Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧНЫЙ БАРЬЕР: ЧЕМ РОССИИ ГРОЗИТ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ В ЕВРОПЕ'

ЭКОЛОГИЧНЫЙ БАРЬЕР: ЧЕМ РОССИИ ГРОЗИТ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ / ГОСУДАРСТВО / РАЗВИТИЕ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ВЫБРОСЫ УГЛЕРОДА / ИЗДЕРЖКИ / ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабраилов Дени Хамзатович, Амерханова Залихан Шаарановна, Айсханов Султан Катаевич

В статье рассматривается понятие «углеродный налог», плюсы и минусы введения углеродного налога. Поскольку углеродный налог является нововведением в нашей стране, автор предпринял попытку раскрыть некоторые аспекты данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL BARRIER: WHAT THREATENS RUSSIA WITH A CARBON TAX IN EUROPE

This article discusses the concept of “carbon tax”, the pros and cons of introducing a carbon tax. Since the carbon tax is an innovation in our country in recent years, the author made an attempt to reveal some aspects of this topic.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧНЫЙ БАРЬЕР: ЧЕМ РОССИИ ГРОЗИТ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ В ЕВРОПЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_1_18 УДК 336 22

Джабраилов Дени Хамзатович,

ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-таН: [email protected]

Амерханова Залихан Шаарановна,

старший преподаватель кафедры технологии и дизайна, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-таН: [email protected]

Айсханов Султан Катаевич,

старший научный сотрудник, отдел экологии, Академия наук Чеченской Республики, г. Грозный, Россия, е-таН: К-а-2011@таИги

ЭКОЛОГИЧНЫЙ БАРЬЕР: ЧЕМ РОССИИ ГРОЗИТ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ В ЕВРОПЕ

В статье рассматривается понятие «углеродный налог», плюсы и минусы введения углеродного налога. Поскольку углеродный налог является нововведением в нашей стране, автор предпринял попытку раскрыть некоторые аспекты данной темы.

Ключевые слова: налог; углеродный налог; государство; развитие; нововведение; выбросы углерода; издержки; общество; потребители.

UDC 336 22

Dzhabrailov Deni Khamzatovich,

assistant of the department "State and municipal management", Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Amerkhanova Zalikhan Shaaranovna,

Senior Lecturer in Technology and Design, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Aishanov Sultan Kataevich,

Senior Researcher, Department of Ecology, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

ECOLOGICAL BARRIER: WHAT THREATENS RUSSIA WITH A CARBON TAX IN EUROPE

This article discusses the concept of "carbon tax", the pros and cons of introducing a carbon tax. Since the carbon tax is an innovation in our country in recent years, the author made an attempt to reveal some aspects of this topic.

Keywords : tax; carbon tax; state; development; innovation; carbon emissions; costs; society; consumers.

Цель налога на выбросы углерода состоит в том, чтобы отразить истинную стоимость сжигания углерода. Эти расходы несут те, кто страдает от последствий, в частности землевладельцы, фермеры, и в конечном счете государство. Налог на выбросы углерода гарантирует, что компании и потребители будут оплачивать внешние издержки, которые они налагают на общество.

В широком значении углеродный налог -это плата за сжигание топлива на основе углерода.

До сих пор налог на выбросы углерода является единственным способом, с помощью которого потребители углеродного топлива могут оплатить ущерб, причиненный выбросами углекислого газа в атмосферу. Идея инициаторов меры заключалась в том, что если планка будет достаточно высока, налог станет мощным сдерживающим фактором в денежной сфере, мотивирующим переход на экологически чистую энергетику.

Количество бесцветного газа, выделяющегося при сгорании любого ископаемого топлива, строго пропорционально содержанию углерода в топливе. Это позволяет взимать налог на выбросы углерода «вверх по течению» от самого топлива, когда оно добывается или импортируется с земли, что значительно упрощает управление им.

Налог на выбросы углерода - это плата, взимаемая правительством с любой компании, сжигающей ископаемое топливо. Таким образом, нарушение климата приводит к экстремальным погодным условиям, таким как аномальная жара, наводнения, снежные бури и засухи.

Энергетическая субстанция любого ископаемого топлива состоит из атомов углерода и водорода. Окисление или сгорание этих атомов высвобождает их тепловую энергию, одновременно превращая углерод в углекислый газ. Бесцветный газ, выделяющийся при сгорании топлива, поднимается в верхние слои атмосферы и остается там, по мнению ученых, около столетия, улавливая тепло, повторно излучаемое с поверхности земли и вызывая глобальное потепление и другие вредные последствия.

Если обратиться к экологическим тенденциям последних лет, то сразу вспомним борьбу с глобальным потеплением. Увеличение концентрации парниковых газов в атмос-

фере окажет влияние на климат. С 1990 года общий эффект от парниковых газов, вызванный деятельностью человека, увеличился на 45 %.

Углеродный налог - это налоговая система, которая будет введена Европейским союзом. Цель состоит в том, чтобы сбалансировать продукцию, произведенную в Европейском союзе с наименьшими выбросами углекислого газа, с продукцией других стран, использующих технологии с высоким уровнем выбросов.

В мировой практике имеется определенный опыт использования экономических средств для сокращения выбросов парниковых газов.

Налог снижает выбросы двумя способами. Это увеличение стоимости топлива на основе углерода. Компаниям будет предложено перейти на экологически чистую энергию. К ним относятся солнечная, ветровая и энергия от гидроэлектростанций. Это приведет к росту цен на бензин и электроэнергию. Тогда потребители станут более энергоэффективными, что приведет к дальнейшему сокращению выбросов парниковых газов. Налогообложение также позволяет промышленным предприятиям находить наиболее экономически эффективные способы сокращения выбросов углекислого газа. Это лучшая альтернатива свободной рыночной экономике, чем государственное регулирование.

По этой причине даже нефтяные компании поддерживают налогообложение. ExxonMobil, Shell и BP уже потребовали уплаты налогов. Exxon даже пожертвовала 1 млн долл. некоммерческой организации, которая поддерживает ее перспективные планы. Генеральный директор BP пообещал сократить выбросы.

В Японии рекомендуется сочетать налогообложение выбросов углекислого газа с налогообложением энергоносителей. В то же время эксперты связали введение налога на выбросы углерода со снижением темпов роста ВВП. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии ввело налог на уголь и нефть в 2013 году, целью которого яв -ляется учет ранее не облагаемого налогом потребления угля. В апреле 2012 года Япония официально установила ставку налога на выбросы углерода в размере около 289 иен за тонну, увеличив существующие нало-

ги на ископаемое топливо (уголь и сжиженный нефтяной газ). Половина выручки будет направлена на финансирование технологий с низким уровнем выбросов. В Японии схема торговли выбросами действует в Токио и районе Сайто, где проживает 20 млн человек.

Проект Европейской комиссии по так называемому трансграничному механизму коррекции выбросов углерода (СВАМ) называется просто налогом на выбросы углерода. Он предполагает, что производителям из стран, которые не имеют собственных внутренних механизмов регулирования выбросов углерода (включая Россию), потребуется приобретать специальные сертификаты при импорте цемента, удобрений, электроэнергии, стали и алюминия из ЕС.

СВАМ еще не вступил в силу - он должен быть одобрен государствами-членами ЕС и Европейским парламентом. Летом 2021 года группа G20 (в которую входит Россия) впервые признала в официальном коммюнике, что введение платы за выбросы углерода является одним из способов борьбы с изменением климата. Однако в России пока нет собственной системы сбора отчетов по выбросам углерода. Поэтому неясно, как точно рассчитать выбросы российских компаний.

Также можно выделить плюсы и минусы введения налога.

Недостатки ведения углеродного налога заключаются в том, что налог на выбросы углерода является регрессивным. Увеличение стоимости ископаемого топлива ложится тяжелым бременем на людей с низкими доходами.

По этой причине, чтобы добиться успеха, необходимо постепенно вводить налог на выбросы углерода. Гарантированное ежегодное повышение налогов на бензин на 1 % даст потребителям время перейти на более экономичные автомобили. Знание того, что цены на природный газ всегда будут расти, поможет им добиться этого сдвига. Часть собранного дохода может пойти семьям с низкими доходами. Но этого может оказаться недостаточно для значительного сокращения выбросов углекислого газа.

Удвоения цены достаточно, чтобы снизить потребление энергии на 29 %. Если цена на природный газ составляет 55 или 66 долл. за галлон, 29 % пользователей найдут другой вариант. Но четырехкратное повышение цен

не приведет к сокращению использования на 58 %. Это будет уменьшено только на 50 %. У некоторых людей нет выбора, а другие не откажутся от своих машин. Это называется ценовой эластичностью.

Для России проблемные финансовые платежи могут привести к серьезным финансовым потерям. Поэтому Европейская комиссия разрабатывает пограничный налог на выбросы углерода. Его цель состоит в том, чтобы компенсировать своим производителям высокие затраты на налогообложение выбросов парниковых газов. В то же время ЕС предлагает ввести налог на выбросы углерода для экспортеров.

Это сделает российских экспортеров менее конкурентоспособными при поставках продукции в страны ЕС. Европейский налог на выбросы углерода также нанесет удар по российской экономике. Из-за введения налога на климат российская экономика потеряет около 33 млрд евро.

Правительство Новой Зеландии запустило схему торговли выбросами в 2008 году, охватывающую лесную, энергетическую, транспортную и перерабатывающую промышленность с 2010 года. С 2013 года правительство Китая торгует квотами на выбросы парниковых газов в семи крупных городах и провинциях, где проживает около 250 млн человек. Китай планирует налоговые реформы в области охраны окружающей среды, особенно в области налогообложения выбросов парниковых газов.

Налог на выбросы углерода в России планируется ввести в рамках Парижского соглашения по климату. Его размер в 15 долл. за тонну может привести к повышению тарифов на коммунальные услуги.

Дискуссии вокруг углеродных стандартов продолжаются на международном уровне. Поскольку обязательства большинства стран по климату до сих пор не выполнены, продолжаются усилия по поиску новых экономических рамок на международном уровне.

Большинство западных экспертов считают, что регулирование выбросов углекислого газа - один из наиболее перспективных механизмов экономического развития. По их словам, в настоящее время доминирующей тенденцией в развитых странах является внедрение национальных систем регулиро-

вания выбросов парниковых газов в форме налогообложения.

Сторонники налога на выбросы углерода называют эту меру двойным дивидендом. Они считают, что экономическая мотивация к защите окружающей среды и экономии ресурсов за счет введения экологических налогов должна сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальным обеспечением; это может стимулировать занятость и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. Налоги на выбросы углерода могут заменить набор налогов, которые в конечном итоге поступают в национальный бюджет.

К недостаткам введения налога на выбросы углерода относится возможность переноса производства в страны, не проводящие такой политики. Это может дать развивающимся странам возможность стимулировать производственный процесс и использовать загрязняющий окружающую среду «аутсорсинг».

Кроме того, стоимость налогового администрирования может быть довольно высокой, что снижает его эффективность. А потребители, как известно, не любят новые налоги и часто не верят, что они будут «нейтральными для их кошельков». Это не экономический аргумент, а политическая реальность, которая объясняет, почему некоторые законодательные инициативы часто так трудно реализовать.

На вопрос о том, когда углеродный налог вступит в силу, можно ответить так: точной даты его введения в России пока нет, власть продолжает дискутировать по поводу его целесообразности.

По предварительным оценкам, налогообложение углерода на начальном этапе может составить 15 долл. за 1 т бесцветного газа. Есть и противники идеи, например, промышленники и власти сибирских регионов, богатых ископаемыми, яростно критикуют эту меру.

Российский союз промышленников и предпринимателей также является противником углеродного регулирования. По их мнению, углеродное регулирование окажет негативное влияние на развитие российской экономики. Представители РСПП также считают важным узаконить учет поглощения углерода

в лесах и других экосистемах в качестве ком -пенсации выбросов.

Но есть и позитивные подвижки в сторону введения налога. Минприроды РФ совместно с Министерством экономического развития уже приступило к внедрению системы учета выбросов парниковых газов. Подготовлен проект приказа о включении требований к показателям выбросов в справочники НДТ (наилучшие доступные технологии). Принятие закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов должно стать следующим этапом.

Что касается показателей российского углеродного рынка, то есть углеродной емкости российского экспорта и углеродной емкости ВВП, по оценкам экспертов, она составляет почти 4 кг эквивалента С02 на один доллар США. Цифра показательна - это в десять раз выше, чем в Европейском союзе, и в 15-20 раз выше, чем в Японии.

«Регулирование углерода - не более чем инструмент. Как и любой другой, его можно использовать как во благо, так и во вред», -считает Ольга Сенова, руководитель климатического секретариата Российского социально-экологического союза. «Российскому бизнесу пришло время отказаться от инер-циально ориентированного на ресурсы развития и полагаться на более перспективные и чистые модели развития».

Список литературы

1. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о на -логе у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сея, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди и Д.С. Милля. Харьков: Университетская тип., 2019.

2. Боброва А.В. Концептуальная модель теории налогов // Финансы и кредит. 2017. № 23. С. 35-47.

3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2019.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. М.: Экономистъ, 2018.

5. Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа, 1919.

6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: от пророков до профессоров. М.: Дело; Вита-Пресс, 2016.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / пер. с англ. Р. Макконнелл, С. Брю, Ш. Флинн. 19-е изд. М.: Инфра-М, 2018.

8. Митрофанова И.А. Диверсификация функций и принципов современной системы налогообложения: теоретический подход // Налоги и налогообложение. 2016. № 9. С. 28-32.

9. Митрофанова И.А. Инструменты модернизации

механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. 2019. № 1. С. 42-48.

10. Шаталов С. Налоговые реформы в РФ по ряду крупных направлений близки к логическому завершению. URL: https://minfin.gov.ru/ru / press-center/?id_4=34344-nalogovye_reformy_v_rf_ Po_ryadu_krupnykh_napravlenii_blizki_ k_logicheskomu_ zaversheniyu (дата обращения: 16.11.2021).

11. Статистические данные о темпах экономическо -го роста Германии в 2014-2015 гг. URL: https://sovman. ru/article/7304/ (дата обращения: 20.10.2021).

References

1. Alekseenko M.M. Vzglyad na razvitie ucheniya o naloge u e'konomistov A. Smita, Zh.-B. Seya, D. Rikardo, Zh. Sismondi i D.S. Millya. Xar'kov: Universitetskaya tip., 2019.

2. Bobrova A.V. Konceptual'naya model' teorii nalogov. Finansy i kredit. 2017. № 23. S. 35-47.

3. Evstigneev E.N. Nalogi i nalogooblozhenie: ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2019.

4. loxin V.Ya. E'konomicheskaya teoriya: uchebnik. M.: E'konomist" 2018.

5. Kulisher I.M. Ocherki finansovoj nauki. Petrograd: Nauka i shkola, 1919. 1

6. Majburd E.M. Vvedenie v istoriyu e'konomicheskoj mysli: ot prorokov do professorov. M.: Delo; Vita-Press, 2016.

7. Makkonnell K.R., Bryu S.L., Flinn Sh.M. E'konomiks: principy', problemy i politika: uchebnik / per. s angl. R. Makkonnell, S. Bryu, Sh. Flinn. 19-e izd. M.: Infra-M, 2018.

8. Mitrofanova I.A. Diversifikaciya funkcij i principov sovremennoj sistemy' nalogooblozheniya: teoreticheskij podxod. Nalogi i nalogooblozhenie. 2016. № 9. S. 28-32.

9. Mitrofanova I.A. Instrumenty' modernizacii mexanizma nalogooblozheniya priby'li xozyajstvuyushhix sub''ektov. Finansy' i kredit. 2019. № 1. S. 42-48.

10. Shatalov S. Nalogovye reformy v RF po ryadu krupnyx napravlenij blizki k logicheskomu zaversheniyu. URL: https://minfin.gov.ru/ru /press-center/?id_4=34344-nalogovye_reformy_v_rf_po_ryadu_krupnykh_ napravlenii_blizki_ k_logicheskomu_zaversheniyu (data obrashheniya: 16.11.2021).

11. Statisticheskie dannye o tempax e'konomicheskogo rosta Germanii v 2014-2015 gg. URL: https://sovman.ru/ article/7304/ (data obrashheniya: 20.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.