42. Umphlett W. L. (1984). The movies go to college: Hollywood and the world of the college-life film. Madison, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 1984. 200 p. (in English)
УДК 316.77:001.8
ББК С55.325.1:С55.57с
Ч-411
Челышева Ирина Викториновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.
Юновидов Георгий Юрьевич
Магистрант направления подготовки «Организация работы с молодёжью» факультета психологии и социальной педагогики Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Таганрог, Россия.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАМАТЕРИАЛА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ
В статье рассматриваются теоретические проблемы экологического воспитания современной молодежи с использованием медиаобразовательных компонентов. Авторами представлены: анализ интеграции медиаобразования; основные направления экологического образования, воспитания и развития экологической культуры личности на материале произведений медиакультуры; представлен процесс интеграции экологического воспитания на материале медиакультуры в учебно-воспитательный процесс.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, экологическое воспитание, молодежь.
I. V. Chelysheva,
Taganrog, Russia
George Yunovidov
Taganrog, Russia
ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUTH USING MEDIA: THEORETICAL ASPECTS
OF THE PROBLEM
The article deals with theoretical problems of ecological education of modern youth with the use of media education components. The authors present the analysis of integration media education the main directions of environmental education. upbringing and development of the ecological culture of the individual on the basis of the works of media culture. The integration of environmental education on the material of media culture into the teaching and educational process is presented.
Keywords: media, media culture, media education, ecological education, youth.
Актуальность экологического воспитания современного молодого поколения очевидна: она связана с серьезными экологическими проблемами, которые волнуют мировое сообщество. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения, но и «могучий древний источник познания и воспитания человечества. От древних времен до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы» [Когай, 2000, с. 115].
Современная молодёжь живет в ситуации обострения глобальных экологических проблем, имеющих вполне конкретное выражение в неблагоприятной экологической ситуации во многих районах России. Тесная взаимосвязь человека с миром природы, зависимость, которая возникает в связи с вмешательством людей в этот мир, приводят к необходимости сохранения хрупкого экологического равновесия на нашей планете.
Трудно не согласиться с тем, что все сферы жизнедеятельности сегодняшней молодежи так или иначе связаны с взаимодействием со сферой медиа. В связи с этим, в процессе экологического воспитания, все активнее используются различные произведения медиакуль-туры (фильмы, телевизионные программы, материалы в периодической печати и т.д.).
Применение различного медиаматериала может существенно расширить возможности процесса экологической культуры личности, позволит применять наряду с традиционными и медиаобразовательные формы и методы. К примеру, кроме традиционных бесед, экскурсий и походов, пониманию экологической ситуации и развитию экологической культуры молодежи способствуют медиапроизведения, нацеленные на развитие у аудитории полноценного комплексного восприятия медиапроизведений и развитие мировоззренческих установок. Кроме того, медиапроизведения различных видов и жанров помогают молодым людям ориентироваться в потоке информации, подготавливают их посредством медиатекстов к решению глобальных проблем современной экологической ситуации.
«Развитие медиакомпетентности и готовности к критическому восприятию информации выступает важным аспектом подготовки магистров по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в педагогическом процессе современных технологий и активных форм учебного взаимодействия» [Челышева, Шалова, 2017, с. 23].В связи с этим особую роль организационные аспекты экологического образования молодого поколения средствами и на материале медиакультуры имеют в подготовке к профессиональной деятельности организатора работы с молодежью.
Во многих школах ведутся факультативные занятия по экологическому воспитанию учащихся старших классов, однако произведения медиакультуры занимают в таких занятиях очень незначительное место и чаще всего используются в качестве наглядных учебных пособий, которые изредка демонстрируются школьникам. Воспитательный потенциал произведений медиакультуры недостаточно широко используется в современных учебных заведениях, что значительно обедняет содержание процесса экологического воспитания и часто приводит к невысокой эффективности экологических мероприятий.
Медиаобразование в современной системе образования признано важным компонентом общекультурной подготовки каждого современного человека. Развитие медиаобразования обусловлено необходимостью современного социального и культурного развития, о чем свидетельствует постоянно растущая популярность медиа.
Одним из перспективных направлений использования медиаобразовательных компонентов в процесс экологического воспитания в условиях школы выступает интеграция ме-диаобразования в содержание занятий по экологии, осуществляющаяся со старшими школьниками в учебной и внеучебной деятельности.
Процесс интеграции медиаобразования в процесс экологического воспитания способствует решению нескольких важных задач:
1. Обучение восприятию и переработке информации экологической тематики, передаваемой по каналам средств массовой коммуникации.
2. Развитие умений понимать скрытый смысл сообщений на экологическую тему, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМК.
3. Включение внешкольной информации по экологии в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений.
4. Формирование умений находить, передавать, принимать и создавать медиапроизведения экологической тематики на материале компьютерной техники, телевидения, видео и т. д. [Федоров, 2003].
Ведущими идеями современных экранных произведений на экологическую тему являются следующие:
« - серьезные нарушения экологического баланса фактически уже не обратимы;
- самые страшные экологические деформации затрагивают человеческое сознание» [Федоров, 2003, с. 17].
В интегрированном медиаобразовании может использоваться одно или несколько медиа, например, телевидение и видео, Интернет и пресса и т.д. Для организации и проведения внеучебных занятий по экологическому воспитанию на медиаматериале нам представляется необходимым охарактеризовать основные виды произведений медиакультуры, которые будут использованы в работе, определить значение, которое они имеют для экологизации информационной среды.
Практически все виды медиакультуры (телевидение, кинематограф, видео, пресса, Интернет) различных видов и жанров затрагивают экологическую тему. Большую роль в раскрытии экологической темы всегда играло киноискусство. Профессор А.В. Федоров пишет: «на протяжении большей части своего существования российское киноискусство неоднократно обращалось к экологической теме, при этом в разные годы ее трактовки очень часто не только отличались, но и были прямо противоположными. К примеру, в 30-50-е годы, российское киноискусство, как правило, весьма позитивно трактовало любые действия по «преобразованию» природы («Иван», «Мичурин», «Поэма о море» и др.). Более того, зачастую борьба человека с природой воспевалась и поэтизировалась. Однако в фильмах конца 60-70-х возникла тревога по поводу сохранения окружающей среды, наметилась тенденция более критического взгляда, к примеру, на строительство новых гидроэлектростанций, заводов на берегу чистых водоемов и т.п. («У озера» и др.)» [Федоров, 2003, с. 6].
Телевидение, как нами уже упоминалось, продолжает пользоваться достаточно большой популярностью в молодежной среде и несет телезрителям самую разную информацию: образовательную, развлекательную, познавательную и т.д. Экологическая тематика также представлена в произведениях телевизионной медиакультуры. Например, на российском телеэкране представлены целые циклы программ и фильмов на тему взаимодействия человека и природного мира. К таким программам относятся:
- популярные и научно-популярные фильмы о природе («Подводный мир», «Медвежонок», «Мир дикой природы» и др.);
- разнообразные авторские телевизионные передачи («Среда», «Записки натуралиста», «В мире животных» и др.);
- художественные фильмы, транслируемые по ТВ на экологическую тему («Сталкер», «Письма мертвого человека» и т.д.) [Баранов, Пензин, 2005, с. 46].
Традиционно выделяется несколько основных аспектов экологического воспитания посредством телевидения: выяснение степени значимости телевидения как источника получения информации в области экологии для школьников, анализ мотивов обращения учащихся
к телепередачам на экологическую тему. Поэтому в настоящее время телевидение имеет высокий статус в экологическом образовании школьников, так как телепередачи, игры и фильмы позволяют молодому человеку больше узнать о тех или иных проблемах, которые отражают современную экологическую ситуацию.
Современная учебная информация на экологическую тему традиционно используется во многих школах в виде видеозаписей, к которым в учебно-воспитательном процессе О.А. Барановым и С.Н. Пензиным выдвигаются определенные требования:
- удобный для работы на занятии формат передачи (10-15 минут);
- наглядность представленных материалов и доступность звукового ряда;
- соответствие темы передачи и содержания образовательного стандарта;
- расчет на диалоговое восприятие и активизацию зрителя;
- наличие подробных методических материалов к данным передачам [Баранов, Пен-зин,2005, с. 4].
Компьютерные игры самой разнообразной тематики также очень привлекают современную молодежь. Создатели современных компьютерных игр не обходят вниманием экологическую тематику. К основным жанрам медиапроизведений на материале мультимедиа можно отнести экологическую фантастику, игры-катастрофы, аркадные игры и т.д. К числу таких компьютерных игр можно отнести широко известную игру «Stalker», созданную по мотивам одноименной киноленты А. Тарковского. В данной игре, как и в фильме, события разворачиваются в зоне техногенной катастрофы. Перед игроками стоит задача - выжить в трудной обстановке и найти выход из сложившейся ситуации.
Еще одна компьютерная игра в стиле «экологической фантастики» - «Crysis» - позволяет пользователям оказаться в условиях экологического бедствия, произошедшего в результате рухнувшего на один из отдаленных островов астероида. Обледенение, ураганы и смерчи сопровождают игроков в путешествии на всех этапах игры.
«ResidentEvin» - популярная компьютерная игра, созданная в жанре игры-катастрофы, отражает жизнь планеты после ядерного взрыва. В данной игре используется высокий уровень компьютерной графики и натурализма.
Кроме компьютерных игр на экологические темы в сети Интернет существует ряд порталов, посвященных защите окружающей среды. Самый известный из них - GreenPease, представляющий основные события и акции, организованные этой известной организацией.
Мультимедийные медиапроизведения на экологическую тему также возможно использовать на внеучебных занятиях по экологическому воспитанию, так как интерес к ним постоянно растет в молодежной среде.
В настоящее время существует следующая система методических приемов медиаобразо-вания, основанная на принципе увеличения сложности и доступности того или иного средства массовой информации:
1) методические приемы с использованием печатных СМИ (газеты, журналы, рекламные брошюры и буклеты и т.п.);
2) методические приемы с использованием экранно-звуковых средств массовой информации (кинематограф, телевидение, видеозапись);
3) методические приемы с использованием средств новых информационных технологий (компьютерные программы, Интернет).
Методика работы с учащимися по экологическому воспитанию на медиаматериале предполагает использование творческих медиаобразовательных заданий [Федоров, 2003, с. 34]. Данный цикл занятий служит решению задач экологического воспитания, и, кроме того, -задаче овладения аудиторией творческими, креативными умениями на материале медиа, развитию полноценного и аналитического восприятия медиатекстов. К таким заданиям относятся:
- задания по разработке сценариев и минисценариев произведений медиакультуры экологической направленности;
- деловые игры по подготовке и созданию учащимися медиатекстов на экологическую тему;
- создание афиш, газет, рекламных проспектов экологической тематики;
- коллективное обсуждение кульминационных эпизодов произведений медиакультуры экологической тематики с целью развития у аудитории эмоциональной, творческой активности;
- составление рассказов от имени природных объектов (одушевленных или неодушевленных), фигурирующих в медиатексте и т.д. [Федоров, 2003, с. 35].
Итак,в связи с постоянно возрастающим интересом современных школьников к медиа, в организации учебного и воспитательного процесса, в том числе - и экологического, необходимо активнее использовать элементы медиаобразования. Анализ медиапроизведений на экологическую тему позволяет молодым людям переосмыслить свое отношение к окружающему миру, к природе, по-новому сознавать свой собственный внутренний мир, позволяет формировать позитивную систему ценностей:
- особенность медиатекстов на экологическую тему состоит в том, что они позволяют аудитории соотносить собственные чувства и переживания с теми событиями, которые происходят в фильме, компьютерной игре или программе. Разные впечатления, которые складываются у каждого молодого человека в процессе восприятия медиапроизведения, позволяют лучше понять собственное отношение к экологическим проблемам, обсудить их со сверстниками, быть готовыми к их решению;
- высокий уровень сформированности экологической воспитанности старших школьников во многом зависит от правильной организации процесса экологического воспитания. Одной из традиционных форм экологического воспитания в данном возрасте являются внеучебные занятия, которые решают такие важные задачи как углубление знаний учащихся, развитие интересов к миру природы.
Библиографический список
1. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: учеб. пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. 188 с.
2. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 4. C. 114-129.
3. Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог, 2003. 48 с.
4. Челышева И.В. Развитие творческого потенциала в профессиональной подготовке организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций: монография / И.В. Челышева, С. Ю. Шалова; под ред. И. В. Челышевой. М.; Берлин, 2017. 184 с.
References
1. Baranov O.A. (2005). Films in the pastoral work with students: study guide / О.А. Baranov, S.N. Penzin. Tver': Tver State University, 188 p. (in Russian)
2. Kogaj, Е.А. (2000). Ecological paradigm of culture and education / Е.А. Kogaj // Social-humanitarian knowledge. 2000. N 4. p. 114-129. (in Russian)
3. Fedorov, A.V. (2003). Ecological subject in Russian fiction film art of the sound period: problems and tendencies / A.V. Fedorov. Taganrog, 2003. p. 48. (in Russian)
4. Chelysheva, I.V. (2017) Razvitie tvorcheskogo potenciala v professional'noj podgotovke organizatorov raboty s molodezh'ju v sfere kul'tury i massovyh kommunikacij: monografija / I.V. Chelysheva, S.J.Shalova; edited by I.V. Chelysheva. Moscow: Berlin. p. 184. (in Russian)
УДК 373.2 ББК 74.100 Т666
Третьяков Андрей Леонидович
Старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета. Москва, Россия.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье предпринята попытка актуализировать вопросы формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций в процессе цифровизации общества. Отмечены психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов. Отражена специфика ин-