УДК 39
Экология культуры эвенов: язык, обычаи, обряды
(на материале творчества народного писателя якутии андрея кривошапкина)
Т.А. ПЕТРОВА,
учитель культурологии и истории Амгинская гимназия им. акад. Л.В. Киренского, Республика Саха (Якутия)
E-mail: [email protected]
В статье представлен краткий анализ исследования экологии и культуры в контексте эвенской литературы. Выявлена важная роль родного языка и традиций в произведениях Андрея Кривошапкина.
Ключевые слова: экология, культу-pa, эвенский язык, литература.
The paper presents a short survey of research of ecology and culture in the context of even literature. The author shows the important role of native language and traditions in Andrei Krivo-shapcins works.
Keywords: ecology, culture, even language, literature.
В научный оборот термин «экология культуры» впервые ввел академик Д.С. Лихачев. Он писал, что «...для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы... Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры» [1, С. 179].
Эти слова известного деятеля отечественной культуры напрямую приложимы к литературному творчеству и общественно-политической деятельности Андрея Васильевича Кривошапкина — эвена, народного писателя Республики Саха (Якутия), ныне депутата Государственного собрания РС (Якутия) «Ил Тумэн».
Вопросы экологии культуры родного эвенского народа пронизывают все творчество народного писателя Якутии Андрея Кривошапкина, начиная с его самых ранних произведений. Забота о сохранении традиционной материальной и духовной культуры малочисленного народа, расселенного на обширных территориях тундры и тайги Якутии, Чукотки, Хабаровского края, Магаданской области и Камчатки, всегда волновала писателя. Куда бы ни забрасывала судьба Андрея Кривошапкина, он всегда был в курсе всех событий в жизни своего родного кочевого народа, в гуще повседневных дел оленеводов и охотников, проблем образования и культуры, что нашло яркое образное, а порой острое непримиримое, отражение в поэзии, прозе и публицистике писателя.
А.В. Кривошапкин — свидетель и, в какой-то мере, строитель произошедших в последние десятилетия событий, когда в нашей стране произошли глобальные политические изменения, поставившие народы Севера, Сибири и Дальнего Востока на грань этнической катастрофы. Будучи работником партийного аппарата еще в советское время, а позже депутатом Верховного Совета ЯАССР и Верховного Совета РСФСР новой демократической России он старался работать во благо народов Севера, в условиях иногда чрезвычайно экстремальных, опасных для жизни (см. его книги «Расправа», «Север, боль моя... », «Живи, мой Север» и др.).
Человек и природа выступают в мировоззрении писателя как одно единое целое. Это отражается даже в любовной лирике эвенского поэта. Его обращение к любимой органично связано с образом родной земли:
Словно тундра, Ты сердцем Открыта для всех. Как тайга, Глубока и красива. Ты нежна, Будто первый Нетронутый снег, И, как первый подснежник,
Стыдлива.
Ты в любви Горячее и звонче Костра, Голос твой Веселее ручья Точно небо, Чиста,
Верна и проста, И щедра, Как родная Земля.
ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 3 • 2013
Эта тема раскрыта и в других произведениях писателя стихотворной формы, таких как «Облака», «Олень и женщина», «Луна и солнце».
Необычайным воспитательным смыслом и содержанием в области охраны природы и экологического воспитания в целом обладают прозаические произведения А. Кривошапкина. Ставшие уже хрестоматийными и прочно вошедшие в практику школьного преподавания отрывки из повести «Сын Чикти-кана» — «Драка» и «Выстрел Чиктикана», формируют бережное отношение к фауне ранимой северной природы, как и все произведение писателя в целом. Оленевод и охотник Чиктикан собственным примером дает жизненный урок соблюдения заветов предков эвенов беречь животных своему подрастающему сыну — будущему оленеводу. Ребенок понимает, что жизнь и свобода уямкана — снежного барана — дороже чем, его красивые рога, имеющие спрос на торговом рынке. Меткий выстрел отца в основание рогов лося, не только освобождает лесного исполина, попавшего в стальную петлю браконьера, но и наглядно показывает насколько важно оленеводу и охотнику виртуозно и метко владеть мастерством стрелка, чтобы сохранить жизнь не только животному, но порой и самому человеку. Эти традиции рационального природопользования и бережного отношения к матери-природе эвены прививают детям с малых лет.
А. Кривошапкин во многом творчески продолжает традиции своих предшественников — писателей Севера. В частности, жанр автобиографического повествования в эвенской литературе заложил Николай Саввич Тарабукин («Мин бинив», «Кунарапу»), распространен он и у других писателей-северян: юкагира Н.И. Спиридонова-Тэки Одулока («Жизнь Имтеургина-старшего»), удэгейца Джанси Кимонко («Там, где бежит Сукпай»), эвенкийки Галины Кэп-тукэ («Имеющая свое имя, Джелтула-река») и др. И практически у всех писателей Севера тема единства природы и человека направлена на формирование экологического сознания (тундра, тайга, родник, река, озеро, скала и т.д.) и трансляции новым поколениям традиций рационального природопользования (оленеводство, охота, рыболовство, морской промысел, собирательство) [2].
Привитию этих ценностей экологии культуры способствовали обряды и обычаи эвенского народа, сопровождавшие человека с момента его рождения и до последних дней жизни (обряды жизненного цикла: рождение и воспитание ребенка, свадьба, похороны; промысловые обряды: охотничьи запреты и табу, медвежий праздник, кормление духов-покровителей, дэлбургэ — священные жертвенные места и др.). Все это наглядно представленно в замечательном произведении писателя «Мир эвена», обозначенного им самим как «этнографическая поэма». Сами главы передают замысел автора показать читателю своеобразную энциклопедию материальной и духовной культуры эвенов, о стремлении обозначить базовые нравственные ориентиры этноса: «О скитаниях от Ламу до Ламу»,
«О родительской любви», «О гостеприимстве», «О стойбище», «Об огне», «О медведе», «Об удаче», «О жилищах», «О женитьбе», «О сватовстве», «О предсвадебных испытаниях», «Об игрищах и веселье», «О воспитании», «О женщинах», «О дележке», «Об олене», «О смерти», «О заветах предков». По мнению переводчика, Лауреата Государственной премии СССР Анатолия Преловского «...Андрею Кривошап-кину, более чем какому-либо другому национальному поэту Сибири, удалось в поэме «Мир эвена» нравственную, духовную суть северного человека, а через авторское восприятие — и всего аборигенного этноса Сибири» [3, С. 48-49].
Как справедиво отмечает литературовед В.Б. Око-рокова, в прозе Андрея Кривошапкина интересна концепция и эволюция героя: «...первоначальным героем писателя является ребёнок и отсюда, как следствие, восхищенный взгляд автора на мир. Затем главным героем его повестей становится молодой человек, вступающий в конфликт с этим несовершенным миром, и вместе с тем осложняется и углубляется взгляд писателя на общество... И далее в романах, естественно, главным героем становится зрелый человек, но главное внимание писателя акцентировано на показе жизни народа — это рассказ о судьбе северного народа» [4, С. 55].
Большое внимание в своем творчестве писатель уделяет экологии родного этнического языка эвенов. Известны его произведения, а также статьи, доклады, выступлениях на конференциях и форумах разного уровне в защиту родного языка и культуры [5]. Каково отношение автора к своему родному языку ярко и образно демонстрируют строки его стихотворения «Я — эвен»:
Я — эвен, и тем горжусь, Языком своим горжусь, Все заветные слова В нем с волнением нахожу.
Он сумел в себя впитать Глубину и широту,
Веру в будущность свою, В возрождение свое... Пусть не все я допою, Сердце вдруг замрет мое, Но останутся всем вам — В мыслях, чувствах и строке —
Все, что мне пропела мать, Мной рожденные слова Ее душу и мечту. На эвенском языке.
Исследование произведений Андрея Кривошапкина с точки зрения экологии культуры и языка имеет большие перспективы как со стороны познавательной, так и научно-исследовательской и практической значимости. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. — 1979. — № 7. — С. 173-179.
2. Архипова Г.Г. Экологический императив в традиционных культурах коренных народов Севера // 70-летие экспедиции АН СССР в Якутской АССР и малочисленные народы Севера (материалы научно-практической конференции). — Якутск, 1995. — С. 70-71.
3.КривошапкинА.В.Мирэвена.Этнографическаяпоэма.— М.: Палея-Мишин, 2000. — 54 с.
4. Окорокова В.Б. Тропы эвенского писателя. Северное созвездие. — Якутск: Бичик, 2002. — 78 с.
5. Народный писатель Республики Саха (Якутия) Андрей Васильевич Кривошапкин. Библиографический указатель. — Якутск: Бичик, 2910. — 160 сс.
ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 3 • 2013