ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛАХ
Д. У. Закиров Р. Хамроев Д. Татаева
Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области
d.zakirov_76@mail. т
В статье описано проблемы и решение экологического образование учащихся общеобразовательных школ в Узбекистане. Одним из наиболее актуальных вопросов является образование будущего поколения, которое будет привержено социально-экономическому развитию зрелой, патриотичной, ответственной страны путем модернизации образования в соответствии с современным духом.
Ключевые слова: кластерная методика, экологическая среда, экологический фактор, методология, лаборатория, контроль, формирование навыков
ENVIRONMENTAL EDUCATION IN COMPREHENSIVE SCHOOLS
The article describes the problems and solutions of environmental education in secondary schools in Uzbekistan. One of the most pressing issues is the education of the future generation, which will be committed to the social and economic development of a mature, patriotic, responsible country through the modernization of education in accordance with the modern spirit.
Keywords: cluster technique, ecological environment, ecological factor, methodology, laboratory, control, skills formation
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: Главная цель развитие экологического воспитание и
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
создание кластерной методики обучения в общеобразовательних школах - научить школьников быть милосердными, любить и беречь природу, бережно
February, 2022
распоряжаться ее богатствами. А также, при обучении экологии в общеобразовательных школах, участие студентов педогогических высших учебных заведений. Это окажет положительное влияние на их педагогическое будущее.
В статье освещяется в качестве проекта о создании кластерной методики обучения по развитию экологического воспитания в общеобразовательних школах является одним из механизмом Государственной программы к которому включили предотвращение экологических проблем, утвержденным Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». В статье предлагается проведение комплексных дополнительных задач к учебной программе по биологии в школьных условиях и сравнительно проверять навыки учащихся учеников школы-лабаратории. Основной задачей данного проекта - это развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления и повысить их экологическую осведомленность. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Экологическое воспитание - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально -природной среде [1]. Экологическое образование и воспитание ответственны за формирование будущей экологической культуры и экологической этики будущих поколений, поэтому и возникает сегодня насущная необходимость с ранних лет развивать в школьниках сознательное отношение к окружающей среде. Для осознания ребенком сложности и комплексности существующих проблем необходимы опорные знания, сначала на уровне понятий и образов, затем причинно-следственных взаимосвязей и наконец, умений и навыков прогнозирования и управления ситуацией. Такой методологический подход заложен в образовательных стандартах нового поколения и должен быть реализован в современной школе [2].
Современная экология имеет разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, которая изучает закономерности
February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal
631
взаимоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды [3].
С точки зрения факторов времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. Различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе. [4].
Общеобразовательная школа является одним из основных источников экологического воспитания для подрастающего поколения. Потому что в школьном возрасте человек развивается как личность, продвигается в учебе и в работе. Повышение качества образования в средних школах, укрепление материально-технической базы, вовлечение в чтение и дальнейшее укрепление чувства уважения к учителю перешли на уровень государственной политики.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 258 от 28 марта 2019 года «О мерах по совершенствованию деятельности Чирчикского государственного педагогического института в Ташкентской области», с совместным приказом ректора Чирчикского государственного педагогического института и руководством Ташкентского областного управления народного образования в октябре 2019 года был принят проект. В соответствии с совместным приказом "Школьная лаборатория" создала экспериментальное пространство и была создана творческая команда для управления
February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal
632
деятельностью. Творческой команде возложено - интеграция образовательного и научно-инновационного потенциала высшего, среднего образования и других ступеней образования в актуальные проблемы педагогической науки и образовательной практики, реализация инновационных проектов в процессе непрерывного педагогического образования, внедрение и апробация научно-методических разработок в педагогической практике, создание экспериментальных и инновационных платформ для внедрения инноваций в образовании, создание образовательной среды, включающей базу непрерывной педагогической подготовки, направленной на развитие и развитие профессиональных навыков молодых учителей, предоставление возможностей для профессиональной ориентации и отбора студентов, которые заинтересованы в педагогике и профессиональную подготовку, создание научно-образовательного пространства для учителей с целью повышения их личных и профессиональных навыков, консультации, методическая и организационная поддержка творческих инициатив [5,7,8].
В настоящее время, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах как США в экологическом образовании детей доминирует два подхода - игровой и натуралистический.
При этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй - в старшей.
Опыт западных стран в развитии «игрового» направления в образование огромен. Многие уроки «природоведения»
(environment) построены на базе использования именно этого подхода. Выпущено много литературы
-как учебники, так и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры. Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов.
Натуралистический подход в образование за рубежом. Фактически, внеклассным (out- door, т.е. за дверьми класса / школы) экологическим образованием занимаются три категории учреждений - сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.
Так, например в самих школах предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице - на кратких (получасовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д.
February, 2022
Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие экологические площадки, оборудованные для занятий в игровой форме.
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят «мини дендрарии», метеоплощадки, гелиоустановки, устройство для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны.
Вторая категория организаций, занимающихся полевым натуралистическим образование - общественным просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существует специальные отделы, занимающиеся экологическим образованием и просвещением детей.
Во -первых, это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило - учебного- эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграции птиц, кольцеванием птиц и т.д.)
Во- вторых, — это участие детей в так называемых «исследовательских» или «прикладных проектов. Их суть является выполнением детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства - подсчет птиц и т.д. При этом общая координация сроков, методик, форм отчетности ведется общественной организацией заочно информация выпускается в виде информационных листков, публикаций в прессе.
Третья категория организации, занимающихся полевым, натуралистическим экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней.
В средних и старших классах преобладает так называемые «проектный подход» и многодневные практикумы. Сущность этого подхода и практикумов такова Учащиеся большинства школ старшей ступени ( 13-16 лет) обучается с использованием «проектного подхода», при котором каждый учащийся выбирает себе для использования какой-либо проект, как правило,-проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности- постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмысливания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В осуществлении проекта было экспериментальная программа проекта
утверждено "ШКОЛА-
February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal
634
ЛАБОРАТОРИЯ" "О создании кластерного метода продвижения экологического образования у школьников" в которого было включено использовать все аспекты методов обучение естественных знаний, в том числе:
1. Углубление обучение предмета "Ботаника" в 5-х и 6-х классах школы;
2. Организовать факультативную работу "Эко-Мир" на основаниях практических занятий для учеников 6-х классов.
3. Провести научно-практическую конференцию на тему "Изучение природы - залог и забота природы"
4. Организовать экскурсионные работы к природным объектам реки Чирчик, горному району Бостанлык и адырним зонам поселка Май Кибрайского района.
5. Создать электронную базу видеоматериалов в направлении повышение экологических знаний. Контроль эффективности проекта осуществляется со стороны рабочей группы состоящей преподователей-профессоров Чирчикского государственного педагогического института и методическим советом преподавания естествознания при управлении народного образования Ташкентской области. Контроль проводится посредством тестов, собеседований и письменных экзаменов учащихся 5-х и 6-х классов школы.
В рамках проекта школьники получают глубокие навыки по предметам естественных знаний. Ожидается формирования у школьников экологического мышления и мировоззрения, а также навыки проведения научных исследований. В том числе осуществление проекта помогает развитию педагогического опыта у студентов педагогического института. В целях повышения экологической сознательности будущего поколения за счет развития экологической осведомленности среди школьников, призиваем принять участие в создании экологических учебно-производственных проектов.
REFERENCES
1. Д. У. Закиров (2021). КЛАСТЕРНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ. Academic research in educational sciences, 2 (CSPI conference 1), 72-78.
2. Закиров, Д. У., & Нурметов, Х. С. (2021). ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Academic research in educational sciences,
РАЗВИТИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
В
2(Special Issue 2).
February, 2022
3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИАРАЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН) Рамазонов Б.Р., Файзиев В.Б., Закиров Д.У. В сборнике: Молодежный агрофорум - 2021. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции молодых ученых. под общ. ред. Н. Ю. Бармина. Нижний Новгород, 2021. С. 54-57.
4. Татаева, Д. А., & Закиров, Д. У. (2021). ЭФФЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ЭКСКУРСИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ. Academic research in educational sciences, 2(12), 1413-1418.
5. Алланазарова, И., & Закиров, Д. (2021). ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ КУРСА: «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ. Academic research in educational sciences, 2(11), 404-411.
6. Баракаевич, К. С., Рамазонов, Б. Р., & Журакулович, X. Р. (2020). СУВ РЕСУРСЛАРИНИНГ ТАЩИСЛИГИ-ГЛОБАЛ ЭКОЛОГИК МУАММО. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).
7. М. А. Холикова, Х. Х. Матниязова, & Р. Ж. Х,амроев (2021). СОЯ УСИМЛИГИНИНГ АХДМИЯТИ ВА ТАКРОРИЙ ЭКИН СИФАТИДА ЭКИЛГАНДАГИ АФЗАЛЛИКЛАРИ. Academic research in educational sciences, 2 (1), 1007-1014. doi: 10.24411/2181-1385-2021-00130
® о
February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal
©
О
636