ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Щ Check for updates
УДК 379 Научная статья
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39 Экологическое просвещение посредством туризма Е.Б. Ивушкина Н, Е.В. Дашкова
Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17
Аннотация
Введение. Экологический туризм — это относительно новое явление в современной туристской деятельности. Обязательным условием успешного развития экологического туризма является активное вовлечение местного населения в создание турпродукта. Вместе с тем в России экотуризм еще не получил большое распространение. Материалы и методы. Методология носит комплексный характер. Это философские и общенаучные методы: аналитический, феноменологический, принципы объективности, всеобщей связи, противоречия, методы сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применялись концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «экологическая тропа» для социокультурного контекста. Экологический туризм нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария.
Результаты исследования. Экологический туризм признается наиболее перспективной формой в реализации концепции устойчивого развития. Образовательный компонент экотуризма не только служит информационным потребностям, но и помогает минимизировать воздействие на окружающую среду и создать более информированное и защищающее общество. Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, характеризующийся различными объектами природы, архитектуры, имеющими эстетическую, природоохранную, историческую ценность, предназначенный для повышения уровня экологической грамотности посетителей. Учебные экологические тропы — это специализированные маршруты для экологического образования. Обсуждение и заключение. Современный период развития человечества характеризуется острым недостатком экологического просвещения населения. Нужна такая система экологического образования, в которую бы входили не только экологические курсы в учебных заведениях и работа, проводимая средствами массовой информации, но и осуществлялось бы непосредственное общение человека с природой.
Ключевые слова: экология, туризм, экологическое образование, учебные экологические тропы.
Для цитирования. Ивушкина Е.Б., Дашкова Е.В. Экологическое просвещение посредством туризма. Научный
альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):32-39. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39
Original article
Environmental Education through Tourism
Elena В Ivushkina ЕЭ, Elena V Dashkova
Chechen State University named after A. A. Kadyrov, 17, Dudayev Boulevard Avenue, Grozny, Chechen Republic Н [email protected]
Abstract
Introduction. Ecological tourism is a relatively new phenomenon in modern tourism activities. The active involvement of the local population in the creation of tourist product is crucial for the successful development of ecological tourism. However, in Russia, ecotourism is not yet widespread.
© Е.Б. Ивушкина., Е.В. Дашкова, 2023
Materials and methods. The methodology is comprehensive. These are philosophical and general scientific methods: analytical, phenomenological, principles of objectivity, universal connection, contradiction, methods of comparative analysis and synthesis, scientific generalization. The study applied a conceptual and logical analysis of theoretical terminology in order to define the term "ecological path" for the socio-cultural context. Ecological tourism needs a new methodology of research involving new conceptual apparatus and methodological tools.
Results. Ecotourism is recognized as the most promising form in the implementation of the concept of sustainable development. The educational component of ecotourism not only serves informational needs, but also helps to minimize environmental impact and create a more informed and protective society. Ecological path — a specially equipped route, characterized by various objects of nature, architecture, with aesthetic, environmental, historical value, designed to improve the environmental literacy of visitors. Educational environmental paths are specialized routes for environmental education.
Discussion and conclusions. The modern period of human development is characterized by an acute lack of environmental education of the population. We need a system of environmental education that would include not only environmental courses in educational institutions and work carried out by the media, but also direct human contact with nature.
Keywords: ecology, tourism, environmental education, educational ecological paths.
For citation. Ivushkina EB, Dashkova EV. Environmental education through tourism. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):32-39. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-32-39
Введение. Экологический туризм — это относительно новое явление в современной туристской деятельности. Началом создания концепции экологического туризма принято считать 80-е гг. прошлого века, когда появились развернутые исследования зарубежных ученых на эту тему. Формированию концепции экотуризма способствовало сразу несколько условий, с одной стороны, туризм стал одной из глобальных экономических активностей, а с другой стороны, произошло изменение приоритетов и в устремлениях самих туристов. Число туристов, желающих посетить особо охраняемые природные территории, настолько возросло, что тот ущерб, который они могли нанести природным комплексам, стал вызывать серьезную озабоченность у экологов. По этой причине специалисты в области окружающей среды из различных регионов мира стали активно исследовать вопрос, каким образом защитить уникальные природные территории, заставив туризм «работать» на охрану природы таким образом, чтобы охраняемые территории могли «платить за себя». C другой стороны, стало очевидно, что при рациональной организации экологический туризм может обеспечить существенную финансовую поддержку охране природы и повысить значимость тех природных территорий, которые должны сохраняться в первозданном виде.
Обязательным условием успешного развития экологического туризма является активное вовлечение местного населения в создание турпродукта. Этот вид туризма стимулирует развитие традиционных местных форм хозяйствования и бережное отношение к окружающей среде. Часть доходов от данного вида туризма направляется на решение экологических проблем посещаемого региона. Вместе с тем в России экотуризм еще не получил большое распространение, туроператоров, занимающихся организацией экотуров, очень мало.
Материалы и методы. В данном исследовании методология носит комплексный характер, что обусловлено междисциплинарностью подходов к изучению проблемы. Исследование проблемы экологического туризма в устойчивом развитии территорий носит характер сложного и неоднозначного процесса использования целого комплекса философских и общенаучных методов: аналитического, феноменологического, принципов объективности, всеобщей связи, противоречия, методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. В исследовании применяется концептуально-логический анализ теоретической терминологии с целью определения термина «экологическая тропа» для социокультурного контекста. К этому привлекались методы историко-генетического анализа научной методологии для анализа её переориентации от формально-теоретической установки к социально-значимой. Исходной методологической идеей исследования являются диалектический и системный подходы.
Экологический туризм нуждается в новой методологии исследования с привлечением нового понятийного аппарата и методологического инструментария. В нашем исследовании рассматривается объект — экологический туризм в составе маркетинга территорий, а также сопутствующие явления в виде социальных последствий.
Методология как логическая организация экологического туризма состоит в том, чтобы определить цель и предмет исследования, найти подходы и ориентиры к проблеме, выбрать методы исследования.
Результаты исследования. В настоящее время в эру ускоренного развития человечества, существует проблема загрязнения окружающей среды. Почти все направления мирового хозяйства держат курс на предельную экологизацию своей деятельности. По итогам первых научных исследований в области негативных последствий воздействия избыточной рекреации на окружающую среду рекреационных территорий, в начале 80-х гг. XX в. появился новый вид туризма — экологический туризм. В большинстве своем, экологический туризм появился благодаря переходу туристской индустрии от «старого» туризма к «новому» [1, c. 945-950].
Экологический туризм имеет очень много терминов и различных определений. В некоторой степени всевозможные, но во многих отношениях схожие друг с другом природно-ориентированные формы туризма, которые
получили в последние десятилетия обширное распространение во всем мире как в массовой, так и в специальной литературе, характеризуются при помощи целого диапазона всевозможных эпитетов. Множеству определений отвечает широта содержания и множественность определенных форм работы в данной области туристской индустрии. Каждое из них выявляет те или другие значимые нюансы, ну а в совокупности эти определения вполне достаточно описывают многообразие и эволюцию представлений о целях и задачах нового вида туризма.
Международный союз охраны природы выдвинул следующее определение экологического туризма: «Экологический туризм или зеленый туризм — путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» [2].
Сам экологический туризм должен быть: обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов; не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, то есть экологически устойчивым; непременно нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой; заботящимся о сохранении местной социокультурной среды; экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
Данный лаконичный список абсолютно достаточен, дабы отличить туристские поездки с экологическими целями от иных форм туризма. При этом данный список не связывает экологический туризм исключительно с неудобными путешествиями в «дикую природу».
Экологический туризм признается наиболее перспективной формой в реализации концепции устойчивого развития. Уже сама идея организации таких путешествий, которые не только не наносят вред природе, но и в ходе которых проводятся мероприятия по ее сохранению, полностью соответствует идее «развития без разрушения».
По принципу целеполагания различают несколько видов экологических путешествий: научные туры, туры истории природы, приключенческие туры, путешествия в природные резерваты, особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Широко распространенное согласие, что экотуризм основан на природе, кажется достаточно простым правилом, но даже здесь идут серьезные споры. Что именно составляет основу природы? Способна ли среда, измененная людьми, соответствовать требованиям?
Предоставление образования, а также концепция обучения, понимания является еще одним важным принципом экотуризма. Понимание может быть достигнуто с помощью неличных методов, таких как брошюры или демонстрации, но чаще оно включает в себя посредничество с глазу на глаз через руководство. Этот образовательный опыт удовлетворяет желание посетителей получить информацию, но это не является уникальной потребностью в экотуризме. То что, по-видимому, дифференцирует интерпретацию как часть опыта экотуризма, заключается в том, что образование искажено в попытке обеспечить лучшее понимание и оценку природной среды и процессов, что приводит к повышению заботы об окружающей среде и ответственности. Это может произойти через влияние на отношение или даже поведение посетителей.
Таким образом, образовательный компонент экотуризма не только служит информационным потребностям, но и помогает минимизировать воздействие на окружающую среду и создать более информированное и защищающее общество.
Экологический туризм набирает популярность с каждым годом. Это объясняется экологической политикой большинства стран мира. Особое внимание в развитии экологического туризма следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах, причем отнюдь не только на охраняемых территориях. Важно также содействовать международному сотрудничеству туроператоров и экологов. Нередко крупные национальные и международные природоохранные союзы и фонды направляют свои усилия и средства исключительно на охрану «дикой» природы, не уделяя должного внимания охране эколого-культурного разнообразия и такому важному инструменту экологического менеджмента, каким является экотуризм. Поэтому эколого-куль-турный синтез, выход за пределы охраняемых территорий на пространство культурного ландшафта, экологизация местной экономики — таковыми могут и должны стать элементы обновленной стратегии экотуризма [3]. Особо охраняемые природные территории являются ключевым звеном в экологическом туризме, так как именно на этих территориях проводят большую часть своего путешествия экотуристы. Соответственно, на ООПТ должна быть сильная туристская инфраструктура. Природа и традиционная культура Российской Федерации предполагают немалые потенциальные возможности для становления экологичексого туризма. В итоге главным звеном в системе особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, продвигающим природно-ориентированный экологический туризм, являются национальные парки. Дальше идут преимущественно биосферные государственные заповедники, которые используют только контролируемый экологический туризм.
Экологический туризм обеспечивает получение в национальном, региональном и местном масштабах дополнительных выгод [4]. Однако в массовом российском туристском бизнесе природно-направленный туризм также пока развит слабо.
Российский экотуризм владеет огромным социальным потенциалом, так как в Российской Федерации как ни в какой другой стране мира большой известностью пользовались со времен СССР самодеятельный и спортивный туризм, частично похожий на западный «приключенческий» туризм. Очевидно, самодеятельные путешественники не были движимы фактически экологическими целями, но почти все из них обожали и оберегали природу, однако массовый самодеятельный и спортивный туризм часто причиняли уязвимым экологическим системам значимый вред.
В конце концов одним из ограничений развития экотуризма является высочайшая чувствительность почти всех экологических систем РФ к антропогенным действиям, их хрупкость, при этом как раз в районах, симпатичных одичавшей природой либо аборигенными формами хозяйства, где наиболее полно можно развивать экоту-ризм. В небольших объёмах в Российской Федерации представлены практически все формы экотуризма. Более массовой из этих форм являются однодневные экскурсии экологической ориентации, которые совершаются или жителями городов, или путешественниками, которые находятся на здравницах и остальных местах отдыха.
На самом деле, Россия с ее богатым природным и культурным наследием, местным многообразием форм природопользования в XXI в. может стать одним из лидирующих государств мира, где реализуется стратегия природно-нацеленного туризма. Стратегия, которая способствует переходу к экологически направленной политике природопользования и экологически устойчивому региональному развитию [5]. Имея колоссальные возможности для развития экологического туризма, страна сегодня практически не использует их, упуская значительные прибыли.
Развивая экологический туризм в России, следует использовать потенциал индустрии отдыха: санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, экологические тропы и маршруты различной протяженности и степени сложности. Особое внимание в развитии экологического туризма следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах, причем отнюдь не только на охраняемых территориях. Важно также содействовать международному сотрудничеству туроператоров и экологов. Эколого-культурный синтез, выход за пределы охраняемых территорий на пространство культурного ландшафта, экологизация местной экономики — таковыми могут и должны стать элементы обновленной стратегии экотуризма [3].
Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, характеризующийся различными объектами природы, архитектуры, имеющими эстетическую, природоохранную, историческую ценность, предназначенный для повышения уровня экологической грамотности посетителей. Кроме того, что экотропа способствует охране природы и преумножению экологических знаний, она является объектом туристского интереса, и тем самым приносит доход. Экологические тропы в ООПТ имеют роль маршрута, на котором возникают ограниченные отношения человека с природой.
Соответственно, при имеющихся в Чеченской Республике экотуристских и эколого-культурных ресурсах, а также перспективах развития туризма, экологические тропы выступают отличным инструментом, дающим возможность как сохранить девственную природу, так и быть полезными экономике Республики.
Экологические тропы систематизируют по различным категориям, начиная с длины маршрута и заканчивая его длительностью. Но принятой систематизации по этим аспектам нет из-за относительности критериев. Наибольшая протяженность экотропы — 8 км; если экотропа употребляется в учебных целях, то ее протяженность — до 2 км. Экотропа может состоять из одного либо нескольких маршрутов. Основным критерием классификации троп природы все-таки является их назначение: познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические.
Учебные экологические тропы — это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода, им может быть не только сотрудник особо охраняемой природной территории, но и учитель. Если в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хотя бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. Для самостоятельных посетителей тропа оборудуется указательными знаками, информационными стендами. Подготавливаются информационные буклеты.
Специализированные экологические тропы разрабатываются и для людей с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие). Этот вид экотроп в настоящее время получает все большее распространение во многих странах мира. При проектировании экотроп всегда рассматривается вопрос о том, сможет ли она целиком или какая-то ее часть быть доступной для людей с ограниченными физическими возможностями [6]. Экотропы выступают маршрутами бережного ознакомления с природой и приобщения к ней. Они занимают особое место в самой структуре экологического туризма, являясь центральным звеном отношений человека и природы.
Эффективное развитие туристско-рекреационной сферы в Чеченской Республике обусловлено наличием существенного потенциала для развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях [7]. Инфраструктурная доступность особо охраняемых природных территорий для определенного вида экологиче-
ского туризма оценивается по наличию обустроенных маршрутов с местами для отдыха, смотровыми площадками и информационными стендами, территориальной близости к объектам туристской инфраструктуры (средств размещения, питания и обслуживания туристов) [8].
В ходе исследования было установлено, что комплексную оценку экотуристского потенциала особо охраняемых природных территорий Чеченской Республики целесообразно осуществлять путем сравнения единичных показателей сразу по нескольким объектам, четко обозначая рамки сравнения.
Пример комплексной оценки экотуристского потенциала представлен в таблице.
Таблица
Пример комплексной оценки экотуристского потенциала
Научный туризм Познавательный туризм Приключенческий туризм Туры выходного дня Детские программы
Научные туры Наблюдение птиц Трекинги Дополнение к деловым поездкам Летние «эколагеря»
Полевые практики Ботанические туры Конные туры Дополнение к отдыху в санаториях Экскурсии для школьников
Экспедиции, научные исследования Культурные и этнографические туры Велосипедные туры Экскурсии для местных жителей
Археологические туры Сплавы по рекам на рафтах
высокий потенциал развития средний потенциал развития низкий потенциал развития
Виды экологического туризма весьма разнообразны, но в любом случае основная цель этого направления туризма остается неизменной — полноценный отдых, не наносящий вреда естественной среде, сочетающийся с процессом экологического образования и просвещения, уважительным отношением к местной социокультурной среде.
Нами разработан маршрут экотропы «Тропа в забытый мир» (рис. 1), который проложен через различные природные объекты, несущие в себе туристский интерес.
Рис. 1. Маршрут «Тропа в забытый мир»
Маршрут обладает тремя основными критериями: привлекательность, доступность и информативность.
Первый критерий строится на основе живописности ландшафтов, их разнообразия и уникальности, данные компоненты в совокупности создают комплекс привлекательности, который можно разглядеть с так называемых обзорных точек: расположенных на маршруте двух смотровых площадок. Практически на всем протяжении маршрута рассматриваемой экологической тропы открывается панорамный вид на соседнюю долину.
Второй критерий, доступность экотропы, является одним из приоритетных элементов для туриста при выборе маршрута. Поэтому необходимо чтобы подъездные пути к началу экотропы были хорошо проложены, а сама эко-тропа не была слишком сложной для посетителя. Тут действует закономерность того, что уставший посетитель не сможет должным образом наслаждаться пейзажами, а также хорошо воспринимать новую информацию.
Третий критерий, информативность, сюда относятся знания из различных областей науки, которые получает посетитель в результате прохождения маршрута. Это является главным отличием экологической тропы от обыч-36 ного маршрута в природной среде. Функцию информирования посетителей выполняют различные объекты на
маршруте: экскурсовод, информационные стенды, картографические схемы, разного рода буклеты и т. д. Данная экологическая тропа, кроме туристского маршрута, может быть использована в качестве учебного маршрута для школьников, подкрепляя их знания в области экологии, географии, биологии и т. д. [9].
Рассматриваемая экотропа тянется по грейдерной дороге от туристского комплекса «Кезеной-Ам» до селения Хой в Веденском районе Чеченской Республики, включая все природные, историко-архитектурные и другие объекты, располагающиеся в данной местности, которые представляют туристский интерес.
Конечным пунктом экологической тропы является древнее селение «Хой», с историей, насчитывающей более 2 тыс. лет (рис. 2).
Рис. 2. Древнее селение «Хой»
До настоящего времени сохранились каменные постройки с необычными петроглифами и кладбище. Хой является основной темой экскурсий, жемчужиной экотропы. Здесь можно проводить различные экскурсии и анимационные программы. Именно благодаря данному историко-культурному памятнику, целесообразно создание бренда «Тропа в забытый мир».
Основными целевыми группами посетителей экотропы, если рассматривать возрастной аспект, является молодежь и дети школьного возраста, хотя сам маршрут будет оборудован под все возрастные категории, включая детей дошкольного и людей старшего возраста. Экологическая тропа «Тропа в забытый мир» хотя и имеет туристскую направленность, но также здесь упор может быть сделан и на школьников, выездные контрольные работы по различным дисциплинам, да и просто экскурсии.
Основными темами информационного насыщения могут стать ландшафтное разнообразие, гидрологические ресурсы маршрута и историко-архитектурный потенциал, а если конкретно: Кезеной-Ам, биологическое и ландшафтное разнообразие и селение Хой.
В информационном обеспечении экологической тропы на особо охраняемых природных территориях необходимы основные экологические идеи. Данные идеи будут представлены в наглядной форме: на стендах, буклетах, плакатах, а также в лекционных материалах.
Чтобы составить информационное обеспечение маршрута «Тропа в забытый мир», нужно полностью сначала ее исследовать. Требуются специалисты в области биологии, географии, культурологи и т. д., чтобы составить список всех представителей флоры и фауны, встречающихся на маршруте, выявить из них наиболее интересные виды и включить в контрольные тексты экскурсий, а также чтобы разместить данные о них на информационных стендах.
Информационное обеспечение маршрута должно быть направлено на различные возрастные категории посетителей: что интересно для молодежи, может быть не совсем интересно детям школьного возраста. Также на экотропе «Тропа в забытый мир» можно проводить различные обучающие мероприятия. Тематика обучения на курсах может быть самой разнообразной: от простого знакомства с природой вообще или с отдельными представителями животного или растительного мира до выполнения несложных полевых наблюдений. Примеры тем таких наблюдений: рост оврага, внедрение растений-иммигрантов под полог коренного леса; сбор статистической информации (регистрация определенных видов растений или животных, увиденных на маршруте) [10, с. 119-121].
Вообще организация полевых научных исследований собственными силами или с привлечением экскурсантов является сравнительно новым видом деятельности для российских троп в целом. Такие исследования приносят пользу как организаторам тропы, так и посетителям, способствуя их экологическому образованию. Известно, что чем активнее человек участвует в процессе обучения, тем лучше он усваивает материал [11].
Обсуждение и заключение. В настоящее время экологический туризм играет важную роль в мировой индустрии гостеприимства. Согласно прогнозам экспертов Всемирной Туристской Организации, экологический туризм в этом столетии будет набирать обороты, что положительно скажется на экономическом развитии отдельных регионов. Развитие экологического туризма является особенно необходимым, так как человечество столкнулось с такими экологическими проблемами, как загрязнение воды и воздуха токсичными отходами, истощение озонового слоя, глобальное потепление климата, нерациональное использование природных ресурсов и так далее. Конечно же экологический туризм не является ключом для устранения вышеизложенных глобальных проблем, но он выступает в качестве метода бережного использования природных, культурно-исторических и других ресурсов огромным потоком туристов, которых насчитывается миллионы.
Современный период развития человечества характеризуется острым недостатком экологического просвещения населения. Нужна такая система экологического образования, в которую бы входили не только экологические курсы в учебных заведениях и работа, проводимая средствами массовой информации, но и осуществлялось бы непосредственное общение человека с природой. Именно для этого необходимы экологические тропы.
Список литературы
1. Гайтуркаев Р.В. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Чеченской Республике. В: Теория и практика современных географических исследований. Сборник статей. Санкт-Петербург; 2017. с. 945-950.
2. Шульгина Д.П., Шульгина О.В. Культурное и природное наследие России. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2020. 177 с.
3. Дроздов А.В. Как организовать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. Москва: Экологический просвет; 2000. 61 с.
4. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник. Москва: Финансы и статистика; 2011. 368 с.
5. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Москва: Гардарики; 2008. 271 с.
6. Разнообразие экотроп. Интернет-ресурс Ecosystema.ru. URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/03. htm, свободный (дата обращения: 25.02.2023).
7. Назаева М.И. Роль и место сферы туризма в экономике Чеченской республики). Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017;22(4). URL: https://rol-i-mesto-sfery-turizma-v-ekonomike-chechenskoy-respubliki (дата обращения: 10.02.2023).
8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика организации туризма. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт; 2020. 291 с.
9. Комова Г.А. Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнобразия. Владивосток; 2007. 221 с.
10. Чижова В.П. Разработка программ эколого-экскурсионной деятельности в заказнике «Воробьевы горы». В: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Туризм и устойчивое развитие регионов. Тверь: Изд-во Тверского университета; 2005. с. 119-121.
11. Льюис В.Г., Тильден Ф.Т. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во Иркутского университета; 1996. 244 с.
References
1. Gayturkayev RV. Problemy i perspektivy razvitiya ekologicheskogo turizma v Chechenskoy Respublike = Problems and prospects for the development of ecological tourism in the Chechen Republic. Teoriya i praktika sovremennykh geograficheskikh issledovaniy. Sbornik statey. Saint Peterburg; 2017. pp. 945-950. (In Russ.).
2. Drozdov AV. Kak organizovat turizm v natsionalnykh parkakh Rossii. Rekomendatsii po vyyavleniyu, otsenke i prodvizheniyu na rynok turistskikh resursov i turistskogo produkta natsional'nykh parkov = How to organize tourism in the national parks of Russia. Recommendations for identifying, evaluating and promoting the tourist resources and tourist product of national parks. Moskow: Ekologicheskiy prosvet; 2000. 61 p. (In Russ.).
3. Drozdov AV. Osnovy ecologicheskogo turizma = Basics of ecological tourism. Moscow: Gardariki; 2008. 271 p. (In Russ.).
4. Zorin IV Entsiklopediya turizma: spravochnik = Encyclopedia of tourism: a reference book. Moscow: Finansy i statistika; 2011. 368 p. (In Russ.).
5. Komova GA. Ekologicheskiye tropy kak odin iz sposobov sokhraneniya bioraznobraziya = Ecological trails as one of the ways to preserve biodiversity. Vladivostok; 2007. 221 p. (In Russ.).
6. Lewis WG, Tilden FT. Interpretatsiya dlya posetiteley parkov = Interpretation for park visitors. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo universiteta; 1996. 244 p. (In Russ.).
7. Morozov MA, Morozova NS. Ekonomika organizatsii turizma = Ekonomika organizatsii turizma. 5-ye izd., ispr. i dop. Moskow: Yurayt; 2020. 291 p. (In Russ.).
8. Nazaeva MI. Rol i mesto sfery turizma v ekonomike = The role and place of tourism in the economy of the Chechen Republic. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2017;22(4). Available from: https://rol-i-mesto-sfery-turizma-v-ekonomike-chechenskoy-respubliki (Accessed: 10 February 2023). (In Russ.).
9. Raznoobraziye ekotrop = Variety of ecopaths. Available from: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/03.htm (Accessed: 25 February 2023). (In Russ.).
10. Chizhova VP. Razrabotkaprogramm ekologo-ekskursionnoy deyatelnostivzakaznike "Vorobyevygory". Materialy 2-y Vseross. nauch.-prakt. konf. Turizm i ustoychivoye razvitiye regionov. Tver: Izd-vo Tverskogo universiteta; 2005. pp. 119-121. (In Russ.).
11. Shulgina DP, Shulgina OV. Kulturnoye i prirodnoye naslediye Rossii = Cultural and natural heritage of Russia. 2-ye izd., ispr. i dop. Moskva: Yurayt; 2020. 177 p. (In Russ.).
Об авторах:
Ивушкина Елена Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры туризма и индустрии гостеприимства, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (366007, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17), ORCID, [email protected]
Дашкова Елена Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, декан факультета геоэкологии и географии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова (366007, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17), ORCID, [email protected]
Поступила в редакцию 12.02.2023.
Поступила после рецензирования 10.03.2023.
Принята к публикации 10.03.2023.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Ivushkina Elena Borisovna, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor of Tourism and Hospitality Industry Department, Chechen State University named after A. A. Kadyrov (17, Dudayev Boulevard Avenue, Grozny, Chechen Rep., 366007), ORCID, [email protected]
Dashkova Elena Valerievna, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Dean Geoecology and Geography Faculty, Chechen State University named after A. A. Kadyrov (17, Dudayev Boulevard Avenue, Grozny, Chechen Rep., 366007), ORCID, [email protected]
Received 12.02.2023.
Revised 10.03.2023.
Accepted 10.03.2023.
Conflict of interest statement
The authors do not have any conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.