Всерос. конф. молодых ученых "Рыбохозяйственная наука на пути в XXI в.". -Владивосток, 2001. - С. 51-52.
10. Kain J.M. A view of the genus Laminaria // Oceaogr. Mar. Biol. Ann. Rev., 1979. Vol. 17. P. 101-161.
11. Lobban C.S. The growth and death of the Macrocystis porophyte (Phaeophyceae, Laminariales) // Phycologia, 1978, Vol. 17. P. 196-212.
12. Parker B.C. Translocation in the giant kelp Macrocystis. I Rates, direction quantity of 14C label products and fluorescein // J. Phycol., 1965. Vol. 1. P. 41-46.
13. Parker B.C. Translocation in Macrocystis. III Comprasition of sieve tube exudates and endentirication of the major 14C label and products // J. Phycol., 1966. Vol. 2. P. 38-41.
Королева Татьяна Николаевна
Камчатский государственный технический университет E-mail: [email protected]
683003, Россия, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д.74, кв.24 Тел.: (41522) 22-45-38
Koroleva Tatiana Nikolaevna
Kamchatka State Technical University E-mail: [email protected]
24, 74, Leningradskay Str., Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003, Russia Ph.: (41522) 22-45-38
УДК 551.46+338.26
. .
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
-
Целью проведённых исследований являлась оценка удельного веса экологической составляющей в системе безопасности Северо-Западного федерального ок,
формировании концепции безопасности одного из важнейших в социальноэкономическом отношении регионов России, основные направления прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионе
Экология; безопасность; геополитика; концепция; транспортировка углево-; ; .
V. B. Mitko ECOLOGICAL CONTENT OF RUSSIAN NORTH-WEST FEDERAL OKRUG SECUIRITY CONCEPTION
Main goals of discussing questions are estimation of ecological component specific gravity on North-West federal ocrug security system, revelation of main sources of ecological risks and its taking into account on forming of main cocial-economic region of Russia secuirity conception.
Ecology; security; geo-policy; conception; transportation of hydrocarbons; risks; forecasting.
Экологические проблемы России носят явно выраженный геополитический аспект. Влияние экологической ситуации в Арктике на Планету в целом не вызывает никакого сомнения, в связи с чем развивается именно международное геополитическое сотрудничество в Арктике, основанное на совместном решении эколо-. , , построения и функционирования системы обеспечения безопасности СЗФО, включают геополитические и научно-технические аспекты.
Научно-технические факторы определяют программу обеспечения безопас-
- , должна включать создание иерархической структуры экологических центров, решающих задачи комплексного обеспечения реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера.
Структура системы должна предусматривать решение следующих задач:
-мониторинг окружающей среды и объектов;
-прогнозирование развития ситуации на основе разработанных моделей;
-организация мер предотвращения чрезвычайных ситуаций;
-организация мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа-
;
-организацию мероприятий экологического оздоровления окружающей сре-
.
Последовательная схема перечисленных мероприятий должна поддерживаться системой страхования, включающей специальный банк, силами и средствами реагирования на чрезвычайные ситуации, включая предотвращение и штрафова-
,
на чрезвычайные ситуации. Практически все из перечисленных в заключительной стадии позиций предполагают прогнозирование рисков как для оценки целесообразности соответствующих схем страхования, так и для построения системы «иммунитета» к террористическим воздействиям на техногенные объекты. Такая зада, ,
объектов питьевого водоснабжения, экологической безопасности акватории и побережья Финского залива и других.
Соответственно иерархии решаемых задач должна разрабатываться иерархическая система рисков от объектовых до геополитических, включающих комплекс условий влияния последствий чрезвычайных ситуаций на окружающую природную и социально-экономическую среду соответствующего масштаба. Для оптимального распределения усилий как с точки зрения страхования и обеспечения , PR- « » -
ходимо построение рельефа рисков. Такая задача актуальна для вышеупомянутой системы прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций в регионе Фин,
рисков. Это особенно важно не только для управляющих органов СевероЗападного региона Российской Федерации, но также и для государств Балтийского моря, для которых влияние последствий чрезвычайных ситуаций является значи-.
Подходы к определению рисков на объектовом уровне могут быть основаны на общих положениях теории решений, использующихся в методах исследования .
конкретных условиях понимают разность между выигрышем, который мог быть достигнут при знании этих конкретных условий и выигрышем в тех же условиях при применении той же стратегии. Риск выражается через элементы матрицы выигрышей, на основе которой выбирается стратегия, соответствующая максимальному выигрышу в определённом столбце матрицы, и при вычислении риска, соответствующего каждой стратегии в данных условиях, учитывается общая благоприятность или неблагоприятность окружающей среды. При подобных расчётах необходимо производить нормирование величин рисков для объектов различной физической природы и различных условий влияния на окружающую среду с учётом её .
Это обусловливает необходимость уделять этим направлениям первостепен-, -группы для разработки предложений по проектам и программам этого направле-, , формированию понятийного аппарата и научно-методических подходов в решении .
Для континентального шельфа России риски при добыче и транспортировке углеводородного сырья значительно выше, чем в регионах. Специфические клима, , поверхности океана с нижележащими слоями и атмосферой, пространственное распространение магнитных полей Земли, рельеф дна, типы берегов и мелководные приливы в значительной степени снижают естественную саморегулируемость
.
производственных объектов в этом регионе требует особого внимания к обеспечению экологической безопасности. Работы по добыче и транспортировке углеводородного сырья в прибрежной зоне и на шельфе резко повышают риски загрязнения водной среды в этих районах, прежде всего за счет аварийного или предумышленного сброса добываемых или транспортируемых продуктов, а также горючесмазочных материалов с буровых установок, судов и обслуживающих механизмов, стоков с очистных сооружений и бытовых отходов. Уменьшить влияние этих факторов можно следующими действиями:
1. Создать общую базу данных для сбора информации о нефтяных танкерах
, .
2. Определить фиксированные маршруты транспортировки углеводородного сырья на Арктическом шельфе. Данные маршруты должны быть установлены на достаточном расстоянии от берега, что позволит избежать воздействия на места нереста рыбы и гнездования птиц.
3. Использовать только двухкорпусные танкеры для транспортировки углеводородного сырья на Арктическом шельфе.
4. Обеспечить на протяжении всех маршрутов транспортировки углеводородного сырья на Арктическом шельфе достаточное количество хорошо оборудованных буксировочных плавсредств.
5. Обеспечить лучшее планирование для предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти (утечек газа) при транспортировке углеводородного сырья на Арктическом шельфе.
Сложные и разветвленные системы подводных трубопроводов протяженностью в сотни и тысячи километров для перекачки нефти, газа и конденсата относятся к числу главных факторов экологического риска на морских нефтепромыслах. Масштаб токсического поражения организмов в зоне аварии во многом определяется величиной утечки, что в свою очередь зависит от характера повреждения.
В ряде случаев аварийные выбросы нефти и газа на сухопутных магистральных , , опасны и для прибрежных морских экосистем, поскольку любое загрязнение речных вод рано или поздно сказывается на состоянии приустьевой зоны. Одним из основных источников воздействия на морскую среду при строительстве подводного трубопровода являются земляные работы при проходке траншеи и подходных каналов, заглублении и засыпке трубопроводов и дампинге грунта, сопровождающиеся: повышением содержания в воде взвеси, образованной мелкими фракциями донных отложений; изменением гидрохимического режима морской воды при высвобождении загрязняющих веществ из донных осадков во время проведения зем-. -водом происходит нагрев и охлаждение придонных вод в зоне трубопровода. Вероятно существенных изменений температуры в значительном по толщине слое водной массы не произойдет, и влияние изменений температуры на бентос ограничится очень узкой полосой вдоль труб. В России главными причинами аварий являются : внешние факторы - земляные работы вблизи трубопроводов, оползни, диверсии - 45,3 %; брак строительно-монтажных работ - 20,8 %; технические -выход из строя затворов, несовершенство вентилей, заводской брак - 5,6 %; причины организационного характера - 11,3 %; коррозия - 13,2 %; прочие - 3,8 %.
В настоящее время (2005 г.) износ основных фондов в газотранспортной системе ОАО «Г^пром» превысил 50 %. Более 90 % аварий в ЕСГ (Единая система ) .
Российское законодательство обязывает все компании, деятельность которых связана с транспортировкой или хранением нефтематериалов, иметь план ликви-
( ). -личество сил и средств для ликвидации разлива, максимально возможный объем , , , природные и погодные условия в месте расположения объектов. В плане ЛАРН
также должны быть смоделированы сценарии возможных раз.
аварийных разливов нефти является определение возможных последствий аварийных разли-, -ние на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую .
,
что план ЛАРН остается в большей степени документом, имеющим черты научноисследовательской работы, не-Рис.1. Схема зон Западной Арктики потенци- жели практическим руково-
ально опасных с точки зрения нефтяных ава- дством дая К0МГШний, занимаю-
рий согласно плану ЛАРН щихся нефтепродуктами. Для
того чтобы сделать план ЛАРН практическим инструментом реагирования на чрезвычайные ситуации, необходима еще большая работа по методической проработке содержания плана.
Выводы
1. -
ждений и транспортировки углеводородного сырья существенно выше, чем в дру. :
• сложными природно-климатическими условиями;
• необходимостью применения уникальных технологий и оборудования;
• ;
• ;
• ( ).
2.
выбросов в атмосферу и сбросов в морскую среду, что значительно повышает экологические риски в условиях Арктики.
3. « -
» , -
щих процесс изменения климата.
4.
пород повышается сейсмоопасность прилегающих территорий и возможно обрушение верхнего слоя.
5. , ( -
)
нефтепродуктов и химикатов в них образуется. В настоящее время не существует совершенной системы очистки воды и масс породы.
6. -веро-западном регионе России остается на очень низком уровне, что способствует повышению уровня экологических рисков и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
7. Интенсивная нагрузка магистральных трубопроводов привела к тому, что их основная часть сильно изношена и требует значительной реконструкции. Динамика аварийности на трубопроводах с каждым годом увеличивается, что повышает возможность экологической катастрофы.
8. , ,
же уровень опасности, что и перекачка ее по подводным трубопроводам. Основные проблемы с нарушением безопасности и разливы происходят при выполнении погрузочно-р^грузочных и бункеровочных операций у терминалов.
9. , -
, ,
, , возможным человеческим жертвам.
10. ,
морей показывает превышение допустимых норм содержания нефтепродуктов в придонной воде и донных осадках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ДодинДА. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). - СПб.: Наука, 2005. -283 с.
2. : ( -
чая группа Арктического Совета АМАП). - Осло, 2002. - С.111, www.amap.no; www.grida.no/amap. 2003
3. . . , -
// - . . « -
». - ., 2002.
4. Митько В.Б., Минина М.В. Международное арктическое сотрудничество в об-
// . « : , , ». - ., 2004.
5. . ., . . , -
21 // - . . «Наука и техника для устойчивого развития Северных регионов». - СПб., 2003.
6. . . « »/ : - , 2002.
7. III International Workshop «Rational exploitation of the coastal zone of the northern seas”. Kandalaksha, 1999. Materials of the reports.- St. Petersburg, RSHMU Publishers.
8. . . , . - .: «
», 2006.
9. : .
Доклад объединения Беллона. - Осло - СПб. - Мурманск, 2007.
www.bellona.org
Митько Валерий Брониславович
Российский государственный гидрометеорологический университет E-mail: [email protected]; [email protected] 198188, , - , . , 30, . 62
Тел.: +7(812)784-7518
Mitko Valery Bronislavovich
Chairman of SPb branch of Geo-policy and Safety Section of RANS, Russia.
E-mail: [email protected]; [email protected]
Of. 62, 30, Vasi Alekseeva Str., St. Petersburg, 198188, Russia
Ph.: +7(812) 784-7518
УДК 551.510.04
А. К. Ахсалба, Я. А. Экба
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА АТМОСФЕРНЫХ ОСАДКОВ В СУХУМЕ
Проводится анализ кислотного и ионного состава атмосферных осадков, выпадающих на территории г. Сухум, что дает возможность оценить экологическое состояние атмосферы.
Результаты мониторинга показывают увеличение значении кислотности и минерализации в пробах атмосферных осадков, что связано с увеличением количества транспортных средств и отсутствием утилизации твердых бытовых отходов в районе Сухума.
Атмосферные осадки; .мониторинг; химизм осадков; кислотность; минерализация; экосистема; импактныерайоны.