание и внедрение до 2026 г. конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Программа развития создаваемого Федерального научного центра пищевых систем имени В. М. Горбатова также направлена на разработку и внедрение инновационных технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения и разработку современного ресурсосберегающего технологического оборудования с горизонтом реализации 2021 г. Комплексное экологическое заключение, вводимое в рамках реформирования, должно стать единым документом, который позволит и государству и бизнесу решать поставленные задачи, но для достижения целевых установок еще необходимо создать современную институциональную базу и большое число регулирующих нормативно-правовых документов.

Россия, обладая огромными территориями и акваториями, хорошим биоклиматическим потенциалом с разнообразными природно-климатическими зонами, способна не только удовлетворить внутренние потребности в продовольствии, но и экспортировать большие объемы сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки на глобальные агропродовольственные рынки. Решение этой масштабной задач будет во многом зависеть от реализации принятых законов по защите окружающей среды и рациональному природопользованию, способствующих сохранению агробиоразнообра-зия на территории нашей страны.

Проводимая в настоящее время по поручению президента реформа контрольно-надзорной деятельности в России показывает несогласованность принимаемых нормативно-правовых актов в сфере экологии, дублирование отдельных направлений проверок различными контролирующими органами, что снижает эффективность и качество проводимой работы. Только комплексный подход к решению этой задачи на основе включения в процесс хозяйственной деятельности всех составляющих обеспечит достижение поставленных целей. Однако, как показывает правоприменительная практика по реализации принимаемых законов, в России нередко нормы законов не выполняются либо откла-

дываются на неопределенное время в силу разных причин. Это касается работы агропромышленного комплекса по строительству современных очистных сооружений для производственных стоков, снижения вредных выбросов атмосферу, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Законодательные решения по данной тематике принималось и на федеральном и региональном уровне, но должного решения в реальной экономике они не нашли. В этой связи необходимо проводить постоянный мониторинг исполнения норм принятых нормативно-правовых актов в различных регионах страны для принятия своевременных мер по недопущению не исполнения природоохранных мер. Только в условиях постоянного государственного контроля целевые установки принятого законодательства

обеспечат создание полноценной эколого-экономической модели развития народного хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.

2. Иванова, В. Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: цели, задачи, основные приоритеты развития/В. Иванова, С. Серегин, Н. Аварский // Пищевая промышленность. -2017. - № 1. - С. 8-12.

3. Алтухов, А. Развитие производства зерна в стране: мифы и реальность/А. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 3. -С. 31-39.

4. Боравский, Б. Наилучшие доступные технологии. Аспекты практического применения./ Б. Боравский, Д. Скоболев // М.: Коордиционно-информационный центр содействия предприятиям СНГ в вопросах безопасности химической продукции, 2013. -216 с.

5. Бобылев, С. Идеи для будущего экономического роста/С. Бобылев, В. Фель-цман // Вопросы экономики. - 2016. - № 12. - С. 147-153.

6. Земцов, С. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной ци-вилизации»/С. Земцов, В. Баринова // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. -С. 65-81.

7. Папцов, А. Зеленая экономика -новое направление устойчивого развития/ А. Папцов, Н. Ше-ламова // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 11. -С. 67-76.

Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устройчивого развития аграрной экономики

Ключевые слова

биоразнообразие; рациональное природопользование; сферы ответственности государства и бизнеса; экология

Реферат

В настоящее время перед нашей страной стоит задача создания новой модели развития на основе импортозамещения и ухода от экспортно-сырьевой экономики. В этой связи экологический фактор и рациональное природопользование должны стать составной частью новой парадигмы развития российской экономики. Оценка экологических факторов в принимаемых государственных документах по социально-экономическому развитию страны должна отражаться в составе устанавливаемых индикаторов и показателей наравне с другими макроэкономическими параметрами развития страны. Наступивший новый век требует от всех государств решать две взаимоувязанные глобальные проблемы: первая - обеспечение постоянно растущего населения Земли продовольствием; вторая - сохранение биоразнообразия нашей планеты, которое необходимо для поддержания устойчивого состояния биосферы. Именно эти два направления взаимоотношения живой и неживой природы будут оказывать огромное влияние на дальнейшее развитие человеческого сообщества. Потеря агро-биоразнообразия в работе российского АПК - это прежде всего снижение возможностей расширения ассортимента вырабатываемой пищевой продукции общего и специального назначения, лекарственных и косметических препаратов, утрата национальных промыслов и национальной самобытности. 2017 г., объявленный Президентом России Годом экологии, должен активизировать процесс экологической модернизации экономики, в том числе агропромышленного комплекса, основной целью которых должно стать внедрение технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, что, естественно, приведет к уменьшению объемов отходов производства и водопотребления и снижению вредного воздействия на окружающую среду.

Авторы

Кайшев Владимир Георгиевич, д-р экон. наук, чл.-корр. РАН Пятигорский молочный комбинат, 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 28

Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, [email protected]

Ecology, nature management, biodiversity in the concept of immune development of the agrarian economy

Key words

biodiversity; environmental management; the scope responsibility of the state and business; ecology

Abstracts

Currently, our country faces the task of creating a new development model based on import substitution and care from a raw materials export economy. In this regard, environmental factor and environmental management should be costationary part of the new paradigm of development of Russian economy Ki. Assessment of environmental factors in the accept statedocuments on socio-economic development of the country should be reflected in the set of indicators and indicators, along with other macroeconomic paramecentres of development of the country. The new century requires from all States to solve two interrelated global problems: the first concerns a growing population of Pro-allowances; the second is the preservation of the biodiversity of our PLA-the planet, which is necessary to maintain steady state tion of the biosphere. These two directions of the relationship animate and inanimate nature will have a huge impact the further development of the human community. Loss of agro-biodiversity in the Russian agricultural sector is primarily reduction of possibilities of expanding the range is produced by-Wai food products General and special purpose, medicinal and cosmetic products, the loss of national arts and national identity. 2017, announced The President of Russia the Year of environmental rotection should strengthen the process of ecological modernization of the economy, including agro-industrial complex, whose main goal should be the introduction of technologies for deep processing of agro of agricultural raw materials, which will naturally reduce the amount of waste production and water consumption and reduce harmful effects on the environment.

Authors

Kaishev Vladimir Georgievich, doctor of economic Sciences, member of the.-Russian Academy of Sciences, Pyatigorsk dairy plant, 357528, Stavropol Krai, Pyatigorsk, Ermolova str., 28

Seregin Sergey Nikolaevich, doctor of economic Sciences, Professor, Moscow state University of technology and management named after K. G. Razumovskiy (First Cossack University), Zemlyanoy Val, 73, Moscow, 109004, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.