Научная статья на тему 'Экологическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования детей'

Экологическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ДОШКОЛЬНИКИ / ЭКО-КВЕСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PROJECT APPROACH / PROJECT MANAGEMENT / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Юлия Владимировна, Филимонюк Людмила Андреевна

Современное экологическое воспитание стремится обеспечить общество образованными людьми в сфере защиты окружающей среды. Начальным этапом в таком непрерывном процессе является ступень дошкольного образования, формирующая личность ребенка, благодаря, в том числе, дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В статье анализируются результаты реализации авторской программы «ЭкоЛогика», которая ориентирована на экологическое воспитание дошкольников средствами ЭКО-квестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article reveals and substantiates the problematic issues of application of the project approach in the management of the educational organization of additional education of children on the example of the analysis of the program of development of the municipal budget institution of additional education of children "Palace of children's creativity" in Stavropol.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования детей»

данных об общих закономерностях психики и специфической работы организма во время вокально-исполнительского процесса, является базовым условием для воспитания будущего педагога-вокалиста.

Литература:

1. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев; - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

3. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. / Бузони Ф. - М.: изд-во Министерства культуры РФ, - 1996. - 64 с.

4. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. / В.А. Канн-Калик, Н.Д. Никандров - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Коменский Я.А., Д.Локк, Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

6. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

7. Осознанное пение: постановка голоса по системе А.Ф. Мишуги и М.В. Микиши. Автор-составитель А. А. Григорьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Из д-во «ГИТИС», 2003. - 116 с.

8. Е. Саричева. Техника сценической речи. / Саричева Е. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.-Л.: Искусство, 1948. - 149 с.

9. Федор Шаляпин. Страницы из моей жизни. - М.: Книжная палата, 1990. - 464 с.

10. Чехов М. Об искусстве актера. / М.Чехов. - М.: Искусство, 1999. - 272 с.

Педагогика

УДК 371

магистрант Юрова Юлия Владимировна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. Современное экологическое воспитание стремится обеспечить общество образованными людьми в сфере защиты окружающей среды. Начальным этапом в таком непрерывном процессе является ступень дошкольного образования, формирующая личность ребенка, благодаря, в том числе, дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В статье анализируются результаты реализации авторской программы «ЭкоЛогика», которая ориентирована на экологическое воспитание дошкольников средствами ЭКО-квестов.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, дополнительное образование, ЭКО-квест, педагогическая диагностика.

Annotation. The article reveals and substantiates the problematic issues of application of the project approach in the management of the educational organization of additional education of children on the example of the analysis of the program of development of the municipal budget institution of additional education of children "Palace of children's creativity" in Stavropol.

Keywords: project approach, project management, additional education of children, development program.

Введение. Этапом начального формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в социуме, месту в окружающем мире является дошкольное детство. В этот период происходит закладка позитивного отношения к природе, созиданию и бережному отношению к окружающей природной и антропогенной среде.

Построение отношения к природе у дошкольника основывается на эмоционально-чувственном ее восприятии. Получение знаний об особенностях жизни экосистем, о зависимости приспособленностей биоорганизмов при воздействии на них экзосреды, о взаимосвязи внутри биосообществ, о влиянии неживой природы на биоценозы обеспечивают дошкольнику понимание, правильную оценку взаимоотношений живых организмов и позитивно-правильное реагирование на конкретные экологические ситуации [2].

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является рассмотрение специфики организации экологического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Программы, предназначенные для дошкольных образовательных учреждений, имеют в своем содержании экологического воспитания разделы, знакомящие с принципами и основами существования окружающего мира, в рамках которых происходит осуществление познания дошкольниками законов природы. Но этого недостаточно для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования в современных условиях [5]. Таким образом, практика внедрения авторских программ в дошкольное образование путем привлечения системы дополнительного образования детей демонстрирует необходимость обеспечения программами более совершенного уровня.

Во взаимосвязи с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой по формированию экологических знаний «Маленький эколог», которая реализуется в трех дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского городского округа Ставропольского края, авторская программа «ЭкоЛогика» расширила границы по экологическому воспитанию дошкольников. Смысловая нагрузка программы «ЭкоЛогика» с применением ЭКО-квестов выражена в применении сюжетных моделей экологических ситуаций, в которых воспитанники, опираясь на полученные знания, могут достигать целей каждого образовательного квеста.

Экспериментальной площадкой служат детские сады: МБДОУ ДС №4 «Березка», МБДОУ ДС №5 «Ручеек», МБДОУ ДС №28 «Радуга». В сентябре 2017 года сформировано 8 групп общей численностью 150 человек (рис. 1).

Рисунок 1. Количество воспитанников, обучающихся по программе «Маленький эколог» в 20172018 учебном году

В исследовании применяются следующие методы по отношению к воспитанникам всех восьми групп -пяти контрольным и трем экспериментальным:

1) организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод;

2) эмпирические методы: обсервационный (наблюдение), праксиометрический (анализ процессов и продуктов деятельности), моделирование;

3) методы обработки данных: метод математического и статистического анализа; метод качественного описания.

4) интерпретационный метод: структурный метод (классификация) [1].

Эксперимент по внедрению ЭКО-квестов был включен в основную программу «Маленький эколог» в трех группах МБДОУ ДС №5 «Ручеек». Согласно учебному плану занятия по экологическому воспитанию основной программы проходят два раза в неделю, соответственно за учебный год 72 академических часа. С учетом календарно-тематического плана, праздников и каникул всего предполагается проведение 15 ЭКО-квестов в учебном году.

В таблице 1 представлен тематический план программы «ЭкоЛогика» для детей дошкольных образовательных учреждений.

Таблица 1

Тематический план программы «ЭкоЛогика»

№ п/п Название ЭКО-квеста Время проведения Место проведения

1. Плохая погода - наш друг сентябрь территория детского сада

2. Цветок и сокровище октябрь группа детского сада

3. Наш родной город октябрь парковая зона в городе

4. Виноватая тучка ноябрь группа детского сада

5. Желтый ключ ноябрь территория детского сада

6. Глобальное потепление декабрь группа детского сада

7. Как спасти елку? январь группа детского сада

8. Снежный ком февраль территория детского сада

9. Вредное мусорное ведро февраль группа детского сада

10. Ступеньки смелости март группа детского сада

11. Весна в опасности март территория детского сада

12. Знакомство с Красной книгой апрель группа детского сада

13. Звонкий смех клоуна апрель группа детского сада

14. Эко-бомба замедленного действия май территория детского сада

15. Мы - часть природы! май парковая зона в городе

Для лучшего усвоения материала и интересной передачи знаний используются анимированные помощники, актуальные для каждой возрастной группы. Перевоплощается в персонажей сам ведущий -педагог. Хотя, возможно приобщение воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов Центра дополнительного образования города Ипатово, а так же старшеклассников.

Особое место в исследовании занимает этап проверки знаний воспитанников и оценки эффективности образовательных программ. Основными задачами педагогической диагностики в экологическом воспитании дошкольников являются: выявление степени знаний воспитанников по образовательным программам; определение овладения воспитанниками познавательной деятельности; установление уровня воспитанников в освоении навыков труда и умениях по уходу и охране объектов живой природы.

В начале учебного года в детском объединении «Маленький эколог» был проведен стартовый контроль с возможностью корректировки степени сложности методических разработок [4].

В таблице 2 приведены результаты стартового контроля в детских объединениях «Маленький эколог» Центра дополнительного образования в Ипатовском городском округе, которая заключалась в анкетировании каждого воспитанника детского объединения и выявления основных экологических знаний [3].

Таблица 2

Результаты стартового контроля знаний воспитанников по программе «Маленький эколог»

Группа Кол-во учащихся Полученный результат стартового контроля, кол-во/%

низкий средний высокий

1 группа «Маленький эколог» 20 10/50 9/45 1/5

2 группа «Маленький эколог» 19 6/31,5 9/47,4 4/21,1

3 группа «Маленький эколог» 21 6/28,5 11/52,4 4/19,1

4 группа «Маленький эколог» 20 6/30 10/50 4/20

5 группа «Маленький эколог» 21 4/19,1 15/71,4 2/9,5

6 группа «Маленький эколог» 23 9/39,1 12/52,2 2/8,7

7 группа «Маленький эколог» 14 1/7,1 11/78,6 2/14,3

8 группа «Маленький эколог» 12 4/33,3 8/66,7 0/0

ИТОГО: 150 46/30,7 85/56,6 19/12,7

Анкетирование показало, что из 150 воспитанников детского объединения «Маленький эколог» практически половина (56,6%) имеют средний уровень знаний по экологическому направлению. Низкий уровень знаний показали 30% воспитанников. Высокий уровень экологических знаний показали лишь 12,7% воспитанников.

Таким образом, для эксперимента были выбраны группы одного дошкольного образовательного учреждения - МБДОУ ДС №5 «Ручеек». По итогам промежуточного контроля можно сделать вывод, что значительное улучшение качества экологических знаний произошли в экспериментальных группах (1, 2 и 3), где проводились ЭКО-квесты. В контрольных группах (4, 5, 6, 7 и 8) наблюдаются незначительные, прогнозируемые результаты. На рисунке 2 представлен статический анализ качественных показателей экологического воспитания в трех экспериментальных группах.

Группа 1

Группа 2

высоким уровень знаний

¡средний уровень знаний

низкий уровень знаний

аарювыи контроль

промежуточный контроль

Группа 3

Рисунок 2. Динамика изменения уровня экологических знаний в экспериментальных группах

Предполагаем, что в экспериментальных группах к концу учебного года не останется воспитанников с низким уровнем экологических знаний. Так же стремимся повысить максимально уровень знаний и в контрольных группах путем качественного проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький эколог». Тем самым будет подтверждено, что цели экологического воспитания будут достигнуты:

1. Повысится уровень экологической грамотности воспитанников детского объединения «Маленький эколог»;

2. Творческие способности детей буду максимально реализованы;

3. Перспективный рост детей в системе дополнительного образования будет осуществляться путем непрерывного образования в Центре дополнительного образования в Ипатовском городском округе Ставропольского края.

Выводы. Таким образом, очевидна эффективность взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования для всестороннего развития воспитанников и повышения качества экологического воспитания.

Литература:

1. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 384 с.

2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог. Для работы с детьми 3-7 лет». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.

3. Официальный сайт МБУ ДО «Центр дополнительного образования» Ипатовского муниципального района Ставропольского края. http://www.ip-cdod.ru.

4. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 110-112.

5. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена изучению личностной тревожности как одного из факторов, влияющих на эффективность процесса обучения. Определяется необходимость создания эффективной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся с разным уровнем личностной тревожности в условиях современного обучения. Результаты проведения формирующего эксперимента подтвердили возможность преодоления тревожности у детей путем проведения коррекционно-развивающих упражнений на уроках английского языка. Статистический анализ результатов подтвердил эффективность проведенной психокоррекционной работы.

Ключевые слова: личностная тревожность, коррекционно-развивающая программа, эмоциональная сфера.

Annotation. The article is devoted to the study of personal anxiety as one of the factors affecting the effectiveness of the learning process. The necessity of creating an effective system of psychological and pedagogical support of students with different levels of personal anxiety in the conditions of modern education is determined. The results of the forming experiment confirmed the possibility of overcoming anxiety in children by carrying out corrective and developmental exercises in English lessons. Statistical analysis of the results confirmed the effectiveness of the psychocorrectional work.

Keywords: personal anxiety, corrective-developing program, emotional sphere.

Введение. «Задача школы, - писал С. Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного - в чтении, у другого - в математике, у третьего - в рисовании, у четвертого - организаторские способности».

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное - создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится [1, 2, 5, 6].

Формулировка цели статьи. На занятиях английского языка необходимо создать комфортную эмоционально-психологическую ситуацию. Важная составляющая при изучении иностранного языка -снятие тревожности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе «Центра Английского языка» города Городца Нижегородской области. В экспериментальном исследовании было охвачено 48 учащихся младшего школьного возраста, посещающих курсы английского языка. Целью исследования было изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Для этого использовались следующие методики:

1) Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся, направленный на получение информации о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями;

2) Тест тревожности М. Дорки и Ф. Амена, который дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в коллективе, отношениях ребенка к определенной ситуации;

3) «Кактус» графическая методика М.А.Панфилова, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;

4) Методика "Сказка" В.А.Кореневская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.