Романова К.А.
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА -ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВРЕМЕНИ
В статье предлагается авторский взгляд на важнейшую экологическую проблему современности: экологическую кризисную ситуацию возможно решить при главном условии - формировании экологического сознания человека, основанного на гуманистическом подходе к природе. Ответственность человека за судьбу планеты - это новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма.
I. Анализ причин кризиса современной техногенной цивилизации, поиски путей выхода из кризиса неизбежно ведут к признанию ограниченности антропоцентризма, неадекватности его мировоззренческих идеалов и ориентации. Техногенный подход к биосфере, стремление приспособить природу к потребностям общества, потребительское отношение к экосистеме - все это привело к отчуждению человека от природы, природы и культуры, естественного и гуманитарного знания, что только усугубляет экологический кризис [1, 5].
Изменить данную ситуацию возможно лишь осмыслив по-новому экологическую картину мира, развив экологическое мышление, которое будет содействовать естественному и гармоническому процессу глобальной эволюции мирового сообщества.
В современной культуре все более отчетливо определяются контуры нового взгляда на мир, становление которого вносит существенный вклад в гармоническое отношение между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как властителя, развиваются идеи приоритетности сотрудничества перед конкуренцией [3, 4].
Человек в биосфере - это прежде всего осознание ответственности человека - мыслящего, разумного существа, его интеллекта за выполнение биосферной негэнтропий-ной функции. Ответственность человека за судьбу планеты - это новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма.
Новые мировоззренческие идеи вырабатываются и шлифуются в самых различных сферах культуры: мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основыва-
лась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых трактованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам [2].
Так вполне органично в экологической этике объединяются идеи «углубленной экологии» Ф. Капра, «единой экологии» А. Несс, этика Земли О. Леопольда, этика благоговения перед жизнью А. Швейцера, идеи русского космизма и учение В.И. Вернадского.
Постулат великого гуманиста А. Швейцера «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить» - позволяет придать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать ее духовной.
Ведущими мировоззренческими идеями, вытекающими из современной экологической картины мира, становятся:
- признание целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса;
- ответственность человека, его разума и интеллекта за выполнение интегративной биосферной функции;
- диалог природы и человека, неконфронтационное взаимодействие между людьми, человеком и природой;
- гуманизм в контексте экологической культуры как признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными;
- коэволюция как оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы;
- признание самоценности природы, более высокого уровня самоорганизации природных систем по сравнению с социальными.
Философской основой формирования новой экологической картины мира стано-
вятся сегодня идеи в области эволюции и функций познавательных моделей. Сущностью современной познавательной модели признается идея самоорганизации, модель познания все чаще называется синергетической. Возросшая ограниченность детерминистских законов означает, что мы отходим от замкнутой Вселенной, в которой все задано, к Вселенной, открытой флуктуациям, способной рождать новое. При этом возникает иной взгляд на исследование природы - познание рассматривается как искусство воп-рошания природы, идея самоорганизации реализуется в смысле познания как диалога между человеком и природой. Новая модель познания трансформируется в модель самоорганизации и становится объяснительной схемой научного знания и всего мировоззрения конца XX века. Появляется возможность понять взаимоотношение человека с природой как диалог и одновременно как восполнение биосферы ноосферой, надеждой на выполнение человеком биосферной функции [6].
Отражение экосоциального бытия в общественном сознании стало основанием для выделения экологического сознания как ведущего структурного компонента экологической культуры. Определяемое как отражение закономерностей становления, функционирования и развития экосоциального бытия, экологическое сознание обладает необычайной сложностью структуры, высоким гуманистическим мировоззрением и смысложизненным потенциалом. Исследователи особо отмечают тип системной организованности экологического сознания как многомерной и коррелятивной, параметрически открытой и самоорганизующейся. Оно не редуцируется к совокупности научных знаний, системе норм и правил природопользования, не исчерпывается только гносеологическим, познавательным аспектом [7].
В процессе жизни человек находится в сложных и многообразных отношениях с окружающей его средой: человек - Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные ресурсы), человек - биосфера (флора, фауна), человек - техносфера (использование технических средств для удовлетворения своих потребностей), человек -человек (общество, государство, социальные
условия, создаваемые при разных формах общественных отношений).
Весь комплекс взаимодействующих с человеком природных факторов обычно называется средой обитания. Отражение этой среды в сознании человека и формирует то, что мы называем экологическим сознанием.
Мы разделяем позицию Медведева В.И., Алдашева А. А., что все многообразие аспектов экологического сознания можно разделить на две группы, составляющие единое целое. Первая - осознание материального мира, отношений между его системами, вторая - определение места и функции человека в этих связях материального мира.
Нарушение человеком экологического равновесия, навязывание природе чуждых ей отношений главенства, приоритета требует формирования в экологическом сознании позиции о праве человека на такие взаимодействия. Человек должен осознать себя как одну из природных систем и определить свое место в общей системе отношений. Как показывает практика, антропоцентризм экологического сознания, с одной стороны, обусловил активный поиск места человека в мире природы, с другой - привел к ряду катастрофических ошибок.
С позиции антропоцентризма экологическое сознание можно определить следующим образом: это знание о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценка человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ допустимого антропогенного воздействия.
Подчеркивая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль прогнозных элементов, экологическое сознание можно определить как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценку вариантов предполагаемого поведения в экосреде, учет последствий поведения и познание самого себя как одной из подсистем экосистемы.
Современное индивидуальное экологическое сознание во многом зависит от особенностей общественных отношений, социальных
установок. Это позволяет рассматривать экологическое сознание как отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающим миром - с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами.
В экосознании всегда присутствует прагматический компонент, предусматривающий проведение не только ответных, но и «инициативных» действий по отношению к природе.
С этих позиций экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (изменяющую цели, средства, методы, функции) систему, способную стабилизировать и развивать взаимоотношения с природой, возникающие в процессе удовлетворения человеком своих потребностей.
Экологическое сознание направлено не только на человека, но и на окружающую среду. Эта вторая сторона направленности сознания заключается в формировании регулятивных (политических, экономических, правовых, прагматических), познавательных (когнитивных, эстетических, этических) функций человека в экосистеме.
Таким образом, экологическое сознание представляет единство понимания окружающей среды и места, функций человека в ней.
Интегрируя все вышесказанное, можно заключить, что экологическое сознание - это система этических, когнитивных, эстетических, прагматических отношений человека с природой и самим собой.
II. Ведущие мировоззренческие идеи новой экологической картины мира «задают» контуры новой образовательной парадигмы, призванной разрешить противоречия современных образовательных систем. На смену репродуктивному образованию приходит творческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему. Объект-субъек-тные отношения в образовательном процессе замещаются субъект-субъектными отношениями педагогического сотрудничества, диалогом культур. «Разорванное», «лоскутное» предметное преподавание все более настойчиво вытесняется целостным, интегративным подходом к определению как содер-
жания, так и методик организации учебновоспитательного процесса. Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения научного знания в контекст культуры. Разнообразие видов учебных заведений, наличие альтернативных учебных планов, программ и моделей утверждают свободу выбора «индивидуальной дорожки обучения», демократические идеалы в развитии образовательных систем. Вместе с тем эти и иные инновационные направления образования еще не стали творческой нормой, потребностью участников учебновоспитательного процесса.
По мнению Ясвина В.А., наложение «полей» новой экологической парадигмы мировоззрения и новой образовательной парадигмы образует «поле» экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры общества и личности.
Такой подход к осмыслению сущности экологического образования приводит к целому ряду концептуальных положений:
- экологическая культура, экологическое сознание, ноосферное мышление общества и личности - ведущий компонент новой цивилизационной парадигмы, перехода России на модель устойчивого развития, построения гражданского общества;
- экологическое образование не есть новое обособленное направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель всего образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человека и продолжения развития человеческой цивилизации [2];
- экологическое образование - системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего;
- цель экологического образования -взращивание экологического сознания, культуры общества и личности, коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения, формирование нового, целостного мировоззрения, объективно отражающего место человека «посредине мира»;
- совокупность принципов экологического образования, вбирая в себя все обще-
дидактические, обогащает их специфическими экологическими: экогуманизации; обучающей, воспитывающей функции природы; комплементарности; интегративности; опережающего, прогностического характера образования; включения природы в текст культуры и образования и др.;
- сфера экологического образования в учебном плане не может быть определена только учебным предметом или их совокупностью. Сферу формирования экологического сознания и коррекции мировоззрения предстоит определить более гибко. В общем виде эта сфера может быть «обозначена» как экологическая культура;
- экологическая культура общества, страны - синтез истории опыта и традиций природосообразного поведения и деятельности населяющих ее народов, мера гармонии, степень коэволюции общества и природы, суперэтноса и вмещающего его ландшафта - показатель зрелости цивилизации.
Стратегической целью экологического образования является формирование экологического сознания человека.
Под экологическим сознанием с позиции образования понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек - общество - природа», существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий к ней.
Экоцентрический тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями:
- психологической включенностью человека в мир природы;
- восприятием природных систем как субъектов;
- стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Эти же особенности рассматриваются как важнейшие характеристики личности [8].
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания и конструируется общая задача экологического образования:
1. Формирование адекватных экологических представлений, позволяющих человеку знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиции экопсихологии
именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологичной личности. Поэтому главным ориентиром современного экологического образования является формирование у человека понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у него психологической включенности в мир природы.
2. Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения человека, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, детерминирует поступки, деятельность с точки зрения экологической целесообразности.
Именно через отношение в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологической личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у человека субъектной модальности отношения к природе.
3. Формирование системы стратегий и технологий взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно и безопасно поступать, человеку необходимо уметь это делать: понимания, желания окажется недостаточным, если он не сможет их реализовать в своей деятельности. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности. Именно они прежде всего формируют стремление к этическому, когнитивному взаимодействию с природой, которое свойственно экологической личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности обучающегося, в процессе которой происходит освоение этико-когнитивных основ и соответствующих технологий взаимодействия с природой [7].
Стратегия и технология взаимодействия с природой экологической личности
могут быть сформированы на базе освоения следующих основных непрагматических технологий:
- эстетического освоения природных объектов и их комплексов;
- познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;
- практического взаимодействия с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;
- природоохранной деятельности, продиктованной не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимость сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой [4].
III. Современное состояние экологического образования не может успешно решать проблему развития экологического сознания обучающихся, построенного на новом понимании мира.
Чтобы реально формировать экологическое сознание у подрастающего поколения, прежде всего его нужно сформировать у руководителей, педагогов учебных заведений. Для этого их необходимо специально экологически образовать (всех, а не только преподавателей биологического цикла!), сформировать у них коэволюционную позицию по отношению к природе, толерантность по отношению к людям, ответственность за здоровьесбережение обучающихся и собственное.
Для решения этой сложной, но чрезвычайно важной проблемы нами предлагается произвести дополнительное профессиональное экологическое образование руководите-
лей образовательных (дошкольных, общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов) и производственных учреждений. В результате обучения каждый из них, овладев экологической культурой, с новой коэволю-ционной позиции по отношению человека к природе, самому себе, окажется способным, во-первых, к управлению природоохранной, здоровьесберегающей деятельностью, во-вторых, к непрерывному экологическому образованию в конкретном учреждении. Развитие экологического сознания сотрудников должно стать нравственно-профессиональной функцией руководителя.
Нами в течение ряда лет проводилось такое обучение (заведующих дошкольными образовательными учреждениями, директоров гимназий, лицеев, колледжей, деканов вуза, руководителей предприятий). Общее количество обученных - около 300.
Исследование показало, что руководители понимают необходимость экологического образования и с желанием его приобретают.
Основные результаты такого обучения:
- осознание необходимости коэволюци-онных отношений с природой, что приводит к изменению стратегии и тактики управления природоохранной деятельностью;
- осознание управления здоровьесберегающей деятельностью в учреждении (образовательном, производственном);
- осознание непрерывного экологического образования руководителей и сотрудников учреждения.
Данный опыт профессионального экологического образования руководителей учреждений может быть одним из возможных путей формирования экологического сознания в системе образования.
Список использованной литературы:
1. Барановский С.И., Назаренко В.М. Экологическое образование в контексте устойчивого будущего. Материалы VIII Международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование: на пороге «РИО+10». - Тверь, 2002.
2. Гершунский Б.С. Перспектива системы образования. - М., 1990.
3. Глазачев С.Н., Данилов-Данильян В.И., Данило Ж. Маркович. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. - М., 1998.
4. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
5. Медведев В.И., Алдышев А. А. Экологическое сознание. - М., 2001.
6. Моисеев Н.Н. Постиндустриальный мир и Россия. - М., 1997.
7. Романова К. А. Модель многоуровневого экологического обучения управляющих кадров. - Н. Новгород, 2000.
8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М., 2000.
Статья рекомендована к публикации 14.12.06