Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Валеева М.В. — Экологическое сознание и поведение современной студенческой молодежи: социологический анализ // Социодинамика. - 2023. - № 7. DOI: 10.25136/2409-7144.2023.7.43907 EDN: VLWMKP URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=43907
Экологическое сознание и поведение современной студенческой молодежи: социологический анализ
Валеева Марина Владимировна
СКСЮ: 0000-0003-1623-8067 кандидат социологических наук
доцент, кафедра 'Управление персоналом и социология", Уральский государственный университет
путей сообщения
620075, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, Куйбышева, 48, каб. 607
сЬтегЬа kova_ma rina@mail.ru
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2023.7.43907
EDN:
VLWMKP
Дата направления статьи в редакцию:
25-08-2023
Аннотация: Современная экологическая ситуация требует серьезного внимания и активного участия каждого человека. Особую роль в этом процессе играет студенческая молодёжь - активная и перспективная часть общества, способная внести значительный вклад в развитие экологической культуры и изменение экологического поведения. Экологическое сознание и поведение студенческой молодежи становятся объектом всё более глубокого изучения специалистами разных областей знания, в том числе социологами. Для оценки уровня сформированности экологического сознания и поведения в 2023 году было проведено социологическое исследование, с использованием двух методов: анкетирование, объектом которого выступила студенческая молодежь г. Екатеринбурга и экспертное интервью. В рамках исследования было выявлено отношение молодёжи к окружающей среде, так как это является показателем сформированности экологического сознания. Далее были рассмотрены ключевые экологические проблемы, которые по мнению молодежи стоят наиболее остро, а также рассмотрены реальные практики, которые студенты реализуют, заботясь об окружающей среде. Кроме того, в рамках исследования была выявлена
роль университета, как актора, влияющего на формирование экологического сознания и поведения. В результате, был сделан вывод о том, что современная молодежь в целом проявляет интерес и осознанность в отношении экологических проблем, однако в реальности их экологическое поведение зачастую бывает неравномерным и ограниченным.
Ключевые слова:
экологическое сознание, экологическое поведение, экология, социологическое исследование, студенческая молодежь, молодежь, экологическая культура, окружающая среда, экологическая социология, социально-экологические исследования
Современные ученые все чаще обращают внимание на проблемы, связанные с экологией. Как отмечают исследователи Тихомиров Д. А. и Кисткина И. А., сегодня проблема экологии - одна из основных в современном мире, от решения которой зависит
будущее современного общества -Ш. В то же время существует мнение о том, что изменить ситуацию в положительную сторону возможно, формируя у людей знание и понимание об экологической культуре, особенно это касается молодежи, так как молодёжь несет ответственность за благополучное будущее планеты. Целью воспитания экологического сознания у молодёжи является формирование ответственного отношения к окружающей среде и готовность бороться с последствиями потребительского отношения к ней людьми сегодня. Ответственное отношение к природе - черта личности, которая проявляется в постижении законов природы, решающих какой будет жизнь человека, выражаются в следовании нравственным и правовым принципам природопользования, в активной деятельности по созданию, изучению и охране окружающей среды, продвижении идей надлежащего использования природной среды, в борьбе со всем, что смертельно отражается на ней.
Таким образом, формирование экологического сознания у молодёжи - одна из особо актуальных задач как для ученых, занимающихся исследованием данной темы, так и для общественности. Изучение экологического сознания и поведения является одной из важных тем в социологии, поскольку оно помогает понять, как люди взаимодействуют с окружающей средой и как изменения в экологической сфере влияют на социальные отношения.
Отметим, что категория «экологическое сознание» является междисциплинарной и находится на стыке сразу нескольких наук: философии, экологии, психологии, экономики и социологии. Так, Фромм Э. в своих работах обращал внимание на важность экологического сознания и поведения, а также на необходимость изменения нашего
образа мышления и ценностей в отношении природы и окружающей среды. 3]. Бек У. полагал, что экологическое сознание и поведение являются ключевыми факторами для достижения экологической устойчивости и создания более справедливого и устойчивого
общества В свою очередь, Гидденс Э. призывал к совершенствованию
экологического сознания и поведения как важного аспекта социальной ответственности в условиях современной глобализации и изменения климата
Современные исследователи также занимаются анализом экологического сознания. К примеру, по мнению Титаренко Л. Г., экологическое сознание - совокупность экогуманистических показателей, на которые ориентируются люди, признающие
актуальность экологических проблем и поддерживающие экологические знания и
установки [6]. Гагарин А. В. отмечает, что экологическое сознание - это некоторая цепь суждений об отношениях в системе «человек - природа», существующих установках личности и общества по отношению к природе, существующих тактик и методов
взаимодействия с ней Гирусов Э. В. под экологическим сознанием понимает совокупность взглядов, концепций, чувств, отражающих проблемы взаимодействия общества с окружающей средой с целью достижения оптимального сочетания,
соответствующего законам гармоничности биосферы В свою очередь, Ульянова Н. В. сравнивает экологическое сознание с представлением об охране природы и о
последствиях недобросовестного отношения к ней Таким образом, можем говорить о том, что экологическое сознание в общем смысле - это сфера общественного и личного сознания, связанная с отображением природы как части жизни человека.
Заметим, что сам термин «экологическое сознание» подразумевает наличие определённого уровня знаний, умений и навыков в таких областях, как биология, природоведение, охрана труда и изучение природной среды. Такие знания могут быть как научными и обладать объективным характером, так и субъективными, складывающимися в результате непосредственного контакта человека с природой, в процессе изучения её характерных черт, при наблюдении за явлениями природы. Кроме того, контакт с природой часто вызывает у человека разные чувства: удивление, радость, а также печаль и равнодушие. Эмоции оказывают существенное влияние на формирование в сознании представлений об окружающем мире и пробуждение активности человека по отношению к объектам окружающей среды. Как правило, эмоции определяют субъективное значение всех процессов, событий, явлений и связей, с которыми сталкивается человек. В зависимости от уровня эмоционального понимания и взаимоотношения с природой, у индивида формируются ценностные представления о природе, взгляды, принципы и суждения, которые составляют принципы человеческого мировоззрения. Аналогичным образом, менталитет и моральные ценности человека определяют значительную часть его деятельности и поведения.
Экологическое сознание тесно связано с экологическим поведением, так как именно сформированное тем или иным образом экологическое сознание влияет на реализацию той или иной модели экологического поведения и тех экологических практик, которые используют индивиды в повседневной жизни.
Отметим, что экологическое поведение стало объектом социологических исследований с 60-х гг. XX в., но и сегодня интерес к исследованию этого явления растёт с каждым днём, так как экологические риски набирают свои обороты. У людей сегодня есть необходимость пересмотреть своё отношение в системе «природа - общество» и формировать новые модели социального поведения.
Такие учёные как Данлэп Р. И Джонс Р. дали определение экологическому поведению, в их понимании это «степень озабоченности субъектов проблемами окружающей среды и проявление желания/оказание помощи при решении экологических проблем». А, к примеру, социолог Ермолаева П. О., рассматривает экологическое поведение в более широком смысле - как сегмент экологической культуры, характеризующийся «определенным уровнем озабоченности населения состоянием окружающей среды, сформированности экологического знания, наличия у субъекта набора постматериальных ценностей и установок»
Формирование экологического поведения молодёжи необходимо в соответствии с рядом
причин: молодые люди часто более открыты к новым идеям и готовы изменить свое поведение, если у них будут необходимые знания и понимание; молодёжь - это активная социальная группа, которая может оказать значительное влияние на общественное мнение и принимаемые решения в области экологии; молодые люди будут наследовать экологические проблемы, поэтому важно формировать экологическое сознание и поведение у молодежи, чтобы они могли лучше справиться с этими проблемами в будущем.
Также, стоит подчеркнуть, что благодаря глобальным трендам происходит регулирование и корректировка молодёжного поведения: «... глобализация сознания молодежи отражает процесс изменений в молодежной среде под влиянием формирования единого общемирового пространства. Его основными чертами являются: информационная открытость; быстрое технологическое обновление; коммуникационное сближение; интернационализация образования. Затрагивая практически все стороны жизни современного человека, глобализация в итоге отражается в культуре, в т. ч.
молодежной» J91. Изменяющаяся социальная реальность преобразовывает вовлечённую российскую молодёжь в потребителя глобальных информационных трендов, воздействующие на экологическое поведение данной группы.
Обратим внимание, что по данным исследования Национальных проектов России числовой показатель россиян, вовлечённых в решение экологических проблем составляет 19%, что указывает низкую распространённость экологических движений среди граждан (Экологическая повестка как стратегический ориентир российской экономики и общества. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/upload/Ecology/Doklad_Ecology_16.01.2023.pdf). В то же время, в России набирают популярность акции, направленные на решение различных экологических проблем, например акция «Экопарк», в рамках которой активисты сдавали более 21 вида вторичного сырья волонтёрам: пластиковые крышки, батарейки, блистеры от таблеток, электронные сигареты, старые тканевые вещи, зубные щётки, упаковки от еды и бытовой химии. Также, гражданам предлагалось обменяться книгами, чтобы поддерживать всестороннее развитие населения (Более 1 тонны вторсырья было собрано в рамках «Экопарка» на площади Революции в Вологде. URL: https://vologda-news.net/society/2023/04/24/182529.html). Кроме того, существует и успешно реализуется ежегодная акция «Час Земли», во время которой на некоторое время необходимо выключить свет в квартирах и городских зданиях (Экологическая акция «Час Земли» . URL:
https ://www.mnr.gov.ru/press/news/ekologicheskaya_a ktsiya_chas_zemli_proydyet_25_marta
На Урале проходит «Экологическая неделя», в ходе которой в городах проходят различные экологические мероприятия, например «Экологичное топливо», «Чистый берег», «Марш юных экологов», что способствует популяризации экологичного образа жизни (На Урале началась Экологическая неделя. URL:
https ://podmoskovye.bezformata.com/listnews/urale-nachalas-ekologicheskaya-nedelya/117213183/).
Стоит обратить внимание и на препятствия для развития экологического поведения среди российской молодежи, которые часто связаны с культурными ценностями и недостатком знаний и воспитания в экологической сфере. К примеру, как отмечает в своем исследовании Е. Ю. Гулько, основными препятствиями для экологически ориентированного образа жизни студентов являются нехватка собственной инициативы (56%) и нехватка поддержки и конкретных мер со стороны государства (32%) J111. На
основании этого можно предположить, что привлечение молодежи к экологическим выставкам и мероприятиям может способствовать повышению уровня экологического поведения среди молодежи. Эти мероприятия могут включать в себя показы фильмов о природе, экскурсии по природным заповедникам и паркам, лекции и дискуссии о проблемах экологии и возможных способах их решения. Принимая участие в таких мероприятиях, молодёжь узнаёт больше о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды и их последствиях, а также о том, какие действия могут помочь сохранить природу и сделать окружающую среду более чистой и «здоровой». Более того, участие в экологических мероприятиях может стать мощным стимулом для личного вовлечения молодежи в деятельность по охране окружающей среды и природы.
На основании этого, исследование экологического сознания и поведения студенческой молодежи имеет актуальность и значимость, учитывая современные экологические вызовы и потребность в сознательном и ответственном отношении к окружающей среде.
Для оценки уровня сформированности экологического сознания и поведения у молодёжи в 2023 году нами было проведено социологическое исследование двумя методами: анкетный опрос и экспертное интервью. Объектом исследования в анкетировании выступили студенты из шести вузов г. Екатеринбурга (Уральский Государственный Горный Университет, Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет, Уральский Государственный Педагогический Университет, Уральский Государственный Университет Экономический Университет, Уральский Федеральный Университет, Уральский Государственный Университет Путей Сообщения), всего было опрошено 253 респондента. В качестве экспертов в экспертном интервью выступили 3 специалиста в области экологии: руководитель экспертного сообщества всероссийской общественной организации волонтёров экологов, методист отдела экологического просвещения и куратор экологически направленного проекта.
Для начала важно было выявить отношение молодёжи к окружающей среде, так как это является показателем сформированности экологического сознания. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что большинство опрошенных (67%) проявляют интерес к проблемам экологии, тогда как 33% респондентов не проявляют интереса к этой теме.
В то же время отметим, что в апреле 2020 года Фондом «Озеро Байкал» было проведено социологическое исследование, в результате которого были получены выводы, касающиеся осведомлённости об экологической ситуации в мире. Несмотря на осознание важности проблемы загрязнения и истощения природных ресурсов в нашей стране, только 50% респондентов отмечают, что получают достаточное количество информации по данному вопросу и лишь 19% из осведомлённых о ней предпринимают какие-то действия для её решения (Социологическое исследование «Отношение россиян к проблемам экологии. и RL:https://baikalfoundatюn.гu/ouгwoгk/partneгstvo-v-mteгesakh-ustoichivogo -гazvitiia/otnoshenie-гossiyan-k-pгoblemam-ekologii/).
Далее, в ходе нашего опроса респондентам предлагалось выбрать до трёх наиболее важных, по их мнению, экологических проблем, в результате среди наиболее значимых проблем были названы: загрязнение воды и воздуха - 66% респондентов выбрали эту проблему как наиболее значимую; уничтожение экосистем и изменение климата, которыми считают наиболее важной 54% и 52% опрошенных соответственно. Меньшее число выборов получили такие экологические проблемы как: утилизация отходов, угроза исчезновения видов, загрязнение почвы, изменение землепользования - 16%. Таким образом, названные проблемы, по мнению студенческой молодежи находятся в числе приоритетных и требуют активного решения.
Интересно, что несмотря на то, что большая часть студентов обеспокоены существующими экологическими проблемами, 51% респондентов, принявших участие в нашем исследовании, считают, что они скорее не заботятся об окружающей среде, а 29% респондентов однозначно заявили, что они не заботятся об окружающей среде. Как справедливо заметил один из экспертов: «не все в серьёз к этому [проблемам окружающей среды] относятся, и думают, что я один ничего не изменю ... есть проблема того, что люди просто не заинтересованы, считают, что экология и проблемы окружающей среды - это не актуальная тема сейчас».
По данным ВЦИОМ за сентябрь 2021 года лишь 27% россиян считают, что большинство людей в полной мере помогают стране в решении экологических проблем, 68% полагают, что большинство скорее ничего для этого не делает. В то же время 58% наших сограждан заявили, что за последний год они или их близкие, родственники, друзья предприняли некоторые меры для решения экологических проблем (38% этого не делали) (Экоактивизм: вовлеченность, мотивация, потенциал.
URL:https://wdom.ru/analytical-reviews/anaNticheskN-obzor/ehkoaktivizm-vovlechennost-motivacija-potencial).
Далее мы проанализировали реальные практики, которые студенты реализуют, заботясь об окружающей среде: 79% респондентов заявили, что они не выбрасывают мусор вблизи природных мест, таких как леса и водоемы, 58% респондентов заявили, что они экономят воду, 47% респондентов заявили, что они стараются не использовать пластиковые пакеты, 42% респондентов заявили, что они сортируют мусор, 37% респондентов заявили, что они экономят электроэнергию, 29% респондентов заявили, что они сокращают использование бумаги, 13% респондентов заявили, что они приобретают одежду и вещи, изготовленные из переработанных материалов, 58% респондентов заявили, что они используют многоразовую посуду, такую как стаканы, бутылки и т.д, 32% респондентов заявили, что они участвуют в субботниках или мероприятиях по уборке мусора. Как отметил эксперт, принявший участие в нашем исследовании: «...мы организуем проект, который направлен на чистку заповедных территорий и, соответственно, такими выездами мы привлекаем внимание к проблеме загрязнения, очистки, а также в принципе к теме охраны заповедных территорий».
В свою очередь, аналитический центр ResearchMe в апреле 2022 года провёл исследование и выяснил, что 20% россиян считают использование пластика серьезной экологической проблемой. Интересно, что мужская часть населения обеспокоена этим несколько больше (24%), чем женщины (19%). 82% респондентов пользуются пластиковой посудой дома, и только 18% граждан выбирают более экологичную бумажную посуду. Отмечается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет проявляют немного более осознанное отношение к экологии: так, посуду из бумаги выбирают 23% респондентов этого возраста. (Исследования и опросы. Экология. и RL:https://www.b-soc.ru/io/71-rossiyan-gotov-otkazatsya-ot-plastikovoj-posudy/). Также, по данным ТАСС на 2021 год доля россиян, сортирующих бытовые отходы выросла на 40% по сравнению с прошлым годом (Сортировка бытовых отходов в России в 2021 году достигла 40%. ТАСС. URL:https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/sortirovka-bytovykh-otkhodov-v-rossii-v-2021-godu-dostigla-40).
Значимый показатель экологического поведения - участие в природоохранных и/или экологических мероприятиях и акциях: по данным нашего опроса чуть больше трети (35%) опрошенных не принимали участие в подобных мероприятиях и акциях. Однако, 19% респондентов принимали участие один раз, 21% - два-три раза, а 17% - четыре-пять раз. Есть также 13% респондентов, которые принимали участие пять и более раз.
Эти результаты свидетельствуют о наличии определенной части студенческой молодежи, которая активно участвует в экологических и природоохранных инициативах. Однако, существует потенциал для большего привлечения людей к подобным мероприятиям и акциям.
В свою очередь, опрос ВЦИОМ, проведенный в июне 2023 года, выявил уровень осведомлённости граждан о ключевых экологических мероприятиях и акциях. Участникам опроса было предложено выбрать из списка знакомые экологические акции. Результаты показали, что наиболее узнаваемой стала всероссийская акция «Берегите наши леса» (46%). Следующей по узнаваемости акцией стал День Земли (28%). Почти в равной степени россияне знают об экопатриотической акции «Сад памяти» (18%) и акции «Вода России» (14%) по очистке сточных вод. В то же время, 30% респондентов не знают ни о каких экологических акциях, проходящих в России. Этот ответ чаще встречался среди россиян, которые за последний год ничего не делали для уменьшения экологических проблем (40%, по сравнению с 20% тех, кто сталкивался с подобными событиями) (Экоактивизм: вовлеченность, мотивация, потенциал.
URL:https://wciom.гu/analytical-гeviews/analiticheskii-obzoг/ehkoaktivizm-vovlechennost-motivacija-potencial).
Хотелось бы отметить, что в университетах также проводятся мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Как отмечает исследователь Панкина М.В. в последнее время в университетах всего мира набирает популярность концепция «Зеленого университета» в основе которой - внедрение в вузе различных экологических практик с целью повышения уровня экологической культуры как студентов, так и преподавателей, и сотрудников университета. Эти практики включают в себя новые способы вовлечения студентов и сотрудников в экологические проекты и мероприятия
Опрашивая студенческую молодёжь, мы выявили, какие тематические мероприятия проводятся в университетах Екатеринбурга и в каких из них принимают участие студенты: 61% опрошенных принимали участие в уборке мусора. Это говорит о том, что очистка общественных мест от мусора является одной из самых популярных и доступных активностей для поддержания чистоты и порядка, 42% опрошенных принимали участие в мероприятиях, связанных с переработкой отходов и мусора, 25% опрошенных принимали участие в мероприятиях, направленных на энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, 25% опрошенных принимали участие в мероприятиях, направленных на охрану природных экосистем, например, осуществляли посадку деревьев, участвовали в программе по сохранению лесов, очистке рек и озер от загрязнений, 14% опрошенных принимали участие в мероприятиях, связанных с защитой мест обитания диких животных, это может включать участие в проектах по охране и восстановлению мест обитания, поддержку резерватов и природных парков, 11% опрошенных принимали участие в мероприятиях, направленных на использование экологически чистых автомобилей и технологий в промышленности.
Еще одной популярной темой, связанной с решением экологических проблем, является использование экологически чистых продуктов питания, среди опрошенных студентов 17% постоянно используют экологически чистые продукты питания, 14% респондентов заявили, что они редко используют экологически чистые продукты питания, 21% респондентов ответили, что они не используют экологически чистые продукты питания, 15% респондентов заявили, что они не знают о существовании экологически чистых продуктов питания. Отметим, что по результатам исследования, проведенного в 2017
году среди жителей города Екатеринбурга, было выявлено, что 81% респондентов стремятся к потреблению экологически чистых продуктов питания, так как заботятся о своем здоровье и здоровье членов своей семьи, но несмотря на это стремление, 73% опрошенных отказываются от покупки экологически чистых продуктов питания из-за их
высокой цены (73%) -i131.
Изучая данные Союза Органического Земледелия, мы выяснили, что количество россиян, готовых платить больше за экологически чисты продукты к 2021 году поднялось до 43%. Также есть данные о том, что выросло количество покупателей, которые обращают внимание на состав продуктов - 76% и срок годности — 83% (43% россиян готовы больше платить за экологически чистые продукты. URL: https://soz.bio/43-rossiyan-gotovy-bolshe-platit-za-yekol/).
Далее стоит обратить внимание на использование студентами экологичных вещей с целью заботы о природе и окружающей среде. 46% респондентов заявили, что они используют экологичные вещи с целью заботы о природе и окружающей среде. Это указывает на то, что почти половина респондентов принимает активное участие в устойчивом образе жизни и предпочитает использовать экологически более дружественные альтернативы, 42% респондентов ответили, что они не используют экологичные вещи, 12% респондентов заявили, что не знают о существовании экологичных вещей. Это может указывать на то, что эти респонденты не были ознакомлены с экологическими альтернативами или им не было предоставлено достаточно информации на эту тему. Как отметил один из экспертов нашего исследования: «Есть мастерская переработки, где мы перерабатываем пластик, есть «вторая жизнь бумаге», где мы перерабатываем бумагу и делаем различные экологические бумажные открытки, поделки».
В октябре 2021 года ВЦИОМ было проведено исследование о экологичном потреблении россиянами. Выяснилось, что 55% россиян учитывают экологические соображения при покупке товаров, 64% предпочтут дорогой товар более дешевому, если более дорогой товар является более экологичным. Мясо (85%), бумага (73%) и батарейки (70%) -наиболее часто упоминаемые продукты, от которых россияне не готовы отказаться, среди тех, которые не являются экологически чистыми (Экологичное потребление. URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologichnoe-potreblenie).
Рассматривая вопрос использования экологически чистых вещей, в нашем исследовании было выявлено, что 96% респондентов используют многоразовые сумки-шоперы. Это говорит о широком распространении практики замены одноразовых пластиковых сумок на многоразовые альтернативы, что способствует снижению использования пластика и сокращению отходов. Также, 68% респондентов используют многоразовые стаканы или бутылки для воды. Это указывает на популярность и распространенность практики отказа от одноразовых пластиковых стаканчиков и бутылок в пользу многоразовых вариантов, что способствует сокращению использования пластика и снижению мусора. В свою очередь, 36% респондентов используют светодиодные лампочки. Это свидетельствует о том, что значительная часть респондентов придерживается энергоэффективных решений в области освещения, так как светодиодные лампочки потребляют меньше энергии по сравнению с традиционными лампочками и имеют большую долговечность. По словам одного из экспертов нашего исследования: «мы организуем сборы по пластику... сбор крышечек, перерабатываем во флексе, и из этого делаем планшетки, подставки под телефон, значки» , еще один эксперт также подчеркнул: «Мы популяризируем экологические привычки, пропагандируем покупать меньше упаковки, либо экологичную
упаковку, выкинуть все фантики из жизни, заменить всё одноразовое на многоразовое -пакеты, посуда, уйти от пластика. Чаще перемещаться на экологичном транспорте, пешком, на велосипеде. Сохранять природные ресурсы».
Также было выявлено, что большинство мужчин (80%) не используют экологичные вещи с целью заботы о природе и окружающей среде, а 20% не знают о существовании таких вещей. 48% ответивших женщин так же не использует экологичные вещи, но 44% используют. Не знают о существовании таких вещей всего 8% женщин.
Таким образом, молодёжь проявляет интерес и осознанность в отношении экологических проблем, однако в реальности их экологическое поведение может быть неравномерным и ограниченным. Влияние социального окружения, информационных источников, образовательных программ и других факторов оказывает различное воздействие на экологическое поведение молодых людей.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что хотя интерес к экологическим проблемам среди студенческой молодежи присутствует, необходимо увеличить количество вовлечённой молодёжи в экологические инициативы и мероприятия. Это позволит повысить уровень экологического сознания и активности среди студенческой молодёжи, что в свою очередь способствует более устойчивому и ответственному отношению к окружающей среде.
Библиография
1. Тихомиров Д. А., Кискина И. А. Проблема осознания экологической угрозы в России // Горизонты гуманитарного знания. 2017. №2. С. 55-61.
2. Фромм Э. Иметь или быть? / пер. Телятникова Э. М., АСТ, 2022 г. 320 с.
3. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. Александрова А. В. АСТ, 2022 г. 288 с.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
5. Гидденс Э. Последствия современности // Мониторинг. 2010. №6 (100). С. 169-181.
6. Титаренко Л. Г. Экологически ориентированный образ жизни как составляющая высокого качества жизни населения и устойчивого развития общества // Социологический альманах. 2011. №2. С. 157-164.
7. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. 232 с.
8. Гирусов Э. В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). М.: изд-во Моск. Ун-та, 1976. 435 с.
9. Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник ТГПУ. 2007. №6. С. 57-61.
10. Ермолаева П.О. Концептуализация понятия «Экологическая культура» в американской и российской традициях // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. №5. С. 58-64.
11. Гулько Е. Ю. Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи // Социологический альманах. 2017. №8. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekologicheskogo-soznaniya-i-povedeniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 22.08.2023).
12. Панкина М. В. Экологическая культура студентов в пространстве университета // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Культурное и
природное наследие - ключевой ресурс социально-экономического развития: материалы Международного форума (Екатеринбург, 13-15 апреля 2022 г.). Часть 1. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2022. С. 30-37. 13. Лифановская Е. В., Голубева Т. Б. Потребление экологически чистых продуктов питания в России и США (по материалам разведывательного исследования) // Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: опыт, проблемы и перспективы = Health, physical culture and sport at the higher school: experience, problems and prospects: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 851летию Института физической культуры, спорта и молодежной политики (Екатеринбург, 1-5 декабря 2017 года) / отв. ред Н. Б. Серова ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 163-168.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Во второй половине XX в. наметился постепенный переход к экологическому сознанию, в рамках которого начался отход от хищнического потребления ресурсов нашей планеты к идеям равноправного сотрудничества в системе человек- природа. Опустынивание земель, обмеление рек, засоление почв - с этими явлениями жители Земли встречались и ранее, но только в XX в. стала ясна глобальность экологических проблем. Разумеется, как и во многих других случаях, экологизм может быть и предельно политизированным, однако все чаще философы говорят о необходимости перехода общества к экологическому сознанию.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является экологическое сознание современного российского студенчества. Автор ставит своими задачами определить дефиницию «экологическое сознание», проанализировать вовлечённость студенчества в экологическую деятельность, а также рассмотреть реальные практики заботы студентов об окружающей среде.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Автор также использует метод экспертных оценок и сравнительный метод. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать экологическое сознание и поведение современной студенческой молодежи. Научная новизна определяется также результатами проведённого автором социологического анализа.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 13 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором трудов отметим работы Е.Ю. Гулько, Н.В. Ульяновой, М.В. Панкиной,в центре внимания которых различные аспекты рассмотрение экологического сознания и экологического поведения. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих пе ре д а в тором з а да ч.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как экологическим сознанием, в целом, так и экологическим сознанием молодежи, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «целью воспитания экологического сознания у молодёжи является формирование ответственного отношения к окружающей среде и готовность бороться с последствиями потребительского отношения к ней людьми сегодня». Автор подробно раскрывает результаты проведённого соцопроса среди студентов 6 уральских вузов. Примечательно, что «несмотря на то, что большая часть студентов обеспокоены существующими экологическими проблемами, 51% респондентов, принявших участие в нашем исследовании, считают, что они скорее не заботятся об окружающей среде, а 29% респондентов однозначно заявили, что они не заботятся об окружающей среде». В то же время «79% респондентов заявили, что они не выбрасывают мусор вблизи природных мест, таких как леса и водоемы, 58% респондентов заявили, что они экономят воду, 47% респондентов заявили, что они стараются не использовать пластиковые пакеты». Автор обращает внимание на то, что «влияние социального окружения, информационных источников, образовательных программ и других факторов оказывает различное воздействие на экологическое поведение молодых людей».
Главным выводом статьи является то, что «молодёжь проявляет интерес и осознанность в отношении экологических проблем, однако в реальности их экологическое поведение мож е т быть не ра в номе рным и о г ра нич е нным».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегий формирования экологического сознания.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Социодинамика».