Научная статья на тему 'Экология человека в системе педагогического образования'

Экология человека в системе педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФАКТОРЫ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Аджиева Марьям Магомедовна

Цель статьи проанализировать современные проблемы экологического образования, рассмотреть способы формирования экологической культуры личности в процессе образования и воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. Педагогическая проблема личностного развития школьника как единого, целостного процесса может быть реализована, когда педагог будут иметь представление об основных направлениях линий развития экологической культуры. Цель экологического образования состоит в воспитании в каждом человеке экологической культуры на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем и путей их допустимого изменения, понимания самоценности природы, необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений. Вывод. Современный педагог должен иметь сведения о количественной и качественной характеристике факторов среды природной и социальной формирующих здоровье человека. К этим факторам относятся солнечная радиация; воздушная, водная и почвенная среда; состав питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и т. д.) и условия жизни (вредные привычки, учебный процесс, родители, медицинское обслуживание, физическая активность и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Аджиева Марьям Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология человека в системе педагогического образования»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-44-49

Экология человека в системе педагогического образования

© 2018 Астарханова Н. Р. 1 Аджиева М. М. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - проанализировать современные проблемы экологического образования, рассмотреть способы формирования экологической культуры личности в процессе образования и воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. Педагогическая проблема личностного развития школьника как единого, целостного процесса может быть реализована, когда педагог будут иметь представление об основных направлениях линий развития экологической культуры. Цель экологического образования состоит в воспитании в каждом человеке экологической культуры на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем и путей их допустимого изменения, понимания самоценности природы, необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений. Вывод. Современный педагог должен иметь сведения о количественной и качественной характеристике факторов среды - природной и социальной -формирующих здоровье человека. К этим факторам относятся солнечная радиация; воздушная, водная и почвенная среда; состав питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и т. д.) и условия жизни (вредные привычки, учебный процесс, родители, медицинское обслуживание, физическая активность и т. д.).

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, факторы среды, природопользование, воспитание.

Формат цитирования: Астарханова Н. Р., Аджиева М. М. Экология человека в системе педагогического образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 44-49. 001: 10.31161/1995-06592018-12-1-44-49

Human Ecology in the System of Pedagogical University

© 2018 Nuriyat R. Astarkhanova 1, Mariyam M. Adzhieva 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to analyse the current problems of environmental education, to examine the ways of environmental culture formation in the process of education. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, generalization, observation. Results. Pedagogical problem of

schoolboy's personal development as common, holistic process can be realized, when a teacher will have an idea of the basic directions in the lines of environmental culture formation. The aim of the environmental education is to educate in everyone the environmental culture on the ground of knowledge in patterns of ecological systems functioning and the ways of acceptable changes of these systems, understanding of the nature inherent worth, necessity of its maximum possible preservation for the coming generation. Conclusion. The modern teacher should have information about the collation and description of the environmental factors - natural and social, that form the human health. Insolation; aerial, water environment and terrestrial compartment; nutrient composition (protein, fat, carbohydrate, vitamins, mineral salts and etc.) and living conditions (unhealthy habits, educational process, parents, health services, physical activity and etc.) refer to these factors.

Keywords: environmental education, environmental culture, environmental factors, natural resource use, education.

For citation: Astarkhanova N. R., Adzhieva M. M. Human Ecology in the System of Pedagogical University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 44-49. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-44-49 (In Russian)

Введение

На современном этапе развития нашего общества необходимостью является переоценка человеком своей роли в процессах постоянного изменения условий жизни на Земле, проявляющегося в последнее время в большей степени в неблагоприятном взаимодействии

природной среды и общества.

Усугубление глобальной экологической ситуации объясняется следующими причинами: потребительская сущность современной цивилизации; необратимость процессов неблагоприятного воздействия общества на окружающую среду; нестабильная политическая обстановка в ряде стран; несоответствие потенциальных возможностей окружающей среды потребностям населения планеты.

Для формирования условий

устойчивого развития необходимы радикальные изменения в экономике, политике, культуре в целом. Для преобразований в развитии современного общества необходимым является пересмотр содержания некоторых целевых установок образования.

Цель статьи - проанализировать современные проблемы экологического образования, рассмотреть способы формирования экологической культуры личности в процессе образования и воспитания.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение.

Обсуждение и результаты

Вся система образования призвана не просто соответствовать реалиям времени и

воспроизводить наличный уровень общественного сознания, она должна также быть ориентированной на будущее, создавать интеллектуальные предпосылки для гармоничного развития человека, его природного, социокультурного и

технологического окружения. Целевая установка системы образования, ее основное содержание поэтому рано или поздно неизменно коррелируются с новейшими данными науки и практики [2].

Система оздоровления человека передавалась из поколения в поколение через механизмы культуры воспитания. На каждом этапе исторического развития каждого этноса физическое здоровье является главной ценностью человека. При условии сознательной педагогической деятельности взрослых, ответственных за воспитание детей, забота о своем здоровье, бережное отношение к своему организму должно прививаться подрастающему поколению с малых лет.

Ценностные установки, мотивы жизнедеятельности общества определяются уровнем развития нравственных воззрений, индивидуального сознания, межличностных связей, которые являются в свою очередь неотъемлемыми компонентами

формирования «ответственного сознания» личности.

Как известно экология человека, являясь частью общей экологии, изучает взаимоотношение человека с природой и социальной средой. Конечная цель этой науки выявить количественные причинно-следственные связи между характером среды и состоянием человека и на этом основании

разработать мероприятия по сохранению здоровья человека, а также сохранению его как биологического вида. На всех этапах развития общества, перед ним стояли две как бы взаимоисключающие задачи:

преобразить, переделать окружающую среду и сохранить ее в первозданном виде. При этом действительно, человек не может не трудиться, не взаимодействовать со средой, ибо труд и только труд сделал человека человеком.

Экологическое образование

подразумевает необходимость

формирования экологической культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Процесс экологического воспитания, затрагивающий эмоционально-чувственную сферу личности, осуществим в рамках экологического образования. Однако для воспитания личности образование является необходимым, но недостаточным условием. Экологическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования у человека различными средствами установки на бережное отношение к природной среде, понимание рационального использования природных ресурсов. Нерациональное

природопользование, хищническое

отношение к природе со стороны некоторых людей нарушают естественную

направленность влияния природы на человека [1]. Продуктивным считаем использование ресурсов народного творчества в экологическом воспитании подрастающего поколения. Педагоги умело должны использовать в процессе экологического воспитания сказки, пословицы, поговорки, загадки, придания и былины, чтобы возродить в человеке чувство благоговейного отношения ко всему живому и неживому на земле. Любовь к окружающему миру, заложенная с детства, остается в человеке на всю жизнь.

Экологически культурная личность при познании природы и общения с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить природу [8]. Сложившаяся в современной начальной школе система образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков,

реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры, в процессе экологизации всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Принцип непрерывности - один из важнейших принципов экологического образования, взаимообуславливаемый

процесс развития, обучения и воспитания. Педагогическая проблема личностного развития школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда педагог будут иметь представление об основных направлениях линий развития экологической культуры.

«Родная природа входят в нашу душу как колыбель бытия, как чистый родник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в то далекое утро нашего детства и чудесную родную песню, и сказку о родной матери...» - писал педагог В. А. Сухомлинский [7].

В настоящее время экологическое образование и воспитание подрастающего поколения рассматривается как одно из наиболее динамично развивающихся направлений в образовании и является важнейшим фактором преодоления экологического кризиса. Целевой составляющей экологического образования является формирование экологической культуры личности. Основополагающими компонентами экологической культуры являются экологически значимые знания, экологические ценности, экологические правила, традиции, опыт экологической деятельности, природоохранные действия в отношении к природе.

Под непрерывным экологическим образованием понимается процесс обучения, направленный на усвоение

систематизированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, формирование общей экологической культуры [8]. Решение экологических задач, постоянно возникающих перед

человечеством, возможно только при условии совершенствования человеком таких нравственных качеств, как порядочность, ответственность, честность, сострадание и т. д.

Каждый человек сегодня должен быть компетентным в вопросах

функционирования экологических систем и путей их доступного изменения, понимать самоценность природы, приложить все возможные усилия для того, чтобы сохранить природу для грядущих поколений. В этом и заключаются цели экологического образования.

Выводы

Существующие запросы практики, основные направления научного познания определяют траекторию образовательного процесса. Сущность практического и теоретического освоения действительности должна отражаться в содержании образования, на ее системе и структуре.

Современный педагог должен иметь сведения о количественной и качественной характеристике факторов среды - природной и социальной - формирующих здоровье человека. К этим факторам относятся: солнечная радиация; воздушная, водная и почвенная среда; состав питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и т. д.) и условия жизни (вредные привычки, учебный процесс, родители, медицинское обслуживание, физическая активность и т. д.).

Так, загрязненная вода и почва являются причинами желудочно-кишечных и глистных

1. Агаларова П. И. Формирование экологической культуры подростков в учебно-игровой деятельности. Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2009. 216 с.

2. Блинников В. И. Экоцентрический подход в эколого-педагогическом образовании будущего учителя. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 44 с.

3. Вронский В. А., Саламаха И. Н. Влияние экологических факторов окружающей среды на здоровье населения // Эколого-географические проблемы Юга России. Сб. ст. Ростов-на-Дону: Гефест, 2008. С. 212-224.

4. Голошумова Г. С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm [дата обращения: 12. 09. 2018 г.]

5. Сотникова Н. Н. Формирование экологической культуры детей в учреждениях дополнительного образования (на примере краевого эколого-биологического центра). Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 191 с.

заболеваний. Нерациональное питание нарушает нормальный процесс роста развития организма. Плохие социальные условия жизни способствуют росту заболеваемости, в частности, туберкулеза, педикулеза и т. д. Нарушение педагогического процесса, плохие условия в аудитории ведут к быстрому утомлению, неврозам, снижению

успеваемости учащейся молодежи. Отсутствие работы по санитарному просвещению способствует распространению различных заболеваний (СПИДа,

венерических заболеваний, алкоголизма, наркомании и других социальных заболеваний).

Педагогу следует активно применять продуктивные формы обучения

(интерактивные доски, видеоматериалы), наглядно демонстрирующие результаты небрежного обращения с природными ресурсами, для большего понимания учащимися серьезности экологических проблем и вовлечения их в деятельность по защите окружающей среды.

Владея знаниями экологии человека, педагог может активно включиться в работу по охране здоровья человека и защиту окружающей среды.

6. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 2014. № 2. С. 47-53.

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. 558 с.

8. Торбин С. Ю. Разработка методики создания электронного учебного регионального экологического атласа. Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. М., 2001. 24 с.

9. Шилина И. Б. Становление и развитие экологического образования в контексте природоохранной политики Российской Федерации в 1992-2003 гг. Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2008. 375 с.

10. Научная библиотека диссертаций и авторефератов DisserCat [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/stanovlenie-i-razvitie-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-kontekste-prirodookhrannoi-politiki -г-0#^5А1\1Ы361 [дата обращения: 12. 09. 2018 г.]

11. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте. Избранные

Литература

психологические труды. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 417 с.

12. Этнография детства народов Дагестана (Народы Равнинного и Южного Дагестана) / Под

1. Agalarova P. I. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury podrostkov v uchebno-igrovoy deyatel'nosti [Formation of ecological culture of teenagers in educational and game activity]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, 2009. 216 p. (In Russian)

2. Blinnikov V. I. Ekotsentricheskiy podkhod v ekologo-pedagogicheskom obrazovanii budushchego uchitelya [Ecocentric approach in ecological and pedagogical education of the future teacher]. Extended abstract of Pedagogy Doctoral diss. Moscow, 2004. 44 p. (In Russian)

3. Vronsky V. A., Salamakha I. N. Impact of environmental factors on public health. Ekologo-geograficheskie problemy Yuga Rossii [Ecological and geographical problems of the South of Russia]. Coll. of articles. Rostov-on-Don, Gefest Publ., 2008. Pp. 212-224. (In Russian)

4. Goloshumova G. S. Formation of ethno-cultural competence of students in rural schools [Electronic resource]. Mode of access: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm [accessed: 12.09.2018] (In Russian)

5. Sotnikova N. N. Formirovanie ekologicheskoy kul'tury detey v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere kraevogo ekologo-biologicheskogo tsentra) [Formation of ecological culture of children in institutions of additional education (basing on the ecological and biological center)]. Diss. of Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 2000. 191 p. (In Russian)

6. Suravegina I. T., Senkevich V. M., Kucher T. V. Environmental education at school. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogics]. 2014. No. 2. Pp. 47-53. (In Russian)

7. Sukhomlinsky V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works] / Comp. by O. S. Bogdanova, V. Z. Smal. Moscow, Pedagogika Publ., 1979. Vol. 1. 558 p. (In Russian)

8. Torbin S. Yu. Razrabotka metodiki sozdaniya elektronnogo uchebnogo regional'nogo ekologicheskogo atlasa [Development of methodology for creating the e-learning regional ecological Atlas]. Extended abstract of Ph. D. diss. (Technical Science). Moscow, 2001. 24 p. (In Russian)

9. Shilina I. B. Stanovlenie i razvitie ekologicheskogo obrazovaniya v kontekste prirodookhrannoy politiki Rossiyskoy Federatsii v 1992-2003 gg. [Formation and development of environmental education in the context of environmental policy of the Russian Federation in

ред. М. М. Камиловны. Махачкала: Изд-во ИИАЭ ДНЦ РАН, 2017. 252 с.

13. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2009. С. 213-219.

1992-2003]. History Doctoral diss. Moscow, 375 p. (In Russian)

10. Scientific library of dissertations and abstracts DisserCat [Electronic resource]. Mode of access:

http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-kontekste-prirodookhrannoi-politiki-r-0#ixzz5ANLxi36l [accessed: 12.09.2018] (In Russian)

11. Elkonin D. B. Psikhicheskoe razvitie v detskom vozraste. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Mental development in childhood. Selected psychological works]. Moscow-Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 2001. 417 p. (In Russian)

12. Etnografiya detstva narodov Dagestana (Narody Ravninnogo i Yuzhnogo Dagestana) [Childhood Ethnography of Dagestan people (the peoples of the Plains and Southern Dagestan)] / Ed. by M. M. Kamilovna. Makhachkala, IHAA, DSC of RAS Publ., 2017. 252 p. (In Russian)

13. Yasvin V. A. Psikhologiya otnosheniya k prirode [The psychology of attitude to nature]. Moscow, Smysl Publ., 2009. Pp. 213-219. (In Russian)

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Астарханова Нурият Раджабовна,

кандидат педагогичесих наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический

университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: [email protected]

Аджиева Марьям Магомедовна, ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный

медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Mariyam M. Adzhieva, assistant lecturer, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 22.01.2018 г.

Received 22.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.